история. Слайд 3 русь феодальная в ixxii веках прежде чем приступить к рассмотрению темы формирования российской государственности, необходимо ознакомиться с понятием государство
Скачать 355.53 Kb.
|
Тема вторая – «Феодальная раздробленность. Борьба русского народа с иноземными завоевателями». 30-м годам XII века Русь вступила в период феодальной раздробленности. Причинами тому являлись господство натурального хозяйства и слабые внутриэкономические связи как взаимообусловленные процессы; распространение феодального землевладения и оседание дружины на землю. Также причинами раздробленности являются усиление роли отдельных городов и рост могущества местных князей; потеря Киевом своей исторической роли, во многом детерминированная падением значения торгового пути «из варяг в греки», отсутствие внешней военной угрозы. Период раздробленности, или вассально-сеньориальная монархия, является закономерным периодом в развитии феодализма. Этот этап связан с укреплением крупной земельной собственности и формированием зависимости крестьян от феодалов. Удельные князья создали собственный аппарат управления и могли теперь обходиться без помощи киевского князя. естные княжества в основном сохранили прежнюю модель органов власти. торжеством феодальной раздробленности общерусское значение власти киевских великих князей постепенно стало ослабевать по сравнению с другими князьями и было сведено в конечном итоге на нет. Уже со второй половины XII века выделяются сильные княжества, правители которых становятся «великими», «старейшими» в своих землях, представляя в них вершину всей феодальной иерархии, верховного главу. До середины XII века таким главой в масштабах всей Руси был киевский князь, но со второй половины XII века его роль перешла к местным великим князьям. Политическим последствием этих сложных социально-экономических процессов стали постоянные междоусобные войны между Рюриковичами. К середине XII века на Руси насчитывалось 15 княжеств. К началу XIII века их число выросло до 50. В XIV веке – до 250. К концу XII – началу XIII веков выделилось три крупных политических центра. Они оказывали решающее влияние на политическую жизнь соседствующих с ними территорий: Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское княжества и Новгородская феодальная республика. Князья обладали всеми правами суверенных государей. Наряду с продолжавшими действовать нормами «Русской Правды» в землях и княжествах начинают складываться свои правовые нормы. Они находили отражение в договорах между князьями и в торговых договорах русских городов с зарубежными. Иначе говоря, для каждой из русских земель были характерны свои отличительные особенности. Однако их тесная связь в рамках федерации обеспечивалась общим сознанием единства Русской земли и общими основными законами, заключенными между ними. Особый политический строй, отличный от строя в других княжеских землях, сложился в XII веке в Новгородской земле. В XII веке Великий Новгород был одним из крупнейших городов не только на Руси, но и в Европе. Он занимал очень выгодное географическое положение. Город находился на пересечении важных для Руси и других государств Восточной Европы торговых путей, связывавших Балтийское море с Черным и Каспийским. В своей торговле Новгород использовал широко развитые в Новгородской земле ремесла и различные промыслы. Высшее новгородское сословие – бояре – принимало активное участие во внешней торговле. Хотя новгородское сословие и торговля достигли небывалого расцвета, основу экономики Новгородской земли составляли сельское хозяйство и связанные с ним промыслы. Общественно-политическая жизнь Новгорода имела существенные особенности. Слайд 11 Сначала Новгород наряду с другими русскими княжествами подчинялся Киеву. Но в ходе развития вечевого строя Новгород в XII веке стал самостоятельной феодальной республикой и принимал к себе князей только по собственному выбору и на определенных условиях. Князь выполнял функцию связующего звена, с одной стороны, Новгорода с Русью и порядками в остальных ее землях, а с другой – отдельных частей Новгородской земли. Он также ведал вопросами защиты Новгорода и его владений от нападения внешних врагов, был высшей судебной инстанцией. Новгородцы подписывали с ним договор об условиях княжения, которые князь обязан был выполнять или в противном случае покинуть Новгород. Высшим органом власти в Новгороде было вече – собрание мужского населения города. Вече обладало чрезвычайно широкими полномочиями. Собираться на вече имели право все свободные граждане – от бояр до «черных людей». Все вопросы решались большинством голосов, несогласное меньшинство силой принуждали признать решение большинства. Как правило, на вече созывались несколько сот владельцев городских усадеб, а все важные вопросы жизни Новгородской земли до вынесения их на вече предварительно обсуждались в узком кругу небольшой группы наиболее влиятельных бояр. Главными правительственными лицами в Новгороде были посадник и тысяцкий. Посадник избирался из самых влиятельных бояр на неопределенное время. Будучи посредником между князем и народом, он вместе с князем имел право судить и управлять, руководил совещаниями веча, от имени Новгорода вел переговоры с другими княжествами и зарубежными государствами и заменял князя в его отсутствие. Тысяцкий избирался из небоярского населения Новгорода. Как судья он имел дело преимущественно с «черными людьми». Тысяцкий осуществлял контроль за налоговой системой. Во главе новгородской церкви стоял епископ. Он принимал участие во всех важных гражданских делах, имел свой суд, собственный штат и даже собственный воинский полк. Вечевой строй в Новгородской земле был одной из форм феодального государства. Вече должностных лиц создавало иллюзию «народовластия», видимость участия всего мужского населения Новгорода в делах управления. В действительности же вся реальная полнота власти находилась в руках бояр и привилегированной части купечества. Боярско-купеческая верхушка учитывала политическую активность городского плебса и умело использовала ее в борьбе с княжеской властью, отстаивая свои собственные интересы. На гегемонию Северо-Восточной Руси претендовали Владимиро-Суздальские князья Юрий Долгорукий и Андрей Боголюбский. Они прославились завоевательными походами на соседей, расширением границ своего государства и усмирением аристократической оппозиции. Для закрепления власти в своих землях владимирские князья устраивали крепости. Один из таких городков – осква – впервые упомянут в летописи в 1447 году. Князья Владимиро-Суздальской земли XII века активно участвовали в усобицах за обладание Киевским княжеством. Андрей Боголюбский в 1169 году захватил и разграбил Киев. После этого события роль киевских князей в общерусской политической жизни значительно уменьшилась. Усиление города Владимира связано с борьбой Андрея Боголюбского и аристократов. Разгромив боярскую оппозицию, князь перенес столицу княжества в город Владимир. Феодальная раздробленность была закономерным этапом развития феодальных отношений. Значение феодальной раздробленности: она была периодом экономического и культурного подъема русских земель; укрупнялись старые и росли новые города. Вокруг городов складывались местные рынки, зарождалось товарное производство. Она создала условия для объединения Руси на более высоком и прочном уровне. Феодальная раздробленность ослабляла силы народа в борьбе с внешней опасностью, что сказалось в годы татаро-монгольского нашествия. Слайд 12 Борьба русского народа с иноземными завоевателями. XIII веке народам Руси пришлось вынести тяжелую борьбу с иноземными захватчиками. С востока на Русь обрушились полчища татаро- монгольских завоевателей. С запада русские земли подвергались агрессии немецких, шведских и датских рыцарей-крестоносцев. Исход героической борьбы с захватчиками надолго определил исторические судьбы народов нашей страны, оказал огромное влияние на их дальнейшее экономическое и государственно-политическое развитие. Также он привел к значительным изменениям в этнической и политической карте Восточной Европы и Средней Азии. Наиболее разрушительным для Руси было нашествие татаро-монгольских завоевателей. 1206 году в Центральной Азии племена монголов объединились и образовали государство. Его возглавил Чингисхан, 1155–1227, сумевший создать сильную конную армию и покорить племена соседей – кочевников, которых сами монголы обобщенно называли «татарами». В русский язык вошли оба эти слова, поэтому в нем часто используется выражение «монголо-татары». В 1219 году армия Чингисхана завоевала Среднюю Азию, оттуда через Иран направилась в Закавказье, подчинила Кавказ и Крым, а затем вернулась в азиатские степи. 1236 году монголо-татары начали поход в Европу. Его возглавил Батый, годы правления 1227–1255-й. Путь в Европу лежал через русские земли. С целью покорения Руси Батыем было организовано два похода: первый, 1237–1238 годов, был направлен на захват Новгорода; второй, 1239– 1240 годов, – на захват Киева. Первым русским городом на пути армии Батыя оказалась Рязань. Рязанский князь Юрий обратился за помощью к другим русским князьям, но безрезультатно. Феодальная раздробленность не позволила русским совместно выступить против агрессии. В результате в 1237–1240 годах были поочередно захвачены почти все русские княжества, кроме Новгородско-Псковских земель. Сожжены такие старинные города, как Рязань, Владимир, Суздаль, осква, Киев и многие другие. Через Польшу, Венгрию, Трансильванию и Чехию монгольская армия двинулась в Западную Европу, но, ослабленная ожесточенной борьбой русского населения, не смогла ее захватить. В 1242 году Батый вернулся на Нижнюю Волгу и основал там Золотую Орду со столицей – Сара й. Русские земли оказались в вассальной зависимости от Золотой Орды. Иго выражалось в подчинении русских князей через систему ярлыков хану Золотой Орды, необходимости участия князей и их дружин в монгольских походах. Также – в регулярном сборе дани с русских земель в пользу монголо-татар и в регулярных жестоких карательных экспедициях кочевников против русского населения. онголо-татарское иго длилось свыше двухсот лет – до 1480 года. Оно стало серьезным препятствием на пути поступательного культурно-экономического развития русских земель. По замечанию миссионера папы римского Плано Карпини, проезжавшего по территории Южной Руси через пятнадцать лет после монголо-татарского нашествия, в Киеве осталось не более двухсот домов, на полях и вдоль дорог он видел бесчисленные черепа и кости. Татаро-монгольское нашествие привело к падению роли городов в политической и экономической жизни Руси. Вследствие разрушения городов, гибели их в огне пожаров и увода в плен квалифицированных ремесленников надолго исчезли сложные виды ремесла, приостановилось городское строительство, пришло в упадок изобразительное и прикладное искусство. Тяжелым последствием ига было углубление разобщения Руси и обособление отдельных ее частей. Ослабленная страна не смогла отстоять ряд западных и южных районов, захваченных позже литовскими и польскими феодалами. Нанесен был удар торговым связям Руси с Западом: торговые связи с зарубежными странами сохранились лишь у Новгорода, Пскова, Полоцка, Витебска и Смоленска. Татаро-монгольское нашествие привело к резкому сокращению населения страны. Слайд 13 Одним из трагических эпизодов монголо-татарского нашествия является битва на реке Сити 1238 года. Это событие подводит итог войне во Владимирском княжестве. Известно, что первый удар монголов был нанесен по Рязанской земле. После разгрома дружины местных князей в чистом поле последовало взятие стольного града. Вся волость была разорена. Захватчики двинулись дальше на север. Были взяты Коломна и затем осква. Отряды легкой монгольской конницы быстро продвигались в глубь Руси, используя в качестве торных дорог замерзшие русла рек. Великий князь Владимирский Юрий Всеволодович, получив известия поражениях под Коломной и осквой, решил собрать большое войско для отпора врагу. Для этого он покинул Владимир и со своей дружиной выступил к северным границам княжества. Одновременно Юрий отправил гонцов к другим русским князьям, призывая прислать подкрепления. Однако помощи не получил. онголы подошли к Владимиру. В результате затяжного штурма 7 февраля 1238 года Владимир был взят. Основная задача захватчиков была решена – удалось взять главные города Владимирской Руси, включая столицу. После взятия Владимира монголо-татары разделились на три части. Основные войска ушли вместе с Батыем и Субудаем на северо-запад, в направлении Торжка. Другая часть разоряла города и земли вокруг Владимира и на восток от него. это время Юрий Всеволодович стоял лагерем на притоке реки оло ги, Сити. Он ожидал помощи и мог надеяться на серьезное подкрепление. Его родной брат Ярослав в это время был князем Киевским и Переславль-Залесским. В Новгороде княжил сын Ярослава Александр, будущий святой и победитель немцев и шведов. В летописи говорится, что Юрий ждал от Ярослава подхода «полков». Этот момент показателен, потому что от другого брата, значительно менее могущественного Святослава, ожидалась только «дружина». В результате перед битвой к Юрию пришли со своими дружинами Святослав и три Константиновича. Войска из Киева подойти не успевали. Помощи из Новгорода Юрий тоже не дождался. Стоит отметить, что, если бы Юрий собрал достаточно мощное войско, весь ход дальнейших событий мог бы иным. Вероятно, его армия могла достигать семи–десяти тысяч воинов. Это было немало, учитывая, что под его началом были хорошо подготовленные и обученные войска, состоявшие преимущественно из профессиональных княжеских дружин. Возможно, в бою в чистом поле у этой армии и были бы шансы. Однако монголам удалось захватить Юрия врасплох. Битва на реке Сити 1238 года началась для русских воинов неожиданно. Авангард корпуса Бурундая напал на передовой трехтысячный отряд суздальцев под предводительством воеводы Дорожа с запада – совсем не оттуда, откуда его ждали. По свидетельству же одной из южнорусских летописей, сторожа не были выставлены. Застигнутые врасплох превосходящими силами монголо-татар, воины имели немного шансов на конечный успех. В летописи пишется, что Юрий только начал строить полки, как на них обрушились всей силой своего удара татары. результате битвы погибли сам Юрий Всеволодович и его племянник Всеволод. Брат последнего, Василько, попал в плен, а затем был убит. Из князей смогли спастись только третий Константинович – Владимир, а также брат Юрия Святослав. Так 4 марта 1238 года были развеяны последние надежды на успешность сопротивления захватчикам во Владимиро-Суздальской земле. К сожалению, стоит признать, что не последним фактором, решившим исход борьбы, стали нерешительные и не вполне логичные действия некоторых русских князей. другой стороны, героическая борьба русского народа обескровила монголов. Свой следующий крупный поход на Запад они начнут только через два с половиной года. Слайд 14 результате монголо-татарского нашествия множество русских людей было убито, не меньше уведено в рабство. В некоторых разрушенных городах и селах жизнь так и не возродилась. Гибель многих князей и дружинников, профессиональных воинов и феодалов приостановила развитие феодального земледелия. Восстановление разрушенных городов и деревень в значительной степени затруднялось двумя долго действующими факторами. Во-первых, существенная часть национального дохода страны уходила в Орду в виде дани. Во-вторых, по свидетельству специалиста по истории Золотой Орды Вадима Леонидовича Егорова, до середины XIV века на земли северо-восточной и юго-западной Руси было совершено более двадцати военных нападений. Крайне ослабленная после разгрома Русь длительное время фактически в одиночку сдерживала постоянный натиск монголов и даже в значительной мере сковывала их дальнейшую экспансию, неся при этом немалые потери. Однако при всех тяжелых для Руси последствиях золотоордынское нашествие имело и некоторые особенности. Они способствовали тому, что русский народ в условиях ига не только сохранил свою национальную самостоятельность, но и нашел в себе силы навсегда изгнать завоевателей из родных мест. Историки отмечают роль влияния церкви, способствующую сохранению национальной самостоятельности. Татаро-монголы старались открыто не посягать на духовный образ жизни русских людей и прежде всего на православную веру, хотя и разрушали церкви. Русское духовенство ордынцы нередко считали своим союзником. Во-первых, русская церковь боролась против влияния католичества, а папа римский был врагом Золотой Орды. Во-вторых, церковь на Руси в начальный период ига поддерживала князей, выступавших за сосуществование с Ордой. В свою очередь ордынцы освобождали русское духове нство от дани и снабжали служителей церкви охранными грамотами на церковное имущество. Большинство историков сходятся во мнении, что монголо-татарское иго существенно задержало социально-экономическое, политическое и духовное развитие русского государства. Оно изменило характер государственности, придав ей форму отношений, характерных для народов Азии. В борьбе с татаро-монголами погибло большинство княжеских дружин, вместе ними исчезли традиции дружинных отношений. По мере формирования новой знати утверждались отношения подданичества. Русская государственность приобретает черты восточной деспотии с ее жестокостью, произволом, полным пренебрежением к народу и личности. онгольское иго определило «азиатское начало», которое обернулось на Руси крепостном правом и формированием «догоняющей» модели социально-экономического развития и деспотизмом политической власти. настоящее время в исторической науке рассматриваются различные оценки монголо-татарского ига на Руси. Во-первых, это система взглядов, разработанная представителями русской дореволюционной историографии Сергеем ихайловичем Соловьевым и Василием Осиповичем Ключевским. Данную точку зрения поддерживают большинство современных историков. Они рассматривают иго как систему отношений завоевателей – монголов и побеждённых – русских. Система взглядов на монголо-татарское завоевание и его роль в истории Руси, разработанная русской дореволюционной историографией, легла в основу работ по этой теме белоэмигрантской исторической «школы» евразийцев. По мнению историков Георгия Владимировича Вернадского и Льва Николаевича Гумилева иго на Руси отсутствовало, так как существовали союзнические отношения: Русь платила дань, а взамен Золотая Орда обеспечивала безопасность русских княжеств. последние годы начали появляться исследования, вообще отрицающие само монголо-татарское нашествие на Русь. Слайд 15 Порабощенная страшным нашествием с востока, Русь одновременно подверглась нападению с Запада. В Ливонии, в устье Западной Двины, немецкими феодалами была построена крепость Рига и основан орден меченосцев, а на реке Висле – Тевтонский орден. В 1237 году тевтонские рыцари объединились с меченосцами – возник Ливонский орден. 1240 году шведы под командованием Биргера вторглись на территорию Новгородских земель, стремясь овладеть Невой и Ладогой. Разгром их войск было осуществлен в ходе Невской битвы 1240 года дружиной новгородского князя Александра Ярославича. Эта победа надолго обезопасила северо-западную границу Новгородской земли и принесла князю Александру славу блестящего полководца. В честь победы на реке Неве князь Александр был прозван Невским. Значение победы заключалось в том, что за Русью сохранился выход к Балтийскому морю. После блестящей победы произошло усиление авторитета князя Александра. Однако оставался еще один значимый противник – немецкие рыцари Ливонского ордена. Им удалось овладеть городами-крепостями Псковом, Изборском, Копорьем. Зимой 1242 года Александр Невский во главе владимиро-суздальской дружины и новгородцев освободил Псков. Дальнейшее продвижение русских войск наткнулось на сопротивление немцев. Александр отступил к Чудскому озеру. 5 апреля 1242 года на льду этого озера состоялась битва русского войска с немецкими рыцарями, завершившаяся полным разгромом захватчиков. ходе боя крестоносцы пытались пробиться к князю Александру, но его дружина отбила атаку. Расчлененный по фронту боевой порядок русичей привел к тому, что рыцари очень скоро утратили свое преимущество биться длинным копьем. Концентрация ударной силы на цели атаки была рассеяна войсками Александра Невского. Детали боя в мелочах неизвестны. Но немецкая «Рифмованная хроника» отмечает кульминацию схватки. В переломный момент, когда русские отряды перехватили инициативу, часть – задние ряды – рыцарей бросили клин, что их и спасло. Они пробились через окружение и вышли из боя. Таким образом, ударный авангард ливонцев остался без поддержки с тыла. Это в конечном итоге и определило исход сражения, обрекая на уничтожение элитных воинов XIII века. После Чудской битвы Ливонский орден незамедлительно попросил у Руси мира и долгое время не решался вновь атаковать крепости русского порубежья. Александр Невский победил литовцев, которые опустошали границы Новгородских земель. Своими точными военными и дипломатическими ходами он защитил межи Руси на Западе и Севере. В 1251 году договорился Норвегией о разделении границ на Севере. Победа 1242 года сокрушила захватнические планы Ливонского ордена на Русские княжества. До 1253 года орден отказался от массированных вторжений в земли Руси. Стоить заметить, что Александр Невский в 1242 году не использовал благоприятный момент для получения от Новгорода и Пскова каких-либо личных преимуществ. Ливонцы постарались немедленно прислать в Новгород «с поклоном» послов: «Что осмы зашли Водь, Лугу, Пльско в, Лоты голу мечем, того ся всего отступаем». Значение победы Александра Невского весной 1242 года описано автором его «Жития». Он отметил: с той поры «начаслы ти имя его по всем странам и до моря Египетьского, и до гор Араратьских, и об ону страну моря Варяжьского, и до великаго Рима». Правда это или обычная летописная похвала, но вся Северо-Западная Русь благодаря действиям русских войск сохранила суверенитет. В XIII веке были заложены Александром Невским основы будущего возрождения России. Александру Невскому удалось воспрепятствовать разорению северо-западных русских земель, предотвратить «окатоличивание» русских земель, не допустить потери национальной самобытности Руси. Слайд 16 В рассматриваемый период русское искусство развивалось неоднородно. Если говорить о периоде феодальной раздробленности XII века, то русское искусство переживало бурное развитие. Об этом свидетельствует возникновение художественных школ: новгородской, владимиро-суздальской, галицко-волынской, рязанской, школы Полоцка и Смоленска. Они складываются на основе традиций Киевской Руси, но каждая вносит нечто свое, характерное только для этой земли, связанное с бытовыми особенностями и художественными достижениями, социально-политическими и географическими условиями. Дольше всего киевские традиции сохранялись в Чернигове. В XII веке здесь были возведены старейшие храмы, такие, как храм Бориса и Глеба, Благовещенский собор 1186 года, церковь Параскевы Пятницы. Есть версия, что черниговскую церковь Параскевы Пятницы строил зодчий Петр илонег. В Смоленске работали высококвалифицированные артели строителей, здесь нашли творческое воплощение традиции Византии, Балкан, романского Запада. Такое же разнообразие культурных контактов характерно и для галицко-волынской школы, сложившейся на западе Руси, в Поднестровье. Зодчие Галича использовали белый камень – местный известняк, из которого они возводили храмы самого разного плана: и четырех-, и шестистолпные, и бесстолпные, и круглые в плане – ротонды. К сожалению, галицкая архитектура нам известна в основном по литературным описаниям, однако в результате археологических работ последних лет все яснее становится характер этой художественной школы. Восстановить подлинный облик храмов Западной Руси особенно трудно, потому что католическая церковь на протяжении многих веков уничтожала всякие следы русской культуры. Наиболее интересно развивается искусство Владимиро-Суздальской и Новгородско-Псковской земель. В 1152 году в Ки декше построена церковь в честь князей-мучеников Бориса и Глеба. Андрей Боголюбский возвел в 1158– 1161 годах и главную святыню Владимира – Успенский собор. В память об удачном походе суздальских войск на волжских булгар в 1165 году был заложен один из самых поэтических древнерусских храмов – Покрова на Нерли. Он посвящен новому празднику богородичного цикла – празднику Покрова. Согласно же одному старинному источнику, князь построил храм «на лугу», печалясь о смерти любимого сына Изяслава. На высоком уровне развивается декоративно-прикладное искусство. Ярким примером этому служат медные западные ворота Суздальского собора, расписанные «жженым золотом» или браслеты владимирских кладов, в которых рисунок орнамента находит аналог в пластике соборов. Самым значимым архитектурным памятником Новгородской феодальной республики выступает церковь Спаса на Нере дице 1198 года, построенная князем Ярославом Владимировичем на городище. Спас-Нередица как княжеский заказ – исключение во второй половине XII века. Отныне эти храмы становятся приходскими церквями улицы, они создаются на деньги «улича н» – жителей одной улицы или богатого боярина. Подлинной «энциклопедией средневековой жизни», по словам искусствоведа Виктора Никитича Лазарева, художественным выражением средневекового мировоззрения были погибшие во время Великой Отечественной войны росписи церкви Спас-Нередицы. Храм был расписан на следующий год после постройки, в 1199 году. Фрески покрывали стены сплошь, снизу доверху, как ковер. разных землях Древней Руси, в местных формах, с местными особенностями рождалась одна общая идея в архитектуре, в живописи, где мозаика уступила место фреске, в прикладных искусствах. На самом высоком уровне развитие древнерусского искусства было прервано монголо-татарским нашествием. «И тоска разлилась по русской земле, и грустная печаль течет по земле русской», – сказано в «Слове о полку Игореве». онголо-татарское нашествие нанесло невосполнимый урон древнерусской культуре. ногие секреты мастерства были утеряны. Слайд 17 |