Главная страница
Навигация по странице:

  • – «Восточные славяне в древности. Киевская Русь».

  • история. Слайд 3 русь феодальная в ixxii веках прежде чем приступить к рассмотрению темы формирования российской государственности, необходимо ознакомиться с понятием государство


    Скачать 355.53 Kb.
    НазваниеСлайд 3 русь феодальная в ixxii веках прежде чем приступить к рассмотрению темы формирования российской государственности, необходимо ознакомиться с понятием государство
    Дата10.02.2022
    Размер355.53 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаистория.docx
    ТипДокументы
    #357939
    страница1 из 19
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

    Слайд 3 РУСЬ ФЕОДАЛЬНАЯ В IX–XII ВЕКАХ
    Прежде чем приступить к рассмотрению темы формирования российской государственности, необходимо ознакомиться с понятием «государство» и его типами. Поэтому наша первая тема – «Государство и его типы».
    Под государством в широком смысле понимается властная структура, обладающая суверенными полномочиями решать вопросы организации общества в масштабах страны, определять ее отношения с внешним миром. Понятие «государство» определяют следующие признаки: единство территории, на которой государство объединяет своей властью и защитой всех людей, населяющих его территорию. Также наличие особой системы органов и учреждений, образующих в совокупности механизм государства. Это органы власти, армия, полиция и тому подобное. Кроме того, наличие права, то есть обязательных правил поведения, устанавливаемых или санкционируемых государством, так как именно они юридически оформляют государственную власть. Также к признакам государства относятся наличие системы налогов, податей, займов, необходимых для проведения определенной политики и содержания государственного аппарата; монополия на легальное применение силы и суверенитет.
    Государство призвано к выполнению ряда функций – внутренних и внешних. Во-первых, из них претворяется роль государства во внутренней жизни общества; во-вторых, его роль на международной арене, во взаимоотношениях с другими государствами и народами.
    Проблема возникновения государства является дискуссионной в исторической науке. В ее основе лежат различные идейные и философские воззрения.
    Формирование государства очень длительный процесс, который у различных народов шел разными путями. В отечественной исторической науке принято связывать происхождение государства с переходом от

    присваивающей к производящей экономике. На этом этапе под воздействием разделения труда, появлением патриархальной семьи, военных захватов, запрета инцеста и других факторов происходит расслоение родоплеменного общества, обостряются его противоречия. Это ведет к тому, что родовая организация общества изживает себя и на смену ей приходит государственность.
    Общими признаками возникновения государства являются следующие: замена родовых отношений делением по территориальному и имущественному признакам; отделение публичной власти от народа; введение налогов и поборов.
    Современная наука выделяет четыре типа государства:
    рабовладельческое, феодальное, буржуазное и социалистическое.
    Исторической науке известны три пути становления феодализма.
    Первый – формирование феодальных отношений в недрах рабовладельческого общества. Этот путь характерен для Византии. Второй путь – возникновение феодализма и феодального государства путем разложения родоплеменных отношений, минуя рабовладельческий строй. Такой путь прошли германцы и славяне. Для подобного пути развития характерным является сохранение в течение длительного времени свободных крестьян-общинников в качестве основной массы населения.
    Для Западной Европы характерен третий путь развития – возникновение феодализма в результате синтеза разлагающихся родоплеменных отношений и традиций предшествующей рабовладельческой цивилизации Рима. Такой вариант развития вел к быстрому социальному расслоению общества и как следствие – появлению частных владений с зависимыми крестьянами уже в VII–VIII веках. Также для этого варианта характерна ярко выраженная система вассально-ленных отношений с иерархией феодалов.

    Слайд 4
    Феодализм представлял собой сложную систему взаимодействующих общественных институтов. Его основу составляла аграрная экономика – сочетание земледелия, скотоводства, различных промыслов. Хозяйство было преимущественно натуральным, то есть обеспечивало себя основными средствами к жизни из собственных ресурсов, почти не прибегая к помощи рынка. Конечно, торговля, различные ремёсла и другие виды деятельности, рассчитанные на рынок, существовали и развивались с течением времени, но они достаточно долго оставались второстепенным сектором экономики.
    Основным средством производства и основным видом богатства в доиндустриальных обществах является земля. При феодализме земля в виде крупной собственности находилась в монопольном распоряжении феодалов, сосредоточивших в своих руках, в силу общественного разделения труда, военную и религиозную функции.
    Феодальное государство за время своего развития прошло ряд этапов. Первый этап – раннефеодальная монархия. Она характерна для
    становления феодальной собственности, когда формирующийся класс феодалов группируется вокруг политически укрепившейся власти монарха.
    Второй этап – вассально-сеньориальная монархия. В этот период наблюдаются расцвет феодального способа производства и господство натурального хозяйства. Это ведет к феодальной раздробленности, сопровождающейся переходом власти от монарха к отдельным феодалам и организацией государственной власти на основе вассальных связей.
    Третий этап – сословно-представительная монархия. Для этого периода характерны процесс централизации государства, укрепления власти монарха и начало функционирования представительных органов.
    Четвертый этап – абсолютная монархия. Она характеризуется сосредоточением всей полноты государственной власти, в том числе законодательных, судебных и фискальных функций, в руках монарха. Также созданием большой профессиональной армии и бюрократического

    чиновничьего аппарата, что обеспечивает ему прямое управление и контроль за страной.
    Теперь, когда мы получили представление о развитии государства, приступим к одной из до конца не проясненных тем – «Восточные славяне в древности. Киевская Русь».
    Проблема происхождения славян является сложной, до конца не прояснённой. Происхождение славян является одной из наиболее дискуссионных проблем в истории. Существуют две основные точки зрения. Первая – славяне являются коренным населением Восточной Европы. И вторая – славяне появились в результате смешения различных народов и не имеют единого корня.
    Данные языкознания связывают древних славян с областью Центральной и Восточной Европы, простиравшейся от Эльбы и Одера на западе, до Среднего Поднепровья на востоке. С точки зрения географии ядром государства Русь являлась сравнительно небольшая область Среднего Поднепровья от реки Десны до реки Рось. Однако славянское население на данной территории стало преобладать только к VIII–IX векам. До этого момента в рамках указанных границ проживали представители различных – и не только славянских – племен. Таким образом, вопрос о древнейшей «родине» славян остается дискуссионным.


    • результате миграционных процессов IV–VI веков началось дробление славян по трем направлениям: южное – на Балканском полуострове, западное – в междуречье Одера и Эльбы, восточное – по Восточноевропейской равнине. Соответственно этому происходило разделение славян на южных, западных и восточных. Впоследствии на основе восточной ветви славян сформировался древнерусский народ,


    разделившийся впоследствии на белорусский, украинский и русский.


    • IX–X векам восточнославянские племена заняли западную часть Русской равнины, от Черноморского побережья на юге до Финского залива и Ладожского озера на севере. Они образовали двенадцать союзов племен, в

    который входили: поля не, древля не, волыняне, дреговичи, кривичи, хорваты, ти верцы, уличи, северяне, радимичи, вятичи, словене.
    Слайд 5
    Таким образом, славяне расселились на большей части современной западной и в некоторых областях восточной Украины, на территории большей части нынешней Белоруссии и ряда областей России. Сам термин «славяне» до сих пор не объяснен. Возможно, что он связан со «словом». Так наши предки могли себя именовать в отличие от иных народов, речь которых они не понимали, – немцев.
    Историки считают, что восточнославянские союзы племен были зародышевой формой государства, иногда их именуют протогосударствами. Выделение дружин было существенным этапом в расслоении славянской общины и превращении власти князя из родоплеменной в государственную.
    На протяжении VI–IX веков у восточных славян возникают предпосылки для феодальных отношений. На смену родовой общине приходит община территориальная – соседская; появляется частная собственность; власть концентрируется в руках родоплеменной знати, начинается раскол общества по имущественному и социальному принципу.


      • IХ веке на Руси сформировалось два очага государственности: союз полян и их соседей с центром в Киеве и объединение словен, части кривичей




    • финноязычных племен с центром в Новгороде.


    Древнейший русский летописный источник «Повесть временных лет», 1113 год, свидетельствует о том, что в 862 году славянские племена северо-западной части русской равнины «призвали к себе на княже ние» представителей варягов. В Новгороде у ильме нских славян начал княжить Рюрик, на Белоо зере между чудью и ве сью – Синеус, в Избо рске у кривичей
    – Трувор. Два представителя дружины Рюрика – Аскольд и Дир – пройдя по торговому пути «из варяг в греки», стали княжить в Киеве. После смерти Рюрика в 879 году власть перешла к Олегу, который, захватив в 882 году

    Киев, объединил киевские и новгородские земли. Центром государства стал Киев.
    Объединение восточнославянских земель в Древнерусское государство было подготовлено внутренними процессами: социальной и имущественной дифференциацией общества, выделением дружины, необходимостью защиты территории вооруженными силами. Но произошло оно в результате похода князя Олега на Киев. Появление варяжских дружин ускорило процесс образования государства.
    Назовем признаки образования Киевской Руси как государства. Это переход от родовой общины к территориальной – соседской; наличие власти одних лиц над другими, формирование аппарата власти; введение налогов на поддержание государственного механизма.
    Древнерусское государство было раннефеодального типа, так как процесс образования классов еще не завершился, феодальное землевладение только возникало, основная масса крестьян оставалась свободной. Однако уже начинает формироваться боярское землевладение, феодалы захватывают общинные земли, проживающие на них общинники начинают платить оброк новому хозяину.
    По форме правления Древнерусское государство являлось раннефеодальной монархией. Во главе государства стоял киевский князь, который опирался на дружину и совет старейшин. Он являлся старшим по отношению к местным князьям. Отношения между ним и другими князьями строились по принципу «сюзерен – вассалы» и закреплялось феодальными договорами – крестными грамотами. Они определяли права и обязанности великого князя: защищать вассалов, оказывать им помощь и получать помощь от них, а также права и обязанности вассалов.
    На местах власть осуществляли наместники киевского князя и волостели.

    Слайд 6
    Образование Древнерусского государства – это в отечественной истории ключевая тема. Дореволюционная дворянская историческая наука в вопросе образования государства главным фактором признавала политическое развитие. В XVIII–XIX веках сформировалась Нормандская теория. Ее основателями стали ученые Готлиб Зигфрид Байер, Ге рхард
    Фридрих иллер, Август Людвиг Шлецер. Согласно их учению, Древнерусское государство возникло в результате завоевания в 862 году славянских племен норманнами – варягами во главе с Рюриком, Трувором, Синеусом, а в 882 году норманнский князь Олег захватил Киев. Таким образом, произошло объединение славянских племен под властью варяжской династии.
    Антинорманская теория опровергает основание государства силами извне. Впервые оспорил норманизм русский ученый-естествоиспытатель ихаил Васильевич Ломоносов. Во второй половине XIX века появились новые письменные, археологические и другие источники. Их данные показали, что с VI по VIII век у славян происходил активный процесс
    разложения первобытнообщинного строя и появились первые протогосударственные объединения – союзы племен.


    • советский период марксистко-ленинская историография определяла приоритетными социально-экономические факторы. Историки в каждом слове летописца искали подтверждение материальных источников и альтернативных связей. Накопившийся фонд источников объективно показывал, что отечественное государство не могло возникнуть в результате завоеваний извне.


    Отечественные историки Борис Александрович Рыбаков, Владимир Васильевич авродин, Игорь Павлович Шаскольский, Борис Дмитриевич Греков, Герасим Степанович Лебедев, Валентин Васильевич Седов и другие опровергали норманизм. Они доказали, что Древнерусское государство складывалось в силу нескольких факторов: социально-экономических,

    общественно-политических, культурных. А возможное участие в этом Рюрика – только политическое проявление этого процесса. Было определено, что ядром государства являлось Поднепровье, откуда и произошли названия «рось», «русь», «русская земля». Центром этих земель являлся Киев.


    • последние десятилетия в современной исторической науке сформировался современный подход к проблеме происхождения российской государственности. Согласно этой точке зрения, объективно процесс образования государства шел самостоятельно, однако варяги ускорили процесс объединения русских земель и обеспечили их защиту.


    Государственные органы власти складывались из следующих компонентов: великий князь, удельные князья, всенародное вече, совет старейшин, посадники и волостели.
    Киевский князь осуществлял свою власть по дворцово-вотчинному принципу. Этот принцип возник из соединения управления великокняжеским дворцом с государственным управлением. Дворцово-вотчинная система власти означала абсолютную власть князя в пределах его собственной вотчины и ограниченную на других землях. Вотчина – это вид феодальной собственности на землю. Ее можно было передавать по наследству, продавать, обменивать. Владельцы вотчины обладали особыми привилегиями в суде, сборе налогов, уплате торговых пошлин.
    Общественное деление Древнерусского государства выглядело следующим образом: наверху находилась княжеская дружина, которая состояла из старшей – бояр и младшей – о троков, гри дей. Из числа дружинников формировалась княжеская администрация и судьи – посадник, тиу н, ве рники.
    Свободное население называлось «люди» и делилось на горожан – купцов и ремесленников – и свободных крестьян-общинников – смердов. Кроме смердов в княжеской и боярской вотчине были рабы, называемые холопами или челядью.

    Слайд 7
    После смерти Олега вступил во власть Игорь, его годы правления 912– 945-й. Во время его правления было осуществлено два набега в греческие владения: на алую Азию и на Константинополь. В первый раз он понес жестокое поражение в морском бою, в котором греки применили особые суда


    • огнем и пускали «трубами огнь на ладьи русские». Во второй раз Игорь не дошел до Царьграда и помирился с греками на условиях, изложенных в договоре 945 года. Этот договор считается менее выгодным для Руси, чем договор Олега. В кампании Игоря против греков принимали участие и печенеги, впервые при Игоре напавшие на Русскую землю, а затем помирившиеся с Игорем. Игорь погиб в стране древлян, с которых он хотел собрать двойную дань.


    Жена Игоря Ольга осталась после Игоря с малолетним сыном Святославом и взяла на себя правление княжеством, годы ее правления 945–
    957-й. По древнему славянскому обычаю вдовы пользовались гражданской самостоятельностью и полноправием, и вообще, положение женщины у славян было лучше, чем у других европейских народов. В «Летописи» Ольге приписываются «большие заботы об устроении земли». Во всех своих обширных владениях Ольга установила налоги и подати, разделила всю страну на погосты и волости. По мнению историка и публициста Даниила
    Лукича ордовцева, княгиня Ольга устанавливала везде «уставы» – учреждения, определяющие взаимные отношения населения и к княжеской власти, и к своей земле.
    Объезжая свои владения, она везде устанавливала порядок и везде оставляла по себе добрую память. Главным же ее делом было принятие христианской веры и благочестивое путешествие в Царьград в 957 году. По рассказу летописи, Ольгу крестили «царь с патриархом» в Царьграде, хотя вероятнее, что она крестилась дома, на Руси, ранее своей поездки в Грецию. Император Константин Багрянородный с честью принял Ольгу в своем дворце и описал ее прием в сочинении «Об обрядах Византийского двора».

    • торжеством христианства на Руси память княгини Ольги, во святом крещении Елены, стала почитаться и православною церковью: княгиня Ольга была причтена к лику святых.


    Сын Ольги Святослав, годы правления которого 957–972-й, носил уже славянское имя, но нравом был еще типичный варяг-воин, дружинник.
    Еще при жизни матери, оставив на попечении Ольги Киевское княжество, Святослав совершил свои первые блестящие походы. Собираясь в поход, Святослав уведомлял противника словами «иду на вы».
    Он пошел на Оку и подчинил вятичей, которые тогда платили дань хазарам; затем обратился на хазар и разгромил Хазарское царство, взяв главные города хазар, а именно Сарке л и Ити ль. Святослав победил племена Ясов и касо гов на реке Кубани и овладел местностью в устье Кубани и на Азовском побережье под названием Таматарха, позднее – Тмутаракань.
    Святослав подчинил себе Волжскую Болгарию. Он, проник на Волгу, разорил землю камских болгар и взял их город Болгар. Словом, Святослав победил и разорил всех восточных соседей Руси, входивших в систему Хазарской державы. Главной силой в Черноморье становилась теперь Русь. Но падение Хазарского государства усиливало кочевых печенегов. В их распоряжение попадали теперь все южнорусские степи, занятые раньше хазарами; и самой Руси скоро пришлось испытать большие беды от этих кочевников.
    Вернувшись в Киев после своих завоеваний на востоке, Святослав получил приглашение от греков помочь Византии в ее борьбе с дунайскими болгарами. Собрав большую рать, он завоевал Болгарию и остался там жить. Но ему пришлось на время вернуться из Болгарии в Киев, потому что на Русь


    • его отсутствие напали печенеги и осадили Киев. Святослав пришел и прогнал печенегов в степь, но в Киеве не остался. Умиравшая Ольга просила его подождать на Руси до ее кончины. Он исполнил ее желание, но,


    похоронив мать, сейчас же ушел в Болгарию, оставив князьями на Руси своих

    сыновей. Однако греки не желали допустить господства русских над болгарами и потребовали удаления Святослава назад на Русь.
    Слайд 8
    Святослав отказался покинуть берега Дуная. Началась война, и византийский император Иоанн Цими схий одолел Святослава. После ряда тяжелых усилий он запер русских в крепости Доростол – теперь Сили стрия, и вынудил Святослава заключить мир и очистить Болгарию. Войско Святослава, истомленное войной, на пути домой было захвачено в днепровских порогах печенегами и рассеяно, а сам Святослав убит в 972 году.
    После смерти Святослава на Руси между его сыновьями – Ярополком, Олегом и Владимиром, произошла междоусобица, в которой погибли Ярополк и Олег, и Владимир остался единодержавным. Потрясенное усобицами государство являло признаки внутреннего разложения, и Владимиру пришлось потратить много сил, чтобы дисциплинировать варягов, у него служивших, и усмирить отложившиеся племена – вятичей, радимичей. Пошатнулось после неудачи Святослава и внешнее могущество Руси. Владимир вел много войн с разными соседями за пограничные волости, воевал также с камскими болгарами.
    Важным фактором объединения для Руси послужило христианство. Киевский князь Владимир Святославич принял христианство. За крещением князя тотчас же последовало принятие христианства всею Русью и торжественное упразднение языческого культа на Руси.


      • том, как крестился князь Владимир и как он крестил свой народ, на Руси существовало много преданий. Одни рассказывали, что князь крестился




    • Киеве; другие – в 35 верстах от Киева; третьи говорили, что он принял крещение в Крыму, в греческом городе Корсуне – Херсоне се, после того как взял этот город у греков.


    Причинами принятия православия на Руси явились необходимость для Киевской Руси занять прочные позиции на мировой арене, где ключевые

    роли играли христианские государства, тесные долговременные взаимоотношения Руси и Византии. А также необходимость укрепления единства государства и необходимость обоснования государственной власти, социальной иерархии, новой морали.
    Принятие православия имело большое значение для развития Древнего государства Киевская Русь. Оно привело к ускорению консолидации русских земель и формирования единого русского государства; к укреплению единства государственной власти. Также принятие православия способствовало укреплению международных связей Руси, распространению славянской письменности и грамотности. Оно привело к строительству церквей и монастырей, распространению христианской морали и норм поведения, а также к приобщению к мировой культуре.
    Значительный вклад в развитие законодательства Древнего государства внес Великий князь Ярослав удрый, годы правления которого 1019–1054-й. Будучи еще новгородским князем, Ярослав написал устав – «Русскую Правду», впоследствии ставший основным законом Киевского государства. Устав после многочисленных дополнений включал пять основных положений или разделов. Это «Древнейшая Правда», или «Правда Ярослава»; дополнения к «Правде Ярослава»: «Устав мостником», «Покон вирный»; «Правда Ярославичей» – Изяслава, Святослава, Всеволода; Устав Владимира ономаха; «Пространная Русская Правда».
    При Ярославе Киевская Русь достигла расцвета, расширились ее торговые и политические связи с государствами Европы. Киев вел активную торговлю с Германией, Польшей, Византией, странами Востока. Члены семьи Ярослава наиболее часто состояли в брачных союзах с другими знатными семьями Европы. Родственные связи великокняжеской семьи способствовали взаимопониманию и укреплению мира при решении международных вопросов.

    Слайд 9
    Во времена правления Олега – с 879 по 912 год; Игоря, правившего в 912–945 годах; Ольги, годы правления 945–957-й; Святослава – 957–972-й, Владимира – с 980 по 1015 год; Ярослава удрого, правившего с 1019 по
    1054 год, Владимира ономаха – с 1113 по 1125-й внутренняя политика была направлена на укрепление единства государства. Она осуществлялась следующим образом: киевские князья ликвидировали самостоятельность местных княже ний посредством системы даннических отношений – практика полюдья. Княгиня Ольга провела реформы налогообложения и военные походы – покорение древлян. Были организованы военно-торговые экспедиции с целью сбыта товаров, полученных в ходе полюдья. Сформирована единая идеология – языческая реформа князя Владимира, принятие христианства в 988 году. Ярослав удрый проводил деятельность в
    области культуры; также создал единую законодательную базы государства:
    «Русская Правда», «Правда Ярославичей», «Устав Владимира ономаха».
    Во внешней политике можно отметить стремление князей к укреплению независимости и международного положения Руси. Это проявилось в организации военных походов для заключения выгодных торговых договоров – походы Олега и Игоря; в выполнении союзнических обязательств – поход Игоря в Закавказье. Также в захвате пограничных территорий – походы Святослава на Хазарию в 965 году, борьба против дунайских булга р; в защите рубежей своего государства от кочевых племен – строительство оборонительных линий князем Владимиром. Борьба Ярослава
    удрого с печенегами – поход Владимира ономаха против по ловцев 1111 года; в заключении династических браков – Ярослав удрый.
    Точно установленные факты распространения христианства на Руси относятся к IX–X векам, когда крещение стали принимать представители киевской знати и дружинников, в Киеве в середине X века существовала церковь святого Ильи. Распространение новой религии способствовало расширению международных связей Руси. Религиозная реформа являлась

    закономерным шагом: в IX веке христианство приняли Болгария и Чехия, в X веке – Польша, Дания, Венгрия, в XI веке – Норвегия и Швеция, что в целом завершало процесс формирования европейской цивилизации. Окончательный выбор Русью восточного варианта христианства – православия – был обусловлен давними связями с Константинополем и традициями восточной церкви: ее зависимостью от светской власти и допущением богослужения на родном языке. Умелое использование внутреннего кризиса в Византии позволило русской дипломатии избежать при принятии христианства вассальной зависимости от империи и утвердить международный авторитет Руси.
    Принятие христианства имело большое значение для дальнейшего развития Древнерусского государства. Христианство идеологически закрепляло единство страны, создавались условия для равноправного сотрудничества с другими христианскими государствами и народами. Новая христианская религия отвечала интересам формирующегося класса феодалов. Вместе с христианством на Русь стала проникать новая культура.
    Порядок престолонаследия по старшинству в роду – ле ствичный, а также сепаратистские тенденции в политике князей имели в качестве своих последствий ряд усобиц на Руси. Однако вплоть до смерти сына Владимира ономаха – стислава Владимировича, годы правления – с 1125 по 1132-й, центростремительные тенденции превалировали над центробежными. Русь оставалась единым государством. В XI–XII веках Киевская Русь являлась самым крупным в Европе государством с населением в 5–6 миллионов
    человек.


    Слайд 10
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19


    написать администратору сайта