Сновидения в романе Ф.М. Достоевского Преступление и наказание. Литература. Курсовая работа. Сновидений и онирических состояний литературных героев актуальна и еще не изучена до конца. Каждое пограничное состояние сознания персонажа требует детального анализа, так как отражает глубинные чувства и переживания героя, продолжает сюжетную линию и таит ответы на вопросы, которые автор ставит пер
Скачать 86.12 Kb.
|
Содержание Введение……………………………………………..…………………….3 Глава 1. Поэтика сновидений в творчестве русских писателей-классиков……………………………………………………………………..………6 Онирическое начало в творчестве русских авторов……….…6 Сновидения в системе психологического раскрытия характеров……………………………………………………………………….….10 Сюжетно-композиционная функция снов и видений в художественном произведении……………...…………………………………….13 Выводы по первой главе……………………………………………..….17 Глава 2. Идейно-эстетическая функция сновидений в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»………………………………………18 Функциональная роль сновидений в поэтике произведений Ф. М. Достоевского……………………………………………………………..……..18 Типы сновидений в романе «Преступление и наказание»…..23 Характерологическая и сюжетно-композиционная роль снов в романе «Преступление и наказание»…………………….………………………..27 Выводы по второй главе……………………….………………………..34 Заключение……………………………………………………………....35 Список литературы……………………………………………………...38 Введение Тема сновидений и онирических состояний литературных героев актуальна и еще не изучена до конца. Каждое пограничное состояние сознания персонажа требует детального анализа, так как отражает глубинные чувства и переживания героя, продолжает сюжетную линию и таит ответы на вопросы, которые автор ставит перед читателями в своих произведениях. Проблематика сновидений, использованных в произведениях художественной литературы, широка и разнообразна. Часть из них имеет ярко выраженную окраску, в других случаях сны помогают глубже понять переживания героев, а иногда сон выступает в произведении как средство, помогающее сделать текст более занимательным. Но как бы то ни было, сны в художественной литературе всегда служат для того, чтобы ярче отразить связь творческой фантазии писателя с реальной жизнью. Пожалуй, во всей европейской литературе нет писателя, в творчестве которого сны играли бы такую большую роль, как у Ф. М. Достоевского. Хотя почти все сны, введенные Ф. М. Достоевским в структуру своих произведений, неоднократно комментированы в их связи с характером и судьбой персонажей, которым они принадлежат, так и с точки зрения выполняемой ими идейной функции, единой обобщающей типологизирующей работы, посвященной этой проблеме, до сих пор нет. Актуальность исследования обусловлена дискуссионностью проблемы и попыткой самостоятельно рассмотреть особенности использования сновидений и онирических явлений в качестве художественного приема в литературном творчестве Ф. М. Достоевского на основе романа «Преступление и наказание» Цель исследования – рассмотреть особенности изображения и эстетическую функцию сновидений и онирических явлений в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Объект исследования – поэтика романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Предмет исследования – поэтика сновидений в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Задачи исследования: Проанализировать онирическое начало в русской литературе; Рассмотреть сновидения в системе психологического раскрытия характеров; Классифицировать сны и онирические видения по их функциональной роли; Рассмотреть функциональную роль сновидений в поэтике произведений Ф. М. Достоевского; Определить основные типы снов в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»; Изучить характерологическую и сюжетно-композиционную роль снов в романе «Преступление и наказание» Теоретико-методологическая основа исследования: сравнительно-исторический метод, метод описательной поэтики, принципы историзма, диалектического единства содержания и формы, системности в литературоведческом анализе, комплексный подход к изучению художественного творчества. Материалом исследования является роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Теоретической базой исследования являются работы учёных, посвященные творчеству Ф. М. Достоевского (Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. (М., 2002); Лотман, Ю. М. Сон – семиотическое окно (М., 1992); Фридлендер Г. М. Творческий процесс Достоевского (М., 1996) и другие) Теоретическая значимость данной работы заключена в раскрытии эстетической функции сновидений на основе романа ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Практическая значимость определяется возможностью дальнейшего использования данного научного исследования при изучении сновидений в произведениях русской литературы. Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения и списка использованной литературы. Поэтика сновидений в творчестве русских писателей-классиков 1.1. Онирическое начало в творчестве русских авторов Природа сна и видений всегда вызывала интерес, она служила поводом для множества предположений и догадок. Этим явлениям отводилась особая сакральная роль: сны могли быть предвестниками будущего, либо руководством к действию. «Художники слова не могли обойти стороной тему сновидений и необъяснимых пограничных состояний. Чтобы стать ближе к глубинному пониманию человеческой природы, раскрыть внутренний мир героев, их переживания, рассказать о событиях прошлого или о делах грядущих, писатели в своих художественных текстах обращаются к изображению разных снов» [19, с. 5]. Сновидения, видения, грёзы, галлюцинации являются одними из таинственных сторон человеческой жизни. С древних времен они существовали в разных текстах и были неотъемлемой частью культуры. Писатели, погружая в состояние сна героев своих произведений, одновременно постигают сущность феноменов физиологической, психической и психологической жизни человека. Как заметил Ю. М. Лотман, «сну необходим истолкователь» [15, с. 225]. Само понятие «онирического» достаточно сложно. Это не только мотив сна, но и мотив видения, бреда, галлюцинации, вдохновения, игры воображения и других пограничных состояний сознания. Во многих текстах русских классиков XIX – XX веков сны героев использованы в качестве литературного приема, они выполняют множество разнообразных функций и являются органической частью художественного произведения. В. В. Савельева в своем диссертационном исследовании «Художественная гипнология и онейропоэтика русских писателей» классифицирует литературные сны по разным признакам: – «с точки зрения жанрово-функциональной в художественной литературе: сон-видение, сон-грёза, сон-откровение, кризисный сон, счастливый сон, сонкошмар, сон-мучение, пророческий сон, сон-притча, сон-диалог, сон-катастрофа, осознанное сновидение, сон-путешествие, сон-стихотворение, сонрассказ [24, c. 73]; – с точки зрения сюжетно-композиционной классификации сны рассматриваются со стороны их позиции в композиции произведений, объема и количества снов: развернутый сон, краткий сон, повторяющийся сон, продолжающийся сон, необъявленный сон, цепочка снов, персонажный цикл снов, концептуальный цикл снов [24, c. 75]; – с точки зрения образно-эстетической по характеру образности, стилю, принадлежности к тому или иному литературному направлению: фантастический, страшный, комический, аллегорический, абсурдный, прекрасный, сонэкфрасис, сны в стиле романтизма, реализма, модернизма, постмодернизма и др. [24, с. 77]; – разграничение снов по персонажному признаку: мужские, женские, детские, девичьи сны, анималистические сны, сны образов неодушевленной природы, разделенные сны (двойные и коллективные) [24, с. 81]». Так, например, сон-видение встречается в произведениях Ф. М. Достоевского (романах «Братья Карамазовы» (сон Грушеньки) и «Преступление и наказание» (грёза об оазисе Раскольникова)). Сон об Африке снится Раскольникову непосредственно перед самим преступлением. В это время он болеет и во сне видит Египет, оазис, голубую воду, разноцветные камни, золотой песок: «...Ему все грезилось, и все странные такие были грезы: всего чаще представлялось ему, что он где-то в Африке, в Египте, в каком-то оазисе…» [1, с. 45]. В романе «Братья Карамазовы» находятся сны-инициации (сновидения Алеши в келье Зосимы и Дмитрия в Мокром). Сны Алеши граничат с видением, что не дает ему осознать случившееся свидание с Зосимой: «Сейчас только он слышал голос его, и голос этот еще раздавался в его ушах. Он еще прислушивался, он ждал еще звуков... Пал он на землю слабым юношей, а встал твердым на всю жизнь бойцом и сознал и почувствовал это вдруг… И никогда, никогда не мог забыть Алеша во всю жизнь свою потом этой минуты. «Кто-то посетил мою душу в тот час», – говорил он потом…» [1, с. 62]. Сны-катастрофы встречаются в романе И. С. Тургенева «Накануне» и стихотворениях в прозе. «Тургенев – сновидец. Реальность его жизни громадна: явь и сон. Ни один писатель не оставил столько снов – редкий тургеневский рассказ без сна. Из писателей второго круга, к которому принадлежит Тургенев, только Лесков, и в этих снах их общее» [21, с. 263], – справедливо отмечает русский писатель А. М. Ремизов, обнаружив в произведениях И. С. Тургенева более 30 снов. Сон-притча включен в «Исповедь» Л. Н. Толстого. В этом произведении сон имеет метафорическое значение. Современная исследовательница Е. В. Матвеева в своей работе «Метафора в поздней прозе Л. Н. Толстого» указывает: «Чтобы объяснить в лаконичной и образной форме то или иное явление действительности, разъяснить читателю ход своих рассуждений, Толстой прибегает к метафоре… Пример кодирующей функции метафоры находим в тексте «Исповеди» [16, с. 9]. Сам писатель в конце своей «Исповеди» отмечает: «Сон этот выразил для меня в сжатом образе все то, что я пережил и описал, и потому думаю, что и для тех, которые поняли меня, описание этого сна освежит, уяснит и соберет в одно все то, что так длинно рассказано на этих страницах» [4, с. 58]. Продолжающийся сон встречается в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» (сны Пьера Безухова). Все сновидения героя не случайны и несут в себе важное функциональное значение. С помощью приема изображения ночных видений писатель отражает внутренние переживания Пьера Безухова, его новые взгляды на жизнь. К развернутому сну относится сон Ильи Ильича в романе И. А. Гончарова «Обломов». Он занимает 33 страницы и является самым объемным текстом сна в русской классической литературе. Это сон-биография главного героя, где мы узнаем о его детстве, условиях жизни, поведении, особенностях формирования характера. В своем творчестве писатели также прибегают и к анималистическим снам. Яркое описание такого сна представлено в рассказе А. П. Чехова «Каштанка»: «Тетке приснился собачий сон, будто за нею гонится дворник с метлой, и она проснулась от страха… Ей приснились две большие черные собаки с клочьями прошлогодней шерсти на бедрах и на боках; они из большой лохани с жадностью ели помои… изредка они оглядывались на Тетку, скалили зубы и ворчали: «А тебе мы не дадим!» Но из дому выбежал мужик в шубе и прогнал их кнутом; тогда Тетка подошла к лохани и стала кушать, но как только мужик ушел за ворота, обе черные собаки с ревом бросились на нее…» [5, с. 10]. Автор мастерски передает ощущения собаки по имени Тётка, её способности «предчувствовать» странные события. А. П. Чехов наделяет собаку человеческой душой. В русской литературе сон и онирические состояния героев также рассматриваются в пределах разных литературных направлений, течений и школ. Например, сон, как особое состояние, приобретает широкое распространение в поэтике романтизма, детально отражая внутренний мир героя, его художественное «я», особенности «двоемирия». Сны в литературе эпохи романтизма наполнены фольклорно-мифологической образностью и носят фантастический характер (например, сны в балладах, романтической повести, поэмах). В эпоху реализма, напротив, не всегда можно сновидения назвать фантастическими (например, первый сон Раскольникова) или фантастическое в них получает двойную мотивировку (кошмар Ивана Карамазова, разделенный сон Анны и Вронского). В этот период развития литературы поэтика сновидений, в первую очередь, нацелена на выявление глубинных психологических процессов и раскрытие внутреннего мира персонажа. Реализм извлекал разумное начало из сновидений, а модернизм начал подчинять творчество сновидному началу. Так, в литературе эпохи модернизма происходит размывание границ между сном и явью. Такие формы сновидений встречаются в творчестве А. М. Ремизова, Д. С. Мережковского, В. Я. Брюсова, В. В. Набокова, Б. Ю. Поплавского. Таким образом, в творчестве многих русских авторов изображение снов и пограничных состояний литературных героев является ведущим приемом. Именно сны помогают писателю раскрыть идеологическую и психологическую характеристику действующих лиц, познакомить читателя с внутренним миром героев, их системой взглядов и ценностей, часто они являются способом отражения взглядов и мыслей самого автора. 1.2. Сновидения в системе психологического раскрытия характеров Сон – выражение бессознательного в человеческой психике. Сон как элемент художественного произведения – одно из средств создания образа, возможность показать внутренний мир героя, его подсознательные мысли. В психологии сновидениям уделяется большое внимание. Основа психологической модели исследования сновидений была предложена З. Фрейдом в 2012 году. При помощи ряда анализов З. Фрейд сделал выводы о том, что во сне исполняются нереализованные желания человека. С точки зрения З. Фрейда, «сон – это способ открыть тайну и распознать сигнал из глубины человеческой души. Сон – отражение глубинных скрытых процессов, происходящих в душе человека, процессов, порой самому человеку еще неясных. Эти процессы назревают и выходят наружу из подсознания в виде образов, которые человек после пробуждения пытается припомнить и проанализировать» [29, с. 6]. В исследованиях снов и сновидений в произведениях художественной литературы, относящихся к разным литературным родам, лексемы «сон» и «сновидение» часто используются как синонимы, они обозначают состояние, которое включает определенные образы, видения, предметы, события. Мир персонажа в литературе наполнен различными событиями, в нем могут быть представлены явления повседневного, бытийного характера. Сон как часть физического бытия персонажа – это и часть реальной действительности. Писатель, представляя персонажа в его целостности, может обратить внимание на период, когда персонаж находится в состоянии сна, и дать характеристику сну как физическому состоянию в реальности. В то же время писатель может представить сновидение, в котором события и явления могут быть связаны с реальным окружающим миром, в котором находился персонаж до состояния сна. В сновидении могут быть обозначены такие факты, явления, события, которых не было в действительности, они ирреальны, но дают возможность писателю дополнить мир персонажа иными, не связанными с реальностью явлениями и соотнести их с прошлой или будущей реальностью. Сон литературного героя – это часть истории его души. Вместе с Татьяной А. С. Пушкина из романа «Евгений Онегин» читатель бежит во сне по таинственному лесу к странной избушке. Узнает её русскую душу, наполненную сказками и преданиями «простонародной старины». Вместе с Катериной из «Грозы» А. Н. Островского улетает из «тёмного царства» Кабанихи и Дикого в светлый мир грёз. Вместе с Обломовым попадаем в застойный рай спящей Обломовки. Глава «Сон Обломова» в романе И. А. Гончарова «Обломов» имеет самостоятельное значение. В предисловии к роману литературовед В. И. Кулешов пишет: «Гончаров решил целиком вставить ранее опубликованный «Сон Обломова», придав ему в общей композиции своего рода символическое значение. Читатель получает важные сведения, благодаря какому воспитанию герой романа сделался лежебокой. Поскольку ленивая спячка стала «стилем жизни героя и не раз ему являлись сновидения, мечты, переносившие его в мир грез, воображаемые царства, то естественным оказывался для него и «Сон Обломова» [13, с. 16]. «Сон Обломова» объясняет, почему для Ильи Ильича неприемлем путь его визитеров. Сон отделяет эти визиты от прихода Штольца, сыгравшего огромную роль в жизни Обломова. С трудом в начале пятого выходит из сна Обломов, и тут, как свежий ветер с воли, врывается Штольц. Он ничего общего не имеет с прежними визитерами. Штольц честен, умен и деятелен. Он искренне хочет вывести Обломова из спячки. Причина того, что возможности Обломова не открылись, не осуществились его мечты, внутренние силы остались без применения, безусловно, коренится в Обломовке. «Сон Обломова» объясняет, почему он не хотел и не мог пойти ни путем ранних визитеров, ни путем Штольца: не было у Ильи Ильича ни определенной цели, ни энергии для ее осуществления. Таким образом, сон Обломова является фокусом романа. Другой характер имеют сны в пьесе А. Н. Островского «Гроза». Это сны, раскрывающие внутренний мир героини. Они неопределенные, смутные, волнующие. В этих снах – мечтательность, поэтичность Катерины. Сны Катерины психологически оправданы, они отражают ее внутреннее состояние, изменение ее души под влиянием любви, ее неспособность бороться с «грехом». Таким образом, через сны литературных героев в произведениях русских писателей постигается действительность, раскрывается внутренний мир героев, становятся понятными истинные мотивы деятельности человека. Сон может иметь аллегорический характер, служить не только целям разоблачения, но и призыва, нравоучения, и предсказывать события. Таким образом, сон для писателя – это не уход от действительности а, напротив, стремление постигнуть ее в собственных своеобразных формах, осмыслить художественно и донести до читателя. Стал очевиден приём использования сна писателями, а кроме того – его значение для того или иного произведения, когда через сон раскрывается характер героя, его сокровенные мысли, чувства и желания; сон выступает как зеркало, отражающее душу героя. |