Главная страница
Навигация по странице:

  • Вывод по первой главе

  • 2. Идейно-эстетическая функция сновидений в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» 2.1. Функциональная роль сновидение в поэтике произведений Ф. М. Достоевского

  • Сновидения в романе Ф.М. Достоевского Преступление и наказание. Литература. Курсовая работа. Сновидений и онирических состояний литературных героев актуальна и еще не изучена до конца. Каждое пограничное состояние сознания персонажа требует детального анализа, так как отражает глубинные чувства и переживания героя, продолжает сюжетную линию и таит ответы на вопросы, которые автор ставит пер


    Скачать 86.12 Kb.
    НазваниеСновидений и онирических состояний литературных героев актуальна и еще не изучена до конца. Каждое пограничное состояние сознания персонажа требует детального анализа, так как отражает глубинные чувства и переживания героя, продолжает сюжетную линию и таит ответы на вопросы, которые автор ставит пер
    АнкорСновидения в романе Ф.М. Достоевского Преступление и наказание
    Дата31.05.2022
    Размер86.12 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЛитература. Курсовая работа.docx
    ТипРеферат
    #560421
    страница2 из 4
    1   2   3   4

    1.3 Сюжетно-композиционная функция снов и видений в художественном произведении

    Сон в литературном произведении – это фрагмент текста, который имеет такие отличительные особенности: сжатость, схематичность, обилие символики (из-за этого – концентрация на небольшом участке текста основных смысловых нитей и мотивов), несоответствие по стилю к произведению.

    Особенности сновидческого текста: многослойность, многоплановость; использование языка символов; сновидческий текст представлен в основном визуальными образами.

    Функции сна как композиционного элемента: комментирование и оценка изображенных событий; психологическая характеристика персонажа; осмысление идейного содержания произведения; сообщение души; «чужой пророческий голос» – общение с божественным.

    Ю. Лотман: «сон – это семиотическое зеркало, и каждый видит в нем отражение своего языка», «сон — знак в чистом виде, так как человек знает, что есть сон, видение, знает, что оно имеет значение, но не знает – какое. Это значение нужно расшифровать». Он «говорит с человеком на языке, понимание которого принципиально требует присутствия переводчика – Сну необходим истолкователь – будет ли это современный психолог или языческий жрец». Так впервые сон был интепретирован как текст. Поэтому проблему существования сна в тексте Лотман обозначает «текст в тексте» [15, с. 9].

    Сон с его символическим контекстом, мистикой и ирреальностью содержания позволяет романтикам отождествить воображаемый и провиденциальный космос с таинственным миром души.

    У М. Ю. Лермонтова сон становится одним из способов извлечения «бесплотного текста, исполненного миража». Стихотворение «Демон» состоит из двух сновидений, структура произведения представляет, таким образом, «сон во сне». В поэме «Демон», в стихотворениях «Сон», «На севере диком...», даже в романе «Герой нашего времени» сон предстает выражением движения времени, которое изнашивает идеи, меняет ценности, отвращает человека от повседневности и погружает в вечность.

    У Н. В. Гоголя метафорика сна становится ключом к пониманию авторской позиции. Подобный прием положен в основу многих петербургских повестей, особенно «Носа». Перевернутый мир столицы изобилует парадоксами, которые приводят к сумасшествию: в заключительной повести «Записки сумасшедшего» читатель уже не может различить той грани, за которой перестают действовать законы повседневности и начинает торжествовать изнаночная сторона сознания, погружая мысль и душу в бред отчаяния. В этой системе отношений сон оборачивается гримасой безумия.

    У И. А. Гончарова сон используется либо как метафора, «расшифровывая» внутренний мир персонажей, либо предопределяет дальнейшие события. Татьяне Марковне Бережковой снится поле, покрытое белым чистым снегом, и на нем – одинокая щепка. Мифологема зимы представляется символом непорочности, а щепка – тот грех, который всю жизнь мучает героиню. В романе «Обыкновенная история» мотив «небодрствования» становится ведущим в психологической аттестации героя, который не желает выходить из приятного плена мечтательных ожиданий. Он нежится в мире иллюзий, из-за чего безмерно страдает сам и мучает других.

    У Ф. М. Достоевского преобладает сон как душевный кризис, приводящий к перелому во внутренней жизни человека. Данный тип сна выступает как необычайно важное, этапное, кульминационное событие в духовной жизни героя. Cновидения данного типа являются своеобразным духовным катарсисом, этическим и мировоззренческим чистилищем, путеводной нитью к первозданным и незыблемым, общечеловеческим моральным ценностям и императивам. М. Бахтин пишет о рассказе Ф. М. Достоевского «Сон смешного человека»: «Сон здесь вводится именно как возможность совсем другой жизни, организованной по другим законам, чем обычная (иногда прямо как «мир наизнанку»). Жизнь, увиденная во сне, отстраняет обычную жизнь, заставляет понять и оценить по-новому. И человек во сне становится другим человеком, раскрывает в себе новые возможности, испытывается и проверяется сном». Действительно, сновидение Смешного человека, стало для него озарением, тем божественным светом, который наполнил смыслом пространство его земного существования.

     Сновидение – особая художественная реальность, которая характеризуется образностью, конкретно-чувственной формой, символической насыщенностью и многообразием вариантов интерпретации.

    Литературное сновидение может выполнять следующие функции: говорит о герое больше того, что можно непосредственно понять; предсказывает будущее героя; приближает читателя не только к бессознательному героя, но и к бессознательному автора.

    Ремизов А. М. выделяет два вида литературных снов. Это сон как художественная деталь и сон как особая действительность. Сновидение в качестве художественной детали находится вне сновидной реальности, оно подчиняется логике яви и пронизано ею. «Такое может и во сне присниться, но может и наяву представиться» [22, с. 145]. Если же сон срабатывает по отношению к яви в качестве дополнения, то можно говорить о сновидении как особой действительности. По мнению А. М. Ремизова, сон как особая действительность впервые появляется у Пушкина. Русская литература вполне успешно развивает пушкинскую традицию. Сновидческим даром в полной мере наделены герои Достоевского, для которых сон – это всегда возможность осознать и пережить некий потрясающий духовный опыт.

    М. Бахтин пишет о рассказе Достоевского «Сон смешного человека»: «Сон здесь вводится именно как возможность совсем другой жизни, организованной по другим законам, чем обычная (иногда прямо как «мир наизнанку»). Жизнь, увиденная во сне, отстраняет обычную жизнь, заставляет понять и оценить по-новому. И человек во сне становится другим человеком, раскрывает в себе новые возможности, испытывается и проверяется сном» [6, с. 252]. Действительно, сновидение Смешного человека, стало для него озарением, тем божественным светом, который наполнил смыслом пространство его земного существования. Смешной человек в своем сне увидел Истину, увидел Добро, увидел настоящую жизнь в любви.

    По своим функциям литературные сновидения можно разделить на несколько довольно больших групп:

    - характерологические сновидения – те, которые раскрывают подлинное «я» героя, скрытые черты характера (сон Обломова, в котором дается картина мерной неторопливой жизни, собирательный образ Обломовки, семьи, поместья, страны, взрастивших Илью Ильича; сон Раскольникова о забитой лошади, в котором он становится наблюдателем жуткой сцены избиения животного).

    - проскопические сновидения – те, которые предсказывают будущее героя, или даже будущее всего человечества зачастую в иносказательной форме (Сон Святослава, сон египетского фараона).

    - кризисные сновидения – те, которые коренным образом жизнь человека, меняют его взгляд на повседневность. (Сон смешного человека, сон Мити про иззябшее дитя, сон Раскольникова в остроге).

    Таким образом, можно прийти к выводу о том, что сновидение – это художественный, композиционный прием в русской литературе, различающийся по своим типам и задачам. Типы сновидений могут различаться от информирующего до описательного, каждый из них имеет свои собственные композиционные и идейные задачи, к которым, в основном, относится представление и осмысление эмоционального состояния главного героя или раскрытие идейного замысла произведения.


    Вывод по первой главе

    В русской литературе сны всегда играли не меньшую, а иногда и большую роль, чем реальная действительность. Многие авторы делали сон полноценным «действующим лицом» своих произведений. Сны позволяют лучше понять характеры их героев, причины их поступков, отношение к людям и к себе. Ведь, по сути, сон – это время, когда освобождается подсознание человека. Оно не скованно внешними условностями, не позволяет лгать, притворяться и прикрываться масками. Наверное, именно по этим причинам авторы так часто прибегают к приему раскрытия личности персонажа через его сон.

    Таким образом, изображение сна, – описание сновидения, вещего сна – весьма распространенный литературный прием. Сны очень часто применяются писателями для передачи внутреннего состояния героя, так как во сне человек становиться самим собой. Вот почему из сна мы можем узнать о переживаниях героя, его воспоминаниях о прошлом, или о том, что может ждать героя в будущем. 

    Итак, сновидения как литературный прием играют огромную роль в русской литературе. Они помогают читателю более глубоко понять произведение, более полно и ярко представить картину происходящего, а также помогают самому автору в раскрытии идейного замысла произведения. Сновидения, могут носить в себе как позитивную, так и негативную окраску, помогают сделать ярче эмоциональную картину произведения. Таким образом, данный литературный прием действительно играет большую роль в русской литературе.

    В настоящее время тема сновидений в произведениях русской литературы остается обсуждаемой и востребованной. Многие художественные тексты требуют серьезного научного анализа и переосмысления.

    2. Идейно-эстетическая функция сновидений в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

    2.1. Функциональная роль сновидение в поэтике произведений Ф. М. Достоевского

    Использование сновидения в качестве художественного приема насчитывает не одно тысячелетие. Интерес к этому явлению, до сих пор во многом загадочному, запечатлен в древнейших образцах мировой литературы. [27, с. 4]

    В художественных произведениях Ф. М. Достоевского можно обнаружить большое количество снов, которые выполняют различные художественные задачи. В романах писателя встречаются сны-предчувствия, сны-воспоминания, сны-разоблачения и «философские» сны. [18, с. 129].

    Классификацию с точки зрения функциональности сновидений можно найти на страницах исследования Р. Г. Назирова «Творческие принципы Ф. М. Достоевского». Автор этой работы выделяет две разновидности снов в произведениях Достоевского:

    1. иллюстративно-психологические, которые содержат характеристику души человека;

    2. сюжетные, которые содержат эту характеристику, но она «не является главной целью картины». Такие сны напоминают вставные новеллы и отличаются повествовательным характером и обилием массовых сцен. Они движут сюжеты Достоевского и раскрывают внутреннюю драму героев. Эти сны «не предсказывают события сюжета, а сами являются событиями, либо тормозя действие, ибо стремительно толкая его» [18, с. 146].

    У Ф. М. Достоевского никогда не бывает снов ради снов, они всегда опосредованы сюжетом или психологической необходимостью. Причины сновидений для писателя важны не меньше, чем сами сновидения. В них он ищет путь к самопознанию личности. «Сны, – отмечал Достоевский в рассказе «Сон смешного человека», – как известно, чрезвычайно странная вещь: одно предстает с ужасающей ясностью, а через другое перескакиваешь, как бы ни замечая вовсе, например, через пространство и время. Сны, кажется, стремит не рассудок, а желание, не голова, а сердце, а между тем, какие хитрейшие вещи проделывает иногда мой рассудок во сне! Между тем с ним происходят во сне вещи совсем непостижимые». Здесь «желание» и «сердце», как отметил Р. Г. Назиров, – синонимы подсознания, то есть подавленных или намеренно забытых разумом мыслей, чувств и стремлений этического характера, ибо у Достоевского «подсознание – это, как правило, тюрьма для угрызений совести» [18, с. 108].

    Сны у Ф. М. Достоевского зачастую отличаются сложной и многозначной символикой. Эта сложность оттого, что они выражают не только состояние героя, но и авторскую тенденцию. Писатель часто подчеркивает в картине сна мысль, которую сам герой еще не осознал. В целом сновидения у героев Ф. М. Достоевского служат не тому, чтобы затемнить, скрыть, представить в безобидной форме тайные желания человека, а скорее, наоборот, проявлению скрытого. Основная функция символики снов в произведениях романиста – познание [18, с. 116].

    Сам Ф. М. Достоевский ни в жизни, ни на страницах своих произведений не проводит разграничения между сном и сновидением. Неразграничение Ф. М. Достоевским в своих произведениях сна и яви вполне согласуется с научной концепцией того времени, когда большинство исследователей считало необходимым рассматривать сон и сновидения вместе, даже присоединяя к ним еще и сноподобные явления, например, галлюцинации, видения, грезы и т. п.

    В исследовании К. Д. Кавелина есть следующее определение сна: «Сон – явление на рубеже психического и материального элементов, в котором эти элементы непосредственно между собой соприкасаются» [10, с. 26]. Как видно из этого определения, психическое и материальное здесь не разграничиваются.

    З. Фрейд утверждал, что с помощью снов нельзя предсказать будущее, это ознакомление с прошлым. [29, с. 87] Ф. М. Достоевский сам верил в пророчества и в пророческие сны, тем самым допуская возможность предсказания будущего во сне.

    Значение сновидения как художественного приема в творчестве Ф. М. Достоевского велико, так как исходным пунктом в творчестве для писателя были жизненные противоречия. Поэтому сны привлекали писателя, прежде всего, возможностью ярко показать скрытое, плохо осознанное чувство [27, с. 4]. Следует сказать, что научные работы психологического и психиатрического направлений оказали влияние на Ф. М. Достоевского и многие современные ему идеи в этой области нашли отражение на страницах его произведений. Собственные сны и то, как Ф. М. Достоевский к ним относился, наложили большой отпечаток не только на личную жизнь самого писателя, но и на его профессиональную деятельность. Особенно интересна была для писателя природа возникновения сновидений. Многие особенности сновидческого мира Ф. М. Достоевского, проявившиеся в личных сновидениях, отразились в его художественных произведениях, что показал анализ писем и литературный материал первого номера журнала «Время», издававшегося М. М. и Ф. М. Достоевскими в 1861-1863 годах.

    Основываясь на естественнонаучной базе второй половины XIX века, писатель многие таинственные предчувствия и пророчества, открывающиеся во сне, объясняет вполне рационалистически. Например, это проявляется в использовании приема ассоциативной трансформации во сне реальных впечатлений героя. [27, с. 4]

    Вместе с тем, в творчестве Ф. М. Достоевского есть все разновидности сновидений, выделяемые христианской традицией. Это так называемые простые сны, имеющие дьявольскую природу происхождения. Они снятся большинству его героев. Другой вид сновидений – «зрения», посылаемые Богом и служащие духовному очищению персонажей. Сюда можно отнести видения Раскольникова об источнике и на каторге, Дмитрия Карамазова о ребенке и некоторые другие. И, наконец, наивысшее проявление воли Господней – «откровение» Алексея Карамазова о Кане Галилейской, в котором заложена мысль об исконной красоте и непорочности мира божьего и об ответственности всех людей за то, что они делают этот мир хуже.

    Кроме влияния христианства можно выделить и некоторые народные традиции в изображении сновидений в произведениях Ф. М. Достоевского. Это говорит о том, что писатель, знал не только фольклорные верования в этой области, но часто опирался при создании того или иного типа сновидения на восприятие его в народном сознании.

    Ф. М. Достоевский определил свой художественный метод как «фантастический реализм». Проанализировав то, какое значение вкладывал писатель в понятия «фантастический» и «фантазия», можно увидеть, что реализм Достоевского – явление особого рода, так как он заставляет читателя забыть о существующей и окружающей его действительности и дает возможность полностью погрузиться в мир писателя и его произведения.

    Характерной чертой «фантастического реализма» Ф. М. Достоевского является неразличение идеального и материального, своеобразное двоемирие, существование которого выражается в наделении духом любого явления материального мира и материализации любой идеи, мечты, фантазии. В силу этого особым состоянием, воплощающим в себе двоемирие, становится сон, именно в силу того, что он часто воспринимается писателем как отражение некой незримой параллельной жизни [33, с. 18].

    Неразличение сна и яви, материального и идеального ведет за собой тождество жизни и сна. В наиболее яркой форме оно проявляется в мотиве «жизнь – сон». В то же время обратной стороной воплощения этого мотива становится восприятие героями Достоевского сна как временной смерти и смерти как вечного сна. Мотив «сон – смерть» проявляется в творчестве писателя в нескольких универсальных образах, в частности, в образах собаки, мухи, мотиве осмеяния [28, с. 5].

    Другой, не менее существенный мотив, связанный с принципом двоемирия, во многом определяется тем, что Ф. М. Достоевский, прежде всего, является художником-психологом. Главная особенность гениального психологического анализа писателя заключается в умении раскрыть противоречия и борьбу чувств и мыслей в одном персонаже.

    Двойничество Достоевский воспринимает как свойство, извечно присущее человеку. Он писал об этом одной корреспондентке в 1880 году: «Что вы пишете о Вашей двойственности? Но это самая обычная черта у людей <.> не совсем впрочем, обыкновенная. Черта, свойственная человеческой природе вообще, но далеко-далеко не во всякой природе человеческой встречающаяся в такой силе, как у Вас. Вот и поэтому Вы мне родная, потому что это раздвоение в Вас точь-в-точь, как и во мне, и всю жизнь во мне было» [17, с. 215].

    Из противоречия внутри одного героя писатель как бы делает двух людей, тем самым, драматизируя и углубляя это противоречие. Мотив двойничества в творчестве Ф. М. Достоевского тесно связан с мотивом сна-бодрствования. Как действие в произведениях писателя часто протекает на грани сна и яви, так и двойники часто являются персонажами, одинаково принадлежащими двум мирам, реальному и ирреальному.

    Принцип двоемирия наложил отпечаток и на особенности пространства и времени в произведениях Ф. М. Достоевского. К проявлениям сновидческих законов можно отнести прерывность пространства и относительность времени, ведь в момент сновидения человек может «прожить» гораздо более длительный период времени, чем собственно длится сон. Поэтому время является у Ф. М. Достоевского во многом категорией человеческого сознания.

    Таким образом, анализ функциональной роли сновидений в поэтике произведений Ф. М. Достоевского показывает, что они явились одним из существенных элементов поэтической системы писателя и оказали значительное влияние на организацию его произведений в целом.
    1   2   3   4


    написать администратору сайта