Главная страница
Навигация по странице:

  • Характерологическая и сюжетно-композиционная роль снов в романе «Преступление и наказание»

  • Сновидения в романе Ф.М. Достоевского Преступление и наказание. Литература. Курсовая работа. Сновидений и онирических состояний литературных героев актуальна и еще не изучена до конца. Каждое пограничное состояние сознания персонажа требует детального анализа, так как отражает глубинные чувства и переживания героя, продолжает сюжетную линию и таит ответы на вопросы, которые автор ставит пер


    Скачать 86.12 Kb.
    НазваниеСновидений и онирических состояний литературных героев актуальна и еще не изучена до конца. Каждое пограничное состояние сознания персонажа требует детального анализа, так как отражает глубинные чувства и переживания героя, продолжает сюжетную линию и таит ответы на вопросы, которые автор ставит пер
    АнкорСновидения в романе Ф.М. Достоевского Преступление и наказание
    Дата31.05.2022
    Размер86.12 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЛитература. Курсовая работа.docx
    ТипРеферат
    #560421
    страница3 из 4
    1   2   3   4

    2.2. Типы сновидений в романе «Преступление и наказание»

    Своеобразие Ф. М. Достоевского как художника в том, что он принес с собой новые формы художественного видения и поэтому сумел открыть и увидеть новые стороны человека и его жизни. Одной из таких форм является сон.

    Сны проходят настоящим лейтмотивом в творчестве  Ф. М. Достоевского. Сон у этого писателя – незаменимый способ художественного познания, основанный на законах самой человеческой натуры. Через сон он ищет «в человеке человека». Во снах у  него и «невысказанное, будущее слово». Таким образом,  сон для писателя это  не уход от действительности а, напротив, стремление постигнуть ее в ее собственных своеобразных формах, осмыслить ее художественно.

    Сон – это  великое духовное (и художественное) событие.  И при этом у Ф. М. Достоевского здесь нет мистики. Сны у Ф. М. Достоевского, как ни у кого их прежних писателей,  являются мощным  орудием художественного  познания человека и мира. Во снах истинные мотивы деятельности человека обнажаются и теснее соотносятся с судьбой человеческого рода (обычно  через судьбу самых близких и родных ему людей).

    «Преступление и наказание» – самый насыщенный сновидениями роман Ф. М. Достоевского. Все сны неравномерно распределены по тексту романа. Первый и второй включены в первую часть романа, это сны, которые Раскольников видит до убийства. Третий и четвертый сны включены во вторую и третью части романа, а в Эпилоге находится последний, пятый сон.

    Первый сон (ч.I , гл.V) сам герой называет «страшным сном», «безобразным сном». Он видит себя ребенком, гуляет с отцом за городом. На краю города находится «большой кабак», рядом с ним «церковь с зеленым куполом» и кладбище. Слышатся хохот, крики, пьяная толпа усаживается в телегу, и Миколка бьет лошадь. Кто-то кричит: «Топором ее, чего! Покончить с ней разом…» Мальчик бросается ее защищать, плачет, «обхватывает ее мертвую, окровавленную морду и целует ее, целует ее в глаза, в губы» [1, с. 63].

    Раскольников просыпается «весь в поту» и решает отказаться от убийства: «Неужели ж я в самом деле возьму топор, стану бить по голове, размозжу ей череп… Я ведь не вытерплю, не вытерплю!» [1, с. 68]

    С точки зрения литературоведа Р. Г. Назирова: «Ошибочными являются все попытки буквального прочтения этого сновидения («лошадь – процентщица»)» [18, с. 48]. Вызванное внешними причинами, сновидение раскрывает внутреннюю борьбу». Образы этого сна соотносятся не только с действительностью, которая предшествует сну, но и с будущей жизнью героя.

    Перед третьим сном, уже после убийства, Ф. М. Достоевский передает состояние Раскольникова так: «Раздевшись и весь дрожа, как загнанная лошадь, он лег на диван…» «Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старушонку!» [1, с. 126] Если соотнести этот сон со всей реальностью романа, то можно понять, что «страшный сон» Раскольникова включает в себя выводы умозаключений героя.

    Второй сон (ч.I, VI), который видится герою перед совершением преступления, является сном-грезой. Он видит себя в Египте, в оазисе, кругом пальмы, голубая и холодная вода, «чистый, с золотыми блестками песок», он пьет воду прямо из ручья, но под бой часов просыпается. Пейзаж этого сновидения показывает, что действительно нужно Раскольникову Солнечный Египет противопоставлен мрачному Петербургу.

    Третий сон (ч.II, гл.II) – это сон-кошмар, который снится Раскольникову на следующий день после убийства. Герою мерещится, что на лестнице квартальный надзиратель страшно избивает хозяйку его квартиры. Вокруг много свидетелей, слышны разговоры, жалобы но потом все затихает. Раскольников испытывает «безграничный ужас», его мучает страх. В этом сне события преступление показаны в преображенном виде. Страх, который испытал Раскольников («Он хотел было запереться на крючок, но рука не поднялась…»[1, с. 63]), заставляет его вспомнить пережитый ужас после убийства, когда он обнаружил, что дверь была не заперта на крючок. Стоя за дверью, ему казалось, что «это точно во сне, когда снится, что догоняют, близко, убить хотят, а сам точно прирос к месту и руками пошевелить нельзя».

    И в этом сне Раскольников тоже чувствует, что «страх, как лед, обложил его душу, замучил его, окоченил его». У Раскольников еще нет раскаяния, но уже тогда в нем нарастает страх, появляется ощущения ужаса от совершенного преступления.

    Еще в третьем сне Раскольников в отчаянии произносит фразу: «Что это, свет перевернулся что ли?» [1, с. 128]. Эта фраза роковым образом предопределяет особенности четвертого сновидения (ч.III, гл.VI), события которого разыгрываются, как считает М. М. Бахтин, по законам карнавального действа. «В сне Раскольникова, – пишет М. Бахтин, – смеется не только убитая старуха (во сне, правда, ее убить оказывается невозможно), но смеются люди… смеются все сильнее и слышнее [6, с. 15]. Далее появляется толпа, множество людей и на лестнице и внизу… Перед нами образ развенчивающего всенародного осмеяния на площади карнавального короля-самозванца».

    Действие четвертого сна Раскольникова происходит поздним вечером. Герой видит «полную луну», которая «светлела все ярче и ярче»; чуть позже он попадает в гостиную: «вся комната была ярко облита лунным светом», огромный круглый, медно-красный месяц глядел прямо в окна» [1, с. 304-306]. По народным представлениям, видеть полную луну во сне для людей, совершивших преступление, – это плохой знак, и Ф. М. Достоевскому, вероятно, была известна эта примета [22, с. 18].

    Четвертый сон – это сон о повторном убийстве старухи. Действие словно возвращается вспять, только теперь трагедия убийства оборачивается комедией. Сон становится ответом судьбы на реплику Раскольникова: «О, как я ненавижу теперь старушонку! Кажется, бы другой раз убил, если б очнулась!» [1, с. 304]. Это сон-катастрофа, который ставит героя перед выбором: покаяние или безумие и самоубийство. Ф. М. Достоевский заставляет Раскольникова пережить период отчуждения и долгой болезни.

    Последнее, пятое сновидение (Эпилог, ч.2) отличается от предыдущих. Это не один сон, а сжатый пересказ тех снов, которые снились Раскольникову во время болезни. Он называет их «бессмысленным бредом», «горячешными грезами» [1, с. 602-603]. В этих снах нет самого Раскольникова как действующего лица. Это сны о страшной болезни, пришедшей из глубины Азии в Европу. Мир гибнет, но спасаются те, которые должны «начать новый род людей и новую жизнь, обновить и очистить землю, но никто и нигде не видал этих людей».

    Это сон о мировой катастрофе, конце света, пророческий сон, в котором, как утверждают исследователи, представлено творчество Ф. М. Достоевского о мировой войне и революции.

    Это и сон-предупреждение, после которого Раскольников окончательно разочаровывается в своей теории о праве сильного на убийство пусть даже ради благородной цели.

    Итак, создавая в романе «Преступление и наказание» разные типы снов, Ф. М. Достоевский раскрывает внутреннюю драму героя. Писатель глубоко проникает во внутренний мир Раскольникова через разные сны: «страшный сон», «безобразный сон»; сон-греза, сон-обман; бредовый сон, сон-кошмар, сон-катастрофа, сон-апокалипсис и пророческий сон. Действительно, сон у Ф. М. Достоевского – это сложный художественный прием, позволяющий проникнуть в самые глубины человеческого сознания, исследовать, как психоаналитику, малейшие движения души человеческой и показать процесс духовного, нравственного перерождения этой души во всей сложности.



      1. Характерологическая и сюжетно-композиционная роль снов в романе «Преступление и наказание»

    Герои Достоевского попадают в сложные, экстремальные жизненные ситуации, в которых обнажается их внутренняя сущность, открываются глубины психологии, скрытые конфликты, противоречия в душе, неоднозначность и парадоксальность внутреннего мира. Для отражения психологического состояния внутреннего мира героя автор использовал разнообразные художественные приемы, среди которых немаловажную роль играют сны, так как в бессознательном состоянии человек становится самим собой, таким образом, свободнее проявляются его мысли и чувства. Сны раскрывают характер и душу человека. 

    На протяжении почти всего романа в душе Родиона Раскольникова происходит конфликт. Внутренние противоречия главного героя обуславливают его неоднозначное состояние: он настолько погружен в себя, что для него грань между мечтой и реальностью, между сном и действительностью стирается, воспаленный мозг рождает бред, и герой впадает в апатию, полусон-полубред, поэтому о некоторых снах трудно сказать, сон это или бред, «грезы».

    Первый сон  (ч.I , гл.V). Раскольников видит незадолго до убийства. Главная мысль эпизода заключается в неприятии убийства натурой человека, и в частности натурой Раскольникова. Перед сном герой думает о полезности убийства старухи-процентщицы, которая отжила свой век и «заедает» чужой, но после Раскольников просыпается в холодном поту и в ужасе от сцены, увиденной во сне. Эту перемену можно объяснить борьбой души и разума, которая постоянно происходит в главном герое. Сны не подчиняются разуму, в них раскрывается натура человека, видно, что убийство отвратительно душе и сердцу Раскольникова. Но в реальности мысли и заботы о матери и сестре, желание доказать свою теорию об «обыкновенных» и «необыкновенных» людях на практике побуждают думать об убийстве и его полезности, заглушать муки натуры.

    Этот сон богат символами:  Раскольников-мальчик любит ходить в церковь, олицетворяющую небесное начало на земле, то есть духовность, нравственную чистоту и совершенство; однако дорога в церковь проходит мимо кабака, который мальчик не любит; кабак – олицетворяет пьянство, зло, низость и грязь его обитателей. Веселье пьяных  людей не внушает окружающим, в частности маленькому Родиону, ничего, кроме страха.  В сцене у кабака – убийстве беспомощной лошаденки толпой пьяных хулиганов – маленький Раскольников пытается защитить несчастное животное, кричит, плачет. Становится понятно, что герой вовсе не жесток, ему омерзительна беспощадность к чужой жизни, даже лошадиной. Церковь не случайно находится в трехстах шагах от кабака. Это небольшое расстояние показывает, что человек в любой момент может прекратить свою пошлую жизнь и, обратившись к Богу, который все простит, начать новую, праведную жизнь.

    Родной городок – это символ и самого Петербурга. Кабак, пьяные мужики, удушливая атмосфера – все это неотъемлемые составляющие Петербурга времен Ф. М. Достоевского. Город своей атмосферой, мнимыми тупиками, жестокостью и безразличием действует на главного героя, вовлекая его в болезненное состояние возбуждения. Именно это состояние подталкивает Раскольникова к созданию теории, которая овладевает его разумом и повелевает им самим.

    Сон связан с тем, что произойдет потом в реальности романа. Раскольников, содрогнувшийся перед тем, что он задумал, все-таки убьет старуху и еще Лизавету, такую же беспомощную и забитую, как кляча: она не осмелится даже поднять руку, чтобы защитить лицо от топора убийцы. Потом умирающая Катерина Ивановна выдохнет вместе с чахоточной кровью: «Заездили клячу!» [1, с. 87]. Но Раскольников в этой странной реальности выступит уже как палач, как часть грубого, жестокого мира, присвоившего себе право убивать, все равно как: на спор ли, изобретая ли теории о сильных и слабых личностях.

    Первый сон главного героя сыграл важную роль в произведении, так как, развивая тему «наказания» Раскольникова, Ф. М. Достоевский покажет, что именно в душе хранятся все главные истины об отношении людей друг к другу: «Не суди», «Не убий», «Возлюби ближнего, как самого себя». И наказан Раскольников будет в первую очередь тем, что его сердце не примет преступления.

    Первый сон Раскольникова сыграл важную роль в дальнейшем произведении, так как, развивая тему «наказания» Раскольникова, Ф. М. Достоевский покажет, что именно в душе хранятся все главные истины об отношении людей друг к другу: «Не суди», «Не убий», «Возлюби ближнего, как самого себя». И наказан Раскольников будет в первую очередь тем, что его сердце не примет преступления. Прислушайся Раскольников не к зову ума, а к зову сердца, прозвучавшему в первом сне, – страшное преступление не свершилось бы. Этот сон имеет композиционного двойника – смерть Катерины Ивановны. 

    Второй сон-греза Раскольникова (ч.I, VI) и пятый сон («бессмысленный бред») (Эпилог, ч.2) наряду с символическим смыслом, помогающим понять психологию героя и самого автора, играют еще одну роль: они показывают изменения в теории Раскольникова. Во втором сне Раскольникову грезился тот идеальный мир, который будет создан им, гением, Наполеоном, спасителем человечества, богом. Родион мечтал о создании на земле Нового Иерусалима, и описание этого мира очень напоминает Эдем. Сначала это будет небольшой оазис счастья среди бескрайней пустыни горя, неравноправия и печали.

    Не случайно оазис находится в Египте. Египетский поход, как известно, был началом прекрасной карьеры Наполеона, и Раскольников, как человек, претендующий на место Бонапарта, строить свой мир должен, начиная именно с Египта.

    Но пятый сон показал Родиону плоды его теории, которые он мог пожать уже в ближайшем будущем. Мир преобразился по сравнению со вторым сном: он был «осужден в жертву какой-то страшной, неслыханной и невиданной моровой язве» [1, с. 602]. Раскольников, наверное, даже и не подозревал, насколько страшна его теория. 

     Этот сон составляет полную противоположность второму сну и имеет большое значение для воплощения замысла романа «Преступление и наказание». Второй сон наполнен нежными, красивыми эпитетами, а в пятом сне образ мира создают действия населяющих его людей: «мучился», «бил себя в грудь, плакал и ломал себе руки», «кололись и резались», «кусали и ели друг друга», «начинали обвинять друг друга, дрались и снова резались». Вот такова истинная картина будущего мира. Эти два сна показывают разницу между задуманным Раскольниковым миром и миром, который мог реально появиться.

    В пятом сне («бессмысленном бреду») Раскольникова мы видим, как мир погружается в атмосферу эгоизма, делая людей «бесноватыми, сумасшедшими», при этом, заставляя их считать себя «умными и непоколебимыми в истине». Эгоизм становится причиной непонимания, возникающего между людьми. Это непонимание, в свою очередь, влечет за собой волну стихийных бедствий, что приводит к тому, что мир погибает. Становится известно, что спастись из этого кошмара могут далеко не все люди, а только «чистые и избранные, предназначенные начать новый род людей». Здесь всплывает «картина утраченного людьми «золотого века», «времени Авраама и стад его» <.> как воспоминание о навсегда утраченном человечеством прекрасном прошлом» пишет Г. М. Фридлендер [31, с. 22]. Именно в этом сне автор говорит о том, что индивидуализм и эгоизм представляют для человечества реальную и страшную угрозу, они могут привести к тому, что человек забудет все нормы и понятия, а также перестанет различать такие критерии, как добро и зло.

     В этом сне Раскольников смотрит на свою теорию по-новому, видит ее антигуманность и расценивает ее уже как возможную причину возникновения ситуации, угрожающей по своим последствиям. Таким образом, происходит переосмысление героем назначенных целей, изменение его мировоззрения, постепенное приближение к духовному совершенству,  то есть начинается нравственное возрождение Раскольникова, трудное, болезненное, но все же очистительное и светлое, купленное ценой страдания, а ведь именно через страдание, по мнению Достоевского, человек может прийти к настоящему счастью. Именно после этого сна Родион Раскольников понял, наконец, сущность своей теории и отказался от нее.

    Третий сон Раскольникова (ч.II, гл.II) видится ему уже после убийства. Герой  находится в полусознательном состоянии. Родиону Романовичу снится, что Илья Петрович избивает хозяйку:  «Он бьет ее ногами, колотит ее головою о ступени» [1, с. 129]. Сон  заполнен не яркими, резкими, не приятными и радостными звуками, а страшными, ужасающими, жуткими: «она ныла, визжала и причитала», голос бившего хрипел, «таких неестественных звуков, такого воя, вопля, скрежета, слез и ругательств он еще никогда не слыхивал и не видывал». Под действием этих звуков у Родиона Раскольникова начали появляться первые робкие сомнения в своей теории. Все существо Раскольникова воспротивилось совершенному им убийству, лишь воспаленный мозг уверяет сам себя в том, что теория верна и что для Родиона убийство обычно, как смена дня и ночи. Да, он убил, но когда Илья Петрович бьет хозяйку, в голове у Раскольникова то и дело возникают вопросы: «Но за что же, за что же... и как это можно!», «Но, боже, разве все это возможно!», Раскольников был поражен жестокостью людей, что и отразилось в этом сне: «Он вообразить себе не мог такого зверства, такого исступления» [1, с. 128-130]. Скорее всего, здесь Раскольников подсознательно оправдывает себя, как бы говоря: «Не я один такой». Не только Илья Петрович изображается здесь жестоким убийцей, любой человек способен на преступление, если на это толкнет его судьба или обстоятельства, а может даже искаженное понимание всего того, что происходит вокруг, того, что способно толкнуть на убийство. 

    В этом сне местом действия является лестница. Она символизирует борьбу внутри Раскольникова, борьбу добра и зла, вот только в данном случае непонятно, где добро, а где зло. Лестница – это препятствие, которое предстоит пройти герою, чтобы подняться на самый верх человеческого развития, заменить Бога, который создал этот несовершенный мир, оказаться способным изменить людей для их же благополучия. Этот сон автор ввел в повествование, чтобы подчеркнуть отрицательные стороны теории Раскольникова: ее ужас и несостоятельность. Этот сон, с одной стороны, продолжение темы беззакония этого мира, с другой стороны, предощущение будущей отрезанности героя от людей, т. е. его наказания. 

    Четвертый сон Раскольникова (ч.III, гл.VI). Для Родиона Раскольникова сны были очень важны, они были его второй жизнью.
    В третьей части романа – снова кошмар. Раскольников повторяет уже совершенное им убийство старухи-процентщицы.  На этот раз Раскольникову снится, что старуха жива и смеется над ним. Он пытается убить ее, но со всех сторон люди, они смотрят и молчат. Только для Родиона вокруг тишина и ни души, для остальных людей мир не изменился. Люди стояли внизу, Раскольников был выше всей этой толпы, всех этих «тварей дрожащих». Он – Наполеон, он – гений, а гении не могут стоять на одной ступени с народом. Но люди осуждают Раскольникова, смеются над его жалкими попытками изменить мир через убийство какой-то старушонки. И действительно, он не изменил ровным счетом ничего: старуха по-прежнему жива и смеется над Родионом вместе с толпой людей. Старуха смеется над ним, потому что, убивая ее, Раскольников вместе с тем убивает и себя. 

    В композиционном плане этот кошмар героя является продолжением его размышлений о «твари  дрожащей», о том, что он «не человека убил», а «принцип», своеобразным подтверждением его догадок относительно слабости собственной натуры, неспособности перешагнуть через труп человека.  Ф. М. Достоевский сгущает краски: смех у старухи «зловещий», гомон толпы за дверью явно недоброжелательный, злобный, насмешливый; сон четко и достоверно отражает состояние взволнованной, отчаявшейся, мятущейся души героя, особенно усилившееся после провала «эксперимента над собой». В душе героя творится нечто ужасное, он чувствует гнет из-за убийства процентщицы и ее несчастной сестры Лизаветы, которая оказалась не в том месте и не в то время. Раскольников понимает, что, убив старуху, он не почувствовал себя свободней, он не стал «властелином», не доказал правильность своей теории, и смех старухи – это торжество зла над не сумевшим убить в себе человечность Раскольниковым.

    Раскольников оказывается не Наполеоном, не властелином, имеющим право с легкостью переступать через чужие жизни ради достижения своей цели; муки совести, и страх разоблачения делают его жалким, и смех старухи – это смех и торжество зла над не сумевшим убить в себе совесть Раскольниковым. И в итоге всё осталось по-прежнему, проба не дала никакого результата, никто не был спасён, ни идея, ни миссия Раскольникова не осуществилась, да и не могла осуществиться.

    Кроме того, этот сон (а именно – описание смотрящих в молчании людей) предваряет появление в комнате Раскольникова Аркадия Ивановича Свидригайлова, своеобразного психологического двойника главного героя, который наблюдает за спящим Родионом.

    Таким образом, сны и «грезы» появляются в важные моменты жизни Раскольникова: перед преступлением, после него, после признания в преступлении. Все они помогают в раскрытии внутреннего мира Раскольникова, его конфликта с самим собой.

    1   2   3   4


    написать администратору сайта