Сновидения в романе Ф.М. Достоевского Преступление и наказание. Литература. Курсовая работа. Сновидений и онирических состояний литературных героев актуальна и еще не изучена до конца. Каждое пограничное состояние сознания персонажа требует детального анализа, так как отражает глубинные чувства и переживания героя, продолжает сюжетную линию и таит ответы на вопросы, которые автор ставит пер
Скачать 86.12 Kb.
|
Вывод по второй главе Многие русские писатели и до и после Достоевского использовали сны как художественный прием, но вряд ли кто-либо из них смог так глубоко, тонко и ярко описать психологическое состояние героя посредством изображения его сна. Сны в романе имеют разное содержание, настроение и художественную микрофункцию, но общее назначение художественных средств, использованных Достоевским в романе, одно: наиболее полное раскрытие основной идеи произведения – опровержения теории, убивающей в человеке человека при осознании этим человеком возможности убийства им другого человека. Обращение Достоевского к изображению подобных состояний, к художественному воссозданию снов – явление вполне закономерное в его творческой системе. Оно вытекает из стремления писателя к психологической правдивости повествования. Для отражения психологического состояния внутреннего мира героя автор использовал разнообразные художественные приемы, среди которых немаловажную роль играют сны, так как в бессознательном состоянии человек становится самим собой, таким образом, свободнее проявляются его мысли и чувства. Сны раскрывают характер и душу человека. «Преступление и наказание» – самый насыщенный сновидениями роман Ф. М. Достоевского. Сны Раскольникова являются своеобразной пунктирной линией, которая на разных уровнях отражает идейное и художественное содержание романа. Заключение В данной работе рассмотрены особенности изображения и эстетическая функция сновидений и онирических явлений в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Для этого были выполнены следующие задачи: Проанализировано онирическое начало в русской литературе. В творчестве многих русских авторов изображение снов и пограничных состояний литературных героев часто является ведущим приемом. Именно сны помогают писателю раскрыть идеологическую и психологическую характеристику действующих лиц, познакомить читателя с внутренним миром героев, их системой взглядов и ценностей, а нередко являются способом отражения взглядов и мыслей самого автора. Рассмотрены сновидения в системе психологического раскрытия характеров; Сон – выражение бессознательного в человеческой психике. Сон как элемент художественного произведения – одно из средств создания образа, возможность показать внутренний мир героя, его подспудные мысли, скрытые от него самого. Через сны литературных героев в произведениях русских писателей постигается действительность, раскрывается внутренний мир героев, становятся понятными истинные мотивы деятельности человека. Сон может иметь аллегорический характер, служить не только целям разоблачения, но и призыва, нравоучения, но и предсказывать события. Сон для писателя – это не уход от действительности а, напротив, стремление постигнуть ее в собственных своеобразных формах, осмыслить художественно и донести до читателя. Стал очевиден приём использования сна писателями, а кроме того – его значение для того или иного произведения, когда через сон раскрывается характер героя, его сокровенные мысли, чувства и желания; сон выступает как зеркало, отражающее душу героя. Классифицированы сны и онейрическиие видения по их функциональной роли; Сновидение – особая художественная реальность, которая характеризуется образностью, конкретно-чувственной формой, символической насыщенностью и многообразием вариантов интерпретации. Сновидение – это художественный, композиционный прием в русской литературе, различающийся по своим типам и задачам. Типы сновидений могут различаться от информирующего до описательного, каждый из них имеет свои собственные композиционные и идейные задачи, к которым, в основном, относится представление и осмысление эмоционального состояния главного героя или раскрытие идейного замысла произведения. Рассмотрена функциональная роль сновидений в поэтике произведений Ф. М. Достоевского Анализ своеобразия сновидений в творчестве Ф. М. Достоевского показывает, что они явились одним из существенных элементов поэтической системы писателя и оказали значительное влияние на организацию его произведений в целом. Определены основные типы снов в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Создавая в своем романе «Преступление и наказание» разные типы снов, Ф. М. Достоевский через них раскрывает внутреннюю драму героя. Писатель глубоко проникает во внутренний мир своего героя, обнажая его состояние на уровне подсознательного, через разные сны: «страшный сон», «безобразный сон»; сон-греза, сон-обман; бредовый сон, сон-кошмар, сон-катастрофа, сон-апокалипсис и пророческий сон. Действительно, сон у Ф. М. Достоевского – это сложный художественный прием, позволяющий проникнуть в самые глубины человеческого сознания, исследовать, как психоаналитику, малейшие движения души человеческой и показать процесс духовного, нравственного перерождения этой души во всей его сложности и мучительности. 6. Изучена характерологическая и сюжетно-композиционная роль снов в романе «Преступление и наказание» Сны и «грезы» появляются в важные моменты жизни Раскольникова: перед преступлением, после него, после признания в преступлении. Все они помогают в раскрытии внутреннего мира Раскольникова, его конфликта с самим собой. Таким образом, теоретическая значимость данной работы заключена в раскрытии эстетической функции сновидений на основе романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Практическая значимость определяется возможностью дальнейшего использования данного научного исследования при изучении сновидений в произведениях русской литературы. Актуальность исследования обусловлена дискуссионностью проблемы и попыткой самостоятельно рассмотреть особенности использования сновидений и онирических явлений в качестве художественного приема в литературном творчестве Ф. М. Достоевского на основе романа «Преступление и наказание» Список используемой литературы Достоевский Ф. М. Собрание сочинений в 15 томах. – Л.: Наука. Ленинградское отделение, 1989–1996. – с. 618 Жуковский В. А. Собрание сочинений в четырёх томах. – М., Л.: Государственное издательство художественной литературы, 1959. – Т. 2. Баллады, поэмы и повести. – с. 456. Лермонтов М. Ю. Стихи и поэмы. – Москва: Махаон, 2018. – с. 487 Толстой Л. Н. Полное собрание сочинений: в 23 т. Произведения, 1879-1884. – Москва: Художественная литература, 1957. – с. 624 Чехов А. П. Полное собрание сочинений и писем: в 30 т. Письма: в 12 т. – М.: Наука, 1976. – с. 575 Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. – М.: Советский писатель, 1963. – 363 с. Большой энциклопедический словарь / Главн. ред. А. М. Прохоров. – М., 1997. – с. 1234. Гроссман Л. П. Достоевский-художник. – М., 1959. – с. 353 Захаров В. Н. Система жанров Достоевского: Типология и поэтика. – Л.: Издательство Ленинградского университета, 1985. – с. 209 Кавелин К. Д. Задачи психологии. – М., 1872. – Кн. 2. – с. 560. Кирпотин В. Я. Разочарование и крушение Родиона Раскольникова. – М., 1974. – с. 455 Кирпотин В.Я. Ф. М. Достоевский. Творческий путь. 1821-1859. М.: Гослитиздат, 1960. – с. 607 Кулешов В. И. Этюды о русских писателях. – М., 1982. – с. 70 Кунильский А. Е. "Жизнь" в структуре романа Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание". – Петрозаводск, 1981. – с. 317 Лотман Ю. М. Сон – семиотическое окно / Ю. М. Лотман // Культура и взрыв. – Москва: Гнозис; Прогресс, 1992. – с. 226. Матвеева, Е. В. Метафора в поздней прозе Л. Н. Толстого / Е. В. Матвеева // Русская речь. – 2016. – с. 179 Мори А. Сон и сновидения: Психологические исследования и наблюдения / Пер. A. M. Пальховского. – М., 1867. – с. 408 Назиров Р. Г. Творческие принципы Ф. М. Достоевского. – Саратов: Изд-во Саратовск. ун-та, 1982. – с. 160 Петренко Н. А. Сновидения и онирическое начало в литературном творчестве русских авторов XIX – XX веков. – Евпатория: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство Типография «Ариал», 2018. – с. 84. Поспелов Г. Н. Творчество Ф. М. Достоевского. – М., «Знание», 1971. – с. 64 Ремизов А. М. Собрание сочинений. – Москва: Русская книга, 2000. – 574 с. Ремизов А. М. Огонь вещей. Сны и предсонья: Гоголь, Пушкин, Лермонтов, Тургенев, Достоевский. – Париж, 1954. – с. 128. Савельева В. В. Архетип сновидения в русском романе (от А. Пушкина до В. Сорокина). – 2005. – № 10. – с. 132. Савельева В. В. Художественная гипнология и онейропоэтика русских писателей: Монография. – Алматы: Жазушы, 2013. – 520 с. Сеченов И. Рефлексы головного мозга // Медицинский вестник. – 1863. – с. 512; Страхов И.В. Психология сновидений. – Саратов, 1955. – с. 142 Фазиулина И. В. Сон и сновидение в раннем творчестве Ф.М. Достоевского: поэтика и онтология. – Ижевск, 2005 URL:http://www.fedordostoevsky.ru/files/pdf/faziulina_2005.pdf Федунина О. В. Литературный сон: между нарратологией и жанрологией / О. В. Федунина // Новый филологический вестник. 2015. – с. 61. Фрейд З. Толкование сновидений. – М.: Современные проблемы, 1913. – с. 448 Фридлендер Г. М. Реализм Достоевского. – М.; Наука, 1964. – с. 404 Фридлендер, Г. М. Творческий процесс Достоевского // Достоевский: материалы и исследования. – 1996. – Т. 12. – с. 42. Чудинина В. В. «Творческие сны» Ф. М. Достоевского. – М.: Литература и история: Отв. ред. Т. К. Батурова, 2002. – с. 135. URL:https://www.dissercat.com/content/khudozhestvenno-soderzhatelnoe-svoeobrazie-snovidenii-v-tvorchestve-fm-dostoevskogo Щенников Г. К. Художественное мышление Ф. М. Достоевского. – Свердловск, 1978., – С. 129. |