Главная страница

Холостова Е.И. Теория социальной работы 2001. Социальная работа теория социальной работы


Скачать 1.62 Mb.
НазваниеСоциальная работа теория социальной работы
Дата15.10.2018
Размер1.62 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаХолостова Е.И. Теория социальной работы 2001.doc
ТипУчебник
#53393
страница18 из 25
1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   ...   25

Глава 18. СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ И ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ




§ 1. Понятие профессиональной деятельности



Становление любой профессиональной деятельности, тем более тех ее видов, которые связаны с общением людей, представляет длительный и неоднозначный процесс. История формирования социальной работы как профессиональной деятельности является красноречивым свидетельством этого. На основе издаваемых (начиная с 1750 г. до н. э. в Вавилоне) кодексов справедливости, гражданских актов, призывающих к любви к ближнему, заботе о бедных и т.д., в разных странах в разное время формировался особый вид деятельности — социальная работа.

Предпосылками для ее становления во всем цивилизованном мире являются попечительство, благотворительность, совместный соборный труд, бескорыстное служение различных общин, братств клерикального и светского характера, а также различные формы социальной помощи и поддержки человека, оказавшегося в сложной жизненной ситуации.

Как самостоятельный вид профессиональной деятельности социальная работа в России конституировалась только в 1991 г., когда постановлением Госкомтруда СССР от 23 апреля 1991 г. № 92 в квалификационный справочник должностей была включена должность «специалист по социальной работе». Эта должность, установленная для всех отраслей народного хозяйства, стала эквивалентом принятой в мире должности «социальный работник».

Постановлением Министерства труда РФ от 12 октября 1994 г. № 66 дана тарифно-квалификационная характеристика должности «специалист по социальной работе» в новой редакции, в которой его обязанности расширены.

Прежде чем говорить о специфике социальной работы как формы практической деятельности, следует напомнить, что вообще понимается под деятельностью. В научной литературе термин «деятельность» имеет весьма широкое распространение. Гегель употреблял это понятие по отношению к движению. В философии данный термин употребляется в качестве инструмента изучения общественной жизни в целом, отдельных ее форм, исторического процесса.

Рассматривая содержание и структуру социальной работы как вида деятельности, надо исходить, с одной стороны, из общепринятой философской и психологической трактовки деятельности, а с другой — учитывать специфические особенности и факторы, характеризующие ее. Л. П. Буева определяет деятельность как способ существования и развития общества и человека* всестороннего процесса преобразования им окружающей природной и социальной реальности, включая его самого, в соответствии с его потребностями, целями и задачами. Среди основных признаков деятельности она выделяет следующие: целенаправленность, преобразующий и созидательный характер, предметность, детерминированность общественными условиями, обмен деятельностью, общение действующих индивидов55.

В исследовании М.С. Кагана дан морфологический анализ деятельности (преобразовательная, ценностно-ориентационная, коммуникативная деятельность)56. Автор выделяет три основных элемента деятельности: субъект, который направляет свою активность на объекты или другие субъекты; объект, на который направлена эта активность; сама активность, которая выражается в установлении субъектом коммуникативного взаимодействия с другими.

По Б.Г. Ананьеву57, деятельность имеет многоуровневый характер: во-первых, целостная деятельность как исторически сложившаяся система программ, операций и средств производства, материальных и духовных ценностей общества; во-вторых, деятельность как отдельный акт-действие, включающий в себя цель, мотивы ее выдвижения и способы достижения; в-третьих, деятельность на уровне макродвижений, из которых посредством опредмечивания и построения программ строятся действия; в-четвертых, деятельность на уровне микродвижений, из которых строятся макродвижения.

В этом случае первые два уровня соответствуют рассмотрению деятельности человека как субъекта социального общества, как личности, а последние уровни определяют деятельность человека как природного индивида. Наряду с понятием деятельности в научной литературе часто используется понятие «поведение».

Разнообразие подходов к рассмотрению понятия деятельности и толкования самого термина способствует появлению множества оснований для классификаций различных форм и типов деятельности. Исходя из этого можно говорить о правовой деятельности, медицинской, производственной и т.д.

Социальная деятельность, цель которой состоит в поддержании жизнеобеспечения и социального функционирования личности, является пространством осуществления социальной работы.

Можно выделить ряд конкретных видов деятельности социального работника. К ним относятся: психологическая, педагогическая, организаторская, управленческая и другие виды деятельности. Но при этом надо иметь в виду, что тот или иной вид деятельности преобладает в зависимости от основных функций того или иного социального специалиста.

Любая социальная активность (и социальная работа в том числе) обладает такими компонентами, как цель, средства, условия. Цель социальной работы как деятельности — это гармонизация социальных отношений в обществе, содействие индивидам в защите их социальных прав. Однако следует иметь в виду, что существуют различные основания для возникновения разных видов и форм социальной работы. Одним из таких оснований могут выступать сферы социальной практики. И в этом случае можно говорить о социальной работе в образовании, здравоохранении, сфере досуга и т.д. Другим основанием могут служить социально-демографические или психологические особенности клиентов социальной работы — женщины, молодежь, группы социального риска, лица, склонные к суициду, и т.д.; третьим — характер проблем, встающих перед социальными работниками. Во всех этих случаях будет происходить конкретизация целей социальной работы (например, от профилактики до коррекции).

Для каждого вида социальной работы также будут конкретизироваться, включая различные уровни и сферы (от федерального до местного), условия ее осуществления: политические, экономические, социально-психологические и этнонациональные. Средства в данном случае могут рассматриваться как социальные институты, методы осуществления социальной работы. В этой связи особое значение имеет выделение оснований для типологии социальных служб, организации практической социальной работы.

В основе классификации различных видов и форм социальной работы могут лежать различные основания (это в какой-то степени связано с наличием разных подходов к пониманию сущности и характера социальной работы как деятельности), но все они в конечном счете сводятся, к следующим:

работа с проблемой клиента;

работа с другими службами, учреждениями, организациями.

Эти две формы в свою очередь классифицируются по видам социальной работы. Так, в первом случае можем говорить, с одной стороны, о характере проблемы клиента (развод, потеря работы, смерть близкого человека, инвалидность и т.п.), с другой — об особенностях клиента, так как в качестве клиента может выступать и индивид, и группа, в том числе и общество как большая социальная группа.

Во втором случае, с одной стороны, речь идет о сфере деятельности, в процессе которой возникают проблемы взаимодействия с иными службами, учреждениями, ассоциациями (например, сфера образования, здравоохранения, быта и т.д.); с другой — о статусе этих организаций (государственные, общественные, благотворительные, частные и т.д.).

Выбрав в качестве логического основания для классификации тип клиента со спецификой его социальных проблем, можно говорить о следующих службах:

а) служба социальной помощи населению, одной из целей которой является выявление семей, групп социального риска (многодетных, неполных, студенческих, имеющих инвалида, проживающих в неблагоприятных жилищных условиях, асоциального поведения родителей и детей, одиноких, престарелых) и оказание им содействия в получении материальной, медицинской, юридической, психолого-педагогической, социально-бытовой и иной необходимой помощи; выявление у взрослых и детей социальных, личных и ситуативных трудностей; помощь в их преодолении путем поддержки, защиты, коррекции и реабилитации; привлечение в необходимых случаях с этой целью специалистов — юристов, психологов, педагогов и др.;

б) служба социальной реабилитации, целью которой является социальная помощь лицам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, вернувшимся из мест лишения свободы, закрытых учебно-воспитательных и лечебно-воспитательных учреждений;

в) службы по оказанию различных видов помощи семье: семейные консультации, службы знакомств, различные виды семейного просвещения и самообразования, сексологические кабинеты, педиатрические кабинеты, педагогические консультации и др.

Основанием для классификации может также выступить сфера деятельности:

а) служба социально-бытовой помощи, целью которой прежде всего является расширение спектра предоставляемых услуг престарелым, одиноким, инвалидам; содействие строительству для данной категории людей специальных жилых домов; развитие и совершенствование системы обеспечения инвалидов протезно-ортопедической помощью и специальными изделиями для компенсации дефекта и облегчения быта;

б) служба социальной профилактики отклоняющегося поведения, целью которой является работа по предупреждению преступности, алкоголизма, наркомании, суицида, бродяжничества, правонарушений и других асоциальных явлений среди несовершеннолетних; содействие созданию и функционированию в учебных заведениях системы профилактики социальной дезаптации.

Основным документом, на основе которого осуществляется деятельность сотрудников социальной службы, является положение, разработанное на основе действующего законодотельства и содержащее следующие основные разделы:

общие положения (в этом разделе определяются статус социальной службы, источники ее финансирования);

задачи (выделяются основные задачи, обусловливающие специфику деятельности службы);

основные направления деятельности;

технологии.

В настоящее время существуют более десяти типовых положений различных социальных служб, утвержденных Коллегией Министерства труда и социального развития; действуют также положения, подготовленные в отдельных регионах России. В каждом из них, в той или иной форме, присутствуют эти основные четыре раздела.

Одни специалисты, рассматривающие социальную работу как деятельность, осуществляемую на уровне индивида, группы, общества, склонны к формированию концепции, охватывающей все сферы и формы социальной помощи, поддержки, заботы о нуждах людей. Другие, признающие социальную работу деятельностью, направленной на социальную поддержку либо «групп риска», либо «слабых» слоев общества, находящихся в сложном положении (например, нетрудоспособных, семей с детьми, молодежи и т.д.), как бы отождествляют концепции социальной помощи и социальные проекты (программы) по осуществлению и реализации конкретных форм этой помощи.

§ 2. Филантропический подход к социальной работе



Трудно переоценить роль социальной филантропии в поддержке нуждающихся. Впечатляют и масштабы этого движения в отдельных странах мира. Например, в США благотворительностью занимаются свыше 100 млн. человек. Сумма добровольных пожертвований на различные благотворительные цели в стране ежегодно превышает 100 млрд. долл.

Благотворительность как социальный феномен характеризуется прежде всего целенаправленным вниманием к людям, не способным в силу субъективных или объективных причин обеспечить себе своими собственными силами хотя бы минимально соответствующие уровню цивилизованности общества условия существования, оказанием помощи людям в сохранении и организации своей жизнедеятельности, их материальной и духовной поддержкой.

В своем историческом развитии благотворительность приобретала различные формы — от милостыни к общественному призрению и далее к организованной государственной системе социальной защиты, сочетающейся с различными видами общественной и частной благотворительной деятельности.

Милостыня — это подаяние нуждающимся в виде денег или иных материальных средств существования, одно из древнейших проявлений естественно-гуманистических качеств, присущих людям, впоследствии освященное церковью и сохранившееся до наших дней как выражение сострадания к убогим и нищим, независимо от отношения подающих милостыню к религиозным верованиям. В отличие от других форм благотворительности подаяние носит сугубо индивидуальный характер и не поддается организации. Оно определяется личностными свойствами индивида, его субъективными ощущениями, вызванными встречей с просящим милостыню. Оказание ему посильной помощи и является целью подаяния. Однако щедрые подаяния могут спровоцировать, как свидетельствует отечественный и зарубежный опыт, развитие профессионального нищенства.

Общественное призрение — одна из цивилизованных, по сравнению с милостыней, форм благотворительности, осуществляемых государством, церковью, обществом или частными лицами; она выражается прежде всего в предоставлении нуждающимся приюта и пропитания. От своей первичной формы — подаяния — общественное призрение отличается организацией, мотивами и целями. Организация в общественном призрении проявляется как по отношению к получающим помощь (создание различных заведений в зависимости от категорий нуждающихся в призрении: интернаты, приюты, больницы и т.п.), так и к оказывающим ее (государственные и ведомственные учреждения, общественные объединения). Оно распространяется на тех, кто действительно нуждается в помощи и не делает из своей нужды промысла, то есть не симулирует свое бедственное положение, злоупотребляя человеческим состраданием во имя получения необоснованной помощи как основного источника своего существования. Мотивами общественного призрения являются гражданская солидарность и забота о благе нуждающихся.

На современном этапе общественного развития эта форма благотворительной деятельности во многих странах трансформировалась в широкомасштабную комплексную систему государственной, общественной и частноблаготворительной социальной помощи населению.

Благотворительность как социальное явление имеет и в России свою историю и традиции, ознакомление с которыми представляет не только познавательный интерес, но и практическую значимость для тех, кто занят в сфере социальной работы. Многое из того, что было выработано нашими соотечественниками в прошлом, творчески переосмысленное и переработанное в сознании каждого с учетом сложившихся условий и возможностей, может послужить хорошим примером для подражания в деле заботы о благе народа — решающем факторе преумножения чести и достоинства Отечества.

Общественное развитие вносило свои коррективы в содержание и трактовку понятий благотворительности. Оно исторически менялось, как изменялись масштабы и формы практики. Но неизменным было понимание того, что порою человека постигают такие бедствия и немощи, которым не каждый может самостоятельно противостоять и не до каждого в нужное время доходит забота государства. Поэтому им необходимо милосердие, содействие со стороны тех, кто в состоянии (материально и духовно) добровольно осуществлять благотворительность. Синонимом благотворительности является филантропия (в переводе с греческого — человеколюбие). В западных странах ее обычно называют caritas — любовь к ближнему.

В настоящее время по-новому осмысливается значение общечеловеческих нравственных ценностей, в том числе сострадания, их роль в гуманизации межчеловеческих отношений. Все больше распространяются представления о том, что благотворительность должна стать элементом социальной политики государства, направленной на поддержание минимального уровня жизни и связанной с перераспределением общественного богатства в пользу обделенных судьбой. Люди, стремящиеся оказать посильную помощь нуждающимся, объединяются в различные движения, фонды, организации.

К сожалению, обобщенных данных о работе негосударственных благотворительных организаций в целом по России нет, но опыт их деятельности в отдельных регионах свидетельствует о том, что многие из них успешно продолжают исторические традиции благотворительности. Так, в Москве в настоящее время зарегистрировано свыше 500 организаций, большая часть которых осуществляет помощь инвалидам, многодетным семьям, одиноким пожилым людям. Примером может служить Московский Дом милосердия, зарегистрированный в 1991 г. как независимый благотворительный фонд. Своей главной задачей он считает создание системы долгосрочной помощи нуждающимся, объединение людей доброй воли в заботе о бедных, пожилых, инвалидах.

Сотрудниками Дома, его активистами разработаны различные программы, в том числе «Доброта без границ», «Территориальные агентства», «Доступный транспорт» и др. В муниципальных округах города создано 45 территориальных агентств, строящих свою работу на основе гражданской инициативы и социальной активности жителей. Их деятельность организуется на основе труда добровольцев непосредственно по месту жительства, где создается среда взаимопомощи. Для бедных людей открыта сеть столовых бесплатного питания, проводятся недели милосердия, праздничные мероприятия и т.д. В год Московский Дом милосердия оказывает различные виды услуг более чем 150 тысячам нуждающимся в них людей.

Также в качестве примера может быть приведен опыт работы благотворительного фонда «Сопричастность», оказывающего необходимую психиатрическую и психологическую помощь душевнобольным и их родственникам. Работа фонда строится с позиций так называемой социальной психиатрии, предусматривающей попытки интегрировать больного в общество. Для пациентов проводятся консультации специалистов в области психиатрии, психологии, права. Работают клубы родственников, широко развито движение волонтеров, активно развиваются формы самопомощи и взаимопомощи. Кроме того, фонд работает с людьми пожилого возраста. Разработана специальная программа «Геронтология», включающая такие направления, как оказание социальной помощи на дому, медицинское консультирование, информационное обслуживание, социально-психологическая адаптация к пенсии и т.д.

В Перовском районе г. Москвы с 1991 г. существует благотворительный фонд «Душа человека» — негосударственная некоммерческая общественная организация помощи лицам с душевными заболеваниями и их семьям. Учредителями выступили 15 частных лиц. Основным содержанием работы фонда стала комплексная программа реабилитации «Душевное здоровье», направленная на помощь и психологическую поддержку душевнобольного человека в период выздоровления и ремиссии. Формы работы: консультации, финансовая помощь инвалидам и их семьям, обеспечение продуктами, лекарствами и одеждой, трудоустройство, организация групп общения, клубов, работа с родственниками. Фонд регулярно обеспечивает своих подопечных продовольствием и одеждой, организовано ежедневное бесплатное питание 75 человек в диетической столовой, работают три клуба психологической поддержки, проводятся медицинские, психологические и юридические консультации.

Как это ни удивительно, инвалиды-душевнобольные «выпали» из системы собеса, их социальной защитой никто не занимается, они воистину игнорируются государством, хотя и живут в нашем обществе. В Москве, например, на учете состоят более 300 тысяч инвалидов по душевным заболеваниям, и еще множество людей находятся на грани срыва. Опыт свидетельствует, что они представляют собой незадействованный творческий потенциал. Среди шизофреников очень много талантливых людей и немалый резерв умелых рабочих рук. Часть из них — это обездоленные и одинокие люди, ведь на их месте может оказаться любой из нас.

Традиции российской благотворительности продолжает благотворительный фонд «Метрополь». Еще в начале века он был задуман Саввой Морозовым не только как гостиница, но и как культурный центр. Обстоятельства помешали осуществлению этого проекта, однако гостиница всегда поддерживала связи с ведущими деятелями культуры, что определило направленность работы современного фонда «Метрополь» — помощь талантливым деятелям культуры. Фонд не выделяет денежных средств, а бесплатно предоставляет номера в гостинице для участников и гостей концертов и фестивалей. Фондом был поддержан фестиваль, посвященный 100-летию Сергея Прокофьева, благотворительные концерты М. Кабалье и ряд других. Кроме того, фонд помогает детям, наиболее нуждающимся сегодня в поддержке, устраивая рождественские утренники для детей-сирот.

Подобные благотворительные организации созданы и в других городах Росии. Например, в Санкт-Петербурге успешно работает Ассоциация помощи беженцам. В начале 1993 г. здесь было официально зарегистрировано около 2 тысяч беженцев и вынужденных переселенцев, а к концу года — уже 3 тысячи. Национальный состав беженцев многообразен: 60% составляют русские, 10% — украинцы, 20% — армяне, осетины, абхазы. Более половины семей имеют смешанный состав. Около трети беженцев — инвалиды и пенсионеры по возрасту, каждый пятый — ребенок до 16 лет. Деятельность Ассоциации направлена на достижение двух целей: восстановление гражданских прав беженцев (в том числе права на жилье, работу, социальную защиту, собственность), а также создание разумной системы их адаптации на новом месте проживания. Прибывшим оказывается оперативная помощь, предоставляется временное жилье, для них организуются рабочие места. Ассоциация представляет интересы беженцев на всех уровнях, арендует для них жилые помещения, распределяет гуманитарную помощь, заботится о судьбе детей и стариков.

В г. Барнауле работает организация «Алтай-СПИД», занимающаяся профилактикой и борьбой со СПИДом. Она выпускает специальную газету, рассказывающую о проблемах, связанных с этой болезнью, ведет просветительную работу с молодежью по вопросам сексуальной жизни, активно обследует «группы риска» и т.д.

Общественные фонды и ассоциации привлекают к благотворительной деятельности немало спонсоров из коммерческих структур. Так, например, успешно возрождает традиции российской благотворительности ЦК профсоюза работников среднего и малого бизнеса. Профсоюзные организации переводят деньги непосредственно в адрес конкретных семей, пенсионеров, инвалидов ВОВ, воинов-афганцев, детских домов, школ-интернатов, медицинских учреждений. Минуя местные распределительные органы, они выделяют бесплатные путевки в санатории, пансионаты, детские оздоровительные лагеря. Алтайский краевой, Курский, Белгородский, Тюменский и другие комитеты безвозмездно передают в пользование мебель, оборудование, различный инвентарь, организуют бесплатное питание. Краснодарский краевой и Тульский областной профсоюзы оплачивают работу патронажных сестер. Практически каждый из 58 региональных комитетов помогает больным детям. Значительные суммы на лечение детей за границей выделили Московский городской, Магаданский, Курганский, Тульский, Ульяновский областные, Адыгейский республиканский комитеты.

В местные отделения Детского фонда, общества Красного Креста, фондов милосердия, других фондов региональные комитеты профсоюзов передают средства для поддержания деятельности этих организаций.

В настоящее время принят Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», который обеспечивает правовое регулирование благотворительной деятельности, гарантирует поддержку ее участникам, создает условия для широкого развития деятельности благотворительных организаций путем установления им льгот. В Законе: определяются направления благотворительной деятельности, ее цели, формы реализации; создается благоприятный правовой режим для осуществления благотворительной деятельности в различных формах; установлен эффективный механизм реализации прав и ответственности участников благотворительной деятельности; обеспечивается действенная государственная поддержка благотворительной деятельности, прежде всего путем создания правовой основы для упорядочения и повышения обоснованности налоговых и других льгот.

Создание законодательства о благотворительной деятельности является необходимым этапом построения гражданского общества в России и вносит заметный вклад в решение насущных социальных проблем. Кроме того, благотворительные организации России начинают приближаться к уровню подобных организаций за рубежом, входящих в так называемый третий сектор экономики.

Доля этого сектора в валовом национальном продукте, например в США, составляет 4%, а его рост опережает рост коммерческого сектора. В сфере охраны здоровья количество коек в некоммерческих госпиталях составляет 56%, в государственных — 33%, в коммерческих — 11% от их общего числа. Затраты, соответственно, в некоммерческих, т.е. в благотворительных, госпиталях — 65%, в государственных — 25%. Половину финансирования некоммерческих благотворительных организаций осуществляет государство, оставшаяся часть — плата за услуги, которые взимают благотворительные фонды с высокообеспеченной части населения, 5-7% составляет доля пожертвований. Американский третий сектор экономики включает в настоящее время свыше 1 млн. организаций, несущих основной груз социальной защиты. Б. О'Коннел, президент Независимого сектора экономики США, называя цели благотворительности, ставит социальную помощь лишь на четвертое место. Приоритетными являются такие направления, как «расширение границ познания», «совершенствование личности», «реализация потенциала». И лишь затем следуют «развитие духовной жизни», «понимание и сохранение жизни».

Широко развит негосударственный сектор также в странах Западной Европы. Государство финансирует благотворительные организации в основном через систему контрактов под социальные программы или на основе принципа субсидиарности. Такой подход позволяет государству выступать накопителем средств, распределяющим их по направлениям, заказчиком тех или иных работ и их контролером.

Рост числа и расширение форм благотворительных организаций России оказывают благоприятное влияние на становление социальной работы. Они объединяют на добровольной основе тысячи специалистов, работающих в области социальной защиты населения, создают условия для быстрейшего выхода России из социального кризиса.

§ 3. Социальная работа в религиозных организациях



Участие религиозных организаций в оказании разносторонней социальной помощи имеет давние исторические традиции. Деятельность конфессиональных институтов чрезвычайно многогранна как по сферам (милосердие, благотворительность, миротворчество и т.д.), так и по формам, методам деятельности. Наряду с материальной помощью нуждающимся она направлена на морально-психологическую поддержку страждущих, успокоение отчаявшихся, смягчение социальной напряженности, улаживание этнических и национальных конфликтов, нейтрализацию общественных язв и неурядиц, постигающих в первую очередь наиболее уязвимые и обездоленные слои населения.

Традиции духовной и материальной помощи старым, больным, инвалидам, детям, людям, оказавшимся в беде и не имеющим сил (возможностей) самостоятельно ее преодолеть, — органическая часть религиозно-нравственной культуры всех существовавших и существующих на Земле цивилизаций, социально-нравственных доктрин различных конфессий, важнейшая часть их идеологии и практики.

Исторические традиции участия в социальной деятельности имеются и у религиозных конфессий, традиционно существующих в России, прежде всего у Русской Православной Церкви. В последнее время российские конфессиональные организации — христианские (православные, католические, протестантские), мусульманские, буддистские, иудаистские — значительно активизировали свою социальную активность. Так, для координации социальной деятельности православной церкви при Московском Патриархате создан специальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению, в рамках католицизма успешно работает организация «Каритас» и т.д. Правовые запреты, прежде существовавшие в этой сфере, были преодолены принятием в сентябре 1997 г. Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Начало процесса возрождения общественной — светской и конфессиональной — милосердно-благотворительной деятельности в нашей стране в конце 80-х годов в политическом плане было одним из симптомов развития общественной самодеятельности граждан. В идеологическом плане оно было свидетельством честного признания реалий жизни, наличия масс людей, нуждающихся в помощи и милосердной заботе религии. В опыте социального служения религиозных институтов много положительного и поучительного, что, к сожалению, пока еще не всегда пользуется вниманием светских социальных работников, хотя формы, методы милосердной конфессиональной деятельности прошли испытания веками и оправдали себя в различных этнических и социальных сообществах.

Отличительной особенностью конфессионального социального служения является то, что его стабильная основа — особое понимание и обоснование милосердия, которое рассматривает любовь к ближнему как реализацию божественных заповедей, служение бедствующим людям — как служение Богу.

Для социальной работы религиозных организаций (при всех их вероисповедных различиях) характерна многофункциональность (не только оказание материальной помощи, но и духовные и иные формы поддержки людей при тяжких обстоятельствах, участие в воспитании детей, опека над немощными, нравственная поддержка заключенных и т.д.). Социальным служением в религиозных организациях занимаются, как правило, лица, имеющие призвание к этой работе и обладающие в той или иной мере соответствующими личностными и профессиональными навыками. Практика показывает, что здесь в большей мере достигается персональный, целевой, адресный характер поддержки, — чтобы помощь доходила по назначению (что далеко не всегда удается при государственных формах социального обеспечения). Немаловажно и то, что здесь чаще всего не наблюдается такого лихоимства и мошенничества, какое встречается среди некоторых светских новообразованных «благотворительных» организаций.

В то же время следует отметить, что исповедуемые религиозными организациями вероучения влияют на осуществляемые ими программы социального служения, а благотворительная деятельность подчас используется (особенно некоторыми зарубежными миссионерскими организациями) для распространения своих воззрений, в том числе среди последователей иных религий и неверующих. Характерно, что религиозный экстремизм и фанатизм, нехарактерные для действующих в Российской Федерации на законной основе религиозных организаций, отрицается организаторами социальной работы во всем мире, а его носители не допускаются к занятию этим профессиональным видом деятельности.

В современном социальном служении различных религиозных учреждений важно выделить наиболее эффективные формы и направления практики милосердия. Например, православные общества в последнее время значительно активизировали работу в области здравоохранения, оказания помощи наркоманам, алкоголикам, заключенным; протестантскими организациями накоплен интересный опыт работы с детьми из неблагополучных семей, детских домов и интернатов. Все конфессии уделяют большое внимание организации помощи инвалидам, престарелым, безработным; ныне в центре внимания христианских и исламских организаций находится налаживание содействия жертвам межэтнических конфликтов — беженцам и перемещенным лицам, использование различных средств для улаживания межнациональных противоречий и т.п.

Обращаясь к многовековому опыту служения, накопленному различными религиозными учреждениями, важно учитывать как его многообразие, обусловленное национально-этническими, культурными и конфессиональными особенностями, так и обнаруживаемое в нем сходство целей, подходов, форм. Одна из самых актуальных проблем в рассматриваемой сфере — налаживание сотрудничества светских (государственных и общественных) и религиозных организаций, координация их деятельности. Это тем более важно, что им сегодня приходится решать подчас сходные задачи: расширение материальных возможностей милосердной деятельности, укрепление ее правового положения, кадровое и информационное обеспечение, координация взаимодействия благотворительных организаций, повышение их общественного престижа. Острая нехватка финансовых средств вызвана общим экономическим кризисом в стране, инфляцией, обнищанием значительной части населения, в том числе и верующих. Оказание благотворительной помощи, например протестантскими учреждениями, во многом связано с гуманитарной и финансовой помощью зарубежных организаций.

Несовершенство правовой базы, законодательного обеспечения благотворительной деятельности проявляется, помимо прочего, в несправедливом налогообложении, в отсутствии прямой защиты этой деятельности от преступных элементов и произвола чиновников. Светским и религиозным организациям одинаково нужны определенные льготы, правовая и моральная поддержка. Принятый в конце 1995 г. Государственной Думой Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» должен помочь изменить ситуацию к лучшему.

Развертыванию социальной работы мешает отсутствие тесного сотрудничества между религиозными, общественными и государственными учреждениями, ведущими эту работу, отсутствие координации этой деятельности, отсутствие единого информационного пространства. Не случайно в процессе обсуждения проблем социального служения высказываются предложения о создании Ассоциации благотворительных организаций России, хотя бы на региональном уровне. К сожалению, эта идея пока не встретила достаточной поддержки; сказываются межведомственные противоречия, а порой и межконфессиональные трения.

Решение упомянутых и ряда других вопросов, и прежде всего преодоление разобщенности, особенно в субъектах Федерации, в национальных регионах, между государственными, религиозными и светскими общественными организациями, является важнейшим условием повсеместного возрождения милосердного служения в России.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ


1. Дайте определение социальной работе как профессиональной деятельности.

2. Почему социальную работу называют особым видом деятельности?

3. Определите основную сущность благотворительности как социального явления.

4. Приведите примеры деятельности благотворительных организаций в настоящее время.

5. Какова роль социального служения в религиозных организациях?

ЛИТЕРАТУРА


1. Абросимов Б.А. О благотворительных организациях в СССР // Советское государство и право. 1992. № 1.

2. Вербицкий А.Н. Роль некоммерческих благотворительных организаций в деле оказания социальной помощи и организации социальной работы в России // Социальная работа. М., 1992. Вып. 6.

3. Гумилев Л.Н. От Руси к России: Очерки этнической истории. М., 1992.

4. Основы теории и практики социальной работы. Барнаул, 1994.

5. Об общественном призрении в России. СПб., 1818 // Милосердие. М., 1996.

6. Панов A.M. Социальная работа как наука, вид профессиональной деятельности и специальность в системе высшего образования // Российский журнал социальной работы. 1995. №1.

7. Справочное пособие по социальной работе. М., 1997.

8. Словарь-справочник по социальной работе. М., 1997.
1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   ...   25


написать администратору сайта