8 класс история. 8 класс социальная структура. Социальная структура общества
Скачать 111.74 Kb.
|
Задания группам. 1 группа. Рабство. Рабство - исторически первая система социальной стратификации. Рабство возникло в глубокой древности в Египте, Вавилоне, Китае, Греции, Риме и сохранялось в ряде регионов практически до настоящего времени. Оно существовало в США еще в 19 веке. Рабство - экономическая, социальная и юридическая форма закрепощения людей, граничащая с полным бесправием и крайней степенью неравенства. При патриархальном рабстве (примитивная форма) раб обладал всеми правами младшего члена семьи: жил в одном доме с хозяевами, участвовал в общественной жизни, вступал в брак со свободными, наследовал имущество хозяина. Его запрещалось убивать. При классическом рабстве (зрелая форма) раба окончательно закабалили: он жил в отдельном помещении, ни в чем не участвовал, ничего не наследовал, в брак не вступал и семьи не имел, его разрешалось убивать. Он не владел собственностью, но сам считался собственностью хозяина («говорящим орудием»). Когда говорят о рабстве как историческом типе стратификации, подразумевают его высшую стадию. Античное рабство в Древней Греции и плантационное рабство в США до 1895 г. ближе ко второй форме, а холопство на Руси 10-12 веков к первой. Различаются источники рабства: античное пополнялось преимущественно за счет завоеваний, а холопство было долговым, или кабальным, рабством. Третий источник - преступники. В средневековом Китае и в советском ГУЛАГ (вне юридическое рабство) на положении рабов оказывались преступники. На зрелой стадии рабство превращается в рабовладение. Когда говорят о рабстве как историческом типе стратификации, подразумевают его высшую стадию. Рабовладение - единственная в истории форма социальных отношений, когда один человек выступает собственностью другого и когда низший слой лишен всяких прав и свобод. Такого нет в кастах и сословиях, не говоря уже о классах. Укажите характерные черты данного типа стратификации. Возможны ли перемещения людей из одной страты в другую? Поясните: каков социальный статус раба в обществе, можно ли считать современное российское общество по типу стратификации рабовладельческим? Почему? 2 группа. Касты. Как и рабство, кастовый строй характеризует закрытое общество и жесткую стратификацию. Он не такой древний, как рабовладельческий строй, и менее распространенный. Если через рабство прошли практически все страны, разумеется, в разной степени, то касты обнаружены только в Индии и отчасти в Африке. Индия - классический пример кастового общества. Оно возникло на развалинах рабовладельческого впервые века новой эры. Каста - это социальная группа (страта), членством в которой человек обязан исключительно своим рождением. Он не может перейти из одной касты в другую при жизни. Для этого ему нужно родиться еще раз. Кастовое положение человека закреплено индуизмом (понятно теперь, почему касты мало распространены). Согласно ее канонам, люди проживают больше чем одну жизнь. Каждый человек попадает в соответствующую касту в зависимости от того, каким было его поведение в предшествующей жизни. Если человек был плохим, то после очередного рождения он должен попасть в низшую касту, и наоборот. Всего в Индии 4 касты: брахманы (священники), кшатрии (воины), вайшьи (купцы), шудры (рабочие и крестьяне). Помимо них насчитывается еще около 5 тысяч неосновных каст и подкаст. Особо стоят неприкасаемые - они не входят ни в какую касту и занимают самую низшую позицию. В Индии в 1991г. численность касты неприкасаемых равнялась 55,3 млн. человек. В ходе индустриализации касты заменяются классами. Индийский город все больше становится классовым, а деревня, в которой проживает 7/10 населения, остается кастовой. Принадлежность к касте определяет все: члены касты рождаются, воспитываются, вступают в брак, дают имена своим детям, обучают их, отправляют ритуальные церемонии и, наконец, после смерти бывают преданы сожжению (а некоторые погребению), все это происходит в соответствии с теми правилами, которые предписаны каждой касте древним религиозным законом. Касту в течение многих веков определяла, прежде всего профессия. Она переходила от отца к сыну, не меняясь на протяжении жизни десятков поколений. Касты возникли в то время, когда еще не было городов или они еще только зарождались. В небольшой деревне был один горшечник. И один кузнец. А в больших селах горшечники составляли целую улицу. И плотники. И кузнецы. Каждый ремесленник, кА и брахман, обслуживал только определенный круг семей. Если семьи из высоких каст, то и ремесленник считается членом более высокой подкасты - группы внутри своей касты. И наоборот. Незримая нить связывала семьи "обслуживаемых" с семьями обслуживающих. Ни та, ни другая сторона не могла беспричинно порвать ее и вступить в деловые отношения с другими семьями. Если такое случалось, то сразу же вмешивался кастовый панчаят - выборное правление касты, и привлекал виновных к самой строгой ответственности. Из века в век земледельческие касты обрабатывали землю и снабжали общину зерном; скотоводческие касты разводили скот и обеспечивали всех молочными продуктами; ремесленные касты изготовляли в обмен на продукты утварь, одежду, украшения; члены низших каст убирали деревенские улицы и дома, вывозили трупы животных, обдирали их и изготовляли обувь, стирали на всех и стригли всех; члены самых высоких каст были жрецами, учителями, руководителями духовной жизни, бдительно следившими за соблюдением всех кастовых предписаний. Каждая каста живет в соответствии со своей дхармой- тем сводом предписаний и запретов, которые определяют нормы поведения, регулируют поступки и даже чувства. Один из них гласит: только девушка из твоей касты воспитана в такой же дхарме, как и ты. Только она может стать твоей женой и матерью твоих детей. Кастовый строй уподобляет индийское общество улью с горизонтальными слоями сотов. Каждый слой был столетиями изолирован от другого системой запретов взаимного общения и, главное, перемены профессии, и каждая ячейка каждого слоя изолирована от соседней ячейки запретами взаимных браков. Высокие не должны общаться с низкими – ни есть вместе, ни пить из их рук, ни смотреть на их женщин, ни разрешать своим детям играть с их детьми. Даже тип одежды говорит о принадлежности человека к той или иной касте. Характер жилища, пищи, даже сосудов для ее приготовления – все определено. Все предписано, все изучено с детства. Очень трудно выдать себя за члена другой касты – такое самозванство будет немедленно разоблачено. Самое страшное наказание – исключение из касты. «Отверженных» не принимали в другие касты. Их лишали права пользоваться колодцем, деревенским прудом, храмом, домом, даже навозом своего скота. Связывая людей сотнями нерасторжимых уз, каста превращалась в замкнутый социальный организм, который мало изменялся в течение столетий. Кастовый строй придавал обществу незыблемость и социальную гармонию, упорядоченность и смысл жизни. Будучи членом определенной касты, индиец обладает рядом неотъемлемых прав, в том числе правом на поддержку со стороны своей касты, на ее участие в семейных праздниках и событиях. Укажите характерные черты данного типа стратификации Возможны ли перемещения людей из одной страты в другую? Поясните: что представляет собой кастовый строй Индии? Какое влияние на образ жизни людей оказывает каста? Почему кастовый строй мене распространен, чем другие типы стратификации? 3 группа. Сословия. Формой стратификации, предшествующей классам, являются сословия. В феодальных обществах, которые существовали в Европе с 4 по 14 века, люди разделялись на сословия. Сословие - социальная группа, обладающая закрепленными обычаем или юридическим законом и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Для сословной системы, включающей несколько страт, характерна иерархия, выраженная в неравенстве их положения и привилегий. Классическим образцом сословной организации являлась Европа, где на рубеже 14-15 веков общество делилось на высшие сословия (дворянство и духовенство) и непривилегированное третье сословие (ремесленники, купцы, крестьяне). А в 10-13 веках главных сословий было три: духовенство, дворянство и крестьянство. В России со второй половины 18 века утвердилось сословное деление на дворянство, духовенство, купечество, крестьянство, мещанство (средние городские слои). Сословия основывались на земельной собственности. Права и обязанности каждого сословия определялись юридическим законом и освящались религиозной доктриной. Членство в сословии определялось наследством. Социальные барьеры между сословиями были достаточно жесткими, поэтому социальная мобильность существовала не столько между, сколько внутри сословий. Каждое сословие включало множество слоев, рангов, уровней, профессий, чинов. Так, государственной службой могли заниматься лишь дворяне. Аристократия считалась воинским сословием (рыцарством). Рыцарь - в Западной и Центральной Европе в средние века феодал, тяжеловооруженный конный воин. Для рыцаря считались обязательными моральные нормы: смелость, верность долгу, благородство по отношению к женщине. Отсюда – в переносном смысле – рыцарь – «самоотверженный», благородный человек. «Викинг», скандинавы участники торгово - грабительских и завоевательных походов в конце 8 - начале 11 веков в страны Европы. На Руси их называли варягами, в Западной Европе – норманнами. Самураи, в Японии в широком смысле слова – светское, в узком и наиболее часто употребляемом значении - военное сословие мелких дворян. Термин «самураи» применяется для обозначения японских военных. Во всех странах аристократию представляло военное сословие. Чем выше в общественной иерархии стояло сословие, тем выше был его статус. В противоположность кастам, межсословные браки вполне допускались, допускалась и индивидуальная мобильность. Простой человек мог стать рыцарем, купив у правителя специальное разрешение. В качестве пережитка подобная практика сохранилась и в современной Англии. Характерная черта сословий – наличие социальных символов и знаков: титулов, мундиров, орденов, званий. Классы и касты не имели государственных отличительных знаков, хотя выделялись одеждой, украшениями. Нормами и правилами поведения, ритуалом общения. А в феодальном обществе государство присваивало отличительные символы главному сословию – дворянству. В чем конкретно это выражалось? Титулы - установленные законом словесные обозначения служебного и сословно- родового положения их обладателей, кратко определявшие правовой статус. В России в 19 веке существовали такие титулы, как генерал, статский советник, камергер, граф, флигель-адъютант, статс-секретарь, превосходительство, светлость и др. Мундиры - официальная форменная одежда, соответствовавшая титулам и визуально выражавшая их. До Петра 1 понятие «чин» обозначало любую должность, почетное звание, общественное положение человека. 24 января 1722 г. Петром 1 в России введена новая система титулов, правовой основой для которой послужила «Табель о рангах». С тех пор «чин» получил более узкое значение, относящееся только к государственной службе. «Табель…» предусматривала три основных рода службы: воинскую. Штатскую и придворную. Каждая делилась на 14 рангов, или классов. Государственная служба строилась на принципе, согласно которому служащий должен был пройти всю иерархию снизу доверху целиком, начиная с выслуги низшего классного чина. В каждом классе надо было прослужить известный минимум лет (в низших 3-4 года). Высших должностей было меньше, чем низших должностей. Класс обозначал ранг должности, который получил название классного чина. За его обладателем закрепилось наименование «чиновник». К государственной службе допускалось лишь дворянство – поместное и служилое. То и другое являлось потомственным: дворянское звание передавалось жене, детям и дальним потомкам по мужской линии. Дочери, вышедшие замуж, приобретали сословный статус мужа. Дворянский статус обычно оформлялся в виде родословной, родового герба, портретов предков, предания, титулов и орденов. Так в сознании постепенно формировалось чувство преемственности поколений, гордость за свой род и желание сохранить его доброе имя. В совокупности они составляли понятие «дворянской чести», важной составляющей которой являлось уважение и доверие окружающих к незапятнанному имени. Общая численность дворян «М» классных чиновников (с членами семей) равнялась к середине 19 века одному миллиону. Благородное происхождение потомственного дворянина определялось заслугами его рода перед Отечеством. Официальное признание таких заслуг выражалось общим титулом всех дворян – «ваше благородие». Частный титул «дворянин» в быту не употреблялся. Его заменой служил «предикт - господин», который со временем стал относиться к любому другому свободному сословию. При Петре 1 впервые введены родовые титулы западных государств: граф и барон. В 18 веке графский титул расценивался как равный или более почетный, чем княжеский. В России графских родов в конце 19 века насчитывалось -310, баронских- 240, княжеских-250 (из них 40 вели родословную от потомков Рюрика и Гедиминас). Родовые титулы были пожалованными и полученными по наследству. Великий князь – наследник престола (обычно старший сын императора) имел еще титул «цесаревич». Император обладал общим титулом « ваше императорское величество», а наследник и прочие великие князья – «Ваше императорское высочество». В 1914 г. императорская фамилия насчитывала более 60 человек. Укажите характерные черты данного тира стратификации. Возможны ли перемещения людей из одной страты в другую? Поясните: в чем проявляется характерная черта сословий? Как это отразилось на образе жизни российского дворянства? В чем выражалось переплетение достигаемого и приписываемого статусов в сословной иерархии России? |