Главная страница
Навигация по странице:

  • Соотношение категорий «социальные институты», «социальные организации», «социальные группы», «социальные общности»

  • Социальные группы. Типы социальных групп

  • Глава 2. Социальная структура


    Скачать 198 Kb.
    НазваниеСоциальная структура
    Дата10.10.2021
    Размер198 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаГлава 2.doc
    ТипГлава
    #244833
    страница1 из 3
      1   2   3

    Глава 2
    СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА:

    ЭЛЕМЕНТЫ СТРУКТУРЫ ОБЩЕСТВА
    Обобщенный объект социологического исследования – общество – в реальной жизни индивида существует как система социальных отношений, взаимоотношений; мы не можем «почувствовать» общество и его роль в нашей жизни иначе, чем через отношения с другими людьми, в которые мы постоянно вступаем. При этом, как правило, социальные взаимодействия реализуются не в хаотичном, а в достаточно упорядоченном виде, что дает нам ощущение (пусть порой иллюзорное) предсказуемости и контролируемости социальной жизни. Эта упорядоченность и представляет собой социальную структуру, т.е. систему взаимоотношений людей, реализуемых в устойчивых, повторяющихся формах.

    По отношению к индивиду социальная структура выступает как объективная реальность (социальный факт, по терминологии Э. Дюркгейма), т.е. как реальность, находящаяся вне его и не зависящая от его желаний. Поступая в ВУЗ, оформляясь на новое место жительства, человек включается в новые для него социальные структуры, предполагающие специфические формы отношений, новые нормы и традиции, освоение которых и адаптация к которым, безусловно, требует от индивида определенных усилий. Эти формы отношений сами в свое время прошли определенный путь становления, закрепились в качестве оптимальных и продолжают относительно стабильно существовать, что впрочем, не означает их неизменности: организованная социальная жизнь всегда претерпевает модификации.
    Социальные общности
    Социальная общность может быть определена как «реально существующая, эмпирически фиксируемая совокупность индивидов, отличающаяся относительной целостностью и выступающая самостоятельным субъектом исторического и социального действия, поведения»1.

    Авторы этого определения подчеркивают, что «будучи действительным объединением множества людей участвующих в тех или иных социальных процессах, осуществляющих (непосредственно или опосредованно) ту или иную совместную деятельность и, следовательно, так или иначе связанных друг с другом, социальная общность отличается от разного рода номинальных общностей (например, статистически конструируемых), а также искусственно создаваемых (например, в условиях лабораторного эксперимента), где указанные связи и взаимодействия индивидов отсутствуют»2. Вместе с тем, на наш взгляд, статистически конструируемые общности также можно относить к разновидностям социальных общностей. Определяя социальную общность как совокупность индивидов, объединенных одним или более общим признаком, обуславливающим специфику образа жизни и условий жизнедеятельности людей, мы можем делить общности на номинальные и реальные (т.е. осуществляющие совместную деятельность). Таким образом, реальные социальные общности представляют собой социальные группы.

    По критерию количественного состава можно выделять малые, средние и большие социальные общности. Для малых социальных общностей характерно непосредственное взаимодействие всех представителей общности. В больших социальных общностях непосредственное взаимодействие каждого с каждым невозможно. По продолжительности существования общности можно разделять на кратковременно существующие (например, аудитория зрелищного мероприятия) до существующих на притяжении многих столетий (национальные общности, народности). В зависимости от степени сплоченности представителей общности выделяют общности сплоченные (трудовые коллективы) и аморфные (некоторые демографические общности).

    Кроме того, существуют общности демографические, этнические, политические, идеологические, культурные, территориальные и пр.

    Территориальные общности – это совокупности людей, которые обладают единством отношений к той или иной хозяйственно освоенной территории. Территориальные общности иногда называют регионами. Они функционируют как относительно самостоятельные социальные образования. Единство отношений к территории, повседневный обмен различными видами деятельности в рамках территориальной общности обуславливают специфику образа жизни и условий жизнедеятельности индивидов. Так образ жизни селян существенно отличается от образа жизни горожан. В качестве территориальных общностей можно также выделять национальные и этнические общности. Общность территории является, как правило, одним из основных условий возникновения этнических общностей. Вместе с тем, даже утратив общность территории, этнические общности могут продолжать свое существование благодаря общности языка и культуры в целом.

    Роль этнических общностей была очень важной уже в первобытнообщинную эпоху, хотя и уступала в некотором отношении роли родовой организации.3 Эта роль продолжала оставаться значительной в эпоху кочевничества, снижаясь затем заметно у земледельцев по сравнению с ролью соседско-территориальных общин и затем вновь возвращая свое значение при развитии национальных движений.4
    Прочитав отрывок из биографической повести Герберта Вейнстока «Джонаккино Россини. Принц музыки», укажите, о каких типах социальных общностей ведется речь в повествовании.
    Около двух месяцев Россини провел, восстанавливая силы, в Кастеназо. 20 июля 1834 года он писал другу, по имени Ванотти, в Милан: «Я живу за городом. Пасторальная жизнь подходит мне: о, как прекрасны здесь растения, как радует меня лунный свет, пение птиц, журчание воды. Все здесь очаровывает меня …» А в Париже тем временем распространялись слухи, будто Россини умер. 19 июля Эдуард Робер написал своему брату в Париж, что вернется 25 августа вместе с Северини и Россини, за которым они заедут в Милан. «Россини чувствует себя очень хорошо, - отметил он, - и самим своим присутствием, безусловно, уличит во лжи тех добрых людей, которые с такой легкостью и уверенностью похоронили его».

    И действительно, в конце августа Россини вернулся в Париж живой и с настолько улучшимся состоянием здоровья, что снова мог вести светскую жизнь: например, 1 сентября он присутствовал в качестве почетного гостя на одном из званых обедов у Бальзака. В начале 1834 года (21 марта) суд первой инстанции округа Сены постановил выплачивать ему ренту пожизненно. Правительство подало апелляционную жалобу на это судебное решение 23 мая; апелляция прошла через другие суды. Наконец, 24 декабря 1835 года финансовый комитет счел возможным выполнить требование Россини. На основе судебного решения министерство финансов постановило, что пенсия с этого времени будет выплачиваться из казны и должна быть выплачена с 1 июля 1830 года, так как с того времени Россини не получал денег. Благодаря своей настойчивости композитор одержал победу, которая в дальнейшем значительно облегчила ему жизнь.

    4 сентября 1834 года Винченцо Беллини в письме из Пюто, неподалеку от Парижа, адресованном Франческо Флоримо в Неаполь, сообщает: «Россини приехал сюда. Он принял меня с большой теплотой; я слышал, что он хорошо обо мне отзывался … Он сказал графу Карло Пеполи, что мой искренний характер нравится ему, а моя музыка говорит ему о том, что я обладаю глубокими чувствами. Пеполи ответил, что мой величайший дар – хорошо отзываться обо всех без исключения музыкантах … а затем говорил о других вещах, с которыми Россини согласился … 5
    О социальной общности можно начинать говорить, когда в относительно стабильные и упорядоченные взаимоотношения вступают как минимум два человека. Так образуется группа.Обратим ваше внимание на то, что в указанном положении есть два «ключевых слова», позволяющих разграничить социологические категории «группа», «агрегат» и «социальная категория»: а) – «отношения», б - «стабильность и упорядоченность» этих отношений. Наличие отношений между индивидами свидетельствует о наличии группы в отличие от категории, в которую индивиды объединяют по факту обладания неким признаком: определенный возраст, статус, пол, уровень образования и т.п., что не предполагает не только взаимоотношений между ними, но и самого факта знакомства. В отличие же от социального агрегата, под которым понимается простая совокупность индивидов, находящихся в одном место и в одно время (люди, совершающие покупки в супермаркете, толпа зевак в момент дорожного происшествия, публика на концерте и т.п.), пусть даже вступающих в поверхностные и скоротечные отношения, существование группы предполагает наличие стабильных взаимосвязей.

    Таким образом, мы можем разделить общности на массовые и групповые.

    Для массовых общностей свойственны:

    - ситуативный способ существования;

    - вероятностная природа вхождения индивидов;

    - «размытость» границ;

    - выраженная разнородность состава, стирание демографических, этнических и региональных границ.

    Примеры массовых общностей: участники общественно-политических движений, аудитории СМИ, «болельщики» спортивных команд.

    Для групповых общностей характерны:

    - наличие внутренней структуры;

    - устойчивость границ;

    - высокая стабильность существования;

    - однородность состава (наличие признаков, присущих всем индивидам)6.

    Разделение массовых общностей и групп - не теоретическая абстракция, оно имеет существенное прикладное значение, в частности, позволяет прогнозировать поведение совокупности людей в тех или иных условиях. Так, соотношением системных (группа) и грегарных (толпа) качеств определяется решение старого социально-психологического спора о том, толпа или индивид склонны к более радикальным действиям: «пока в группе преобладают нормативные отношения, она сглаживает экстремистские настроения своих членов и принимает более взвешенные решения; когда же начинают преобладать свойства толпы, мышление радикализуется»7.

    Чем же объясняется это различие в поведении индивидов, являющихся субъектами устойчивых отношений (группы) и «составными частями» толпы. Уже в том, как мы обозначили суть вопроса, содержится ответ на него: если индивид осознает себя частью устойчивого социального организма – социальной группы – он не просто ощущает принадлежность к ней, но и чувствует свою «субъектность» (категория «субъект» предполагает не только активность, но и личную ответственность за свои действия); являясь же частью толпы, человек не идентифицирует себя с окружающими, у него не формируется чувство «Мы», в результате - индивидуальная ответственность «растворяется в массовой безответственности», люди чувствуют себя анонимными, а потому – потенциально безнаказанными.

    Подобное растворения индивидуальной ответственности – частое явление в жизни больших городов: люди, спешащие по улицам мегаполиса, где редко можно встретить знакомое лицо, порой совершают поступки, которые никогда не совершили бы на глазах значимых для них людей.

    Американский исследователь Филип Зимбардо предположил, что обезличенность в больших городах уже сама по себе гарантирует анонимность и предусматривает нормы поведения, разрешающие вандализм. С целью проверки своей гипотезы он оставил два автомобиля с поднятыми капотами на улице: один — в старом кампусе Нью-Йоркского университета в Бронксе, а другой — вблизи кампуса Стэнфордского университета в небольшом городке Пало-Альто. В Нью-Йорке первые «раздевальщики» появились уже через десять минут, они сняли аккумулятор и радиатор. Через трое суток, после 23 эпизодов краж и вандализма (со стороны людей, по всем приметам, отнюдь не бедных), машина превратилась в груду металлолома. По контрасту с этим, единственным человеком, дотронувшимся в течение недели до автомобиля в Пало-Альто, был прохожий, закрывший капот машины, поскольку начинался дождь8.

    Анонимность порождает «деиндивидуацию» - состояние сниженного самосознания, пониженного беспокойства по поводу социальной оценки и ослабления внутренних ограничителей, удерживающих человека от запрещенных форм поведения.

    Для предотвращения отрицательных последствий деиндивидуации, организаторам массовых мероприятий рекомендуется использовать специальные приемы, возвращающие индивидам «субъектность», а вслед за ней – и социальную ответственность.

    Крупный отечественный специалист по психологии стихийного массового поведения, А.П.Назаретян рекомендует на крышах зданий, окружающих место проведение массовых мероприятий, размещать хорошо заметные камеры (в идеале – съемки с этих камер должны транслироваться здесь же, на большом экране) или высылать мобильные группы телерепортеров, демонстративные действия которых «способствуют возвращению идентичности индивида в толпе и снижению коллективного эффекта»9. А в качестве остроумнейшего примера успешного применения приема деанонимизации, Назаретян приводит эпизод из романа И.Ильфа и Е.Петрова, где Остап Бендер выручает из беды избиваемого на улице Паниковского:

    «Когда великий комбинатор прибыл к месту проишествия… вокруг Паниковского колыхалась великая толпа, перегородившая улицу. Автомобили торжественно кряками, упершись в людской массив… В городском саду перестал бить фонтан. Решительно вздохнув, Бендер втиснулся в толпу.

    - Пардон, - говорил он, - еще пардон! Простите, мадам, это не вы потеряли на улице талон на повидло? Скорей бегите, он еще там лежит. Пропустите экспертов, вы, мужчины! Пусти, тебе говорят, лишенец!

    Применяя таким образом политику кнута и пряника, Остап пробился к центру, где томился Паниковский.

    - Вот этот? – сухо спросил Остап, толкая Паниковского в спину.

    - Этот самый, - радостно подтвердили многочисленные правдолюбцы, - своими глазами видели.

    Остап призвал граждан к спокойствию, вынул из кармана записную книжку и, посмотрев на Паниковского, властно произнес:

    - Попрошу свидетелей указать фамилии и адреса. Свидетели, записывайтесь!

    Казалось бы, граждане, проявившие такую активность в поимке Паниковского, не замедлят уличить преступника своими показаниями. На самом же деле при сове «свидетели» все правдолюбцы поскучнели, глупо засуетились и стали пятиться. В толпе образовались промоины и воронки. Она разваливалась на глазах.

    - Где же свидетели? – повторил Остап. Началась паника. Работая локтями, свидетели выбирались прочь, и в минуту улица приняла свой обычный вид».
    Вернемся, однако, к социальным образованиям, обладающим устойчивой структурой. Прежде всего, определим основные социологические категории, используемые при описании социальной структуры: «социальные институты», «социальные организации», уже отчасти знакомые нам «социальные группы» и «социальные общности».

    Социальный институт – это совокупность социальных отношений в рамках социальных учреждений, в которых люди наделяются полномочиями со стороны общества для выполнения безличных функций в рамках определенной нормативной базы с целью удовлетворения общественных потребностей.

    Группой мы называем совокупность регулярно взаимодействующих субъектов, объединенных одним или более социальными признаками и выполняющих определенную социальную функцию в обществе, для которых характерна идентификация и самоидентификация (осознание членами группы своей принадлежности к ней). Для людей, объединенных в группу, характерно осознание принадлежности к ней, т.е. идентификация и самоидентификация. Группы подразделяются на первичные и вторичные. В первичной группе взаимодействие осуществляется на основе межличностных контактов, в то время как во вторичной группе актуализируются социальные роли взаимодействующих индивидов.

    Для социальной общности также характерно объединение индивидов по одному или нескольким признакам, но в данном случае обладание этим признаком, влияя на условия жизнедеятельности, не обязательно определяет место индивидов в обществе. Например, студенчество может быть названо социальной группой, а сторонники той или иной идеологии - социальной общностью.

    Социальные организации – это вторичные группы, представители которых осуществляют совместную деятельность для достижения общей цели. Организации могут быть как формальными, так и неформальными. Так, партии можно отнести к формальным организациям. Объединения людей по интересам (клубы) – нередко представлены неформальными организациями.

    Соотношение категорий «социальные институты», «социальные организации», «социальные группы», «социальные общности» представим в табл. 4.
    Таблица 4.

    Соотношение категорий «социальные институты»,

    «социальные организации», «социальные группы»,

    «социальные общности»


    Социальные институты

    Социальные организации

    Социальные группы

    Социальные общности

    Политические институты

    Партии

    Общественно-политические организации

    Депутаты

    Властные группы

    Избиратели

    Сторонники определенной политической идеологии

    Образовательные институты

    Общеобразовательные школы

    ВУЗы

    Учащиеся школ

    Студенты

    Молодежные субкультуры

    Религиозные институты

    Церкви

    Секты

    Священнослужители


    Приверженцы определенного религиозного мировоззрения

    Прихожане


    Продолжите эту таблицу для следующих социальных институтов: право, экономические институты, армия, здравоохранение.
    Социальные группы. Типы социальных групп

    Остановимся на социологических характеристиках групп подробнее. В общественных науках группы классифицируются по разным основаниям:

    1. По характеру контактов (непосредственные/опосредованные) группы делятся на уже упоминавшееся первичные (где индивиды имеют непосредственные, личные, тесные связи друг с другом) и вторичные (где индивиды включены в безличные отношения, ориентированные на достижение некой конкретной цели).

    Для формирования первичной группы имеет значение ее небольшой размер, но не сам по себе, а как залог обеспечения потенциальной возможности вступления индивидов в более тесные, частые и долговременные межличностные отношения, более близкого знакомства и формирования более определенного мнения друг о друге. Первичные группы играют важнейшую роль на начальных этапах социализации индивида (в раннем детстве), выступая в качестве своего рода мостов между индивидом и обществом в целом, транслируя, таким образом, систему ценностей, норм и правил, принятых в данном обществе. Так, величайший российский психолог Л.С.Выготский обозначал систему социализации в раннем возрасте как систему «ребенок-общественный взрослый», подчеркивая, таким образом, что родители, общаясь с малышом, выступают не только как носители индивидуально-личностных качеств, но и как трансляторы культурного наследия10. В более старшем возрасте первичные группы не утрачивают своей функции социализации (хотя и разделяют ее с вторичными группами, когда, например, ребенок идет в школу), поскольку именно первичные группы наделены особыми полномочиями в осуществлении социального контроля и распределении поощрений и наказаний. Первичные группы способствуют также удовлетворению базовых потребностей индивида в принятии, социальной поддержке, формировании ощущения безопасности и благополучия.

    На первый взгляд, удовлетворение потребностей в любви и социальном принятии, как потребности социального порядка, кажется не столь необходимым для физического выживания человека, как утоление голода и жажды. На самом деле это не совсем так. И мы можем в этом убедиться, обратившись к историческому примеру.

    В нацистской Германии был задуман невиданный эксперимент по созданию «идеального человека», соответствующего всем критериям представителя «высшей расы». Воспитание и обучение такого человека государство, разумеется, решило взять на себя. Но был необходим «биологический материал». Были выбраны несколько мужчин и женщин, идеальных с медицинской точки зрения. Полученное от них потомство, также с идеальными показателями здоровья, отлучили от родителей с самого первого мгновения жизни детей и поместили в дом малютки, где уход и, как предполагалось, дальнейшее воспитание должны были бы осуществлять специально обученные люди. Однако этим планам не суждено было осуществиться. В доме малютки, где находятся сотни детей невозможно обеспечить каждому ребенку такой уровень заботы, ласки и нежности, какой обеспечивает мать своему ребенку в семье. Да этот фактор и не принимался до тех пор во внимание. В результате, эти совершенно здоровые дети начали болеть, часть детей погибла, а многие из них выросли умственно неполноценными.

    Это явление, получившее название «госпитализма», наглядно демонстрирует значение, которое имеет для поддержания жизни ребенка, психическая стимуляция и ощущение заботы и любви, сопоставимое со значением правильного питания и физического ухода.
    2. По отношению к индивиду группы делятся на внутренние (группа, к которой индивид принадлежит и с которой себя идентифицирует) и внешние (к которым индивид не принадлежит и с которыми не идентифицирует себя), что предполагает на субъективном уровне разделение на «Мы» и «Они».

    На этом разделении на «своих» и «чужих» основывается межгрупповое взаимодействие. Такое разделение может привести как к отношениям сотрудничества, так и к отношениям конкуренции. Подобная двойственность обусловлена тем, что в процессе коммуникации с представителями других групп привлекаются как нормы и ценности своей группы, так и регуляторы другой, которые мало знакомы и поэтому мало значимы. В этой ситуации групповая идентичность может рассматриваться в качестве одного из важных инструментов, который оказывает влияние на сам процесс коммуникации.

    В ситуациях несовпадения каких-либо явлений с принятыми в своей группе возникает понятие «чужой». Когда в коммуникацию вступают представители разных групп, то каждый из них в восприятии чужой группы придерживается позиции наивного реализма. Им кажется, что их стиль и образ жизни являются единственно возможным и правильным, что ценности, которыми они руководствуются в жизни, одинаково понятны и доступны всем. И только сталкиваясь с представителями других групп, обнаруживая, что привычные модели поведения непонятны для других, индивид начинает задумываться о причинах своих неудач.
    «Должен без ложной скромности сказать, что у меня есть некоторые основания писать о том, «как быть иностранцем». Я ведь сам иностранец. Больше того, я был иностранцем всю жизнь, хотя первые двадцать лет об этом даже не подозревал. Я жил в своей собственной стране, где было полно иностранцев, и не замечал за собой ничего особенного или необычного. Затем я приехал в Англию – и можете себе представить мое горькое изумление!

    Вот как было дело. Несколько лет назад я довольно много общался с одной юной дамой, которая очень гордилась тем, что она англичанка. Однажды она спросила меня, не женюсь ли я на ней.

    - Нет, - ответил я. – Не женюсь. Моя мать никогда не согласится, чтобы я женился на иностранке.

    Юная англичанка посмотрела на меня не без некоторого удивления и даже возмущения и возразила:

    -Это я-то иностранка?! Что за вздор! Я – англичанка. Это вы иностранец. И ваша матушка тоже.

    - И в Будапеште? – не сдавался я.

    - Везде, - решительно заявила она. – Истина не зависит от географии. В Англии, в Венгрии, на Северном Борнео и в Венесуэле истина одна и та же.

    Я понял, что теория эта столь же неопровержима, сколь и проста. Понял и очень расстроился…

    Быть иностранцем стыдно, и спорить по этому поводу совершенно бессмысленно. Исправить положение невозможно. Преступник может одуматься и стать приличным членом общества. Преступник – но не иностранец. Родился иностранцем – иностранцем и умрешь, и тут уж ничего не поделаешь. Иностранец может стать британцем, но англичанином – никогда.

    <…>

    Предупреждение начинающим

    В Англии все наоборот.

    По воскресеньям в Европе даже самый бедный человек надевает свой лучший костюм, старается выглядеть пореспектабельнее, жизнь в стране становится веселой и радостной. В Англии же даже самый богатый пэр или автомобильный магнат напяливает в этот день какие-то причудливые лохмотья, не бреется, а пейзаж становится каким-то унылым и блеклым. В Европе говорить о погоде не принято. В Англии же, если вы не будете повторять по меньшей мере раз двести в день «Прекрасный день, не правда ли?», вас сочтут не вполне вменяемым. В Европе воскресные газеты выходят в понедельник. В Англии, стране экзотических обычаев, они выходят по воскресеньям. В Европе вилкой пользуются как совком. В Англии же ее переворачивают и на покатой стороне пытаются удержать еду, в том числе и зеленый горошек.

    В европейском автобусе, когда он подъезжает к остановке по требованию, кондуктор звонит в звонок, если хочет, чтобы автобус не останавливался; в Англии вы звоните, если хотите, чтобы автобус остановился. В Европе о бездомных кошках судят в зависимости от их личных качеств, - одних любят, других уважают; в Англии же их всех безоглядно боготворят, как в Древнем Египте. В Европе любят хорошо поесть; в Англии предпочитают хорошо вести себя за столом.

    В Европе публичные ораторы учатся говорить бегло и гладко; в Англии они кончают специальные курсы по заиканию. В Европе образованные люди любят процитировать Аристотеля, Горация, Монтеня и вообще блеснуть эрудицией; в Англии эрудицией блещут лишь самые необразованные люди; греческих же и латинских авторов цитируют исключительно те, кто никогда их не читал.

    В Европе нет ни одной страны, большой или маленькой, которая хотя бы раз не заявила, что превосходит все прочие страны; в Англии, напротив, в борьбе с этими опасными идеями во все времена велись героические войны, и при этом никогда не говорилось, кто на самом деле высшая раса. Европейцы обидчивы и раздражительны, англичане же все воспринимают с отменным чувством юмора; на вас они обидятся лишь в том случае, если вы скажете им, что чувство юмора у них напрочь отсутствует. Население европейских стран состоит из небольшого числа преступников, из небольшого числа честных людей, остальные же – нечто среднее; в Англии есть небольшой процент преступников, все же остальные – люди честные.

    Многие европейцы считают, что жизнь – это игра; англичане же убеждены: игра – это крикет»11.
    Таким образом, групповая идентичность выступает одним из механизмов освоения человеком действительности. При этом она представляет собой индивидуализированное отношение человека к тому культурному окружению, в котором развертывается его жизнедеятельность.

    3. По значению для формирования системы жизненных ориентиров и выработки стратегий поведения особо выделяются референтные группы, под которыми понимаются группы, на которые индивид ориентируется при оценке самого себя и окружающих, при выработке индивидуальных норм, ценностей и моделей поведения.

    Референтные группы выполняют оценочные и нормативные функции, предоставляя индивиду систему норм и стандартов поведения, задавая, таким образом, принципы и ориентиры для «культивирования» соответствующих личностных качеств, привычек, системы притязаний. Референтная группа может одновременно являться и группой членства, то есть той, к которой индивид принадлежит на самом деле, но это не обязательно, т.к. человек, в действительности принадлежа к одной группе, может стремиться быть похожим и соответствовать стандартам оценки, характерным для другой группы. Субъективно подобная ситуация расхождения между группой членства и референтной группой может переживаться как конфликтная. Стрессогенность этого конфликта усиливается в случае, если притязания индивида на самоидентификацию с референтной группой наталкиваются на неприятие его членами референтной группы в общее «Мы».

    Подобное неприятие часто испытывают мигранты, попавшие в новую социокультурную среду, оказавшиеся волей обстоятельств или в результате принятия собственного решения исключенными из прежней группы в ситуации, если общество принимающей страны не желает признавать их в качестве равноправных членов своей общности. Переживание конфликта и его стрессогенность особенно остры у беженцев – индивидов, оказавшихся «вытолкнутыми», «выброшенными» из привычной системы координат.

    В ситуации подобного конфликта возможны два сценария развития событий: либо у индивида нарастают проявления деструктивных последствий стресса, в том числе соматических и психических заболеваний (таких как заболевания сердечно-сосудистой системы, язвенная болезнь, астма, депрессия, алкоголизм и др.). Либо, что более вероятно в случаях, когда недовольство носит массовый характер, индивид включается в общественное движение и продолжает борьбу за право на признание. При развитии событий по второму сценарию понятие референтных групп оказывается связанным с механизмом социальных трансформаций.
    Используя предложенные критерии типологизации социальных групп, охарактеризуйте такие группы как семья, студенческая группа, дружеская компания, профессиональный коллектив, этническая общность.
      1   2   3


    написать администратору сайта