Главная страница
Навигация по странице:

  • Историко-культурные ценности в театрализованных представлениях и праздниках.

  • 2.3. Особенности режиссерской работы в постановке «7 Русские Ганзейские Дни» в городе Тихвин.

  • Социальный портрет молодого поколения и его участия в театрализо. Социальный портрет молодого поколения и его участия в театрализованных представлениях


    Скачать 23.4 Kb.
    НазваниеСоциальный портрет молодого поколения и его участия в театрализованных представлениях
    Дата20.04.2023
    Размер23.4 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСоциальный портрет молодого поколения и его участия в театрализо.docx
    ТипДокументы
    #1075819

    Социальный портрет молодого поколения и его участия в театрализованных представлениях.

    Молодежь – наиболее динамичная социальная группа во всех обществах. В ситуации значительно интенсифицирующийся межкультурных коммуникаций молодежь усваивает иные культурные образцы и стереотипы поведения, новые ценности, относящиеся к сфере образования, труда, политики, морали, человеческих взаимоотношений, культуры и истории[4].
            Длительное время молодежь не рассматривалась как самостоятельная демографическая группа, поскольку выделение такой группы не укладывалось в существующее представление о классовом устройстве общества и его социально-политическом единстве.

    Современная российская молодежь – это неутомимые оптимисты, довольные жизнью, с надеждой смотрящие вперед, лояльные к власти и не испытывающие выраженных протестных настроений. На данный момент молодежь составляет 30% населения планеты, и именно она займет со временем ведущие позиции в экономике и политике.

    Сознание молодого человека обладает особой восприимчивостью, способностью перерабатывать и усваивать огромный поток информации.

    В этот период развиваются критичность мышления, стремление дать собственную оценку разным явлениям, поиск аргументации, оригинального мышления.

    Неустойчивость и противоречивость молодёжного сознания оказывают влияние на многие формы поведения и деятельности.

    Исходя из определения молодежи как специфической социальной группы общества, поколения людей, проходящих стадию социализации, усваивающих общеобразовательные и профессиональные функции и подготавливаемые обществом к усвоению и выполнению социальных ролей гражданина, возможно, составить ее социальный портрет.

    Таким образом, в определении молодежи можно выделить следующие характеристики, отличающие молодежь от других групп: возрастные границы молодежного возраста; специфика социального статуса; ролевые функции и особенности поведения; характеристики социально-демографической группы; социально-психологические характеристики; процесс социализации в конкретный исторический период; самоидентификация и самоопределение молодежь.

    И именно поэтому, молодое поколение, это один из самых главных зрителей театрализованного (массового) мероприятия.

    Во все времена праздник являлся неотъемлемым элементом жизни людей, именно этот факт позволяет считать его важной составляющей человеческой культуры, а непосредственное участие в празднике и его соблюдение является одной из основных форм коллективного поведения людей.

    Так было на протяжении всей истории. Праздник обладает многоаспектным характером воспитательного потенциала в социально-культурном воспитании молодёжи.

    Молодёжная аудитория — основной сегмент массового праздника, она имеет подвижные границы своего возраста и напрямую зависит от социально- экономического развития общества, от уровня культуры и условий жизни. Ценность массового праздника, определяется тем, что это гибкая динамичная воспитательная система, позволяющая удовлетворять запросы людей с различными уровнями социализации, поднимая на более высокий уровень культурного восприятия действительности.

    Являясь ярким событием в жизни общества и каждого человека, праздник служит эффективным средством приобщения молодёжи к социально-культурной деятельности.

    Как социальное явление праздник выступает важнейшей формой общественной солидарности, эффективным способом этнической социализации, инструментом идеологического влияния и действенным механизмом конструирования культурной идентичности.

    Как феномен культуры праздник является синкретическим и полифункциональным явлением духовной жизни социума, формой компенсации, рекреации и проективной разрядки, способом выражения высших психологических состояний людей в период переживания ими важнейших переломных этапов и явлений природы, общества, индивидуальной биографии, их умонастроений, ценностей, идеалов.

    Есть множество примеров того, что молодое поколение принимает участие в праздниках, театрализованных представлениях, массовых акциях и так далее. Так всегда было в стране, что основной движущей силой любого праздника являлась молодежь. Основных примеров в современной России множество – от любого дня города, поселка, деревни до Олимпиады в Сочи, Универсиад, открытия и закрытия Кубка Конфедерации в 2017 году, вместе с Чемпионатом мира по футболу в России.

    На такие крупные события режиссеру, в первую очередь, необходимы молодые, целеустремленные и святящиеся энергией люди, для того чтобы, картина происходящего сочеталась с крупным мероприятием. На сцене должно быть всё красиво, и именно поэтому – молодежь является основной движущей силой праздников и театрализованных представлений. Без инициативности молодого поколения, без их стремления к новым открытиям не могло бы случиться большинство крупных событий в нашей стране.

    Динамика содержания и форм праздника, изменение видов и способов празднования, общее состояние праздничной культуры являются критериями перемен обще социального и культурного характера, ибо всё это связано с системой ценностей, идей, знаменует структурные и функциональные преобразования в обществе.

    Поэтому, можно определить под знаком равенства два соотносящихся друг с другом понятия: молодёжь — праздник. Так как, для социализации человека, необходим контакт с огромным количеством людей.

    Историко-культурные ценности в театрализованных представлениях и праздниках.

    Система ценностей для современного молодого поколения является определенным фундаментом в построении его тактики отношения к миру. 

    Ценностный  мир  каждого  человека  необъятен,  но  именно  ценностные  ориентации  составляют  основу  формирования  симпатий  и  антипатий,  а,  в  конечном  счете,  общественного  сознания  людей.

    Ценности  —  это  общепринятые  представления  людей  относительно  целей  и  путей  их  достижения,  которые  предписывают  им  определенные  социально-принятые  способы  поведения.  Они  являются  основой  всех  нравственных  принципов.[7]

    Индивидуальная  система  социальных  ценностей  устанавливается  в  каждом  общественном  строе.  В  процессе  первичной  социализации  личности  происходит  осознание  и  усвоение  ценностей. 

    В  дальнейшем  они  остаются  относительно  стабильными,  изменяясь  лишь  в  кризисные  периоды  жизни  человека  и  его  социальной  среды.  Ценностные  ориентации  определяют  социальное  поведение  молодого  человека  в  повседневной  деятельности. 

    Выполняя  интегративную  роль  в  обществе,  они  образуют  тем  самым  тот  устойчивый  остров  общественной  системы.  Выделяют  индивидуальные  ценности  —  ограничивающие  поведение  индивида  в  повседневной  жизни;  и  общественные  ценности  —  ценностные  приоритеты  индивида  относительно  развития  общества. 
            Историко-культурные ценности для молодого поколения хорошо прослеживаются в работах Михаила Иосифовича Лейкина, таких как –

    «Не в силе Бог, но в Правде», торжества в честь Великого Князя Александра Невского в Старой Ладоге [5]. Именно благодарю Михаилу Иосифовичу, произошло не только возрождение истории Старой Ладоги, как первой столицы Руси, но и возрождение духовных и культурных ценностей будущих поколений граждан России. Благодаря стараниям Михаила Иосифовича и коллектива Ленинградского областного колледжа культуры и искусств был возведен памятник «Рюрику и Вещему Олегу».

            

    Так же, нельзя не описать тот факт, что Михаил Иосифович посвятил свою жизнь Пушкину и его произведениям. Поэтическая композиция «На Земле предков Пушкина» написанная в 1986 году, которая до сих пор с успехом играется студентами колледжа культуры и искусства, театром «Фонтанка», востребована не только на Пушкинских Землях, но и по всей России, так как это является народным достоянием. [5]

    Книги, театрализованные действия, гимн Ленинградской области – является частью историко-культурных ценностей нашего края, таким образом, мы можем отнести творчество Михаила Иосифовича к историко-культурным ценностям большого поколения людей Ленинградской области.

    2.3. Особенности режиссерской работы в постановке «7 Русские Ганзейские Дни» в городе Тихвин.

    Чтобы понять особенность режиссерской работы над «7 Русские Ганзейские Дни» в городе Тихвин, необходимо углубиться в историю Ганзы и основания её в России.

    Ганзейский союз– крупный политический и экономический союз торговых городов северо-западной Европы, возникший в середине XII века. Просуществовал до середины XVII века.

    В регистр Ганзы были включены 130 городов, из них — около 100 портовых, а под её влиянием находилось до трёх тысяч населённых пунктов. К началу XV века Ганза объединяла около 160 городов.

    Цель объединения — обеспечение участникам союза привилегий в районе ганзейской торговли. Опорой ганзейских купцов служили рыцарские ордена.

    Ганза вела самостоятельную внешнюю политику, приобретала крепости. Участники объединения следовали Большому Ганзейскому статуту, изданному для всего союза.

    Система торговых отношений опиралась на конторы. Иностранные конторы Ганзы находились в Брюгге, Берне, Лондоне и Венеции.

    Основными инструментами влияния союза на участников торговли и поиска компромиссов, служили: переговоры; денежные платежи; меры хозяйственного принуждения; вступление в другие союзы.

    Ганза для Руси имела огромное значение, так как торговые пути с Европой проходили, на тот момент, через центр Руси – Великий Новгород. Русско-ганзейская торговля имеет давние корни.

    В начале XII в. готские купцы основали в Великом Новгороде иноземную факторию — Готский двор с церковью св. Олафа, затем (предположительно, при содействии немецкой общины Готланда) в 1192 году в городе открылся Немецкий двор с церковью св. Петра согласно договору, вероятно, подписанному в 1191—1192 годах.

    Следующий торговый договор Новгорода с Любеком и Готским берегом был составлен от имени князя Александра Невского, его сына Дмитрия, посадника Михаила, тысяцкого Жирослава и всех новгородцев с немецким послом Шифордом, любекским послом Тидриком и готским послом Ольстеном. То есть, Ганзейский Союз, упирается «корнями» в древнюю Русь, и её торговые отношения.

    В современной России решили восстановить память о том торговом союзе и решили утвердить «Новый Ганзейский Союз», из городов, которые стояли у истоков Великого Торгового Пути. 30 июля 2010 года в Великом Новгороде состоялась подписание учредительных документов о создании Союза русских Ганзейских городов.

    В новое объединение вошли 11 городов — официальных членов Ганзейского Союза Нового времени: Белозерск, Великий Новгород, Великий Устюг, Вологда, Ивангород, Кингисепп, Псков, Торжок, Тотьма, Тихвин, 
    Тверь. 

    Калининград входит в Союз как ассоциированный участник. Центром нового объединения, по примеру Любека (Германия), являющегося столицей современного Ганзейского союза, в России стал Великий Новгород.

    В рамках соглашения о создании Союза было решено каждый год проводить в одном из городов — членов Союза Русские Ганзейские дни, аналогичные международным Ганзейским дням.

    Первые Русские Ганзейские дни состоялись в июне 2011 года в Великом Новгороде, который в 2009 году принимал международные Ганзейские дни.

    Вторые Русские Ганзейские дни прошли в 2012 году в городе Белозерске, где они были совмещены с празднованием 1150-летия города.  В 2013 году съезд ганзейских городов России состоялся в Пскове, одновременно с празднованием 1110-летия города. В 2014 году Русские Ганзейские дни прошли в Кингисеппе, в 2015 - в Торжке, в 2016 « 6 Русские Ганзейские дни» прошли в Твери. «Ключи» от «7 Русские Ганзейнские Дни» достались городу Тихвин, и именно в нем прошло 2 дня чествования Ганзейского Союза, и по совместительству День Города.

    Все празднования Русских Ганзейских Дней в России было сопровождено театрализованными праздниками, шествиями с участниками Ганзейского Союза.

    Для того чтобы написать сценарий и организовать театрализованное представление необходимо было изучить историю Ганзы, раннее проводимые праздники, связанные с Ганзейским Союзом.

    Так же, необходимо было учитывать масштабы празднования, так как за два дня необходимо было провести два праздника в одном, и с этим режиссерско-постановочная группа справила без особых проблем.

    Тихвин начал принимать участие в Ганзейском Союзе по праву, так как Великий Торговый путь проходил именно через город Тихвин (тогда еще Посад Тихвинский). Расположение на перекрёстке торговых путей, связывавших Волгу с Ладогой и Балтийским морем, обеспечило быстрое развитие Тихвинского погоста — предшественника города Тихвина. К началу XVI столетия, это был уже широко известный торговый и ремесленный центр.

    Заключение.

    В своей работе автор рассмотрел тему «Особенности постановки театрализованных представлений, как способ передачи молодому поколению историко-культурных ценностей» с помощью эмпирических и теоретических методов, таких как: анализ специальной литературы, обобщение изученного материала, а так же, наблюдение и диагностика собранного материала.

    Автор данной работы вывел, что возрождение древних праздников и гуляний, неотъемлемая часть не только для молодого поколения граждан, но и целого народа. В связи с тем, что историко-культурные ценности у каждой семьи, племени, народа, национальности свои, мы должны перенимать и углубляться в корни тех предков, на землях которых мы сейчас живем.

    В первой главе выпускной квалификационной работы автором изучены теоретические аспекты особенности постановки театрализованных
    представлений. Раскрываются понятия сущности театрализованных представлений и праздников. Их различия, а так же работы всех составляющих праздника.

    Вторая же глава, посвящена предмету исследования, в ней автор описывает молодое поколение, как социальную группу, такой, какая она является на данный момент.

    Заявленная вначале проблема, связанная с тем, что связи между молодым и страшим поколением, частично утрачены, подтвердилась, но нашлись определенные пути решения, которые автор использовал в своей дипломной работе. Именно благодаря слаженному труду двух поколений, над такой масштабной работой, как «7 Русские Ганзейские Дни» в Городе Тихвин, поспособствовало историко-культурному обогащению молодого поколения.





    Список Литературы.

    1. Андрейчук Н.М. Основы профессионального мастерства сценариста массовых праздников: Учебное пособие. 2014 – 60 с. 
    2. Вершковский Э.В. Режиссура клубных массовых представлений, Л. Г.И.К., 1977. – 87 с.
    3. Генкин Д.М., Конович А.А. Массовые театрализованные праздники и представления. – М.: ВНМЦ, 1985. – 87 с.

    4.Гeршунский Б.С. Филoсoфия oбразoвания для XXI в. – М.: Интeрдиалeкт, 1997. – 697с.

    5. Лейкин М.И. Тесней, о милые друзья, тесней наш верный круг оставим – СПб.: ООО «Печатное Агентство «Феникс», 2015. – 406 с.
    6. Марков О.И. Сценарная культура режиссеров театрализованных представлений и праздников. - Краснодар: Изд. КГУКИ, 2004 – 200 с.
    7. Прядево А.Н. Актуальные проблемы педагогики. Курс лекций / под ред. Брянск: издательство БГПУ, 1998. – 58 с.
    8. Силин А. Д.; Всесоюз. науч.-метод. центр нар. творчества и культ.-просвет. работы. - М. : ВНМЦНТИКПР, 1991. – 177 с.
    9. Туманов И.М. Режиссура массового праздника и театрализованных представлений / Просвещение, Москва 1976. —  86с.
    10. Чечётин А.И. Основы драматургии театрализованных представлений. / М.: Просвещение, 1981. — 192 с. 
    11. Шароев И. Режиссура массовых театрализованных представлений. - М.: Советская Россия, 1980 – 152 с.


    написать администратору сайта