Социальноэкономические и духовные предпосылки возникновения философии
Скачать 1.36 Mb.
|
Правовая реальность (действительность) — категория права, призванная отобразить все из мира правовых явлений, в «снятом» виде представить бытие права в конкретном историческом времени и пространстве. Правовая действительность характеризует собой реальное бытие правовой материи, наличную действительность всех правовых феноменов существующих в пространстве и во времени, причем как материального, так и идеального порядка, ибо «мысль и материя» действительны, т.е. существуют.В правовую действительность включаются все те социальные явления объективного и субъективного порядка, которые имеют специфическое правовое содержание и соответствующую ему форму. Сюда же следует отнести и противоправную реальность — объективированные действия, сопряженные с нарушением правовых норм.Правовая реальность есть мир права, конструируемый из правовых явлений и процессов, упорядоченных независимо от отношения к базисному феномену или «первореальности» права. Правовая реальность не представляет некой субстанциональной части реальности, а является способом организации и интерпретации определенных аспектов социальной жизни, бытия человека. Однако этот способ настолько существенный, что при его отсутствии распадается человеческий мир. Уже в этом определяется отличие бытия права от бытия собственно социальных объектов, по той причине, что мир права — это мир долженствования, а не существования. Являясь методологической и мировоззренческой категорией, правовая реальность дает возможность рассматривать право не просто как надстрочное явление (общественных отношений, института, формы общественного сознания), а как особый мир, автономную область человеческого бытия, который имеет свою логику и закономерности, с которым нельзя не считаться. Смысл проблемы правовой реальности находиться в связи с вопросом о бытии права, т.е. его внедрением в человеческое существование. Содержание правовой реальности позволяет выделить в ней такие формы бытия права, которые в совокупности отображают «пространство» правовой реальности. Это: мир идей — идеи права; мир знаковых форм — правовые нормы и законы; мир взаимодействий между социальными субъектами или правовая жизнь.Эволюция представлений о материи в философии и частных науках.Объективный идеализм о субстанции: 1) Античный идеализм (Платон) – подлинная субстанция мира – идеи; 2) Классическая немецкая философия (Гегель) субстанцией мира является абсолютная логическая идея 3) Аристотель, Фома Аквинский, современный неотомизм – материя существует как некое аморфное тело, подлинной субстанцией мира является Бог. Бог – форма форм (Аристотель) Субъективный идеализм: Мир не обладает субстанциональностью. Материализм о субстанции: 1) Античный (милетская школа) – субстанция мира – некая стихия (Фалес – вода, Гераклид – огонь) 2) Атомистическая школа – субстанция обладает структурой, состоит из атомов. Атомы: 1. неделимы 2. неуничтожимы 3. несотворимы А значит, мир несотворим и неуничтожим. 3) Средние века: материализм существует в виде течения номинализм 4) Материализм XVII-XVIIIвв. Эпоха Нового времени. Материализм основывается на данных естествознания. Наиболее развитые науки: математика и механика. Черты материализма XVII-XVIIIвв.: 1. В качестве материи признавал некую первичную однородную субстанцию, т.е. материю сводили к первоматерии, которую отождествляли с атомами; 2. Атомы неделимы, неуничтожимы, несотворимы, как и мир. Вывод о неуничтожимости субстанции. 3. Эти первородные атомы подчинены законам механики, которые применялись по всему миру. 4. Важнейшим свойством материи являлась масса. 3). Физика не решает вопрос о существовании материи. Пути выхода (Ленин): 1). Физикам необходимо усвоить диалектику. 2). Электрон так же неисчерпаем, как и атом, т.е. электрон делим. В Х1Хв. Энгельс и Маркс критикуют механистический и метафизический материализм.
Революция и кризис физики конца 19 - начала 20 вв.Конец XIX в. – Революция и кризис физики. Открытия физики: 1895 г. – открытие рентгеновских лучей. 1896 г. – Беккерель открыл радиоактивность; Это явление зафиксировало. Что масса вещества изменяется в связи с излучением ( дефект массы). 1897 г. – открытие электрона Томсоном (атом делим ). 1898 г. – открыт радий. Максвеллом открыт закон электромагнитных явлений – материя может существовать в виде поля. Старая метафизическая теория физики не способна объяснить новые открытия. Кризис философских основ физики. Часть физиков разуверились в материализме (материя исчезла) и перешли на позицию идеализма. Многие физики и философы перешли на позиции агностицизма. Возникает Махизм (позитивизм II этапа ). Махисты пытались создать философию на новых открытиях физики. Плеханов – новый русский человек, который рассмотрел теорию махизма. Махизм субъективный идеализм. Причины кризиса: 1). Метафизический способ мышления. 2). Неправильное понимание математизации физики. 3). Принцип соответствия Бора. Каждая новая теория включает в себя предыдущую теорию как частный случай. Выводы Ленина. 1). Исчезла не материя, а исчез тот предел, до которого мы знаем материю. Нельзя сводить материю к атомам веществу электроном. 2). Терпит крах лишь метафизические представления о материи, а не материя. |