Главная страница
Навигация по странице:

  • Объективная реальность.

  • ФОРМА МАТЕРИИ

  • Движение как атрибут материи. Метафизические и идеалистические трактовки взаимосвязи материи и движения. Движение и покой.

  • Социальноэкономические и духовные предпосылки возникновения философии


    Скачать 1.36 Mb.
    НазваниеСоциальноэкономические и духовные предпосылки возникновения философии
    АнкорOtvety_po_filosofii.doc
    Дата06.03.2018
    Размер1.36 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаOtvety_po_filosofii.doc
    ТипДокументы
    #16316
    страница21 из 69
    1   ...   17   18   19   20   21   22   23   24   ...   69

    Ленинское определение материи.


    МАТЕРИЯ – это философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в его ощущениях, которое копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями и существует, не зависимо от них.

    Объективная реальность.

    Объективность означает, что нечто существует до, вне и независимо от человеческого сознания.

    « вне» - внешний мир не принадлежит сознанию.

    « независимо» - внешний мир для своего существования не нуждается в сознании.

    Ленин отвергает объективный идеализм.

    Мир познаваем через ощущения.

    Ощущения способы давать нам достоверные знания.

    Материя как субстанция.


    Чтобы установить, какую методологическую роль способно играть понятие материи в развитии науки, научного познания природы, общества, человека, сознания, культуры, важно определить, каким конкретным содержанием может быть наполнено понимание материи в качестве субстанции. И здесь опять-таки следует выделить две, но теперь уже существенно различающиеся между собой традиции. Одна из них, наиболее древняя, склонна трактовать субстанциальность материи (роль материи как субстанции) в качестве именно исходного "субстрата", "материала", из которого как бы "построены" все другие тела во Вселенной. Классическим выражением такого понимания материи явился атомизм таких античных мыслителей, как Левкипп и Демокрит. С их точки зрения, все тела во Вселенной состоят как бы из "первокирпичиков", никем не создаваемых и неуничтожимых "атомов". Эта идея атомистического строения всех тел во Вселенной была затем воспринята наукой Нового времени и сыграла выдающуюся роль в ее развитии. Другая традиция в понимании субстанциальности материи (ярким представителем которой в эпоху Просвещения был Д. Дидро) ориентирована на понимание ее как бесконечно развивающегося многообразия мира в его единстве. С этой точки зрения материя как субстанция существует не "до" и не "наряду" с другими телами, явлениями, процессами и т.д., а только в самом этом многообразии конкретных явлений и только через них. И если в задачу конкретных наук входит исследование свойств конкретных же объектов мира (от элементарных частиц до метагалактики в целом), то в задачу философии - исследование всеобщих свойств материи, обеспечивающих единство объектов мира и, главное, делающих возможным их качественное многообразие вплоть до появления таких высших форм организации, как жизнь, разум, общество, культура, дух, ценности.

    Современные представления о видах и формах материи.


    Мир включает 3 подсистемы:

    - Живая природа

    - не живая природа

    - соц. Организованная природа (человек соц. Группы).

    ВИДЫ МАТЕРИИ:

    1). В виде вещества (вещество имеет массу покоя и различные агрегатные состояния).

    2). Поле.

    Формы материи.


    ФОРМА МАТЕРИИ – совокупность различных объектов и систем, обладающих единой качественной определенностью выражающейся в общих свойствах и специфическим для данной формы материи способом существования.

    Сущность, критерии выделения.


    единство, сущность, способ существования, направленность эволюции

    Форма материи – вид материи, материя на определенной ступени развития.

    Форма развития - способ развития, включающий в себя и способ изменения.


                1. Движение как атрибут материи. Метафизические и идеалистические трактовки взаимосвязи материи и движения. Движение и покой.

    Движение как атрибут материи.


    Атрибут – это неотъемлемое свойство, сущностное свойство чего-либо.

    Одним из атрибутов материи является движение. Суть движения определяется с помощью целой серии определений. Простейшим и наиболее общим образом Энгельс определял движение: «Движение, в применении к материи – это изменение вообще». То есть всякое изменение есть движение.

    Более строго движение можно определить как снятие абстрактного тождества предмета с самим собой. Каждая вещь, оставаясь до какого-то предела сама собой, в то же время непрерывно меняется, перестает быть самой собой, тождественной себе. Вне такого движения вещь не существует и не может мыслиться. Нет материи без движения, нет движения без материи. Движение – внутреннее свойство материи.

    Взаимосвязь материи и движения.


    - 18-19 века – материя оторвана от движения. Возникает такое направление как деизм, который не видит источника движения и считает, что первопричина движения – бог.

    Дюринг: сначала материя находилась в состоянии покоя, затем зарядилась энергией и стала двигаться.

    - Вторая половина 19 века. Энергетизм.

    E=m*v*v/2. Энергетизм пытался доказать, что это равенство свидетельствует о превращении материи в энергию. Однако формула Эйнштейна фиксировала не превращение материи в энергию, а пропорциональность энергии другому физическому свойству – массе.

    Материя и движение неразрывно связаны. При этом следует учитывать, что движение принадлежит материи, является ее способом существования. Понятия материи и движения в этом смысле далеко не равноправны. Неразрывная связь материи и движения доказывается всем материалом общественных, технических и естественных наук.

    Движение существует как изменение чего-либо, некоторого субстрата. Само понятие движения теряет смысл, если его оторвать от понятия движущегося тела.

    Одним из случаев движения является движение мысли. Отрыв движения от материи означает в этом весьма важном для понимания сущности мира и человека случае отрыв мысли от материального мозга и материального мира вообще. «Оторвать движение от материи, - писал Ленин, - равносильно тому, чтобы оторвать мышление от объективной реальности, оторвать мои ощущения от внешнего мира».
    1   ...   17   18   19   20   21   22   23   24   ...   69


    написать администратору сайта