Социальное прогнозирование. Стегний В. Н. Социальное прогнозирование и проектирование. Социальное прогнозирование и проектирование
Скачать 0.99 Mb.
|
ГЛАВА IV. СОЗНАНИЕ И ПРОГНОЗ Антиципаторная роль сознания. Осознание личностью своего социального будущего в системе социологического знания. Формирование осознанного отношения личности к своему социальному будущему. Основные черты осознания личностью своего социального будущего. Типология личности в контексте осознания своего социального будущего. Осознание личностью своего социального будущего - потребность общественного регулирования. Антиципаторная роль сознания. Слово прогноз происходит от греческих слов про и гнозис и переводится как предвидение, предсказание и т. п. Объяснение этого понятия одним или несколькими терминами позволяет, хотя бы приближенно, определить область понятия прогноза как область предсказания. Прежде, чем мы дадим более полное толкование понятию прогноза, необходимо рассмотреть эту область во взаимосвязи с сознанием. Способность предвидения, особенно построение прогнозов, является интеллектуальной деятельностью человека. Речь идет об антиципаторной функции сознания. Иными словами, предсказание представляет собой аспект такой умственной деятельности, когда сознание исследует явления, которые еще не существуют или которые еще не доступны проверке. Антиципаторная деятельность сознания является одной из важнейших его функций, она, прежде всего, связана с его теоретико-прогностическими и идеологическими функциями. Антиципаторная деятельность сознания отражает специфику человеческого поведения. Для человека характерна целесообразная деятельность по преобразованию мира соответственно потребностям и интересам людей, которые развиваются в процессе практического овладения миром. Сознание, которое становится действенным в человеческой практике, никогда не может быть только отражением окружающего мира, оно должно одновременно подниматься до предвидения грядущего. Человек может естественно и разумно относиться к окружающему миру только в том случае, если он способен правильно понять существенные взаимосвязи этого мира. Однако этого недостаточно для сознательного и целенаправленного изменения окружающего мира. Человек должен представлять себе теоретически, хотя бы в известных границах, результаты своих действий, оценивать заранее предположительные реакции окружающей среды, составляя мысленно (идеально) план действий, вырабатывая концепцию действий и учитывая их последствия, которые затем могут послужить основой практической деятельности. Человеческое поведение постоянно детерминировано не только окружающим миром, но и его изменением мысленной антиципацией. Антиципаторная роль сознания, таким образом, характерна лишь для человеческой жизнедеятельности и, среди прочего, отражает уровень развития свободы человека, ибо свобода — это основанное на понимании взаимосвязей мира сознательное господство человека над средой и над самим собой; следовательно, она включает также и антиципаторную деятельность сознания. Антиципаторные функции сознания многообразны. Можно выделить среди них три большие группы: описательные (дескриптивные), гипотетические (проективные), установочные (нормативные). Они образуют единство и обусловливают друг друга, но методологически должны быть разделены. Прогнозы, как и вообще предвидение, относятся ко всем трем группам. Осознание личностью своего социального будущего в системе социологического знания. Осознание личностью своего социального будущего может исследоваться в разных аспектах. Гносеологический аспект позволяет показать роль осознания будущего как составного элемента сознания; проанализировать содержание, уровни, структуру, способы, виды отражения общественных отношений в осознании будущего. Этот подход предполагает характеристику осознания личностью социального будущего с учетом отражения действительности. Он позволяет выяснить истоки осознания социального будущего, объем и характер входящих в него знаний, исследовать механизм познания будущего. Но чрезмерное «гносеологизирование» может привести к абсолютизации знания информации в осознании личностью будущего. Для того, чтобы избежать подобной односторонности, необходимо использовать социологический подход. В этом случае основное внимание сосредоточивается на анализе социальной обусловленности осознания будущего, месте, роли, функциях, которые оно выполняет в обществе. Социология рассматривает представления личности о социальном будущем с точки зрения их происхождения, развития, проявления в поведении личности как определенное общественное явление, связанное с конкретно-историческими формами общественных отношений. Социология исследует общество на макро- и микроуровнях, но при этом особый акцент делается на изучение малых групп, так как там протекает реально жизнедеятельность индивидов. Микросоциологический анализ создает условия для сближения социально-экономического исследования с исследованием ценностей, норм поведения, картин мира, заложенных в сознании людей их культурой. При таком подходе исследователь должен уметь проникнуть в глубину сознания людей, образующих малые группы, изучить мировосприятие этих людей, их субъективное отношение к обществу. Только при таком «бинокулярном» видении можно понять социальное поведение личности в группе и в обществе. Социологический подход позволяет исследовать проблему осознания будущего на разных уровнях. На уровне общесоциологической теории объектом исследования является социальная система в целом, а осознание социального будущего личностью рассматривается как элемент этой системы. На уровне специальной социологической теории — социологии сознания — объектом исследования выступает осознание личностью своего социального будущего как система, состоящая из подсистем и их элементов. На уровне эмпирических социологических исследований объектом становятся элементы осознания личностью своего социального будущего. Все три уровня, тесно связанные между собой, позволяют осуществить системно-структурный анализ. В данном случае осознание личностью социального будущего понимается как целостное образование, совокупность определенных взаимосвязанных элементов, представляющих его качественную особенность. Системный подход позволяет детально показать осознание личностью своего социального будущего в системе современного общества, сознания, личности, раскрыть его активную роль в возникновении, функционировании и дальнейшем его развитии, а также проанализировать его как специфическую систему. Осознание социального будущего не может существовать независимо от общественного бытия. Оно детерминировано им и отражает его. С этой точки зрения оно обладает интегративными качествами, характерными для всего общества как системы, и подчиняется его общим закономерностям. Вместе с тем, осознание социального будущего обладает известной относительной самостоятельностью и поэтому может и должно рассматриваться в качестве системы. Методология системного анализа требует, во-первых, определения места осознания личностью своего социального будущего в системе сознания данной эпохи, цивилизации; во-вторых, разработки вопроса о перспективах его развития; в-третьих, определения целей, путей, средств формирования у личности осознания ею своего социального будущего. Важное место в социологическом изучении осознания личностью своего социального будущего занимает историко-типологический подход, предполагающий характеристику конкретно-исторических условий, в которых оно формируется, функционирует. Здесь мы имеем дело с формационной характеристикой осознания личностью социального будущего. Каждой общественно-экономической формации соответствует конкретный тип осознания личностью будущего. Это направление предполагает анализ формационной зрелости личности, сознания, формационных качеств человека, ценностей. Указанные подходы к исследованию сознания весьма распространены в социологической литературе и признаны основополагающими. Но в социологии возможны и другие аспекты исследования сознания, которые в настоящее время еще недостаточно разработаны. Выделим некоторые из них. В рамках нормативного (регулятивного) подхода осознание социального будущего анализируется как система норм деятельности личности, ее поведения в труде, быту, сфере межличностных отношений и т. д. В этом плане оно выступает как требование к своей деятельности. Наряду с нормативным подходом существует и адаптивный, который рассматривает осознание социального будущего как средство приобщения всех социальных групп к создаваемым общественным отношениям, к принимаемым ими нормам, ценностям. Осознание личностью своего социального будущего может быть изучено и в аксиологическом аспекте, так как оно имеет ценностную природу, т. е. включает оценку социального будущего с точки зрения понятий добра и зла, справедливого или несправедливого и т.д. Согласно гуманистическому подходу оно представляет собой мир ценностей. В данном случае необходимо раскрыть активно-творческую природу осознания будущего, характер и значимость его «творцов» и «потребителей», учитывая при этом его цели, ценности, идеалы. Совокупность указанных подходов дает возможность социологии обеспечить целостный анализ осознания личностью своего социального будущего в современном обществе. Вычленение какого-то аспекта — не самоцель, а всего лишь процедура, позволяющая более углубленно анализировать какую-либо сторону осознания. Рассматривая осознание личностью своего социального будущего как целостное явление, систему, социология анализирует его в процессе возникновения, становления, функционирования и последующего развития личности. Социологическая теория исследует этот процесс прежде всего комплексно, т. е. в данном случае осознание личностью будущего рассматривается многопланово, в едином контексте познавательного, теоретического и практического отношения человека к действительности. Рассматривая процесс осознания личностью своего социального будущего, исходим из разработанной отечественной школой человековедения современной концепции личности, которая сводится к следующим общим моментам: человек личность рассматривается как целостность; среда, в которой личность живет и действует, есть совокупность конкретно-исторических общественных отношений; сущность личности проявляется в существовании, деятельности, в ее субъективных свойствах: мотивах, ценностях, потребностях; личность является одновременно объектом и субъектом общественных отношений; в историческом процессе происходит становление личности как субъекта общественных отношений, условиями которого являются коллективные действия в социальной группе на основе познанных законов исторического развития. Таким образом, личность понимается как единство индивидуального выражения социально значимых качеств и свойств человека, как индивидуальная форма бытия общественных отношений, как мера социальности человека. Соответственно предмету нашего анализа необходимо прежде своего уточнить понятие «социальное будущее». В данном исследовании «социальное» рассматривается как синоним термина «общественные отношения». Под социальным будущим понимается перспектива, вырастающая из деятельности в настоящем. Социальное будущее — это такое состояние, потенциальная возможность которого обеспечивается его предыдущим развитием. Осознание социального будущего является одним из элементов осознания социального времени. Осознание будущего фиксируется в осознании векторности времени. Деление процесса развития объекта на прошлое, настоящее, будущее возможно только в сознании. Историческая последовательность развития общества, отраженная в личности, выступает как объективное основание исторического времени, которое необходимо индивиду для того, чтобы отличить прошлое от будущего, чтобы понять, что наша история всегда с нами, внутри нас. Осознание социального будущего находится в противоречивом взаимодействии с прошлым и настоящим. Настоящее преломляется в будущем через тенденции развития общества, личности. В осознании социального будущего выделяется ближайшее, отдаленное и сверхотдаленное будущее. Формирование личности предполагает развитие у нее представлений о ближайшей и отдаленной перспективе как общества, так и своей личной жизни. В социальном времени выделяется время индивида, поколения, истории. Осознание личностью своего социального будущего включает и осознание будущего развития общества, т. е. включает и осознание современного общества, содержания эпохи, социального прогресса, нового типа цивилизации. Индивидуальными потребностями, интересами, ценностными ориентациями личности определяется избирательность в сознании тех или иных аспектов социального будущего. Ее представление о будущем не всегда совпадает с традиционным, т. е. таким, которое принято в науке или на которое ориентируется государственная власть и политические движения. Будущее неоднозначно, потенциально, альтернативно, плюралистично. Осознание личностью своего социального будущего всегда критично, выступает как протест против существующего, взывает к его диалектическому отрицанию. В результате разрешения противоречия между будущим и настоящим рождается новое. От осознания социального будущего зависит целесообразная практическая деятельность человека; оно является элементом культуры. В связи с этим возникает необходимость выяснить его место и роль в системе индивидуального сознания личности современного общества. Решение этой проблемы возможно посредством конкретно социологического исследования, проведенного по специально разработанной методике. Методика социологического исследования, с помощью которого можно получить представление о реальном осознании личностью своего социального будущего, предполагает прежде всего, определение основных понятий. Таким понятием является «осознание личностью своего социального будущего», определение которого дано ранее. Но для целей конкретно-социологического исследования это определение необходимо свести к операциональной характеристике его содержания и структуры. Осознание индивидом своего социального будущего, его содержание и направленность фиксируем в следующих операциональных формах: осведомленность личности об общественном и своем индивидуальном будущем, характеризуемую объемом информации о нем; избирательность личности в вопросе об общественном и индивидуальном будущем, характеризуемую конкретным содержанием, направленностью информации о нем; степень активного отношения к будущему, характеризуемую трудовой, общественно-политической, духовной активностью личности; степень влияния осознания личностью на поведение, ценности, образ жизни, самосознание, мировоззрение личности. Современное общество требует предвидения, поэтому личность постоянно находится в сфере оперирования информацией о будущем. В той или иной форме эта информация усваивается индивидом. Эмпирическое социологическое исследование должно исходить из факта наличия в социальной сфере этой информации и выяснения ее истоков, формы и уровней, отношения к ней индивида. Поскольку индивиду свойственно дифференцированное отношение к будущему, отражающему специфику его положения, уровень культуры, особенность интересов и ценностных ориентации, то социологическое исследование должно выявить избирательность личности в отношении к социальному будущему, соотношение в каждом отдельном случае общего социального будущего и планов на будущее данного индивида. В основу данной методики положен метод составления сценариев. Выбран этот метод потому, что, только он способен обеспечить возможность увязать воедино частные прогнозные выводы, создать целостную картину социального будущего. В сценарии дается описание основных сторон предполагаемой картины социального будущего, тем самым опрашиваемому задается реально-проективная ситуация. Опрашиваемый должен определить степень своей информированности о данной ситуации, свое понимание данной ситуации, соотношения ее с его собственными жизненными ожиданиями, его ценностями. В основу этой ситуации положены главные направления социального прогнозирования: экономическое, экологическое, научно-техническое, урбанизации, демографическое, образование, развития культуры и образа жизни. Тип осознания личностью своего социального будущего рассматривается через систему показателей, характеризующих место будущего в системе ценностных ориентации, жизненных планов; отношение ее к будущему общества, планированию своей жизни, удовлетворенность осуществлением своих жизненных планов; информированность о более отдаленном и близком социальном будущем через структуру источников информации о будущем, взаимосвязь информированности о будущем и активности личности. Осознание тенденций экономического развития анализируется через вопросы о будущих сферах занятости, предпочитаемом содержании труда, о мотивах будущей производственной деятельности. Осознание тенденций экологического, демографического развития, образования, урбанизации анализируется через осознание личностью своего будущего места жительства и мотивов выбора его, желаемого количества детей в семье, факторов, определяющих развитие семьи, будущих форм обучения и воспитания детей. Осознание тенденций развития культуры и образа жизни личности рассматриваются через отношение ее к формам проведения свободного времени, к образу жизни. Задав реально-проективную ситуацию, мы получаем возможность вести анализ осознания личностью своего социального будущего с учетом времени. Изменение типа и объема информации есть косвенный показатель изменения уровня и содержания осознания будущего в современном обществе. В задаваемой реально-проективной ситуации акцент при выяснении типа осознания будущего сделан не столько на осознание ближайшего, сколько на осознание отдаленного будущего. Этот вид осознания невозможен без теоретического знания, социальной информации. Поэтому вопросы распространения теоретического социального знания и восприятия социальной информации индивидом занимают одно из главных мест в эмпирическом анализе осознания личностью своего социального будущего. Для анализа социальной информированности личности разработаны специальные методики, в которых показатели, характеризующие ее, разделены на следующие группы: фиксирующие содержание социальной информированности; характеризующие материально-техническую базу социальной информированности; отражающие социальную активность; характеризующие специалистов, занимающихся вопросами социальной информированности. Осознание личностью своего социального будущего в системе современного общества. Будущее в той или иной мере присутствует во всех видах деятельности и как знаковая форма в самых различных текстах. Поэтому его осознание происходит не только в многообразных формах, но и на разных уровнях сознания. Будущее отражает не только обыденное, но и теоретическое осознание. Высшей формой и уровнем теоретического осознания будущего является наука, смысл которой заключается в объективном предвидении будущего. Научное осознание социального будущего — одна из тенденций развития сознания в современном обществе. Такое осознание будущего чаше всего проявляется в форме специализированного сознания, но в то же время оно начинает становиться элементом массового сознания. Теоретическое осознание будущего отражается не только в науке, но и в идеологии, которая своей прогностической функцией взаимосвязана с наукой. Взаимодействие идеологии с социальной психологией свидетельствует о том, что теоретическое осознание личностью своего социального будущего взаимосвязано и с этой сферой сознания. Социальная психология вбирает в себя также эмоционально-чувственную сторону обыденного сознания. Поэтому осознание будущего опирается не только на теоретический уровень познания, но и на эмпирический. Теоретическое осознание не может вместить в себя всю индивидуальную жизнь личности, особенно ее житейские интересы, ввиду этого оно находится в противоречивом взаимодействии с обыденным осознанием будущего. Осознание личностью своего социального будущего подчиняется логике, но в то же время оно шире и глубже рациональных моделей. Осознание личностью своего социального будущего является элементом всех форм сознания современного общества: философии, религии, морали, искусстве и т. д. В каждой из них оно отражается в специфической форме. Форме сознания соответствует форма идеала. Взаимосвязь осознания социального будущего со всеми формами сознания построена на широкой вариативности форм предвидения. Последнее может быть выражено не только в форме идеала, но и прогноза, проекта, плана, программы, цели, стратегии и т.д. Осознание личностью своего социального будущего опирается не только на научные, но и на ненаучные формы предвидения: фантазию, мечту, догадку, интуицию, миф, утопию. Осознание личностью своего социального будущего включает осознание цели и смысла жизни, жизненную стратегию, жизненную линию, жизненную программу, жизненные планы, жизненный путь, социальные установки, ценностные ориентации личности. Социологические исследования, проведенные нами в начале 70-х и начале 90-х годов, выявили у личности конкретную иерархию ценностных ориентации личности, которые изменяются в процессе развития общества. Личность современного общества имеет конкретные ориентации на будущее во всех сферах жизни. В частности, выявленные нами с помощью эмпирического исследования представления личности о предполагаемых ею в будущем видах труда, профессиях, сферах занятости населения, типах поселения и т.д. позволили зафиксировать у нее четкие ориентации на будущее. Ориентация на будущее в личной жизни достаточно конкретно взаимосвязана с ориентацией на будущее развитие общества. Сформировавшиеся ценностные ориентации личности отражают не только ее настоящие потребности, но и будущие, которые она оценивает как реальную программу социального и индивидуального совершенствования. В этом проявляется специфическое свойство самосознания личности современного общества: наличие в социальном самосознании личности закономерной и обязательной социальной прогностической ориентации, опирающейся не только на обыденное, но и на теоретическое осознание будущего. Осознание будущего является не просто формой логических размышлений личности, но и предпосылкой конкретной практической деятельности. Оно выполняет целую систему функций: познавательную, планирующую, воспитательную, ориентирующую, регулятивную. Между уровнем осознания своего социального будущего и активностью личности фиксируется конкретная взаимосвязь, что особенно интересует нас. Формирование осознанного отношения им личности к своему социальному будущему. Проблема детерминированности осознания личностью своего социального будущего является исходной при анализе его формирования. Сознание и поведение личности детерминировано обществом, по законам которого развивается ее жизнедеятельность. Качественные изменения, происходящие в способе производства, системе надстроечных отношений, влекут за собой и соответствующие изменения в сущности человека, его сознания. Зрелость общественных отношений обусловливает и зрелость осознания своего социального будущего личностью. «Механизм» формирования. Поскольку исходной точкой отсчета в прошлое и будущее является настоящее, то осознанное отношение личности к социальному будущему формируется на конкретном историческом этапе развития общества. Относительно зрелости, например, современного российского общества существует несколько точек зрения, суть которых сводится к следующему: в стране был построен социализм; социализм был построен, но в «том как раз и есть минус современного общества, из этого и исходят все его проблемы»; социализм был построен, но деформированный; никакого социализма не было построено, поэтому как раз нужно идти к нему или к капиталистическому обществу; в стране на смену государственному капитализму пришел государственный социализм; общество в России остается докапиталистическим; утвердившийся в 50-е годы общественный строй был государственно-монополистическим капитализмом; сегодняшнее общество — это тотальный этатизм или этатический тоталитаризм и т. д. Настоящий этап развития общества характеризуют два момента: кризис и переходное состояние - переход к новой модели общественного устройства. С этого исторического времени личность смотрит в будущее. В переходном состоянии общества отражается направленность его развития, что является объективным основанием для осознания и индивидуального будущего. На будущее ориентированы объективные факторы макросреды: материально-техническая база общества, экономика, социальная структура, культура, политическая система. Они объективно формируют у личности ориентацию на социальное будущее, создают условия для осознания направленности развития. Эти факторы определяют механизм формирования личности, ее ориентации на будущее. Формирование происходит в процессе практики, т. е. взаимодействия объективных факторов макросреды и собственной деятельности человека. Личность в такой же мере является продуктом объективных социальных условий в какой она сама их создает. Противоречивое взаимодействие этих двух сторон формирует ее отношение к будущему. Ориентацию личности на социальное будущее формируют не только предметные факторы макросреды, большую роль в этом играют и средства массовой информации, художественная, научно-популярная литература. Все эти факторы лишь в единстве действуют оптимально, ориентируя личность на будущее развитие как общественной, так и своей личной жизни. В ориентации на будущее немаловажную роль играют факторы микросреды: семья, дошкольные учреждения, общеобразовательная школа, система образования, связанная с получением профессии, трудовой коллектив, неформальные группы. Воздействие факторов макро- и микросреды способствует социализации личности, усвоению индивидом социального опыта, через который он приобщается к интересам, ценностям группы, общества. Социализация в основном формирует стандартизированный характер поведения индивида, его социальную сущность, хотя этот процесс всегда индивидуален. Характер направленности на будущее определяется противоречивым взаимодействием социализации и индивидуализации личности. В этом процессе велика роль самовоспитания, которое взаимосвязано с индивидуализацией, формированием у человека избирательности в отношении к социальному будущему. Самовоспитание является одним из элементов воспитания. Формирование социальных качеств человека идет под воздействием основных направлений общественного воспитания, которые составляют определенную систему. Каждое направление воспитания ориентирует личность на будущее, формирует у нее представления о нем. Вся эта система приводится в действие с помощью конкретных форм и средств воспитания, которые делятся на коллективные и индивидуальные, среди последних важная роль отводится самовоспитанию. Использование их зависит от конкретной ситуации. Причем в формировании осознания личностью социального будущего основными являются методы убеждения и научения. Формирование ориентации личности на будущее происходит по двум каналам: через жизненный опыт и знания. Усвоение жизненного опыта идет как непосредственно через собственный опыт каждого человека, так и путем усвоения опосредованного опыта, приобретенного другими людьми, откристаллизовавшегося в виде информации, нравов, норм и т. д. Другой канал формирования ориентации личности на будущее - это знания вообще и знания научные. Знание будущего опирается на объективные данные общественного познания, содержание которых определяет его границы и возможности. Самосознание, когда оно осознается, является одним из путей формирования сознания. Одни знания, насколько бы ни была велика их роль, не могут сформировать осознанное отношение личности к будущему. Важно чтобы знания стали состоянием общественного познания или убеждениями, которые, в отличие от просто знания, носят всегда личностный характер и складываются в результате соотнесения знаний с непосредственными наблюдениями, практической жизнью личности. Как элемент индивидуального сознания убеждения характеризуются сильными чувствами, сливаются с эмоциями, волей, верой человека, что является показателем особой значимости определенных ценностей для людей. Без веры невозможно достигнуть социального будущего. Вера в будущее характеризуется чувственным переживанием, интуитивным предчувствием. Воля проявляется как готовность человека действовать на благо будущего по убеждению. Эта готовность зависит от индивидуальных качеств личности, ее склонностей, умения строить идеальную модель как процесс будущей деятельности. Убеждения влияют на деятельность личности: знания — убеждения — действия. Человек не простая равнодействующая внешних связей. Внешние условия преломляются через внутренние, свойственные каждому конкретному индивиду. Деятельность человека включает в себя такие компоненты, как потребность, интерес, стимул, мотив, социальная установка, цель, ценностные ориентации, идеалы. Осознание будущего формируется через них. Воздействие системы формирования у личности осознанного отношения к своему социальному будущему носит общественный характер, а восприятие — индивидуальный. Методы, формы, средства се воздействия должны быть различными для разных социальных групп общества. Только дифференцированный подход может обеспечить наибольшую эффективность и результативность формирования социальной прогностической ориентации личности, основанной на осознанном отношении к своему социальному будущему. Осознание будущего является одним из факторов ее активности в настоящем. Формирование человека неотделимо от его практического участия в созидательном труде, в общественной жизни, в решении задач социально-экономического, культурного развития. Осознание будущего выступает как условие практической деятельности. 11е осознавая будущего развития общества и личности, их нельзя изменить. При этом чем глубже и дальше идет осознание будущего, чем правильнее оно отражает будущую действительность, тем больше возможностей открывается перед индивидом в его практической деятельности, тем больше эта деятельность становится творческим процессом, ориентированным на будущее. Во всех сферах деятельности человека современного общества (производственной, общественно-политической, духовной, умственной, религиозной, преобразовательной, коммуникативной, ценностно-ориентационной и т.д.) выделяется активность, обращенная и будущее. На разных этапах общественного развития фиксируется разный уровень уверенности личности в реализации своих личных жизненных планов. Среди опрошенных нами студентов и рабочих и конце 60-х — начале 70-х годов около 80 % твердо были уверены в осуществлении своих индивидуальных планов на будущее, тогда как в начале 90-х годов примерно такая же группа характеризуется неуверенностью в реализации своих жизненных планов. В этот же период снизилась степень удовлетворенности личности реализацией жизненных планов. Так, в конце 60-х — начале 70-х годов среди опрошенных студентов и рабочих более 1/2 были удовлетворены осуществлением своих жизненных планов и около 1/3 не удовлетворены. В начале 90-х годов из четырех человек трое не удовлетворены реализацией своих жизненных ожиданий. Социальная информированность личности. Чтобы влиять на формирование у личности социальной прогностической ориентации, основанной на осознанном отношении к будущему, необходимо знать реальное состояние сознания на определенном этапе развития общества. Одним из показателей, который позволяет получить наиболее целостное представление об этом, является социальная информированность личности. Достоверное, дифференцированное представление о социальной информированности личности можно получить на основе конкретно-социологического исследования. Важную роль в социальной информированности людей играют каналы получения информации. Опрос, проведенный нами, выявил следующий ранжированный ряд каналов получения социальной информации индивидом в современной России. В 70—80-е годы социальную информацию он получал прежде всего из телепередач (I место); передач по радио (II); газет (III); бесед с товарищами по работе (IV); журналов (V); лекций (VI); различного рода собраний (VII); политинформаций (VIII); бесед агитатора (IX); в кругу семьи (X); системы политического, экономического образования (XI); многотиражной газеты трудового коллектива (XII); бесед с товарищами, которые не работают с ним (XIII); книг (XXIV); конференций, активов, семинаров, оперативок, митингов (XV место). В 90-е годы структура каналов несколько изменилась, хотя ранжированный ряд в основном сохранился. Из этой структуры исчезли такие каналы передачи информации, как политинформации, беседы агитатора, политзанятия. Снизилась роль собраний и экономической учебы, лекций, конференций, семинаров, книг. Роль других каналов, указанных в ранжированном ряду, осталась прежней или сократилась. Таким образом, существует целая система каналов получения социальной информации. Отношение личности к каналам информации характеризуется системным подходом и избирательностью: большинство предпочитает получать социальную информацию через наиболее легкие, массовые, доступные каналы и только небольшая группа предпочитает такой канал получения информации, как книга. Какой же социальной информацией прежде всего интересуется современный человек? На основе опроса был выявлен следующий ранжированный ряд его интересов к социальной информации. Из тех, проблем, вопросов, представленных в социальной информации, его прежде всего интересует жизнь внутри страны (экономические, социальные, политические процессы (I место); международные обзоры (II); справочные материалы (объявления, программы радио, телевидения, прогнозы погоды, рецепты и т. д.) (III); фельетоны (IV); проблемы медицины (V); спорт (VI); юридические вопросы (VII); вопросы культуры и отдыха (VIII); быт, мораль, педагогика (IX); проблемы молодежи (X); вопросы экологии (XI); вопросы развития науки и техники (XII); критические материалы на разные темы (XIII); материалы о достижениях в производстве, науке, технике, культуре (XIV); теоретические вопросы экономики, политики, культуры, международного положения (XV); материалы о деятельности молодежных организаций, движений, профсоюзов, о президентской системе власти (XVI); все материалы интересуют в равной мере (XVII место). Выявленный ранжированный ряд характеризует осведомленность, избирательность, активность личности в отношении к различным аспектам социальной информации. Результаты опроса показали, что интерес к социальной информации в 60-80-е годы усиливался, наивысшей точки он достиг во второй половине 80-х годов. С начала 90-х годов интерес к социальной информации начал снижаться. В настоящее время обострилось противоречие между потребностью и удовлетворенностью в социальной информации у всех социальных групп современного общества. Кроме того, начался процесс переориентации личности на другие проблемы. В последние 5—7 лет работники производственных коллективов стали обсуждать такие проблемы, как перспективы развития коллектива; изменение форм собственности; приватизация; материальное положение; безработица; сокращение производства; рост цен, заработная плата, уровень жизни, кризис общества и т.д. Это является показателем того, что в настоящее время работник предприятия находится в другой исторической системе координат и мыслит иначе, чем 5—7 лет назад. Эта информация уже лежит в основе познания будущего. Своеобразен интерес личности к социальной информации макро- и микроуровня. Здесь сложилась следующая ситуация. Повышен интерес к социальной информации о проблемах международной жизни и жизни страны. Интерес к информации о жизни региона - ниже, причем последовательно снижается от информации о регионе к информации об области, городе, городском районе. Затем наблюдается очень резкое повышение интереса к информации о жизни трудового коллектива в целом. Интерес к этой информации выше, чем к информации о международной жизни и жизни страны, причем он усиливается к информации о жизни вторичного и первичного коллектива. В организации социальной информированности личности важное место занимает проблема наиболее оптимального сочетания информации о жизни за рубежом, о жизни страны и информации о жизни коллектива, района, города, области, региона. Практика показывает, что социальная информация на макроуровне только тогда эффективно воспринимается индивидом, когда она взаимодействует и сопоставляется с информацией микроуровня. Социальная информация о жизни страны усваивается индивидом лучше, чем о международной жизни, информация о жизни на микроуровне — лучше, чем на макроуровне. Легче усваивается информация эмпирического уровня, труднее — информация теоретического уровня. В зависимости от темы усваивается, как правило, от 1/З до 1/10 от объема социальной информации. От степени усвоения социальной информации зависит не только уровень информированности индивида, но и его компетентность, сознательность, активность. Социальная информация, получаемая индивидом, не остается в его сознании «инородным телом», а перерабатывается в средство практической деятельности, способствует его общекультурному, профессиональному развитию. Однако в последние 5—7 лет начала ослабевать общекультурная и профессиональная ориентация индивидов на социальную информацию, усиливается потребительское отношение к ней. Это влияет и на отношение к будущему. Каналы социальной информации, исходя из их функций, можно разделить на следующие группы: средства массовой информации (телевидение, радио, печать, пресса, кино); межличностное общение (в коллективе, в семье и вне коллектива и семьи); устное информирование (лекции, доклады). Проведенный нами анализ позволил установить конкретную взаимосвязь между уровнем социальной информированности личности и ее производственной, общественно-политической активностью, участием в управлении духовными потребностями. В последние 5—7 лет меняется ситуация с каналами получения социальной информации. Фактически исчезло устное информирование работников коллектива, началась переориентация на другие источники информации (газеты, журналы и т. д.) Среди каналов, через которые личность получает информацию о социальном будущем, предпочтительными оказались следующие: художественная литература; популярная политическая литература; изучение гуманитарных, социальных дисциплин в школе, училище, техникуме, вузе; кинофильмы (в том числе по телевидению), театр; научно-фантастическая литература; свой личный опыт, свои размышления, опыт других (наблюдение за ними, их жизнью); программные официальные документы государства, политических движений, партий, общественно-политических организаций; специальная научная литература (монографии, статьи и т.д.); беседы, лекции ученых, специалистов; научно-популярная литература. Роль других источников незначительна. Эмпирический анализ социальной информированности дает реальное представление о состоянии социального самосознании на современном этапе развития общества, на основе которого возможно управление процессом формирования представлений индивида о социальном будущем. Социальная информация является одной из основ социальной прогностической ориентации личности, основанной на осознании будущего. Основные черты осознания личностью своего социального будущего. У личности фиксируется либо оптимистическое, либо пессимистическое отношение к социальному будущему. Оптимизм, являясь характерной чертой, принципом осознания будущего, отражает противоречия будущего и указывает пути социального прогресса. Оптимистическая ориентация личности определяется социально-экономической, политической, духовной ситуацией в обществе. Исходя из этого в XX веке, фактически в каждом десятилетии, наблюдается то ослабление, то усиление оптимистической ориентации личности. В последние годы ситуация с оптимистами и пессимистами быстро меняется. Так, если в 1990 году среди опрошенных каждый третий был оптимист, каждый пятый — пессимист, каждый шестой — «нейтралист» и каждый четвертый ждал от будущего опасности, то в 1992 году 2 % от числа опрошенных считало, что в будущем непременно будет лучше; 17 % надеялось на то, что будущее будет несколько лучше; 18 % особой уверенности на улучшение в будущем не имели; 36 % были не уверены в завтрашнем дне и испытывали тревогу за будущее; 7 % испытывали страх перед будущим и 10 % были нейтральны в отношении к своему социальному будущему. Следовательно, в начале 90-х годов резко ослабевает роль оптимистической ориентации личности в осознании будущего и усиливается пессимистическая ориентация. Кризис общества, распад государства сформировали в массовом сознании чувство экзистенциальной опасности. Экзистенциальный страх — это феномен массового кризисного сознания. Обида всех и на всех, поиск виновных заполняет сознание в данной ситуации. Это привело к тому, что и нетерпимость стала свойством сегодняшнего сознания в отношении приближения будущего. У такой личности представление о будущем, как правило, туманное и основано преимущественно на эмоциях. В сознании с пессимистической ориентацией особую притягательность приобретают идеи, ориентированные на день вчерашний, которые актуализируются как концепции духовных предшественников, оценивающих грядущее с позиции «лучшее будущее в прошлом». В такой ситуации массовое сознание становится весьма восприимчивым к мифологическим сюжетам о гибели Вселенной, христианской апокалиптике, сегодняшним концепциям о гибели цивилизации и т.д. Не случайно, по данным социологических опросов, около 61 % респондентов верят в магическую силу Кашпировского, 78 % - в существование НЛО, 57 % - в ясновидение. Тогда как именно сегодня важно в отношении будущего оставаться на позициях реализма и объективности, т. е. научности. Научность осознания личностью своего социального будущего основана на научной теории. Однако осознание будущего только на основе теории, вне фактов, приводит к схоластике, а осмысление только фактов без теории — к поверхностному эмпиризму, невозможности получения объективного результата. Следовательно, единство теоретического и эмпирического в осознании будущего является одним из показателей его научности, суть которой составляет прежде всего объективность, правдивость, историчность, конкретность. Осознание будущего, если оно отражает тенденции развития современного мира, служит надежным средством, источником революционного и эволюционного изменения общественных отношений. Поэтому ему присущи такие противоречивые свойства, как эволюционность и революционность. Осознание социального будущего отражает все новое, движение современного общества к новым рубежам своего развития и формирует у личности чувство нового. На основе выявленных тенденций развития общественных отношений человек мысленно конструирует повое, прогрессивное. При этом важнейшее значение имеет фантазия, мечта, творческое воображение, интуиция. Особенно в современных условиях формирования личности, когда старого уже нет, а нового еще нет, возрастает роль творческой интуиции. Осознание личностью своего социального будущего опирается на общечеловеческие ценности — свободу, демократию, гуманизм, социальную справедливость. Таковы основные свойства прогностической ориентации личности, основанной на осознанном отношении к будущему. Типология личности в контексте осознания своего социального будущего. Анализ социального и индивидуального, «сведение» индивидуального к социальному вызывают необходимость установить принадлежность индивида к социальной группе, классу, обществу, носителем интересов которых он выступает. Индивиды чувствуют, мыслят, действуют в различных конкретно-исторических условиях, принадлежат к определенной группе, являются членами определенной семьи, что формирует различия в социальных типах поведения. Рассмотрим признаки, по которым выделяются типы личности и сознания. Как показало наше исследование, главный тип осознания социального будущего — формационный. Например, мнения опрошенных рабочих, ИТР, студентов, служащих о перспективах нашего общественного развития распределились следующим образом: самая многочисленная группа — сторонники смешанного пути развития, сочетающего элементы и социализма, и капитализма (конвергенция). Вторая группа выступает за прежний путь социалистического развития, основанный на специфических условиях нашей страны. Третья группа также высказалась за социалистический путь развития, но такой, который был бы основан на опыте других социалистических стран. Четвертая группа выступает за капиталистический путь развития, половина среди них подчеркнула, что желательно следовать «шведской модели» развития. Пятая группа высказалась за любой путь развития страны, лишь бы он вел к быстрейшему повышению благосостояния народа. Шестая группа не определила своего отношения. С этой типологией личности взаимосвязана типология политического осознания, где основным критерием дифференциации является ориентация на конкретные политические силы, выступающие за разные варианты будущего развития нашего общества. По этому критерию выделяются следующие группы: западники, левые популисты, правые популисты, государственники, экологисты (зеленые), ориентирующиеся на «пацифистско-зеленые идеи», национал-патриоты. В нашем обществе с точки зрения социальной структуры выделяются типы личности, относящиеся к тем группам, развитие которых связано с будущим. Это, во-первых, слой предпринимателей производителей, которому отводится ключевая роль в новых экономических условиях, и, во-вторых, возникающий «средний» класс, который должен стать социально-экономической основой реформируемого общества и условием его социальной стабильности. «Старые» группы — рабочие, крестьяне, интеллигенты, служащие — тоже во многом меняют экономические и социальные основы своей жизнедеятельности, свой статус. У всех этих групп фиксируются конкретные различия в осознании своего социального будущего. Внутри социально-экономических групп выделяются группы людей, которые осознают свое социальное будущее в зависимости от уровня образования, содержания труда, профессиональной подготовки, квалификации, типа поселения, трудового стажа, материального положения, социального происхождения, типа трудового коллектива и т. д. Социально-этническая типология осознания своего социального будущего определяется тенденциями развития и местом нации, этноса в социальной структуре. Роль социально-этнической типологии осознания социального будущего в нашей стране в настоящее время возрастает. Социально-демографическая типология осознания личностью своего социального будущего определяется особенностями, связанными с дифференциацией по возрасту, полу, семейному положению. Для детского возраста характерно еще неосознанное отношение к будущему, но очень высокий интерес к нему. Юношеский возраст — это поиск идеала, формирование цели, жизненной позиции, выбор профессии, подготовка к семейной жизни. Этот возраст отличает повышенный интерес к ближайшему и особенно отдаленному будущему, но истинного осознания будущего еще нет. Для молодежи характерна устремленность в будущее, она решает, кем быть и каким быть, как идти к своему будущему. С наступлением социальной зрелости личности появляется и осознанное отношение к социальному будущему, складывается система идеалов, целей, планов. Переход в пожилой и престарелый возраст не сопровождается отказом от возвышенных идеалов. Люди старческого и престарелого возраста имеют некоторые особенности осознания своего индивидуального будущего, но и у них есть ориентация на социальное будущее, повышенный интерес к нему. Не падает интерес к социальному будущему и у долгожителей. Повышенный интерес к будущему не только своей личной жизни, но и общества характерен для современной личности на протяжении всей жизни. Типология, заданная социальной структурой, является определяющей, но не единственной, так как структура сознания отражает всю полноту, структуру и особенности человеческой жизнедеятельности, С этой точки зрения в литературе выделяется ряд подходов к типологии сознания личности, исходя из особенностей образа жизни, стиля жизни. На этом основании в осознании личностью своего социального будущего определен ряд типов. Выделяется прежде всего группа лиц, у которых жизненные ожидания и планы на будущее представляют собой прямую экстраполяцию их нынешнего положения в обществе. К другой группе относятся индивиды, которые в своих жизненных ожиданиях и ориентациях по практической реализации социального и своего индивидуального будущего выходят за границы своего настоящего статуса, стремятся качественно изменить свое положение. Выделяется группа индивидов, у которых сегодняшний образ жизни переплетается с элементами образа жизни отдаленного будущего. Отдельную группу составляют индивиды, не выработавшие какого-либо определенного отношения к социальному будущему. Они считают планирование своей будущей жизни пустым делом и безразличны к нему. Кроме того, имеется тип антиобщественного поведения, который неадекватен современному образу жизни, к нему относятся индивиды с отклоняющимся от норм поведением. Соответствующая типология осознания социального будущего на современном этапе развития нашего общества определяется через отношение личности к обновлению общественных отношений. Конкретные типы осознания будущего выделяются также исходя из мотивации, направленности духовной деятельности личности. Взяв за основу избирательность личности в социальной информации о будущем, фиксируем следующие типы ориентации на нее: общекультурную, профессиональную и потребительскую. Выделенные типы свидетельствуют о том, что социальная прогностическая ориентация личности, основанная на осознании будущего, в современном самосознании личности имеет дифференцированный характер, свою сложную внутреннюю структуру, разные аспекты которой находятся в противоречии друг с другом и изменяются по мере развития общества, личности. Осознание личностью своего социального будущего — потребность общественного регулирования. Стихийное действие социальных тенденций, направляя деятельность людей, привело к появлению глобальных противоречий в современном мире, затрагивающих будущее цивилизации. Общественное развитие на современном этапе вступило в такую фазу своей истории, когда стихийное развитие социальных процессов стало опасным. Отныне общественное развитие должно быть сознательно регулируемым, что без научного осознания будущего невозможно. Сознательное регулирование общественных процессов становится закономерностью современного общества и включает ряд циклов: прогнозирование и разработку перспективной программы общественного развития; планирование и принятие других управленческих решений, конкретизирующих программу; управление реализацией принятых решений; организацию и контроль за исполнением управленческих решений; корректирование ранее принятых решений на основе результатов их выполнения. Регулирование, основанное на знании законов общественного развития, относят к научному регулированию, а регулирование основанное на методе «проб и ошибок», — к стихийному типу регулирования. Эти типы регулирования в чистом виде не существуют и находятся в противоречии. В настоящее время в нашем обществе доминирует второй тип регулирования. Основной тенденцией развития социального регулирования является переход от регулирования, основанного на методе «проб и ошибок», к регулированию, основанному на научном знании, тенденциях общественного развития. Успех регулятивной деятельности, ориентированной на будущее, зависит от того, осуществляется ли она в соответствии с законами функционирования и развития общества или вопреки им. Процесс регулирования предполагает не только объект регулирования, но и регулятивную систему. Для этого создается идеальная модель как основа и необходимое условие всего процесса регулирования. На практике эту модель будущего состояния системы стремятся объективизировать, воплотить в действительность. Следовательно, регулирование предполагает опережающее социальное отражение. Политическая система общества на основе познания законов общественного развития намечает программу деятельности народных масс. Перспективность, известное опережение в сознании уровня существующей конкретной действительности становится характерной чертой личности. Формировать у человека потребность в опережающем отражении по отношению к создаваемому им миру — одна из задач регулирования. Только при возможности построения модели будущего общества и личности с учетом процесса их становления можно сформулировать цель регулирования. Прогноз является необходимым условием эффективного развития общества и личности. Научное регулирование обязательно имеет прогностическую функцию, и социальная прогностическая ориентация, основанная на научном осознании будущего, является одной из основ личности. Решение, рассчитанное на долговременную перспективу, требует научного фундаментально обеспеченного прогноза-расчета, плана-прогноза, плана-программы. Конкретное место в научном осознании будущего занимает социальное проектирование. Оно сводится к процессу разработки социального проекта, к определению будущего состояния конкретного объекта среды (преимущественно предметной) в рамках определенной программы и плана. Это создание конкретных образов будущего, конкретных деталей разработанных программ. Социальный проект разрабатывается на основе определенной программы и потому позволяет конкретизировать как сам образ будущего, так и формы управления процессом его достижения. Взаимосвязь регулирования с формами научного предвидения (мы указали лишь некоторые) подчеркивает его ориентацию на развитие, прогресс, будущее. Научному управлению присуще противоречие знания и незнания, будущего и настоящего, старого и нового. Своевременное разрешение этих противоречий — критерий эффективности управления. |