Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Пермский государственный технический университет»
В. Н. Стегний
СОЦИАЛЬНОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ПРОЕКТИРОВАНИЕ
Допущено Учебно-методическим объединением по классическому университетскому образованию в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 040201 «Социология» и другим гуманитарным специальностям
Издательство
Пермского государственного технического университета
2008
ББКС533.364.303
С 79
Рецензенты:
д-р социол. наук, проф. А. Г. Антипьев;
д-р ист. наук, проф. М. Г. Суслов
Стегний, В. Н.
С79 Социальное прогнозирование и проектирование: учеб. пособие / В. Н. Стегний. — Пермь: Изд-во Перм. гос. техн. ун-та, 2008. - 219 с.
ISBN 978-5-88151-973-5
Исходя из концептуального и категориального подходов к теории социального прогнозирования, в пособии вычленяется предмет теории и методологии социального прогнозирования как учебной дисциплины. Поскольку в настоящее время нет учебников по данной дисциплине, предлагаемое пособие может выполнять роль учебника. Главная его задача — помочь студенту в самостоятельной работе над литературой по социальному прогнозированию в освоении категориальной основы курса.
Предназначено для студентов, обучающихся по специальности «Социология», однако его могут использовать и студенты других специальностей гуманитарного факультета.
ББКС533.364.303
Издано о рамках приоритетного национального проекта «Образование» по программе Пермского государственного технического университета «Создание инновационной системы формирования профессиональных компетенций кадров и центра инновационного развития региона на базе многопрофильного технического университета»
ISBN 978-5-88151-973-51 © ГОУ ВПО «Пермский государственный
технический университет», 2008
ОГЛАВЛЕНИЕ
Глава I. Категория будущее ………………………………………………… 5
Движение и будущее 5
Время и будущее 5
Закон и будущее 5
Настоящее — ключ к пониманию прошлого и будущего 6
Материя и будущее 7
Глава II. Основные этапы развития представления о будущем 9
Первые шаги: презентизм первобытного мышления 9
От эсхатологии к утопии 10
Утопизм... 10
Эволюция утопизма 11
Кризис утопизма. Предвидение становится наукой 12
Основные подходы к исследованию проблемы будущего 13
Глава III. Категория идеальное в системе философско-социологического знания
о социальном будущем 15
Место категории идеальное в системе философско-социологического знания 15
Материальное и идеальное. Определение категории идеальное 16
Единство гносеологического и онтологического аспектов категории идеальное 16
Идеальное — идея — идеализация — идеал 17
Категории идеальное и социальная деятельность 18
Глава IV. Сознание и прогноз 20
Антиципаторная роль сознания 20
Осознание личностью своего социального будущего в системе социологического знания 20
Формирование осознанного отношения личности к своему социальному будущему 24
Основные черты осознания личностью своего социального будущего 28
Типология личности в контексте осознания своего социального будущего 29
Осознание личностью своего социального будущего — потребность общественного регулирования 30
Глава V. Сущность предвидения 32
Понятие предвидения 32
Виды и способы предвидения 34
Глава VI. Соотношение предвидения и прогнозирования 40
Предвидение и социальное прогнозирование. Типология прогнозов 40
Инструментарий прогнозирования 43
Глава VII. Принципы социального прогнозирования. Виды прогнозов 47
Основные методологические принципы анализа объектов прогнозирования 47
Классификация объектов прогнозирования 49
Моделирование объекта прогнозирования. Виды прогнозов. Параметры прогнозов
Этапы прогнозирования 51
Глава VIII. Прогнозирование и социология 54
Прогностика и прогнозирование 54
Принципиальные ограничения возможностей социального прогнозирования 54
Прогностика и социология 55
Глава IX. Критерии истинности социальных прогнозов 59
Проблема объективной истинности социальных прогнозов... 59
Критерии практики в социальном прогнозировании 59
Надежность прогноза 60
Глава X. Прогноз и деятельность 61
Прогнозирование как форма общественной деятельности 61
Прогноз и идеология: будущее как мировоззренческая проблема 62
Проблема нового и социальное прогнозирование 62
Глава XI. Основные сферы прогнозирования 65
Естествоведческие прогнозы 65
Научно-технические прогнозы 67
Экономические прогнозы 68
Социальные прогнозы 69
Глава XII. Методы социального прогнозирования 74
Экспертная оценка 75
Экстраполирование 75
Моделирование 76
Аналогии 77
Составление сценариев 77
Комплексные методики 78
Глава XIII. Глобальное моделирование мира 80
Концепция нового мирового экономического порядка 80
Модель мирового развития.
Концепция будущего мирового развития Д. Медоуза 80
Модель мирового развития Д. Несбитта и П. Эбурден 81
Концепция Римского клуба 82
Региональные модели. «Китай — 2000 г.» 82
Будущее современной России 83
Глава XIV. Социальное проектирование 85
Понятие социального проектирования 85
Направления социального проектирования 86
Нормативная база 87
Методы социального проектирования 89
Принципы социального проектирования 90
Этапы социального проектирования 90
Типология социальных проектов 91
Глава XV. Прогнозное социальное проектирование. (Информационно-ресурсное обеспечение) 94
Прогнозное социальное проектирование в системе управления 94
Технология разработки прогнозно-социального проекта 95
Особенности разработки показателей доя социального
проектирования в зависимости от сферы деятельности 96
Методика информационного обеспечения 99
Ресурсное обеспечение социального проектирования 103
Категории, трудно запоминаемые студентами 106
Список использованной литературы 108 ГЛАВА I. КАТЕГОРИЯ БУДУЩЕЕ
Движение и будущее.
Время и будущее.
Закон и будущее.
Настоящее - ключ к пониманию прошлого и будущего.
Материя и будущее.
Движение и будущее. Движение есть изменение вообще. Формой движения, изменения, характеризующихся направленностью, является развитие. Противоположными формами развития являются прогресс и регресс. История — это развитие, которое переживает система, представляющая собой ряд этапов, т. е. ее качественных состояний. Эти этапы во временном плане выступают как прошлое, настоящее и будущее системы. Будущее присутствует в движении и развитии лишь в возможности, как потенция. Историческое развитие включает в себя становление системы, ее функционирование и переход в новое (будущее) состояние. Становление — это категория, говорящая о начальной, незавершенной стадии, которую проходит система. Начальный этап раскрывает нам, что система уже появляется, но еще полностью не сформировалась, не сложилась как новое качество. Категория будущее очень близка к категории становление, однако не сводится к ней. Нельзя отождествлять процесс становления системы и процесс рождения ее будущего.
Категория будущее — многопланова. Можно говорить о свойствах или чертах будущего, анализировать его структуру, раскрывать функции будущего. Сложность будущего как категории объясняется не только неразработанностью темы, но и сложностью онтологической природы, глубиной его объективной диалектики. Будущее есть состояние и период в развитии системы. Анализ диалектики будущего требует прежде всего рассматривать три координаты истории — прошлое, настоящее и будущее. Можно говорить об абсолютности и относительности противопоставления прошлого, настоящего и будущего. Абсолютность их противоположности в том, что в истории системы это разные этапы ее качественных состояний.
Время и будущее. Существует немало понятий и категорий, отражающих будущее как с точки зрения его онтологической, объективной природы (например, завтра, грядущее, результат, новое и т.д.), так и в плане его гносеологии (например, предвидение, идеал, прогноз и пр.). Между этими понятиями существует взаимосвязь, установление которой является одной из задач теории социального прогнозирования. Пока что в онтологическом плане основой всех понятий, отражающих будущее, является время.
Методологическими основами теории социального прогнозирования являются такие принципы, как асимметрия, однонаправленность, необратимость течения времени, его движения, хода истории. Время течет в одном направлении. Однако, строго говоря, однонаправленность времени еще не дает оснований утверждать, что оно течет от прошлого к настоящему и от настоящего к будущему. Асимметрия времени проявляется не только в его ходе от прошлого через настоящее к будущему. Для систем, переживающих историю, однонаправленность времени характеризуется сменой прошлого настоящим, а настоящего будущим.
Причинность явления не только обусловливает последовательность во времени причины и следствия, главное — она определяет источник происхождения явления, будущего, указывая на определенное явление, которое порождает другое явление. Причина будущего как результат развития настоящего, конечно, содержится в настоящем. Для анализа будущего (следствия) это означает, что настоящее (причина) сохраняется в той или иной степени в будущем. Однако причинно-следственная зависимость — условие необходимое, но недостаточное для выяснения критериев деления истории системы на прошлое, настоящее и будущее.
Закон и будущее. Было бы нарушением единства онтологического и гносеологического уровней прогнозирования, если бы мы, например, необратимость времени обосновывали причинно-следственной зависимостью, а возможности предвидения рассматривали преимущественно, исходя из закономерности развития объективного мира. Закономерность и причинность хотя и связаны друг с другом, все же не тождественны. И для того чтобы проанализировать возможности предвидения будущего, следует рассмотреть связь между временем, причиной и законом, с точки зрения онтологии.
Закон по своей сути — более глубокое явление, чем все другие стороны, свойства и отношения мира. Все составляющие закона (связь и отношение, существенность, необходимость, устойчивость и повторяемость, общность или всеобщность, свойство быть тенденцией и др.) предопределяют то, что закон становится мерой и гарантом будущего системы. Это нужно понимать таким образом, что, поскольку закон есть нечто устойчивое, он сохраняется при наличии определенных условий и в будущем. Вместе с тем закон определяет присутствие будущего в настоящем в том смысле, что будущее есть закономерное в настоящем, является наиболее глубоким выражением сущности мира, служит мерой отличия возможного от невозможного.
Критерием деления времени исторического события на прошлое, настоящее и будущее выступает не причинно-следственная зависимость (как критерий узкий, поскольку причинность — одна из форм закона), а именно закон как более глубокое понятие. Закон определяет этапы в развитии (истории) системы с точки зрения ее качественных состояний. Прошлое, настоящее и будущее связаны объективными законами. Поскольку закон носит всеобщий характер, он действует не только в настоящем, но при наличии соответствующих условий будет действовать и в будущем. Закон — основа научных предсказаний.
Настоящее - ключ к пониманию прошлого и будущего. Настоящее есть ключ к пониманию предшествующих ступеней исторического развития, ибо механизм этого развития таков, что «наличествующая настоящая форма» включает в себя все прежние ступени. Каждое явление содержит в снятом виде свою историю, есть результат этой истории, и настоящая жизнь этого явления есть кругообращение ступеней, которые теперь существуют одна возле другой, а в его истории развивались одна за другой как самостоятельные. Поэтому, изучая настоящее состояние явления, мы в известной степени познаем и его прошлое.
Настоящее — ключ к пониманию прошлого, но и прошлое — ключ к более глубокому пониманию настоящего. Вот почему для полного понимания настоящего сознание должно обращаться к прошлому, как к его основе. Прошлое может быть понято только с точки зрения настоящего, с позиций современности и не иначе. Однако возникает вопрос: если к воспроизведению истории подходят с «отмычкой» современных понятий, то не значит ли это, что то неповторимое, непреходящее, а потому подлинно исторически индивидуальное остается вне реконструируемого результата? Нет, не значит. Конечно, современные понятия могут исказить историю, ее смысл, не говоря уже о том, что в истории могут содержаться скрытые ценности, никак не вошедшие в данную современную теорию и поэтому не обнаруживающиеся при ее применении к истории. Но ошибки, искажения и прочее будут означать здесь лишь необходимость углубления теоретических знаний о предмете исследования. Предмет, как он нам дан теперь, в настоящем — это тот ключ, который позволяет открыть тайну его и выяснить тенденции его развития.
Таким образом, хотя историческое развитие всегда идет от прошлого к настоящему, теоретическое рассмотрение реальной истории, ее научный анализ избирает путь, противоположный действительному развитию. Исторический анализ начинается задним числом, т. е. исходит из готовых результатов процесса развития. А эти готовые результаты процесса развития выступают перед исследователем прежде всего в форме настоящего, которое и является исходным пунктом исторического рассмотрения.
Положение настоящее — ключ к прошлому нельзя понимать в том смысле, что, изучив современную историческую действительность, мы уже изучили и прошлую историю. Изучение современности является ключом к пониманию прошлого, но понять его можно, только изучив само прошлое. Познание должно избегать крайностей, обусловленных специфическими трудностями анализа событий прошлого: чрезмерно упрощенным схематизированным представлением о них либо излишней детализацией. В первом случае игнорируется индивидуальность, неповторимый характер событий прошлого, во втором — затушевываются существенные отношения, историческое исследование подменяется примитивной хроникой событий.
Положение о том, что «настоящее — ключ к прошлому и будущему», взятое само по себе, является весьма абстрактным. Весь вопрос в том, какое содержание в него вкладывать. И здесь главная трудность состоит в том, чтобы найти правильный подход к самому настоящему, проанализировать его.
Подлинно исторический подход к выявлению тенденций дальнейшего развития исследуемого явления включает в себя, во-первых, изучение и анализ по возможности всех имеющихся путей его дальнейшего развития, во-вторых, выделение главного пути, основной тенденции развития и, в-третьих, определение условий для ее быстрейшего осуществления. Определение сущности и тенденций общественного развития дает возможность точно оценить роль и значение тех или иных отдельных исторических событий, выделить те прогрессивные явления, которые представляют собой предпосылки будущего и способствуют их развитию.
Эти «ростки», элементы будущего, т. е. предпосылки, образующиеся самодвижением настоящего, «игрой его имманентных законов», представляют собой нечто единичное, «исключение из правила», частные стороны настоящего. В процессе развития одна конкретно-историческая система взаимодействия — настоящее — превращается в другую систему исторической конкретности — в будущее, и те элементы, которые в первой системе были единичными, подчиненными, но соответствовали общей основной тенденции развития, во второй системе становятся всеобщими, господствующими, определяющими «лицо» данной системы.
Таким образом, с точки зрения диалектики общего и единичного, научное предвидение сводится к тому, чтобы мысленно в самом общем виде определить макет, прогноз будущего по тем его единичным фрагментам, которые существуют сегодня. А для этого нужно уметь найти эти фрагменты и выделить их из огромного числа других единичностей, скрывающих те «ростки», которые станут впоследствии элементами будущей конкретно-исторической целостности.
Феномен «будущее» предполагает ответ на вопросы: что такое будущее (определение понятия); есть ли будущее у системы (в единстве ближайшего и отдаленного будущего); какое будущее ожидает систему (создание картины будущего); какие факторы его детерминируют. Дать научный ответ на поставленные вопросы можно, лишь раскрыв социальную природу будущего. Для адекватного отражения процесса формирования будущего необходимо использовать все основные категории диалектики. Поэтому исследование будущего означает разработку системы категорий с точки зрения принципа будущего. Составной частью методологического обеспечения прогнозирования выступает анализ категории «будущее», определение статуса этого понятия в системе категорий науки как целостного образования.
Материя и будущее. Будущее является определенным состоянием материи. У материи как таковой, как субстанции, как абстракции, как всеобщего в мире, нет деления на прошлое, настоящее и будущее, ибо материя бесконечна и не обладает единым временем. Но понять природу будущего невозможно без анализа материи.
Для темы исследования значение категории «материя» важно в следующих аспектах: прошлое, настоящее и будущее не присущи материи вообще как философской категории, как абстракции, как всеобщему в мире; деление на прошлое, настоящее и будущее присуще лишь отдельным материальным образованиям; прошлое, настоящее и будущее имеют своих материальных носителей: конкретные материальные явления, свойства отдельных систем; в известном смысле будущее, прошлое и настоящее как бы сосуществуют: если рассматривать любое общественное явление в процессе его развития, то в нем всегда окажутся остатки прошлого, основы настоящего и зачатки будущего.
Под будущим понимают то, чего нет еще в реальности, в настоящем. Переход от настоящего к будущему трактуется как переход из небытия в бытие. Будущее — момент времени, этап в истории системы. Но будущее не только временной параметр, но и материальное состояние в историческом развитии системы. Материя немыслима без движения. Время есть форма движущейся материи. Во времени одинаково «участвуют» как движение, так и материя. Поэтому, говоря о будущем, недостаточно указывать лишь на момент времени и понимать под этим только период в развитии материальной системы. Будущее — это состояние движущейся материи в определенное время и в определенном пространстве. В нем наличествуют материальность, предметность и прочие проявления самой материи.
Итак, прошлое, настоящее и будущее имеют своих материальных носителей. Будущее не только будет, но его элементы есть в настоящем. Задача научного исследования выявить наличность будущего в настоящем и дать концептуальное его определение, не довольствуясь интуитивным представлением о нем.
Центральной проблемой социального прогнозирования следует считать выявление факторов, детерминирующих будущее. Какие моменты и стороны действительности содержат информацию о будущем? Вопрос о будущем можно ставить, лишь исходя из предпосылок, носителей его в настоящем. Такими носителями выступают законы развития системы, социальные факты и процессы (в первую очередь, процессы нового, новообразования). Среди социальных фактов и явлений нужно выделить процессы нового, «зародыши» будущего в настоящем, которые выполняют роль так называемого практического опережения. Соответственно информацию о будущем несут как законы развития социальной системы, так и различного рода формы практического опережения. Поэтому будущее определенно или неопределенно прежде всего в плане зависимости его от объективных условий. Объективные условия создают предпосылки будущего в настоящем, однако эти предпосылки не есть еще само будущее.
Объективные условия содержат «зародыш» будущего в виде новых элементов. Однако сказать, что за новыми явлениями, фактами настоящего стоит будущее, что в них имеется будущее, можно лишь на основе законов развития явлений, видя в этих фактах нового общее. Собственно, и предвидеть можно только основные тенденции, логику развития, а не всю сумму изменений.
Будущее рассматривается как состояние, вытекающее из настоящего и имеющее корни в прошлом. Социальное будущее формируется в результате активности людей. Хотя будущее зависит от исторической инициативы народных масс, однако эту творчески преобразующую деятельность людей, их способность создавать будущее нельзя представлять себе как произвол. Деятельность людей носит закономерный характер. Будущее как результат этой деятельности возникает закономерно.
Материальные носители грядущего — это конкретный материал в виде предпосылок, «кирпичей» будущего. Благодаря материальным носителям возникает диалектическая связь между прошлым, настоящим и будущим. Будущее — это новый мир, это плод, который зреет в недрах настоящего.
Благодаря тому, что прошлое, настоящее и будущее имеют конкретных носителей, они как бы сосуществуют. Поэтому, не раскрыв элементы прошлого, настоящего и будущего, невозможно понять и их диалектику. Эти три составляющие исторического развития способны воздействовать друг на друга, так как находятся в диалектическом соотношении.
Для раскрытия диалектики взаимодействия прошлого, настоящего и будущего, их взаимного влияния друг на друга важно проанализировать структуру этих категорий исторического развития.
Настоящее — центральный вид времени.
Под прошлым подразумевается, во-первых, «целое» прошлое, когда на смену ему пришло настоящее, то состояние объекта во времени, которое было когда-то настоящим; во-вторых, прошлое в виде остатков в настоящем, следов былого. Будущее — это, во-первых, предпосылки грядущего в настоящем; во-вторых, «целое» будущее, которое впереди по времени и следует за настоящим; в-третьих, мыслимое будущее в виде форм предвидения, форм опережающего отражения действительности. Эти три формы будущего не тождественны.
Говоря о сосуществовании прошлого, настоящего и будущего, мы должны отметить факт их адаптации друг к другу. Прошлое, чтобы иметь право на существование, должно приспособиться к настоящему, иначе оно гибнет. Эта адаптация прошлого может носить содержательный или формальный характер. Будущее играет революционную роль, оно как бы отвергает настоящее, критикует его. Подчеркивая неравноценность статуса в историческом развитии прошлого, настоящего и будущего, отмечая приоритетный характер и положение настоящего в их взаимодействии, все же не следует недооценивать роль и значение (влияние во взаимодействии) прошлого и будущего.
|