Материалы по УПЗГ. Типология
Скачать 0.5 Mb.
|
Типология (классификация) правовых систем означает распределение национальных систем правапо типам (классам) в зависимости от тех или иных критериев. В науке классификация правовых систем (правовых семей) предлагается самая разная. Наиболее крупной работой, посвященной современным правовым системам, считается книга французского юриста Рене Давида "Основные правовые системы современности" (1964 г.). Этот автор выделяет, с учетом особенностей юридической техники и идеологии, шесть семей права: три основных (романо-германскую, англосаксонскую и социалистического права) и три неосновных (мусульманскую, индусскую и иудейскую). В двухтомнике немецких ученых К. Цвайгерта и Х. Кетца "Введение в сравнительное правоведение в сфере частного права" (1961 - 1969 гг.) выделяются, с учетом "правового стиля", восемь правовых семей: романская, германская, скандинавская, общего права, социалистического права, дальневосточного права, исламского права и индусского права. Классификации правовых систем дают также отечественные юристы. С.С. Алексеев в работе "Теория права" (1994 г.) выделяет романо-германское право, англосаксонское право, религиозно-общинные системы права ряда стран Азии и Африки и правовые системы при авторитарных политических режимах. Еще один отечественный ученый - М.Н. Марченко в книге "Курс сравнительного правоведения" (2008 г.) выделяет романо-германскую и англосаксонскую правовые системы, правовые системы социалистических и постсоциалистических стран, религиозные правовые системы, иудейское и мусульманское право.В науке уголовного права классификация уголовно-правовых систем современности предлагается на основании общей типологии правовых систем. (Критериев такого деления, как уже говорилось, несколько: идеология, история, источники.) Так, А.В. Наумов, взяв за основу взгляды Р. Давида, в первом томе работы "Российское уголовное право: Курс лекций" (2004 г.) называет следующие основные системы уголовного права: - романо-германская; - англосаксонская; - социалистическая; - мусульманская. Согласно еще одной классификации, предлагаемой авторами учебного пособия "Уголовное право зарубежных стран" (2008 г.), выделяются семьи: - общего права; - континентального права; - религиозного (мусульманского) права; - общинного права; - обычного права. С. С. Алексеев полагает, что в зависимости от доминирующего положения того или иного элемента разнородного содержания правовой системы следует выделять романо-германское право (где исходным началом является право как система норм), англосаксонское общее право (где исходным началом является юридическая практика), религиозно-общинные (неотдифференцированные) системы ряда стран Азии и Африки (где исходным началом является правовая идеология), заидеологизированные правовые системы при авторитарных политических режимах1.Из приведенных классификаций видно, что типология правовых систем, в том числе уголовно-правовых систем, носит относительный характер. Если, например, называть социалистическую систему права, то, очевидно, следует говорить также о буржуазной системе, если называть мусульманскую систему, то нужно сказать и о христианской (канонической системе), если выделять англосаксонскую систему, то можно вспомнить и иранскую систему и т.д. 2. Семья общего права: история возникновения, развития и распространения, отличительные черты. Уголовное право Англии и США (общая характеристика). Англосаксонская система праваполучила свое название от имени племен (англов и саксов), населявших после падения Рима Британские острова (второе название данной системы права - общее право). Она распространена в США, Канаде, Великобритании, Австралии, Новой Зеландии, Индии, в некоторых других странах, например в бывших колониях Великобритании. Отличительные черты англосаксонской системы права: - складывалась в виде судебных обычаев, возникавших помимо законодательства; - отсутствие в ней кодифицированных отраслей права; - конкретность и казуистичность имеющихся норм права, направленных не в будущее, а в настоящее; - наличие в качестве источника права огромного количества судебных решений по конкретным делам, которые являлись прецедентными нормами при рассмотрении последующих дел. Можно выделить еще одно свойство общей системы права - ее демократизм. Не следует забывать, что наиболее реакционным было право именно государств континентальной системы права, таких как Испания, Италия, Германия, Турция, в разные годы принявших, в частности, фашистские уголовные кодексы. В заключение следует сказать о тенденции, согласно которой в последнее время наблюдается усиление роли писаного права в общей системе права, а судебной практики - в континентальной системе права. XII-XIII первый период в истории английского уголовного права — период становления. Во-первых, структурно обособляются и развиваются основные, сохранившиеся до настоящего дня разновидности преступных деяний. Во-вторых, развивается институт «оснований защиты» (defence) от уголовного преследования. В-третьих, закладывается фундамент ряда институтов общей части: неоконченного преступления, соучастия, сговора и т. д. В-четвертых, формируется «кровавая» система наказаний. XVII — начало XIX период доктринальной обработки уголовного права. Следующий период в истории английского уголовного права может быть назван периодом консолидации и гуманизации. В течение 1827—1830 гг. и 1832—1833 гг. были приняты две серии консолидирующих актов, кардинальным образом сузившие сферу применения смертной казни. Значимым событием в реформировании уголовного права стало принятие в 1861 г. серии консолидирующих актов, разработанных на основе итогов деятельности двух упомянутых комиссий и охвативших собой наиболее значимые области уголовного права. Многие из них действуют до сегодняшнего дня, образуя одну из ведущих составляющих в фундаменте современного английского уголовного права. В конце XIX в. на смену этому периоду приходит период стагнации уголовного права. Затем совреенный период. уголовное право Англии претерпело кардинальные изменения. Соединенные Штаты Америки. Из всех стран, рецепировавших английское уголовное право в рамках единой семьи общего права, Соединенные Штаты, бесспорно, являют наиболее яркий и наиболее интересный образец для исследования. За четыре столетия своего развития американское уголовное право приобрело ряд черт, существенно отличающих его от «материнского», английского правопорядка. Во-первых, это наличие писаной федеральной конституции и конституций штатов с включенным в их структуру Биллем о правах, ограничивающих усмотрение законодателя в области уголовного права. Тому примером служат положения федеральной конституции (и аналогичные положения конституций штатов) о необходимости соблюдения в уголовных делах должной правовой процедуры (поправка V и разд. 1 поправки XIV к Конституции), о праве обвиняемого на суд присяжных по уголовным делам (поправка VI) и о запрете жестокого и необычного наказания (поправка VIII), которые широко используются судами при аннулировании вследствие их неконституционности тех или иных норм уголовного законодательства. Последнее обстоятельство — право судов объявлять неконституционными нормы законодательства — является, в свою очередь, второй отличительной чертой американского уголовного права (как и американского права в целом). Третья характерная особенность заключается в кодификации (полной или же частичной, а также подлинной или условной) уголовного законодательства во всех штатах и на федеральном уровне. И, наконец, четвертая отличительная черта, обусловленная федеративным устройством Соединенных Штатов, сводится к плюралистичное™ уголовного права: каждый штат, Округ Колумбия, ассоциированное государство Пуэрто-Рико имеют собственное уголовное законодательство, наряду с которыми сосуществует федеральное уголовное законодательство. Тем не менее за внешними различиями американского и английского уголовного права скрывается их основополагающее идеологическое единство, обусловленное историческим происхождением американского права. Как в Англии и других странах семьи общего права, американское уголовное право следует рассматривать сквозь призму интересов человека и гарантированное™ их от произвола со стороны органов государственной власти. 3. Семья континентального права: история возникновения, развития и распространения, отличительные черты. Уголовное право Германии и Франции (общая характеристика). Название романо-германской системы (второе ее название - цивильное право) связано с Древним Римом и с германскими племенами, населявшими Западную Европу после крушения Римской империи. Она распространена в государствах континентальной Европы (в связи с чем называется еще и континентальной системой права), а также в некоторых других государствах, например в бывших колониях Франции. Существенное влияние на формирование этой системы оказали УК Франции 1810 г. и уголовное законодательство Германии XIX века. Отличительные черты романо-германской системы права: - стремление к писаному праву, признанию закона единственным нормативным источником уголовного права, кодификации уголовно-правовых законов, а также отказ от прецедентов и обычного права; - стремление к абстрактному описанию уголовно-правовых запретов, что выражается в предельной лаконичности языка уголовно-правового закона, предполагающей предельно обобщенную формулировку уголовно-правовых норм (рассчитанных на применение в отношении довольно широкого круга деяний). Временной рамкой здесь может послужить V век от Р. X. Эта дата не случайна, так как приблизительно в это время, сменив прежних властителей, утверждаются на престолах варварских государств первые династии, заложившие принципиально иной, отличный от римского фундамент будущих средневековых королевств. На протяжении нескольких столетий варварские племена создают свои королевства; властители последних даруют подданным «правды», которые как и в Англии в части уголовно-правовой преимущественно содержат процессуальные постановления и нацелены на регламентацию процедур по разрешению конфликтных ситуаций. Остальные нормы посвящены казуистической регламентации размера композиционных штрафов. «Преступление в целом воспринималось не как проступок, направленный против политического порядка как такового или против общества в целом, а как проступок, направленный против жертвы и тех, кто с ней отождествлялся: сородичей, территориальной общины, феодального класса. ...Нормальным социальным ответом на такой проступок была месть со стороны самой жертвы, или ее сородичей, или другой группы, к которой жертва принадлежала. ...В целом королевская или императорская юрисдикция над уголовными преступлениями была чрезвычайно ограничена»1. Преступник воспринимался как враг ближнего или общности; до идеи выдвижения публичного притязания на его «жизнь и члены» было еще далеко. Он во избежание возмущения в общности выдавался «с головой» потерпевшему или семье последнего, которые либо карали его, либо удовлетворялись денежной компенсацией. Второй этап в развитии континентального уголовного права, начавшийся в XII в., — это эпоха университетов. Движущим фактором изменений в правовой области стала Папская революция конца XI — начала XII в. На ее волне возникла система права как самостоятельное образование, а вместе с нею «класс профессиональных адвокатов и судей, иерархия судов, юридические школы, юридические трактаты и концепция права как автономного, интегрированного, развивающегося свода принципов и процедур»1. С появлением правовой науки вышло из забвения римское право, которое стало изучаться и преподаваться в университетах. Иными словами, в этот период зарождается понимание преступления как посягательства на Закон, которое требует отмщения; закон становится самодостаточной ценностью, требующей наказания в случае его нарушения; со временем закон начинает восприниматься как идеальное средство установления порядка в обществе. Королевские ордонансы,кутюмы(сильно противоречили друг другу) и эдикты издавались время от времени и в основном устанавливали наказуемость деяний определенного рода: отравлений, дуэлей, хищений казны и т. п. С точки зрения доктрины стараниями юристов в обычное уголовное право были привнесены построения разновидностей виновности, соучастия, предварительной преступной деятельности. Как и в Германии, наибольший авторитет получают работы Кларуса и Фаринация. К моменту принятия Кодекса Наполеона уголовное право Франции уже не находилось в столь плачевном состоянии, что было описано ранее. Кодекс,основанный на идеях Просвещения, закрепивший принцип nullum crimen sine lege и установивший (памятуя обличение Беккариа судейского произвола) систему абсолютно-определенных наказаний. Наряду с этим кодексом действовали кодекс полиции муниципальной и полиции исправительной того же года, кодекс о преступных деяниях и наказаниях. Следующий уголовный кодекс, с которым связывается семья континентального уголовного права, — это Уголовный кодекс Германской Империи от 15 мая 1871 г. Его основой стали идеи кантианской и гегельянской философии и постулаты классической школы уголовного права. В целом первая половина XIX в. характеризуется в Германии кодификацией уголовного законодательства, порвавшей связь со средневековым уголовным правом, его неопределенностью и анархией.
Мусульманское право является составной частью мусульманской религии - ислама. Оно возникло в глубоком средневековье (VII - VIII вв.). В последующем в его истории наступил период стабильности. Однако со второй половины XIX века началась "вестернизация" права, когда в основу уголовных кодексов многих мусульманских стран были положены уголовные кодексы Франции 1810 г. (УК Наполеона), Италии, нормы общего права Англии. С середины XX века началась исламизация права, которая сегодня наиболее полно наблюдается в Саудовской Аравии, Иране, Пакистане, Ливии, Судане, Афганистане (под управлением талибов) и т.д. Отличительные черты мусульманского права: - выступление норм шариата, то есть свода исламских правовых и теологических нормативов, закрепленных, прежде всего в Коране в качестве как источника права, так и законодательной и правоприменительной практики; - архаичность, казуистичность и отсутствие писаных систематизированных норм. На примере Исламской Республики Иран (ИРИ), где у власти с 1979 г. находится шиитское духовенство, можно отметить и такую особенность мусульманского права, как дискриминация по конфессиональному признаку. Так, согласно УК ИРИ, убийство немусульманином мусульманина наказывается смертной казнью, однако если мусульманин убивает немусульманина, то сохраняется возможность освобождения от наказания. Традиционным термином, обозначающим мусульманское право в целом, является термин шариат. Иными словами, шариат представляет собой многозначное понятие, и в особенности сложно соотнести его с самой по себе религией ислама. В шариате, в свою очередь, сосуществуют две части: первая регулирует поведение человека по отношению к Аллаху (ибадат), вторая — по отношению к ближним. Во второй части условно могут быть выделены отрасли, связанные с общением с себе подобными (муамалат), с личным статусом (мунахат) и с наказанием (укубат). Именно укубат и является тем, что в западной традиции права принято именовать уголовным правом. При этом следует отметить, что четких границ между отраслями шариата и между шариатом и другими частями ислама не существует. Каждый вопрос, каждый аспект жизни правоверного в какой-то мере затрагивается и догматикой, и этикой и нормами шариата. Обусловлено это тем, что в конечном итоге любое поведение человека и любой социальный институт обладают религиозной значимостью и должны быть нацелены на счастье в этой жизни и в загробной. История развития мусульманского уголовного права (укубата) совпадает с историей мусульманского права в целом. В последней могут быть выделены четыре периода: период возникновения и доктринальной разработки мусульманского права ; период стабильности мусульманского права ; период «вестернизации» мусульманского права ; период «исламизации» (возрождения) мусульманского права.В многочисленных правовых школах муджтахиды (авторитетные юристы), сталкиваясь со все новыми казусами, разрабатывали корпус права, пытаясь разрешить возникавшие ситуации на основе Корана и Сунны, в том числе приспосабливая к установлениям последних в ряде случаев, нормы обычного права. Для юриста в мусульманской уголовно-правовой системе уголовное право прежде всего сопряжено с идеей защиты интересов конкретной религии. Это находит свое выражение в наказуемости религиозных грехов, устрашающем характере предписываемых наказаний, объявлении самыми тяжкими преступлениями деяний против религии и т. д.Преступление в мусульманском уголовно-правовой системе неразрывно связано с религиозным грехом. |