Главная страница

Философия. Тема 1. Исторические типы мировоззрения.. Тема исторические типы мировоззрения миф, религия, философия


Скачать 31.49 Kb.
НазваниеТема исторические типы мировоззрения миф, религия, философия
АнкорФилософия
Дата19.12.2021
Размер31.49 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаТема 1. Исторические типы мировоззрения..docx
ТипДокументы
#309643

ТЕМА 1. Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия.





  1. Понятие мировоззрения и его структура.

Мировоззрение - это совокупность принципов, взглядов, ценностей, идеалов и убеждений, определяющих направление деятельности (жизненную программу) и отношение к действительности (жизненную позицию) отдельного человека, социальной группы, общества в целом.

Мировоззрение — это не все взгляды и представления о мире, а лишь предельное обобщение основополагающих взглядов на мир и место в нем человека.

Мировоззрение имеет уровни:


Мироощущение (мировосприятие) связано со способностью человека познавать мир на чувственно-наглядном уровне, т.е. на уровне образов, в том числе и художественных. Оно определяет эмоциональный настрой человека: восторженность или уныние, оптимизм или пессимизм и т.п.

Миропонимание формируется на основе процесса и результатов познавательной и практической деятельности человека. Оно представляет собой интеллектуальный опыт: истинные знания и заблуждения, практику самого человека и его общества.
Существуют различные формы мировоззрения. Они выделяются:

  • по способам духовного освоения мира (образно-эмоциональный или знаково- понятийный способы);

  • по характеру деятельности (повседневное, социально-политическое и т. п.);

  • по уровням субъекта мировоззрения (личностное, социально-групповое или классовое, мировоззрение нации, общества в целом);

  • по характеру всеобщего метода, по общей ориентации в мире (материализм, идеализм, дуализм) и т. п.


Мировоззрение – образование интегральное, важна связь компонентов, их сплав. Разные пропорции сочетания элементов дают разные виды мировоззрений. Мировоззрение – сложное противоречивое единство знаний и ценностей, интеллекта и эмоций, разумного обоснования и веры, убеждений и сомнений, общественного и личностного, мировосприятия и миропонимания.

  1. Исторические типы мировоззрения.


Типы мировоззрения: мифологическое, религиозное, философское.

Каждый исторический тип мировоззрения представляет собой относительно целостное мировоззренческое отражение мира, обусловленное уровнем развития общества.


2.1 Мифология.


Исторически первой формой мировоззрения является мифология. Она возникает на самой ранней стадии общественного развития. Тогда человечество в форме мифов, то есть сказаний, преданий, пыталось дать ответ на такие глобальные вопросы как происхождение и устройство мироздания в целом, возникновение наиболее важных явлений природы, животных и людей. Значительную часть мифологии составляли космологические мифы, посвященные устройству природы, вместе с тем, большое внимание в мифах уделялось различным стадиям жизни людей, тайнам рождения и смерти, всевозможным испытаниям, которые подстерегают человека на его жизненном пути. Особое место занимают мифы о достижениях людей: добывания огня, изобретении ремесел, развитии земледелия, приручении диких животных.

Известный английский этнограф Б. Малиновский отмечал, что миф, как он существовал в первобытной общине, то есть в его живой первозданной форме — это не история, которую рассказывают, а реальность которой живут. Это не интеллектуальное упражнение или художественное творчество, а практическое руководство к действиям первобытного коллектива. Задача мифа не состоит в том, чтобы дать человеку какое-то знание или объяснение. Миф служит для оправдания определенных общественных установок, для санкционирования определенного типа верований и поведения. В период господства мифологического мышления еще не возникла потребность в получении специальных знаний.

Миф (от греч. сказание, предание) — это не первоначальная форма знания, а особый вид мировоззрения, специфическое образное синкретическое (нерасчлененное) представление о явлениях природы и коллективной жизни. В мифе как наиболее ранней форме человеческой культуры объединялись зачатки знаний, религиозных верований, нравственная, эстетическая и эмоциональная оценка ситуации. Если применительно к мифу можно говорить о познании, то слово «познание» здесь имеет смысл не традиционного добывания знания, а мироощущения, чувственного сопереживания (так мы употребляем этот термин в высказываниях

«сердце дает о себе знать», «познать женщину» и т. д.).

Для первобытного человека как было невозможно зафиксировать свое знание, так и убедиться в своем незнании. Для него знание не существовало как нечто объективное, не зависящее от его внутреннего мира. В первобытном сознании мыслимое должно совпадать с переживаемым, действующее с тем, что действует. В мифологии человек растворяется в природе, сливается с ней как ее неотделимая частица.

Миф обычно совмещает в себе два аспекта — диахронический (рассказ о прошлом) и синхронический (объяснение настоящего и будущего). Таким образом, с помощью мифа прошлое связывалось с будущим, и это обеспечивало духовную связь поколений. Содержание мифа представлялось первобытному человеку в высшей степени реальным, заслуживающим абсолютного доверия.

Наиболее развитой формой космологических мифов можно считать "Колесо жизни", лежащее в основе индуистской духовной культуры, созданной более трех тысяч лет тому назад. Широко известны мифы Древней Греции, где раскрывается не только происхождение Земли, но и показана картина мира, основанная на принципе одушевления всего существующего (гилозоизма). Существуют мифы описывающие грядущую гибель человечества, в ряде случаев с последующим его возрождением – эсхатологические. У развитых народов мифы складывались в эпосы (древнегреческие – “Илиада”, карело-финские – “Калевала” и др.)

2.2 Религия.


Следующей после мифа формой существования философии стала религия, как попытка ответить на коренные проблемы бытия с помощью вмешательства в природу, общество и в жизнь человека сверхъестественного, божественного начала. Ранние формы религии неразрывно связаны с мифом, они также оказывали сильное эмоциональное воздействие на человека. Религия прошла большой путь развития: от первоначального одухотворения сил природы, через многобожие (политеизм) к единобожию (монотеизму). Каждому из этапов исторического развития религиозного сознания присущи свои характерные особенности. Они отличаются спецификой отражения действительности религиозным (мистическим) сознанием, ролью религии в жизни общества, ее функциями.
Переход от мифа к религии связан, в частности, с переходом от поклонения фетишам (неодушевленный предмет, носитель «чудодейственной» силы) и тотемам (животное, растение или вещь, как предмет поклонения), от соблюдения табу (запретов) и ритуалов, к поклонению вначале многим (политеизм), а затем — одному (монотеизм) богу.

Изначальными формами религии были:
фетишизм (от фр. fetiche — амулет, волшебство) — почитание неодушевленных предметов;

тотемизм (от англ. totem и to-temon языка сев.амер. индейцев — божество рода) — почитание определенных видов растений или животных;

анимизм (от лат. аnnа — душа, дух) — верование в духов.

На более высоком уровне развития общества возник:

Политеизм — обожествление различных сил природы с развитым пантеоном богов; в VII в. до н. э. возникла первая монотеистическая религия (основанная на принципе единобожия) — иудаизм, а затем и три мировые религии: буддизм (VI-V вв. до н. э.), христианство (I в.), ислам (VII в.), распространенные среди большинства народов Земли.

Религия (от лат. religio — воссоединение, совестливость) – форма мировоззрения, основу которого составляет вера в существование сверхъестественных сил или силы и признание главенствующей роли сверхъестественного мирового начала в мироздании и жизни людей.
Вера – способ существования религиозного сознания, особое настроение, переживание, характеризующее внутреннее состояние сознания.
Культ – это внешняя социально значимая форма проявления веры. Представляет собой систему обрядовых действий, утвердившихся ритуалов, направленную на установление определенных отношений со сверхъестественным.

Религия включает в себя:


религиозные верования (религиозные учения и религиозные переживания), религиозные действия (культ), религиозные институты и организации (церкви). Основным элементом религии являются религиозные верования.

Мировоззренческие конструкции, включаясь в культовую систему, приобретают характер вероучения.

Мировоззренческие конструкции становятся основой формальной регуляции и регламентации, упорядочения и сохранения нравов, обычаев, традиций. С помощью обрядности религия культивирует человеческие чувства любви, доброты, терпимости, сострадания, милосердия, долга, справедливости и т. п., придавая им особую ценность, связывая их присутствие со священным, сверхъестественным.

Основная функция религии состоит в том, чтобы помочь человеку преодолевать исторически изменчивые, преходящие, относительные аспекты его бытия и возвысить человека до чего-то абсолютного, вечного, избавить человека от страха смерти. Выражаясь философским языком религия призвана «укоренить» человека в трансцендентное.

2.3 Философия.


На этой основе уже начинает развиваться собственно философское видение мира, которое характеризуется свободным исследованием основных проблем бытия, человеческого познания, смысла и цели жизни и других проблем. Философия даже в самом начале своего существования являлась по преимуществу рационально-теоретическим осмыслением бытия, в отличие от преимущественно образно-эмоционального мифологического или религиозного сознания, уповающего на веру при поиске ответов на принципиальные вопросы бытия. Центральными в любых философских школах были проблемы взаимоотношения человека с миром, обществом и самим собой, выявление сущности человека, особенностей его существования, цели и смысла жизни, законов познания мира человеком. Это многообразие проблем и привело к довольно раннему выделению внутри философии ее отдельных частей — онтологии, гносеологии, антропологии и др.

По мере развития человеческого общества, установления человеком определенных закономерностей, совершенствования познавательного аппарата появилась возможность новой формы освоения мировоззренческих проблем. Эта форма носит не только духовно- практический, но и теоретический характер. На смену образу и символу приходит Логос— разум. Философия и зарождается как попытка решить основные мировоззренческие проблемы средствами разума, т. е. мышления, опирающегося на понятия и суждения, связывающиеся друг с другом по определенным логическим законам. В отличие от религиозного мировоззрения с его преимущественным вниманием к вопросам отношения человека к превосходящим его силам и существам, философия вынесла на первый план интеллектуальные аспекты мировоззрения, отразив нарастающую в обществе потребность в понимании мира и человека с позиций знания. Первоначально она выступила на исторической арене как поиск мирской мудрости.

Особенностью философии, отличающей ее от мифологии, религии и обыденного знания является ее доказательность и аргументированность. Демокрит писал: «Для меня как для философа найти одно научное доказательство — значит больше, чем овладеть Персидским царством».
Термин «философия» в переводе с греческого языка означает любовь к мудрости (phileo — люблю, sophia — мудрость). Слово «философ» впервые употребил греческий математик и мыслитель Пифагор (ок. 580-500 гг. до н. э.) по отношению к людям, стремящимся к интеллектуальному знанию и правильному образу жизни. Истолкование и закрепление в европейской культуре термина «философия» связано с именем Платона. Первоначально понятие «философия» употреблялось в более широком значении. По сути дела, этот термин, означал совокупность теоретических знаний, накопленных человечеством. Философия — это мировоззрение — система общих теоретических взглядов на мир в целом, место в нем человека, уяснение различных форм отношения человека к миру, человека к человеку.

Философия – дает теоретическое обобщение практической деятельности людей и данных наук о мире и человеке, результатом которого является особое философское знание о формах всеобщего. Философия раскрывает, исследует всеобщие законы развития природы, общества, мышления, изучает наиболее общие для всех предметов и явлений свойства, отношения и связи. Для обозначения этих свойств она вырабатывает соответствующие им логические понятия – категории (бытие, сознание, пространство, материя и др.). Философские категории не имеют чувственного аналога, их можно только мыслить.

Категория (греч. kategoria - высказывание, обвинение; признак) - предельно общее понятие. Образуется как последний результат отвлечения (абстрагирования) от предметов их особенных признаков. Для него уже не существует более общего, родового понятия, и, вместе с тем, он обладает минимальным содержанием, т.е. фиксирует минимум признаков охватываемых предметов. Однако это такое содержание, которое отображает фундаментальные, наиболее существенные связи и отношения объективной действительности и познания.

Каждое философское направление вырабатывает и использует набор собственных категорий. В диалектическом материализме, например, категориями являлись понятия материи, сознания, качества, количества, сущности, явления, необходимости, случайности и др.; в объективном идеализме - идеи, мирового разума, бытия, небытия, противоречия; в экзистенциализме - экзистенции, трансценденции, свободы; в позитивизме категориальный статус обретают понятия протокольного предложения, верификации и т.д.

Таблица 1. Сравнение мифологии, религии, философии.







Мифология (от греч. сказание, предание).

Религия (от лат. religio -

набожность, святыня, благочестие,воссоединение).

Философия (от греч.phileo

люблю, sophia —

мудрость).

Возникновение

Стихийно в первобытнообщинном обществе.

Сознательно, целенаправленно, на этапе расцвета цивилизации, (7-5вв. до н.э.).

Предмет

отражения

Мир в его целостности и единстве, место человека в нем.

Определение как исторической формы мировоззрения

Художественно-образное синкретическое(нерасчлененное) мировоззрение, представление о явлениях природы и коллективной жизни. В мифе как наиболее ранней форме человеческой культуры объединялись зачатки знаний, религиозных верований, нравственная, эстетическая и эмоциональная оценка ситуации.

Мировоззрение, поведение и соответствующие действия (культ), основу которых составляет вера в существование сверхъестественных сил (политеизм) или силы (монотеизм) и признание главенствующей роли сверхъестественного мирового начала в творении мира и жизни людей.

Мировоззрение, представляющее систему общих теоретических взглядов на мир в целом, место в нем человека, уяснение различных форм отношения человека к миру, человека к человеку.
Раскрывает, исследует всеобщие законы развития природы, общества, мышления, изучает наиболее общие для всех предметов и явлений свойства, отношения и связи.

Уровень отражения

Мировосприятие, мироощущение.

Миропонимание

Особенности отражения

Синкретизм-слитность, нерасчлененность мышления, эмоций, переживаний.

Иррационально-фантастический характер, вера в чудо.

Антропоморфизм, т.е. перенос на весь мир человеческих качеств и отношений, одушевление космоса, природных сил.

Гилозоизм – признание всего существующего живым и

разумным.

Главенствующая роль веры и превосходство ее над разумом в религиозном сознании.

Жесткость и нерефлексивность религиозной догматики, традиционализм.

Рациональный характер объяснения действительности.

Рефлексивность мышления (способность к самоанализу, самокритике).

Свободомыслие и критичность.

Способ отражения

Мир предстает как нерасчлененная реальность и свойства природы переносятся на человека, а его качества на природу.

Мир делится на естественный (земной) и сверхъестественный (божественный). Земной мир, в котором живет человек, ставится в зависимость от

божественного.

Мир делится на материальный и духовный, объективный и субъективный.

Соотношение между ними решается разными

Направлениями по разному.

Форма

отражения

Чувственно-наглядный образ

Вера в сверхъестественное

Понятия, категории

Структура

Чувства, настроения, эмоции, переживания

Идеи, взгляды, знания

Источники

Жизненно-повседневная деятельность

Интеллектуально-

познавательная, рациональная деятельность

Выделим в философии ряд разделов:


  • онтология (от греч. ontos – бытие, logos – учение) учение о бытии;

  • гносеология (от греч. gnosis – знание) теория познания;

  • аксиология (от греч. axios – ценность) учение о ценностях;

  • этика (от греч. ethos — привычка, обыкновение, нрав) учение о морали и нравственности;

  • эстетика (от греч. aisthetikos — чувствующий, чувственный) учение о сущности и формах прекрасного в художественном творчестве, в природе, в жизни;

  • антропология (от греч. antropos – человек) учение о человеке;

  • социальная философия (от лат. socialis - общественный) учение, анализирующее общество, историю и человека как субъекта деятельности и социокультурных взаимодействий.



Функции философии:


Мировоззренческая функция философии состоит в формирование в сознании человека и общества определенной картины мира, т.е. мировоззрения.

Гуманистическая функция реализуется в предельно внимательном отношении к человеку. Хорошая философия насквозь проникнута любовью к людям, человеческому достоинству. В этой связи показательно, что философия не ограничивает себя научным подходом, а наряду с ним культивирует эстетический и этический подходы.

Практическая функция философии состоит, прежде всего, в ее заботе о благе людей, формирует убеждения человека основы философской культуры, представляющих единство рационального, эмоционального и волевого отношения человека к миру; выполняет функцию общения и передачи информации.

Методологическая функция философии состоит в определении способов достижения какой-либо цели, например, эффективного конструирования научного познания, эстетического творчества, социальной практики.

Прогностическая функция философии заключается в выдвижении гипотез об общих тенденциях развития материи и сознания, человека и мира. При этом степень вероятности прогноза, естественно, будет тем выше, чем больше философия опирается на науку.

Критическая функция философии - это критика в отношении устаревших взглядов, догм и авторитарности. Принцип «подвергай все сомнению», со времен античности проповедуемый многими философами, как раз и свидетельствует о важности критического подхода и наличия определенной доли скепсиса по отношению к существующему знанию и социокультурным ценностям. Он играет антидогматическую роль в их развитии.

Аксиологическая функция или ценностная. Любая философская система содержит в себе момент оценки исследуемого объекта с точки зрения самих различных ценностей: социальных, нравственных, эстетических, идеологических и т. п. Особенно остро эта функция проявляется в переходные периоды общественного развития, когда возникает проблема выбора пути движения и встает вопрос, что следует отбросить, а что сохранить из старых ценностей.

Рассмотрев функции философии, проанализируем аристотелевскую характеристику философии как самой бесполезной и одновременно самой прекрасной науки. Да, она бесполезна в плане узкоутилитарном, прагматическом, ибо философия не может научить выпечке пирогов, плавке металла, обувному ремеслу и т.д. Более того - она не может подменить собой ни одну из конкретных наук, решая за них их специфические проблемы. Из истории философии известно, насколько бесплодными оказались многовековые попытки рассматривать философию в качестве «науки наук», втискивающей все остальные науки в свое прокрустово ложе и заменяющей их. И только обретя свои специфические функции, философия перестает быть бесполезной: она дает конкретным наукам то, что они сами синтезировать не могут - мировоззрение и методологию.


написать администратору сайта