Главная страница

Социология Дюркгейма. Социологические воззрения Эмиля Дюркгейма. Социологические воззрения Эмиля Дюркгейма


Скачать 21.06 Kb.
НазваниеСоциологические воззрения Эмиля Дюркгейма
АнкорСоциология Дюркгейма
Дата17.09.2022
Размер21.06 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаСоциологические воззрения Эмиля Дюркгейма.docx
ТипДокументы
#681412

Социологические воззрения Эмиля Дюркгейма

Давид Эмиль Дюркгейм – это французский философ и социолог, вошедший в историю науки как соавтор социологии и один из тех, кто смог добиться для неё статуса самостоятельной научной дисциплины. Он всячески популяризировал новую науку, в частности, способствовал созданию социологических кафедр в ведущих французских вузах. Среди своих современников он был известен также тем, что издавал журнал «Социологический ежегодник».

Основными социологическими работами Дюркгейма являются "Элементы социологии" (1889), "О разделении общественного труда" (1893), "Правила социологического метода" (1895), "Самоубийство. Социологический этюд" (1897) и "Элементарные формы религиозной жизни. Тотемическая система в Австралии" (1912).

На социологические взгляды Дюркгейма повлияли Декарт (рационалистическая методология), Монтескье (идеи детерменизма), Кант (учение об этике), Вунд (основы экспериментальной психологии), Конт (позитивизм), Спенсер (структурный функционализм). В своей научной деятельности он часто опирался на идеи Огюста Конта и придерживался контовского позитивизма, считая, что любые знания должны быть эмпирически доказаны или теоретически обоснованы.

Объектом социологии Дюркгейм называл социальную реальность, а её предметом – социальные факты, не зависящие от человека и определяющие при этом его общественное поведение. Одна из основных идей, которую он активно популяризировал, заключается в том, что социальная реальность не сводится к биологической сущности человека и не может быть объяснена только в рамках психологии.

Учёный считал, что социология должна находиться на одной ступени с естественными науками. При этом он выделял в ней такие структурные элементы как:

  • социальная морфология – направление, изучающее структуру и строение общества;

  • социальная физиология – направление, изучающее функциональную динамику общественных процессов (иными словами, оно рассматривает общество, как живой организм);

  • общая социология – направление, исследующее социальные процессы с использованием знаний, полученных в рамках первых двух направлений.

Социально обусловленное поведение индивида, по мнению Дюркгейма, определяется двумя видами факторов:

  • морфологическими (влияние структурных социальных факторов, таких как плотность населения, доступность коммуникации и её варианты, сменяемость окружения и прочее);

  • психологическими (взгляды и ценности, усвоенные индивидом через культуру общества).

Основные методологические принципы социологии Дюркгейма были изложены в его работе "Правила социологического метода". В качестве главных среди них можно выделить следующие:

  • принцип эмпиризма и объективизма в изучении социальных явлений ("социальные факты нужно рассматривать как вещи");

  • признание специфичности и автономности социальной реальности;

  • приоритет социальной реальности над индивидуальной, ее решающая роль в детерминации сознания и поведения индивида.

Эти принципы позволили Дюркгейму сформулировать некоторые положения функционального подхода к изучению социальных явлений. Чтобы объяснить социальный факт, отмечал Дюркгейм, необходимо выявить его функцию в создании социального порядка. Анализ социальной роли, социальной функции того или иного явления он считал главной задачей социологии.

Дюркгейму принадлежит важное утверждение: общество не равно сумме образующих его индивидов. То есть, оно существует по собственным законам и действует совсем не так, как действовали бы люди по отдельности. В связи с этим учёный пришёл к выводу, что социальное начало в человеке сильнее, чем индивидуальное, и именно оно определяет его поведение.

Также ученый обратил внимание, что во времена социальных кризисов возникает такое явление как аномия. Под термином "аномия" (буквально "беззаконие") Дюркгейм понимал отсутствие четкой системы социальных ценностей и норм, регулирующих поведение людей. Подобное явление характерно для переходных и кризисных периодов жизни, когда старые ценности и нормы перестают действовать, а новые еще не утвердились. В такие периоды резко возрастают масштабы девиантного поведения – люди начинают действовать, руководствуясь своими индивидуальными потребностями, а не социальными ценностями и установками. Он объяснил это тем, что у членов общества исчезает уверенность в будущем, и они не видят смысла соблюдать нормы.

Учёный выделил две формы социальной солидарности:

  • Механическая свойственна архаическим (примитивным) обществам. В таких обществах личность не принадлежит себе и поглощается коллективом: во всем царит коллективное сознание как совокупность общих верований и норм, которые разделяют все члены общества.

  • Органическая характерна для индустриальных (цивилизованных) обществ. Развитое общество основано на органической солидарности, в основе которой лежит разделение труда. Чем глубже разделение труда, тем больше люди зависят друг от друга, тем больше в обществе разнообразия, тем выше взаимная терпимость людей между собой, шире базис демократии.



Дюркгейм пришёл к выводу, что органическая солидарность слабее, поскольку разнообразие взглядов, ценностей и убеждений снижает сплочённость. Это провоцирует девиантное поведение и прочие нежелательные процессы. Однако учёный утверждает, что это полезное явление, способствующее общественному прогрессу.
В качестве основных причин разделения труда как основы органической солидарности Дюркгейм называл следующие:

  • рост народонаселения;

  • "физическая плотность" (количество людей, которые проживают на определенной территории);

  • "моральная плотность" (интенсивность социальных связей между людьми).

Стимул возникновения разделения труда - борьба за существование, в которой, чтобы выжить человек начинает выполнять такой вид деятельности, в результатах которой заинтересованы другие. Это приводит к сотрудничеству людей, формированию социальных связей между ними.
Дюркгейм выделял две формы общественного разделения труда: 

  • "нормальные" (социальное неравенство, основанное на одаренности и профессионализме людей, планировании и нормативном регулировании производства, снижении конкуренции, равенство социальных возможностей и т.д.);

  • "ненормальные" (социальное неравенство, анархия производства, неограниченная конкуренция, бесконтрольность рыночных отношений, отсутствие механизмов моральной регуляции поведения людей и т.д.). 


При нарушении нормальных форм разделения труда происходит кризис социальной солидарности – социальная аномия.  Разделение труда выполняет в социокультурном пространстве амбивалентную роль, т.е. с одной стороны, оно создает условия для кооперации,  с другой - способствует социальному раскрепощению личности, являясь предпосылкой индивидуализма, что влечет за собой критичность мышления, рефлексии, и как результат - уничтожает незыблемость социальных связей, подрывает действенность коллективного надзора за жизнедеятельностью личности, расширяет степень свободы личности от традиций, предоставляет возможность личного выбора знаний и способов действий. 

Самая известная работа Дюркгейма – монография «Самоубийство», изданная в 1897 году. Центральный тезис книги заключается в том, что причиной всех самоубийств становятся социальные факторы, а не психологические. То есть, человек решается покончить с собой, когда отвергает жизнь с её ценностями и нормами, отказывается от социальных связей.

Дюркгейм выделил следующие закономерности самоубийства:

  • число самоубийств обратно пропорционально степени интеграции тех социальных групп, в которые входит индивид;

  • чем прочнее социальные связи внутри социальной группы, тем меньше процент самоубийств среди ее членов.


Также он определил следующие виды самоубийств: 

  • "эгоистическое" (следствие разрыва личностью социальных связей со своей социальной группой);  

  • "альтруистическое" (утрата личностью связи со своей социальной группой по независящим от личности причинам);

  • "аномическое" (определяется общественным потрясением, которое приводит к нарушению устойчивых социальных связей, невозможностью личности приспособиться к новым социальным связям);

  • "фаталистическое" (является следствием страха личности перед потерей признания в той социальной группе, с которой ее связывала крепкая социальная связь).



написать администратору сайта