Социальная стратификация. Социология социальная стратификация
Скачать 1.44 Mb.
|
Классовая система Классовые системы во многих отношениях отличаются от рабовладельческих, сословных и кастовых. Рассмотрим подробнее четыре их основные особенности. В отличие от других типов страт, классы не зависят от законодательных или религиозных установок. Классовая принадлежность не связана с врожденным статусом, чем бы он ни определялся — законом или обычаем. Классовые системы гораздо более подвижны по сравнению с другими стратификационными системами, границы между классами никогда не бывают ясно очерчены. Формальных ограничений на браки между людьми из различных классов не существует. Классовая принадлежность достигается индивидом, хотя бы отчасти, а не просто “дается” при рождении, как в других системах стратификации. Социальная (199) мобильность — движение вверх и вниз в рамках классовой структуры — распространена здесь гораздо шире, чем в других системах (в кастовой, например, индивидуальный переход из одной касты в другую вообще невозможен). Классы связаны с различиями в экономическом положении групп людей, с неравенством в отношении владения материальными ресурсами и контроля над ними, тогда как в других системах стратификации первостепенную роль играют неэкономические факторы (например, религия в индийской кастовой системе). В других типах стратификационных систем неравенство проявляется в первую очередь в личных взаимоотношениях людей, в различии прав и обязанностей — крепостного и господина, раба и его владельца, представителя низшей и высшей касты. Классовая же система, наоборот, проявляется в основном в крупномасштабных отношениях безличного характера. К примеру, важнейшей основой для классового деления служат различия в условиях труда и оплаты, которые касаются людей любой категории и, в свою очередь, зависят от ситуации в экономике в целом. Классы можно определить как крупномасштабные группы людей, обладающих сходными материальными ресурсами, что, в свою очередь, определяет образ жизни, которую они ведут. Классовые различия прежде всего зависят от благосостояния людей и рода их занятий. В современном западном обществе существуют следующие основные классы: высший класс (богачи, предприниматели, промышленники, а также высший слой управленцев, владеющих или непосредственно контролирующих средства производства), средний класс (который включает большинство “белых воротничков” и специалистов) и рабочий класс (“синие воротнички”, или люди, занятые физическим трудом). В некоторых индустриальных странах, например, во Франции и Японии, до недавнего времени важную роль играл четвертый класс — крестьяне, люди, занятые традиционным сельскохозяйственным производством. В странах третьего мира крестьяне по сей день составляют наиболее многочисленный класс. Следует отметить, что существует и другие типы стратификационных систем, имеющие особенности (таблица 1) 4. Социальная стратификация культурно обусловлена, основана на определенных убеждениях. Любая система неравенства не только дает некоторым людям больше преимуществ, чем другим, но и определяет такой порядок как справедливый. Общества различаются и тем, в чем состоит неравенство людей, и объяснениями того, почему же люди вынуждены занимать неодинаковое положение. Отмечая социальное неравенство во всем мире, можно задаться вопросом, почему общества не стремятся равномернее распределять материальные ресурсы. Системы, подобные кастовой, существовали в Великобритании и Японии на протяжении многих столетий, обеспечивая передачу земель и власти во владение нескольких сотен семейств. В течение 2000 лет люди в Индии разделяют идею, что привилегированное или бедственное положение связано с рождением. Основная причина существования социальных иерархий, таким образом, лежит в области идеологии — культурных убеждений, которые оправдывают социальную стратификацию. Убеждение — например, представление о том, что богатые умны, а бедные ленивы, — относится к идеологии в той степени, в которой оно определяет богатого человека как достойного уважения и означает, что бедные заслужили свое тяжелое положение. История показывает, насколько трудно изменить социальную стратификацию. Однако всегда кто-то бросает вызов существующему положению вещей. Традиционные представления о «месте», отводимом женщине, сменяются иными с появлением экономических возможностей, которыми располагают женщины. 3. Критерии социальной стратификации Предполагается, что каждый статус в обществе подразумевает соответствующие «награды»: власть, привилегии, материальные блага и т. д. Американский социолог Толкотт Парсонс подчеркивал, что социальная иерархичность обусловлена господствующими в обществе культурными стандартами и ценностями. В соответствии с этим в разных обществах со сменой эпох менялись критерии, определяющие статус личности или группы. Так, например, в средневековой Европе был высок статус духовенства и аристократии. Даже обедневший представитель знатного рода был более уважаем в обществе, чем богатый купец. Но в капиталистическом обществе капитал все в большей степени стал определять положение человека в обществе, открывал путь вверх по социальной лестнице. Напротив, в советском обществе богатство приходилось скрывать, в то же время принадлежность к коммунистической партии открывала дорогу к карьере и т. д. В целом в современных концепциях социальной стратификации социальные страты выстраиваются вдоль некоторой шкалы социального неравенства по какому-либо одному критерию (одномерная социальная стратификация) или по нескольким критериям (многомерная социальная стратификация). Исследователи выделяют важнейшие дифференцирующие признаки, которые влияют на процесс образования страт. «Власть», господство — возможность субъекта в социальных отношениях диктовать (carry out) свою волю для осуществления своих целей (goals) даже вопреки (невзирая) сопротивлению других субъектов, независимо от того, на чем такая возможность основана. Основы власти подразделяются на три категории ресурсов. существует принуждение – ресурсы, которые позволяют стороне, располагающей этими ресурсами, вводить в какую-то ситуацию новые ограничения. Люди обычно относятся к ограничениям, как к наказанию, поскольку результатом ограничений является ущерб имуществу, телу, душе. существуют побуждающие мотивы – ресурсы, которые позволяют одной стороне придавать ситуации новые преимущества. Индивиды обычно считают стимулы вознаграждением, поскольку они предполагают передачу социально признанных хороших вещей – материальных объектов, услуг или социального положения – в обмен на выполнение воли властных структур. есть сила убеждения – ресурсы, которые дают возможность одной стороне изменять взгляды других людей без привнесения недостатков или преимуществ какой-либо ситуации. Под влиянием убеждения, базирующегося на репутации, мудрости, личном обаянии или контроле над окружающими, отдельные индивиды или социальные группы начинают выступать за те же цели, которым отдает предпочтение человек, обладающий властью. Таким образом, овладеть важными ресурсами – значит получить господство над людьми. Контролировать ключевые ресурсы – значит поставить себя (или свою группу) между людьми и средствами, обеспечивающими людям удовлетворение своих биологических, психологических и социальных потребностей. В той мере, в которой некоторые индивиды и социальные группы имеют возможность распределять вознаграждения и наказания, а также оказывать убеждающее воздействие, они способны диктовать правила жизненной игры. Но порой играть по правилам означает, что никакой игры нет вовсе – колода подтасована, а результат известен заранее Власть можно обменять на иные блага, прежде всего экономические, власть дает более высокие шансы получить доступ к редким, высоко ценимым людьми материальным благам, обеспечивая более высокие заработки, большие возможности манипуляции, лучшую информированность, возможности установления личных контактов, а также шантажа и коррупции. Власть, вообще, просто приносит выгоду. Экономическое положение. Сюда входят доход, богатство, собственность как совокупность прав как на неодушевленные объекты (землю, дома и т.д.), так и на одушевленные (животные, люди). В качестве показателя объема собственности в современных обществах рассматриваются наличие собственности на предприятие, ценные бумаги, недвижимость, интеллектуальный продукт. Например, доход — это экономическая характеристика положения индивида. Он выражается в количестве денежных поступлений за определенный период времени. Источниками дохода могут быть разные поступления — зарплата, стипендия, пенсия, пособия, гонорары, денежные премии, банковские начисления на вклады. Представители среднего и низшего классов, как правило, тратят свои доходы на поддержание жизни. Но если сумма дохода значительна, он может накапливаться и переводиться в дорогостоящее движимое и недвижимое имущество (автомобиль, яхта, вертолет, ценные бумаги, драгоценные изделия, картины, раритетные вещи), которое составит богатство. Главное достояние высшего класса — не доход, а богатство. Оно позволяет человеку не работать ради зарплаты, может быть передано по наследству. Если жизненная ситуация изменится и человек утратит высокие доходы, ему придется обращать богатство вновь в деньги. Поэтому высокий доход не всегда означает большое богатство, и наоборот. Неравномерное распределение в обществе доходов и богатства означает экономическое неравенство. Бедные и богатые люди имеют разные жизненные шансы. Обладание большими деньгами расширяет возможности человека, позволяет ему лучше питаться, следить за своим здоровьем, жить в более комфортных условиях, оплатить обучение в престижном учебном заведении и т.д. Стратификация по уровню доходов является на первый взгляд одним из наиболее простых подходов к анализу структуры общества в рамках шкалы «бедные-богатые». Такая модель позволяет получить количественные оценки наименее и наиболее благополучных в финансовом отношении групп населения, их динамики, определить степень доходного неравенства в обществе, выявить изменения доходов разных социальных групп под влиянием экономической рецессии или экономического роста. В силу того, что основным индикатором для ее построения является универсальный показатель уровня доходов, именно такая модель стратификации удобна для международных сравнений. Велика ее роль и в сфере социальной политики, где на основании показателя доходов определяются группы бедных и нуждающихся, которые становятся объектом социальной поддержки. При этом развитие проблематики доходных неравенств экономистами часто пересекается с ключевыми для концепций социальной стратификации и теории социальной структуры в целом темами. Это справедливость, неравенство, бедность, средний класс; в меньшей степени проработана в литературе в этом контексте проблематика богатства. Престиж – уважение, социальное признание, принятие, восхищение, слава. Так общество сравнивает социальную значимость различных объектов, явлений, видов деятельности и т.п. в соответствии с господствующими и общепринятыми в данной культуре данной общности социальными нормами и ценностями. На основе такой оценки определяется место группы или индивида в социальной иерархии престижа. Они наделяются определенным почетом, привилегиями, властью, особыми символами и т.д. Престиж большинства современных людей определяется, как правило, доходом, родом деятельности и образом жизни, а происхождение и богатство имеют меньшее значение, чем 100 лет назад. При этом личность и общительность человека весьма важны. Хотя многие все еще считают, что деньги важнее всего, но образ жизни и ценности, которые исповедует человек, играют в настоящее время наиболее существенную роль в определении их престижа. Престиж имеет также инструментальную ценность, ибо является благом, которое можно обменять на другие. Репутация влияет на шансы найти хорошую работу и высокий заработок. Слава позволяет выдающимся спортсменам или артистам диктовать высокие цены на свои выступления, заключать рекламные контракты, приносящие им прибыль, выдающимся писателям получать высокие гонорары, ученым, имеющим высокие звания, требовать для себя высокой зарплаты в университетах, в которых они работают. Престиж может быть также обменян на власть. Есть и другие критерии стратификации. Взгляните на предложенную таблицу 1. В табл. 1, составленной профессором Дэвидом Грански (David B. Grunsky, Cornell University), систематизированы те различные ресурсы (блага), которые общество ценило в прошлом и ценит в настоящем. Перечисленные блага и ресурсы исчерпывают все основные существующие варианты (другими словами, «сырье») для построения стратификационных систем. Большинство ученых предпочло не комбинировать в различных сочетаниях эти блага и ресурсы, а характеризовать неравенство по одному из перечисленных благ — ресурсов, на этой основе строя соответствующую систему классов или слоев общества. Приверженцы этого преобладающего подхода заявляют, что лишь одна из групп благ (см. табл. 1) по-настоящему фундаментальна в понимании структуры, источников или эволюции стратификации общества. Сколько критериев в табл. 1, почти столько же и утверждений подобного рода. Так, К. Маркс придавал почти исключительное значение экономическим факторам как детерминантам социального класса, за что подвергался критике со стороны многочисленных оппонентов. Однако не лучше выглядят и социологи, выступавшие с критикой Маркса и отводившие распределению экономических благ вторичную роль. В социологии не существует единой методики выделения критериев, по которым определяется социальный статус индивида. Очень распространенной в современной социологии является методика определения социального статуса на основе расчета так называемого социально-экономического индекса позиции (СЭИП). СЭИП рассчитывается по трем показателям: уровень доходов; уровень образования; престиж профессии. По совокупности всех характеристик определяется социальный статус индивида. Люди, с примерно одинаковыми характеристиками и статусом, формируют отдельный слой или страту общества. В зависимости от значимости статуса, данные слои располагаются в иерархическом порядке. Количество страт, выделяемых в стратификационной системе обществе, зависит от выбранной методики и может значительно отличаться у различных исследователей. 4. Понятие социальной мобильности Люди находятся в постоянном движении, а общество — в развитии. Люди постоянно перемещаются в обществе, меняют свои статусы, меняют свою жизнь. Эта тема интересовала человечество с давних пор. Неожиданное возвышение человека или его внезапное падение — излюбленный сюжет народных сказок: хитроумный нищий вдруг становится богачом, бедный принц — королем, а трудолюбивая Золушка выходит замуж за принца, повысив тем самым свой статус и престиж. Рис. 5,6,7 Примеры популярных художественных сюжетов, связанных с изменением социального статуса («Аладдин», «Золушка», «Гордость и предубеждение») Для описания и объяснения таких процессов в социологии используется понятие социальная мобильность – изменение индивидом или группой места, занимаемого в социальной структуре (социальной позиции). Изучение социальной мобильности было начато П. Сорокиным, опубликовавшим в 1927 г. книгу «Social Mobility, Its Forms and Fluctuation». Он писал: «Под социальной мобильностью понимается любой переход индивида или социального объекта (ценности), т. е. всего того, что создано или модифицировано человеческой деятельностью, из одной социальной позиции в другую». Социологи выделяют несколько типов социальной мобильности. Межпоколенная мобильность предполагает характер изменений социального статуса между поколениями и позволяет определить, насколько дети поднимаются или, наоборот, опускаются но социальной лестнице по сравнению со своими родителями. Так, например, сын учителя музыки становится известным телеведущим. Или, например, сын инженера становится дворником, то есть, его социальный статус понижается. Внутрипоколенная мобильность связана с социальной карьерой, означающей изменение статуса в рамках одного поколения. Обычный рабочий может стать начальником на предприятии, директором завода, затем руководителем комплекса предприятий. Групповая мобильность имеет место в случае, когда перемещения совершаются коллективно, и целые классы, социальные слои изменяют свой статус. Чаще всего это случается в периоды кардинальных изменений в обществе, например социальных революций, гражданских или межгосударственных войн, военных переворотов, смены политических режимов и т.п. Индивидуальная мобильность означает социальное перемещение конкретного человека и связана прежде всего с достигаемыми статусами, в то время как групповая — с предписанными. Основными типами мобильности являются вертикальная и горизонтальная мобильность. Вертикальная мобильность предполагает совокупность социальных перемещений, которая сопровождается повышением или понижением социального статуса индивида. Примеры вертикальной мобильности: смена низкооплачиваемой работы на высокооплачиваемую, превращение неквалифицированного рабочего в квалифицированного, избрание политика президентом страны (эти примеры демонстрируют восходящую вертикальную мобильность), разжалование офицера в рядового, разорение предпринимателя, перевод начальника цеха на должность бригадира (нисходящая вертикальная мобильность). В зависимости от направления перемещения существует два типа вертикальной мобильности: восходящая и нисходящая, т. е. социальный подъем и социальный спуск. Так, между восхождением и нисхождением существует известная асимметрия: все хотят подниматься и никто не хочет опускаться по социальной лестнице. Исследования показывают, что обладатели высших статусов предпочитают для себя и своих детей высокие позиции, но и обладатели низких для себя и своих детей желают того же самого. Так вот и получается в человеческом обществе: все стремятся наверх и очень немногие — вниз. Как правило, восхождение — явление добровольное, а нисхождение — принудительное. В соответствии с природой стратификации есть нисходящие и восходящие течения экономической, политической профессиональной мобильности, не говоря уже о других менее важных типах. Восходящие течения существуют в двух основных формах: проникновение индивида из нижнего пласта в существующий более высокий пласт; создание такими индивидами новой группы и проникновение всей группы в более высокий пласт на уровень с уже существующими группами этого пласта. Соответственно и нисходящие течения также имеют две формы: первая заключается в падении индивида с более высокой социальной позиции на более низкую, не разрушая при этом исходной группы, к которой он ранее принадлежал; другая форма проявляется в деградации социальной группы в целом, в понижении ее ранга на фоне других групп или в разрушении ее социального единства. В первом случае «падение» напоминает нам человека, упавшего с корабля, во втором — погружение в воду самого судна со всеми пассажирами на борту или крушение корабля, когда он разбивается вдребезги». Социальная мобильность может быть двух видов: мобильность как добровольное перемещение или циркуляция индивидов в рамках социальной иерархии; и мобильность, диктуемая структурными изменениями (например индустриализацией и демографическими факторами). При урбанизации и индустриализации происходит количественный рост профессий и соответствующие изменение требований к квалификации и профессиональной подготовке. Как следствие индустриализации наблюдается относительный рост рабочей силы, занятой в категории «белых воротничков», и уменьшение абсолютной численности сельскохозяйственных рабочих. Степень индустриализации фактически коррелирует с уровнем мобильности, так как ведет к росту числа профессий высокого статуса и к падению занятости в профессиональных категориях низшего ранга (неквалифицированный труд). Вертикальная мобильность очень интересует социологов. Дело в том, что вертикальная мобильность тесно связана проблемой неравенства в обществе. Например, известно, что талантливые и способные дети рождаются в совершенно разных классах. Но уровень социальной мобильности в общество позволяет нам выяснить, могут ли эти талантливые дети подняться на самый верх. И наоборот – могут ли дети, ленивые, которые родились в высшем классе, опуститься в высший класс. Горизонтальная мобильность подразумевает переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне. Например, между двумя профессиями, которые одинаково престижны, одинаково доходны. Или перемещение одного трудового коллектива в другой, из одного гражданства в другое, из одной семьи (родительской) в другую (свою собственную, вновь образованную), из одной профессии в другую. Подобные движения происходят без заметного изменения социального положения в вертикальном направлении. Разновидностями горизонтальной мобильности являются: территориальная (туризм, переселение из деревни в город) профессиональная (смена профессии) религиозная (смена религии) политическая (переход из одной политической партии в другую). Например, интересной разновидностью горизонтальной мобильности служит географическая мобильность. Она подразумевает не изменение статуса или группы, а перемещение из одного места в другое при сохранении прежнего статуса. Примером выступает международный и межрегиональный туризм, переезд из города в деревню и обратно. Если к перемене места добавляется перемена статуса, то географическая мобильность превращается в миграцию. Миграция это любое территориальное перемещение населения с целью перемены постоянного места жительства или временного пребывания на территории для осуществления каких-либо целей (учёбы или трудовой деятельности). |