Главная страница
Навигация по странице:

  • Существует определенная связь между мобильностью и уровнем экономического неравенства.

  • Отсутствие возможностей для движения вверх может повредить предложению рабочей силы.

  • Низкие показатели мобильности снизу вверх означают потерю человеческого капитала.

  • Исследователи также выявили, что

  • зависит от социальных лифтов / каналов , то есть возможности изменить свое положение

  • 4. Теории социального неравенства и стратификации

  • Структурный подход к социальному неравенству

  • Теория К. Маркса.

  • Теория социально стратификации Питирима Сорокина.

  • Социальная стратификация. Социология социальная стратификация


    Скачать 1.44 Mb.
    НазваниеСоциология социальная стратификация
    Дата23.04.2022
    Размер1.44 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСоциальная стратификация .docx
    ТипЛекции
    #492343
    страница4 из 6
    1   2   3   4   5   6

    Важно!

    Низкие показатели социальной мобильности могут нанести ущерб экономическому росту. Наличие полупостоянного класса благосостояния приводит к истощению государственных ресурсов. Деньги, идущие на программы замещения дохода, подпитываемые бедностью многих поколений, могут в противном случае пойти на программы дошкольного образования, инфраструктуры и трудоустройства. Тот факт, что 40% детей, родившихся в нижней пятой части домохозяйств в США, остаются там взрослыми, является сильным сигналом, означающим, что значительная часть социальных выплат идет детям-получателям пособий. Наследство бедности, следовательно, является фискальным тормозом, а также моральным пятном.

    Существует определенная связь между мобильностью и уровнем экономического неравенства. Так, чем больше абсолютное различие в доходах между самыми богатыми и самыми бедными, тем ниже социальная мобильность, т.е. меньше вероятность, что кто-то пройдет этот путь.Это является негативным последствием экономического неравенства. Экономист Радж Четти нашел такое же влияние неравенства на межпоколенческую социальную мобильность при анализе влияния среды на детей внутри США. В своем докладе "Потерянные Эйнштейны" Радж Четти указывает, что снижение социальной мобильности является негативным фактором для роста экономики и инноваций.

    Отсутствие возможностей для движения вверх может повредить предложению рабочей силы. Во-первых, люди, которые хотят продвинуться, могут просто переехать в город с лучшими перспективами. Это, вероятно, хорошие новости с точки зрения национальных показателей социальной мобильности, но это плохие новости для города, который они оставляют позади. Здесь поднимается проблема «запустения городов» и сильной концентрации ресурсов в крупных городах (Москва, СПб, Алматы, Астана и т.п.). Также, в более общем плане наблюдается рост числа людей, особенно мужчин с низкой квалификацией, которые не просто безработные (иными словами, ищут работу), но и вообще отстранены от рынка труда. Причины такого роста «неработающего» населения сложны и трудно различимы. Но одна очевидная возможность состоит в том, что отступление от работы представляет собой потерю веры в способность рынка обеспечивать движение вверх.

    Низкие показатели мобильности снизу вверх означают потерю человеческого капитала. Когда умные, бедные дети не могут избежать своего прошлого, их навыки теряются для экономики в целом. Но в мире, где человеческий капитал возрастает с каждым годом, потеря таланта, представленная низкой мобильностью, вероятно, будет ощущаться более остро.

    Исследователи также выявили, что субъективное отношение людей к неравенству зависит от социальных лифтов / каналов, то есть возможности изменить свое положение. Чем меньше таких возможностей, тем более негативное отношение к неравенству, больше напряженность в обществе. Так, крайне важно, чтобы действующие механизмы мобильности в обществе соответствовали представлениям людей о справедливости. Это соответствие способствует адекватному восприятию мобильности, что, в свою очередь, может легитимировать фактическое неравенство в глазах населения.

    Если доминирующие «инструменты успеха» кажутся легитимными и справедливыми, то люди воспринимают свою мобильность как восходящую и готовы принять даже значительное неравенство и не требовать перераспределения. Если индивид верит, что ожидаемая восходящая мобильность соответствует его суждениям о справедливости и возможно продвижение за счёт собственных усилий, иными словами, если человек ощущает равенство возможностей, то это может легитимировать фактическое неравенство в его глазах, оно не становится серьезной проблемой. Напротив, в коррумпированном обществе, в условиях восходящего движения за счет подкупа, взяток, «полезных» связей люди считают правила игры несправедливыми, а достигнутый таким образом «успех» нечестным, и следовательно, снижается терпимость к неравенству.
    4. Теории социального неравенства и стратификации

    В настоящее время в социологии существует несколько подходов, рассматривающих сущность, причины и способы воспроизводства неравенства (схема 1)


    Схема 1. Социологические подходы к анализу социального неравенства
    Структурный подход к социальному неравенству

    Согласно структурному подходу, причины социального неравенства укоренены в социальной системе общества, раздираемого классовыми противоречиями. Соответственно, акцент ставится на неравном, в первую очередь, экономическом положении отдельных социальных классов в обществе, а единицей анализа выступает конкретный социальный класс, имеющий характерные признаки.

    Теория К. Маркса. Наиболее ярким представителем данного подхода является Карл Маркс, который подчеркивал высокую плодотворность применения концепции классов и классовой борьбы для анализа капиталистического общества, зародившегося в конце XVIII в.

    Именно К. Маркс наполнил понятие «класс» четким экономическим содержанием и широко оперировал им для подтверждения неизбежности перехода от капитализма к социализму. В письме к И. Вейдемейеру, написанному в 1852 г., он так определил свой вклад в развитие представлений о классах: «То, что я сделал нового, состояло в доказательстве следующего: 1) что существование классов связано лишь с определенными историческими фазами развития производства; 2) что классовая борьба необходимо ведет к диктатуре пролетариата; 3) что эта диктатура сама составляет лишь переход к уничтожению всяких классов и к обществу без классов» .

    Основные классы данного общества выступают необходимыми «воплощениями, персонификациями» определенного способа производства, исполняя роли субъекта организации труда (и субъекта присвоения прибавочного продукта), с одной стороны, и субъекта непосредственного труда – с другой.

    Различие между классами, а именно – раба и рабовладельца, зависимого крестьянина и феодала, пролетария и буржуа – базируется у К. Маркса на классическом различии экономических источников доходов: капитал – прибыль, земля – земельная рента, труд – заработная плата. В данной связи общественный класс представляет собой прежде всего группу, занимающую определенное место в процессе производства.

    В работе «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта» К. Маркс показывает, почему огромное множество людей, даже если они занимаются одинаковой экономической деятельностью и ведут одинаковый образ жизни, вовсе не обязательно представляют собой общественный класс. Так, общность деятельности, способов мышления и образа жизни – необходимое, но недостаточное условие существования общественного класса. Для вычленения класса необходимы: 1) осознание классового единства, 2) ощущение отличия от других классов и даже враждебности по отношению к другим общественным классам. Отдельные индивиды образуют класс лишь в той мере, в какой они должны вести совместную борьбу с другим классом.

    «История до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов. Свободный и раб, патриций и плебей, помещик и крепостной, мастер и подмастерье, короче, угнетающий и угнетаемый находились в вечном антагонизме друг к другу, вели непрерывную, то скрытую, то явную борьбу, всегда кончавшуюся революционным переустройством всего общественного здания или общей гибелью борющихся классов»10 , – писал мыслитель.

    Теория Макса Вебера. Затем «классовый», а по существу, экономический подход к генезису социального неравенства был дополнен, а, в конечном счете, и вытеснен стратификационным подходом, получившим широкое признание и популярность. В социологии принято считать, что основу стратификационного подхода к анализу социальной структуры общества заложил Макс Вебер в работе «Хозяйство и общество». Этот ученый рассматривал социальную структуру общества как многомерную систему, в которой наряду с классами и порождающими их экономическими отношениями, важное место принадлежит престижу и власти. Он полагал, что социальные страты, в отличие от классов, формируются в большей степени на основе статусных групп, которые выделяются по критерию социального престижа. И если классовая принадлежность – категория объективная, то статус зависит от оценок людьми социальных различий и определяется различными стилями жизни соответствующих групп.
    Теория социально стратификации Питирима Сорокина. Наиболее развернутую концепцию социальной стратификации и, соответственно, обусловленного ей социального неравенства, разработал П.А. Сорокин. Этот ученый утверждал, что «общества без расслоения, с реальным равенством их членов – миф, так и никогда не ставший реальностью за всю историю человечества»12. Происхождение неравенства он связывал с социальной стратификацией – «дифференциацией некой данной совокупности людей (населения) на классы в иерархическом ранге. Ее основа и сущность – в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанности, наличии или отсутствии социальных ценностей, власти и влияния среди членов того или иного сообщества».

    Согласно П.А. Сорокину, «социальная стратификация имеет место всегда, когда есть постоянный общественный образ жизни и социальное взаимодействие, как только появляются зачатки социальной организации. Любая организованная социальная группа всегда социально стратифицирована», таким образом, социальная стратификация – это постоянная характеристика любого общества.

    П.А. Сорокин утверждал, что само понятие страта, в силу многомерности признаков, объединяющих или разъединяющих людей, более точно, по сравнению с понятием класса, отражает социальную структуру общества с точки зрения его функционирования и изменения.

    Он определял понятие класс как «общность людей, располагающих близкими позициями в отношении экономических, политических и профессиональных статусов»15 и утверждал, что слово «класс», вполне приемлемое для широкого использования, становится неудовлетворительным при исследованиях социальной стратификации, особенно для выявления исключительных случаев. Достаточно часто оно сводится к «генерализации отдельных видов стратификации», «к гиперторофированным подчеркиваниям той или иной формы социальной стратификации под вывеской “социальный класс”».

    Как отмечал П.А. Сорокин, «выражения типа “высшие и низшие классы”, “продвижение по социальной лестнице”, “его социальное положение очень высоко”, “они очень близки по своему социальному положению”, “существует большая социальная дистанция и т.п.” довольно часто используется как в повседневных суждениях, так и в экономических, политологических и социологических трудах. Все эти выражения указывают на существование того, что можно обозначить термином социальное пространство».

    Согласно П.А. Сорокину, социальное пространство есть особая система отношений, в которой каждый человек занимает свое особое место. Наделенное таким значением понятие социального пространства также имеет универсальный характер: оно применимо к объединениям индивидов любого масштаба и какого угодно уровня.

    «Социальное пространство в корне отличается от пространства геометрического. Люди, находящиеся вблизи друг от друга в геометрическом пространстве (например, король и его слуга, хозяин и раб) в социальном пространстве отделены друг от друга громадной дистанцией. И наоборот, люди, находящиеся очень далеко друг от друга в геометрическом пространстве (например, два брата или епископы, исповедующие одну религию, или же два генерала одного звания и из одной армии, один из которых в Америке, а другой – в Китае) могут быть очень близки социально. Человек может покрыть тысячи миль геометрического пространства, не изменив своего положения в социальном пространстве, и наоборот, оставшись в том же геометрическом пространстве, он может радикально изменить свое социальное положение».

    «Для того, чтобы дать определение социальному пространству, – писал П.А. Сорокин, – необходимо вспомнить, что геометрическое пространство обычно представляется нам в виде некой «вселенной», в которой располагаются физические тела. Местоположение в этой вселенной определяется путем определения положения того или иного объекта, выбранного «за точку отсчета». Как только такие ориентиры установлены (будь то Солнце, Луна, Гринвичский меридиан, оси абсцисс и ординат), мы получаем возможность определить пространственное положение всех физических тел, сначала относительно этих точек, а затем – относительно друг друга».

    «Подобным же образом социальное пространство есть некая вселенная, состоящая из народонаселения Земли. Там, где нет человеческих особей или же живет всего один человек, там нет социального пространства (или вселенной), поскольку одна особь не может иметь отношения к другим. Она может находиться только в геометрическом, но не в социальном пространстве. Соответственно, определить положение человека или какого-либо социального явления в социальном пространстве означает определить его (их) отношение к другим людям и другим социальным явлениям, взятым за такие точки отсчета. Сам же выбор точек отсчета зависит от того, являются ли ими отдельные люди, группы или совокупности групп»20.

    Для того, чтобы определить социальное положение человека, – подчеркивал П.А. Сорокин, – «необходимо знать его семейное положение, гражданство, национальность, отношение к религии, профессию, принадлежность к политическим партиям, экономический статус, его происхождение и т.д. «поскольку внутри одной и той же группы существуют совершенно различные позиции (например, король и рядовой гражданин внутри одного государства), то необходимо также знать положение человека в пределах каждой из основных групп населения. Когда же наконец определено положение населения как такового среди всего человечества (например, население США), тогда можно считать и социальное положение индивида определенным в достаточной степени»21.

    Данные посылки П.А. Сорокин резюмировал следующим образом:

    1. социальное пространство – это народонаселение Земли;

    2. социальное положение (индивида – Н.О.) – это совокупность его связей со всеми группами населения, внутри каждой из этих групп, то есть с ее членами;

    3. положение человека в социальной вселенной определяется путем установления этих связей;

    4. совокупность таких групп, а также совокупность положений внутри каждой из них составляют систему социальных координат, позволяющую определить социальное положение любого индивида».

    «Эвклидово геометрическое пространство трехмерно. Социальное же пространство многомерно, поскольку существует более трех вариантов группировки людей по социальным признакам, которые не совпадают друг с другом (… по принадлежности к государству, религии, национальности, профессии, экономическому статусу, политическим партиям, происхождению, полу, возрасту и т.п.). Оси дифференциации населения по каждой из этих групп специфичны …, и не совпадают друг с другом. И поскольку связи всех видов являются существенными признаками системы социальных координат, то очевидно, что социальное пространство многомерно, и чем сложнее дифференцировано население, тем многочисленнее эти параметры».

    Для описания общей концепции социального пространства и его параметров П.А. Сорокин ввел понятие социальной стратификации «как постоянной характеристики любой организованной социальной группы».

    Социальная стратификация, по П.А. Сорокину, «это дифференциация некой данной совокупности людей (населения) на классы в иерархическом ранге. Она находит выражение в существовании в обществе высших и низших слоев (страт). Ее основа и сущность – в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанности, наличии или отсутствии социальных ценностей, власти и влияния среди членов того или иного сообщества».

    Конкретные формы социальной стратификации разнообразны и многочисленны. Если экономический статус членов некоего общества неодинаков, если среди них имеются как имущие, так и неимущие, то такое общество характеризуется наличием экономического расслоения независимо от того, организовано оно на коммунистических или капиталистических принципах, определено ли оно конституционно как «общество равных» или нет. Никакие этикетки, вывески, устные высказывания не в состоянии изменить или затушевать реальность фактов экономического неравенства, которое выражается в различии доходов, уровня жизни, в существовании более богатых или бедных слоев населения.

    Аналогичным образом, если в пределах какой-то группы существуют иерархически различные ранги в смысле авторитетов и престижа, званий и почестей, если существуют управляющие и управляемые, тогда независимо от терминов (монархи, бюрократы, начальники, управляющие) это означает, что такая группа политически дифференцирована, чтобы она ни провозглашала в своей конституции или декларации.

    Если члены какого-то общества разделены на различные группы по роду деятельности, занятиям, а некоторые профессии считаются более престижными в сравнении с другими и если члены той или иной профессиональной группы делятся на руководителей различного ранга и подчиненных, то такая группа профессионально дифференцируется. Это имеет место независимо от того, избираются ли начальники или назначаются, достаются ли им руководящие должности по наследству или, благодаря их личным качествам.

    Этот ученый утверждал, что «все эти формы социальной стратификации тесно переплетены. Люди, принадлежащие к высшему слою в каком-то одном отношении, обычно принадлежат к тому же слою и по другим параметрам; и наоборот. Представители высших экономических слоев одновременно относятся к высшим политическим и профессиональным слоям. Неимущие же, как правило, лишены гражданских прав и находятся в низших слоях профессиональной иерархии. Таково общее правило, хотя существует и немало и исключений»27. Таким образом, по П.А. Сорокину эти формы стратификации совпадают друг с другом лишь частично, то есть до определенной степени, а реальная картина социальной стратификации любого общества очень сложна и путана.

    В современной социологии под понятием социальная стратификация понимают «социальную дифференциацию людей, выражающую их социальное неравенство по доходам, образованию, участию во власти, общественному престижу, самоидентификации и другим объективным критериям и основанное на этом неравенство, иерархическое ранжирование их статуса и роли в обществе и его подсистемах». Очевидно, что это определение социальной стратификации по сути базируется на категории социального неравенства. Социальная страта, как и класс, выделяется на основе особо значимой в представлении определенного круга людей или общества характеристики. Эта характеристика, проходя через личностное освоение (люди идентифицируют себя с ней, добиваются ее), детерминируется социальными нормами и поддерживается общим консенсусом.
    1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта