лекции социология. лекции_Социология 22. Социология в понимании социального мира
Скачать 333.88 Kb.
|
Тема: Социальное изменение: новейшие социологические дискуссии Социальное изменение. Социологические перспективы к изучению социальных изменений. Основные составляющие социальных изменений. Гомогенизация и унификация. Социальное изменение – это переход социального объекта из одного состояния в другое. Социальное изменение – это любая модификация в социальной организации общества, его социальных институтах и социальной структуре, установленных в нем образцов поведения [1, с. 95-96]. Социальные изменения ставят людей перед новыми ситуациями и это способствует выработке новых форм деятельности. Гидденс Э. отмечает, что чтобы решить, в какой степени и каким образом система подвержена процессу изменений, необходимо определить степень модификации основных институтов в течение определенного периода. Любой учет изменений также предполагает выделение того, что остается стабильным, так как это является основанием, на фоне которого определяются изменения [2, с. 592]. Среди теоретических моделей, в которых осмысливаются механизмы изменений на протяжении человеческой истории, выделяются две. Первая – социальный эволюционизм. Вторая – исторический материализм. Эволюционные концепции социальных изменений исходят из того, что в развитии обществ происходит движение к всевозрастающему усложнению. Племена охотников и собирателей, которые были на ранних стадиях развития человечества, обладали более простой структурой, чем земледельческие общества, которые возникли в более поздний исторический период. Потом появились индустриальные общества, которые превосходят по своей сложности любой предшествующий тип. Сторонники этой теории уверены, что более сложные организмы обладают большей способностью к адаптации и выживанию, чем простейшие. То есть чем сложнее общество, тем большей «выживаемостью» оно обладает. Одним из вариантов социального эволюционизма был социал-дарвинизм. Он завоевал особую популярность на рубеже XIX-XX веков. Социал-дарвинизм возник под влиянием работ Чарльза Дарвина, посвященных биологической эволюции. Сторонники социал-дарвинизма утверждают, что между человеческими обществами идет та же борьба за существование, что и между биологическими организмами. Современные западные общества одержали верх в этой борьбе и, таким образом, представляют собой высшую стадию социального прогресса. Теоретики социальной эволюции XIX века часто склонялись к однолинейности. Они утверждали, что существует единственная линия развития человеческого общества – от простого к более сложному. В последние несколько десятилетий в социологии произошло своеобразное возрождение эволюционных теорий, но акцент теперь делается уже не на однолинейности, а на мультилинейности. Мультилинейные теории предполагают, что возможно существование различных путей развития, ведущих от одного типа общества к другому [2, с. 592]. Т. Парсонс разработал теорию «эволюционных изменений». Он отверг представления о том, что эволюция общества представляет собой непрерывный или простой линейный процесс. Он выдвинул гипотезу, что общества имеют тенденцию становиться все более дифференцированными в своих структурах и функциях. И очень важно, чтобы новые структуры были более функционально приспособленными, чем предшествующие [3]. Исторический материализм – это интерпретация социальных изменений, разработанная К.Марксом. Согласно К.Марксу, каждое общество основывается на экономическом базисе, или инфраструктуре, изменения которого влекут за собой соответствующие изменения в надстройке – политических, законодательных и культурных институтах. Ключом к пониманию социальных изменений, утверждает Маркс, являются способы, используя которые, люди создают все более сложные и совершенные системы производства, усиливают свое влияние на материальный мир, подчиняя его своим целям. Маркс описывает этот процесс как рост производительных сил. Он считал, что социальные изменения могут происходить не только как процессы постепенного развития, но и как революционные потрясения [2, с. 596]. Волков Ю. подчеркивает, что согласно К. Марксу, любые изменения представляют собой продукт непрерывного конфликта противоположностей. Любое развитие – социальное, экономическое или человеческое – проходит через стадии разрешения существующих и появления новых противоречий [3]. Согласно Гидденсу Э. основными типами факторов, которые могут влиять на социальные изменения, являются: физическая среда, политическая организация и культурные факторы. Физическое окружение оказывает существенное воздействие на развитие социальной организации в человеческом обществе. Это особенно заметно в экстремальных условиях, когда существование людей определяется климатическими условиями. Важнейшим фактором политического влияния на социальные перемены является военная сила. Именно она сыграла фундаментальную роль в возникновении большинства традиционных государств. Среди культурных факторов, воздействующих на характер и темпы перемен, особую важность имеет природа системы коммуникаций [2, с. 598-599]. Одним из проявлений социальных изменений является глобализация. Понимание глобализации как универсализации (укрепление всеобщности) и гомогенизации (движения к однородности) появилось недавно – в середине ХХ века. Категории однородности (универсализация, гомогенизация) несколько сложнее, чем может показаться. Сегодня эксперты обращают внимание на то, что глобализация не обязательно предполагает принятие единых, универсальных норм и правил поведения, а унификация и стандартизация не всегда являются синонимами глобализации. Универсализация и гомогенизация как неотъемлемые измерения глобализации не носят абсолютного характера, они относительны. Некоторые исследователи отождествляют универсализацию и гомогенизацию мира с понятием вестернизации, то есть с распространением западных ценностей. Сейчас происходит взаимовлияние западной и восточной культуры, которое возможно повлияет на будущее мира. 1. Осипов Г. В. (ред.). Социологический энциклопедический словарь: на русском, английском, немецком, французском и чешском языках. – ИНФРА. М-Норма, 1998. 2. Гидденс Э., Бердсолл К. Социология. – URSS, 2005. – 632 с. 3. Волков Ю. Социология. – Litres, 2021. |