Главная страница
Навигация по странице:

  • Праксеологическая

  • Введение в теории социологии

  • лекции социология. лекции_Социология 22. Социология в понимании социального мира


    Скачать 333.88 Kb.
    НазваниеСоциология в понимании социального мира
    Анкорлекции социология
    Дата08.03.2022
    Размер333.88 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлалекции_Социология 22.docx
    ТипДокументы
    #386268
    страница1 из 13
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


    Тема: Социология в понимании социального мира

    1.Приглашение в социологию. Индивид и общество.

    2.Социальная среда и социальное поведение.

    3.Социальные отношения и социальные институты.

    4.Социализация и идентификация.

    5.Социальная реальность и здравый смысл.

    6.Социологическое мышление.

    7.Социологическое воображение. Социологическая перспектива.
    С термином «социология» каждый из нас встречался неоднократно. В современной жизни она, как говорится, у всех «на слуху». Телеви­дение, радио, газеты сообщают о результатах социологических оп­росов населения по самым разнообразным проблемам.

    Социологиче­ские службы парламента, Президента, различных исследователь­ских центров изучают общественное мнение по важнейшим соци­ально-политическим и экономическим вопросам: рейтинг наиболее влиятельных лиц в государстве, проблемы ценовой политики, удов­летворенность уровнем жизни и т. д. На предприятиях, в регионах проводятся свои специфические социологические исследования, в которых определяется состояние социальной напряженности в кол­лективах, удовлетворенность населения транспортным обслужива­нием, работой различных организаций, сферы услуг. В институтах студенты осуществляют оценку работы преподавателей, заполняя анкету «Преподаватель глазами студента».

    Все это внешний, лежа­щий на поверхности уровень социологических исследований, кото­рый создает образ социологии как прикладной эмпирической науки, служащей удовлетворению каких-то текущих, сиюминутных по­требностей общества. Но можно ли сказать, что этим исчерпывается предмет и задачи социологии? Что представляет собой социология как наука? С этим как раз нам и необходимо разобраться.

    Начнем с этимологии. Термин «социология» - производное от двух слов: латинского слова societas - общество и греческого logo - слово, понятие, учение. Следовательно, этимологически социоло­гия - наука об обществе. Возникновение социологических доктрин принято связывать с именем Огюста Конта, который придумал необычное латино-греческое словосочетание «социология» для обозначения высшей науки об обществе.

    Как любая научная дисциплина, социология выполняет две основных функции: эвристическую (познавательную) и праксеологическую (прикладную). Эвристическая (от греч. heurisko - отыскиваю, открываю) функция социологии заключается в том, что эта наука формирует в будущем специалисте новый, профессиональный взгляд на мир человеческих отношений. Корпус социологического знания включает в себя различные предметные области, стили мышления и идеологии. Многие из них несопоставимы друг с другом. В конгломерате, объединенном общим наименованием «социология», сосуществуют наука и идеология, логика и риторика, высокая абстракция и житейский опыт. Логика социологического мышления показывает, что социальное поведение, действия человека являются элементами более широких структур - групп, общностей, социальных институтов, в которых люди связаны различными сетями и нитями взаимной зависимости.

    Преимущества, которые предоставляет знание социологии, не ограничиваются сферой личностного роста. Праксеологическая (греч. praxis - действие) функция социологии позволяет использовать эту науку в качестве исследовательского инструмента во многих областях человеческой жизнедеятельности. Социологи помогают формировать государственную политику и систему права, участвуют в решении вопросов, касающихся национальных конфликтов, системы образования, социального обеспечения и культуры. Кроме того, социологическое образование - хорошая подготовка к трудовой деятельности. Большое число профессиональных социологов работают в сфере государственного и муниципального управления, маркетинговых и политологических исследований, в общем, везде, где требуются специалисты, обладающие навыками исследовательской работы.

    Для того чтобы понять особенности социологии, социологического подхода к изучению общества, не­обходимо вычленить собственную область социологического иссле­дования, а также определить те методы, которыми социология опе­рирует. Для этого, прежде всего, следует провести строгое разграни­чение между объектом и предметом социологии.

    Для того чтобы наиболее точно определить объект и предмет социологии как науки, следует уточнить общие понятия объекта и предмета. Под объектом исследования обычно понимают определенную часть окружающего нас материального или нематериального мира, реальность, существующую независимо от нашего знания о ней. Это могут быть физические тела, взаимодействующие друг с другом, живые организмы или человек. Важно то, что все эти объекты окружающей действительности существовали до нашего знания и не зависят от него.

    Таким образом, объектом социологии является общество, взятое в целом, а также отдельные его части, достаточно крупные для того, чтобы в них проявились закономерности, характерные для общества.

    Объектами социологического познания могут являться:

    • глобальное мировое сообщество;

    • традиционное национальное общество;

    • микрообщество (социальная группа, семья и т.д.);

    • индивид.

    Предмет любого исследования, напротив, существует только в голове исследователя, т.е. полностью зависит от самого знания и является его частью. Определяя предмет исследования, мы абстрактно выделяем одну или несколько сторон объекта и пытаемся изучить их. По такой логике каждому объекту исследования может соответствовать несколько предметов изучения.

    Например, каменное здание как объект существующей независимо от нас реальности может заинтересовать экономиста с точки зрения затрат на строительство, архитектора - с точки зрения архитектурного стиля и удачного включения в окружающий ландшафт, строителя фундамента – с точки зрения посадки здания в грунт и прочности основания, человека, проживающего в здании, – с точки зрения удобства внутренних помещений. Каждый может заинтересоваться и другими сторонами объекта, но только исходя из факта их влияния на интересующий его предмет. Таким образом, в самом объекте не содержится никакого предмета исследования.

    Основоположник социологии, французский мыслитель О. Конт считал, что социология это позитивная наука об обществе. Выдающийся французский социолог Э. Дюркгейм называл предме­том социологии социальные факты. С точки зрения немецкого социолога М. Вебера, социология - это наука о социальном поведении, которое она стремится понять и истолковать.

    Для лучшего понимания существа предмета социологии важно представить общество как структуру, т.е. как целое, состоящее из частей, взаимодействующих между собой в строго определенных границах (Рис. 1). Каждая часть этой структуры испытывает на себе влияние остальных ее частей, а также сама оказывает обратное влияние.

    Так, ошибочно было бы полагать, что люди сами выбирают занятие, которое им кажется интересным. Подвергая научному анализу общество и мир социальных отношений, можно увидеть, что наш повседневный выбор во многом связан с обществом, которое нас окружает. То, как люди решают провести свое время, не зависит от «свободной воли», о которой говорят философы.

    Таким образом, используя социологический подход, мы извлекаем из этого два важнейших урока: во-первых, мы узнаем, что социальный мир направляет наши действия и жизненный выбор, как времена года влияют на выбор одежды и занятости; во-вторых, усвоив основы социального устройства, мы сами нередко оказываем влияние на жизненный выбор других людей, повергаем «корректировке» ход целого ряда социальных процессов.



    Рис. 1. Механическая модель структуры

    Итак, предмет социологии – это социальные взаимодействия между людьми, а также закономерности, возникающие в ходе этих взаимодействий. Социология интересуется не отдельными случаями, а рядовыми процессами или типичными феноменами, существующими всегда и повсюду.
    Что представляет собой социальное поведение? Во-первых, оно представляет собой не отдельное, а множество социальных действий, организованных в единое целое. Во-вторых, социальное поведение "соткано" не из однородных, а разнородных, иногда даже противоположных социальных действий. В-третьих, если социальное действие совершается "здесь и сейчас", т.е. имеет свои границы в пространстве и времени, то социальное поведение развертывается во времени и пространстве, т.е. оно остается таковым в течение определенного периода жизни человека и в различных ситуациях. В-четвертых, социальное поведение включает в себя не только социальное действие, но и бездействие (например, халатное поведение личности). И, наконец, в-пятых, основной функцией социального поведения является приспособление личности к социальной среде. Личность своим социальным поведением адаптируется к природе (организму), социальным системам и культуре, приспосабливает к ним свои способности, потребности, интересы. Социально-культурное приспособление может быть активным и пассивным, созидательным и разрушительным агрессивным и терпимым и т.д. Таким образом, социальное поведение – это система социальных действий и бездействий, направленная на обеспечение приспособления личности к социальным системам, природе и культуре.

    Социальная среда – совокупность материальных, экономических, социальных, политических и духовных условий существования, формирования и деятельности индивидов и социальных групп.

    Все элементы общества связаны между собой общественными отношениями – связями, возникающими междусоциальными группами и внутри них в процессе материальной (экономической) и духовной (политической, правовой, культурной) деятельности.

    В процессе развития общества некоторые связи могут отмирать, некоторые – появляться. Связи, которые доказали свою пользу для общества, упорядочиваются, становятся общезначимыми образцами и в дальнейшем повторяются из поколения в поколение. Чем стабильнее эти полезные для общества связи, тем устойчивее само общество.

    Социальными институтами (от лат. institutum – устройство) называются элементы общества, представляющие стабильные формы организации и регулировании общественной жизни. К основным социальным институтам традиционно относят семью, государство, образование, церковь, науку, право. Такие институты общества, как государство, образование, семья и т.д., упорядочивают социальные отношения, регулируют деятельность людей и их поведение в обществе. Основная цель социальных институтов – достижение стабильности в ходе развития общества.

    Общество – сложный организм, в котором все ячейки тесно взаимосвязаны и от деятельности каждой из них зависит эффективность жизнедеятельности общества в целом. В организме на место отживающих клеток приходят новые. Так и в обществе каждую секунду рождаются новые люди, которые пока ничего не знают; ни правил, ни норм, ни законов, согласно которым живут их родители. Всему их нужно обучить, чтобы они стали самостоятельными членами общества, активными участниками его жизни, способными обучать новое поколение.

    Процесс усвоения индивидом социальных норм, культурных ценностей и образцов поведения общества, к которому он принадлежит, называется социализацией. Он включает в себя передачу и овладение знаниями, умениями, навыками, формирование ценностей, идеалов, норм и правил социального поведения.

    Социальная идентификация – это отождествление себя по общим проблемам, жизненным интересам и социальным симпатиям с определенной социальной группой.

    Социальная реальность – итог взаимодействия между индивидами, включающий в себя общепринятые принципы, законы и социальные представления.

    Здравый смысл - совокупность общепринятых, часто неосознанных способов объяснения и оценки наблюдаемых явлений внешнего и внутреннего мира. Здравый смысл суммирует значимые, необходимые каждому человеку в его повседневной жизни фрагменты исторически доступного опыта.

    Социология дает нам возможность получить знания о нас самих, об обществах, в которых мы живем, и о других обществах, отделенных от нас в пространстве и во времени. Социологические исследования, с одной стороны, разрушают, а с другой, дополняют наши основанные на здравом смысле представления о нас самих и о других людях.

    Здравый смысл зачастую служит источником понимания в процессе изучения социального поведения. Следует, однако, подчеркнуть, что социолог должен быть готов задать вопрос о любом из наших убеждений (не важно, насколько оберегаемом нами): Так ли это на самом деле? Действуя подобным образом, социология способствует пониманию того, что есть “здравый смысл”. Многое из того, что мы относим к здравому смыслу, т. е. к тому, что известно всем, – например, то, что число разводов увеличилось в период после второй мировой войны, – основано на работах социологов и других ученых-обществоведов. Для того чтобы из года в год представлять материалы по вопросам брака и развода, необходимо проводить огромное количество регулярных исследований. То же самое относится и ко множеству остальных областей нашего “основывающегося на здравом смысле” знания.

    Социологическое мышление – это прежде всего научное мышление. Мыслить социологически – значит мыслить, следуя объективной истине, логике социальной жизни. Социологическое мышление как профессиональное мышление и важную составляющую интеллекта современного человека, как и саму социологию, необходимо поэтому отличать, во-первых, от всякой философии: философия – это мировоззрение, социология – наука. Социология, как известно, возникла в результате применения к изучению общества позитивистской парадигмы. Девизом же позитивизма был призыв: «Долой всякую философию! Наука сама себе философия». Она сформировалась как раз в процессе «отпочкования» (отделения) социального знания от философии, знания, которое прежде существовало и развивалось в рамках двух философских дисциплин – социальной философии и философии истории. Эти последние, ранее являвшиеся условием накопления знания об обществе, к концу XVIII – началу XIX вв. превратились в тормоз их дальнейшего развития и именно как научных знаний, т.е. точных и верифицируемых.

    Социологический взгляд на мир отличается от обычных представлений. Как писал Питер Бергер, социологический подход – это способность замечать общее в частном. Хотя любой человек отличается от других, существуют общие для людей модели поведения. Социологическое мышление возникает тогда, когда мы начинаем понимать, как общие категории влияют на нашу частную жизнь, «видеть необычное в банальном». Такой подход называется социологическим воображением (понятие ввёл Чарльз Райт Миллс) – умением абстрагироваться от своего опыта повседневной жизни. Социологическое воображение позволяет, во-первых, оценить вещи, которые кажутся нам очевидными (здравый смысл) и, как следствие, отказаться от распространённых представлений (к примеру, что человеческое поведение определяется только решением действовать так или иначе); во-вторых, осознать, почему возникают социальные и культурные различия; в-третьих, оценить возможности и препятствия, возникающие в нашей жизни; в-четвёртых, побудить к социальной, гражданской и политической активности; в-пятых, понимать образ жизни других людей.

    Иными словами, социологическое воображение - это способность связать любое событие в обществе со структурным, культурным и историческим контекстом, а также с индивидуальными и коллективными действиями членов общества. Социолог обладает способностью в любом источнике информации найти структурную связь событий, определить их включенность в современную историю, увидеть за разрозненными и спонтанными на первый взгляд действиями людей присутствие скрытой коллективности.

    Социологическая перспектива предлагает найти новый – свежий и творческий – подход к изучению столь часто игнорируемых или принимаемых как должное аспектов социальной среды. Оказывается, человеческий опыт имеет множество смысловых уровней и вещи не всегда таковы, какими кажутся. Поведение человека управляется сложными переплетениями невидимых законов и институциональных систем, и человек непрерывно создает, обсуждает и пересматривает подразумеваемые соглашения с членами своей семьи, с друзьями, коллегами по работе в течение всей своей жизни в обществе. Многие из движущих нами принципов лежат за пределами нашего порога осознания. Именно так, постигая скрытую структуру внешнего мира, мы сталкиваемся с новыми уровнями реальности. Правила, нормы и отношения, организующие общество в слаженно действующую живую систему, в которой все распределено по своим местам и каждый элемент выполняет определенные функции, даже для профессионального исследователя трудноуловимы. Чтобы попытаться реконструировать его социальный облик, нужно научиться “по косточкам” (отдельным элементам: группам, отношениям) собирать “скелет” (структуру) общества и, наоборот, “сканировать” (выявлять труднодоступное) внутреннее содержание, т.е. закономерности организации общества как социальной системы. Подобный подход к реальности – специфическая форма сознания – составляет суть социологической перспективы. Социологическая перспектива позволяет осознать обществу скрытые от него аспекты человеческой жизни, учит видеть и правильно интерпретировать социальный “пейзаж”.

    Тема: Введение в теории социологии
    1.Социологическая теория. Макро- и микроуровни.

    2.Причинно-следственные связи в социальном опыте.

    3.Развитие отдельных школ и направлений (О. Конт, Э. Дюркгейм, Г. Спенсер).

    4.Структурный функционализм.

    5.Конфликтологические теории.

    6.Символический интеракционизм. Теории ролей.
    Социология как наука в настоящее время имеет весьма сложную структуру. Эта структура включает в себя общую социологическую теорию, которая изучает наиболее общие вопросы функционирования и развития общества, места в нем человеческой личности. Именно в рамках общей социологической теории происходит теоретическое осмысление и обобщение множества эмпирических фактов, накапливаемых и осмысляемых в частных социологических теориях, систематизация их по тем или иным признакам, разработка социологического категориального аппарата, установление закономерностей и формулировка законов.



    Рис. Структура социологического знания
    Фундаментальные социологические теории возникли из социальной философии и психологии; они основывались на наблюдениях, умозаключениях и обобщениях различных сторон общественной жизни, которые давали сведения о единых для всех социальных структур законах поведения людей.

    Другой уровень социологических исследований - эмпирическая социология (от греч. empeiria - опыт) - комплекс социологических исследований, ориентированных на сбор и анализ социальных данных с использованием методов, методик, техники социологического исследования, цель которых заключается в сборе и систематизации сведений о состоянии общественной жизни. Это достаточно самостоятельная научная дисциплина, которая имеет и другие названия. Эмпирическую социологию также называют социографией, что подчеркивает описательный характер этой дисциплины. Это направление социологии считается более близким к жизни, чем «высокие» теории.

    И, наконец, уровень частных (отраслевых) социологических теорий. Эти теории именуют теориями среднего уровня. Этот термин ввел в научный оборот знаменитый американский социолог Роберт Мертон. Каждая из «теорий среднего уровня» ставит и решает социологические проблемы применительно к определенному элементу структуры общества, отдельному, относительно самостоятельному общественному явлению. К числу теорий среднего уровня относятся: социологические концепции, которые разрабатываются на стыке наук, - социология права, медицинская социология, экономическая социология, социология менеджмента и т.п.; социологические теории, связанные с изучением отдельных сфер общественной жизнедеятельности: аграрная социология, урбанистическая социология, социология чтения и т.п. различные отрасли институциональной социологии - особого направления, связанного с исследованием устойчивых форм организации и регулирования общественной жизни: социология религии, социология образования, социология брака и семьи.

    В современной социологической науке обычно речь идет о двух уровнях социологического анализа общества: микро- и макросоцио­логии.
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


    написать администратору сайта