лекции социология. лекции_Социология 22. Социология в понимании социального мира
Скачать 333.88 Kb.
|
Социальная структура и стратификация общества 1.Общество, равенство и неравенство. 2.Открытое и закрытое общество. 3.Стратификация как структурированное неравенство между различными группами. 4.Системы стратификации и дифференциация. 5.Краткий обзор теорий социальной стратификации (К. Маркс, М. Вебер). 6.Формы социальной стратификации (П. Сорокин). 7.Социальная мобильность. Горизонтальная и вертикальная мобильность. 1.Общество, равенство и неравенство. Проблема социального неравенства занимает центральное место в социологии. Стремительное развитие науки и техники, и связанные с этим перераспределение собственности актуализировало проблемы социальной стратификации и социального неравенства, стимулировало возникновение научных теорий, объединяющих эти процессы. Наиболее глубокое влияние на становление концепции социальной стратификации оказал К.Маркс. Согласно ему, минимальное неравенство либо его полное отсутствие наблюдалось в первобытнообщинном строе. Неравенство появилось и стало углубляться в антагонистических формациях, достигло максимума в период классического капитализма и будет нарастать быстрыми темпами по мере развития данной формации. Теорию Маркса можно назвать «Эскалация неравенства». Его теория абсолютного и относительного обнищания пролетариата гласит, что «богатые становятся богаче, а бедные – беднее». Согласно теории Герхарда Ленски (1970 г.) степень неравенства в разные исторические эпохи различна. Глубоким неравенством характеризовались эпохи рабовладения и феодализма. Меньшую степень неравенства в промышленном обществе Ленски объясняет меньшей концентрацией власти у управляющих, наличием демократических правительств, борьбой за влияние между профсоюзами и предпринимателями, высоким уровнем социальной мобильности и развитой системой социального обеспечения, которая повышает жизненный уровень неимущих до определенных, вполне приемлемых стандартов. Первыми в защиту социального неравенства как необходимого элемента стратификации, выполняющего позитивные функции выступили в 1945 г. Кингслей Дэвис и Уилберт Мур. Под стратификацией они понимали неравномерное распределение материальных благ, властных функций и социального престижа в зависимости от функциональной важности позиции. По мнению К.Дэвиса и У.Мура, «каждое общество независимо от того, является оно простым или сложным, должно дифференцировать людей по престижу и уважению и должно иметь определенную степень институализированного неравенства». «Социальное неравенство представляет собой естественно эволюционирующий механизм, благодаря которому общество обеспечивает продвижение на важнейшие позиции наиболее квалифицированных лиц». Однако точно определить, какие именно позиции наиболее важны для общества, весьма затруднительно. В разных обществах один и те же позиции в стратификации могут оцениваться по-разному, но в любом обществе есть позиции, которые требуют специфических способностей и подготовки, функционально более важные, чем другие позиции. Например, позиция управляющего компанией функционально более важна, чем позиция грузчика. Обе позиции необходимы компании, но позиция менеджера требует специфических способностей и подготовки. Согласно Дэвису и Муру функционально важные позиции должны вознаграждаться соответствующим образом. В этом случае общество сможет обеспечить выдвижение на важнейшие позиции квалифицированных людей. Вознаграждение «должно быть притягательным, чтобы склонить людей к выполнению обязанностей, связанных с этими позициями». Таким образом, теория неравенства К.Дэвиса и У.Мура, исходит из: Принципа равных возможностей; принципа выживания самых приспособленных; психологического детерминизма, согласно которому успех в работе предопределяют индивидуальные психологические качества – мотивация, потребность достижения, интеллект и т.д. принципов трудовой этики, согласно которой высшие управленческие посты в обществе должны занимать самые способные и квалифицированные люди;Чем выше качество и ответственность за принимаемое решение, тем более жестким должен быть отбор кандидатов, претендующих на высокие места в иерархии. Теория У.Мура и К.Дэвиса направлена на объяснение позитивных и негативных последствий неравенства. Среди негативных последствий надо назвать социальное возмущение неравенством, которое иногда перерастает в открытый конфликт. Элита и группы наиболее богатых, стремясь сохранить свои привилегии и преимущественное положение в обществе, блокируют продвижение наверх талантливых и предприимчивых представителей низов. Неравенство питается пассивностью низов, смирившихся со своей судьбой и фаталистически верящих в то, что при существующей системе правления у них никогда не будет шансов выдвинуться и активно участвовать в политической жизни страны. 2.Открытое и закрытое общество. Деление общества на слои существовало даже в самых примитивных социальных системах. Чем более высокого экономического и культурного уровня развития достигало общество, тем отчетливее проявлялись различные стороны социального неравенства между людьми. Можно предположить, что основой социальной стратификации послужило разделение общественного труда между людьми, а также возникновения института частной собственности и связанной с ним возможности накопления богатства и приобретения власти. В процессе исторического развития общества труд все больше усложнялся (особенно за счет машин и механизмов), что требовало определенной квалификационной подготовки людей к его выполнению, а значит, развития системы образования и профессиональной подготовки. Таким образом, общественный труд стал подразделяться на материальную и духовную сферы производства. Такое разделение труда влекло за собой и расслоение в сфере образования и культуры. Так как научно-технический прогресс предъявлял все более высокие требования к образованности и компетентности человека, в обществе начал формироваться слой населения, обладающего весьма высоким уровнем знаний, необходимых для работы в материальном и духовном производствах. Профессиональный труд представителей этого слоя, называемого обычно средним классом, как правило, высоко оплачивался, что позволяло вести им соответствующий образ жизни. Наконец, значительная доля населения, чаще всего имеющая низкий уровень образования или не имеющая его вообще, не обладающая собственностью, составляла низший слой общества. Таким образом, формировалась социальная структура общества, в которой люди, имеющие власть и богатство, занимали более высокий социальный статус, чем те, которые имели только власть или только богатство или не имели ни того, ни другого. Под социально-стратификационной структурой общества обычно понимается многомерное, иерархически организованное социальное пространство, в котором люди различаются в зависимости от степени обладания властью, собственностью, социального статуса и соответствующих ценностный ориентаций. Различают открытые и закрытые системы стратификации. Социальную структуру, члены которой могут менять свой статус относительно легко, называют открытой системой стратификации. В этих системах каждый член общества может изменять свой статус, подниматься или опускаться по социальной лестнице на основе собственных усилий и способностей. Современные общества, испытывая потребность в квалифицированных и компетентных специалистах, способных управлять сложными процессами, обеспечивают достаточно свободное движение индивидов в системе стратификации. Структуру, члены которой с большим трудом могут изменить свой статус называют закрытой системой стратификации. Примером закрытой системы стратификации может служить кастовая организация Индии (она функционировала до 1900 г.). Традиционно индийское общество разделялось на касты, и люди наследовали социальный статус при рождении от своих родителей и не могли изменить его в течение жизни. Представители высших каст презирали, угнетали и унижали членов низших каст, независимо от их поведения и личных достоинств. Строгие правила не позволяли общаться представителям высших и низших каст, ибо считалось, что это духовно оскверняет членов более высокой касты. И сегодня в некоторых районах Индии, особенно в сельской местности, можно встретить яркие примеры деления общества на касты. Или такой пример: плебей никогда не станет дворянином, но и аристократу не позволят опуститься до уровня плебея. 3.Стратификация как структурированное неравенство между различными группами. 4.Системы стратификации и дифференциация. В основе социальной стратификации лежит социальная дифференциация - разделение людей по группам, соотносимым между собой как по горизонтальной, так и по вертикальной шкале. Независимо от форм, которые принимает социальная стратификация, ее существование универсально. Известны, четыре основные системы социальной стратификации: рабство, касты, сословие, классы. Рабство – экономическая, социальная и юридическая форма закрепощения людей, граничащая с полным бесправием и крайней степенью неравенства. Рабство исторически эволюционировало. Различают две формы:1. При патриархальном рабстве (примитивная форма) раб обладал всеми правами младшего члена семьи: жил в одном доме с хозяевами, участвовал в общественной жизни, вступал в брак со свободными людьми, наследовал имущество хозяина. Его запрещалось убивать.2. При классическом рабстве (зрелая форма) раба окончательно закабалили: он жил в отдельном помещении, ни в чем не участвовал, ничего не наследовал, в брак не вступал, семьи не имел. Его разрешалось убивать. Он не имел собственности, но сам считался собственностью хозяина. На зрелой стадии рабство превращается в рабовладение. Рабовладение – единственная в истории форма социальных отношений, когда человек является собственностью другого и лишен всяких прав и свобод. Такого нет в кастах и сословиях, не говоря уже о классах. Каста – социальная группа (страта), членство в которой человек обязан исключительно своим рождением. Кастовый строй не такой древний, как рабовладельческий строй и менее распространенный. Если через рабство прошли практически все страны, разумеется, в разной степени, то касты имели место только в Индии и отчасти в Африке. В Индии насчитывается 3000 каст. В современной социологической науке касты трактуются следующим образом. Каста – группа людей, имеющих особый социальный ранг, характеризуемых общими происхождением, браком и профессией. Каждая каста имеет собственные обычаи, профессию, питание, одежду и социальные контакты с представителями других каст. По традиции 3000 каст группируются в 4 основные варны (цвет): А) брахманы – священники или ученые; Б) кшатрии – знатные люди и воины; В) вайшья – купцы и искусные ремесленники; Г) шудры – простые рабочие и крестьяне. Те, кто загрязнен благодаря своему занятию занимают самую низшую позицию и не входят ни в какую касту. Это хариждане или каста неприкасаемых, занимающихся унизительным трудом. Хотя в 1949 г. правительство Индии объявило об отмене кастовой системы, в силу вековых традиций ее невозможно перебороть и кастовая система продолжает оставаться частью повседневной жизни Индии. Сословие – это социальная группа, обладающая закрепленными обычаями или юридическим законом и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Для сословной системы, включающей несколько страт, характерна иерархия, выраженная в неравенстве их положения и привилегий. Классическим образцом сословной организации являлась Европа, где на рубеже XIVXV вв. общество делилось на высшие сословия (дворянство и духовенство), непривилегированное третье сословие (ремесленники, купцы, крестьяне). Права и обязанности каждого сословия определялись юридическим законом и освящались религиозной доктриной. Членство в сословии определялось наследством. Каждое сословие включало множество слоев, рангов, уровней, профессий, чинов. Так, государственной службой могли заниматься только дворяне. Аристократия считалась воинским сословием (рыцарством). Чем выше в общественной иерархии стояло сословие, тем выше был его статус. В противоположность кастам, межсословные браки вполне допускались, допускалась и индивидуальная мобильность. Простой человек мог стать рыцарем, купив у правителя специальное разрешение. Характерная черта сословий – наличие социальных символов и знаков: титулов, мундиров, орденов, званий. Титулы – установленные законом словесные обозначения служебного и сословно-родового положения их обладателей, определявшие правовой статус. Мундиры – официальная форменная одежда, соответствовавшая титулам. Ордена – вещественные знаки отличия. В Европе и в России титулом могли владеть только дворяне, представители благородного сословия. Системы стратификации, основанные на рабстве, кастах и сословиях, являются закрытыми. Классовая система гораздо более открыта, поскольку базируется в первую очередь на деньгах или материальной собственности. Класс – это большие группы людей, различающихся по: А)их месту в исторически определенной системе общественного производства; Б)по их отношению к средствам производства; В)по их роли в общественной организации труда; Г) по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которыми они могут располагать. Основной характеристикой классовой системы социальной стратификации является относительная гибкость ее границ. Классовая система оставляет возможности для социальной мобильности, то есть для движения вверх или вниз по социальной лестнице. Наличие потенциала для повышения своего социального положения, или класса - одна из основных движущих сил, побуждающих людей хорошо учиться и упорно трудиться. Что касается типологии классов, то их существуют достаточно много. Мы рассмотрим самое распространенное и упрощенное. На сегодня в любом обществе существуют три основных класса: богатые, средние и бедные. Средний класс – уникальное явление мировой истории, который появился в ХХ веке. В обществе он выполняет специфическую функцию. Средний класс – стабилизатор общества. Чем больше среднего класса, тем меньше вероятность того, что общество будут сотрясать революции, межнациональные конфликты, социальные катаклизмы. Он состоит из тех, кто сделал судьбу собственными руками, и следовательно, кто заинтересован в сохранении того строя, который представил подобные возможности. Средний класс разводит два противоположных полюса – бедных и богатых, и не дает им столкнуться. Поэтому чем тоньше среднего класса, тем вероятнее столкновение двух антагонистических классов. Что касается состава среднего класса, то верхнюю страту его заполняют в основном «профессионалы». Профессионалами за рубежом именуют людей, имеющих, как правило, университетское образование и большой практический опыт, отличающихся высоким мастерством в своей области, занятых творческим трудом и относящихся к так называемой категории самонанятых, то есть имеющих свою практику, свое дело. Это юристы, врачи, ученые, преподаватели и т.д. Именоваться «профессионалом» очень престижно. Их число ограничено и регулируется государством. Разнообразие отношений, ролей, позиций приводит к различиям между людьми в каждом конкретном обществе. Проблема сводится к тому, чтобы каким-то образом упорядочить эти отношения между категориями людей, различающихся во многих аспектах. 5.Краткий обзор теорий социальной стратификации (К. Маркс, М. Вебер). Первыми попытались объяснить природу социальной стратификации Карл Маркс и Макс Вебер. Маркс считал, что в капиталистических обществах причиной расслоения общества является разделение на тех, кто владеет и управляет важнейшими средствами производства – класс капиталистов – угнетателей, и тех, кто может продавать только свой труд – угнетенный рабочий класс. По мнению Маркса, эти две группы и их несовпадающие интересы служат основой расслоения. Вебер утверждал, что Маркс чересчур упростил картину стратификации и предложил свою многомерную теорию стратификации: экономическое положение, престиж, власть. Каждое из этих измерений является отдельным аспектом социальной градации. Однако по большей части эти три измерения взаимосвязаны: они подпитывают и поддерживают друг друга, но все же не могут совпадать. Так, преподавательский состав университетов пользуется высоким престижем, однако по богатству и власти оценивается невысоко. Некоторые официальные лица могут располагать значительной властью и в то же время получать небольшую зарплату и не иметь престижа. Экономическое положение. Экономическое измерение стратификации определяется богатством и доходом. Богатство – то, чем люди владеют. Доход - это количество получаемых людьми денег. Престиж – авторитет, влияние, уважение в обществе, степень которых соответствует определенному социальному статусу. Престиж – явление неосязаемое. Однако в повседневной жизни обычно стремится придать престижу ощутимость – присваивает титулы, соблюдает ритуалы уважения, выдает почетные степени, демонстрирует свое «умение жить». В настоящее время престиж большинства современных людей определяется доходом, родом деятельности и образом жизни, а происхождение и богатство имеют меньшее значение, чем 100 лет назад. Власть – это способность отдельных лиц и социальных групп навязывать свою волю другим и мобилизовывать имеющиеся ресурсы для достижения цели. Таким образом, овладеть важными ресурсами – значит получить господство над людьми. 6.Формы социальной стратификации (П. Сорокин). Теория стратификации П. Сорокина была впервые изложена в его работе «Социальная мобильность» (1927), которая считается классическим трудом в этой области. Социальная стратификация, по определению Сорокина, - это дифференциация некой данной совокупности людей (населения) на классы в иерархическом ранге. Ее основа и сущность - в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанности, наличии или отсутствии социальных ценностей, власти и влияния среди членов того или иного сообщества. Все многообразие социальной стратификации может быть сведено к трем основным формам - экономической, политической и профессиональной, которые тесно переплетены. Это означает, что те, кто принадлежит к высшему слою в каком-то одном отношении, обычно принадлежат к тому же слою и по другому параметру; и наоборот. Так происходит в большинстве случаев, но не всегда. По мнению Сорокина, взаимозависимость трех форм социальной стратификации далека от полной, ибо различные слои каждой формы не совсем совпадают друг с другом, вернее, совпадают лишь частично. Это явление Сорокин впервые назвал статусным несовпадением. Оно заключается в том, что человек может занимать высокое положение в одной стратификации и низкое положение в другой. Такое несовпадение болезненно переживается людьми и может служить для некоторых стимулом изменить свое социальное положение, привести к социальной мобильности индивида. Рассматривая профессиональную стратификацию, Сорокин выделял межпрофессиональную и внутрипрофессиональную стратификацию. В межпрофессиональной стратификации выделяются два универсальных основания: важность занятия (профессии) для выживания и функционирования группы в целом; уровень интеллекта, необходимый для успешного выполнения профессиональных обязанностей. Сорокин делает вывод, что в любом данном обществе более профессиональная работа заключается в осуществлении функций организации и контроля и требует более высокого уровня интеллекта для своего выполнения и соответственно предполагает привилегированность группы и ее более высокий ранг, который она занимает в межпрофессиональной иерархии. Внутрипрофессиональную стратификацию Сорокин представлял следующим образом: предприниматели; служащие высшей категории (директора, менеджеры и т.д.); наемные рабочие. Для характеристики профессиональной иерархии он ввел такие индикаторы: высота; этажность (число рангов в иерархии); профиль профессиональной стратификации (соотношение числа людей в каждой профессиональной подгруппе ко всем членам профессиональной группы). 7.Социальная мобильность. Горизонтальная и вертикальная мобильность. Социальная мобильность - это переход человека из одной социальной группы в другую. В научный оборот понятие было введено П. Сорокиным в 1927 г. Он выделил два основных типа мобильности: горизонтальную и вертикальную. Выделяются горизонтальная мобильность, когда человек переходит в группу, находящуюся на том же иерархическом уровне, что и предыдущая, и вертикальная, когда человек перемещается на более высокую (восходящая мобильность) или низкую (нисходящая мобильность) ступень в социальной иерархии. Примеры горизонтальной мобильности: переезд из одного города в другой, смена вероисповедания, переход из одной семьи в другую после распада брака, смена гражданства, переход из одной политической партии в другую, смена работы при переводе на приблизительно равнозначную должность. Под вертикальной социальной мобильностью подразумеваются те отношения, которые возникают при перемещении индивида из одного социального пласта в другой. В зависимости от направления перемещения выделяют вертикальную мобильность восходящую и нисходящую, т.е. социальный подъем и социальный спуск. В зависимости от направления перемещения выделяют вертикальную мобильность восходящую и нисходящую, т.е. социальный подъем и социальный спуск. Восходящие течения существуют в двух основных формах: проникновение индивида из нижнего пласта в существующий более высокий пласт; создание новой группы и проникновение всей группы в более высокий пласт на уровень с уже существующими группами этого пласта. Нисходящие течения также имеют две формы: падение индивида с более высокой социальной позиции на более низкую без разрушения исходной группы, к которой индивид ранее принадлежал; деградация социальной группы в целом, понижении ее ранга на фоне других групп или разрушение се социального единства. Примеры вертикальной мобильности: смена низкооплачиваемой работы на высокооплачиваемую, превращение неквалифицированного рабочего в квалифицированного, избрание политика президентом страны (эти примеры демонстрируют восходящую вертикальную мобильность), разжалование офицера в рядового, разорение предпринимателя, перевод начальника цеха на должность бригадира (нисходящая вертикальная мобильность). Причинами вертикальной групповой мобильности Сорокин называл войны, революции, иностранные завоевания, которые способствуют изменению критериев стратификации в обществе и изменяют групповой статус. Важной причиной может быть также изменение значимости того или иного вида труда, отрасли промышленности. |