лекции социология. лекции_Социология 22. Социология в понимании социального мира
Скачать 333.88 Kb.
|
Социология этничности и нация 1.Социально-этнические общности. 2.Этнические системы. Этнос, народ, нация. 3.Этническая идентичность. Национальная идентичность. 4.Нация-государство. 5.Этнические группы и их сосуществование. 6.Этнические интересы и межэтническое общение. 7.Межэтническое и межконфессиональное согласие. 8.Ассамблея народа Казахстана. 9.Этносоциологическое изучение общества. Социально-этническая общность — это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, связанных общностью языка, культуры, психологического склада и самосознания. Естественной предпосылкой формирования того или иного этноса служила общность территории, поскольку она создавала необходимые условия для совместной деятельности людей. Однако в дальнейшем, когда этнос сформировался, этот признак утрачивает главное значение и может совсем отсутствовать. Так, некоторые этносы и в условиях диаспоры (рассеяния) сохраняли свою идентичность, не имея единой территории. Другое важное условие формирования этноса — общность языка. Но и этот признак не может считаться универсальным, так как в ряде случаев (например, США) этнос складывается в ходе развития хозяйственных, политических и других связей, а общие языки являются результатом данного процесса. Более устойчивым признаком этнической общности является единство таких компонентов духовной культуры, как ценности, нормы и образцы поведения, а также связанные с ними социально-психологические характеристики сознания и поведения людей. Интегративным показателем сложившейся социально-этнической общности выступает этническое самосознание — чувство принадлежности к определенному этносу, осознание своего единства и отличия от других этнических групп. Важную роль в развитии этнического самосознания играют представления об общности происхождения, истории, исторических судеб, а также традиции, обычаи, обряды, фольклор, т.е. такие элементы культуры, которые передаются из поколения в поколение и образуют специфическую этническую культуру. Основными историческими разновидностями социально-этнической общности являются племя, народность и нация. Племя — тип этнической общности, присущий преимущественно первобытнообщинному строю и основанный на кровнородственном единстве. Племя имело свою территорию и охватывало большое число родов и кланов. Род представлял собой группу кровных родственников (по материнской или отцовской линии), а клан — родовую общину, ставшую источником формирования основ племенной власти. Для племени уже было свойственно выделение собственного названия, своего языка или диалекта. Оно также скреплялось общими традициями, обычаями, религиозными представлениями и обрядами. В племени содержались некоторые элементы хозяйственного уклада, зачатки внутренней организации. Проявлением последних были племенные советы вождей, на которых решались важные для всех дела и вопросы (например, организация военного похода, охоты, религиозного обряда и т.д.). Племена в ходе дальнейшего развития объединялись, создавали союзы, осуществляли совместные завоевания и переселения, что приводило, в конечном счете, к образованию народности. Народность — тип этнической общности, возникающий в период разложения родоплеменной организации и основанный уже не на кровнородственном, а на территориальном единстве. Народности образуются на основе смешения племен и племенных союзов и характеризуются возрастанием значения территориальных связей, формированием общего языка на основе племенных диалектов. Народности свойственно и наличие хозяйственных связей, элементов общей культуры, общего собирательного имени. С развитием товарно-денежных отношений происходит превращение народностей в нацию, хотя некоторые из них в силу своей малочисленности и недостаточной развитости не смогли стать национальными образованиями. Нация — исторически высший тип этнической общности, для которого характерны единство территории, экономической жизни, культуры и национального самосознания. Становление нации — процесс сложный и длительный, определяющую роль в котором играют социально-экономические факторы. Вместе с тем выделение нации возможно на основе ее собственно этнических свойств. Экономической и политической консолидации нации способствует образование единого национального языка и общенациональной культуры. На этой почве формируются особенности национального характера, возникает национальное самосознание, которое предполагает приверженность к национальному языку, территории, культуре, чувство национальной гордости, а также определенные этнические стереотипы, аккумулирующие коллективный опыт отношения к своей нации и другим этносам. Большинство наций современного мира полиэтничны по своей внутренней структуре. Так, во Франции различные этнические общности до сих пор сохраняют свою самобытность, но это не мешает кельтам, корсиканцам, эльзас-лотарингцам и другим народностям входить в состав французской нации. В Швейцарии еще более неоднородный этнический состав: население говорит на немецком, французском, итальянском и других языках, — но все эти группы считают Швейцарию своим отечеством. Национальная идентичность существовала не всегда, как не всегда будет существовать. Предпосылкой возникновения национальной идентичности стало подписание в 1648 г. Вестфальского мирного договора, который возвестил о распаде Священной Римской империи германской нации и возникновении на ее обломках первых европейских государств-наций. До этого власть в средневековой Европе была религиозной и принадлежала Папе Римскому. Тогда Европу раздирали противоречия и междоусобные феодальные войны. Чтобы остановить кровопролитие, был установлен новый мировой порядок, основанный на понятии суверенитета. Первоначально это понятие означало неограниченную власть монарха осуществлять свою волю внутри страны и представлять государство за его пределами. В XVIII в. начинается новая фаза в распространении государственности – переход от суверенитета монарха к суверенитету нации. Формируется такая форма государственности, как национальное государство, распространившаяся начиная с XIX в. по всему Европейскому региону, а в последующем (особенно с процессом освобождения народов от колониальной зависимости и образованием национальных государств в “третьем мире”, который завершается в целом в 1960-е гг.) и на мир в целом. Национальное государство в лице правительства обладает полной самостоятельностью в пределах собственной территории. Никто, кроме правительства, не может решать, как себя вести государству. Государства равноправны. Никто не может диктовать суверенному государству свою волю. Так возникла современная система межгосударственных отношений, основанная на взаимном признании юридического равенства и независимости каждого государства. Однако в настоящее время Вестфальская система мирового порядка претерпевает кризис. Под влиянием глобализации государственный суверенитет испытывает разрушительные потрясения. Тем не менее, генезис и существование современной формы государственности тесно связаны с формированием и развитием такого вида социальной общности, как нация. Отметим основные факторы развития нации: 1)общность территории проживания, способствующая формированию близости в восприятии природных феноменов и консолидации социальной общности; 2)общность экономической деятельности, определяемая одними и теми же ресурсами, формирующая сходный тип хозяйственной активности; 3)культурное единство, отражаемое в общности языка, религии, социальных норм поведения; 4)общее этническое происхождение людей, хотя этот фактор не является решающим; 5)общий исторический опыт, ощущение общей судьбы, общности прошлого, настоящего и будущего; 6)общность национального самосознания. Формирование национальной идентичности явилось основным фактором формирования нации. П.А. Сорокин писал: «Перефразируя слова Архимеда, можно сказать: “Дайте мне эти факторы, и я различным их сочетанием создам вам самые различные нации, начиная от бесправных судр и кончая полноправными браминами”». Рассмотрим особенности национальной идентичности. Национальные доктрины производят мифы, символы, идеологии, призванные служить оправданию и укреплению государства. Они предлагают каждому индивиду как личную, так и социальную идентичность, позволяющую ему отличать себя от остального мира и от других культур. Распространению идентичности способствуют все правительства, заинтересованные в закреплении национальных особенностей, оправдывающих государственный суверенитет. Определяющую роль в формировании и закреплении национальной идеологии играют политические и интеллектуальные элиты. Например, в постколониальной Африке процесс формирования наций идет как бы “наоборот”: не нация предшествует государству, а государство используется как решающий инструмент в формировании наций. Именно этим объясняется парадоксальный факт существования на политической карте мира государств, не имеющих нации: речь идет о процессе создания идентичности, которая подошла бы под уже существующее государство, а не о поиске нацией своего собственного государства. Национальная идентичность – культурная норма, отражающая эмоциональные реакции индивидов по отношению к своей нации и национальной политической системе. Значение национальной идентичности в последнее время повышается. И.Ю. Кисилев, А.Г. Смирнова отмечают следующие причины роста значимости национальной идентичности в современном мире: неравномерное развитие наций, порождающее экспансию более развитых стран, мировая конкуренция за ресурсы, акцентирование национальной нетерпимости в СМИ, потребность в безопасности и объединение с этой целью в группы со сходными ценностями, поиск ориентиров и стабильности в перенасыщенном информацией нестабильном мире, интенсификация межнациональных контактов: как непосредственных (трудовая миграция, туризм), так и опосредованных современными средствами массовой коммуникации. Проявления национальной идентичности – это чувства принадлежности, включенности или, наоборот, отторжения. Различают две характеристики национальной идентичности – общность и отличительность. Общность – степень гомогенности (однородности) нации, которая достигается мифами и представлениями о своей истории, территории, институтах, языке и религии. Общность отражает внутреннее измерение национальной идентичности. Отличительность показывает, насколько похожа или отлична нация от других наций – членов международного сообщества. Точно так же, как человек может узнать какой он – щедрый или жадный, храбрый или трусливый, – только вступив в общение с другими людьми, нации узнают о своей уникальности и особенностях во взаимодействии с другими нациями – членами международного сообщества. Отличительность отражает внешнее измерение национальной идентичности. Национальная идентичность включает символические, социально сконструированные значения, общие для нации в целом, что хорошо схвачено в определении Б. Андерсона “нация – воображаемое политическое сообщество”. В структуре национальной идентичности можно выделить три компонента: когнитивный – знания об особенностях собственной нации и осознания себя ее членом; аффективный – эмоциональное отношение к своей и чужим нациям; поведенческий – соответствие нормам поведения своей нации. Изменения национальной идентичности происходят в результате увеличивающегося напряжения между старыми и вновь возникшими смыслами (что указывает на кризис идентичности). Различают два вида изменений формы национальной идентичности: эволюционные и революционные. Эволюционные изменения происходят в результате постепенной адаптации страны к внутреннему или международному давлению. Революционные изменения происходят, когда общество должно ответить на огромный и всеобъемлющий по своему потенциалу вызов. Революционные изменения происходят в результате социальной революции, войны или любых других событий, непосредственно затрагивающих существовавший прежде образ себя. Примерами революционных изменений национальной идентичности могут служить Октябрьская революция 1917 г. и изменения в Японии и Германии после Второй мировой войны. В то же время китайские экономические реформы (начиная с 1979 г.) могут служить иллюстрацией эволюционных изменений, которые медленно, но верно размывали коммунистическую идентичность и создавали новый предпринимательский и капиталистический образ. Изменения национальной идентичности происходят как в историческом процессе (филогенез), так и в процессе индивидуального развития (онтогенез). Этапы формирования национальной идентичности в процессе индивидуального развития (онтогенезе) описал швейцарский психолог Ж. Пиаже, который сформулировал концепцию развития у ребенка осознания принадлежности к нации через восприятие им понятий “родина”, “другие страны” и “иностранцы”. На первом этапе, в 6–7 лет, ребенок приобретает первые фрагментарные, аморфные знания о своей национальной принадлежности. На втором этапе, в 8–9 лет, ребенок уже четко идентифицирует себя со своей национальностью по национальности родителей, месту проживания и родному языку. На третьем этапе, в 10–11 лет, национальная идентичность формируется в полном объеме. Ребенок знает особенности национальной культуры и ее традиции. Нация-государство. В большинстве современных обществ термин «государство» является синонимом термина «нация». Современные государства в основном обладают военной и административной силой, необходимой для объединения различных частей своего населения в рамках четко очерченных границ, а также для обеспечения чувства национальной культурной, лингвистической и, возможно, религиозной идентичности. В новейшей истории стабильность такого рода наций-государств, которые представляли собой могущественные образования, часто вступавшие в насильственный конфликт друг с другом, имела фундаментальное значение с точки зрения поддержания или нарушения мирового порядка. Между тем в настоящее время существуют признаки трансформации мировой системы, основанной на мощных нациях-государствах. Экономическая глобализация, в частности, привела к тому, что нации государства стали обладать гораздо меньшим контролем над собственными экономиками. Постепенное складывание глобальной, независимой от наций-государств экономики стало возможным благодаря сочетанию таких факторов, как мировые потоки капитала, интенсификация международной торговли, способность крупнейших транснациональных компаний избегать регулирования со стороны наций-государств, уязвимость отдельных стран перед неподконтрольными экономическими силами. Эти тенденции подкрепляются повсеместным ростом культурного разнообразия, подрывающим столь необходимое для нации-государства единство. Подобные культурные изменения вызваны внешними факторами, такими, как иммиграция, международный туризм, глобальные средства массовой коммуникации и доступность товаров и услуг из многих стран мира. Существуют однако и внутренние факторы, связанные с тем, что население многих стран включает в себя различные языковые, региональные, религиозные и этнические меньшинства, требующие большего признания своих культурных особенностей. Многие общества в сегодняшнем мире, как индустриальные, так и неиндустриальные, являются плюралистическими. Плюралистические общества – такие, в которых существует несколько крупных этнических группировок, объединенных политически и экономически, но в других отношениях значительно отличающихся друг от друга. Впервые это понятие употребил антрополог Дж. С. Фарниолл в работе, посвященной Бирме и Яве: В Бирме и на Яве, вероятно, первое, что бросается в глаза приезжему — это смешение народов: европейцев, китайцев, индийцев и местных. Смешение в строжайшем смысле слова, потому что, смешиваясь, они не сливаются... это плюралистическое общество. Между людьми существуют очевидные физические различия, и некоторые из них передаются по наследству; но вопрос, почему именно какие-то определенные из них, а не другие, становятся основанием для социальной дискриминации и предрассудков, не имеет к биологии никакого отношения. Следовательно, расовые различия необходимо понимать как физические вариации, определяемые членами какой-либо группы или общества как этнически важные. Например, различия в цвете кожи часто считаются в этом смысле важными, а в цвете волос — нет. Расизм означает ложное приписывание врожденных характеристик личности или поведения индивидам, обладающим определенными внешними физическими признаками. Расист – человек, верящий, что может существовать биологическое объяснение чертам превосходства или неполноценности, предположительно свойственным людям данного физического типа. Дискриминация подразумевает действия, направленные на лишение членов одной группы возможностей, открытых для других — например, когда человеку индийского происхождения отказывают в работе, на которую приняли бы белого. Предрассудки часто служат основанием для дискриминации. Предрассудки – это мнения или психологические установки, которые члены одной группы выражают применительно к другим. Важным фактором возникновения современного расизма было появление понятия “расы” как такового. Расистские взгляды существовали во многих культурах и притом уже давно. Однако само понятие “расы”, обозначающее набор наследственных черт, пришло из европейских учений восемнадцатого-девятнадцатого веков. “Отцом современного расизма” иногда называют графа Жозефа Артуэа зе Гобино (1816-1882), поскольку он провозглашал идеи, ставшие популярными во многих кругах. Гобино утверждал, что существуют три расы: белая, черная и желтая Также причина возникновения современного расизма кроется в эксплуататорских отношениях, которые европейцы установили с небелыми народами. Расизм оправдывал колониальное владычество над небелыми народами и лишение их политических прав, которых сами белые добились у себя на родине. Сегрега́ция (позднелат. segregatio – отделение, обособление, удаление, разделение) – это принудительное разделение людей на расовые, этнические или другие группы в повседневной жизни. Различают две формы сегрегации: институциональную и территориальную. Институциональная сегрегация характеризуется обязательным использованием параллельных учреждений (например, разных школ, больниц, объектов общественного питания) представителями различных групп. В условиях территориальной сегрегации отдельные группы вынуждены проживать в специально отведённых для них территориях (резервациях). Ге́тто (от итал. ghetto nuovo «новая литейная») – части крупных городов, отведенные для добровольного или принудительного проживания меньшинств, в современном мире в результате социального, правового или экономического давления. Изначально термин употреблялся только для районов проживания людей, дискриминируемых по национальному, расовому или религиозному признакам. В настоящее время словом «гетто» часто называют районы городов США, населенные «цветными меньшинствами» – в основном афроамериканцами, пуэрториканцами, латиноамериканцами и т. д. Общепринятое определение гетто – это общины, принадлежащие к однородной расе или этнической группе. Бедность является отличительной чертой гетто от других пригородных или частных кварталов. Геноцид (от греч. γένος — род, племя и лат. caedo - убиваю) - форма массового насилия, который ООН определяет как действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую путём: убийства членов этой группы; причинение серьёзных телесных повреждений или умственного расстройства членам такой группы; мер, рассчитанных на предотвращение деторождения в такой группе; насильственной передачи детей из одной человеческой группы в другую; предумышленного создания жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этой группы. Термин «геноцид» был впервые введён в обиход польским юристом еврейского происхождения Рафаэлем Лемкиным. Слово геноцид использовалось в обвинительных актах на судебных процессах в Нюрнберге, проводившихся с 1945 года. Геноцид признан международным преступлением. США являются наиболее разнородной в этническом отношении западной страной, сформировавшейся как “общество иммигрантов”. Поэтому модели развития этнических отношений, выработанные здесь, могут быть основанием для оценки возможных направлений изменений в других странах. Для характеристики развития этнических отношений в США предложено три типа моделей. Первая – это ассимиляция, предполагающая, что иммигранты утрачивают собственные обычаи и перестраивают поведение в соответствии с ценностями и нормами большинства. С “ассимилирующим” давлением сталкиваются дети иммигрантов, и в результате этого большая часть молодежи стала уже более или менее “стопроцентными американцами”. Вторая модель – так называемый плавильный котел. В этом случае традиции иммигрантов не растворяются среди ценностей, доминирующих в среде оригинального населения, скорее происходит соединение старых и новых обычаев, идет процесс формирования новых образцов культуры. Многие считают, что это наиболее желательный результат этнического многообразия. До некоторой степени эта модель представляет собой специфический путь американского культурного развития. Третья модель — модель культурного плюрализма. Согласно этой точке зрения, оптимальное решение заключается в создании плюралистического общества в полном смысле слова, в котором за всеми многообразными субкультурами признаются равные права. Межконфессиональное и межэтническое согласие в Республике Казахстан является одним из необходимых условий целостности государства и его продвижения по пути демократических преобразований. Свобода вероисповедания - это необходимое условие деятельности демократического общества, один из основных элементов системы прав и свобод человека. Вопрос свободы вероисповедания всегда остается актуальным для Казахстана как для многоконфессиональной страны. Мирное сосуществование представителей различных национальных и религиозных групп во многом зависит от государственной политики и в этой связи опыт властей Казахстана заслуживает внимания. В то же время Казахстан является частью мирового сообщества, которое столкнулось с современными вызовами в религиозной сфере и с наступлением радикального ислама. Основы многоконфессионального государства заложены законодательством с первых лет существования независимой республики. В соответствии с Конституцией Казахстан является светским государством. Республика Казахстан является ярким примером страны межнационального и межконфессионального согласия. Статья 19 Конституции гласит: «Каждый вправе определять и указывать или не указывать свою национальную, партийную и религиозную принадлежность». Статья 22 провозглашает: «Каждый имеет право на свободу совести». В Казахстане гарантирована свобода вероисповедания и провозглашено отделение религии от государства. На современном этапе в Казахстане проводится взвешенная государственная политика в сфере религии и взаимодействие религиозных конфессий между собой и с государственными органами. Республика Казахстан – светское, демократическое государство, в котором каждому гарантирована свобода совести, и приверженцы всех конфессий равны перед законом. Ассамблея народа Казахстана — консультативно-совещательный орган при Президенте Республики Казахстан, способствующий разработке и реализации государственной национальной политики. «Ассамблея народов Казахстана» создана по инициативе президента Назарбаева 1 марта 1995 года, переименована в 2007 году. Цели и задачи Ассамблеи народа Казахстана: -равенство прав и свобод граждан республики, независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии, принадлежности к социальным группам; -всестороннее развитие национальных культур, языков и традиций народов Казахстана; -расширение интеграционных связей с международными организациями; формирование казахстанской идентичности путём консолидации этносов Казахстана; -формирование и распространение идей духовного единства, укрепление и сохранение дружбы народов и межнационального согласия. Деятельность Ассамблеи направлена на решение следующих задач: — содействие сохранению в республике межнационального и межконфессионального согласия, стабильности в обществе; — выработка предложений по проведению государственной политики, способствующей развитию дружественных отношений между представителями национальностей, проживающими на территории Казахстана, содействие их духовно-культурному возрождению и развитию на основе соблюдения принципа равноправия; — формирование политической культуры граждан, опирающейся на цивилизованные и демократические нормы; — обеспечение учета многообразных национальных интересов в проводимой государством национальной политике; — поиск компромиссов для разрешения возникающих в обществе социальных противоречий. |