Главная страница
Навигация по странице:

  • «Публичное право Европы»

  • учебное пособие. Основы философии. Содержание пояснительная записка 4 вместо предисловия 7 Тема Философия как форма мировоззрения и наука 10 Тема Возникновение древневосточной философии 26


    Скачать 4.9 Mb.
    НазваниеСодержание пояснительная записка 4 вместо предисловия 7 Тема Философия как форма мировоззрения и наука 10 Тема Возникновение древневосточной философии 26
    Анкоручебное пособие. Основы философии.doc
    Дата08.01.2018
    Размер4.9 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаучебное пособие. Основы философии.doc
    ТипПояснительная записка
    #13787
    страница34 из 40
    1   ...   30   31   32   33   34   35   36   37   ...   40

    МАБЛИ ГАБРИЭЛЬ БОННО де (1709-1785), французский просветитель и социальный философ, составитель свода международного права.

    Родился в богатой семье, принадлежавшей к «дворянству мантии» и связанной родственными узами с кардиналом де Тансеном и его сестрой мадам де Тансен, хозяйкой известного парижского салона. Брат философа Кондильяка и двоюродный брат выдающегося математика Д'Аламбера. Решением семьи был предназначен к духовному званию и отправлен в иезуитский коллеж в Лионе. Закончив его, уезжает в Париж и с помощью своего дяди кардинала де Тансена поступает в семинарию Сен-Сюльпис — главный «рассадник прелатов» Франции. После рукоположения в суб-диаконы оставляет семинарию, удаляется в Гренобль и делает наброски работы о политических реформах. Возвратившись в Париж, посещает салон мадам де Тансен, знакомится с Ш. Л. Монтескье, К. А. Гельвецием и другими знаменитостями. В 1740 публикует свой первый труд «Параллели между римлянами и французами», где рассуждает о преимуществах различных форм правления, рассматривает роскошь и изобилие как движущую силу прогресса, призывает крепить королевскую власть как гарант благосостояния и свободы граждан. «Паралелли» принесли Мабли известность и помогли стать секретарем кардинала де Тансена, назначенного в 1742 министром иностранных дел. Составляет министерские доклады, ведет дипломатическую переписку и даже важные переговоры, становится фактическим руководителем ведомства. Энергичная и умелая деятельность Мабли была замечена многими, король все чаще стал прислушиваться к его мнению, однако в 1746 он уходит из министерства и с тех пор занимается исключительно литературным трудом. Оберегая свою независимость, Мабли уклоняется от чести стать членом Французской Академии и воспитателем наследника престола.

    Европейскую известность принес ему труд «Публичное право Европы» (1748) — свод основных международных трактатов со времени Вестфальского мира. Труд этот неоднократно переиздавался, был переведен на многие языки, став в 18 в. учебником в университетах Англии и настольной книгой политиков.

    Полнее всего выражены в трудах «О правах и обязанностях гражданина» (1758, опубл. 1789), «Беседы Фокиона об отношении морали к политике» (1763), «Сомнения, предложенные философам-экономистам о естественном и необходимом порядке политических обществ» (1768), «О законодательстве, или принципы законов» (1776). Цель социальной философии для Мабли — познание мотивов поведения человека; задача политика — использование этого знания для утверждения нравственности. Основное свойство человека — себялюбие, но ему присущи и социальные чувства — сострадание, благодарность, соревнование, любовь к славе; без них не было бы общества, цель которого — благо людей. Но во имя всеобщего блага индивид не может быть лишен данного ему природой права на независимое суждение, свободу и счастье. Природа предназначила людей быть равными. Первоначально их жизнь основывалась на коллективном владении землей. Разделив ее, люди пошли против велений природы, наказаны за это. Частная собственность, личный интерес порождают богатство и бедность, жадность, зависть, распад общественных связей, всеобщую ненависть и войны. Люди настолько погрязли в пороках, что возврат к «системе общности» невозможен, хотя она отвечает их истинным нуждам и требованиям разума. Единственный путь спасения — уменьшение имущественного неравенства, пресечение роскоши, ограничение потребностей. Умеренность — высшая личная и общественная добродетель.


    МАКИАВЕЛЛИ НИКОЛО (1469 – 1527) – флорентийский политолог, писатель, общественный деятель. Участвовал в борьбе с режимом Медичи во Флоренции. Сторонник демократического республиканского строя и создания единой Италии. С 1512 г. находился под домашним арестом и в это время написал большинство произведений.

    Н. Макиавелли выработал одно из первых обоснований концепции буржуазного государства с позиций философии права и этики, основанных на принципах индивидуализма. Следствием такого обоснования стало признание им необходимости насилия как инструмента обуздания царящего в обществе эгоизма. Подчёркивал независимость политической деятельности от нравственных норм. Национальное объединение Италии связывал с установлением режима личной власти имморального государя, идеал которого видел в Чезаре Борджиа, известном своим цинизмом и жестокостью.
    МАРКС Карл (1818-1883) - немецкий философ, основоположник марксизма. Родился в Германии в Трире. Изучал право в Боннском университете, а затем перевелся в Берлин, где стал изучать философию. Докторскую диссертацию защитил в 1841 г., после чего стал заниматься журналистикой, публикуя статьи по политическим и социальным вопросам. В 1842 г. - редактор Райнской газеты, однако вскоре прусское правительство запретило газету, и Маркс со своей молодой женой отправляется в Париж, где становится редактором Немецко-французского ежегодника. В 1849 г. переехал в Лондон, где и жил до конца своих дней. Этот период был тяжелым в жизни Маркса вследствие тяжелого материального положения и смерти двух детей в раннем возрасте.

    Маркс начал формировать свои философские взгляды в конце 30-х годов XIX в. в Берлинском университете, где господствовала философия Гегеля. Последователями Гегеля были младогегельянцы, которые не во всем следовали за Гегелем, но тем не менее хотели упразднить самоотчуждение человека и освободить человечество посредством исторического и диалектического процесса самопознания. Они рассматривали религию как форму отчуждения. Под влиянием идей Фейербаха Маркс отверг гегелевское понятие Абсолюта и Духа как истинные понятия и вместо этого поместил человека и человеческое сознание в центр своей философии. Социальные отношения, которые связаны с наемным трудом, производством, торговлей и деньгами, он стал рассматривать как определяющие силы человеческой истории. Общественные отношения, которые возникают на определенной стадии развития общества, говорит Маркс, соответствуют стадии развития материальных сил производства, и все это в комплексе составляет экономическую структуру общества. Маркс полагает, что общество в своем развитии достигает такой точки, когда материальные силы производства вступают в конфликт с существующими производственными отношениями, в результате чего они становятся тормозом развития общества. Это порождает социальные революции. В то же время Маркс подчеркивает, что "ни один порядок не исчезнет, прежде чем все производительные силы не будут развиты, и новые более высокие отношения производства никогда не появятся, прежде чем материальные условия существования не созреют в недрах старого общества". Под производственными отношениями он понимает отношения, которые возникают между землевладельцем и наемным работником, владельцем завода и рабочим и т.д. Они составляют экономическую структуру общества и являются основой политической, моральной и духовной надстройки. Основной вывод Маркса состоит в утверждении, что любая сторона жизни определяется материальными факторами. Как Гегель верил в необходимый прогресс Духа в направлении более высокого самосознания, так Маркс верил в необходимое развитие человеческой материальной жизни и человеческой природы к гармонии и единству. Внимание Маркса было направлено на материальную и физическую, а не духовную реальность. Он выделяет рабочий класс как силу, которая воплощает в себе нищету и крайнее самоотчуждение. По Марксу, сущность человека состоит именно в том, чтобы создавать вещи, но только не в рамках частной собственности. Поэтому условия существования человека должны быть изменены посредством упразднения частной собственности, и системы труда, при которой происходит эксплуатация людей труда. Все это должно привести к тому, чтобы освободить людей от условий, при которых они видят все под углом зрения рынка.

    Маркс развил свою экономическую теорию в Капитале . Он стремился показать, что капитализм несет в себе самом семена своего собственного разрушения. Он утверждал, что капиталисты создают свою прибыль на основе присвоения прибавочной стоимости, которую они присваивают за счет рабочих. Поэтому по мере развития капитализма соотношение труда и капитала постоянно уменьшается. А это значит, что доля прибыли должна в конце концов падать, что ведет к подрыву капитализма. Это концепция Маркса не выдержала проверки временем. Марксистская теория имеет много заслуг. Прежде всего марксизм представил детальную и оригинальную критику капитализма, которая в основном является действенной и по сей день. Он развил новые перспективы общества, которые преодолевают пороки капитализма и находятся в русле социалистических традиций интеллектуальной мысли. Марксизм поднял и развил глубокое понимание человеческой природы и свободы. Марксизм оказал большое влияние на многих мыслителей XIX и XX веков В XX в под влиянием марксизма возникло философское течение под названием неомарксизм, которое интерпретировало идеи Маркса под углом зрения современности.
    МЕРЕЖКОВСКИЙ Дмитрий Сергеевич (1866-1941), русский писатель, религиозный философ. Брат К. С. Мережковского. Работа Мережковского «О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы» (1893) — эстетическая декларация русского декадентства. В романах (трилогия «Христос и Антихрист», 1895-1905, «Александр I» и многих др.) и пьесах, написанных на историческом материале, осмысление мировой истории как вечного борения «религии духа» и «религии плоти». Автор исследования «Л. Толстой и Достоевский» (кн. 1-2, 1901-02). Публицистика (антиреволюционный памфлет «Грядущий хам», 1906); стихи. С 1920 в эмиграции, где опубликовал книги «Лица святых. От Иисуса к нам» (вып. 1-4, 1936-38), «Данте» (т. 1-2, 1939) и др.
    МОНТЕСКЬЕ Шарль Луи Монтескье (1689-1755) - представитель философии французского Просвещения. Он происходил из дворянского гасконского рода. Получив классическое и юридическое образование, был на различных должностях в судебных учреждениях, что дало ему возможность изучить юридическую практику Франции того времени. Затем отходит от всего этого и посвящает себя изучению естественных и общественных наук.

    Первый его литературный опыт - роман "Персидские письма" (1721) - имел огромный успех. В нем он подверг критике феодально- абсолютистский режим. Основной работой Монтескье по праву считается произведение "О духе законов" (1747). Еще он написал "Рассуждение о причина величия и падения римлян" (1734). В своей социальной философии Монтескье рассматривает причины существования разных форм общества, полагая, что для того, чтобы снять ту или иную форму общественного развития, необходимо почитать то законодательство, которое существует в данном обществе. Монтескье различал два типа законов, существующих в обществе: 1) "естественные", которые определяются биологическими, природными характеристиками человека и выражают его отношения к природе я к другим людям, но, так сказать, во внеобщественном состоянии; 2) социальные законы. Монтескье выделял три основных образа правления, существовавших в истории: республиканский, монархический, деспотический. Он полагал что юридические нормы государства определяются формой государства, законы же - это юридические выраженные правила, определяющие отношения между верховной властью и членами общества. Эти законы, согласно Монтескье, формируют политическую свободу, состоящую в том, что каждый имеет право делать все, что дозволено законами. Смысл концепции Монтескье сводился к утверждению, что законодательства, характерные для определенных форм правления, а именно демократического, монархического и деспотического, детерминированы различными факторами: характером политической власти, почвой, рельефом (т.е. географической средой), нравами, обычаями, религиозными верованиями, численностью населения. Тем самым Монтескье попытался осознать общество как целое, связанное в единое целым рядом условий, факторов. Эта целостность и определяет, согласно Монтескье, "дух народов". Каждая форма правления - своеобразная структура, все элементы которой взаимосвязаны и необходимы для функционирования целого. В каждой социальной структуре главным элементом Монтескье считал ту или иную человеческую страсть, которая дает возможность действовать, чтобы сохранить устойчивое состояние. Для республики характерна добродетель, для монархии - честь, для деспотии - страх. Если та или иная "страсть", или психологический принцип, ослабляется, то этот образ правления рушится. Тем самым Монтескье устанавливал определенную зависимость между образами правления и психологией народов, что имело под собой важные основания. Монтескье выводил эти зависимости из географической среды, в которой главную роль играли климат, почва и рельеф местности.

    Составная часть учения Монтескье - его концепция "разделения властей", которая в определенной степени была развитием идей Локка. Монтескье указывал, что разделение законодательной, исполнительной и судебной властей должно быть при любой форме правления, как при монархии, так и при демократии. Он писал, что необходимо разделить "власть создавать законы, власть приводить в исполнение постановления общегосударственного характера и власть судить преступления или тяжбы частных лиц". Только подобное государственное устройство, в котором все эти власти разделены, может обеспечить такое положение, "при котором никого не будут понуждать делать то, к чему его не обязывает закон, и не делать того, что закон ему позволяет" Эта концепция Монтескье имела огромное демократическое содержание и не потеряла своего значения до настоящего времени.
    МОР ТОМАС (1478 – 1535) – английский гуманист, государственный деятель и писатель. Выходец из семьи лондонского юриста, получил великолепное образование. Отличался редкой начитанностью, особенно его привлекали греческие и латинские авторы. Превосходно знал Библию и произведения отцов христианской церкви. Был замечательным писателем, его произведения оказали глубочайшее влияние не только на современников, а «История Ричарда III» послужила одним из источников исторической хроники У. Шекспира «Ричард III». Т. Мор избирался членом парламента, выполнял важные дипломатические поручения короны, пользовался исключительным авторитетом как юрист. От короля Генриха VIII получил рыцарское звание, был удостоен высшего государственного поста лорд-канцлера Англии. Однако когда Генрих VIII стал осуществлять лютеранскую реформу, Т. Мор, будучи католиком и отстаивая идею единства христианского мира, отказался присягнуть королю как новому главе англиканской церкви. По требованию короля был обвинён в государственной измене и обезглавлен в Тауэре.

    Главным творением Т. Мора, обессмертившим своего создателя, стала его «Весьма полезная, а также занимательная, поистине золотая книжечка о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия», или попросту «Утопия», как теперь её называют во всём мире. Она написана в форме диалога, в котором принимаются и отвергаются официальные политические воззрения. В первой части работы даётся критика английского общественного устройства, во второй описывается жизнь на вымышленном острове Утопия (в переводе с греческого «Нигдения») На этом острове ликвидирована частная собственность, введено равенство потребления, существует совместное владение всеми благами, производительный труд обязателен для каждого члена общества и т.п. Наиболее тягостные и принудительные работы выполняют рабы и преступники. Политический строй Утопии основан на принципах старшинства и выборности. «Утопия» Т. Мора оказала большое влияние на последующих общественных реформаторов.
    МЮНЦЕР Томас (около 1490, Штольберг, Гарц — 27 мая 1525, близ Мюльхаузена, Тюрингия), вождь крестьянско-плебейских масс в Реформации и Крестьянской войне 1524-1526 годов в Германии. В религиозной форме он проповедовал идеи насильственного ниспровержения феодального строя, передачи власти народу и установления справедливого общества.

    Томас Мюнцер получил хорошее образование и с началом Реформации примкнул к сторонникам Мартина Лютера. С 1520 года он был проповедником в Цвиккау, где активно выступал против францисканцев. С этого времени агитация Мюнцера начинает выходить за рамки традиционного лютеранства. Размах революционных событий в Германии, успехи Реформации убеждали Мюнцера в реальности грядущего общемирового социально-политического переворота, в результате которого будет установлено «царство Божие» на Земле. Идеи такого переворота активно пропагандировались рядом плебейских сект, особенно анабаптистами.

    Религиозно-философское учение Томаса Мюнцера представляло собой разновидность пантеизма, а по существу — социальное учение. По его убеждению все «творения Божии» являются частями цельного мира, только в нем могут существовать, из чего следует, что индивиды не могут иметь интересов, отличных от интересов общества в целом. По мысли Мюнцера Реформация должна преобразовать мир на основе верховенства общих интересов и путем устранения «безбожников». Контуры идеального будущего были у Мюнцера весьма смутными и фантастическими. В «царстве Божием» не должно существовать ни государственной власти, ни классовых различий, ни частной собственности, а всеобщее благоденствие должно обеспечиваться на основе общности имуществ. Всеобщее равенства должно быть установлено после изгнания и ликвидации феодалов, перехода всех материальных благ в руки трудящихся и уравнительного перераспределения земли и других богатств между тружениками. Социально-политическая программа Томаса Мюнцера призывала бедноту к антифеодальной революции.

    Летом 1521 года Мюнцер посетил взбудораженную оппозиционным движением Чехию. Здесь он опубликовал «Пражский манифест», в котором изложил основные положения своего революционного учения и понимания Реформации. Томас Мюнцер призывал рудокопов Чехии возродить мятежные традиции таборитов. Во время пребывания в Нордхаузене (Гарц) в 1522 году и в Альштедте (Тюрингия) в 1523-1524 годах Мюнцер открыто порвал с Лютером и со всем лагерем умеренной бюргерской Реформации.

    Во время Крестьянской войны Томас Мюнцер и его немногочисленные ученики (прежде всего, анабаптисты) были вдохновителями наиболее решительных выступлений крестьянства. Сам Мюнцер разъезжал по Средней и Юго-Западной Германии, призывал крестьян и городскую бедноту к борьбе, распространял печатные памфлеты. В близких к Мюнцеру кругах в конце 1524 — начале 1525 годов была составлена наиболее радикальная программа действий восставшей бедноты — «Статейное письмо» (Artikelbreif). В конце февраля или начале марта 1525 года Томас Мюнцер приехал в тюрингский город Мюльхаузен и возглавил там отряды восставших крестьян. Он пытался создать в Тюрингско-Саксонском регионе единый центр всей Крестьянской войны. 15 мая 1525 года его отряд был разгромлен у города Франкенхаузен объединенным войском немецких князей, а сам Мюнцер пленен и, после мучительных пыток, казнен.
    1   ...   30   31   32   33   34   35   36   37   ...   40


    написать администратору сайта