Главная страница
Навигация по странице:

  • История эволюции цивилизации в Индии в Средние века

  • 2 Становления японской ( синтоистской ) цивилизации в средние века

  • 3 Общие признаки восточных цивилизаций в Средневековье

  • Список использованных источников

  • 6819.Особенности развития в восточной цивилизации в Средние века. Содержание Введение 1 История эволюции цивилизации в Индиив Средние века 2 Становления японской (синтоистской) цивилизации в средние века 3 Общие признаки восточных цивилизаций в Средневековье Заключение Список использованных источников Введение


    Скачать 43.61 Kb.
    НазваниеСодержание Введение 1 История эволюции цивилизации в Индиив Средние века 2 Становления японской (синтоистской) цивилизации в средние века 3 Общие признаки восточных цивилизаций в Средневековье Заключение Список использованных источников Введение
    Дата26.05.2022
    Размер43.61 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла6819.Особенности развития в восточной цивилизации в Средние века.docx
    ТипРеферат
    #551299


    Содержание

    Введение

    1 История эволюции цивилизации в Индиив Средние века

    2 Становления японской (синтоистской) цивилизации в средние века

    3 Общие признаки восточных цивилизаций в Средневековье

    Заключение

    Список использованных источников

    Введение

    Актуальность темы исследования. Древний Восток имеет особое значение для современного мира, и прежде всего, для развития естественнонаучной мысли. Если обратиться к истории этого процесса, можно однозначно контактировать, что общество Востока внесло неоценимый вклад в историю.

    Средневековый восток оставил бесценное творческое наследие. Изучение данной темы актуально тем, что оно позволяет оценить весомый вклад, внесенный мыслителями Китая, Японии, Индии, арабского Востока в прогресс мировой цивилизации. Это позволяет раскрыть принцип преемственности в науке, которая передавалась от Востока к Западу и наоборот, что привело в конечном итоге к прогрессу общечеловеческой цивилизации.

    Историческое развитие Древнего Востока - это история возникновения, становления и длительного развития первых цивилизаций, для которых характерно определенное историко-культурное единство и которые появились после распада первобытного сообщества[4]. Цивилизация закономерно пришла на смену родовому строю и знаменовала собой новый уровень истории человечества. Сама по себе она является сложным историческим явлением

    В Европе Средневековье - синоним «феодализма», это период между античностью и капиталистическими отношениями. А на Востоке не было античности. Восточная цивилизация развивалась неравномерно: периоды расцвета чередовались с периодами спада. Поэтому трудно строго определить границы средних веков на Востоке. Средневековье условно делится на три основных периода: Раннее Средневековье (конец V — середина XI веков). Высокое или классическое Средневековье (середина XI — конец XV веков). Позднее Средневековье или раннее Новое время (XVI—XVII века)[5].


    1. История эволюции цивилизации в Индиив Средние века

    В истории становления южноазиатской зоны цивилизации современная историческая наука выделяет четыре основных периода:

    1.период индской цивилизации — период первых поселений и образования просто государств (XXIV—XVIII вв. до Р.Х.);

    2.«ведийской период» — период появления индоевропейских племен, таких как ариев, появления вед — священных писаний (XVIII—VII вв. до Р.Х.);

    3.буддийский период — период возникновения и распространения буддистской религии, появления крупных государств и создания общеиндийской державы Маурьев (VII—III вв. до Р.Х.);

    4. классическая эпоха — период утверждения кастового строя (III в. до Р.Х. - V в. после Р.Х.).

    История Индии в средние века (V — начало XIX вв.) в литературе по всемирной истории чаще всего подразделяется на пять периодов, отражавших особенности государственного устройства:

    IV—VI вв. — империя Гуптов;

    VI—XII вв. — период сепаратных княжеств;

    1206—1526 гг. — Делийский султанат тюрков-мусульман;

    1526—1707 гг. — империя Великих Моголов (тюрко-монгольских племен);

    1707—1803 гг. — сепаратные княжества.

    С 1803 года Индия попала под контроль англичан, а в 1858 г. власть в стране перешла к вице-королю Англии (лишь в 1947 г. Индия обрела суверенитет).

    Данная периодизация свидетельствует о своеобразной эволюции социально-политического устройства Индии и позволяет определить особенности индуистской цивилизации в Средние века.

    Во-первых, в Индии длительное время на протяжении более 12 веков не было единого собственно национального государства. Сепаратные княжества раннего Средневековья в начале XIII в. были покорены тюрками-мусульманами, установившими собственный политический режим. В первой половине XVI в. почти на два столетия в Индии была установлена власть тюрков-монголов, а в XIX в. после очередного периода сепаратизма Индия попала в колониальную зависимость от британской короны и лишь в середине XX в. обрела национальную независимость и суверенитет. Отсутствие единого собственно национального государства оказало значительное тормозящее воздействие на весь процесс и характер культурной эволюции индской цивилизации.

    Во-вторых, своеобразной была социальная структура Индии. Индийский социум с древних времен имел варнскую, кастовую стратификацию. Еще в IX в. до Р.Х. социум Древней Индии стал подразделяться на четыре варны. Брахманы — те, кто знал священные учения — брах- мы и служил им, это была варна жрецов. Кшатрии — наделенные могуществом, каста управленческой и военной знати. Вайшьи — общинники, домохозяева. Шудры — наемные работники[3].

    Древние документы по-разному трактуют происхождение варны. В «Ригведах», священных писаниях Индии (10 книг из 1028 гимнов), говорится, что брахманы произошли из уст мифического первосоздателя, кшатрии — из его рук, вайшьи — из его бедер, а шудры — из его ступней.

    В сборнике законов «Манусмрити» (12 глав объединяют 62 650 статей) доказывается, что варны произошли от сыновей прародителя Ману, сына Брахмы — творца мира, высшего божества. Брахманы — от старшего сына Кави (Брихгу), кшатрии — от среднего сына Ангира- са, вайшьи — от среднего сына Пуласгви, а шудры — от младшего сына

    Васшихта. Всего сыновей у Ману было 7, и все они были от рождения одинаковы, все были мудрецами, а расслоение — это результат времени и политики. Была в средневековой Индии и пятая социальная страта — вневарновые низы общества.

    Между варнами, особенно брахманами и кшатриями, шла постоянная борьба за верховенство. Принадлежность к той или иной варне была наследственной. Кастовая стратификация тормозила процесс культурной эволюции индуистской цивилизации.

    В-третьих, экономика Индии в Средние века основывалась на господстве аграрного сектора. Производственные отношения в средневековой Индии, если использовать европейские оценки, были феодальными. Земля была частично в ведении правителей или их окружения, частично дарилась правителями своим мелким чиновникам — кшатриям, брахманам (священнослужителям), которые в свою очередь участки земли сдавали в аренду крестьянам-общинникам за определенную арендную плату, которая в различные периоды и в разных районах была различной, достигая трети урожая. Основой социума в деревне были панчаяты — сельские самоуправления. Панчаяты управляли всеми сферами жизни деревни: распределяли землю, собирали налоги и выплачивали подать от имени всей деревни, регулировали общественный порядок и соблюдение норм и правил быта всех общинников. Панчаяты обладали и судебной властью, имели право привлекать людей к ответственности. Члены панчаята избирались на общих собраниях деревни. Руководил работой панчаята староста (гауда, уралан, килавин, вишаван). Должность старосты хотя и была выборной, но, как правило, была наследственной. Староста подчинялся не только общине, но и вышестоящему государственному чиновнику (как правило, губернатору). За деятельностью сельских панчаятов наблюдал большой панчаят-махасабха.

    Рабство в большинстве районов как древней, так и средневековой Индии не имело широкого распространения. Рабами чаще всего были домашние слуги, и им разрешалось заниматься самостоятельной хозяйственной деятельностью.

    Труд рабов не был преимущественным ни в Древней, ни в средневековой Индии, и ее нельзя называть рабовладельческим государством.

    Наряду с сельскохозяйственным производством развивалось ремесло. Занятие ремеслом, как правило, было наследственным. Труд ремесленников, производивших изделия на продажу, регламентировался возникшим еще в V в. до Р.Х. цеховыми организациями (шрени, сангха) и сходными с ними но функциям профессиональными кастами — джати. Существовали централизованные, царские мастерские, которые представляли собой работные дома. В них работники были на полном обеспечении владельца мастерской, как правило, крупного махараджа.

    О достижениях ремесла в средневековой Индии было известно далеко за ее пределами. Индийское нержавеющее железо и индийская сталь пользовались спросом на рынках как Азии, так и Европы. О достижениях индийской металлургии говорят исторические памятники и прежде всего знаменитая колонна в Дели высотой 670 см и диаметром 40 см, изготовленная, вероятнее всего, в V в. из нержавеющего железа, а также бронзовая фигура Будды из Султангаджи высотой 2 м и весом около 1000 кг. Для изготовления таких изделий необходимы были большие плавильные печи и особая технология[7].

    Широкое распространение в этот период получило ткачество. Дорогие шелковые, а также хлопчатобумажные, льняные, шерстяные и джутовые ткани высокого качества были известны не только в Азии, но и в Европе и в Северной Америке.

    Ремесленники Индии поставляли на рынок высококачественные ювелирные и скорняжные изделия, изделия из керамики и цветных металлов, пряности и всевозможные сладости. С развитием ремесла развивалась торговля. Наряду с транзитной все большее распространение получала внутренняя торговля, формировался внутренний рынок. Однако по темпам развития он значительно отставал от европейского. В экономике Индии в Средние века живучи были устои и традиции натурального хозяйства.

    В-пятых, своеобразие политических отношений, социальной стратификации и хозяйственного уклада, дополненное особыми географическими и природно-климатическими условиями, а также особой живучестью традиций, формировало особый менталитет индусов.

    Исконная принадлежность к общине, прочная связь с ней, ее устоями и традициями были важнейшей частью основы ментальности индусов.

    Другой важнейшей частью основы их ментальности была религия. Еще во II тысячелетии до Р.Х. в Древней Индии возникают верования, идущие вразрез с ведистскими канонами. Этим верованиям, оформленным впоследствии в буддизм, суждено было стать первой по времени возникновения мировой религией

    Основоположником этой религии считается принц Сиддхартха Гаутама из кшатрийского рода Шакьев. Его мать, царица Майя, растила сына в роскоши и изоляции от внешнего мира. Однако принц все же соприкоснулся с жизнью за пределами царского дворца, и она поразила царевича бедностью, страданиями и фактами смерти. Сид- дхартха Гаутама тайно покинул дворец и стал отшельником-аскетом. Он ставил перед собой вопросы о смысле и содержании жизни, и через много лет к нему во время углубленного созерцания под деревом пипал пришло озарение и просветление. Он превратился в Будду (Просветленного), а дерево, под которым он сидел, стало называться деревом Бодхи (деревом Просветления), и Будда в течение 35 лет вел проповеди «пути праведной жизни». Осудив жертвоприношения богам, он призывал приносить в жертву гнев, ненависть и дурные мысли. Будда выступал в роли великого народного реформатора верований. Он организовал буддийские сангхи — общины монахов и монахинь, следовавших его учению.

    В Средневековый период буддизм распространился в Индии, Китае, на территории современных Дальневосточных районов России, затем в Японии.


    Главное в буддизме — так называемые четыре благородные истины.

    1. Всякое существование есть страдание: рождение — страдание, болезнь — страдание, разлучение с приятным — страдание.

    2. Причины страдания — желания, привязанности, влечения; стремление к приятному и отвращение от неприятного.

    3. Тем не менее существует состояние, свободное от страданий. Это состояние — нирвана, непостижимое для обыденного рассудка и прописываемое состояние особого внеличностного бытия, достигаемое при полном успокоении психики, и избавлении от всех аффектов и неведения.

    4. Существует путь, ведущий к достижению нирваны, — Благородный Восьмеричный Путь, включающий в себя три этапа:

    1 этап мудрости, предполагающий правильное видение, т.е. осознание сути Благородных Истин, а также правильную решимость следовать буддийскому учению,

    2 этап соблюдения обетов и норм морали, который включает в себя правильное поведение, то есть отказ от насилия в любой форме, правильную речь — воздержание от лжи, клеветы, грубости и сплетен, и правильный образ жизни, т.е. отказ от занятий и профессий, влекущих нарушения принципов буддийской морали (торговля оружием, живыми существами, алкоголем, гадания и прорицания и так далее),

    3 этап сосредоточения, то есть занятия психотехникой — буддийской йогой, и в результате этих занятий достижение предельной формы сосредоточенного углубления, которое и приводит к достижению нирваны.

    К I веку после Р.Х. был составлен буддийский канон Трипитака (Три Корзины), состоящий из трех частей: сутры — подлинные проповеди Будды; виная — тексты о нормах монашеского общежития и монашеской дисциплины: абхидархма — тексты с изложением философской и психологической проблематики буддизма.
    В начале Средневековья буддизм раскалывается на два направления: Хинаяна — Малая Колесница (учение старейшин) и Махаяна — Великая Колесница (учение для всех). В V веке н.э. появляется новое течение Ваджраяла (Алмазная или Громовая Колесница), а к XIII в. буддизм практически исчезает в Индии, он был вытеснен индуизмом.

    Индуизм — национальная религия, которую и в наше время исповедует большая часть населения Индии, получила распространение еще в III тысячелетии до Р.Х. как реформированная ведическая религия, реформированная форма брахманизма.

    Индуизм представляет собой совокупность религиозных, мифологических, философских, правовых и этических воззрений, связанных с культами трех основных индийских богов — Шивы, Вишну и Брахмы. Брахма — создатель Мира, Вишну — хранитель Мира, а Шива — разрушитель старого и создатель нового мира.

    Язык индуизма — веды, священные писания («Ригведы» — 10 книг священных писаний, состоящих из 1028 гимнов, «Самаведы» — сборник песнопений, «Йджурведы» — сборник жертвенных формул, «Ат- харваведы» — сборник магических формул).

    В дополнение к ведам священные тексты содержатся в брахманах, араньяках и упанишадах. Брахманы (дословно — толкование высшей сути) в прозаической форме объясняют последовательность, смысл и назначение отдельных обрядов и священных церемоний. Араньяки и упанишады — философские трактаты в стихах и прозе о природе, боге и человеке, их связи и месте в мире. Веды, брахманы, араньяки и упанишады образуют канон индуизма. В нем сформулированы и объяснены три основных цели жизни и регулятора поведения индуиста: дхарма — социальная основа поведения: закон, долг, совокупность правил и обязанностей (общая дхарма людей — правда, чистота, беззлобность, непричинение вреда другому); артха — социальные стремления: польза, выгода, пути и способы достижения благополучия; кама — способ согласия индивидов — стремление к любви.

    В Средние века в индуизме определились два основных направлениях: шиваизм — культ Шивы и вишнуизм — культ Вишну. Главной отличительной чертой индуизма, оказавшей существенное влияние на менталитет индуистов, являлась терпимость, в том числе и в вопросах вероучения. Однако индуизм бдительно охранял кастовые различия.

    В Средние века кастовость стала выражаться не только по генеалогическому, но и по профессиональному признаку. Профессии родителей стали наследоваться детьми.

    Постепенно процесс культурной эволюции изменил кастовый характер социальных отношений. Внутри каст усиливалась дифференциация по имущественному признаку, увеличивалось число бика- стовых семей, и таким образом размывались границы между кастами, касты увеличивались численно. Однако влияние каст и кастовых различий на менталитет индуиста было существенным. Индуист обязан был от рождения и до смерти принадлежать к своей касте, брать жену из своей касты и воспитывать детей в духе правил и традиций своей касты.

    В конце XV в. в Индию начали проникать европейцы. Вестернизация Индии — особая эпоха в истории индуистской цивилизации.

    Во второй половине XVII—XVIII вв. целенаправленной торгово- экономической политикой, подкрепленной военно-силовыми и дипломатическими методами и средствами, английская Ост-Индская торговая компания захватила лидирующие позиции на рынках Индии, а в 1803 г. ее вооруженные отряды захватили Дели и утвердили господство английской компании почти над всей территорией Индии.

    Манифестом королевы Виктории от 1 ноября 1858 г. управление Индией полностью перешло английской короле, Ост-Индская компания была ликвидирована. 1 января 1877 г. английская королева Виктория короновалась в Дели императрицей Индии. Английская колонизация Индии продолжалась до 15 августа 1947 г[2].
    2 Становления японской (синтоистскойцивилизации в средние века

    По японским источникам, люди на японском архипелаге появились свыше 100 тыс. лет назад. Процесс их культурной эволюции с VIII тысячелетия до Р.Х. и до 1868 г. после Р.Х. в японской исторической литературе подразделяется на 10 периодов: 8000—300 лет до Р.Х. — период Дземон (по названию керамики, украшенной шнуровым орнаментом): родовые общины вели кочевой образ жизни; III в. до Р.Х. — III в. после Р.Х. — период Яей (по названию вида гончарной посуды): родовые общины начали выращивать продукты питания и переходить к оседлому образу жизни; 300—593 гг. — период Ямато: от появления первого протогосударства Ямато (префектура Пара) до начала распространения буддизма и появления иероглифной письменности; 593—710 гг. — период Асука: сформировались основы японской империи, начали складываться товарно-денежные отношения; 710—794 гг. — период Пара: от основания первой столицы г. Пара до переноса столицы в г. Киото; 794—1192 гг. — период Хзйан: расцвет средневековой культуры японской цивилизации, нарастание кризиса императорской власти, начало междоусобной политической борьбы.

    Со второй половины XII в. император был практически отстранен от реальной власти, в Японии утвердилась система военного правления, получившая название сегунат. Господство сегуна (военного правителя) продолжалось на протяжении семи веков (до 1868 г.). В семивековой истории сегупата японская цивилизация прошла периоды: 1192—1338 гг. — период Камакура, складывание системы сегуната, основанного родом Минамото в селе Камакура, формирование клана военных, своеобразного ордена самураев (рыцарей), появление кодекса чести самурая («бусидо»); 1338—1573 гг. — период Мурома- ти (название района, откуда род Асикага повел борьбу за господство в сегунате), постоянная междоусобная борьба за власть в сегунате, утверждение господства принципов бусидо в японском менталитете и образе жизни японца; 1573—1603 гг. — период Адзуги — Момояма — стремление влиятельных родов прекратить междоусобицу в сегунате; 1603—1868 гг. — период Эдо — господство рода Токугава в сегунате, возрождение и укрепление единого японского государства, расцвет и кризис феодализма.

    Революция 1867—1868 гг. открыла новую главу в истории японской цивилизации, положила начало развитию капиталистических отношений и закрыла страницы ее средневековой истории.

    Японская (синтоистская) цивилизация в Средние века имела схожие с другими восточными цивилизациями общие черты и в то же время особые, присущие лишь ей частные признаки.

    Во-первых, более продолжительным был период борьбы за национальное государственное объединение. Этот период завершился лишь к началу XVII в. после Р.Х.

    Во-вторых, в системе властных отношений значительную роль играл сегун (военный руководитель). Власть императора в различные периоды истории подменялась или даже нейтрализовалась властью сегуна.

    Политический деспотизм сегуна придавал всей пирамиде властных отношений особую жестокость и жесткость, инициировал сепаратизм, был одной из его причин. Революция 1867—1868 гг. одной из основных политических задач решила задачу очищения власти императора от оков сегуна.

    В-третьих, экономика японской цивилизации в Средние века была основана на государственной собственности на землю и общинной организации ее обработки. Земля принадлежала императору, однако значительная ее часть была собственностью местных удельных князей (дайме). Крестьяне общиной обрабатывали землю, платя ее хозяину как натурой в виде части урожая, так и деньгами. Практиковалась и барщинная отработка определенного количества дней хозяйском имении. Указом сегуна 1649 г. крестьяне были закреплены за арендуемыми участками без права ухода с них.

    В период Эдо основой общины была определена пятидворка во главе со старостой (нануси). Жизнь крестьян была строго ограничена правилами пятидворки: Пятидворкой они выполняли сельхозработы, платили налог, решали все вопросы общинной жизни. В пятидворках сложилась круговая порука, особый тип экономических и духовных отношений японской цивилизации. «Жизнь крестьян пятидворки была строго регламентирована: утром — косит траву, в полдень — работать в поле, вечером — плести мешки. Крестьянам запрещалось заниматься ремеслом, различными видами промысла, кроме земледелия. До эпохи Эдо ремесло развивалось медленно. Лишь в XVII в. возникли гильдии и цехи мастеров по выплавке серебра, меди, абсорбации золота, чеканке, кузнечному, швейному, скорняжному и др. производству. Центры ремесла в основном были в государственной собственности, а ремесленники были подчинены сегуну.

    В-четвертых, сословно стратифицированная социальная структура средневековой Японии также имела свою специфику. В эпоху Эдо все население было поделено на четыре категории: первая (высшая) — самураи, вторая — крестьяне, третья — ремесленники, четвертая — торговцы. К самураям относили себя все состоятельные японцы. В дополнение к «Кодексу чести» бусидо («путь воина») в 1615 г. был учрежден «Кодекс жизни» самурая (букэ сехат»). Самураю запрещалось заниматься торговлей, промыслом, предписывалось изучать военное дело и конфуцианство, доносить сегуну о недостойном поведении других самураев.

    В-пятых, духовная жизнь и менталитет населения Японии в Средние века находились под воздействием ряда особых факторов: островной территории проживания, частыми природными катаклизмами, отсутствием достаточного количества пригодных для сельского хозяйства земель и так далее[4].

    Существенное влияние на менталитет населения Японии оказывал синтоизм — синто (дословно «син» — божество, «то» — путь) — национальная религия, адресованная только японцам, своеобразное соединение анимизма, тотемизма, фетишизма, эволюционированное под воздействием буддизма, конфуцианства и даосизма.

    Основу синтоизма составляет культ предков и поклонение силам природы. Верховным божеством (ками) по синтоизму является

    Аматэрасу-о-миками (Великая священная богиня, сияющая с небес), от которой якобы ведет происхождение императорская фамилия. Согласно синто, люди произошли от ками, живут рядом с ками и после смерти могут перейти в разряд ками.

    В 1081 году был утвержден список основных храмов в Японии. Они были разделены на три группы: храмы культа императорского рода; храмы, связанные с мифами истории страны, и храмы местных культов и буддизма.

    У синтоизма в Средние века не было специального канона. Его главными книгами были «Записи о делах древности» («Кодзики»), датированные 712 г., и «Японские хроники» («Михончи») 720 г. Это были своеобразные мифические сказания и легенды.

    В первой половине VI в. (официально в 538 г.) в Японию из Индии был внесен буддизм, а из Китая — конфуцианство. В средневековый период буддизм получил достаточно широкое распространение, как религия, а конфуцианство стало своего рода кодексом духовно-этических заповедей.

    В-шестых, в Средние века и особенно в период Эдо тормозящее влияние на культурную эволюцию японской цивилизации оказала проводимая сегунатом политика самоизоляции Японии.

    Духовная жизнь и менталитет японского социума в Средние века были отражены в культуре. Центрами культуры и просвещения являлись синтоистские] храмы, буддийские монастыри и императорские дворцы. Многие из них были великолепными для своего времени произведениями архитектуры. Их стены имели декоративные росписи, выполненные талантливыми мастерами. В храмах, монастырях и императорских дворцах хранились богатые коллекции холодного оружия, произведений монохромной живописи, разнообразных статуэток и миниатюрных скульптур, наборы посуды из белоснежного тонкого фарфора с кобальтовой росписью, библиотеки ценных книг.

    XVIII — первая половина XIX вв. были периодом формирования дворянско-буржуазной культуры, обеспечивавшей идеологию нараставшего в Японии национально-буржуазного движения, которое стало основной силой революции 1867—1868 гг., выведшей Японию на буржуазно-капиталистический путь развития.

    Со второй половины XIX в. (начала эпохи Мэйдзи 1868 г., эпохи реставрации) культурная эволюция японской цивилизации приобретает своеобразное ускорение, благодаря которому в начале XX в. в ней начинают проявляться черты восточного образа жизни социума, тенденции и характер интенсивного развития, присущие западной цивилизации[5].
    3 Общие признаки восточных цивилизаций в Средневековье

    Трехпериодная схема исторического процесса, утвердившаяся в европейской науке в эпоху Ренессанса и раннего капитализма, была принята на основе анализа истории культурной эволюции народов европейского континента и в пределах знаний, которыми располагала историческая наука того времени.

    Восток не вписывался в догматы этой схемы. Малоизвестная для европейской науки история народов Востока была неведомым парадоксом истории.

    Современные исторические знания позволяют утверждать, что в период средневекового тысячелетия, когда европейская цивилизация от состояния варварских протогосударств через бесчисленные войны, разрушения и уничтожения шла к имперскому абсолютизму, вымащивая пути своей эволюции миллионами людских жизней, народы Востока сохраняли традиционные устои прошлых поколений. Их культурная эволюция отличалась последовательной цикличностью, своеобразной ламинарностью, проходила без глобальных разрушений, характерных для европейской цивилизации. Условия и качество жизни людей в основных зонах восточных цивилизаций были выше, чем у европейцев. Убедительным доказательством этому служат свидетельства венецианского негоцианта Марко Поло (1254—1324), прожившего в Китае более 20 лет (1271 — 1292) и написавшего «Книгу о разнообразии мира», которая стала бесценным источником знаний о странах и народах Азии в средние века. «Книга о разнообразии мира» Марко Поло, рассказы транзитных купцов, побывавших в странах Востока, повествовали об огромных городах Китая и Индии, население которых составляло 300—400 тыс. человек и почти в 4 раза превышало численность населения самых крупных городов Европы того времени, таких как Венеция, Лондон, Париж или Флоренция.

    Города Китая и Индии поражали европейцев величием архитектурных сооружений, развитой инфраструктурой, богатыми рынками разнообразных редких и дорогих товаров, свидетельствовавших о высоком уровне развития ремесла. В Европу с Востока завозилось оружие, хлопок, шелк, фарфор, ювелирные изделия, пряности, красители.

    Современная историческая паука располагает обширными, аргументированными знаниями, которые позволяют создать подробный портрет восточных цивилизаций, выявить особенности их культурной эволюции в Средние века истории. На начальном этапе раннего Средневековья европейская цивилизация имела с восточными цивилизациями определенные схожести. Это прежде всего схожесть поли- тогенеза и конструкции пирамиды политических отношений, подобие принципов осуществления власти посредством деспотии правителя, института наследования престола и идеологии харизмы вождя, а также общие основы социогенеза на Востоке и в Европе.

    Однако исследователи истории цивилизаций на основе метода компаративизма выявили существенные различия между европейскими и восточными цивилизациями уже в конце раннего — начале зрелого Средневековья. Эти различия классифицированы исторической наукой как общие, характерные для всех восточных цивилизаций, так и особенные, присущие отдельным цивилизациям Востока[1].

    Общие признаки восточных цивилизаций в Средневековый период.

    Во-первых, в восточных цивилизациях со времен истории древних империй сохранялось главенство политических отношений над экономическими отношениями. Во всех восточных цивилизациях уклад жизни социумов, их правовое регулирование основывались на деспотии правителя, власть которому передавалась по наследству, была абсолютной и подкреплялась идеологией харизмы вождя, унаследованной от древних империй. Каждый индивид был закрепощен правителем прежде всего политически.

    Политическое закрепощение многократно усиливалось экономической зависимостью всех подданных от вождя.

    Основным источником существования людей во всех цивилизациях Средневековья была земля. Владелец земли, дающей все необходимое для жизнеобеспечения и накопления богатства социума и всех его индивидов, неизбежно был их господином. Во всех восточных цивилизациях основным собственником земли был правитель, который жаловал земельные наделы своим подданным в качестве платы за службу лично ему. Эти наделы давались правителем своим подданным во временное пользование лишь на период их службы государю. Размер земельного надела (лена) зависел от места, которое занимал подданный в пирамиде власти. Потеря этого места любым подданным была одновременно и потерей принадлежавшего ему земельного надела, а следовательно, его доли собственности. Следовательно, политические отношения, определявшие место каждого индивида в пирамиде власти в восточных цивилизациях, полностью господствовали над экономическими отношениями, над правом собственности. Каждый индивид имел столько собственности, сколько ему было положено соответственно его месту в пирамиде власти. Попытки любого индивида к овладению количеством собственности больше нормы рассматривались социумом как угроза подрыва пирамиды общественно-политических отношений и чаще всего жестоко пресекались. Понятие «частная собственность» в восточных цивилизациях Средневековья было или незнакомо, или табуировано.

    Во-вторых, деспотизм системы власть-собственность, подкрепляемый целенаправленными идеологическими мерами, прежде всего в виде разнообразных ритуалов, служивших укреплению этой системы, тормозил развитие побудительных мотивов к изменению потребности и образа жизни людей, сковывал возможности эволюции их менталитета. Жизнь целых поколений восточных цивилизаций, подобно жизни их индивидов, оставалась в пределах определенного цикла, соответствовавшего фазам рождения (становления), мужания (развития), старения (кризиса), умирания (разрушения) и вновь рождения. Новый цикл не был полной копией предыдущего.

    Циклы династического правления в Китае, Индии, на арабском Востоке имели определенные, иногда существенные различия. Новая династия, как и новое поколение, начинала свою жизнь на основе информационного накопления предшествовавшей правящей династии. Однако цикличность цивилизационного развития на Востоке сохранялась.

    Эта цикличность была своеобразной основой общественной стабильности. Социально-политические пирамиды во всех восточных цивилизациях относительно редко подвергались разрушению. Их жизнь определялась жизнеспособностью правящих династий, которая исчислялась иногда несколькими столетиями.

    В-третьих, своеобразной была социальная структура восточных цивилизаций. Она имела четкую и жесткую вертикальную стратификацию. Сословность была обязательным условием, основным элементом и главным мерилом положения каждого индивида в социуме. Принадлежность к строго определенному сословию была традиционной или чаще всего определялась соответствующим табелем о рангах, установленным правителем государства. Социальная структура, созданная на основе принципа власть-собственность тормозила развитие в поведении и менталитете индивидов предпринимательской инициативы, которая, как показал опыт европейской цивилизации, придает ускорение поступательному развитию культурной эволюции социумов и государств.

    В-четвертых, особый характер имели экономика и хозяйственный уклад восточных цивилизаций. Сложные, критические для сельскохозяйственного производства природно-климатические условия вынудили людей к общинному землепользованию. Общинное землепользование и общинный характер труда в сельском хозяйстве, типичные для восточных цивилизаций, тормозили процесс культурной эволюции. Поскольку земля не была в частной собственности у индивида, работавшего на ней, не было интереса повышать ее плодородие и улучшать качество. Общинный труд в сельхозпроизводстве снижал его производительность и оказывал негативное воздействие на качество жизни и менталитет общинников, сковывал развитие в нем предпринимательской инициативы и творчества.

    Социально-политические отношения, построенные на основе господства власти над собственностью, тормозили формирование и развитие рыночной экономики, а следовательно, товарного, прежде всего мануфактурного производства. Товарно-денежные отношения складывались преимущественно на основе транзитной торговли, которую вели прежде всего иностранные купцы. Внутренний рынок был в зачаточном состоянии, развивался слабо и медленно. Неразвитость внутреннего рынка влекла торможение процесса культурной эволюции в целом и неизбежно вела к отставанию темпов цивилизационного развития народов Востока от Европы.

    В-пятых, существенно различался менталитет населения Востока и Европы. Менталитет народов восточных цивилизаций складывался под влиянием отличных от европейских факторов и прежде всего природно-климатических условий, поликонфессиональных признаков, социально-политических и культурно-этнических традиций. Существенное влияние на него оказывали традиционные обычаи, обряды и нормы поведения, типичные и особенные для различных цивилизационных зон Востока.

    Основными чертами восточного типа менталитета были: покорность повелителю и фетишизация его имени, общинность, соблюдение норм и правил сословности, вера в наличие чудодейственных внеземных сил, медленное информационное обогащение, ограниченное относительной замкнутостью этнических систем, слабым развитием межэтнических инфраструктур и низким уровнем общей грамотности всех слоев населения.

    В-шестых, существенным отличием Востока от Европы в средневековый период были многовариантность типов цивилизаций, каждый из которых имел собственную историю и свои особые признаки. Рассмотрение характера эволюции и особенностей основных типов восточных цивилизаций позволит полнее и глубже познать цивилизационное многоцветие Востока[6].

    Заключение

    Термин «Средние века» употребляется для обозначения периода истории стран Востока первых семнадцати веков новой эры. Естественным верхним рубежом периода принято считать XVI – начало XVII вв., когда Восток становится объектом европейской торговой и колониальной экспансии, прервавшей характерный для азиатских и североафриканских стран ход развития.

    Страны Востока в Средние века были связаны с Европой. Носительницей традиций греко-римской культуры оставалась Византия. Арабское завоевание Испании и походы крестоносцев на Восток способствовали взаимодействию культур. Однако для стран Южной Азии и Дальнего Востока знакомство с европейцами состоялось лишь в XV-XVI вв.

    Становление средневековых обществ Востока характеризовалось ростом производительных сил – распространялись железные орудия, расширялось искусственное орошение и совершенствовалась ирригационная техника, ведущей тенденцией исторического процесса как на Востоке, так и в Европе – было утверждение феодальных отношений. Различные же итоги развития на Востоке и Западе к концу XX в. обусловливались меньшей степенью его динамизма[2].

    Среди факторов, обусловливающих «запаздывание» восточных обществ, выделяются следующие:

    -сохранение наряду с феодальным укладом крайне медленно распадавшихся первобытнообщинных и рабовладельческих отношений;

    -устойчивость общинных форм общежития, сдерживавших дифференциацию крестьянства;

    -преобладание государственной собственности и власти над частным землевладением и частной властью феодалов;

    -безраздельная власть феодалов над городом, ослабляющая антифеодальные устремления горожан.

    Список использованных источников

    1. Васильев, Л.С. История Востока: учебник по специальности «История»/ Л.С. Васильев. —6-е изд., перераб. и доп. —М.: Юрайт 2018. — 679 с.

    2. Ерасов, Б.С. Культура, религия и цивилизации на Востоке: Очерки общей теории / Б.С. Ерасов. —  М.: Наука, 2015. —349 с.

    3. Кузищин, В. И. История Древнего Востока: учебник по специальности «История» / В. И. Кузищин. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юриайт 2016. — 460 с.

    4. Крашенинникова, Н. А. История государства и права зарубежных стран. Часть 1: учебник для вузов / Крашенинниковой Н.А. и Жидкова О.А. — М.: Издательская группа Норма — Инфра ,2009. — 624 с.

    5. https://bstudy.net/611379/iskusstvo/vostochnye_tsivilizatsii_srednie_veka

    6.https://bstudy.net/611380/iskusstvo/osnovnye_osobennosti_tsivilizatsiy_vostoke_srednie_veka

    7.https://studme.org/393972/istoriya/osobennosti_razvitiya_tsivilizatsiy_vostoka_srednie_veka





    написать администратору сайта