Главная страница

Культурология. Современная культурология объект, предмет


Скачать 1.11 Mb.
НазваниеСовременная культурология объект, предмет
Дата14.05.2023
Размер1.11 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаКультурология.doc
ТипДокументы
#1127848
страница17 из 19
1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   19

Сенситивное искусство живет и развивается в мире чувств. Его темами и персонажами являются реальные события и представители различных социальных групп. Задача искусства — доставить удовольствие реципиенту (т. е. зрителю, слушателю, читателю), снискать у него успех, признание и славу. Стиль сенситивного искусства натуралистичен, свободен от любого символизма. Создателями этого искусства являются профессиональные художники. Однако «рядом с этими великолепными достижениями, — подчеркивает Сорокин, — наше чувственное искусство заключает в себе самом вирусы разложения и распада...», которые «и обращают многие добродетели чувственного искусства в его же пороки» (там же. С. 450). По мысли философа, искусство становится «музеем социальной патологии». И все же Сорокин далек от пессимизма: на смену разрушительным тенденциям чувственного искусства он ожидает приход нового, и скорее всего идеационального, искусства.
Серьезные проблемы, по мысли философа, существуют и в функционировании истины. Целостное мировоззрение в чувственной суперсистеме культуры подменяется мешаниной «из кое-как склеенных друг с другом фрагментов науки» (тамже. С. 452).
Если период становления чувственной культуры сопровождался гармонизацией правовых отношений, укреплением нравственных основ общества, то в период упадка западной культуры наблюдается крах всего образа жизни и поведения людей. Мораль и право девальвируются и перестают выполнять свои объединительные функции внутри общества.
Третьей суперсистемой, по мысли Сорокина, является идеалистическая культура. Она связывает сверхчувственный и сверхрациональный аспекты, выступая как промежуточная и переходная между вышеназванными суперсистемами. Ее расцвет приходится на золотой век античной культуры (V—IV вв. до н. э.) и раннее европейское Возрождение (XII—XIV вв.). Для главных составляющих идеалистической культуры — искусства, истины, морали, права — действует исходный принцип: реальная действительность многообразна, в ней задействованы чувственная и сверхчувственные стороны, сочетаются идеациональные и сенситивные ценности.
С помощью оригинальных методик, с привлечением специалистов из разных областей науки, опираясь на обширный фактический и статистический материал, П.А. Сорокин пришел к выводу, что в истории развития человечества наблюдается циклическая смена суперсистем культуры в последовательности: идеациональная, идеалистическая, чувственная.
П.А. Сорокин, как и его предшественники О. Шпенглер и А. Тойнби, утверждал, что суперсистемам культуры присуща своя внутренняя динамика жизни, охватывающая длительные исторические фазы: генезиса (происхождения) — роста — созревания — увядания — упадка и, наконец, распада. В то же время философ был убежден в том, что так называемая «смерть» культуры не имеет тотального и необратимого характера. Более того, эта «мнимая смертная агония была не чем иным. как острой болью рождения новой формы культуры, родовыми муками, сопутствующими высвобождению новых созидательных сил» (там же. С. 433).
Ссылки по теме: (все открывается в новом окне)
http://hronos.km.ru/biograf/sorokin.html
http://www.spbumag.nw.ru/OLD/Spbum26-96/5.html
http://www.komi.org/sorokin.html

Историко-культурологическая концепция К. Ясперса
Немецкий философ-экзистенциалист Карл Ясперс (1883–1969) дал

блестящий анализ европейской культуры, ее основных черт и отличий от

азиатского типа. Основные его труды: «Истоки истории и ее цель»,

«Современная техника», «Духовная ситуация времени».

Ясперс рассматривает историю через призму культуры. Его периодизация

выглядит так: доистория, древнейшие культуры, период «осевого времени» и

технический век. Ясперс говорит о едином истоке и едином пути развития

человечества от Древнего Китая до современного Запада.
Доистория – это время создания человека, его биологических свойств,

накопления навыков и духовных ценностей. Сама история начинается только

с появления письменности. Так, в IV–II тысячелетиях параллельно возникают

пять очагов древнейших культур: шумеро-вавилонской, египетской,

доарийской Индии, китайской и эгейской.
«Осевое время» – понятие,

введенное в исторический обиход Ясперсом. Так он назвал период с VIII по

II век до н. э., своего рода «центр» истории, эпоху духовного осознания

человечества, прорыва от мифологических культур к философии, религии,

науке. С «осевого времени» локальное развитие истории прекращается,

начинается единый процесс. К «осевым народам» Ясперс относит китайцев,

индийцев, иранцев, иудеев и греков.

По мнению Ясперса, «ось» мировой истории возникает около 500 г.

до н. э. Одновременно складываются такие учения, как конфуцианство и

даосизм в Китае, Упанишады и буддизм в Индии, зороастризм в Иране,

многочисленные философские школы в Древней Греции; в Палестине

вещают пророки Илия, Исайя и Иеремия. Человек начинает осознавать себя,

свое бытие, его границы и возможности. В этот период разрушаются

обособленные культуры и создаются империи.

Таким образом, концепция Ясперса базируется на идее сохранении

единства мировой истории и культуры.
Культурологическая концепция Н. Я. Данилевского
Николай Яковлевич Данилевский (1822–1885) – русский философ,

социолог, культуролог, автор фундаментального труда «Россия и Европа»

(1869). Его теория культурно-исторических типов оказала исключительное

влияние на современную культурологию. Его идеи предвосхитили теорию

19
О. Шпенглера, изложенную в труде «Закат Европы». Первым из

исследователей проблем культуры Данилевский высказал мысль о множестве

и разнокачественности человеческих культур.

В основе концепции Данилевского лежит идея обособленных, локальных

культурно-исторических типов, или цивилизаций, последовательно

проходящих в своем развитии стадии рождения, расцвета, упадка и гибели.

Культурно-исторические типы выступают «положительными деятелями в

истории человечества». Однако «…есть еще временно появляющиеся

феномены, смущающие современников, как гунны, монголы, турки, которые,

как турки, совершив свой разрушительный подвиг, помогли испустить дух

борющимся со смертью цивилизациям и, разнеся их остатки, скрываются в

прежнее ничтожество»6. Их Данилевский называет «отрицательными

деятелями человечества». Кроме того, существуют племена, которым не

свойственна ни положительная, ни отрицательная исторические роли. Они

составляют этнографический материал, входя в культурно-исторические

типы, но сами «не достигают исторической индивидуальности».

Данилевский выделяет 10 культурно-исторических типов (в

хронологическом порядке), целиком или частично исчерпавших

возможности своего развития: египетская культура, китайская, ассирийско-

вавилоно-финикийская, халдейская (древнесемическая), индийская,

иранская, еврейская, греческая, римская, аравийская, германо-романская

(европейская). Особняком стоят мексиканская и перуанская культуры,

погибшие насильственной смертью и не успевшие завершить свое развитие.

В свою очередь, вышеназванные 10 типов делятся на «уединенные» и

«преемственные». К первым относятся китайская и индийская, они

развивались автономно. Ко вторым остальные, передающие свои достижения

«по наследству».

Каждый культурно-исторический тип эволюционирует от

этнографического состояния к государственному и от него – к цивилизации.

Вся история доказывает, что цивилизация не передается от одного типа к

другому, хотя некоторое взаимное влияние присутствует. Народы каждого

типа создают нечто, «результаты их труда остаются собственностью всех

других народов, достигших цивилизационного периода своего развития, и

труда этого повторять незачем»7.

Данилевский создал свою систему культурной типологии, в основании

которой лежат «направления культурной деятельности человека». Всю

социокультурную деятельность он подразделяет на четыре разряда:

1) религиозная;

2) культурная (в узком смысле), т. е. теоретически-научная,

эстетически-художественная, технически-промышленная;

3) политическая;

4) общественно-экономическая.

6

Данилевский Н. Я. Россия и Европа. М., 1991. – С. 89.

7

Данилевский Н. Я. Россия и Европа. М., 1991. – С. 128

20
В соответствии с разрядами ученый выделил следующие классы культур:

первичные культуры, не проявившие себя ни в одном разряде и заложившие

основы последующего развития для более поздних типов (египетская,

китайская, вавилонская, индийская, иранская); одноосновные, проявившие

себя достаточно ярко в одном из разрядов, например, греческая – в области

искусства и философии, еврейская – в создании первой монотеистической

религии, римская – в системе права и государства; двуосновная, а именно

европейская, проявившая себя в политической и общекультурной сферах и

четырехосновная, гипотетическая культура, только формирующаяся. Этот

последний тип должен реализоваться в таких сферах, как религия, политика,

наука и искусство, общественно-экономические отношения. Таким типом

может стать славянский, если не поддастся соблазну перенимать готовые

культурные формы от европейцев. Удел России, писал Данилевский, – «удел

счастливый: не покорять и угнетать, а освобождать и восстанавливать».

Данилевский отрицает идею единства истории и единого направления

прогресса: «Общечеловеческой цивилизации не существует и не может

существовать, потому что это была бы только невозможная и вовсе
1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   19


написать администратору сайта