Культурология. Современная культурология объект, предмет
Скачать 1.11 Mb.
|
II. Место культурологии в системе социальных и гуманитарных наук Я бы определил статус культурологии в системе научного знания двояко. Во-пер- вых, как специфический культурологический метод и уровень обобщения в рамках любых наук социального и гуманитарного профиля. Во-вторых, как самостоятельную область социального и гуманитарного научного познания, исследовательский предмет которой обрисован выше. Начнем с первого определения. Рассмотрим место культурологического метода в исторических науках. Хотя группа исторических наук включает значительное число более или менее автономных дисциплин и субдисциплин, абсолютное большинство их решает научные задачи одного и того же уровня: выявление и описание исторических фактов, их атрибуцию и классификацию, наконец, выстраивание их в хроноло- гической причинно-следственной последовательности. Напротив, философия истории рассматривает историческую проблематику на совершенно ином уровне: смысл и суть исторического процесса, его направленность, базовые закономерности и движущие силы истории и т.п. Между этими двумя уровнями обобщения - эмпирическим описанием и философской онтологизацией - выделяется зона "теорий среднего уровня", анализирующих устойчиво повторяющиеся и, как правило, упорядоченные последовательности исторических явлений разного типа, взаимосвязи явлений, имеющие системный характер (но более сложный, чем непосредственно причинно- следственный), и т.п. Это и есть культурологический профиль исследований и обобщений, относящийся к зоне "теорий среднего уровня", занимающих промежуток между непосредственной эмпирикой и метафизикой истории. В пределах данной "зоны" создаются теории циви- лизации, адаптации, общей и специфической социокультурной эволюции и иные концептуальные и модельные построения, выискивающие признаки некой систем- ности в потоке исторических событий, а также исследующие причины и механизмы, порождающие и реализующие упорядоченный и системный характер этих явлений. Примеры подобного рода можно привести из области любых социальных и гумани- тарных наук: экономической, политической, правовой, военной, филологической, искусствоведческой и пр. В каждой из них можно выделить некое поле исследований, касающихся работы экстраутилитарных, ценностно-нормативных механизмов органи- зации, регуляции и коммуникации людей в соответствующих областях жизнедеятель- ности, которые даже на уровне обыденного сознания принято называть "экономичес- кой культурой", "политической культурой", "правовой культурой" и т.п. Этот особый ракурс научного обобщения с полным основанием может быть назван "культурологи- ческим", ибо он обращен к специфическому предмету - нормативно-ценностной регу- ляции всякой деятельности, - занимающему промежуточное положение между собст- венно технологическими проблемами данного вида деятельности (в том числе и орга- низационно-функциональными) и ее философской онтологией (философия эконо- мики, философия политики и т.п.). По существу, речь идет о том, что в любой области познания видов и форм чело- веческой жизнедеятельности помимо философско-теоретического уровня обоб- щений, касающегося вопросов сущности и базовых закономерностей, определяющих тот или иной вид деятельности, и предметного уровня обобщений, связанного с вопросами непосредственных технологий, организации и обеспечения деятельности, можно выделить и специфический социальный уровень обобщений. Последний исследует историю данного вида деятельности (ее генетический аспект), психологию ее (мотивационный аспект), социологию (социально-функциональную организацию ее субъектов) и культуру изучаемого вида деятельности (ценностно-нормативный и семантико-коммуникативный аспекты). Эти четыре ракурса исследований и обоб- щений опосредованно связаны с предметом самой деятельности, но акцентированы на проблеме субъекта этой деятельности, ее исполнителя, на мотивации, организации и экстраутилитарной регуляции его участия в процессе. Таким образом, в любой области социального и гуманитарного знания может иметь место культурологический подход к определенным социально-нормативным функциям изучаемой сферы жизнедеятельности, к процессам формирования специализированных "профессиональных культур" и специфической символики "языка форм" этого вида деятельности, выраженный в таких направлениях иссле- дований, как "культурология экономики", "культурология политики", "культурология искусства", "культурология религии" и т.п. Самостоятельная область культурологического знания - с о б с т в е н н о к у л ь - т у р о л о г и я как отдельная группа наук, изучающая тот же самый комплекс ценностно-нормативных механизмов социальной организации, регуляции и коммуникации людей, но уже не в ракурсе выявления их роли в осуществлении той или иной специализированной деятельности, а с целями определения наиболее фунда- ментальных характеристик и закономерностей становления и функционирования этого комплекса механизмов в целом как одной из наиважнейших подсистем мотива- ции и регуляции поведения людей (как в профессиональной, так и в обыден- ной сферах), а также изучающая систему институциональных органон ("культурных институтов"), занимающихся социализацией и инкультурацией человеческой личности. Цели и задачи культурологии как специальной области знания, очевидно, следует определять посредством моделирования самой структуры культурологической науки. В культурологии (как, впрочем, и в большинстве иных наук) выделяются два "крыла": фундаментальное и прикладное. При этом цель фундаментальной культуро- логии - изучение культурных процессов и явлений, возникающих и функциони- рующих по преимуществу стихийно, на основании общих закономерностей социокуль- турной жизни людей. Прикладная же культурология изучает, планирует и разра- батывает методику целенаправленного прогнозирования и управления социокуль- турными процессами в рамках государственной социальной и культурной политики, в рамках деятельности специализированных культурных институтов и общественных организаций. Принятая недавно новая схема классификации наук делит фундаментальную куль- турологию на две науки: теорию культуры и историческую культурологию, а прикладную область - на охрану и реставрацию культурно-исторического наследия, а также собственно прикладную культурологию. Подобное деление при всей своей традиционности представляется слабо обоснованным по предмету и объекту культурологического знания. 128 III. Структура фундаментальной культурологии Реально в практике фундаментальной культурологической науки с большей или меньшей очевидностью формируются три основных направления исследований (по объекту): - социальная и культурная антропология, акцентирующая свое внимание на социокультурных процессах и явлениях, порождаемых людьми в ходе их совместной (коллективной) жизнедеятельности, и "объективирующая" человека в формах его социальной практики (т.е. абстрагирующаяся от его личностных, индивидуализи- рующих черт как творца и потребителя культуры и рассматривающая его как условного функционального субъекта культурных процессов); - психологическая антропология, сосредоточенная, напротив, на проблемах "субъективации" личности, проявляющейся в процессах ее социализации и инкультурации, творческой, вариативной интерпретации индивидом норм, образцов, стереотипов и иных выражений его "окультуренности" в данной социокультурной среде; - культурная семантика, изучающая культурные феномены прежде всего как средство коммуникации между обществом и личностью, между индивидами внутри сообщества, как информационные носители, с помощью которых кодируется и транс- лируется социально значимая информация, выраженная на том или ином вербальном (или невербальном) языке в чертах технологий и результатов (продуктов) всякой человеческой деятельности. Несмотря на различие объектов исследования (общество, личность и языки комму- никации между ними), сущностный предмет исследования во всех названных случаях остается тем же самым: ценностно-нормативные и регулятивно-коммуникативные механизмы организации жизнедеятельности людей. Названные направления фундаментальной культурологии по уровням изучаемых объектов и научных обобщений могут быть иерархизированы по своей внутренней структуре на четыре уровня: общие закономерности, системные явления, устойчиво повторяющиеся явления и единичные явления. Таким образом, предлагается "нисходящий" путь выстраивания структуры культурологического знания от наиболее общих к единичным феноменам. III.I. Со ц и а л ь н а я и к у л ь т у р н а я а н т р о п о л о г и я Начнем с рассмотрения структуры |