Главная страница

Культурология. Современная культурология объект, предмет


Скачать 1.11 Mb.
НазваниеСовременная культурология объект, предмет
Дата14.05.2023
Размер1.11 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаКультурология.doc
ТипДокументы
#1127848
страница5 из 19
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19
куль-

турная семантика - наука, изучающая знаковую и коммуникативную функции куль-

туры.

Все упомянутые социальные функции культуры (как коллективная, так и инди-

видуальная) отражают процессы, происходящие только в режиме постоянного комму-

ницирования между людьми внутри сообщества, между сообществами, их региональ-

ными группировками и т.п. Таким образом, любой культурный процесс помимо

организационной, регулятивной и селективной составляющих непременно включает в

себя еще и коммуникативную функцию, системы механизмов обмена информацией

между людьми, вне действия которой их совместная жизнедеятельность становится

практически невозможной.

Основные социальные функции этого информационно-коммуникативного аспекта

культуры заключаются, по-видимому, в следующем: актуальном согласовании

людьми их целей, намерений, планов и способов по осуществлению любых форм

жизнедеятельности (особенно совместной деятельности); корректирующих информа-

ционных обменах в процессе уже осуществляемой деятельности; согласованной оцен-

ке результатов деятельности и степени их соответствия изначальным намерениям;

обобщении статистики (опыта) результатов деятельности в той или иной сфере и

согласовании наиболее эффективных (утилитарно) и приемлемых (экстраутилитарно)

приемов и способов ее осуществления (т.е. выработки норм); трансляции этих норм в

синхронном и диахронном планах (т.е. передачи опыта деятельности и взаимодействия

как современникам, так и следующим поколениям); накоплении, фиксации и

трансляции знаний и представлений об окружающем мире; и т.п.

Для реализации этих информационных задач людям необходимо разработать

единый язык, точнее, комплекс нескольких функционально специализированных язы-

ков, понятных и приемлемых для всех членов сообщества. То есть в дополнение к

наблюдаемому, реальному миру предметов, процессов и явлений, а также к миру

представляемых объектов и явлений (не наблюдаемых эмпирически - фантазиям,

мечтам, объектам религиозных верований и пр.) сложилась система их символических

"двойников", кодирующих знаков, обозначающих эти объекты в условной форме:

лексических символов (слов вербального языка, произносимых или написанных), пик-

тограмм (рисунков, более или менее узнаваемо изображающих объекты), графи-

ческих символов (изображений, лишь условно обозначающих выражаемый смысл

понятий - цифры, нотные знаки, эмблемы, гербы, флаги и пр.), вещественных

символов (специфических черт в продуктах материальной деятельности, несущих

смысловую нагрузку не только утилитарно-функционального, но и экстраутили-

тарного свойства - стилевые признаки вещей и сооружений, черты социальной

престижности в одежде и предметах обихода, национально маркирующие черты в

предметах материальной культуры, религиозная символика предметов культа, храмов

и погребальных сооружений и пр.), символических действий (узнаваемо или условно

имитирующих, обозначающих какие-либо явления, процессы или их смыслы -

обряды, ритуалы, этикетное и церемониальное поведение, игры, репетиции и в

определенном смысле все художественное творчество) и т.п.

Исследованием всех многообразных языков социальной куммуникации, механизмов

их действия, принципов формирования и функционирования этого "символического

мира" культуры как способа обозначения и транслирования социального опыта и

занимается культурная семантика.

И здесь, как в рассмотренных выше направлениях, можно выделить четыре уровня

объектов познания и научного обобщения.

Высший (первый) уровень связан с разработкой общей теории семантических

порядков в культуре, их функций в работе механизмов социальной коммуникации и

процессах социализации и инкультурации личности, в общих организационно-

регулятивных и селективных процессах в культуре, в закреплении и нормировании

смысловых и ценностных параметров культурных явлений, но главное - с изучением

процессов накопления, фиксации и трансляции социально-культурного опыта сооб-

ществ, наращивания его информационной базы от поколения к поколению и методов

его передачи. На этом уровне моделируются общая структура семантического поля

культуры, динамика социально-коммуникативных процессов, типология семанти-

ческих объектов, разрабатывается методология культурно-семантических

исследований и т.п.

Второй уровень - культурология семантических систем. Очевидно, языки куль-

турной коммуникации могут эффективно функционировать только в качестве более

или менее систематизированных образований, чем определяются их лексическая и

грамматическая компактность, доступность для изучения понимания, универсаль-

ность, пластичность, неограниченная способность к саморазвитию и т.п. Среди

наиболее социально значимых языков (систем социальной коммуникации) могут быть

перечислены:

- система межличностного информационного обмена, обеспечивающая со-

циальное взаимодействие между индивидами в культуре, фиксирующая и трансли-

рующая информацию в звуковой и графической формах как на вербальном

(словесном), так и на различных невербальных языках, передающая сообщения как

непосредственно, так и дистанционно и отличающаяся, как правило, целенаправ-

ленной избирательностью по отношению к объектам информирования;

- система массовой информации как совокупность приемов и технических средств

для передачи социально значимой информации одновременно большому числу

объектов информирования, определяемых неизбирательно, и преследующая цели

(помимо собственно информационных) пропаганды, манипулирования сознанием

информируемых и т.п.;

- социально-идентифицирующая система как совокупность индивидуальных имен

и названий, наглядных образов (символов, эмблем, стилевых признаков, знаков пре-

стижности) и символических действий (обрядов, ритуалов, этикетного и церемо-

ниального поведения), предназначенных специально для маркирования индивидуаль-

ности, социального статуса и роли людей, вещей, объектов, территорий и пр.;

- кумулятивно-информационная система как совокупность приемов и форм по

накоплению и сохранению информации как актуального, так и мемориального

характера (т.е. утратившей непосредственную социальную актуальность и функ-

циональность, сохраняемую в виде материальных памятников, текстов, специальных

мемориальных сооружений и в иных формах) и организации доступа к ней

заинтересованных лиц.

Третий уровень исследований и обобщений - культурология семантических форм.

В принципе все культурные формы, хотя и в разной мере, обладают семантическими

параметрами. Это одно из имманентных свойств любой формы, определяющих ее

"культурность". Любая вещь, созданная руками человека, любой человеческий

поступок, форма социальной организации или акт взаимодействия помимо чисто

утилитарной функции обладают чертами знака, во-первых, маркирующего саму эту

функцию и, во-вторых, информирующего окружающих о множестве атрибутивных

параметров данного объекта (или процесса). Благодаря этому археологи и могут

атрибутировать свои находки, будь то уникальное произведение искусства или

ремесла или же элементарные черепки от типовой посуды.

С учетом этой непременной семантичности любой культурной формы членение

объектов культуры на материальные и духовные в принципе утрачивает смысл. Во

всяком случае в рамках культурологических методологий такое членение совершенно

не эвристично, не позволяет исследователю узнать о культуре что-либо новое. Другое

дело, что существует целый пласт культурных форм, семантическая функция

которых является основной (например слова языка, художественные произведения,

религиозные обряды и т.п.). Однако и они по своим носителям или исполнителям

вполне материальные феномены. Нередко объективно определить доминантную

функцию утилитарного или семантического начал в той или иной культурной форме

практически невозможно. Как, к примеру, развести материальное (утилитарное) и

духовное (семантическое) в архитектуре? Теория семантики культурных форм в

равной мере обращена как к формам с преобладающей семантической функцией, так

и к тем, в которых преобладает утилитарная или обе функции примерно равнозначны.

В соответствии с обозначенным ранее определением культурной формы как

новационного образца для последующего вариативного воспроизводства в артефактах

культуры вопрос об объекте исследований семантики культурных форм

рассматривается в том же ключе. Речь идет о семантических свойствах не реальных

конкретно-исторических объектов (артефактов), а именно о новационных образцах,

впервые (в данном сообществе или в данной культурной системе, конфигурации)

воплощающих тот или иной семантический образ, задающих принцип (модель)

решения той или иной семантической задачи (т.е. способ символизации некоего

смысла, идеи, ценности). Последующее существование такого семантического образа

в данной локальной культуре может длиться бесконечно долго и воплощаться в сколь

угодно большом числе исторических артефактов. Однако в основе всех их так или

иначе будет лежать некоторый первоначальный образец - культурная форма и ее

символически обозначаемые параметры (семантемы).

Среди основных исследовательских задач, связанных с изучением семантики

культурных форм, можно назвать: исторический генезис семантики той или иной

формы и ее внедрение в социальную практику; семантическую генетику (родство с

иными формами); социальную и идейную функциональность этой семантемы; ее

герменевтику (специально закодированные или просто забытые со временем

смысловые пласты, символизируемые идеи и пр.); место в различных культурных

подсистемах (по существу, ее полифункциональность и полисемантичность, порож-

даемые тем, что большинство культурных форм обычно включено одновременно в

несколько культурных подсистем - социальных, этнических, политических, конфес-

сиональных и др. — и выполняют при этом весьма различающиеся утилитарные и

символические функции); масштабы и порядок практического использования данной

семантемы в той или иной культурной подсистеме; особенности процессов диффузии

(заимствования) и наследования (в качестве традиционной), характерные для этой

формы; ее историческую и семантическую изменчивость (эволюцию как формальных

черт, так и смысловых параметров) вплоть до утраты первоначальных функций

(деонтологизация) и смысла (десемантизация) этой формы и т.п.

Четвертый уровень исследований и обобщений в области культурной семантики

может быть назван культурологией индивидуализирующей маркировки объектов. В

данном случае речь идет об индивидуализирующих тот или иной культурный

артефакт семантических признаках. Очевидно, что семантика любого культурного

объекта может быть структурирована на несколько смысловых пластов: черты,

относящиеся к общим параметрам используемой культурно-семантической системы;

черты, отражающие специфику данной культурной формы (образца); и черты,

138


индивидуализирующие (маркирующие) изучаемый объект в качестве единичного

артефакта, отличающие его от иных артефактов той же культурной формы в той же

системе. Относительная уникальность индивидуальных семантических признаков

(маркеров) каждого культурного объекта в принципе определяется теми же причи-

нами, что и индивидуальная функциональная специфика всякого конкретно-истори-

ческого артефакта культуры. Поэтому анализ маркирующей семантики культурных

объектов относится к области преимущественно эмпирических, конкретно-истори-

ческих культурологических исследований.

В целом фундаментальная культурология исследует в основном процессы и формы

интеграции и взаимодействия людей на основе их общих ценностей. Подобное знание

отнюдь не исчерпывает всего необходимого знания о человеке и обществе, но без

него изучение человека и общества лишается одного из наиболее "цементирующих",

интегрирующих коллективные формы жизни начал.


1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19


написать администратору сайта