Главная страница

Культурология. Современная культурология объект, предмет


Скачать 1.11 Mb.
НазваниеСовременная культурология объект, предмет
Дата14.05.2023
Размер1.11 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаКультурология.doc
ТипДокументы
#1127848
страница7 из 19
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   19
содержания, адаптированного к невзыскательному интел-

лектуальному и эстетическому уровню массового потребителя. И здесь в конечном

счете речь идет об общечеловеческих проблемах, но поданных в "переводе" с языка

высоких образов и нравственных коллизий на язык упрощенных мифов, сказок,

бытовых сплетен, будоражащих нервы "страшилок" или "порнушек".

Таким образом, несмотря на обилие и разнообразие культурных институтов в

обществе, проблема научной проработки социально-функциональных оснований и

целей их деятельности, разработки целостной программы ценностно-нормативной

регуляции жизнедеятельности общества, комплексной межотраслевой культурной

политики еще весьма далека от удовлетворительного решения. И поле деятельности

специалистов-культурологов представляется необъятным.

IV.2. Культурология в не институциональных взаимодействий

Вторым капитальным направлением исследований прикладной культурологии

видятся теория и методика внеинституциональных социокультурных взаимодействий.

Здесь исследователю приходится иметь дело не с политическими, образовательными,

художественными и иными социокультурными институтами, а с плохо системати-

зируемыми и слабо формализуемыми по своему характеру межличностными социо-

культурными контактами и взаимодействиями различного уровня интенсивности.

Впрочем, их пониженная формальность и системность вовсе не свидетельствуют о

низкой эффективности. Любой родитель хорошо знает, сколь эффективным мо-

жет быть воздействие на ребенка со стороны "дворовой компании" - одного из

наиболее типичных образцов внеинституциональных социокультурных ячеек взаимо-

действия.

По существу, эта сфера служит не столько зоной собственно культурологических

исследований, сколько площадкой применения социологических, психологических и

педагогических концепций, теорий, методологий и методик при изучении проблем,

имеющих важное социокультурное содержание. Изучение внеинституциональных

социокультурных взаимодействий можно развести на уровни общей теории подобных

взаимодействий, теории взаимодействий между личностью и его референтной группой

и теории индивидуальных межличностных социокультурных взаимодействий.

Проблемы общей теории внеинституциональных социокультурных взаимо-

действий связаны с социологическими теориями социальных сетей и их ячеек (семей,

служебных или учебных подразделений, компаний по интересам и т.п.) и иных малых

социальных групп (устойчивых коллективов людей, находящихся в непосредственном

личном знакомстве и постоянном коммуницировании друг с другом), с общей теорией

социальной коммуникации, теорией "референтных групп", с проблемами типологиза-

ции видов групповых интересов, элитных групп, лидерства и т.п.

144

Культурологический аспект этого круга проблем связан с изучением механизмов

формирования и функционирования в такого рода группах ценностно-нормативных

установок, обусловленности их характеристик самой типологией этих групп и поис-

ком принципов и методов по меньшей мере опосредованного регулятивного влияния

на социально-ценностную направленность установок подобных групп.

Теория социокультурных взаимодействий между личностью и референтными

группами - по сути, "развертывание" теорий и концепций вышеописанного уровня в

плоскости их практической методологии и технологии, выявление наиболее

типичных, матричных или - переводя проблему на язык культурологических

категорий - паттерных (образцовых) ситуаций, рассмотрение этих проблем в ракурсе

методик групповой психологии и педагогики.

И наконец, теория индивидуальных межличностных социокультурных взаимо-

действий рассматривает те же проблемы на еще более низком уровне выработки

индивидуальных форм психологически комфортного межличностного общения,

поиска общих интересов (прежде всего экстраутилитарных), совпадений во взглядах,

оценках, интерпретациях (что изучается преимущественно в парадигмах социально-

психологических концепций).

Следовательно, прикладная культурология - это наука, находящаяся на стыке

фундаментальной культурологии с политологией, юриспруденцией, социологией,

психологией, педагогикой и стремящаяся использовать их методики и технологии по

практическому воздействию на сознание и поведение людей в интересах регули-

рования культурно-ценностных установок последних.

Резюмируя, позволю себе повторить определение культурологии как науки, иссле-

дующей механизмы формирования, функционирования и изменчивости ценностно-

смысловых, нормативно-регулятивных и семантико-коммуникативных аспектов жиз-

недеятельности людей, обеспечивающих коллективный характер их существования,

возможность для каждого человека включиться в процессы социального взаимо-

действия, а также функции селекции, кумуляции и межпоколенной трансляции со-

циального опыта. Эти проблемы напрямую не изучает ни одна другая наука, а

значимость их для обеспечения процессов социальной регуляции в обществе в

доказательстве не нуждается.

В заключение выражаю глубокую благодарность доктору философских наук,

профессору И. Быховской, в дискуссиях с которой рождались многие положения и

идеи этой статьи.

ЛИТЕРАТУРА

1. Орлова Э.А. Динамика культуры и целеполагающая активность человека // Морфология

культуры: структура и динамика. М., 1994.

2. Быховская И.М. Культурная антропология в системе интегративного антропологического

знания // Материалы конференции МПГУ "Культурная антропология и человек в

социокультурном пространстве и времени". М., 1996.

3. Орлова Э.А. Средства массовой информации в структуре социальной коммуникации //

Морфология культуры: структура и динамика. М., 1994.

© А. Флиер, 1997

Культурология Уайта

Теоретическая концепция Лесли Уайта (White) “берет за основу не проявление культурных феноменов в отдельных группах или сообществах, а делает упор на развитии культуры человечества в целом. Л. Уайт утверждает, что понятие культуры категориально и выражает в себе характеристику надсоматической (суперорганической) системы действительности, присущей лишь человеческому обществу и имеющей свои собственные закономерности функционирования и развития. Будучи интегративной системой, культура, по Уайту, не совпадая с обществом и социальной системой, имеет свои особенности, несущие специфику человеческого бытия.” [1]
В предложенном Уайтом “культурологическом” подходе культура рассматривается как “внешняя” по отношению к self. Для опровержения утверждения, что “культура состоит из идей” Уайт фокусирует свое внимание на источнике идей. Он соглашается, что идея лежит в основе изобретения огнестрельного оружия, но говорит, что это ничего не объясняет, потому что сами идеи не объясняются. Почему, спрашивает Уайт, идея имеет место именно там-то и тогда-то, а не в другое время и не в другом месте? И отвечает, что идеи входят в сознание из внешнего мира. Относительно положения, что “культура состоит из абстракций” Уайт говорит, что те, кто придерживается этой точки зрения, упускают из виду, что абстракции есть концепции. Концепция разрабатывается ученым наблюдателем, в мозгу которого она существует. Это не имеет отношения к реальности культуры, говорит Уайт. Уайт утверждает, что “не существует такой вещи как “материальная культура”, что вовсе не абсурдно говорить о сандалиях и глиняных сосудах как о поведении, так как их важный атрибут — это не просто шкура оленя или глина, но “затвердевшее человеческое поведение”. Согласно точке зрения Уайта “символизирование” является общим фактором в идеях, установках, действиях и объектах. Все они могут рассматриваться как экстрасоматический контекст и могут рассматриваться как культура.[2]
Большое огорчение Лесли Уайту доставило появление известной книги А.Л.Крёбера и К.Клакхона "Культура: критическое обозрение концепций и определений"[3], в которой отвергалось материальное существование культуры и предлагалось определение культуры как абстракции. Поиски дефиниций культуры будут бесплодными до тех пор, считал Уайт, пока в культурологии не будут четко разграничены предметы и явления внешнего мира с одной стороны, и их вербальные концепты – с другой. Концепции Крёбера и Клакхона диаметрально расходятся с концепцией Уайта: первые приветствуют движение антропологической теории от конкретных исследований к абстракциям, последний "осмеливается предсказать, что антропология вновь повернется к определению культуры в терминах конкретных, объективно наблюдаемых предметов и явлений внешнего мира".[4]
К культуре Лесли Уайт относит класс предметов и явлений, имеющих символическое значение. Это может быть произнесенное слово, каменный топор, фетиш, отношения с тещей, произнесение молитвы, святая вода, участие в голосовании, соблюдение субботы и т.д. Эти предметы и явления могут быть рассмотрены в различных контекстах: в физическом, химическом, анатомическом, физиологическом, психологическом, культурологическом и даже астрономическом. Нас интересует в данном случае то, что любой из них может быть рассмотрен с точки зрения отношения к анатомическим, физиологическим, психическим процессам, происходящим в человеческом организме, т.е. в соматическом контексте, а также с точки зрения их отношения к другим предметам и явлениям, т.е. в экстрасоматическом контексте. В первом случае их можно назвать "человеческое поведение", а науку, их изучающую, – "психология"; во втором – их можно назвать "культура", а соответствующую науку – "культурология". Для обозначения этого класса предметов и явлений Лесли А.Уайт вводит неологизм – "символат". Любой символат может быть рассмотрен в разных контекстах; Уайт приводит схему, на которой показано, что в соматическом контексте символат является элементом человеческого поведения и изучается психологией, а в экстрасоматическом контексте – элементом культуры и изучается культурологией.[5] "Культура, таким образом, есть класс предметов и явлений, имеющих символическое значение и рассмотренных в экстрасоматическом контексте".[6] Л. Уайт определял культуру также следующим образом: “Культура представляет собой организацию явлений, видов и норм активности, предметов (средств, вещей, созданных с помощью орудий), идей (веры, знания) и чувств (установок, отношений, ценностей), выраженных в символической форме”.[7]
Существует целый ряд развернутых определений культуры, которые Л. Уайт дал на протяжении своей жизни. Так, "культурой" он называл “определенный класс феноменов, а именно предметы и явления, связанные с проявлением особой ментальной способности, свойственной исключительно человеческому виду, способности к символизации. Культура состоит из материальных предметов – орудий труда, утвари, орнаментов, амулетов и т.д., действий, верований и отношений, которые функционируют в символическом контексте. Она представляет собой сложный экстрасоматический механизм, который определенный вид животных – человек – использует в борьбе за выживание и за существование. Возможность передавать культуру небиологическими средствами является одним из ее наиболее существенных свойств. Все аспекты культуры – материальный, социальный, идеологический – легко передать другому индивиду, поколению, возрастной группе, другому народу при помощи социальных механизмов. Культуру можно назвать формой социальной наследственности. Таким образом, мы рассматриваем культуру как континуум, как супербиологический, экстрасоматический порядок предметов и явлений, переходящий с течением времени от одного поколения к другому. Культура, представляя собой определенный порядок феноменов, может быть описана исходя из своих собственных принципов и законов. Элементы культуры действуют и взаимодействуют особым образом. Можно выделять принципы поведения некоторых групп культурных элементов или культурных систем в целом и формулировать законы культурных феноменов и систем. Культура – это организованная, интегрированная система. Но внутри этой системы можно вычленить подсистемы, или аспекты. Для наших целей мы выделим три подсистемы культуры: технологическую, социологическую и идеологическую. Технологическая система состоит из материальных, механических, физических и химических орудий труда вкупе с технологией их использования, позволяющей человеку как представителю животного мира вступать в контакт с окружающей средой. Сюда входят средства производства, средства существования, строительные материалы, средства ведения войны и обороны. Социологическая система состоит из межличностных отношений, выраженных в коллективных или индивидуальных паттернах поведения. Внутри этой системы мы можем, в свою очередь, выделить общественную, экономическую, этическую, политическую, военную, религиозную системы, системы семьи, организации труда, отдыха и т.п. Идеологическая система состоит из идей, верований, знаний, выраженных посредством членораздельной речи или в иной символической форме. Мифология и теология, легенды, литература, философия, наука, народная мудрость и знания, восходящие к здравому смыслу, тоже входят в идеологическую систему. Эти три категории составляют культурную систему как целое. Конечно, они взаимосвязаны; каждая влиет на другие и, в свою очередь, испытывает на себе их влияние. Но сила воздействия в разных направлениях неодинакова. Главную роль играет технологическая система. Человек как биологический вид и, следовательно. культура в целом, зависят от материальных вещей, от механических способов приспособления к естественной среде. Технологическая система первична и наиболее важна по значению; от нее зависят жизнь человека и его культура. Социальные системы, действительно, носят вторичный и вспомогательный характер по отношению к технологическим системам. Грубо говоря, социальную систему можно определить как организованные усилия людей, направленные на использование средств существования, укрытия, защиты и нападения. Социальная система – функция технологической системы. Системы технологии определяют социальные системы, если меняются первые, то неизбежно изменяются последние. Идеологические, или философские, системы представляют собой организацию верований, интерпретирующих людской опыт. Но и сам опыт и его интерпретация в значительной степени обусловлены технологией. Каждому типу технологии соответствует некий тип философии. Но опыт освоения внешнего мира выражается не только в технологии, он также отражается в призме социальной системы. Все свойства и черты общественной, политической, религиозной, экономической, военной и прочих систем отражаются в философии. Мы можем представить культурную систему в виде трех горизонтальных слоев: технологический в основании, философский наверху, социальный между ними. Чтобы противостоять космическому потоку, живые организмы должны захватывать свободную энергию из неживых систем и использовать ее для поддержания жизни. С этой точки зрения жизнь есть борьба за свободную энергию. Энергия сама по себе ничего не значит. В культурной системе важна лишь та энергия, которая контролируется, направляется. А это уже достигается технологическими средствами, теми или иными орудиями производства. Культура развивается по мере того, как увеличивается количество энергии, потребляемое в год на душу населения, либо по мере роста эффективности орудий труда, при помощи которых используется энергия.”[8]
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   19


написать администратору сайта