Главная страница

Культурология. Современная культурология объект, предмет


Скачать 1.11 Mb.
НазваниеСовременная культурология объект, предмет
Дата14.05.2023
Размер1.11 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаКультурология.doc
ТипДокументы
#1127848
страница4 из 19
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19
психологическая

антропология. Она изучает проблемы человеческой личности как создателя и

потребителя культуры, механизмы социализации и инкультурации этой личности,

процессы "субъективации" человеческой индивидуальности в культурном прост-

ранстве.

Очевидно, хотя культура является продуктом по преимуществу конвенциональным,

порождаемым, интегрируемым в общественную жизнь и используемым практически

на основе добровольного согласия людей думать и поступать именно таким образом, а

не каким-то иным, реальный создатель всякой культурной формы и артефакта, - как

правило, определенный, конкретный человек. И исполнители всех многообразных

культурных установлений, норм, обычаев и т.п. - отдельные человеческие личности.

Поэтому рассмотрение культуры только в ее коллективном, "объективированном"

аспекте не может быть достаточно полным без введения в аналитическое поле иссле-

дований проблемы "культуры личности".

В принципе структуру психолого-антропологического знания можно выстроить

также по описанным выше ступеням - уровням обобщения, аналогично структуре

социальной и культурной антропологии.

Первым (высшим) уровнем обобщений наиболее характерных закономерностей

психологической антропологии должна стать
общая социокультурная теория личности, изучающая основные механизмы и результаты формирования человеческой

личности в качестве "продукта" ее социокультурной среды. Это уровень изучения

человека как "исполнителя" и интерпретатора культурных установлений общества, в

котором он живет и которое формирует и корректирует основные параметры его

сознания, поведения и деятельности; уровень анализа основных механизмов регуля-

тивного "управления" социокультурными мотивациями поведения личности со сто-

роны общества, а также причин, ведущих к нарушениям этого управления и вызы-

вающих отклонения от общекультурных и социальных норм в поведении человека.

В рамках общей социокультурной теории личности разрабатываются и основные

методологические установки исследований в области психологической антропологии.

Второй уровень обобщений явлений системного порядка, по всей видимости, может

быть назван
культурологией социальной интеграции. Он акцентирован на теории и

методике социокультурного воспитания личности, поскольку наиболее системным во

всем процессе социокультурного бытия человека представляется именно функ-

ционирование механизмов интеграции индивида в комплекс норм и установлений,

свойственных культуре данного общества. Здесь можно выделить три самос-

тоятельные подсистемы.

133
1 Во-первых, механизмы социализации личности, т.е. введения ее в общие знания об

окружающем мире и вовлечения в различные виды социальной практики. В процессе

общей социализации человек усваивает совокупный исторический опыт социального

общежития и взаимодействия, накопленный данным сообществом и частично заимст-

вованный у других сообществ. Хотя большинство механизмов социализации личности

функционирует сравнительно автономно друг от друга, совокупный результат их воз-

действия в виде параметров социализированности индивида (уровня его органичной

включенности в многообразные социальные взаимосвязи и ролевые функции) полу-

чается высокосистемным, составляющие элементы его теснейшим образом взаимо-

связаны и взаимодетерминированы, тем или иным образом иерархизированы и т.п.

Изучение механизмов социализации личности имеет также важное прикладное

значение прежде всего для системы образования, законотворчества, правоохранной

практики и пр.
2 Во-вторых, механизмы инкультурации личности, т.е. введения ее в систему норма-

тивно-ценностных регуляторов социальной практики, в иерархию этих ценностей,

семантическую систему их символизации, нормы их употребления, использования,

понимания, в границы интерпретирования и т.п. Как и в случае с социализацией лич-

ности, процесс инкультурации представляет собой такое же освоение исторического

опыта социального взаимодействия между людьми, но преломленного сквозь призму

смыслов, значений и всей ценностной иерархии элементов этого опыта. И точно так

же сравнительно автономное функционирование различных механизмов инкульту-

рации в результате формирует высокосистематизированный комплекс ценностных

ориентации индивида, иерархизированную систему нравственных императивов и

запретов, этических и эстетических предпочтений и т.п.

Прикладное значение исследований процессов инкультурации личности также

неоспоримо.

3 И в-третьих, механизмы социокультурной самоидентификации личности, т.е.

самоопределения человека в социокультурном пространстве его проживания, установ-

ления им своей политической, этнической, социальной и конфессиональной идентич-

ности и т.п. Но главное - внесение им своих индивидуализирующих корректив в усво-

енные системы знаний, умений и навыков общей социализации и инкультурации, фор-

мирование (как правило, латентное) своей личностной микросистемы

социокультурных свойств, отличающей именно данного индивида и выражающейся в

неповторимом индивидуальном стиле жизнедеятельности и характерном "почерке"

его личной культуры.

Процессы социокультурной самоидентификации личности начинаются в раннем

детстве (первоначально по отношению к родителям, позднее по отношению ко все

более расширяющемуся полю социального окружения) и продолжаются на

протяжении всей жизни, в каких-то элементах расширяясь, в иных случаях изменяясь,

порой в чем-то утрачивая свою актуальность и т.п., постоянно корректируя и

"объективирующие", и "субъективирующие" социокультурные параметры личности

как в восприятии ее окружением, так и особенно в ее собственном самоощущении и

соотнесении себя с другими людьми. Разумеется, важнейшая составляющая такого

рода самоидентификации (помимо выделения собственной индивидуальности в среде

социального окружения) - достижение комфортного для данного индивида уровня

интеграции в эту среду, чувства консолидированности и солидарности с ней, ощуще-

ния своей защищенности в этом сообществе и пр., в наибольшей мере формируемые

процессами общей социализации и инкультурации личности.

Следует отметить, что весь второй уровень, относящийся к социокультурному

воспитанию личности, так или иначе связан с ключевой проблемой осуществления

социокультурной коммуникации, обмена информацией и практического взаимо-

действия между индивидами. Поэтому одним из важнейших направлений исследований

в этой области являются вопросы технологий социальных взаимодействий, психоло-

гия когнитивной деятельности и т.п.

134
Третий уровень обобщений психологической антропологии связан с изучением

формирования комплексов устойчивых социокультурных стереотипов, норм, пат-

тернов, ментальностей в сознании и поведении индивидов. Его можно назвать

культурологией ментальностей.

Имеется в виду совокупность социокультурных установок сознания и навыков

поведения, усвоенных в процессе социализации и инкультурации индивида и "сра-

батывающих" в различных жизненных ситуациях почти автоматически. Чем выше

уровень социализированности и инкультурированности человека в социальной среде,

тем большей "номенклатурой" подобных норм и стереотипов владеет индивид и тем

свободнее и вариативнее он всем этим пользуется. В конечном счете эта "номен-

клатура" ментальностей и составляет ядро культуры всякой личности, а то, что

принято называть "культурным поведением" человека, в основном заключается в

правильном, близком к социальному эталону использовании компонентов этой

"номенклатуры".

Так же, как и в культуре общества, где культурные формы играют роль "кир-

пичиков", заключающих в себе основное функциональное и семантическое содер-

жание культуры, из которых складываются "постройки" культурных систем, и в куль-

туре личности ее социокультурные ментальности (а по существу, все те же куль-

турные нормы, формы, паттерны, только усвоенные до автоматизма воспроизводства

и реализуемые в индивидуально-интерпретативном и вариативном виде) являются

такими же "кирпичиками", из которых складывается личностная социокультурная

система каждого индивида.

И наконец, четвертый уровень обобщений в психологической антропологии может

быть определен как культурология инновативной деятельности людей. "Четвер-

тый номер" этого уровня вовсе не означает "четверостепенность " этого явления и

этой научной проблемы. Напротив, способность человека к инновативной деятель-

ности, к творческому преобразованию мира, выходу за рамки жестких нормативно-

регулятивных стереотипов сознания и поведения (разумеется, в пределах социальной

приемлемости параметров такого выхода) - наиважнейший феномен социокультур-

ного развития человечества, поступательного эволюционного движения историче-

ского процесса, развития всей системы знаний, технологий, интеллектуальных и

духовных откровений и т.п.

В рамках исследований психологии инновативной деятельности (коррелирующей

с социологическими теориями внедрения инноваций и общей модернизации)

можно выделить несколько ключевых проблем, нуждающихся во всестороннем изуче-

нии:

- механизмы индивидуального восприятия и интерпретации культурных явлений

личностью (в первую очередь вопросы корреляции между типовой, культурно

обусловленной интерпретацией и ее индивидуальной вариативностью);

- механизмы порождения новационных решений, детерминированных адаптацион-

ной необходимостью (под влиянием изменившихся условий природного или

социального окружения);

- механизмы новационных решений, детерминированных логикой рационализации

технологий в каких-то сферах деятельности;

- механизмы новационных актов, детерминированных психологической потреб-

ностью индивида в самовыражении, самолюбием, соперничеством, амбициями и т.п.;

- психология интереса к познанию и открытию нового;

- психология интереса к распространению знания, истины и пр.

Исследования в области психологии творчества и восприятия искусства, ведущиеся

преимущественно искусствоведами, эстетиками, педагогами и психологами, принося

немало важных открытий, ограничены весьма узкой методологической базой, почти

не апеллирующей к культурно-антропологическим парадигмам познания (результат

"ведомственной неприязни" искусствоведов к антропологии), чрезмерно привязаны к

метафизическим философским априориям (типа "духовности" - популярной, но абсо-

135

лютно не операциональной с точки зрения научных методологий категории), что

существенно понижает их научную эвристичность.

Психологическую антропологию можно представить как науку, исследующую

культуру человеческой личности, в четырех аспектах: общие закономерности форми-

рования культурно обусловленных черт личности; механизмы систематического

"обучения" индивида культуре и его самоидентификации в ней; механизмы "исполь-

зования" индивидом обретенных культурных знаний и навыков в режиме их простого

воспроизводства; наконец, механизмы "преодоления" индивидом традиционных куль-

турных ограничений и выхода на поисковую, инновационную, творческую парадигму

сознания и деятельности.

III.

3. К у л ь т у р н а я с е м а н т и к а


Третьим основным направлением фундаментальной культурологии является
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19


написать администратору сайта