Культурология. Современная культурология объект, предмет
Скачать 1.11 Mb.
|
IV. Прикладная культурология Другая область культурологической науки с полным основанием может быть названа прикладной культурологией, поскольку решает задачи познания не объектив- ных закономерностей развития культурных явлений, не описания и интерпретации событий истории культуры, а изучения и формирования принципов и технологий целенаправленного управления культурными процессами (разумеется, в пределах тех параметров, которыми можно и нужно управлять). Ключевой проблемой прикладной культурологии является как раз решение комплекса вопросов о том, какие параметры социокультурных процессов нуждаются в прогнозировании, проектировании и управленческом регулировании, какие цели при этом должны преследоваться, какие методы и средства употребляться, какие типы объектов культуры и культурных процессов должны избираться в качестве уп- равляемых, на каком уровне и на какой стадии должно осуществляться это управ- ление. С точки зрения решения всех этих вопросов прикладная культурология органично делится на два самостоятельных научных направления: теорию и методику инсти- туциональных социокультурных взаимодействий, а также теорию и методику внеинституциональных социокультурных взаимодействий. При этом первое осу- ществляется в рамках любых организационных структур (государственных, общест- венных, частных), основная цель деятельности которых - производство особого рода "текстов" (как в вербальной, так и в невербальной форме) нормативно-ценностного характера, и организаций, выявляющих, изучающих, накапливающих, реставри- рующих и обеспечивающих доступ потребителя к ним, осуществляющих учебные, просветительские и воспитательные мероприятия по усвоению людьми этих "текстов". Под внеинституциональными взаимодействиями имеются в виду инициатив- ное межличностное взаимодействие частных лиц (нерегулируемое специально), преследующее цели взаимоинформирования и обмена мнением по поводу тех же нормативно-ценностных "текстов", взаимообучение адекватному поведению в соответствии с регулятивными установками этих "текстов" и т.п. При этом подобное общение между людьми в целевом и содержательном отношениях не является технологическим в рамках их профессиональной деятельности. Границы между институциональными и внеинституциональными культурными процессами очень условны, так же как и перечень структур, которые можно отнести к культурным институтам. Например в рамках приведенного выше определения культурного института наиболее типичными представителями этой категории, с моей точки зрения, являются различные религиозные структуры и организации, научные учреждения гуманитарного и философского профиля, а также все типы учебных заведений. Однако в силу исторически сложившихся традиций ведомственного раз- деления религия в нашем обществе не относится к области культуры (впрочем, и сама 139 церковная иерархия вряд ли согласится с таким отнесением) и поэтому в зону рассмотрения культурных институтов не попадает. Что же касается научных и учебных заведений, то по тем же самым причинам я вынужден ограничиться в своем анализе лишь теми, которые занимаются научными исследованиями и подготовкой специалистов непосредственно в области культуры, в ее узковедомственном, адми- нистративном смысле - в области художественной культуры, библиотечного и музейно-выставочного дела, охраны и реставрации культурно-исторического наследия, а также культурно-досуговой, массово-просветительской, клубной, зрелищ- ной и художественно-самодеятельной сферы. В действительности номенклатура культурных институтов общества существенно шире. Сюда относятся и уже упоминавшиеся религиозные структуры (включая нетрадиционные и даже "антиобщественные"), быть может, более всех занятые распространением ценностно-нормативных установок; и многочисленные государст- венные учреждения и подразделения политико-идеологического и законотворческого профиля (например идеологические отделы в бывшей КПСС и политорганы в армии были типичными культурными институтами, конечно, узкопрофильной направ- ленности); и разнообразные общественные организации - от политических партий до профессиональных союзов, клубов и кружков по интересам; и, разумеется, воспитательные, просветительские и образовательные заведения; средства массовой информации, издательства и иные культурно-коммуникативные органы; учреждения по функционально-эстетической организации среды обитания людей (архитектурно- градостроительные, дизайнерские и пр.); рекламные и туристические структуры; вся система спортивного воспитания и профессионального спорта (физическая культура, культура тела, здоровья, красоты, как и эротическая культура, всегда были сущест- венными составляющими культурного комплекса человека в целом) и множество иных институций общественной жизни, создающих экстраутилитарный, нормативно- ценностный продукт, систему "текстов", задающих нормативные образцы и призван- ных регулировать ценностные ориентации людей. Под "текстами" имеются в виду не только вербальные (словесные устные и письменные) изречения в литературе, СМИ, на митингах, в храмах, в бытовом общении и т.п., но и ценностные смыслы, изложенные на любых невербальных (несловесных) языках: в эстетике архитектурных, художественных и дизайнерских форм; в эмоционально и интеллектуально ассоциативных музыкальных, театральных, кинематографических и хореографических произведениях; в телепрограммах и репортажах; в моде на одежду, машины, обстановку квартир, стиль поведения и иные формальные атрибуты социальной престижности или самоотнесения себя к определенной социальной среде в ритуально-церемониальных мероприятиях (военных парадах, похоронах, официальных приемах, презентациях, свадьбах и т.п.); в символике религиозных обрядов; в этикете обыденного поведения; и пр. Определенной "сверхзадачей" функционирования как культурных институтов, так и внеинституциональных социокультурных контактов являются создание системы "текстов", регулирующих сознание и поведение людей в соответствии с ценностными установками общества, а также разработка методики правильного и эффективного использования подобных "текстов", порой манипулирования сознанием и формами поведения людей. Разумеется, на внеинституциональном уровне постановка и реше- ние такого рода задач имеют латентный характер. IV.1. Ку л ьт у р о л о г и я инстит у циональных взаим о действий Проработкой практических решений в области стимулирования и мотивации добровольного социально-адекватного поведения людей призваны заниматься теория и методика институциональных социокультурных взаимодействий. В этом направлении можно выделить несколько уровней изучения и обобщения, хотя благодаря институциональной специфике объектов основными являются два 140 уровня: общетеоретический и системный, а в объектах несистемных изучают лишь отдельные институциональные аспекты. Высший уровень здесь, безусловно, - общая теория культурной политики. Именно на этом уровне должны разрабатываться базовые параметры иерархии социокультурных ценностных ориентиров общества, система приоритетов его социального бытия, социокультурные нормы взаимодействия между основными государственными, общественными институтами и личностью. Здесь же форму- лируются социокультурные основания и конкретные цели деятельности собственно культурных институтов, продумывается стратегия поддержки социально стратифици- рованных образов жизни разных групп населения, ведется мониторинг динамики социокультурных запросов основных социальных и профессиональных групп, намечаются основные ориентиры национальной и религиозной политики, нацио- нально-государственной идеологии, соотносятся принципы культурной политики с параметрами социальной, экономической, научной и образовательной политики, а также решаются иные вопросы соответствующего масштаба. Одновременно должны определяться методологии, на основании которых будет происходить практическая реализация всех этих целей. Совершенно ясно, что разработчиком культурной политики должно быть не Министерство культуры, а весь комплекс высших органов государственной власти при постоянной консультативной и экспертной поддержке со стороны науки, религиозных структур, художественной и вузовской интеллигенции, СМИ и т.п. Выработка основных ориентиров культурной политики в конечном счете - это забота всего общества; культурная политика рождается как отклик на комплекс объек- тивных потребностей общества в тех или иных ценностных принципах и установ- лениях. Функции научных подразделений, занимающихся этими вопросами, заклю- чаются в сборе, обобщении и систематизации "социального заказа", а также в представлении его властным органам в качестве научно обоснованного прогноза и проектов соответствующих решений касательно основных принципов и направлений культурной политики в стране. Культурная политика - это совокупность идеологических принципов и практи- ческих мер, осуществляемых через образование, просветительские, досуговые, науч- ные, религиозные, творческие, издательские, коммуникационные, социально-органи- зационные и иные государственные и общественные институты по всесторонней и углубленной социализации и инкультурации населения. Подчеркиваю: цель куль- турной политики - не "всестороннее развитие культуры" (оно происходит стихийно, без какого-либо государственного вмешательства), а систематизация и регулирование процессов социализации и инультурации людей. Объект культурной политики - л ю д и, а культура - лишь средство (точнее, одно из основных средств) обеспечения социальной адекватности их сознания и поведения в обществе. Другой уровень прикладной культурологии этого направления может быть назван теорией и методикой деятельности культурных институтов. Функцией культурных институтов является реализация той самой культурной политики по социализации и инкультурации человеческой личности, проводимой целенаправленным и систематическим образом в разнообразных формах воздействия на индивида и устойчивые социальные группы населения. Подведомственные Министерству культуры, региональным и муниципальным органам власти культурные институты могут быть сгруппированы по функциональ- ному признаку в несколько подсистем. Во-первых, институты по непосредственной социокультурной работе с насе- лением, в числе которых можно выделить: - институты просвещенческого профиля (библиотеки, музеи, выставки, мемо- риальные сооружения и комплексы нехудожественного плана, организации просвети- тельско-лекционного жанра и т.п.); - институты эстетического воспитания (художественные музеи и выставки, 141 концертные организации, кинопрокат, структуры по проведению различных худо- жественно-зрелищных мероприятий и пр.); - культурно-досуговые институты (клубы, дворцы культуры, детские досуговые учреждения, структуры самодеятельного художественного, декоративно-прикладного и иного творчества и т.п.). Во-вторых , творческие институты (театры, студии, оркестры, ансамбли, съемоч- ные группы, художественно-производственные мастерские и иного рода художествен- ные коллективы, творческие союзы, объединения и организации художественно- творческого профиля). В-третьих, культуроохранные институты (органы по учету, охране и исполь- зованию памятников культурно-исторического наследия, реставрационные мастер- ские и т.п.). При этом многие культурные институты сочетают в себе несколько функций. Так, музей является одновременно и культуроохранным, и реставрацион- ным, и просветительским учреждением, а театр - и творческим, и зрелищным институтом. Разумеется, усилиями только перечисленных типов культурных институтов не- возможно решить задачу социализации и инкультурации личности. Поэтому эффек- тивность культурной политики в значительной мере зависит от степени ее межот- раслевого характера и уровня скоординированности работы различных управлен- ческих структур (культуры, науки, образования, архитектуры, печати, телевидения и радио, ведущих конфессий, федеральных и особенно муниципальных органов власти и т.п.). Что касается задач культурологической науки, связанных с проблемами деятель- ности культурных институтов перечисленных типов, то среди основных можно назвать: разработку общих социальных и методологических оснований работы культурных институтов в современных условиях; уточнение социальных функций, целей и задач их деятельности; разработку современных методов и технологий институциональной социокультурной работы, межотраслевого и внутриотраслевого взаимодействия разнопрофильных культурных институтов, специализированных ме- тодик социокультурной работы с особыми группами населения (инвалидами, заклю- ченными и освободившимися, ветеранами, лицами с отклоняющимся поведением и т.п.). Другой профиль культурологических исследований по институциональным пробле- мам социокультурной деятельности связан с вопросами подготовки профессиональ- ных кадров для работы в сфере культуры. Здесь следует отметить два основных направления: кадры для художественной деятельности (непосредственно творческой - художников, музыкантов, танцоров, театральных и кинорежиссеров и т.п.; художест- венно-теоретической - критиков, историков и теоретиков искусства, исследователей- фольклористов и пр.; вспомогательной - технических работников театров, киностудий, телевидения, художественных менеджеров, аукционеров, галерейщиков и др., а также преподавателей и руководителей для сферы художественной само- деятельности) и кадры для работы в учреждениях культуры нехудожественного профиля (библиотечных, музейных, клубных работников, постановщиков спортивно- зрелищных мероприятий, социальных педагогов и т.п.), а также преподавателей многочисленных художественных и нехудожественных дисциплин для учебных заведений отрасли (Министерства культуры). Задачи культурологической науки по отношению к образовательной сфере аналогичны описанным в предыдущем блоке: мониторинг "социального заказа" на число, структуру рабочих мест и особенности квалификации специалистов в области культуры; разработка оснований и принципов целостной политики в области худо- жественного и культурно-просветительского образования; уточнение целей и задач этого образования; выстраивание баланса между общегуманитарным, общеспециаль- ным и специализированным компонентами образования в сфере культуры; разра- ботка социально обоснованных концепций содержания образования этого типа; 142 разработка образовательных методологий, методик и учебно-методической литера- туры по различным дисциплинам в области культуры и искусства. Самостоятельная задача - собственно культурологическое образование. Профес- сиональное применение специалистов-культурологов в принципе возможно на всех описываемых здесь направлениях и уровнях культурологической науки, образова- тельной и практической деятельности в области культуры, за исключением худо- жественной. Вместе с тем принципы построения специального культурологического образования, его концепция, методология и методика по причинам, упомянутым в начале статьи, еще весьма далеки от совершенства. Разработанный Госкомвузом государственный образовательный стандарт по специальному культурологическому образованию в известных пределах может быть признан приемлемым, а вот требования госстандарта к культурологии как к общеобразовательной дисциплине, введенной в учебные планы всех вузов в качестве обязательной, с точки зрения профессионала-культуролога, представляются по меньшей мере несерьезными. Поэтому одной из актуальных задач культурологической науки является разработка научно обоснованной концепции и примерной программы культурологии как общеобразовательной дисциплины, дающей студенту целостное и системное пред- ставление об основных функциях культуры, а также о социокультурных параметрах жизни общества и человеческой личности. Третий уровень культурологических исследований институционального направ- ления относится к проблемам институциональных аспектов обыденной и массовой культуры. Фактология обыденной народной культуры считается неплохо изученной этно- графами, отмечающими преобладание в ней явлений конвенционального порядка. Однако ряд феноменов этого культурного пласта может рассматриваться и как отчасти институциональный. К такого рода феноменам относятся: некоторые социальные обряды, имеющие религиозное происхождение и продолжающие осуществляться нередко под руководством священников по традиционным сценариям (свадьбы, похороны и др.); политические митинги и манифестации, демонстрации и иные идеологические мероприятия; художественная самодеятельность и некоторые другие. Изучение и систематизация этих феноменов, поиск культурно-антропологических объяснений специфики их форм в недрах обыденной (не профессионально-специали - зированной) культуры людей, думается, имеют широкие научные перспективы. Не менее интересный объект изучения - массовая культура. Согласно совре- менным культурологическим представлениям, этот феномен занимает промежу- точное положение между специализированными (профессиональными) формами деятельности и обыденной (неспециализированной) культурой населения [3]. При этом социальная функция массовой культуры видится прежде всего в роли своеобразного адаптора, "переводчика" явлений специализированной культуры на язык обыденного восприятия. Среди наиболее типичных форм массовой культуры: - общеобразовательная школа, где разнообразные знания из области естествен- ных, социальных и гуманитарных наук адаптируются к уровню детского понимания и восприятия: - вся "субкультура детства" с ее сказками, играми, мультфильмами и т.п., точно так же "переводящими" ради воспитательного эффекта взрослые нравственные про- блемы на язык детского игрового мировосприятия; - деятельность средств массовой информации, разъясняющих, "разжевывающих" рядовому обывателю сложные коллизии мировых событий, мотивацию политических решений и т.п.; - массовая "городская" мода (в отличие от "подиумных коллекций") на одежду и иные предметы обыденного потребления, на стиль и образ жизни, на общий тип внешности (фигура, прическа и т.п.), в существенной мере определяемая рекламой, 143 создающей у обывателя иллюзию его причастности к миру вещей и маркеров элит- ного, "престижного потребления" и имитирующая формы "высокого дизайна" в сравнительно дешевых, массово выпускаемых вещах; - феномен массового тиражирования на аудио- и видеоносителях произведений "высокого" искусства с их "доставкой на дом" (посредством электронных или печатных СМИ), разрушающих культурную дистанцию между шедевром и массовым потребителем, превращающих художественный шедевр в элемент обыденной обстановки и хозяйственного обихода ("Джоконда" на дверях туалета); - массовая художественная культура как таковая (эстрадная, рок- и поп-музыка, бульварная, детективная и фантастическая литература, соответствующие жанры кино, реклама, комиксы, эстрадный "разговорный жанр", эротическая продукция, политически ангажированные произведения в любом виде искусства и т.п.). Это поразительное творческое направление, в рамках которого порой высочайшее профессиональное мастерство авторов и исполнителей используется для передачи упрощенного, редуцированного по своему философскому, нравственному и художест- венному качеству |