Культурология. Современная культурология объект, предмет
Скачать 1.11 Mb.
|
×ÅÌÓ Ó×ÈÒ ÑÊÀÇÊÀ? (О российской ментальности) Закрытая до недавнего времени тема «национальной ментальности» в послеäíèå ãîäû ïðèîáðåëà íå òîëüêî ñàìóþ øèðîêóþ ïîïóëÿðíîñòü, íî è îñîáîå çâó÷àíèå äëÿ Ðîññèè, èùóùåé ñâîå ìåñòî è ñâîé ïóòü ðàçâèòèÿ. Ñðåäè îãðîìíîãî êîëè÷åñòâà ïóáëèêàöèé, îòíîñÿùèõñÿ â ëó÷øåì ñëó÷àå êî âñÿêîãî ðîäà îêîëîíàó÷íîé ïóáëèöèñòèêå, à â õóäøåì – íàïèñàííûõ â æàíðå «êàê áîã íà äóøó ïîëîæèò», âñå áîëüøóþ ðîëü íà÷èíàþò èãðàòü ñåðüåçíûå àêàäåìè÷åñêèå èññëåäîâàíèÿ, ñâÿçàííûå ñ ñîçäàíèåì îòå÷åñòâåííîé òðàäèöèè èçó÷åíèÿ íàöèîíàëüíîé ìåíòàëüíîñòè. Íåîáõîäèìîñòü è ñâîåâðåìåííîñòü òàêîé ðàáîòû ñàìà ïî ñåáå íå âûçûâàåò íèêàêèõ ñîìíåíèé, âîïðîñ ñòîèò î êîíêðåòíîé ôîðìå è ñîäåðæàíèè ýòîãî ïðîöåññà. Ìåòîäîëîãè÷åñêàÿ ïðåëþäèÿ. Ïåðâûé необходимый øàã при разработке лþáîé öåëîñòíîé êîíöåïöèè – âûáîð óãëà çðåíèÿ. Таким углом зрения нам кажется принятое в современной этнопсихолîãèè ïðîòèâîïîñòàâëåíèå äâóõ ïîäõîäîâ – emic- è etic-ïîäõîäîâ. Ðàçëè÷èÿ ìåæäó íèìè çàêëþ÷àþòñÿ â òîé ðîëè, êîòîðàÿ îòâîäèòñÿ êóëüòóðíîìó ìíîãîîáðàçèþ.  emic-ïîäõîäå îñîáîå âíèìàíèå óäåëÿåòñÿ «íàì», à «îíè» ñóùåñòâóþò â ïåðâóþ î÷åðåäü äëÿ òîãî, ÷òîáû îòòåíèòü óíèêàëüíîñòü è íåïîâòîðèìîñòü «íàñ». Ìîæíî ñêàçàòü, ÷òî «îíè» - ýòî «îïðàâà» äëÿ îòòåíåíèÿ êðàñîòû «àëìàçà» íàøåé ñàìîáûòíîñòè. Âñå ýòî âîâñå íå îçíà÷àåò, áóäòî ñîáñòâåííàÿ êóëüòóðà íå ñðàâíèâàåòñÿ ñ äðóãèìè, íî òàêèå ñðàâíåíèÿ äåëàþòñÿ ëèøü ïîñëå äîñêîíàëüíîãî èçó÷åíèÿ ýòíîêóëüòóðíûõ ïåðåìåííûõ íà óðîâíå òîé ýòíè÷åñêîé îáùíîñòè, ê êîòîðîé ïðèíàäëåæèò ñàì èññëåäîâàòåëü.  etic-ïîäõîäå «îíè» ñóùåñòâóþò äëÿ òîãî, ÷òîáû îïðåäåëèòü «íàøå» ñ «íèìè» ñîîòíîøåíèå, «íàøó» âïèñàííîñòü â «èõ» àðåàë. Ðå÷ü ìîæåò èäòè î òîì, íàñêîëüêî êðàñîòà íàøåãî «àëìàçà» ñîîòâåòñòâóåò îêðóæàþùåé «îïðàâå». Ïðåäìåòîì èçó÷åíèÿ ïðè etic-ïîäõîäå ÿâëÿþòñÿ ñõîäñòâî è ðàçëè÷èå ïñèõîëîãè÷åñêèõ ïåðåìåííûõ â ðàçëè÷íûõ êóëüòóðàõ è ýòíè÷åñêèõ îáùíîñòÿõ. Âîçâðàùàÿñü ê ïðîáëåìàì íàöèîíàëüíîé ìåíòàëüíîñòè, îòìåòèì, ÷òî ÷åì áîëüøå òàêîå èññëåäîâàíèå íàïðàâëåíî íà ñîïîñòàâèìîñòü äàííûõ â ìåæäóíàðîäíîì êîíòåêñòå, òåì áîëüøå â íåì áóäåò îò etic-ïîäõîäà. È íàîáîðîò, ÷åì áîëüøå íàñ áóäåò âîëíîâàòü äåòàëüíîå èçó÷åíèå ñïåöèôèêè òîé èëè èíîé êîíêðåòíîé íàöèîíàëüíîé ìåíòàëüíîñòè, òåì áîëüøå áóäåò îò emic-ïîäõîäà . Âòîðûì øàãîì будет являться âûáîð ìåòîäèêè, посредством которой предпîëàãàåòñÿ èçó÷àòü âûáðàííûé îáúåêò èññëåäîâàíèÿ.  íà÷àëüíûé ïåðèîä èçó÷åíèÿ íàöèîíàëüíîãî õàðàêòåðà èñïîëüçîâàëèñü òîëüêî êà÷åñòâåííûå ïîäõîäû (îñîáîé ïîïóëÿðíîñòüþ íà ïåðâûõ ïîðàõ ïîëüçîâàëèñü ïóòåâûå çàìåòêè è âïå÷àòëåíèÿ èíîñòðàíöåâ, ïîñåùàâøèõ äðóãèå ñòðàíû). Íà÷èíàÿ ñî âòîðîé ïîëîâèíû XX века, íàóêè îá îáùåñòâå ñòàíîâÿòñÿ òî÷íûìè íàóêàìè, îïèðàþùèìèñÿ íà êîëè÷åñòâåííûå äàííûå êîíêðåòíûõ èññëåäîâàíèé. Emic-подход и etic-подход, с одной стороны, и применение качественных или количественных методик, с другой стороны, дают нам четыре возможных варианта развития отечественной традиции изучения ментальности. Êàæäûé èç ýòèõ ÷åòûðåõ âàðèàíòîâ ìîæåò ïðåäñòàâëÿòü ñîáîé èñïîëüçîâàíèå íàðàáîòîê, ïîçàèìñòâîâàííûõ çà ðóáåæîì (ýòî áîëåå ïðîñòîé è ïðîòîðåííûé ïóòü) èëè ñàìîñòîÿòåëüíî ñîçäàííûõ ðîññèéñêèõ ó÷åíûõ (ñì. Òàáëèöó 1). Òàáëèöà 1 Òèïîëîãèÿ ìåòîäîâ èçó÷åíèÿ íàöèîíàëüíîé ìåíòàëüíîñòè
|