Главная страница

Культурология. Современная культурология объект, предмет


Скачать 1.11 Mb.
НазваниеСовременная культурология объект, предмет
Дата14.05.2023
Размер1.11 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаКультурология.doc
ТипДокументы
#1127848
страница1 из 19
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

КУЛЬТУРА

А.Я. ФЛИЕР

Современная культурология:

объект, предмет, структура

В конце 1980-х годов среди отечественной научной и образовательной обществен-

ности возрос интерес к сравнительно новой для нашей науки области знания - культу-

рологии. В результате культурология как общеобразовательная дисциплина и

как самостоятельное направление базового высшего образования была введена в

1992 году в программы Госкомитета по высшему образованию РФ (с разработкой

соответствующих образовательных стандартов), а в 1995 году группа культурологи-

ческих наук включена в государственный классификатор научных направлений

Министерства по делам науки и ВАКа РФ, введены ученые степени доктора и

кандидата культурологических наук.

Вместе с тем в последние годы преимущественно в кругах представителей гумани-

тарного и философского знания стали раздаваться настойчивые голоса протеста

против "нашествия" культурологии на сферу науки и образования, "посягательств" с

ее стороны на традиционные зоны компетенции иных наук и т.п. Культурологию

обвиняли в претензии на статус некоей "супернауки", обобщающей все прочее

гуманитарное и социально-научное знание; прозвучали заявления о "лженаучности"

культурологии (вполне в духе известных гонений на генетику и кибернетику). В

руководящие инстанции по делам науки и образования потекли обращения-доносы от

некоторых известных ученых, призывающие оградить отечественную культуру от

культурологии.

Не вдаваясь в нравственную оценку подобных форм "научной дискуссии", следует

признать, что немалую долю ответственности за формирование такой негативной

позиции и реакции несут сами культурологи, до сих пор не удосужившиеся

разобраться между собой в таких фундаментальных для всякого организованного

знания вопросах, как предмет, объект и метод своей науки, ее внутренняя структура,

не определившие ее органичное место в общей иерархии гуманитарного и социально-

научного знания, не очертившие прикладных задач и целей культурологии в системах

общего и специального образования, и т.п.

Очевидно, что понятие "культурология" возникло в научной среде отнюдь не

случайно и отражает объективно назревшую потребность в заполнении некоего

выявившегося "вакуума" как по ракурсу, так и по уровню обобщения многообразных

знаний о культуре в гуманитарной и социально-научной областях.

Настоящая статья - попытка вычленения и определения основных параметров

этого искомого ракурса и уровня обобщения, а также аргументации их познаватель-

ной значимости.

Флиер Андрей Яковлевич - доктор философских наук, культуролог.

124

I. Объект и предмет культурологии

Если исходить из наиболее употребимого в современной науке определения куль-

туры как мира искусственных объектов и порядков, созданных людьми (материаль-

ных - вещей, сооружений, преобразованной среды; идеальных - знаний, суждений,

понятий, образов, смыслов, символов, названий; социальных - различных видов кол-

лективных объединений людей для совместной жизнедеятельности; технологичес-

ких-разнообразных способов осуществления деятельности, взаимодействия, комму-

никации и т.п.) и наследуемых человеком не биологически (с генами), а только мето-

дом заучивания и подражания (в процессе воспитания, образования и практического

социального взаимодействия с другими людьми) [1], то все существующие социальные

. и гуманитарные науки в конечном счете являются науками о культуре, т.е. знанием о

видах, формах и результатах человеческой жизнедеятельности. Казалось бы, нет

никакой необходимости в создании какой-то специальной науки о "культуре вообще".

Есть науки о природе - естественные, науки о культуре - социальные и гуманитарные

и, наконец, философия - метафизическое знание о конечных сущностях бытия, как

природного, так и культурного.

Вместе с тем социальные и гуманитарные науки сравнительно четко делятся на две

неравные группы: огромный корпус наук о рожденных в процессе разделения труда

специализированных видах человеческой деятельности (экономике, политике, праве,

военном деле, языке, религии, искусстве, педагогике и т.п.), выделяемых по предмету

этой деятельности, и небольшая группа наук о различных общих аспектах такого

рода деятельности безотносительно к ее предмету. Это прежде всего исторические

науки, изучающие генезис и временную хронологию человеческой жизнедеятель-

ности в любых ее сферах; психологические науки о системе мотиваций и стимулов

индивидуального и группового человеческого поведения; социологические науки,

исследующие формы и способы объединения и взаимодействия людей в их совмест-

ной целенаправленной жизненной активности.

Как выясняется, одних целевых установок (т.е. осознанных интересов и потреб-

ностей) для осуществления деятельности недостаточно. Ведь люди живут не пооди-

ночке, и для реализации коллективных форм жизнедеятельности им необходимо

согласовывать друг с другом свои действия и намерения, нормировать и регулировать

их к общей пользе, оценивать результаты своих и чужих действий, выявлять наиболее

эффективные способы достижения поставленных целей, обучать им следующие поко-

ления и т.п. Для решения всех этих задач нужны, во-первых, общие критерии оценки

эффективности и приемлемости тех или иных актов деятельности и поведения, выра-

жаемые в иерархизированной системе смыслов и ценностей различных объектов,

предметов, способов и результатов (продуктов) человеческой деятельности; во-вто-

рых, система обозначений (символов и названий), с помощью которой осуществляется

информационный обмен (социальная коммуникация) между людьми по поводу целей,

предметов, способов, смыслов их деятельности. Вот этот сложный функциональный

комплекс средств и механизмов взаимопонимания и взаимосогласования процессов

жизнедеятельности людей и изучает культурология.

Предмет культурологического познания не "вся культура" - это по силам лишь

всей совокупности социальных и гуманитарных наук. Культурология ограничивает

свою "познавательную площадку" именно описанным комплексом ценностно-смыс-

ловых, нормативно-регулятивных и знаково-коммуникативных средств и механизмов,

обеспечивающих коллективный характер форм жизнедеятельности людей, который

можно назвать "культурой в узком смысле", а в функциональном ракурсе рас-

сматривать как систему социальных норм человеческой жизненной практики. Под со-

циальными нормами (в отличие от технологических) понимаются разделяемые в

более или менее массовом порядке императивные, разрешительные или запрети-

тельные установки на те или иные способы осуществления различной деятельности

или взаимодействия между людьми. Их содержание в значительной мере определяется

доминирующими в данном сообществе нравственными, этическими, мировоззренче-

скими и другими принципами.

Говоря о нормах, я, естественно, имею в виду весьма широкий комплекс социально-

регулятивных установок: мораль и нравственность обыденного поведения; законода-

тельно закрепленные императивы и запреты, разрешения и ограничения на те или

иные поведенческие акты; паттерны сознания и поведения, воспроизводящие устойчи-

вые социальные и культурные стереотипы почти в автоматическом режиме (напри-

мер бытовая вежливость); образцы поступков и решений, которые воспроизводятся

не буквально, но с общей ориентацией на исходные эталоны (например религиозные

и художественные); различные обрядовые и ритуальные, этикетные и церемониаль-

ные формы поведения; и, наконец, вся система ценностных установок и ориентаций,

присущих тому или иному сообществу и вне которых упорядоченная социальная

жизнь в сообществе практически невозможна.

Источником такого рода норм служит исторический социальный опыт коллектив-

ных форм жизнедеятельности людей, накапливаемый всяким сообществом и переда-

ваемый из поколения в поколение в виде перечисленных выше установок сознания и

поведения. Разумеется, по мере изменения социальных условий жизнедеятельности

какие-то из норм теряют актуальность и отмирают, иные модернизируются, одновре-

менно формируются и внедряются в общественную практику совершенно другие

нормы, порождаемые новыми условиями бытия и т.п. Есть все основания предпо-

лагать, что данная система социальных норм и является квинтэссенцией культуры как

таковой, порождаемой в процессе накопления и аккумуляции социального опыта, его

селекции и выделения наиболее оправдавших себя образцов осуществления деятель-

ности (в данном случае имеются в виду критерии не утилитарной, а социальной эф-

фективности).

Эти образцы закрепляются в памяти и практике людей посредством нормирования

и стандартизации как наиболее социально приемлемые, символизируются в

наглядных формах, внедряются в актуальную социальную практику и особенно в

систему коммуницирования, межпоколенной трансляции, модернизации, изменчи-

вости и т.п. Такого рода нормативно-регулятивные процессы определяют основные

формы деятельности и взаимодействия людей практически в любой сфере их

социальной активности: от высших проявлений интеллектуального и художествен-

ного творчества до криминальной сферы. Собственно это и есть системообразующее

ядро всякой конкретно-исторической культуры.

В изучении социальной нормированности и ценностной иерархизированности

любых форм жизнедеятельности людей, механизмов формирования и функциониро-

вания, языков символического выражения и межпоколенной трансляции этих со-

циальных норм культурологию не может заменить ни одна отраслевая наука, каждая

из которых исследует преимущественно технологические нормы в той или иной

сфере деятельности, а не социально-ценностные.

Суть социально-ценностного нормирования заключается в том, что человек

избирает способ достижения преследуемой цели не только по признакам его

практической эффективности, экономности и т.п. (что, разумеется, остается весьма

важным критерием выбора), но и по признакам допустимых социальной цены и

социальных последствий применения этого способа. Подобного рода ограничения

могут иметь как глобальный ("не нанести вреда человечеству"), так и локальный

характер ("не огорчить дорогого для меня человека"), но в принципе каждое со-

циальное действие индивида так или иначе корректируется такими регуляторами.

Это и есть культура. То есть сентенция "цель оправдывает средства" может быть

определена как квинтэссенция "антикультурности" в любой сфере жизнедеятель-

ности.

Таким образом, объектом (т.е. исследуемой сферой жизни, наблюдаемой

объективно) научных интересов культурологов являются, по существу, любые виды и

формы человеческой жизнедеятельности (точно так же, как у историков, психологов

и социологов), а предметом научного анализа (т.е. непосредственно изучаемым

аспектом или свойством, выявляемым и выделяемым в объекте среди иных его

аспектов и свойств) становятся прежде всего ценностно-нормативные установки и

механизмы, регулирующие всякую социальную практику и в особенности

взаимодействие и взаимопонимание между людьми [2]. В этом смысле культурология

действительно может рассматриваться как наука, изучающая все о человеке и

обществе (аналогично истории и социологии), но в строго определенном предметном

ракурсе анализа экстраутилитарных регулятивных начал в человеческой жизне-

деятельности. Под экстраутилитарными началами понимаются такие элементы моти-

вации в деятельности человека, которые не имеют прямого и непосредственного

отношения к преследуемой цели по существу, но не позволяют человеку использовать

любой способ для достижения цели, а требуют от него выбора способа, наиболее

приемлемого по нравственным, моральным, мировоззренческим, религиозным,

этическим и иным ценностным соображениям и правилам, распространенным в

данном сообществе. Этим аспектом общественного бытия и занимается культу-

рология.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19


написать администратору сайта