Главная страница

Вилкова С.Д. Товароведение и экспертиза непродовольственных това. Справочник 2е издание Под общей редакцией доктора технических наук, профессора С. А. Вилковой Москва, 2015


Скачать 0.65 Mb.
НазваниеСправочник 2е издание Под общей редакцией доктора технических наук, профессора С. А. Вилковой Москва, 2015
Дата31.03.2022
Размер0.65 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаВилкова С.Д. Товароведение и экспертиза непродовольственных това.pdf
ТипСправочник
#431380
страница4 из 18
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18
Ворсовое переплетение — применяется для выработки тканей с разрезным или петельным ворсом, для чего в структуру вводится третья нить — ворсовая основа или уток. Вырабаты- вают бархат, вельвет, плюш.
Двухслойные переплетения — состоят из четырех, (иногда пяти) систем, в которых две основы располагаются одна над другой, переплетаются утком и связываются между собой одним из утков. Они могут быть однолицевые (с одинаковыми лицом и изнанкой) и двухлицевые (различным лицом и изнанкой).
Диагоналевое переплетение — образует на поверхности ткани выпуклые рельефные полосы, расположенные наклонно к нитям основы. Угол наклона этих полос обычно меньше или больше (в зависимости от плотности нитей по основе и утку) угла наклона саржевых полос в тканях саржевого переплетения.
Применяют для выработки толстых, тяжелых тканей.
Длина перекрытия — характеризует величину одновре- менного перекрытия нитей, обозначается количеством пере- крываемых нитей.
Крупноузорчатые (жаккардовые) переплетения — вы- полняются на ткацких станках с прибором Жаккарда, дающим возможность перекрытия нитей основы с утком в любом соче- тании, вследствие чего обеспечивается возможность получения крупных ткацких узоров (геометрических узоров, цветочных орнаментов и др.).
Ломаная саржа — производное саржевого переплетения, строится на базе простой, усиленной или сложной саржи с из- менением направления диагоналей через произвольное число нитей. Ткани с переплетением ломаной саржи имеют на поверх- ности рисунок в виде “елочки”.

49
Мелкоузорчатые переплетения — представляют собой производные от главных (полотняное, саржевое, атласное) или их комбинации, в результате создают на ткани мелкий ткацкий рисунок: рубчики, клетку и др.
Многослойные переплетения — состоят из более четырех систем. Применяются для выработки технических тканей.
Перевивочное переплетение — получают из двух основ — коренной и перевивочной. В процессе ткачества нити перевивоч- ной основы при помощи специального приспособления пересека- ют соседние нити коренной основы и обвивают друг друга.
Переплетение — порядок взаимного расположения нитей в тканях, трикотаже, гардинно-тюлевых изделиях, определяющий их структуру, внешний вид и свойства.
Петельное (махровое) переплетение — характеризуется наличием на поверхности ткани петель (иногда их разрезают).
Таким переплетением вырабатывают ткани для халатов, поло- тенец.
Пикейное переплетение — разновидность двухслойных переплетений, на лицевой поверхности которого образуется ткацкий рисунок в виде продольных и поперечных рубчиков, выпуклых клеток, ромбиков и т. д. Используют для выработки сорочек, детской одежды, воротников.
Полотняное переплетение — переплетение, при кото- ром нити основы и утка поочередно покрывают друг друга по типу шахматной доски, что обеспечивает наиболее жесткую по структуре связь текстильных нитей основы и утка и увеличение прочности на разрыв.
Полутораслойные переплетения — состоят из трех систем нитей, в которой две нити основы переплетаются с нитью утка или одна основа — с двумя утками.
Раппорт переплетения — законченная часть рисунка пе- реплетения ткани, при повторении которой получается непре- рывный рисунок.
Репсовое переплетение — получается при удлинении перекрытий полотняного переплетения в направлении основы или утка. При удлинении перекрытий в направлении основы

50
получают основный (поперечный) репс. При этом нити основы изгибаются, а нити утка почти прямолинейны, в результате на поверхности ткани образуются поперечные рубчики. При удлинении перекрытий в направлении утка получают уточ- ный (продольный) репс, т. е. на поверхности ткани получаются продольные рубчики. Лицевая и изнаночная стороны тканей репсового переплетения одинаковы.
Рисунок переплетения — графическое изображение пе- реплетения нитей в ткани, которое выполняется на клетчатой бумаге в прямоугольной системе координат. Основные пере- крытия на рисунке обозначают закрашенными клетками, уточ- ные — незакрашенными.
Рогожка или шашечное переплетение — характеризуется тем, что вместо одной нити основы располагаются две или три рядом лежащие нити, выступающие в переплетении за одну нить. Поверхность ткани оказывается покрытой более или ме- нее крупными квадратиками, величина которых определяется числом нитей, образующих рисунок.
Саржевое переплетение — характеризуется тем, что основ- ные и уточные переплетения располагаются со сдвигом в одну сторону на одну нить. В результате на ткани образуются косые
(саржевые) полосы, идущие под некоторым углом снизу вверх.
Направление сдвига перекрытий может быть слева направо и справа налево.
Сатиновое переплетение — в отличие от атласного имеет на лицевой стороне ткани застил из нитей утка.
Сдвиг переплетения — характеризует величину смещения
(сдвига) каждого последующего перекрытия по отношению к перекрытию предшествующей нити. Обозначают цифрами (1, 2,
3 и т. д.), которые показывают, на сколько нитей смещается по- следующее перекрытие относительно предыдущего.
Сложная саржа — характеризуется комбинацией перепле- тений простой и усиленной саржи. В рисунке ее переплетения имеются рубчики разной ширины.
Сложные переплетения — характеризуются тем, что в образовании ткани участвуют две или более нитей основ или

51
утка, т. е. вводятся лицевые, подкладочные, ворсовые нити и т. д.
К сложным переплетениям относятся полутора- и двухслойные, многослойные, ворсовые, и перевивочные. Ткани таких перепле- тений имеют большую толщину, значительную поверхностную плотность.
Ткацкий рисунок — рисунок, который получается на по- верхности ткани в результате переплетения нитей на ткацком станке.
Усиленная саржа — характеризуется увеличением длины перекрытий, числа нитей в раппорте (отсутствуют одиночные), саржевые полосы шире, рисунок переплетения четче.
2.4. Отделка тканей
Акварель — вид печати, при котором рисунок печатают по увлажненной ткани, вследствие чего он напоминает аква- рельный. При значительном увлажнении получают рисунок с размытыми краями.
Антистатическая отделка (АО) — обработка тканей из синтетических волокон поверхностно-активными веществами, снижающими поверхностное электрическое сопротивление
(алкамон ОС-2, эпамин-06, тетрамон С).
Аппретирование — нанесение на ткань аппретов, в состав которых входит крахмал, клей и другие вещества, для придания ей жесткости, несминаемости, блеска и глянца, лучшей отсти- рываемости.
Аэрографная печать — способ нанесения высокохудоже- ственных рисунков с постепенным переходом красок от темных тонов до светлых и наложением разных цветов. Рисунок наносят с помощью трафаретов, имеющих вырезанные узоры путем распыления при помощи аэрографа.
Белоземельная печать — колористический рисунок нано- сится на белый фон ткани и занимает небольшую площадь на поверхности (до 30–40%).
Велюр — отделка шерстяных суконных тканей путем по- лучения ворсовой поверхности с поднятым ворсом.

52
Водонепроницаемая отделка — сплошное покрытие из- наночной стороны плащевых, палаточных тканей пленками из резиновой смеси или на основе синтетических смол.
Водоотталкивающая отделка — покрытие плащевых, зон- тичных тканей гидрофобными эмульсиями (силиконы, хромолан и др.), в результате чего улучшаются водоотталкивающие свой- ства при сохранении паро- и воздухопроницаемости.
Ворсование — образование на одной или обеих сторонах ткани с помощью ворсовальной машины пушистого, мягкого покрова (начеса), состоящего из концов волокон, вытянутых из нитей, преимущественно уточных, из кардной малокрученой или аппаратной пряжи.
Вытравная печать — получение рисунка на окрашенном фоне путем нанесения на гладкокрашеные ткани загущенных химически действующих составов (вытравителей), которые на напечатанных местах разрушают краситель и обесцвечивают первоначальную окраску. Возможно последующее окрашивание обесцвеченных участков другим цветом.
Гофре — получение выпуклости путем местной обработки раствором, вызывающим усадку отдельных участков тканей
(капроновых — фенолом, хлопчатобумажных — щелочью).
Грунтовая печать — рисунок занимает основную часть поверхности ткани (более 60%).
Грязеотталкивающая отделка — обработка одежных, декоративных, обивочных, специального назначения тканей препаратами, обладающими одновременно водоупорностью и маслостойкостью (фторорганические соединения).
Жесткая отделка — придание жесткости ситцам путем аппретирования концентрированным раствором крахмала, по- следующей сушки и каландрирования.
Каландрирование — заключительная отделка, выполняе- мая с целью разглаживания, уплотнения ткани, придания ей гладкости, глянцевого блеска. Каландрированию (пропуск тка- ни между системой нагретых стальных валов) подвергают все ткани за исключением тканей из крученой и фасонной пряжи, с рельефной поверхностью, ворсовых, с мягкой отделкой.

53
Карбонизация — операция очистки чистошерстяных тканей от целлюлозных примесей с помощью раствора минеральной кислоты, при которой шерстяное волокно не повреждается, а целлюлоза разрушается. Для удаления остатков кислоты и разрушенных частиц целлюлозы ткань нейтрализует слабым раствором соды и промывают.
Кастор — отделка драпов путем получения низкостриже- ного, сглаженного и запрессованного ворса (драп-кастор).
Кислованные ткани — льняные ткани, обработанные в про- цессе отделки раствором серной кислоты, которая способствует удалению примесей, благодаря чему ткани становятся мягче и приобретают светло-серый цвет.
Крашение — физико-химический процесс взаимодействия волокон и нитей ткани с красителем, в результате которого она приобретает однородную окраску, устойчивую к различным внешним воздействиям. Ткани, прошедшие процесс крашения, называют гладкокрашеными.
Лаке — получение блеска в результате расплавления по- верхности ткани при обработке горячим фрикционным калан- дром. Используется для шелковых тканей из термопластичных волокон (ацетатные, полиамидные, полиэфирные).
Лощинная или глянцевая отделка — придание блеска путем нанесения аппрета с высокой концентрацией крахмала и веществ, способствующих получению блеска (профина, воска, стеарина), и последующей сушки обработанной ткани горячим гладким каландром. Применяется для хлопчатобумажных тка- ней полотняного переплетения и для штучных изделий (ска- терти).
Малосминаемая (МС) и малоусадочная отделки — про- питка хлопчатобумажных, льняных, вискозных тканей пред- конденсатом (термореактивные смолы — корбамол, метазин и др.) с последующей термообработкой, промывкой и сушкой.
Недостаток — потеря прочности на 20–40%.
Машинное печатание — наиболее распространенный способ узорчатого расцвечивания тканей, который осуществляется на тканепечатных машинах.

54
Меланжевая отделка — формируется при использовании нитей (пряжи), изготовленных из смеси различно окрашенных или окрашенных и неокрашенных волокон.
Мерсеризации — обработка ткани раствором щелочи в натянутом состоянии для придания ткани мягкости, гладкости, блеска, повышения гигроскопичности. В ненатянутом состоянии при местном нанесении на ткань раствора щелочи и высушива- ния получают эффект сжатости и гофре в виде морщин, вздутий, образующихся в результате усадки.
Металлизация — нанесение металлизированного слоя на декоративные ткани специального назначения (технического и др.) путем распыления или осаждения в вакууме металлической краски (пигмент — частицы серебра, латуни, алюминия и др.).
Муслиновая отделка — придание мягкости хлопчатобу- мажным платьевым тканям путем аппретирования слабым раствором клеящих или смягчающих веществ (мыло, эфиры высших жирных кислот — ализариновое масло, алкамон ОС-2, стеороз-6 и др.) и последующей сушки.
Набивная отделка — создается путем нанесения на лице- вую поверхность ткани печатными машинами колористического рисунка. Характеризуется различием тона рисунка на лицевой и изнаночной поверхности.
Опаливание — удаление с поверхности ткани выступаю- щих кончиков волокон. Для опаливания используют газовые
(для легких тканей) и плитные (для плотных, тяжелых тканей) опаливающие машины.
Оптическое отбеливание — заключается в обработке тканей оптическими отбеливающими веществами (ООВ), об- ладающими способностью флюоресценции. ООВ поглощают ультрафиолетовые лучи и преобразуют их при излучении в лучи синего цвета, которые, отражаясь от поверхности ткани, придают ей белизну.
Отбеливание — придание тканям устойчивой белизны, необходимой для изготовления бельевых (белых), набивных и окрашиваемых в светлые тона тканей. Различают химическое и оптическое отбеливание.

55
Пестротканая отделка — формируется в процессе ткаче- ства, когда для получения ткани по основе и утку используются нити (пряжа) различной окраски. Основные рисунки — полоски, клетки, шашечные рисунки, “елочка”.
Полугрунтовая печать — рисунок занимает несколько большую площадь на поверхности ткани (40–60%).
Противогнилостная обработка — придание хлопчатобу- мажным и льняным тканям антисептических свойств путем обработки специальными веществами (соли хрома, меди, ртути, свинца, соединения меди, органические соединения — производ- ные фенола, салициловой кислоты, серы).
Растровая печать — рисунок состоит из системы точек или штриховых полос разной величины. Гравюра печатного вала в этом случае представляет собой точечные или штриховые углубления, от величины, глубины и частотного расположения которых зависит интенсивность окрашивания ткани.
Расшлихтовка ткани — удаление с ткани шлихты, нане- сенной на нити основы в процессе ткачества, так как шлихта затрудняет отделку. Удаляют ее с помощью кислот, щелочей, окислителей и различных ферментов животного и растительного происхождения, при действии которых шлихта гидрализуется, переходит в растворимое состояние и удаляется при промывке водой.
Резервная печать — способ, при котором на отбеленную ткань при помощи печатного вала наносят защитный состав
(резерв) в виде рисунка, после чего ткань подвергают гладкому крашению. На участках ткани, защищенных от окрашивания резервом, образуется белый рисунок. При нанесении вместе с резервирующим составом устойчивого к нему красителя, полу- чают резервную печать.
СКЭТ — первые буквы слов: смола, катализатор, электро- каландр, термообработка — получение рисунка на набивных бязях с несмываемым блеском при добавлении в печатную крас- ку предконденсата (карбамола), с последующим прохождением через каландр и термообработку, в результате чего рисунок

56
становится блестящим и ярким, а ткань — менее сминаемой.
“СКЭТ”.
Серебристо-шелковистая (СШО) — придание блеска, шелковистости сатинам. От стойкого тиснения отличается при- менением раствора с меньшим содержанием клеящих веществ и серебристого каландра, гравированного частыми штрихами, в результате прохождения через который создается оптический эффект красивого блеска.
Стирай-носи” — разновидность противосминаемой отделки ткани одежного назначения. Заключается в пропитке раствором предконденсатов на основе карбамола, метазина. Ткань после стир- ки при малых механических воздействиях можно не гладить.
Стойкое тиснение (СТ) — получение рельефного рисун- ка с помощью тиснильного каландра (металлического вала с выпуклой гравюрой) на ткани, предварительного пропитанной раствором предконденсата (карбамола, метазина, гликозина).
Недостаток — потеря прочности ткани в мокром состоянии на
20–40%.
Сублистатик — способ термопечати, который заключается в переносе узора с бумаги на ткань при кратковременном термо- контакте. Получают узорчатую расцветку в широкой цветовой гамме, с рисунком разной величины и четкими контурами.
Термофиксация — обработка ткани из синтетических воло- кон (или содержащих синтетическое волокно) горячим воздухом или паром. Операция проходит непродолжительное время в расправленном состоянии. Необходима для снятия внутренних напряжений и локальных структурных изменений волокна, возникающих в процессе обработки.
Устойчивый блеск — придание повышенного блеска хлоп- чатобумажным платьевым тканям. Отделка аналогична стойко- му тиснению, но наносится с помощью гладкого каландра.
Флаконэ, ратин — отделка драпов путем получения фигур- но расположенного ворса в виде елочки, полос, шариков (драп- флакотэ, драп-ратин).
Флокирование — отделка ткани путем нанесения на нее коротких волокон механическим, аэрографическим или элек-

57
тростатическим способами. Ворс на поверхности закрепляют синтетическими смолами.
Фоновая печать — рисунок наносится на предварительно окрашенную, чаще в светлые тона, ткань.
Форниз — отделка для фиксации формы и придания швей- ному изделию из целлюлозных тканей несминаемости при тер- мообработке. Ткань для изделия предварительно пропитывают раствором предконденсатов, сушат и завертывают в полиэти- леновую пленку.
Фотофильмопечать — способ нанесения рисунка на ткани из натурального шелка, химических волокон или их содержа- щие, которые имеют подвижную структуру и при натяжении могут образовывать перекосы. Рисунок наносится по сетчатым шаблонам (прямоугольная рама с натянутой капроновой сеткой), имеющим участки, незакрытые полимером. В шаблон наливают печатную краску и валиком протирают ее через сетку. Краска переходит на ткань только на открытых участках, создавая на ткани рисунок.
Фуляровая отделка — придание мягкости, блеска хлопча- тобумажным, платьевым и декоративным тканям путем аппре- тирования раствором клеящих веществ малой концентрации
(крахмал, декстрин, клей) с последующей сушкой и прохожде- нием через горячий каландр.
Химическое отбеливание — разрушение естественных красителей ткани путем их окисления гипохлоритом натрия, пе- рекисью водорода, хлоритом натрия и другими окислителями.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18


написать администратору сайта