Главная страница
Навигация по странице:

  • Второе задание: Опишите суть философского спора об универсалиях между номинализмом и реализмом.

  • Третье задание: Определите понятия (их значение, применительно к теме средневековой европейской философии) Теоцентризм

  • Провиденциализм

  • Сотериология

  • средневековая философия. средневековая фидософия Ленцова 228л. Средневековая европейская философия


    Скачать 19.66 Kb.
    НазваниеСредневековая европейская философия
    Анкорсредневековая философия
    Дата22.11.2021
    Размер19.66 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файласредневековая фидософия Ленцова 228л.docx
    ТипДокументы
    #278919

    Задания по теме «Средневековая европейская философия»

    Первое задание: тест (для разминки)

    1.Философские проблемы, характерные для европейского христианского средневековья:

    а) соотношение веры и разума

    б) соотношение науки и религии

    в) взаимоотношений человека и общества

    г) доказательства бытия Бога

    д) проблема универсалий

    2. Мировоззрение людей этой эпохи можно охарактеризовать как:

    а) религиозное

    б) мифологическое

    в) научное

    г) философское

    3. Какие характеристики даются средневековой философии?

    а) рационалистическая

    б) схоластическая

    в) теоцентрическая

    г) космоцентрическая

    д) гуманистическая

    е) догматическая

    4. Что является предметом схоластики?

    а) соотношение веры и разума

    б) соотношение опыта и разума в познании

    в) соотношение теории и практики

    5. Человеческое тело рассматривалось как:

    а) сосуд греха

    б) объект для эксперимента и исследования

    в) святая неприкосновенность

    г) воплощение красоты

    6. Главным авторитетом в области медицины был:

    а) Гиппократ

    б) Пифагор

    в) Гален

    г) Асклепиад

    7. Главной задачей схоластической медицины было:

    а) обследование человеческого тела

    б) заучивание текстов, их комментирование и интерпретация

    в) проведение экспериментов

    г) развитие фармакологии

    Второе задание: Опишите суть философского спора об универсалиях между номинализмом и реализмом.

    В XI веке развернулась борьба между номинализмом и реализмом. Конфликт был связан с догматом христианской религии о триединой сущности Бога. Бог един, но триедин в лицах: Бог-Отец. Бог-Сын и Бог-Святой Дух. Развернувшаяся полемика вышла за пределы этого вопроса и вылилась в рассмотрение диалектики единого и общего.

    Реализм рассматривал общее как нечто идеальное, предшествующее вещи, т.е. фактически разрабатывал идеалистическую концепцию связи общего и единичного. Номинализм выражал материалистическое решение этой проблемы.

    Доказательностью бытия Бога занимался Аксельм Кен-терберийский . «Если есть мысль о Боге, то Бог есть в действительности». Мысль и бытие тождественны. Общие понятия «универсалии» существуют реально. Отсюда и термин «реализм». Общее существует так же реально как бытие, а Бог — это реально существующее «общее».

    Этой теории возражал философ Росцелин, он полагал, что в мире существуют только единичные вещи, а общее «реально, как вещь, не существует». — «Универсалии» — это общие понятия, это «звуки голоса — номинал. Отсюда «номинализм». Свое учение Росцелин применил к догмату о Троице, по его теории получилось, что существует не один, а три Бога. В 1022 г. это учение было объявлено еретическим.

    Третье задание: Определите понятия (их значение, применительно к теме средневековой европейской философии)

    Теоцентризм-это религиозное мировоззрение, в основе которого лежит рассмотрение Бога, как создателя всего сущего. По мнению последователей этого движения, воля Бога придает смысл для человеческой жизни. Любое познание человечества — путь к постижению Божьих замыслов.

    Апологетика- это раннехристианское философское течение, защищавшее идеи христианства от давления господствующей языческой идеологии, философия «гонимой церкви» Апологеты обосновали возможность существования философии на основе христианского вероучения - в основном в период формирования христианства и борьбы с язычеством.

    Патристика- это отдельный этап в развитии религиозной философии Средневековья, характеризующийся наличием тесной взаимосвязи с деятельностью Отцов Церкви, которые предпринимали попытки систематизации положений, представленный в содержании Библии.

    Схоластика- систематическая европейская средневековая философия, сконцентрированная вокруг университетов и представляющая собой синтез христианского богословия и философии Аристотеля. Схоластика характеризуется соединением теолого-догматических предпосылок с рационалистической методикой и интересом к формально-логическим проблемам.

    Деизм- религиозно-философское направление, признающее существование Бога и сотворение им мира, но отрицающее большинство сверхъестественных и мистических явлений, Божественное откровение и религиозный догматизм.

    Провиденциализм- истолкование истории как проявления воли внешних по отношению к историческому процессу сил, провидения, Бога, характерен для всех теистических религий — иудаизма, христианства, ислама, понимающих историю как осуществление предустановленного божественного плана «спасения» человека. Разработанный Августином провиденциалистский путь к «царству Божию» лег в основу всей средневековой христианской историографии.

    Креационизм- религиозная и философская концепция, согласно которой основные формы органического мира, человечество, планета Земля, а также мир в целом, рассматриваются как непосредственно созданные Творцом или Богом.

    Гностицизм - эклектическая философия первых веков христианства, построявшая свои системы из языческих, иудейских и христианских элементов и придававшая своим идеям мифологические формы

    Агностицизм- философская концепция, согласно которой мир непознаваем и люди не могут знать ничего достоверного о действительной сущности вещей; позиция религиозного агностицизма заключается в том, что люди не могут знать ничего достоверного о Боге.

    Эсхатология- в религиозных мировоззренческих системах учение о конечных судьбах человеческой личности и всего сущего в «вечности», т.е. в самой дефинитивной перспективе за пределами истории, биографии, вообще «этого» мира.

    Теодицея- совокупность религиозно-философских доктрин, призванных оправдать управление Вселенной добрым Божеством, несмотря на наличие зла в мире: так называемая проблема зла.

    Сотериология- богословское учение о спасении человека. В христианстве оно является важнейшей частью догматического богословия. Сотериология посвящена решению двух основных вопросов: конечная цель, достижение которой и будет спасением; способы её достижения.


    написать администратору сайта