Главная страница
Навигация по странице:

  • Пример

  • •irvj rimi w f . "OF

  • Учебник_Информатика. Стандарт третьего поколениян. В. Макарова, В. Б. Волков


    Скачать 14.49 Mb.
    НазваниеСтандарт третьего поколениян. В. Макарова, В. Б. Волков
    АнкорУчебник_Информатика.pdf
    Дата26.04.2017
    Размер14.49 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаУчебник_Информатика.pdf
    ТипДокументы
    #5919
    страница46 из 48
    1   ...   40   41   42   43   44   45   46   47   48
    j.v^
    ч :-'м
    Рис. 18.8. Программа редактирования звуковых файлов Audacity
    Audacity — программа профессионального уровня, позволяющая проделывать со звуком любые трюки, начиная от простейшего редактирования фрагментов и сведения дорожек (например, к оцифрованному звуку можно добавлять звуча­
    ние инструментов M ID I-синтезатора) и заканчивая применением к звуку любых известных на сегодняшний день звуковых эффектов и точечным редактированием звуковой огибающей или удалением из стереозаписи вокальной составляющей.

    534
    Глава 18. Средства мультимедиа
    При оформлении мультимедийных документов (например, создании мультиме­
    дийных презентаций или анимационных клипов) этот инструмент может оказать неоценимую помощь в генерации соответствующей звуковой составляющей до­
    кумента.
    Работа с синтезированным звуком
    Файлы, содержащие данные с синтезированным звуком, получают в результате либо проигрывания этого звука на M ID I-клавиатуре с последующем преобразо­
    ванием в цифровые данные, либо прямого ввода звуков. То и другое делается с помо­
    щью специальных M ID I-редакторов. M IDI-редакторы позволяют создавать, редак­
    тировать и сохранять последовательности M ID I-команд, как показано на рис. 18.9.
    щЯВШШШтШШштй
    тжшл 12,гее зе ^ftch p m fits
    2 5
    * i
    4
    Щ Щ Щ
    1
    ЦЦ,,
    Щ
    Ш
    »
    Ш
    m - m » ' • m м mm m
    s
    И » ■ ; •
    * и я т т
    S T t V T W W l
    m mm ш

    »
    & m ш i ' f t r щ m
    h m m
    Ш
    Ш
    ; • •
    '
    tvrjffrp
    t t t f l f t t r
    ............. : ..... :........
    H I |1
    : .
    f j l j l ш ш ш
    "ddMmki
    щ ш
    м и
    у h d a :hi
    ЩЩШЩ
    I :

    тзтжтжттшттжяш
    H I 1
    1 1M 1
    ! fHIT
    т г
    шшшк
    и в щй
    Hfi
    Рис. 18.9. MIDI-редактирование
    У M ID I-редактора есть симулятор клавиатуры и встроенный метроном; можно
    «наиграть» нужные ноты в нужном темпе, а потом еще и подправить их, регулируя в редакторе длительность или высоту. Примерно таким же образом происходит запись M ID I-последовательности, принимаемой с M ID I-клавиатуры. При этом надо помнить, что M IDI — это многоголосый формат, поэтому используя M IDI- редактор, можно записать одну за другой партии всех инструментов, а затем вос­
    производить их звучание одновременно, как при оркестровом исполнении.
    Еще одна интересная особенность практически всех M ID I-редакторов — воз­
    можность опубликовать синтезированные композиции в виде нотной записи
    (рис. 18.10).
    Среди множества M ID I-редакторов можно выделить коммерческие программы
    Cubase, Logic Audio, Cakewalk, а также свободные Rosegarden Studio, Seq246Jazz++
    M IDI Sequencer, SoftWerk.

    18.3. Изображения
    535
    ШШшяшишш
    &тЩ -Baksts*
    ■тт -
    ^
    ;Мшт&шЫуг,^
    , , , ,
    Рис. 18.10. Музыкальная композиция в виде нот
    18.3. Изображения
    18.3.1. Цифровые форматы изображений
    Известно, что экран компьютера состоит из точек, поэтому любое изображение, которое появляется на экране компьютера, состоит из точек. Независимо от того, в каком формате хранится файл изображения, на экране компьютера он всегда представляется в виде матрицы точек разного цвета. То есть изображение на экране компьютера всегда имеет растровый характер. Деление изображений на векторные и растровые определяется форматом хранения изображения и алгоритмом его ото­
    бражения на экране.
    Векторные форматы
    В векторном формате файл хранит не само изображение, а его описание, то есть этот файл не содержит массива точек.
    Пример. Если мы нарисуем в векторном графическом редакторе эллипс и сохра­
    ним данный рисунок в файле, то в файл запишутся данные о том, какая фигура
    нарисована (эллипс), где находится ее центр, каковы ее размеры, толщина и цвет
    линии, толщина и цвет заливки и другая информация, позволяющая однозначно
    воспроизвести эту картинку в любое время.
    Хранить рисунки в векторных форматах очень удобно: векторные форматы очень экономны с точки зрения сохранения в файле и передачи через сетевые со­

    536
    Глава 18. Средства мультимедиа единения сравнительно простых рисунков и чертежей (векторных примитивов).
    В случае, когда в векторный формат переводится сложный рисунок (например, фотография пейзажа с максимальным приближением изображения к реалистично­
    му), то размер векторного файла может быть даже больше, чем размер растрового.
    У векторной графики есть одно серьезное преимущество, которое делает этот формат идеальным для хранения чертежей и схем: на качество отображения ни­
    как не влияет масштаб отображения рисунка. Если вы увеличите или уменьшите векторный рисунок в 10 раз и затем сохраните в файле, то после открытия файла вы получите изображение того же качества, что и исходное. Это выгодно отличает векторную графику от растровой, для которой аналогичная последовательность операций (уменьшение в 10 раз, сохранение, открытие, увеличение в 10 раз) при­
    ведет к необратимой потере качества изображения.
    Растровые форматы
    Растровая графика используется во многих областях повседневной деятель­
    ности при переводе сложных массивов данных в графическое представление.
    Растровые форматы изображений хранят в себе каждую точку изображения в том масштабе, в котором изображение было зафиксировано (сфотографировано, отска­
    нировано, создано в растровом графическом редакторе). Хранение каждой точки изображения имеет определенные плюсы: если снимать фотографию при очень больших разрешении и размере изображения, то можно получить высокое качество и широкие возможности в отношении правки такого изображения.
    Растровые изображения крайне важны, но они требуют много места. Поскольку современные дисплеи передают множество цветовых оттенков, каждый пиксел при­
    нято интерпретировать в виде 24-битного числа, в котором компоненты красного, зеленого и голубого цветов занимают по 8 бит каждый. Такой 24-битный пиксел может отображать 224, или примерно 16,78 миллиона цветов. Так, изображение с разрешением 512 х 512 пикселов будет занимать 786 432 байт, а изображению размером 1024 х 1024 пикселов потребуется 3 145 728 байт.
    Преимуществом же растровых файлов является точность отображения и воз­
    можность попиксельного манипулирования для создания различных визуальных эффектов, от простейших (повышение резкости или нанесение дымки) до весьма замысловатых, например, создание псевдообъемного изображения из плоской фотографии.
    18.3.2. Сжатие изображений
    О сжатии векторных форматов мы уже говорили: практически все файлы векторных программ представляют собой набор текстовых примитивов, сжатый архиватором zip. Даже если применить к этим файлам самые современные и эф­
    фективные способы сжатия, можно добиться выигрыша процентов 10, но при этом значительно (особенно для больших файлов) увеличить время открытия и сохранения.
    Текст можно сжимать за счет того, что способ кодирования текста изначально избыточен. Устраняя эту избыточность, можно закодировать ту же самую инфор­

    18.3. Изображения
    537
    мацию в меньшем количестве данных. Изображение для компьютера не обладает избыточностью: каждый пиксел находится на своем месте и имеет свой код.
    Хотя компьютер не может распознать в изображении избыточность, зато можно создать алгоритмы, позволяющие распознавать и выделять в изображении инфор­
    мацию менее важную и плохо воспринимаемую при его рассмотрении человеком.
    При сжатии с потерями происходит сжатие путем удаления несущественной информации. Изображение можно сжать с потерями, удалив несущественную информацию, даже если в нем нет избыточности.
    Не все изображения сжимаются одинаково хорошо любыми методами. Рассмо­
    трим несколько типов изображений.
    Двухуровневое, или монохроматическое, изображение. В этом случае все пикселы могут иметь только два значения, которые обычно называют черным (двоичная единица, или основной цвет) и белым (двоичный нуль, или цвет фона).
    Полутоновое изображение. Каждый пиксел такого изображения может иметь 2п значений от 0 до 2п - 1, обозначающих одну из 2п градаций серого (или иного) цвета.
    Цветное изображение. Существует несколько методов задания цвета, но в каж­
    дом из них участвуют три параметра. Следовательно, цветной пиксел состоит из трех частей (обычно из трех байтов). Типичными цветовыми моделями яв­
    ляются RGB, HLS и CMYK.
    Изображение с непрерывным тоном. Этот тип изображений может иметь много схожих цветов (или полутонов). Когда соседние пикселы отличаются всего на единицу, глазу практически невозможно различить их цвета. Обычно они получаются при съемке на цифровую фотокамеру или при сканировании фото­
    графий или рисунков.
    Дискретно-тоновое, или синтетическое, изображение. Обычно это изображение получают искусственным путем. В нем может быть всего несколько или много цветов, но как правило, в нем нет шумов и пятен, характерных для естествен­
    ного изображения. Примерами таких изображений могут служить фотографии искусственных объектов, машин, механизмов, страницы текста, карты, рисунки или изображения на дисплее компьютера.
    Изображения, подобные моментальным снимкам мультфильма. Это цветные изображения, в которых присутствуют большие области одного цвета. При этом соприкасающиеся области могут весьма различаться по своему цвету. Данное свойство можно использовать для лучшего сжатия.
    Каждому типу изображений присуща определенная избыточность, но все они избыточны по-разному. Поэтому трудно создать метод, позволяющий одинаково хорошо сжимать любые типы изображений. Существуют разные методы для сжа­
    тия двухуровневых, непрерывно-тоновых и дискретно-тоновых изображений.
    Изображения, сжатые различными способами, затем сохраняют в файлах раз­
    личных форматов (отличающихся, как правило, расширениями).

    538
    Глава 18. Средства мультимедиа
    Поскольку способ организации мультимедийной информации непосредственно связан со способом ее сжатия с целью хранения или передачи, методы сжатия также часто называют форматами.
    Формат JPEG
    Формат сжатия изображений JPE G (Joint Photographic Experts Group) является сегодня наиболее распространенным, причем его популярность настолько высо­
    ка, что его часто применяют для сжатия изображений, совершенно для этого не предназначенных (например, изображений, где большие площади занимает один цвет); результат обычно бывает неудовлетворительным. Изображения, сжатые таким методом, обычно хранятся в файлах с расширением
    .jpg.
    Свойства формата
    JPEG :
    □ высокий коэффициент сжатия;
    □ большое число параметров настройки сжатия;
    □ хорошие результаты для любых типов непрерывно-тоновых изображений;
    □ достаточно эффективен и не слишком сложен;
    □ несколько режимов сжатия, между которыми можно выбирать.
    Форматы GIF, PNG и TIF
    На рис. 18.11 представлено изображение в разных форматах сжатия. Из срав­
    нения этих изображений становится ясно, почему сжатие в формате JP E G так хорошо подходящее к фотографиям (причем чем больше там деталей, тем лучше оно работает), не годится при сжатии изображений с большими однотонными участками.
    •irvj
    rimi
    w f
    . "OF
    Рис. 18.11. Разные форматы сжатия
    Из-за своего внутреннего алгоритма JPE G допускает ошибки при кодировании ровного цвета. Не лишен погрешности и формат TIF, который при сохранении изо­
    бражения со сжатием искажает фон. А вот форматы GIF и PNG, будучи примерно в два раза менее эффективными в отношении сжатия, чем JPE G , оказываются идеальными для такого рода изображений. По этой причине при оформлении дизайна веб-сайтов в основном используют форматы GIF и PNG, для хранения и пересылки фотографий — формат JPEG , а для хранения рисунков высокой точ­
    ности воспроизведения — формат TIF (но без сжатия).

    18.3. Изображения
    539 18.3.3. Получение изображений
    Для получения изображений есть несколько способов.
    Первый способ — можно создать изображение вручную в специальной ком­
    пьютерной программе, графическом редакторе. Если мы говорим о векторных форматах, то таким образом получают подавляющее большинство векторных изображений — они рисуются от руки, с использованием мыши или специальных приспособлений, позволяющих рисовать на экране компьютера привычным для нас способом, к примеру, это может быть графический планшет в комплекте со специальным пером. Сегодня уже не редкость графические планшеты, которые
    Одновременно являются экранами — на них можно рисовать так же, как на листе бумаги. Векторные изображения обычно получают, растягивая графические прими­
    тивы и линии по экрану. Растровые изображения рисуют так же, как мы привыкли это делать — при помощи пера или карандаша.
    Второй способ — сканирование. Сканер переводит изображение документа в цифровую форму с высоким разрешением. Сканированные документы всегда представляют собой растровее изображения большого размера.
    Третий способ — получение изображений с цифровых фотоаппаратов или ви­
    деокамер.
    Четвертый способ — получение векторных изображений из растровых с помо­
    щью специальных программ распознавания контуров и фоновой заливки.
    18.3.4. Программы для работы с изображениями
    Программы для работы с векторными изображениями
    Одним из самых известных и одновременно наиболее серьезных графических пакетов для работы с векторной графикой является Corel Draw (рис. 18.12).
    Истинная мощь этой программы раскрывается не сразу: кроме стандартных инструментов она позволяет реализовать множество эффектов, преобразовывать непосредственно во время редактирования векторные объекты в растровые, вы­
    полнять различные манипуляции с обеими типами объектов в одном документе.
    Внимательное и детальное освоение этого пакета откроет дополнительные возмож­
    ности, касающиеся мощного инструмента автоматизации операций и расчетного аппарата, позволяющего просчитывать многие элементы сплайновой графики. Этот пакет применяется в основном для выполнения дизайнерских проектов, включая полиграфические проекты высокой степени сложности.
    Вторым по популярности после Corel Draw можно считать пакет Adobe Illustra­
    tor. Это также профессиональная дизайнерская программа, обладающая большим набором возможностей и весьма дорогая.
    Для индивидуального использования (например, для оформления иллюстраций к мультимедийным презентациям) вполне подойдет менее дорогой пакет, Corel
    Хага, который в своем варианте для Linux является свободной и бесплатной про­
    граммой (рис. 18.13).
    Эта программа предназначена для создания красивой и праздничной векторной графики. Хотя и лишенная некоторых возможностей Corel Draw, эта облегченная

    540
    Глава 18. Средства мультимедиа программа позволяет тем не менее получать рисунки очень высокого качества и имеет хорошие возможности создания псевдообъемных изображений (иллюстра­
    цией чему служит рис. 18.13).
    j D j х !
    л.5Ш
    1 1 1
    щ
    I I
    11
    &
    $
    ж
    а

    • j
    / IS 7 ,753; W . 8 № ) Ctd? t-d o o adds Pet;
    m
    Рис. 18.12. Corel Draw
    ЯШ
    Рис. 18.13. Xara Xtreme для Linux
    Для создания векторных блок-схем и диаграмм, которые тоже очень часто при­
    сутствуют в различного рода презентациях и мультимедийных документах, можно

    18.3. Изображения
    541
    использовать встроенные средства векторной графики, которые входят в состав как Microsoft Office, так и OpenOffice.org. Кроме того, существует специальный пакет, Microsoft Visio, предназначенный для создания схем и диаграмм различного назначения (рис. 18.14). Среди свободных программ ближе всего по функциональ­
    ности к этому пакету программа Dia.
    Рис. 18.14. Microsoft Visio
    Программы для работы с растровыми изображениями
    Количество программ для работы с растровыми изображениями очень велико, перечислить даже самые популярные не представляется возможности. По этой причине мы остановимся только на нескольких самых простых и на двух самых совершенных программах этого типа.
    К простым программам обработки растровых изображений относятся програм­
    ма Paint, входящая в состав операционной системы Microsoft Windows, и свобод­
    ная программа ColourPaint, входящая в состав многих дистрибутивов Linux. Обе эти программы поддерживают простые операции по редактированию растровых изображений (вырезание, копирование, вставка фрагментов изображения, закра­
    шивание цветом или узором, рисование пером и кистью, вставка примитивных геометрических фигур и текста) и сохранению их в наиболее распространенных растровых форматах. Обе эти программы скорее пригодны для развлечения, чем для создания сколько-нибудь серьезных графических композиций, и уж совсем непригодны для обработки сложных цифровых растровых изображений, таких как фотографии и сканированные образы документов (рис. 18.15).
    Для серьезной работы существуют другие программные продукты — это ком­
    мерческие пакеты Adobe Photoshop и GIMP. Если говорить о сходствах и отличиях между программами GIM P и Adobe Photoshop, то функционально программы очень схожи, но различаются набором доступных встраиваемых модулей (для

    542
    Глава 18. Средства мультимедиа
    Photoshop их, безусловно, на порядок больше, чем для GIM P) и степенью возмож­
    ностей автоматизации операций и программирования (вот тут GIMP, конечно же, превосходит своего проприетарного собрата). Обе программы способны выполнять самые разнообразные действия с изображениями в растровых форматах: изменять цветовые схемы, выполнять разнообразные коррекционные действия, накладывать фильтры. Мощным средством является представление изображения как много­
    слойной структуры. На рис. 18.16 показано одно и то же растровое изображение, открытое в GIM P и в Adobe Photoshop.
    Рис. 18.15. Простые программы обработки растровых изображений
    Рис. 18.16. Сложные программы обработки растровых изображений

    18.4. Видео
    543 18.4. Видео
    18.4.1. Кодирование видеосигналов
    При кодировании видеосигналов применяются операции, которые обеспечива­
    ют очень высокую степень сжатия.
    Как кинофильм является практически потоком фотографий, демонстрируе­
    мых на экране с частотой 24 кадра в секунду, так и цифровое видео практически представляет собой последовательность цифровых кадров, то есть фотографий.
    Однако простой расчет показывает, что даже в случаях, когда видеофильм имеет сравнительно небольшой по сегодняшним меркам размер 512 х 512 пикселов, для хранения 1 секунды фильма требуется 786432 х 24 = 18 874 368 байт. Чтобы сохранить хотя бы часовой фильм, это число нужно умножить на 3600, и мы по­
    лучим 67 947 724 800, то есть 68 Гбайт на один фильм. При таком объеме фильм невозможно уместить на носителе объемом 4 Гбайт (стандартный объем DVD- дисков). За счет чего же появляется возможность уменьшить размер хранимого видеофильма?
    18.4.2. Сжатие видео
    Для кодирования каждого кадра видеофильма применяется сжатие в формате
    JPEG , что даже при сравнительно небольшой потере информации может дать за­
    метное (до 10 раз) уменьшение размера. Помимо сжатия каждого кадра, для умень­
    шения размер хранимого видеофильма используют некоторые дополнительные приемы.
    Прореживание. Кодер (программа, осуществляющая кодирование) выбирает кадры через один и записывает их в сжатый поток. Это приводит к двойному коэффициенту сжатия. Затем декодер принимает кадры и просто дублирует их два раза подряд.
    Вычитание. Кадр сравнивается со своим предшественником. Если разница между ними мала (всего в нескольких пикселах), то кодер кодирует только эти отличающиеся пикселы, то есть записывает в выходной поток три числа для каждого из отличающихся пикселов (его координаты и разность пикселов двух кадров).
    Вычитание по блокам. Этот метод является развитием предыдущего. Изобра­
    жение делится на блоки пикселов, и операция вычитания производится не над парой кадров, а над каждой парой блоков в кадрах.
    Компенсация движения. Просмотр любого фильма наводит на мысль, что раз­
    ница между последовательными кадрами мала из-за движения на сцене, переме­
    щения камеры или в силу обеих причин. Это свойство тоже можно использовать с целью повышения коэффициента сжатия.
    В результате совмещения всех этих операций при кодировании видеосигнала можно получить очень высокую степень сжатия. Все эти методы кодирования реализованы в современных форматах кодирования цифрового видео, таких как
    M PEG и AVI. Сам факт применения перечисленных приемов сжатия иногда ста­

    544
    Глава 18. Средства мультимедиа новится заметен: если по той или иной причине происходит пауза в потоке пере­
    дающихся кадров, видеоизображение начинает распадаться на прямоугольные зоны, при этом часть видеокадра остается необыкновенно четкой, другая же часть размывается.
    Цифровое видео может быть получено тремя способами: оцифровкой имеющего кино, отснятого на пленку; съемкой видео на профессиональную или любительскую видеокамеру; созданием видеофайлов в специализированных программах.
    При съемке видеофильма на видеокамеру может быть два режима работы.
    В первом режиме видеокамера снимает, кодирует и записывает фильм во внутрен­
    нюю память (это может быть записываемый DVD-диск, flash-память или жесткий диск). Во втором режиме видеокамера подключается разъемом к цифровому входу видеокарты компьютера и напрямую передает поток видеоданных на компьютер, где специальная программа производит их кодирование и сохранение в том или ином распространенном видеоформате с заданным качеством.
    18.4.3. Программы для обработки и воспроизведения видео
    Программы для обработки цифрового видео можно разделить на четыре основ­
    ные категории:
    □ захват видео;
    □ нелинейный видеомонтаж;
    □ перекодирование видео;
    □ создание DVD-образов.
    Захват видео
    В случаях, когда запись видео ведется на видеокассету, возникает проблема
    «перегона» записанных данных с видеокасеты на компьютер. Именно для этого существую программы захвата видео. Несмотря на то, что практически любой виде­
    оредактор имеет встроенную функцию захвата, использовать специализированные программы гораздо удобнее. Одной из наиболее известных программ для захвата видео является ScenalyzerLive. Ее возможности:
    □ захват видео по сценам;
    □ быстрый просмотр всех сцен на диске;
    □ быстрый поиск и сохранение на диске наиболее интересных стоп-кадров;
    □ захват фрагментов;
    □ считывание видеофайлов с диска и сохранение их на кассете в видеокамере с теми же именами файла и папки, в которой он находился.
    □ хорошая буферизация данных (это позволяет захватывать поток без пропу­
    щенных кадров на тех компьютерах, аппаратная конфигурация которых делает невозможным захват без потерь другими программами захвата);
    □ копирование на камеру набора файлов в виде одной записи (это позволяет об­
    ходить ограничения файловой системы FAT32).

    18.4. Видео
    545
    Нелинейный видеомонтаж
    Монтаж аналогового видео всегда носит линейный характер, поскольку для того, чтобы на кинопленке или на видеокассете добраться до определенного фрагмента, необходимо промотать пленку до нужного места. Когда мы имеем дело с цифро­
    вым видео, все «нужные места» находятся перед нами в раскадровке видеозаписи, и мы совершенно свободны в своем творчестве: может любым образом выделять, вырезать, вставлять или удалять фрагменты, применять цифровые эффекты как к выделенным участкам, так и к отдельным кадрам. Нелинейным видеомонтажом называется процесс видеомонтажа, при котором можно в любой момент перейти к любому произвольном участку видеозаписи.
    Нелинейный видеомонтаж возможен только для цифрового видео. Наиболее из­
    вестными программами для осуществления нелинейного видеомонтажа являются:
    □ Adobe Premiere;
    □ iMovie;
    □ Virtual Dub;
    □ Windows Movie Maker.
    Все эти программы предлагают примерно одинаковый набор функций (исклю­
    чением является, пожалуй, программа Windows Movie Maker, которая изначально не делалась, как профессиональная, а была ориентирована скорее на простоту ис­
    пользования и позволяла работать даже неподготовленным пользователям):
    □ получение видео с цифровой видеокамеры;
    □ создание слайд-шоу из изображений;
    □ обрезание или склеивание видео;
    □ наложение звуковой дорожки;
    □ добавление заголовков и титров;
    □ создание переходов между фрагментами видео;
    □ сохранение проекта в заданном формате и с заданным качеством.
    Разница в возможностях программ в основном связана с количеством и каче­
    ством цифровых фильтров и эффектов обработки изображения и переходов между фрагментами.
    Все перечисленные программы являются коммерческими. Однако есть несколь­
    ко свободных программ как для Windows, так и для Linux, обладающих схожими возможностями по обработке и монтажу цифрового видео: Cinelerra, Kdenlive,
    Kino, LiVES.
    Перекодирование видео
    Чем быстрее развиваются компьютеры и мультимедиа, тем больше различных форматов хранения и передачи потокового видео разрабатывается производителя­
    ми. Часто возникает потребность преобразовать (конвертировать) файл из одного формата в другой. Наиболее популярной программой для перекодирования циф­
    рового видео сегодня считается CANOPUS ProCoder, которая может работать как в качестве самостоятельного приложения, так и как дополнение к Adobe Premiere.

    546
    Глава 18. Средства мультимедиа
    Создание DVD-образов
    Созданные цифровые видеозаписи обычно требуется надлежащим образом оформить: не просто записать на DVD-диск как каталог с файлами, а снабдить интерактивным меню, обеспечить простой переход между фрагментами и быстрый поиск информации. Д ля этого служат специальные программы для создания и оформления DVD-образов цифровых фильмов: Ulead DVD MovieFactory, iDVD и DVD Architect
    18.5. Мультимедиа-презентации
    Мультимедиа-презентации не просто получили широкое распространение, они стали одним из главных средств представления определенных видов информации.
    Сегодня ни совещания, ни важные переговоры не обходятся без мультимедиа-пре­
    зентаций. При этом существующие средства мультимедиа позволяют подготовить презентацию за сравнительно небольшой промежуток времени.
    Наиболее широко мультимедиа-презентации представлены на сегодняшний день в двух сферах: в рекламе и образовании, причем и там, и там они исполняют одну и ту же роль: быстро, эффективно, надежно и достоверно донести до аудитории новые знания.
    18.5.1. Возможные типы мультимедиа-презентаций
    Рекламные презентации. В этом случае презентация создается с целью рекламы, то есть продвижения торговой марки компании; распространения информации о компании; лучшей узнаваемости имиджа; рекламирования сопутствующих и до­
    полняющих товаров, информационных ресурсов по данной теме. Ролик отличается от презентации линейным представлением информации, то есть в нем не пред­
    усмотрено взаимодействие с пользователем, который в этой ситуации является только зрителем. Электронные презентации и рекламные ролики — эффектный и комфортный способ привлечь внимание пользователей к товарам и услугам как самой компании, так и ее партнеров и представителей.
    Электронные каталоги. Такие презентации могут быть использованы в качестве каталогов товаров и услуг. Торговые представители и менеджеры смогут задей­
    ствовать весь материал целиком или отдельные его части. Во всем мире многие издательства и компании постепенно переходят с выпуска массивных рекламных каталогов и других печатных изданий к гораздо более эффективным и экономич­
    ным мультимедийным компакт-дискам. Это дает возможность распространять большие объемы информации быстро, качественно и эффективно.
    Обучающие и тестовые программы. С помощью такой презентации можно об­
    учать сотрудников, слушателей семинаров, курсов, и т. п. Такая презентация может быть приложением к технически сложной и наукоемкой продукции. Она не только обучит, но и проконтролирует уровень знаний.
    Нормативно-техническая документация, методическая и сопутствующая лите­
    ратура. Презентация может быть использована в качестве оболочки для удобного

    18.5. Мультимедиа-презентации
    547
    доступа к информации. Такая презентация может содержать чертежи, технические паспорта, руководства по эксплуатации и т. п. В этом случае презентация обеспечи­
    вает не только удобный доступ к данным, но и позволяет существенно экономить на тиражировании больших объемов информации.
    Визитная карточка. Электронная визитная карточка с мультимедиа-презента­
    цией — необходимая вещь для людей, ведущих активный, публичный образ жизни, включая бизнесменов, артистов, политиков, общественных деятелей. Любая «типо­
    графская» визитка будет «проигрывать» электронной. Размер CD-диска электрон­
    ной визитной карточки сопоставим с размером обычной визитной карточки.
    18.5.2. Программные технологии создания мультимедиа-презентаций
    Для создания мультимедиа-презентаций в основном используют ставшие уже привычными программные средства, такие как Microsoft Power Point из пакета
    Microsoft Office, или свободные программы, такие как OpenOffice.org Impress. Та и другая программы поддерживают самый широкий спектр возможностей, позволя­
    ющих создавать презентации, насыщенные интерактивными и мультимедийными элементами.
    Создание презентации начинается с запуска мастера создания презентации, выбора шаблона, если вы хотите создать презентацию по шаблону, и ввода необ­
    ходимых сведений. Цель и содержание презентации продумываются до начали ее создания.
    После того как мастер завершит свою работу, мы окажемся в основном окне программы Impress (рис. 18.17).
    Область
    Слайды представляет собой перечень всех слайдов презентации, пред­
    ставленных в виде эскизов. Когда нужно выбрать один из слайдов, чтобы проделать над ним какое действие, нужно щелкнуть на соответствующем эскизе в этом списке.
    Если надо выбрать группу слайдов, нужно щелкать на нужных слайдах, удерживая нажатой клавишу
    Ctrl.
    Выбор режима редактирования происходит с помощью соответствующих вкла­
    док области редактирования.
    □ Режим рисования
    — основной режим работы с отдельным слайдом презентации.
    Позволяет добавлять на одиночный слайд графические объекты и текст, изме­
    нять форматирование и размещение текста. Именно в этом режиме происходит выбор макета для конкретного слайда.
    □ Режим структуры
    — на этой вкладке можно редактировать структуру презента­
    ции, то есть ее разделы, подразделы и заголовки отдельных слайдов. Основное назначение режима структуры — редактирование текста слайдов и изменение уровня структуры внутри каждого слайда.
    □ Режим примечаний
    — этот режим позволяет добавить к каждому слайду краткие примечания (типа «не забыть рассказать») или снабдить слайд полным тек­
    стом, который надо прочитать при появлении слайда на экране. Примечания, естественно, не будут показаны в момент демонстрации презентации. Для того

    548
    Глава 18. Средства мультимедиа чтобы ими воспользоваться, нужно распечатать презентацию, не забыв устано­
    вить в параметрах печати флажок
    Печатать примечания.
    □ Режим тезисов
    — этот режим позволяет распечатать презентацию в формате с 1,
    2, 3, 4 или 6 слайдами на листе. Выбор количества слайдов осуществляется на вкладке
    Макет области
    Задачи.
    □ Сортировщик слайдов
    — на этой вкладке представлены все слайды презентации, где путем перетаскивания мышью можно менять порядок следования слайдов в презентации.
    Список
    Выбор
    Выбор слайдов режима задачи
    Рис. 18.17. Окно программы OpenOffice.org Impress
    В области
    Задачи выбирается задача, которую требуется решить для выбранно­
    го объекта, одного или нескольких слайдов либо презентации в целом. Обратите внимание, что одни задачи (например,
    Фоны страниц) всегда выполняются над пре­
    зентацией в целом, другие относятся к конкретным слайдам или группам слайдов
    (Макеты и
    Смена слайдов), третьи становятся доступными только при выборе внутри одного слайда конкретного объекта, текста или рисунка
    (Эффекты).
    В области редактирования происходит основное действие по редактированию отдельных слайдов и всей презентации.

    18.5. Мультимедиа-презентации
    549
    Инструменты рисования позволяют вставлять в презентацию графические объ­
    екты и специальным образом оформленный текст.
    Рассмотрим основные этапы создания презентации в Impress. Подобные инстру­
    менты и команды, но с немного иным названием, есть и в программе Power Point.
    1. Точно определяемся с типом, целями и задачами презентации.
    2. На основе заранее подобранного материала выделяем структуру презентации, текст слайдов и текст примечаний.
    3. Переносим структуру презентации на один из слайдов.
    4. Выполнив команду
    Расширить слайд для слайда со структурой, получаем все слайды презентации, снабженные соответствующими структуре заголовками.
    5. Оформляем шаблоны слайдов (с помощью мастера
    Слайды) для первого слайда презентации, заголовочных слайдов разделов и остальных слайдов презента­
    ции. Связываем с созданными шаблонами соответствующие слайды презен­
    тации.
    6. Наполняем созданные слайды текстом и примечаниями.
    7. Добавляем к слайдам иллюстрирующие изображения (диаграммы, графики, рисунки).
    8. Помещаем в слайды анимацию, фрагменты видео, музыкальное или звуковое сопровождение. Анимация и видеофрагменты автоматически начинают воспро­
    изводиться при выводе на экран содержащего их слайда, то же самое касается музыкальных и звуковых файлов.
    9. В случае необходимости в отдельных сложных слайдах задаем эффект посте­
    пенного появления текста и рисунков.
    10. Сохраняем презентацию в нужном формате.
    OpenOffice.org, и Microsoft Power Point способны сохранять презентацию в раз­
    ных форматах. Помимо стандартного формата презентации, требующего наличия на компьютере программы, в которой презентация создавалась, можно сохранить презентацию в формате самостоятельного исполняемого файла, не нуждающегося в наличии на компьютере программ Power Point или Impress. Обе программы по­
    зволяют сохранять презентации в форматах SWF (то есть в виде flash-анимации) и PD F (а программа Adobe Acrobat Reader умеет воспроизводить формат PD F определенной структуры в режиме презентации). И формат PDF, и формат SWF являются межплатформенными, но требуют для своего выполнения соответствую­
    щих инструментов воспроизведения файлов этого формата. Наиболее универсаль­
    ным решением является сохранение презентации в качестве веб-документа. В этом случае презентация сохраняется как локальная структура веб-сайта, содержащая меню навигации, и это решение является наиболее универсальным с точки зрения совместимости платформ.

    550
    Г лава 18. Средства мультимедиа
    18.5.3. Демонстрация мультимедиа-презентаций
    Для воспроизведения мультимедиа-презентаций могут применяться несколько режимов.
    Воспроизведение презентации на одном компьютере. Этот режим применяется обычно при демонстрации рекламного ролика или учебного материала одному человеку.
    Трансляция презентации с одного компьютера на несколько клиентских мест.
    Такое решение обычно выбирается в компьютерных классах при наличии компьютеров, объединенных в локальную сеть. Наиболее частое применение — организация учебного процесса.
    Трансляция презентации при помощи пассивного проектора. В этом случае презентация, воспроизводимая на экране компьютера через проекционное оборудование транслируется на экран. Управление переключением слайдов может производиться как с компьютера, так и с устройства дистанционного управления проектором.
    Применение для демонстрации интерактивных средств, таких как большие плазменные сенсорно-чувствительные экраны и интерактивные электронные доски. В этом случае лектор может не только переключать слайды, но и управ­
    лять поведением объектов на экране, непосредственно взаимодействуя с поверх­
    ностью экрана (не только переключать или передвигать слайды, но и рисовать, на экране непосредственно указкой или световым лучом, выделяя значимые элементы).
    Вопросы для самопроверки
    1. Что такое «мультимедийный документ»?
    2. Что включает в себя современная трактовка термина «мультимедиа»?
    3. Чем оцифрованный звук отличается от синтезированного?
    4. Что такое «частота дискретизации», каково ее стандартное значение при про­
    мышленной оцифровке звука?
    5. Что такое 16-битный звук, чем он отличается от 8-битного?
    6. Чем табличный процессор отличается от базы данных?
    7. Какие два типа сжатия звука вам известны?
    8. При помощи какого устройства получают звук в формате M IDI?
    9. Что такое «микширование»?
    10. При помощи каких программ производится управления звуковыми каналами?
    11. Какие программы для редактирования оцифрованного звука вам известны?
    12. Какие программы для создания M ID I-композиций вы знаете?
    13. В чем отличие растрового формата от векторного?
    14. Есть ли избыточность в цифровом коде, представляющем изображение?

    Литература
    551 15. По какому принципу осуществляется сжатие изображения?
    16. Какие программы для создания и редактирования векторных изображений вам известны?
    17. Какие программы для создания и редактирования растровых изображений вам известны?
    18. На основе каких принципов происходит кодирование цифрового видео?
    19. Что такое «нелинейный видеомонтаж»? Можно ли применять нелинейный видеомонтаж при монтировании записей на видеокассетах?
    20. Какие типы мультимедиа-презентаций вы знаете?
    21. Назовите основные этапы создания мультимедиа-презентации.
    Литература
    1. Белунцев В. Звук на компьютере. СПб.: Питер, 2005.
    2. Ватолин Д., РатугинякА., Смирнов М , Юкин В. Методы сжатия данных. Устрой­
    ство архиваторов, сжатие изображений и видео. М.: ДИАЛОГ-М ИФИ, 2003.
    3. МианоДж. Форматы и алгоритмы сжатия изображений. М.: Издательство Три­
    умф, 2003.

    Глава 19 Технологии и инструменты программирования
    19.1. Основные понятия и классификация языков программирования
    19.2. Краткая история языковлрограммирования
    19.3. Концепция объектно-ориентированного программирования
    19.4. Инструментальные средства и среды разработки программного обе­
    спечения
    19.5. Жизненный цикл программного обеспечения
    В данной главе рассматриваются языки программирования, методы и средства создания программного обеспечения, а так же практические методики, приме­
    няемые при разработке ПО; дается определение различным понятиям, связанным с процессом создания программного обеспечения; описываются основные кон­
    цепции объектно-ориентированного программирования. Особое внимание в главе уделено инструментальным средствам разработки программного обеспечения, а также средствам поддержки жизненного цикла программного обеспечения.
    Обсуждаются различные модели организации разработки программного обеспе­
    чения.

    19.1. Основные понятия и классификация языков программирования
    553 19.1. Основные понятия и классификация языков программирования
    19.1.1. Основные понятия
    Язык программирования предназначен для описания данных и алгоритмов их обработки на вычислительной машине. Языки программирования занимают промежуточное положение между естественными и формализованными языками.
    С естественными языками языки программирования роднит грамматический строй
    (употребление слов естественного языка, фразовая структура и т. п.), с формали­
    зованными языками — символы и понятия, а главное — строгие, точно описанные правила построения текстов.
    Существуют различные способы задания инструкций компьютеру, застав­
    ляющие его выполнять необходимые вычисления. В одних случаях достаточно полностью описать алгоритм на формальном языке, в других приходится управлять более сложными деталями реализации программы: выделять память, следить за состоянием регистров процессора. Сложность, гибкость и скорость выполнения программ, как и потребление ресурсов компьютера, зависят от языка програм­
    мирования, выбранного программистом. Но в любом случае результатом работы программиста является компьютерная программа.
    Часто компьютерной программой называют исходный код, написанный на одном из языков программирования. Компьютерную программу принято считать результатом программирования.
    , В широком смысле к указанным процессам относят все технические операции, необходимые для создания программ, включая анализ требований, а также все ста­
    дии разработки и реализации в виде готового программного продукта. Достаточно схематично процесс программирования представлен на рис. 19.1.
    На рисунке показан приблизительный порядок действий при программирова­
    нии. Программирование заключается в написании текста (исходного кода) про­
    граммы на выбранном языке программирования.

    554
    Глава 19. Технологии и инструменты программирования
    Рис. 19.1. Схематичное описание процесса программирования
    Исходный код преобразуется транслятором (специальной программой) в объ­
    ектный модуль, который хранится на диске.
    Для выполнения программы должен быть определенным образом подготовлен объектный модуль — определены адрес его загрузки в оперативную память и адре­
    са связи с другими объектными модулями. Затем загружается объектный модуль в оперативную память.
    Объединение модулей объектного кода в единую исполняемую программу яв­
    ляется результатом работы компоновщика.

    19.1. Основные понятия и классификация языков программирования
    555
    Процесс трансляции состоит из нескольких этапов.
    1. Производится лексический анализ текста с разбиением его на элементы-лексемы
    (ключевые слова, имена-идентификаторы и т. д.).
    2. Производится синтаксический разбор, то есть проверка правильности и допу­
    стимости созданных на основе лексем конструкций языка.
    3. Исходный код преобразуется в исполняемый машинный код.
    Это описание процесса трансляции подводит нас к понятиям, связанным с язы­
    ками программирования — синтаксису и семантике языка.
    Синтаксис искусственных и естественных языков определяет, какие конструк­
    ции из допустимых лексем являются правильными для данного языка.
    1   ...   40   41   42   43   44   45   46   47   48


    написать администратору сайта