Главная страница
Навигация по странице:

  • ...01.01.09 12 22 01.02,09 15 24 l i S 0103.09 23 23 1X1 01 0409 35 40""111 0105.09 51

  • Функциональность

  • О потоковое сканирование; О получение документа по факсу; О получение документа по электронной почте; О получение документа из файловой системы;

  • О извлечение штрих-кода.

  • Учебник_Информатика. Стандарт третьего поколениян. В. Макарова, В. Б. Волков


    Скачать 14.49 Mb.
    НазваниеСтандарт третьего поколениян. В. Макарова, В. Б. Волков
    АнкорУчебник_Информатика.pdf
    Дата26.04.2017
    Размер14.49 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаУчебник_Информатика.pdf
    ТипДокументы
    #5919
    страница45 из 48
    1   ...   40   41   42   43   44   45   46   47   48

    Г
    Р
    аЖ
    щ
    i
    И
    Г ' " * -
    \
    Рис. 1 7 .1 9 . Оформление результатов в виде диаграмм
    С П Г Х Г Х Т Х Т Г ^ Г ^ . . . Т Т Г Г " Г ?

    Т " г ^ —
    Т П
    й Т ^ Г " !
    ...01.01.09
    12
    22
    01.02,09
    15
    24
    l i S 0103.09
    23
    23
    1X1 01 0409 35 40
    ""111 0105.09
    51
    44
    Рис. 17.20. Объемная гистограмма
    Условное форматирование. Эта функция предоставляет пользователю возмож­
    ность определить формат представления ячеек, значения в которых отвечают заданному условию (рис. 17.24).
    Извлечение данных из внешних источников и связь с внешними данными. Эта функциональность расширяет работу табличного процессора, сразу перево­
    дя его из локальных приложений в распределенные. Возможность получать

    17.2. Табличный процессор
    515
    в таблицы табличного процессора внешние данные и оперативно (если создана связь) обновлять их делает данные, обрабатываемые табличным процессором, динамичными и актуальными.
    Рис. 17.21. Задание параметров фильтрации
    Рис. 17.22. Результат применения фильтра
    Рис. 17.23. Автоформатирование
    , f i Ж - f
    12
    3'
    5 22
    33
    7 1t
    Рис. 17.24. Условное форматирование

    516
    Глава 17. Офисное программное обеспечение
    Построение сводных таблиц. Сводные таблицы — это многомерные таблицы, которые позволяют на одном листе легко анализировать и просматривать за­
    висимости типа «уровень продаж по годам», «уровень продаж по регионам»,
    «уровень продаж по годам и по менеджерам».
    Сценарии работы с данными. Сценарии позволяют подводить итоги различного вида, выполнить проверку допустимого диапазона значений, провести поиск решения.
    Вставка диаграмм. Несмотря на то, что эта функция отнесена к вспомогатель­
    ным, особенность человеческого восприятия делает ее одной из наиболее важ­
    ных. Обычно, когда человек смотрит в таблицу, он видит очень мало, и ему нуж­
    но много времени, чтобы сделать какие-то выводы. Когда же человек смотрит на диаграмму, построенную на основании данных таблицы, он видит сразу все.
    Вставка графических объектов. Графические объекты расширяют диапазон вое-' приятия числовых данных человеком. Например, при подготовке информации для представления потенциальному инвестору принято наполнять таблицу рисунками.
    17.2.3. Сравнительная характеристика табличных процессоров Microsoft Excel, OpenOffice.org Calc и Gnumeric
    Функционально эти три программы не очень сильно различаются, основные отличия в дизайне (рис. 17.25).
    Рис. 17.25. Табличные процессоры

    17.3. Органайзер
    517
    Сравнительные характеристики этих процессоров представлены в табл. 17.2.
    Таблица 17.2. Сравнение характеристик табличных процессоров
    Функциональность
    Excel
    Calc
    Gnumeric
    Лицензия
    Проприетарная, нужно покупать лицензию
    Свободная
    Свободная
    Оформление
    Новый дизайн графи­
    ческого интерфейса поль­
    зователя
    Стандартный дизайн
    Стандартный дизайн
    Работа в Windows
    Хорошая
    Удовлетворительная
    Удовлетворитель­
    ная
    Работа в Linux
    Не работает
    Хорошая
    Хорошая
    Наличие встроенного языка
    Полноценная среда программирования на встроенном языке
    Полноценная среда программирования на встроенном языке
    Язык сценариев
    Ориентация на область при­
    менения
    Финансовая и экономи­
    ческая
    Финансовая и эконо­
    мическая
    Статистические вычисления
    Количество строк
    1048576 65536 65536
    Количество столбцов
    65536 1024 256
    Импорт внешних данных
    Есть
    Есть
    Только из тексто­
    вого файла
    Связь с внешними данными
    Есть
    Есть
    Нет
    Импорт данных с веб­
    страниц
    Есть
    Есть
    Нет
    Интеграция с офисным пакетом
    Высокая
    Хорошая
    Нет
    Наличие в офисном пакете инструментов построения сэд
    Есть
    Нет
    Нет
    Построение диаграмм
    Есть
    Есть
    Есть
    Вставка рисунков
    Есть
    Есть
    Есть
    17.3. Органайзер
    17.3.1. Общие принципы использования программных инструментов организации деятельности
    Организация деятельности подразумевает наличие нескольких поддающихся формализации и документированию описаний: необходимо вырабатывать решения, на их основе формулировать задания для персонала, устанавливать сроки выполне­
    ния заданий, устанавливать сроки контроля, обеспечивать взаимодействие между членами коллектива.
    Возможности органайзерам отношении персональной самоорганизации:
    □ составление списка запланированных дел;
    □ планирование встреч;

    518
    Глава 17. Офисное программное обеспечение
    □ планирование событий;
    □ отображение запланированных встреч и событий на календаре в одном из режи­
    мов просмотра (один день, рабочая неделя, полная неделя, месяц, квартал, год);
    □ отображение запланированных дел на линии времени (в виде календарного графика);
    оформление повторяющихся дел, событий или встреч;
    □ гибкая настройка параметров рабочего времени, праздников, выходных дней;
    □ напоминание о важных регулярных событиях;
    □ фильтрация и поиск записей по заданным параметрам.
    Возможности органайзера в отношении организации рабочей группы:
    □ подключение к выполнению задания членов группы в качестве ответственных за это задание;
    □ рассылка оповещений, напоминаний и приглашений на встречу группы;
    □ публикация и обновление календаря на сервере групповой работы, совместном сетевом журнале или в блоге.
    17.3.2. Сравнительная характеристика органайзеров
    Microsoft Outlook, doOrganizer, KOrganizer и Mozilla Sunbird
    Microsoft Outlook и doOrganizer — это коммерческие органайзеры, реализован­
    ные только для Microsoft Windows.
    Microsoft Outlook — самый известный и широко применяемый в мире органай­
    зер. Он совмещен с программой отправки почты и чтения новостей, полнофункци­
    ональной адресной книгой и журналом открытия документов. Его функциональ­
    ность несколько перекрывает перечисленные ранее возможности.
    doOrganizer — это даже не органайзер, а персональная информационная система, в которую, помимо функций персонального планирования и учета времени, входит еще ряд интересных функций: планирование персональных финансов, ведение журнала, создание заметок, генератор отчетов, почтовая программа, накопитель ссылок и многое другое. Окна обеих этих программ представлены на рис. 17.26.
    Программы KOrganizer и Mozilla Sunbird представляют собой свободные орга­
    найзеры, их можно загрузить из Интернета и установить на компьютер бесплатно.
    Одна из них, KOrganizer, устанавливается только на компьютеры с установленной оконной средой KDE (как правило, это компьютеры, работающие под управлени­
    ем операционной системы Linux), вторая, Mozilla Sunbird, имеет исполнения для разных платформ.
    С точки зрения функциональности KOrganizer полностью отвечает требованиям для органайзера индивидуальной и групповой работы. Mozilla Sunbird не имеет ин­
    струментов групповой организации и может применяться только как персональный органайзер. Окна обеих программ показаны на рис. 17.27.

    17.3. Органайзер
    519
    Рис. 17.26. Outlook и doOrganizer
    Рис. 17.27. KOrganizer и Mozilla Sunbird

    520
    Глава 17. Офисное программное обеспечение
    17.4. Система электронного документооборота
    17.4.1. Назначение и функциональность
    В небольших компаниях документооборот вполне может контролироваться без использования специализированных программ. Потоки документов невелики, прием, регистрация и учет документов не представляют трудности. В крупных компаниях управлять потоками документов становится все труднее. Если предпри­
    ятие создает филиалы, то потоки документов становятся распределенными в про­
    странстве, поиск документов превращается в самостоятельный вид деятельности, количество людей, занятых в сфере документооборота, растет.
    Кроме того, есть организации, в которых документооборот является не сер­
    висной функцией, а практическим содержанием работы. К таким организациям относятся архивные хранилища, юридические компании и многие другие. С точки зрения документооборота наша страна проходит довольно сложный этап: безбу­
    мажный электронный документооборот тесно соседствует с бумажным, далеко не все виды документов могут быть выполнены в электронном виде, и это предъяв­
    ляет дополнительные требования к системе документооборота, которая вдобавок к основным своим функциям должна еще поддерживать непрерывную связь между бумажными оригиналами и их электронными копиями.
    Документы имеют свой жизненный цикл, от создания до уничтожения. Этот цикл состоит из четырех основных фаз.
    1. Создание документов. Установление необходимого перечня используемых до­
    кументов, их названий и функционального назначения, проектирование форм документов, наблюдение за их использованием с применением современных информационных технологий.
    2. Хранение и использование документированной информации. Формирование дел, создание файлов и систем поиска документов и информации, развитие систем передачи информации, телекоммуникаций, копирования и тиражирования документов; создание центров хранения документов, или административных архивов (в российской терминологии — текущие архивы).
    3. Передача документов на постоянное (государственное) хранение. Составление перечней документов со сроками хранения, оценка документов, идентифика­
    ция и описание каждого документа и комплексов документов. Ценность и не­
    обходимость сохранения признается за документами, которые могут служить доказательством существовавших сделок или использоваться для проведения исторических исследований.
    4. Управление архивами. Проектирование и создание архивохранилищ, совершен­
    ствование методов консервации и реставрации, систематизации и описания архивных фондов, доступа к документам, составления справочных средств и рас­
    пространения в обществе информации об архивах.

    17.4. Система электронного документооборота
    521
    В системе электронного документооборота с целью реализации этих фаз жиз­
    ненного цикла документов используются перечисленные далее функции.
    □ Регистрация документов — оформление единой электронной карточки как на бумажный, так и на безбумажный документ.
    □ Ввод и преобразование документов в электронный формат:
    О потоковое сканирование;
    О получение документа по факсу;
    О получение документа по электронной почте;
    О получение документа из файловой системы;
    О извлечение штрих-кода.
    □ Организация хранения документов в защищенном хранилище повышенной надежности.
    □ Поиск документов по заданным реквизитам и содержанию.
    □ Работа с содержимым документа.
    □ Разработка и поддержание жизненного цикла документов разного вида.
    □ Работа с версиями документа.
    □ Защита документов от несанкционированного доступа.
    □ Удостоверение документа электронной цифровой подписью.
    □ Организация коллективной работы с документами.
    □ Вывод документов для просмотра и на печать.
    □ Создание комплексных отчетов по подборке документов.
    17.4.2. Сравнительная характеристика систем электронного документооборота DIRECTUM,
    Digital Design, ЕВФРАТ-Документооборот
    Одна из наиболее успешных реализаций в России систем электронного доку­
    ментооборота — DIRECTUM. Эта система состоит из нескольких функциональных модулей.
    Управление электронными документами. Создание и хранение различных не­
    структурированных документов (тексты Microsoft Word, таблицы Microsoft
    Excel, схемы Microsoft Visio, рисунки CorelDraw, видео и пр.); расширенная поддержка версий документов и ЭЦП; структурирование документов по папкам; назначение прав доступа на документы; история работы с документами; полно- текстовый и атрибутивный поиск документов.
    Управление деловыми процессами. Поддержка процессов согласования и обработ­
    ки документов на всех стадиях жизненного цикла; выдача электронных заданий и контроль их исполнения; взаимодействие между сотрудниками в ходе бизнес- процессов; поддержка свободных и жестких маршрутов; богатые расширяемые библиотеки блоков для формирования маршрутов.

    522
    Глава 17. Офисное программное обеспечение
    Управление договорами. Организация процесса согласования и регистрации договоров и сопутствующих документов, а также оперативной работы с ними
    (поиск, анализ, редактирование и т. д.).
    Управление совещаниями. Организация подготовки и проведения совещаний
    (согласование места и времени, состава участников, повестки); формирование; и рассылка протокола; контроль исполнения решений совещания.
    Управление взаимодействием с клиентами. Ведение единой базы организаций и контактных лиц; ведение истории встреч, звонков и переписки с клиентами; сопровождение процесса продаж в соответствии с регламентированными стади­
    ями; планирование маркетинговых мероприятий; анализ эффективности продаж и маркетинговых воздействий.
    Канцелярия. Регистрация бумажных документов в соответствии с требовани­
    ями Государственной системы документационного обеспечения управления
    (ГСДОУ); ведение номенклатуры дел с гибкими правилами нумерации; рас­
    сылка и контроль местонахождения бумажных документов; организация обмена электронными документами с ЭЦП с другими организациями.
    Обращения граждан. Организация работы с обращениями граждан в соответ­
    ствии с Ф З № 59-Ф З «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской
    Федерации» в государственных организациях и на крупных предприятиях.
    Управление показателями эффективности. Оперативные контроль и анализ бизнес-процессов предприятия по ключевым показателям эффективности с под­
    держкой сбалансированной системы показателей (BSC).
    Автономный модуль «Делопроизводство и архив» от Digital Design, постро­
    енный на известном решении Microsoft под названием DocsVision, поддерживает следующую функциональность:
    □ обработка корреспонденции;
    □ создание иерархической структуры хранилища документов;
    □ хранение документов любого формата (текстовые документы, таблицы, чертежи и др.), а также их классификацию;
    □ автоматизированный перенос документов в электронное хранилище из файло­
    вой системы;
    □ совместная работа с документами;
    □ поиск документов в хранилище;
    □ построение отчетов по документам в архиве;
    □ автоматизация процесса регистрации входящих, исходящих и внутренних до­
    кументов;
    □ поточное сканирование и штрих-кодирование бумажных документов;
    □ организация электронного архива;
    □ контроль исполнительской дисциплины, включая выдачу поручений (резолю­
    ций) и контроль их исполнения;
    □ согласование документов;
    □ отслеживание версий документов;

    Вопросы для самопроверки
    523
    □ поддержка механизмов ЭЦП (электронная цифровая подпись) и шифрования документов.
    Система электронного документооборота «ЕВФРАТ-Документооборот» от
    Cognitive Technologies — один из старейших продуктов, обслуживающих докумен­
    тооборот на Российском рынке. Реализует следующую функциональность:
    □ автоматизированная регистрация документов и заданий;
    □ мгновенный поиск информации;
    □ эффективное взаимодействие сотрудников в рамках работ по документам;
    □ контроль выполнения работ, инициируемых документами и заданиями;
    □ мониторинг состояния выполняемых процессов и анализ загрузки персонала за счет формирования различных журналов и аналитических отчетов;
    □ разграничение прав доступа сотрудников к информации;
    □ долговременное хранение документов организации.
    Вопросы для самопроверки
    1. Назовите функциональность, важную для современного текстового процессора?
    2. В чем различия интерфейса пользователя Microsoft Word 2007 и OpenOffice. org W riter?
    3. Каковы функциональные различия Microsoft Word 2007 и OpenOffice.org Writer?
    1 4. Перечислите главные функции табличного процессора?
    5. В чем состоит дополнительная функциональность табличного процессора?
    6. Чем табличный процессор отличается от базы данных?
    7. Что такое «сводные таблицы», для чего они нужны?
    8. Каковы основные функциональные различия Microsoft Excel 2007 и OpenOffice. org Calc?
    9. Каково назначение и типичная функциональность органайзера?
    10. Какие системы электронного документооборота вам известны?
    11. Какова базовая функциональность системы электронного документооборота?
    Литература
    1. Волков В. Б. Линукс Юниор. Книга для учителя. М.: ДМК, 2009.
    2. Волков В. Б. Понятный самоучитель Excel 2007. СПб.: Питер, 2008.
    3. Волков В. Б. Понятный самоучитель Word 2007. СПб.: Питер, 2008.
    4. Еременко А., Чернов Д. Русский перевод OpenOffice.org 3 Руководство по Calc.
    О ОоAuthors — электронный вариант.

    Глава 18 Средства мультимедиа
    18.1. Представление о мультимедиа
    18.2. Звук
    18.3. Изображения
    18.4. Видео
    18.5. Мультимедиа-презентации
    Несмотря на присутствие в слове «мультимедиа» корня «мульти», что значит
    «много», все многообразие мультимедиа сводится к двум понятиям: звук и изобра­
    жение. Мультимедийный документ — это документ, в котором к тексту добавлены изображение и звук, только звук или только изображение, либо звук .и изображение призваны заменить собой текст. Ощущения, воспринимаемые другими органами чувств (запах, вкус, боль, прикосновение, тяжесть), передавать через каналы связи и записывать на диск современная техника еще не умеет. Зато в передаче, хране­
    нии и воспроизведении звука и изображения за довольно короткий исторический период времени были достигнуты большие успехи.
    18.1. Представление о мультимедиа
    Превращению компьютера в мультимедиа-центр способствовали три основных фактора:
    1. Появление и развитие технологий отображения и воспроизведения информации
    одновременно с удешевлением технологий поставки. С начала 90-х гг. XX столетия последовал взрывной рост количества устройств, подключаемых к компьютеру,

    18.1. Представление о мультимедиа
    525
    причем большинство из них было мультимедийными: мониторы со все улучша­
    ющимся качеством воспроизведения и увеличенным размером экрана; звуковые колонки, сначала монофонические, затем стереофонические; midi-клавиатуры; цифровые диктофоны; ручные и планшетные сканеры; графические планшеты и дигитайзеры; цифровые фотоаппараты и видеокамеры; цветные принтеры, в том числе предназначенные для печати на фотобумаге; тачпады и трекболы; микрофоны и гарнитуры; радио- и TV-тюнеры; устройства для воспроизведе­
    ния, а чуть позже и для записи CD- и DVD-дисков; наконец, видеопроекторы и интерактивные доски со звуковым сопровождением и дистанционным управ­
    лением.
    2. Развитие индустрии компьютерных игр. Это одна из наиболее важных движу­
    щих сил, заставляющих пользователей покупать все более производительные компьютеры.
    3. Развитие сетевых и мобильных технологий, в том числе интернет-технологий.
    Передача звука и изображения при сравнительно малых скоростях на заре развития интернет-технологий привело к активному поиску способов сжатия и кодирования информации. После того как были разработаны соответствующие форматы и способы сжатия, это привело к появлению новых технологий: потоко­
    вого радио, потокового видео, удаленных мультимедиа-презентаций и видеокон­
    ференций. Одновременно изобретение способов надежного высококачественно сжатия звука и видео, а также дисков большого формата привело к перевороту в индустрии распространения звукозаписей и кинофильмов: стало возможным поместить полнометражный фильм хорошего качества на один DVD-диск.
    Надо отметить, что бытовая и сетевая среда обитания в последние годы все больше и больше приобретают мультимедийный характер. Уже не в диковинку
    «говорящие» и «понимающие» человеческую речь бытовые приборы и автомобили, активно разрабатывается концепция «умного дома», в котором, возможно впервые, будут преодолены рамки «звук плюс видео», поскольку каналов задачах управля­
    ющей информационной системы теперь будет еще и поддержание комфортной температуры, создание приятного аромата в атмосфере дома и пр. Интернет также все больше оснащается средствами мультимедиа. Появление технологии flash при­
    вело к взрывному росту количества сайтов.
    Современная трактовка термина «мультимедиа» объединяет несколько понятий:
    звук — все то, что относится к записи, обработке, передаче, хранению и воспро­
    изведению звука;
    изображение — все способы получения изображений в цифровом виде, их обра­
    ботки, передачи, хранения, распознавания и отображения на разных носителях;
    видео — все то, что связано с последовательностью изображений (кадров), вос­
    производимых как движущееся изображение;
    мультимедиа-документы — сочетание текста, изображения и звука;
    мультимедиа-презентации — компьютерные продукты, при работе с которыми
    , объединяются текст, звук, разнообразная графика, анимация, видео;

    526
    Глава 18. Средства мультимедиа
    мультимедиа диски — сочетание мультимедиа-презентации с интерактивным мультимедиа-меню;
    мультимедиа-хранилища и базы данных — огромные массивы мультимедиа­
    данных, потребовавшие новых подходов к хранению, обеспечению целостности ихразделения доступа, к технологиям поиска и извлечения информации.
    18.2. Звук
    18.2.1. Разновидности звуковых данных в компьютере
    Для того чтобы получить звук в цифровой форме, то есть закодировать его в виде последовательности чисел, необходимо «поймать» каким-то образом звуко­
    вые колебания в воздухе, превратить их в колебания электрического тока, а затем преобразовать эти колебания в числа. В этом случае получается оцифрованный
    звук — первая из двух разновидностей звуковых данных, с которыми работают компьютерные устройства. Помимо оцифрованного звука, на компьютере для вос­
    произведения музыки применяется еще одна его разновидность — синтезированный
    звук, или звук в формате MIDI.
    Оцифровка звука
    Преобразование из аналогового электрического сигнала в цифровой код про­
    исходит так: амплитуда аналогового электрического сигнала измеряется через определенные промежутки времени и записывается в виде чисел. Частота, с кото­
    рой производятся такие измерения, называется частотой дискретизации. Стан­
    дартом при преобразовании звукового сигнала к цифровому виду считают частоту
    44 100 Тц.
    Таким образом, при дискретизации амплитуда входного сигнала делится на одинаковые промежутки (шаг квантования), каждый промежуток обозначается целым числом, затем через установленные частотой дискретизации промежутки времени амплитуда сигнала измеряется, и в памяти сохраняется то целое число, к которому относится измеренное значение (рис. 18.1).
    При восстановлении сохраненные в массиве числа преобразуются в аналого­
    вый сигнал (рис. 18.2). На рис. 18.2 хорошо видно, что даже после сглаживания
    «ступенек» при помощи фильтров восстановленный сигнал все равно отличается от изначального. Для того чтобы вывести это отличие за границы различимого человеческим слухом, диапазон квантования разбивают на гораздо большее ко­
    личество уровней. Стандартными значениями являются 8- (количество уровней квантования равно 28) и 16-битный звук (количество уровней равно 216). Для со­
    хранения и записи цифрового звука используется 16-битное квантование и частота дискретизации 44,1 кГц. Именно в таком качестве диск записывается на аудио-CD.
    Несмотря на то, что частота дискретизации в 44,1 кГц вполне достаточна для вос­
    становления звука без искажений, для любителей большей точности дискретиза­
    ция может иметь еще большее значение (это зависит от характеристик звуковой

    18.2. Звук
    527
    платы, сегодня на некоторых звуковых платах уже доступны значения 48, 96, 192 и даже 384 кГц).
    Рис. 18.2. Восстановление сигнала
    После того как оцифровка звука состоялась, его записывают в один из име­
    ющихся стандартных форматов сохранения цифрового необработанного звука
    (обычно это формат WAV).
    Синтезированный звук
    Синтезированный звук имеет совершенно другую природу по сравнению с оцифрованным. Он генерируется сразу из цифровых данных.
    Для воспроизведение синтезированного звука применяют специальное устрой­
    ство, M ID I-синтезатор (Musical Instrum ent Digital Interface). M ID I-синтезатор имеет встроенный банк данных, в котором записано, какой звук и какой длитель­

    528
    Глава 18. Средства мультимедиа ности должен звучать при поступлении на вход синтезатора того или иного кода
    (M ID I-команды). В банк данных M ID I-синтезатора записана имитация звучания множества инструментов. Кроме того, там могут храниться реальные звуки, за­
    писанные в цифровой форме (свистки, хлопки в ладоши, удары барабанов или сирены). Таким образом, на вход M ID I-синтезатора на самом деле подается зако­
    дированная партитура музыкального произведения, а на выходе M ID I-синтезатор воспроизводит довольно близкое к реальному оркестру звучание, например, карао- ке-проигрыватель — это и есть M ID I-синтезатор. Формат M IDI-файлов предусма­
    тривает послоговое встраивание слов песни для их синхронного воспроизведения вместе с музыкой.
    18.2.2. Сжатие звука
    Файлы оцифрованного звука имеют довольно большой объем, так, на CD объ­
    емом 720 Мбайт удается записать всего 22 композиции. Для того чтобы уменьшить объем файлов, которые хранятся на диске, применяют сжатие данных. Сжатие бывает двух типов:
    Кодирование без потери качества (lossless coding). В этом случае при декоди­
    ровании мы получаем абсолютно ту же последовательность чисел, которая по­
    давалась на вход устройства кодирования. Наиболее распространенными фор­
    матами сжатия без потерь являются свободные форматы FLAC (Free Lossless
    Audio Codec) — это наиболее популярный и широко используемый формат,
    Musepack, True Audio и WavPack, а также закрытый формат Monkey’s Audio
    (файлы с раширением .аре). При кодировании без потерь качества удается сжать музыкальные файлы на 20-30 %.
    Кодирование с потерей качества (lossy coding). Такое кодирование выполняется за счет специальных приемов освобождения музыкальной композиции от «не­
    нужных» фрагментов. Ненужными эти фрагменты считаются по той причине, что на некоторых частотах внутри воспринимаемого частотного диапазона
    (20 Гц-20 кГц) человеческий слух имеет «провалы», в которых он практически не слышит наличия или отсутствия определенных частотных сочетаний. Про­
    граммы кодирования с потерями отыскивают такие сочетания и удаляют их из композиции. Благодаря этой операции достигается не только меньший размер файла, но и большая однородность сжимаемого материала, который затем ужи­
    мается стандартной программой сжатия до размеров, в 10-15 раз меньших, чем размер исходной композиции. Наиболее распространенными форматами сжатия с потерями являются свободный формат Ogg Vorbis и коммерческий формат
    MP3, а также форматы WMA (Microsoft) и AAC (Apple).
    18.2.3. Устройства для получения и воспроизведения звука
    Для того чтобы получать звуковую информацию из внешнего мира и сохранять ее в виде цифровых данных, существуют специальные устройства, называемые

    18.2. Звук
    529
    звуковыми картами, или звуковыми адаптерами. В современном звуковом адаптере обычно совмещены функции как оцифровки и воспроизведения аналогового звука, так и простой M ID I-синтезатор. Источниками аналогового сигнала, подаваемого на вход звуковой карты, служит микрофон, выходной разъем воспроизводящего устройства (магнитофона, цифрового проигрывателя, радиоприемника, CD- или
    DVD-проигрывателя) либо сигнал с CD- или DVD-привода, входящего в состав компьютера. Кроме аналогового сигнала на звуковую карту может подаваться цифровой сигнал от других устройств, например, от видеомагнитофона или виде- камеры. У многих звуковых адаптеров есть специальный разъем для подключения
    M ID I-клавиатуры (игрового джойстика). Выходной сигнал со звуковой платы через специальные разъемы выводится на звуковые колонки.
    На рис. 18.3 приведен эскиз современной звуковой платы.
    Подключение к системной шине
    Панель с разъемами
    (вид сбоку и во фронт)
    Рис. 18.3. Звуковая плата
    Поскольку возможности интеграции различных цифровых устройств между со­
    бой, стандарты соединений и протоколов постоянно расширяются, сегодня можно встретить звуковой адаптер с гораздо большим количеством различных разъемов, так же как и звуковой адаптер, подключаемый к компьютеру в качестве внешнего устройства через шину USB.

    530
    Глава 18. Средства мультимедиа
    18.2.4. Программные продукты для обработки и воспроизведения звука
    Запись звука
    Современные операционные системы обычно имеют в своем составе простые программные продукты для записи и воспроизведения цифрового звука. Так, для записи с микрофонного и линейного входов звуковой платы в Windows существует программа Звукозапись (Sound Recorder), а в Linux — программа KRec (рис. 18.4).
    Рис. 18.4. Программы звукозаписи
    Та и другая программы позволяют осуществлять запись звука, поданного на вход звуковой платы, и сохранения его в исходном формате (WAV) или в форматах сжатого звука, причем как с потерями, так и без. Кроме того, обе эти программы поддерживают простейший монтаж звуковых фрагментов (вырезание и вставку), а также добавление некоторых звуковых эффектов.
    Управление звуковыми каналами (микширование)
    Поскольку современные звуковые платы имеют множество входов и выходов, одновременно в работе платы могут участвовать несколько входных и выходных ка­
    налов, то есть существует возможность осуществлять запись или воспроизведение одновременно нескольких источников. Например, можно одновременно начиты­
    вать текст в микрофон и получать фоновую музыку с линейного выхода, записывая получающуюся комбинацию в звуковой файл на диск при помощи программы звукозаписи. Для того чтобы управлять включением-отключением и раздельно ре­
    гулировать громкость воспроизведения или чувствительность записи в раздельных каналах, существуют специальные программы микширования звука. На рис. 18.5 показаны такие программы для Windows (вверху) и Linux (внизу).

    18.2. Звук
    531
    Рис. 18.5. Программы-миксеры
    Воспроизведение оцифрованного звука
    Для воспроизведения оцифрованного звука в различных форматах (WAV, OGG,
    M P3) существую специальные программные продукты, называемые медиапро­
    игрывателями. Если раньше воспроизведение звука и видео разделялось ф унк­
    ционально в разных программах, то в современных условиях производители ПО стараются объединить функции воспроизведения звука и видео в универсальных программах. Существует целый ряд таких программ, позволяющих воспроизводить как звуковые, так и видеофайлы в различных форматах. В Windows это входящий в состав операционной системы медипроигрыватель и различные медиапроигры­
    ватели сторонних производителей ПО: RealPlayer, QuickTime Player, BSPlayer и другие. Окна перечисленных программ воспроизведения аудио- и видеозаписей показаны на рис. 18.6.

    532
    Глава 18. Средства мультимедиа
    Рис. 18.6. Окна различных программ воспроизведения цифрового звука в Windows
    Из программ проигрывания музыкальных файлов самым широким набором сервисных функций обладает Windows Media Player.
    В операционной системе Linux количество универсальных программ для вос­
    произведения звука и видео еще больше, чем в Windows: достаточно назвать только наиболее распространенные: Kaffeine, Amarok, VLC, JuK, KsCD. Как эти, так и многие другие программы воспроизведения аудиофайлов, входят в состав дистрибутивов Alt Linux Desktop и Школьный Линукс (рис. 18.7).
    Рис. 18.7. Медиапроигрыватели в Linux

    18.2. Звук
    533
    Редактирование оцифрованного звука
    Оцифровка звуковой информации и представление ее в виде файлов на диске произвели настоящую революцию в среде любителей музыки: процессы раздельной записи каналов, сведения звука, добавления к готовой записи инструментов и го­
    лоса, различного рода звуковые эффекты и очистка записи от шумов — все то, что еще полтора десятилетия назад можно было сделать только в профессиональной студии на очень дорогом оборудовании, неожиданно стало доступно любому чело­
    веку, у которого есть компьютер. Еще 20 лет назад, когда речь шла о звукомонтаже, главным был вопрос оборудования, сегодня же главным стало личное мастерство звукооператора, поскольку с оцифрованным звуком можно сделать все, что угодно.
    Для редактирования цифрового звука существует ряд коммерческих программ:
    Sound Forge, Cool Edit, WaveLab. Мы рассмотрим уникальную программу Audac­
    ity, окно которой показано на рис. 18.8. Уникальна она в первую очередь тем, что является свободной, распространяется бесплатно, а по своим возможностям во многом превосходит свои платные аналоги.
    Т
    1   ...   40   41   42   43   44   45   46   47   48


    написать администратору сайта