междуречье доклад. Становление и развитие государств в Междуречье (Шумер, Аккада, Вавилония, Ассирия)
Скачать 49.85 Kb.
|
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования Саратовский государственный университет генетики, биотехники и инженерии имени Н.И Вавилова Доклад на тему «Становление и развитие государств в Междуречье (Шумер, Аккада, Вавилония, Ассирия)» Кафедра: Социально-гуманитарной науки По дисциплине "История мировой культуры" Выполнил: обучающийся 1 курса Направление подготовки: 13.03.01 Теплоэнергетика и теплотехника Гр. № БТТ-12 Тагирбеков Н.А. Саратов 2023 СОДЕРЖАНИЕВведение 3 Народы и краткая хронология 4 Шумерская цивилизация 6 Аккадское царство 9 Ассирийское государство 13 Вавилонское царство 17 Заключение 21 ВВЕДЕНИЕ На огромной и урожайной территории между большими реками Тигр и Евфрат более 5 тыс. лет назад располагались древнейшие на нашей планете государства: Ассирия, Вавилония, Шумер и др. Вся эта область в древности называлась Месопотамией, а поскольку находилась она в долине между двумя могучими реками, то и получила дополнительные названия Междуречье или Двуречье. Благодаря близости двух широких рек, которые, разливаясь, удобряли почву питательным илом, земля Междуречья сделалась необычайно плодородной. Этим не могли не воспользоваться жившие в то время люди: они одними из первых на планете, еще в первобытное время, научились обрабатывать землю, выращивать урожай, а также рыть каналы и строить плотины и насыпи. Была создана единая сеть оросительных каналов, развивалось земледелие, применялись металлические орудия труда. Торговля отделилась от ремесла. Серебро и медь впервые стали использовать в качестве денег. А сокровища, обнаруженные в царском некрополе шумерского города Ура, несомненно, относятся к самым потрясающим археологическим находкам в истории. В древней Месопотамии существовали крупные города-государства со сложным управлением, развитыми ремеслами, искусствами и торговыми связями. Это делало регион нестабильным, поскольку их правители враждовали за земли, торговые пути и влияние. Но торговля со Средиземноморьем была жизненно важна для народов Месопотамии, поэтому они старались поддерживать дружественные отношения с городами. Народы и краткая хронология От гор Армении на севере до Персидского залива на юге, от горных областей Ирана на востоке до Сирийской степи на западе протянулась обширная территория, названная древнегреческими географами Месопотамией (в переводе с древнегреческого - Междуречье, иногда переводят как Двуречье). Сейчас это в основном территория Ирака. Река Евфрат (шумерское название Буранун, аккадское Пуратту) - общей протяженностью 2700 км, и Тигр (1900 км) берут начало на Армянском нагорье и впадают в Персидский залив. В древности они впадали раздельно в залив, теперь они соединяются в одно русло перед Персидским заливом. Природа здесь и в эти времена была довольно суровой. Ветры, дующие со стороны Персидского залива подымали уровень воды и реки Тигр и Евфрат очень широко разливались. Возможно поэтому именно здесь появилась легенда о всемирном потопе. Климат на севере Месопотамии был довольно влажным: зимой - снег, а весной и летом - дожди. На юге климат был сухим и жарким. Температура летом достигала 50 - 60 градусов Цельсия. С давних времен здесь культивировали такие растения как финиковую пальму (было известно более 300 способ ее применения), виноград, яблони и другие фруктовые деревья. Из зерновых выращивали ячмень, полбу, просо. Из огородных культур - лук, чеснок, огурцы, баклажаны, тыкву. Из бобовых - чечевицу, фасоль, горох. В реках было много рыбы. В степях водилось множество дичи - дикие быки, ослы, свиньи, газели, зайцы, страусы, львы и другие. Месопотамия находилась в самом центре Ближнего Востока и многие торговые пути проходили именно через Месопотамию. Люди появились на территории Месопотамии в период палеолита (200.000 лет до н.э.). В начале 4-го тыс. до н.э. на юге Месопотамии появились первые поселения шумеров - древнего народа, известного своей культурой. Они заняли территорию от Персидского залива до места наибольшего сближения рек Евфрата и Тигра. Откуда появился этот народ неизвестно, хотя считается, что он появился из района нынешней Индии или Индонезии. В северной части Месопотамии, начиная с 1 пол. 3-го тыс. до н.э. жили племена семитской языковой группы. Они были скотоводческими племенами древней Передней Азии. Их язык имел множество диалектов. Так, племена, поселившиеся в долине рек Тигра и Евфрата, разговаривали на аккадском языке. В южной Месопотамии семиты говорили на вавилонском языке, а к северу, в средней части долины Тигра - на ассирийском языке. В течении нескольких веков семиты сосуществовали с шумерами, но затем семиты стали продвигаться на юг и к концу 3-го тыс. до н.э. заняли почти всю Месопотамию. Постепенно аккадский язык вытеснил шумерский, а к началу 2-го тыс. до н.э. шумерский язык был уже мертвым языком, хотя он некоторое время оставался языком священным. Шумеры не были уничтожены семитами, они просто растворились в более многочисленном семитском населении. Аккадцы восприняли богатую шумерскую культуру. В 24 - 23 веках до н.э. политический центр перемещается в центр Месопотамии. Здесь возникает государство - Аккад, объединившее под своей властью Шумер и северные районы Месопотамии. Затем оно рухнуло под натиском кутиев. Политическое влияние перешло к новому государству - Шумеро-Аккадскому царству, с центром на юге в городе Уре. Во 2-м тыс. до н.э. в долине Тигра и Евфрата сосуществуют несколько государств, среди которых возобладало Вавилонское царство, объединившее под своей власть обширную территорию. В восточной части Месопотамии еще в 3-м тыс. до н.э. возникло Ассирийское государство с центром в городе Ашшуре. Шумерская цивилизация На юге Месопотамии в первой половине 3 тыс до н.э. проживало шумерское население. Именно здесь,в это время существовала целая группа крупных шумерских городов. Это были такие города как Эреду, Ур, Ларса, Урук, Лагаш, Умма, Шуруппак, Исин, Ниппур, и Киш. В 3 тыс. до н.э. в Шумере наблюдался экономический подъем. Здесь активно развивалось земледелие и стали более широко применяться металлические орудия труда. Шумерские мастера овладели методами литья, клепки, паяния. Они научились изготовлять бронзу. Из меди, золота и серебра изготавливались различные украшения. В строительстве применялся глиняный кирпич. Из дерева изготавливались повозки, колесницы, лодки, различная мебель. Происходит отделение торговли от ремесла. Появляются специальные торговцы - дамкары, которые занимались только куплей и продажей различных товаров. Мерилом стоимости при этом служили скот и зерно, но уже используется и металлический эквивалент - медь и серебро. Развивается торговля с Сирией, Закавказьем, Ираном. Очень часто ведутся войны. Появляются рабы из числа пленных. Их считали по головам (саг). Рабов клеймили, забивали в колодки. Рабыни занимались ткачеством и другими занятиями, использовались как землекопы на постройке каналов. Рабы могли быть храмовыми и частными. Земля в шумерском городе делилась на две части. Одна находилась в собственности общины, другая в собственности храмов. В начале раннединастической эпохи (28 - 27 века до н.э. ) во главе государства стоял эн - верховный жрец (иногда жрица) города государства. Он руководил храмами, наблюдал за городским строительством, сооружением оросительной системы, смотрел за жизнью общины. Иногда употреблялся термин лугаль, который означал "хозяин, господин, царь". Однако часто лугаль был другим лицом, не верховным жрецом и руководил только военными отрядами. Историкам до сих пор неизвестно происхождение шумер, так как их язык не имеет никаких сходств с другими языками. Однако есть предположение, что они пришли из Азии, и скорее всего их родина была где-то в горной местности. Многие историки сходятся во мнении, что шумеры прибыли в Месопотамию по морю. Поскольку первым делом шумеры, прибыв в Междуречье, занялись судоходством и мореходством. Своей родиной шумеры считают о. Дильмун. Это место они считают колыбелью всего живого, однако больше сведений о нем у шумеров нет. Первым городом, который основала древняя цивилизация шумеров, стал Эрид, шумеры считали этот город первым в истории человечества. В середине третьего тысячелетия начинается бурный рост богатств Шумера. Все сильнее стает расслоение общества. Ирригационная сеть существенно расширяется, были прорыты новые каналы. Впоследствии строительства каналов возникают новые города, такие как Вавилон, многие города сильно возросли и стали богаче. Вскоре большую часть Шумера захватывают аккадцы. А к началу второго тысячелетия Шумер полностью поглощают вавилоняне. Древние шумеры изобрели клинопись. Клинопись – наиболее ранняя система письма человечества. Материалом пищущей поверхности служили глиняные таблички, на которых палочками выцарапывали письмена. Самой древней находкой шумерской письменности стала табличка из Киша, которая датируется 3500 годом до н. э. Пиктограммы – основа шумерской письменности. Число различных знаков на начальном этапе развития письменности составляло около одной тысячи. Однако их число постоянно сокращалось. Среди научных достижений шумер также является изобретение колеса, а также обожженного кирпича. Также они первыми стали использовать ирригационную систему. Шумеры также стали первой цивилизацией, которая создала и улучшила специализированные сельскогохозяйственные орудия труда. Большинство историков сходятся во мнении, что древняя цивилизация Шумер изобрела гончарный круг. Также недоказанным остается утверждение, что древние шумеры изобрели пивоварение. Поскольку на территории Шумера практически не было камня, они использовали обожженную глину – кирпичи. Архитектура была основным средством выражения шумерами своей культуры. Наиболее пышными были дворцы и религиозные постройки – зиккураты. Зиккураты напоминали ступенчатую пирамиду Зиккурат играл особую роль в религиозной жизни шумеров, его можно сравнить со значением египетских пирамид для египтян. Все здания освещались благодаря отверстиям в крыше и дверным проемам. Сначала они строили круглые жилища, но вскоре стали использовать прямоугольную форму. Хижины также обмазывали глинной, которая позволяла дольше сохранять тепло. Самым известным памятником шумерской литературы принято считать «Эпос о Гильгамеше», где были собраны шумерские легенды. Главная роль уделяется поискам царя Гильгамеша вечной жизни. Глиняные таблички, на которых был написан текст эпоса, археологи нашли в великой библиотеке царя Ашшурбанапала. Аккадское царство Основателем Аккадского царства стал Саргон (Шаррумкен), имя которого переводится как "Истинный царь". Предполагается, что он был не царского и даже не аристократического происхождения. По-видимому, он пришел к власти в результате дворцового переворота. Захватив власть в городе Кише, он подчинил себе Акшак и другие северные города. Вскоре он принял титулы "лугаль страны" и Лугаль Аккада - новой столицы, которую он построил между Тигром и Евфратом, и которая дала название всему государству. Следующим этапом завоевательной политики Саргона была война с Шумерским царством Лугальзаггеси. Война завершилась победой Саргона. Правда некоторые шумерские города (Ур, Умма ,Лагаш) продолжали сопротивляться. Только после 34 битв их сопротивление было сломлено. С покорением Шумера аккадцы совершили ряд успешных походов в западном направлении. Мари, Туттуль, Эбла и другие территории были покорены. В конце правления Саргона под власть Аккада попала и страна Субарту(Северная Месопотамия). Совершались набеги и за восточные пределы долины Тигра и Евфрата - в Элам. Итогом 55-летнего правления Саргона (2316-2261 гг. до н.э.) было объединение под власть одного правителя всей Месопотамии и создание крупнейшей в Передней Азии державы с центром в Аккаде. Была создана крупная ирригационная система в масштабе всей Южной Месопотамии, строились дороги и гавани, были введены общегосударственные системы весов и мер. Активно развивалась торговля с островами в Персидском заливе и кочевниками западных степей и горцами Элама. Цари Аккада боролись за власть с родовой аристократией, опиравшейся на советы старейшин. Опорой для царя служила служивая знать, царские чиновники, частично жречество. В дар храмам передавались земли, рабов, различное имущество. В свою очередь жречество поддерживало царя и объясняло его возвышение покровительством богини Иштар. В захваченных городах царь назначал своими представителями чиновников, которые следили за порядком. В начале своих завоеваний Саргон опирался на народное ополчение, а затем начал создавать наемное войско. Уже в конце его правления начались волнения среди старой родовой знати, вспыхнул мятеж в войске, отпали некоторые области (Субарту) и города (Казаллу, Вавилон). Приемник Саргона - Римуш предпринял решительные меры против сепаратизма. Он организовал три похода против мятежных правителей городов. Так в третьем походе против коалиции городов Уммы, Адаба, Дера и Лагаша эти города были взяты, их "энси" были убиты или пленены, а только в двух городах - Умме и Дере было перебито около 13.000 человек. Римуш пытался заручится поддержкой жречества, однако пал в результате дворцового переворота. Согласно легенде, придворные убили его каменными печатями. Его приемником стал его брат Маништусу. С самого начала ему пришлось подавить несколько восстаний. Он совершил также два похода в Элам. Он вводит налоги с храмового хозяйства, скупает общинные земли. Он также умирает насильственной смертью. После его смерти в Аккаде воцаряется знаменитый Нарам-Суэн (2236-2200 гг. до н.э.). Подавив очередное недовольство внутри государства, Нарам-Суэн активно укрепляет свою власть. Во все территории направляются царские чиновники. Опора на жречество становиться ведущей линией его внутренней политики. В ответ он был провозглашен "богом Аккада". Его внешняя политика отличалась своей активностью. Он предпринимает успешные похода на запад, где наносит решающее поражение царству Эбла, на север - в Субарту и верховья Тигра, на восток - в Элам и страны по берегам Персидского залива (Маган и Мелухху), в горы Загрос - против племени луллубеев. Однако к концу его правления опять начались конфликты с жречеством, с запада грозили набегами кочевые народы - кутии. Его приемник Шаркалишарри с огромным трудом сдерживал эти набеги. Но вскоре, Аккадское царство рухнуло под ударами кутиев. Завоевателями были разрушены многие храмы и города Месопотамии. Население угонялось в плен, а также облагалось тяжелой данью. Сами кутии не захотели остаться в Аккаде, а управляли им с помощью наместников выбраных из среды аккадцев и шумеров. В этот период (2-я половина 22 века до н.э.) около 20 лет всем Шумером управлял "энси" Лагаша Гудеа. Он восстановил многие храмы и разрушенные ирригационные сооружения. Около 125 лет кутии удерживали политическое господство над страной. К концу этого периода началась подготовка восстания против завоевателей. Его возглавил правитель Урука Утухенгаль. В 2109 г. до н.э. он разбил вождя кутиев Тирикана. Вскоре Утухенгаль умер и гегемония над освобожденной Месопотамией перешла к царю Ура - Ур-Намму, который стал основателем 3-й Урской династии, правившей объединенным Шумеро-Аккадским царством (конец 22 - начало 20 века до н.э.). Во время правления 3-й Урской династии началось строительство новой обширной сети каналов, были организованы в больших масштабах земледельческие и скотоводческие хозяйства. В царских мастерских работало множество ремесленников. Широко было распространено применение рабов, которых имели даже небогатые люди. Хотя рабы имели некоторые права, могли иметь имущество, выкупаться на волю, а в некоторых случаях обращаться в суд. Рабов-соплеменников запрещалось продавать за пределы страны. Во главе государства теперь стоял царь с неограниченной властью, который назывался иногда "царем четырех сторон света". Главный шумерский бог Эллиль (или аккадский Баал) считался богом царей и покровителем земного царя. Со времен правления Шульги (2093-2046 гг. до н.э.) царям воздавались божественные почести. Жречество было подчинено царю. Царю подчинялся и огромный бюрократический аппарат. Его блажащим помощником был "великий посланец" - суккалмах. Был организован царский суд, в котором управляли также царские наместники. Армия царя состояла из воинов - колонистов, обрабатывавших выделенную царем землю. Однако используются и наемники. Цари совершали иногда военные походы в северные районы Месопотамии. Очень скоро границы государства стали тревожить кочевые племена амореев. Для защиты от их набегов строилась "Стена, отдаляющая бедуинов". На востоке строились крепости для защиты от кутиев и эламитов. Годы правления пятого царя 3-й династии - Ибби-Суэна (2027-2003 гг. до н.э.) стали временем упадка Шумеро-Аккадского царства. Недовольство народных масс, бегство рабов, голод, экономический упадок - все это подорвало государство. С запада усилился натиск амореев. На юге страны - в Ларсе - вождь наемников Напланум создал свое царство. Посланный сражаться с амореев, военачальник Ишби-Эрра занял стратегически важный город Исин и основал независимое государство и собственную династию. На востоке отпала Эшнунна. Решающий удар нанесли эламиты, которые вторглись в Месопотамию, разрушили Ур, захватили статуи богов и увели в плен в Элам последнего царя Ибби-Суэна. Ассирийское государство Величие Ассирии, впрочем, как и всех великих держав, в истории проявилось не сразу, ему предшествовал долгий период формирования и зарождения ассирийской государственности. Сформировалась эта держава из кочевых пастухов-бедуинов, некогда обитающих в аравийской пустыне. Хотя пустыня там сейчас, а раньше там была очень даже приятная степь, но климат изменился, пришли засухи и многие пастухи-бедуины вследствие этой причины предпочли переселиться на плодородные земли в долине реки Тигр, где основали город Ашшур, он то и стал началом создания могучего Ассирийского государства. Местоположение Ашшура было выбрано очень удачно – он находился на пересечении торговых путей, по соседству располагались другие развитые государства древнего мира: Шумер, Вавилон, Аккад, интенсивно торговавшие друг с другом. Одним словом, очень скоро Ашшур превратился в развитый торговый и культурный центр, где главенствующую роль играли купцы. На первых порах Ашшур – сердце ассирийской державы, как и сами ассирийцы, не имел даже политической самостоятельности: сперва он находился под контролем Аккада, затем перешел во власть вавилонского царя Хаммурапи, знаменитого своим кодексом законов, затем под властью Митании. Под властью Митании Ашшур пробыл целых 100 лет, хотя, разумеется, он имел и свою автономность, во главе Ашшура стоял правитель-ном, бывший своего рода вассалом митанского царя. Но вот в XIV в. до н. э. Митания пришла в упадок и Ашшур (а вместе с ним и ассирийский народ) обрел подлинную политическую независимость. При царе Тиглапаласаре III, который правил с 745 по 727 год до н. е. Ашшур, или же Ассирия превращается в настоящую сверхдержаву древности, в качестве внешней политике выбрано активное воинственное расширение, ведутся постоянные победоносные войны с соседями, приносящие в страну приток золота, рабов, новых земель и связанных с ними выгод. Своим блистательным победам ассирийцы обязаны очень важной военной реформе, которую провел царь Тиглапаласар, – именно он создал первую в истории профессиональную армию. Ведь раньше как было, армии составлялась в основном из землепашцев, на период войны сменявших соху на меч. Теперь же она была укомплектована из профессиональных воинов, не имеющих своих земельных участков, все расходы по их содержанию оплачивало государство. И вместо того чтобы пахать землю в мирное время они все свое время совершенствовали военное мастерство. Также большую роль в победе ассирийских войск сыграло применение металлического оружия, активно вошедшего в то время в обиход. Ассирийский царь Саргон II правивший с 721 по 705 год до н. е. укрепил завоевания своего предшественника, окончательно покорив Урартское царство, бывшее последним сильным противником, стремительно набирающей силы Ассирии. Ассирия росла стремительно, новые и новые захваченные земли приносили в страну постоянный поток золота, рабов, ассирийские цари строили роскошные города, так была построена новая столица ассирийского царства – город Ниневия. Но с другой стороны захватническая политика ассирийцев плодила ненависть захваченных, покоренных народов. То там, то тут вспыхивали мятежи и восстания, много их было потоплено в крови, например сын Саргона Синехериб после подавления восстания в Вавилоне жестоко расправился с восставшими, оставшееся население приказал депортировать, а сам Вавилон сровнять с землей, залив водами Евфрата. И только при сыне Синехериба царе Ассархаддоне этот великий город был отстроен заново. Жестокость ассирийцев по отношению к покоренным народам нашла свое отражение и в Библии, в Ветхом завете не раз упоминается об Ассирии, например в истории пророка Ионы, Бог велит ему идти проповедовать в Ниневию, что тот делать очень не хотел, в итоге оказался во чреве большой рыбы и после чудесного спасения, таки отправился в Ниневию проповедовать покаяние. Но не уняли ассирийцы проповедям библейских пророков и уже около 713 года до н. е. пророк Наум пророчествовал о гибели греховного ассирийского царства. Против Ассирии объединились все окрестные страны: Вавилон, Мидия, арабские бедуины, и даже скифы. Объединенные войска разбили ассирийцев в 614 году до н. е., осадили и разрушили сердце Ассирии – город Ашур, а через два года подобная участь постигла и столицу Ниневию. В это же время вновь вернул свое былое могущество легендарный Вавилон. В 605 году до н. е. вавилонский царь Навуходоносор в битве при Каркемише окончательно разбил ассирийцев. Несмотря на то, что ассирийское государство оставило недобрый след в древней истории, тем не менее, в период своего расцвета оно имело немало культурных достижений, о которых нельзя не упомянуть. В Ассирии активно развивалась и процветала письменность, создавались библиотеки, крупнейшая из них, библиотека царя Ашшурбанипала насчитывала 25 тысяч глиняных табличек. При библиотеке работала целая специально обученная команда писцов, в чьи задачи входило переписывать все значительные произведения Шумера, Аккада, Вавилонии. Значительное развитие получила и архитектура Ассирии, ассирийские зодчие достигли немалого мастерства в постройке дворцов, храмов. В целом искусство древней Ассирии исполнено пафоса, силы, доблести, в нем прославляется отвага и победа завоевателей. На барельефах часто встречаются изображения крылатых быков с человеческими лицами, они символизируют ассирийских царей – высокомерных, жестоких, могущественных, грозных. Таковыми они и были в реальности. Ассирийское искусство впоследствии имело большое влияние на формирование персидского искусства. Религия древнего ассирийского государства во многом была заимствована из Вавилона и многие ассирийцы покланялись тем же самым языческим богам, что и вавилоняне, но с одним существенным отличием – в качестве верховного бога почитался истинно ассирийский бог Ашшур, считавшийся начальником даже над богом Мардуком – верховным богом вавилонского пантеона. У разных групп людей, в зависимости от рода занятий, мог быть разный бог-покровитель, которому те отдавали больше всего почестей. Была сильна вера в различные магические церемонии, равно как и магические амулеты, суеверия. Часть ассирийцев сохраняла пережитки еще более древних языческих верований тех времен, когда их предки еще были кочевыми пастухами. Вавилонское царство Один из самых известных и богатых городов Ближнего Востока — это Древний Вавилон. Кратко его можно описать как центр всей месопотамской цивилизации. Для своего времени это было удивительно развитое и могущественное поселение, подчинившее близлежащие территории и превратившееся в государство. Своей славой, величием и достоянием оно затмило города Двуречья. Примерно в 2000 году до н. э. кочевники-амореи захватили древний город, который называли Кадингирра. На его месте они основали опорный пункт, который превратили в Вавилонию. Образование нового города стало началом аморейского периода в истории. Расцвет Древнего Вавилона тесно связан с периодом, когда стал царить Хаммурапи. Он получил власть в XVII столетии до н. э. Глава города-государства сумел завоевать ближние территории и расширить свои владения. Царь был хорошим воином, и обучал ратному делу своих подчиненных. И благодаря этому границы государства постоянно расширялись, а нападающие племена терпели неудачу. Именно он и стал полноправным властителем империи, которая имела политическое, экономическое и культурное влияние на остальной мир. В древности Хаммурапи звали законодателем, так как он первым в Вавилоне установил права своих подчиненных и разделил рабов и свободного класса. Он создал свод законов, которым подчинялись все. Хаммурапи первым в государстве придумал законы, которые позволили ему регулировать многие области жизни своих подданных. Они действовали по принципу талиона — воздаяние каждому по его поступкам. Законы были для всех общими. При этом вавилонский царь не устанавливал определенную религию и не писал о морали. Но он создал законы, охватывающие практически все сферы человеческой жизни: судопроизводства и суды, право собственности и отношения по договорам, наследие и семейное право, криминальные преступления, имущественные проступки. Все законы были высечены на стеле в форме конуса. Ее венчал барельеф с изображением богов Вавилонского пантеона. Тот, кто олицетворял Солнце, назывался Шамаш. А вторая фигура — это был, возможно, сам Хаммурапи, избранник богов. Стела была утеряна до 1901 года, но затем ее нашли французские археологи под предводительством Жака де Моргана, изучающего культуру Египта. Часть текста не сохранилась, но остальное удалось перевести благодаря другим источникам — записям на глиняных табличках. Структура кодекса включает вступление, основную часть и заключение. В основной части имеется 282 параграфа. Из них 35 были стерты эламитами, но ученым удалось их восстановить из другого источника – глиняных табличек, обнаруженных в Сузах в библиотеке ассирийского царя Ашшурбанипала в Ниневии. Законы Хаммурапи охватывают все сферы человеческой жизни, структура их следующая: Статьи 1-5 – посвящены суду и судопроизводству. Статьи 6-126 – посвящены праву собственности и договорным взаимоотношениям. Статьи 127-195 – посвящены семейным отношениям и праву наследования (по сути это семейный кодекс). Статьи 196-214 – посвящены преступлениям уголовного характера (а это уже криминальный кодекс). Статьи 215-282 – посвящены имущественным преступлениям. Пролог и эпилог написаны в гимно-эпическом стиле. В прологе прославляется власть царя Хаммурапи как божьего избранника, а в эпилоге говорится о божественной поддержке тех, кто будет следовать этому кодексу законов, и о божественном же наказании для тех, кто будет его нарушать. Наиболее важными параграфами считались те, что посвящены преступлениям и семейным отношениям. Наиболее интересные законы Древнего Вавилона: За грабеж храмов и дворцов, мародерство во время войн и стихийных бедствий определили наказание — смертную казнь. Обычную кражу вор должен возместить в десятикратном размере. Имущество воина, который попал в плен, становится государственным до его возвращения домой. Смертной казнью карались изнасилование и измена супругу. Муж мог развестись с женой, которая без причин отказывала ему в близости. У замужней женщины оставалось личное имущество, супруг не мог посягать на него. Ряд статей кодекса регулирует имущественные отношения между собственником и арендатором земли. Так, например, согласно одного из законов, арендатор несет ответственность за необработанную землю. Если таковая имеется, то он платит штраф собственнику земли в размере одного урожая, который мог бы вырасти на этой необработанной земле. Также стоит заметить, что отдельные законы предусматривали особую ответственность людей разных профессий за халатное исполнение своих служебных обязанностей. Так, например, небрежный строитель, по вине которого обрушился дом, и погибли люди, подлежал смертной казни. Экономика города основывалась на торговле и сельском хозяйстве. Из-за бедных природных условий Древнего Вавилона важные строительные материалы были очень дорогими. Металл, камень и древесина высоко ценились. Почвы государства орошали две реки — Евфрат и Тигр, поэтому они были пригодными для земледелия. Быки топтали грунт, чтобы он был мягким, а в плуг впрягали волов или рабов. После рыхления почвы начинался посев. В основном сажали ячмень, который поливали всего три раза перед уборкой. На территории Вавилона находилось множество лугов, которые использовались под пастбища. Большие стада крупного рогатого скота были только у богатых людей. А пасли их рабы или наемные рабочие. Свободные граждане за повреждение рогов, глаз или клейма должны были заплатить хозяину животного. На основе сельского хозяйства удалось возникнуть торговым отношениям. Этому благоприятствовало и удачное географическое положение. Из Вавилона вывозили множество товаров: хлеб, оливковое масло, финики, зерно, шерстяные ткани. А импорт состоял из металлов, кирпичей и строительного камня, дерева, рабов, драгоценностей. Торговые отношения Вавилон строил с Ассирией, финикийцами, Эламом. Из-за частых войн цены на товары для внутренней торговли постоянно повышались. Импортная продукция также стоила дорого. В государстве было развито сельское хозяйство, а ремесла не ценились. По традиции ими занимались бывшие пленные или рабы, а они не вызывали уважения. В царстве были только мелкие ремесленные предприятия, они сосредотачивались в небольших поселениях. Развивалась и медицина, но она была связана с религией. Все лекари жили в храмах и входили в состав определенных групп жрецов. Больным приходилось самостоятельно добираться к ним. Существовало два типа врачей — заклинающие и практикующие. Первые для лечения использовали исключительно заговоры и молитвы, вторые почитали народную медицину. Экономика царства стремительно развивалась. Правитель создал свою налоговую систему. Каждый гражданин должен был выплачивать пошлину с того имущества, которым он обладал, — финиковые сады, рыбацкие водоемы, кунжутные поля. В казну поступала часть урожая. Налог можно было выплатить серебром или рабами. Первые банки начали появляться еще в VI веке до н. э. Финансовые схемы проводили храмы и частные лица. Заведовали деньгами также крупные деловые дома, которые уже использовали векселя и документы по залогам. Состоятельные заемщики платили проценты и свой долг серебром. Менее обеспеченным приходилось продавать участки и рабов. Если вернуть кредит не получалось, то залоговое имущество оставалось во владении банка. Но хозяева деловых домов не были профессиональными банкирами. Тогда просто не существовало такого определения. А само банковское дело еще не стало отдельной профессией. Хотя развитие кредитных операций в Вавилонии шло гораздо быстрее, чем в Египте и финикийских городах. При этом характеристика общественных отношений не имеет каких-либо особенностей — хозяйство велось, как и в других государствах Древнего мира. Вавилон — это рабовладельческое государство, поэтому общество здесь делилось на классы. Низшую ступень социальной лестницы занимали рабы. Они могли переходить от одного хозяина к другому. Хотя и они делились на несколько сословий в зависимости от принадлежности: царские, храмовые, частные. Царскими могли назвать рабов, которые служили во дворце. У них было право заключать браки со свободными женщинами. А их дети уже не были рабами. Храмовые принадлежали общинам. Частные имели хозяина, распоряжавшегося ними, как вещью. Существовали свои классы и у свободных граждан — полноправные и неполноправные. У первых была своя земля, они платили налоги государству. Вторые владели рабами, но не участками, это более бедные люди. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Древнейшими обитателями Двуречья была создана высокая культура, которая оказала исключительно сильное влияние на дальнейшее развитие всего человечества, став достоянием многих стран и народов. На территории Месопотамии возникли и получили оформление многие черты материальной и духовной культуры, надолго определившей весь последующий ход всемирной истории. Здесь появились первые города-государства, возникли письменность и литература, зародилась наука. Цивилизация Древнего Двуречья оказала огромное влияние на античную, а через нее - и на средневесковую культуру Европы, на Средний Восток, в конечном итоге - на мировую культуру Нового и Новейшего времени. Величайшим достижением культуры Древней Месопотамии было изобретение письменности. Здесь же возникли сложные системы счета, положено начало развитию научной мысли - астрономии и математики. Древнейшие мифы Двуречья оказали сильнейшее влияние на последующее развитие мировых религий: это мифы о сотворении мира, о всемирном потопе. Велики и бесспорны культурные достижения древних народов Двуречья: ими созданы первые в истории поэмы, элегии; составлен первый в мире библиотечный каталог, собрана Ашшурбанипалом (царь Ассирии) знаменитая библиотека клинописных текстов. Архитектурные формы, воплощенные в храмах, зиккуратах, башнях вавилонскими зодчими, впоследствии стали основой строительного искусства Древнего Рима, а затем Средневековой истории. |