Реферат История Казахстана. СРО 8 ИК. Становление казахской интеллигенции социальный состав, образование
Скачать 164.14 Kb.
|
СРО №8 РЕФЕРАТ Тема: Становление казахской интеллигенции: социальный состав, образование Выполнил студент: Жолдаспек Ислам Группа:ТМО 22-2 Алматы 2023 Казахская национальная интеллигенция начала складываться задолго до революции Октября 1917 г. Ее численность и структура, уровень образовани я и подготовки определялись общественным строем и условиями жизни. По неполным данным, в дореволюционном крае насчитывалось 3 тыс. учителей, 590 специалистов сельского хозяйства, 244 врача, 393 средних медицинских работника. Новое поколение казахской интеллигенции как социальная общность сложилось из выпускников профессиональных учебных заведений России, национальных окраин, в том числе Казахстана, а также дальнего зарубежья. Ее отличали такие качества и свойства, как мобильность, открытость ко всем инновационным веяниям, широта кругозора, жажда знаний, хорошая осведомленность о событиях и процессах в мире. Так, в 80-е годы ХІХ века высокоодаренный юноша Наурызбай Таласов, известный в северном регионе как Науан Хазрет, обучался в высшей духовной семинарии в Бухаре, прошел стажировку в Багдаде. Став муллой Кокшетауской соборной мечети, много труда вложил в культурно-нравственное развитие соплеменников, открыл медресе с интернатом. Его помощником по медресе был Шаймерден Кощегулов, избранный депутатом Государственной Думы России І и ІІ созывов. Выпускник Омского технического училища (1890 г.) и Санкт-Петербургского императорского лесного института (1894 г.) А.Букейханов стал лидером либерально-демократического движения в Казахстане, своей неутомимой деятельностью вошел в когорту политической элиты России. Незначительное количество специалистов дали средние специальные учебные заведения края. Накануне первой мировой войны в 7 учебных заведениях по медицине, просвещению и сельскому хозяйству обучались 352 человека. Политические изменения, происходящие в обществе в начале XX века, привели к заметной активизации общественно-политической жизни в Казахстане. Казахская интелигенция пыталась добиться равноправия казахского народа в составе империи. Она искала пути возрождения казахской государственности. Огромный вклад в развитие общественно-политического развития казахского общества в начале XX века внесли такие личности, как А. Бокейханов, А. Байтурсынов, М. Ду-латов, М. Тынышпаев, М. Шокай, Х. Досмухамедов, Ж. Досмуха-медов, О. Альжанов и многие другие. Ими же было воспитано молодое поколение будущих деятелей алашского движения: М. Жу-мабаев, С. Садвакасов, К. Кеменгеров, Ж. Аймауытов, М. Ауэзов, А. Сеитов, Х. Болганбаев и другие. Казахские общественные деятели публиковали свои статьи в изданиях крымских татар «Таржиман», волжских татар — «Ихтисад», «Шора», «Уакыт» и «Жулдыз». Они критиковали политику царской администрации по массовому изгнанию казахов с веками насиженных земель. Авторы статей выступали против попыток христианизации местного населения, вытеснения родного языка. 2.Взаимодействие интеллектуальной элиты тюрко-мусульманских народов и Российской империи. Историческое развитие народов Среднего Поволжья, Южного Урала и Западного Казахстана в конце ХIХ – начале ХХ в. характеризовалась становлением нового типа культурного взаимодействия и их интеллектуальных элит, формированием общих основ идеологии национального возрождения тюркоязычных общностей региона. Факторы, которые способствовали и обуславливали движение в этом направлении – развитие идеи возрождения своих народов на основе их разностороннего образования и просвещения, подъема культуры на родном языке, установлении равноправия и паритетности тюрко-мусульманских и славяно-христианских народов в государственно-политической системе России. Более четко, в сравнении с предшественниками, эти принципы сформулировал и показал пути их осуществления видный просветитель крымских татар Исмаил Гаспринский (1851-1914гг.) На форми-рование мировоззрения Гаспринского повлияло знакомство с достижениями науки и культуры в период путешествий по странам Западной Европы и Ближнего Востока. При осмыслении политического и социально-экономического по-ложения тюркскоязычных народов Российской империи Гаспринский-мыслитель пришел к мысли о необходимости решения основных проблем через модернизацию мусульманских учебных заведений, духовное и политическое единение мусульманских тюрков Российской империи и активное взаимодействия русских мусульман. Практическое осуществление своих идей И.Гаспринский начал с издания в Бахчисарае в 1883г. газеты «Терджиман» (Переводчик), выходившей два раза в месяц. Эта газета, насчитывавшая тысячи подписчиков, выполнила функцию пропаганды нового метода обучения. /усул и джадид/. 'Новый метод' основывался на фонетическом принципе чтения в обучении, а также во внедрении в образовательный процесс светских знаний, отсутствовавших в программах обучения исламских школ: арифметики, русского языка, географии и истории. 3.Деятельность казахской интеллигенции в составе мусульманской фракции Думы. С обретением Республикой Казахстан своей независимости в обществе возрос интерес к изучению религий в Казахстане, в частности, их истории. Для исследуемого нами периода характерно становление ислама важным фактором, как и в общественной, так и политической жизни Казахстана. Первая Государственная дума стала институтом, где проявились национально-региональные интересы народов Российской империи. Она была учреждена манифестом императора Николая II 6 августа 1905 г. как законосовещательный представительный орган. Подписанный царем 17 октября 1905 г. манифест «Об усовершенствовании государственного порядка» провозглашал создание объединенного правительства - Совета министров и представление населению гражданских прав и свобод. Этот манифест изменил статус Государственной Думы: вместо законосовещательного органа декларировалось создание органа народного представительства с законодательными функциями. Возникшее в конце XIX века как движение за преобразование мусульманских учебных заведений, джадидизм, к этому времени охватила все сферы жизни. Лидеры вышеупомянутого движения выступили инициаторами объединения мусульманских депутатов в Думе в единую фракцию. Мусульманская фракция единственная из всех думских фракций образованная не по партийному, а по религиозно - национальному признаку, в нее вошли в основном представители тюркских родов, исповедующих ислам. Парламентская фракция в протяжении своей деятельности с 1906 по 1917 гг. была оплотом прогрессивных идей мусульманского общества. В депутатской деятельности его представителей все чаяния и нужды смогли найти свое отражение. Всего было избрано 79 депутатов - мусульман - 25 депутатов в I Думу, 37 мусульман - II. 10 - в III и 7 - в IV. Поскольку некоторые депутаты избирались дважды и более, то всего 67 депутатов представляли интересы мусульманского населения в Государственной Думе. Из казахов во II Государственную Думу избрали Аллабергенова В. (Туркестанский край Сырдарьинская область), Беремжанова А.К. (Степной край, Тургайская область), Ко-шегулова Ш. (Степной край, Акмолинская область), Кулманова Б. А. (Астраханская губерния, Внутренняя Киргизская Орда), Наракунев Т.Т. (Степной край, Семипалатинская область), Ты-нышпаев М.Т. (Туркестанский край, Семире-ченская область) и Каратаев. С.Б. (Степной край, Уральская область). Из них у троих низшее образование (медресе) и у остальных высшее образование. Например, Кулманов Б.А. окончил восточное отделение Санкт - Петербургского университета. Правительство опубликовало указ и Манифест о роспуске Думы 2- го созыва, обвиняя Думу в затягивании рассмотрения законопроектов и государственной росписи доходов и расходов, а также в том, что некоторые депутаты участвовали в заговоре против государства. 3 июня 1907 г. был опубликован новый избирательный закон, который ограничил доступ в Думу некоторых категорий населения, в том числе и по территориально - этническому принципу, в числе которых и Туркестанский край. 4.Казахская степь в годы Первой мировой войны. Военнопленные в Казахстане.Начавшаяся в 1914 г. первая мировая война, в которой участвовала и царская Россия, принесла ее народам жесточайшие страдания: усилился социальный и национальный гнет, неизмеримо увеличились произвол и насилие царских чиновников на окраинах империи. В 1915 г. встал вопрос о непосредственном участии казахов в войне. Казахская интеллигенция через газету "Казах" предлагала использовать казахов как боевую силу в кавалерийских частях. При этом преследовались две цели: во-первых, должны были сохраняться от изъятия под переселенческие участки земли казахов, служащих в армии, во-вторых, участие в боевых действиях могло подготовить квалифицированные, закаленные и обученные военные кадры на случай образования армии независимого Казахстана. Однако русское правительство не собиралось вооружать казахов. Вместо этого решено было использовать нерусское население России на тыловых работах. 25 июня 1916 г. был опубликован указ, по которому все нерусское мужское население в возрасте 18 – 43 лет должно было быть "реквизировано" для работ по созданию оборонительных сооружений в районе действующей армии и на тыловые работы. Из Казахстана и Средней Азии должны были быть реквизированы 400 тыс. человек. Призыв казахов на тыловые работы послужил поводом к началу мощного восстания казахов и других народов Средней Азии против российского колониализма. Главными причинами восстания явились причины социально-экономического и политического характера: усиление колониального гнета, изъятие земель, рост налогов и поборов, эксплуатация трудящихся, политика русификации, проводимая царизмом в отношении казахского и других народов региона, резкое ухудшение положения народных масс в связи с войной. Вести об указе 25 июня всколыхнули казахскую степь. Стихийные выступления против мобилизации выражались в избиении волостных управителей, уничтожении посемейных списков. К концу июля – началу августа 1916 г. волнения начали перерастать в восстание, постепенно охватившее весь Казахстан. Одним из крупнейших районов был Жетысу, где в июле началась вооруженная борьба против колонизаторов. Весь Туркестанский край находился на военном положении. К октябрю 1916 г. восстание в Жетысу было подавлено. В это же время народные выступления охватили всю территорию Казахстана. Но самым упорным и длительным было Тургайское восстание, во главе которого стояли А.Иманов и А.Джангильдин. В районах, контролируемых армией Иманова, гражданская власть перешла в руки повстанцев. Царизму не удалось подавить восстание казахов, но положение аула за время восстания резко ухудшилось. Восстание 1916 г. занимает особое место в истории многовекового национально-освободительного движения казахского народа. Первые лагеря военнопленных появились в Казахстане во время Первой мировой войны. В основном они располагались недалеко от железных дорог: в Оренбурге, Уральске, Петропавловске, Семипалатинске и Кустанае – вдоль по Транссибирской магистрали. Также несколько лагерей находились в районе Актобе, Аральска и Шымкента. Если в начале войны обеспечение военнопленных в лагерях было довольно сносным и в какой-то мере соответствовало Женевским конвенциям*, то с 1916 года оно ухудшилось. Не хватало пищи, топлива, теплой одежды и медицинского обслуживания. Смертность в лагерях достигала 10 %, но домой на родину не вернулись 33% военнопленных. Это объясняется тем, что после Октябрьской революции (25 октября (7 ноября) 1917 года) многие пленные полезли в мясорубку Гражданской войны (1918–1920): кто по идейным соображениям, кто за деньги. Красные формировали интернациональные бригады из бывших военнопленных. Первые такие части начал создавать легендарный военачальник В. К. Блюхер (1889–1938) из немцев и мадьяр. Они успешно воевали против белоказаков атамана Дутова. На Актюбинском фронте активно действовали несколько интернациональных частей. В Семиречье тоже было несколько рот, основной состав которых формировался из бывших пленных австрийской и германской армий. Во время Верненского мятежа** решающую роль сыграл 4-й кавалерийский полк, половина которого состояла из немцев и венгров. Интернационалисты были удобны большевикам тем, что, не имея общих корней с местным населением, они беспощадно подавляли восстания: и крестьянские, и казачьи, и национальные – им было все равно. Естественно, и белые, и повстанцы в плен таких интернационалистов не брали, кончали на месте. После гражданской войны некоторые разъехались по домам, а многие остались в Советском Союзе. 5.Национально-освободительное восстание 1916 года :причины, повод, ход восстания В 1914 году Россия вступила в Первую мировую войну. Война привела к кризису во всех сферах экономики, ухудшила и без того тяжелое положение народа. Из Степи в огромном количестве по принудительным ценам забирали скот. Выросли налоги, был введен военный налог. Колониальное угнетение подтолкнуло народные массы к восстанию. Поводом к восстанию послужил набор казахов на тыловые работы. Согласно царскому указу от 25 июня 1916 года все мужское трудоспособное население в возрасте от 19 до 43 лет подлежало набору для работ по обустройству оборонительных сооружений в прифронтовой полосе. Тем самым царское правительство хотело освободить часть русских солдат и рабочих от тыловых работ, заменив их «реквизированными инородцами» как более покорной и дешевой рабочей силой. Всего, по предварительным подсчетам, в Туркестане и Степном крае должно было быть мобилизовано 500 тысяч человек. В ответ на царский указ в Казахстане повсеместно создавались повстанческие отряды. Повстанцы нападали на байские аулы, отбирали и уничтожали списки мужчин призывного возраста, громили аулы волостных старшин. Восставший народ первым делом восстановил традиционные доколониальные институты государственного управления, повсеместно избирались ханы. В Степи, по определению местной царской администрации, образовались две группировки: одна отказывалась предоставить рабочих, другая была согласна выполнить царский указ. На стороне царского указа оказалась часть баев, колониальная местная администрация – волостные и аульные старшины. Мнения казахской интеллигенции относительно царского указа также разделились. Либерально-демократическая интеллигенция в лице А. Букейханова, А. Байтурсынова, М. Дулатова придерживалась тактики разумного компромисса с царизмом, хотела сохранить этническую целостность народа, предотвратив кровопролитие, и предлагала отсрочить сроки мобилизации. А. Байтурсынов писал: «Казахи должны быть на фронте, наравне с другими нациями с оружием в руках защищать страну, а привлечение к «черной» работе считаем унизительным». Революционно-демократическая интеллигенция в лице Т. Рыскулова, Т. Бокина, А. Майкотова, С. Сейфуллина, С. Мендешева и других примкнула к восставшим. Главные причины восстания: усиление колониального гнета, насильственное изъятие земель, переселенческая политика, увеличение налогов, нещадная эксплуатация трудящихся. Главной движущей силой восстания стали народные массы: шаруа, рабочие. Восстание охватило весь Казахстан, Среднюю Азию, часть Сибири и Кавказа. Постепенно стихийное движение стало принимать организованный характер: сформировались его крупные центры в Тургае и Жетысу. Борьба казахских шаруа в Тургае оказалась особенно упорной и длительной. Повстанцы избрали своим ханом А. Жанбосынова, а своим сардарбеком (военачальником) – Амангельды Иманова. Советником Амангельды был Алиби Джангильдин. Тургайский очаг движения отличался централизацией власти, слаженной системой управления повстанческим движением. Вопросы военной учебы находились в центре внимания военного совета (Кенеса). Амангельды Иманов организовал производство оружия и сам обучал повстанцев военному делу, изобрел свою тактику ведения боя. Его армия отличалась организованностью и дисциплиной. Сарбазы (воины) разделялись на десятки, сотни и тысячи. В конце октября 1916 года повстанцы осадили Тургай. Для разгрома непокорных царское правительство направило карательный корпус во главе с генералом Лаврентьевым. По пути к Тургаю отряды карателей истребляли казахские аулы. Оказавшись не в силах овладеть Тургаем, повстанцы сняли осаду и перешли к партизанским методам борьбы. Особенностью восстания в Жетысу стали массовые выступления не только казахской части населения, но и представителей других национальностей (уйгуров, дунган). Лидерами восстания были Узак Саурыков, Жаменке Мамбетов, Бекболат Ашекеев, Токаш Бокин и другие. Какие итоги имело восстание? Восстание 1916 года было жестоко подавлено во всех регионах Казахстана. Карателями были уничтожены десятки казахских аулов, жестоким преследованиям подвергались мирные жители. Сотни тысяч людей были убиты, умерли от голода и холода, загнанные царскими войсками в безводные степи, бежали за пределы Казахстана, спасаясь от карательных акций русской армии. Социально-экономическое положение казахского аула за время восстания резко ухудшилось. Многие хозяйства были разграблены карателями, часть повстанцев была вынуждена откочевать в Китай и Монголию. Кроме того, из аулов Казахстана все-таки насильственно было мобилизовано более 150 тысяч трудящихся и отправлено на тыловые работы. Почему восставшие проиграли? Главными причинами поражения были стихийность движения, недостаточная организованность, отсутствие связи между регионами. В действительности с плохо вооруженным народом воевала регулярная армия империи, вооруженная по последнему слову техники. Но, несмотря на всю трагичность последствий движения 1916 года, оно послужило мощным толчком к росту национального самосознания казахского народа. |