Главная страница
Навигация по странице:

  • «Оно».

  • Движущими силами

  • Типология личности

  • Темперамент как основа характера: экстраверсия/интроверсия, устойчивость нервной системы, виды темперамента.

  • Характер определяет

  • Становление психологии как науки. Предмет, задачи, методы и структура современной психологии. Интерес к психологическим явлениям зародился еще в древние века. Психология


    Скачать 1.17 Mb.
    НазваниеСтановление психологии как науки. Предмет, задачи, методы и структура современной психологии. Интерес к психологическим явлениям зародился еще в древние века. Психология
    Дата10.03.2018
    Размер1.17 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаPsikhologia_1.docx
    ТипЗадача
    #38074
    страница5 из 11
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

    Личность с точки зрения З.Фрейда: структура личности, защитные механизмы, движущие силы, понятие здоровой личности.


    До появления фрейдовской теории, изучение структуры личности сводилось к самому феномену сознания человека. Скрытые мотивы поведения и его особенности не рассматривались в глубинном разрезе. Фрейд же считал что психика это не только «сознательное». Она многомерна и состоит из нескольких уровней и компонентов, которые отражают не только осознанные, но и подсознательные процессы. Таким образом, психическая структура личности по Фрейду представляет собой три взаимосвязанных элемента – бессознательное, предсознание и сознание. Понятие предсознательных процессов сводится к тому, что они не всегда находятся в сознании, но иногда могут быть им вызваны

    Таким образом, структура личности и ее психики по Фрейду имеет три составляющих: Оно, Эго и СуперЭго. 

    «Оно». Примитивная материя, которая отвечает за врожденные процессы. Это бессознательное, в которое входят желания, удовольствия и либидо человека. 

    «Эго» («Я»). Сознание, которое следует реальности. Вырабатывает механизмы, которые позволяют адаптироваться к окружающей среде. 

    «СуперЭго» («Сверх Я»). Бессознательное, приобретенное до появления функции речи. В него входят нормы поведения, правила, запреты и различные табу, являющиеся продуктом влияния других людей



    Также не стоит забывать и о защитных механизмах, которые вырабатываются благодаря взаимодействию всех трех составляющих личности. Они позволяют человеку адаптироваться в окружающем мире и адекватно с ним взаимодействовать. Основные защитные механизмы человека следующие:

    1) отрицание – подавление внутренних импульсов, исходящих от «СуперЭго»;

    2) рационализация – возможность разумного оправдания поступков, которые противоречат внутренним нормам морали;

    3)формирование реакций – неприятный мотив выражается в мотиве противоположного типа;

    4) проекция – приписывание другим людям собственных недостатков;

    5)замещение – частичное удовлетворение неприемлемого мотива способом, допустимым личными нормами морали и нравственности.

    Движущими силами поведения Фрейд называл инстинкты - психические образы телесных потребностей, выраженные в виде желаний. Трактуя закон сохранения энергии, он сформулировал, что источником психической энергии служит нейрофизиологическое состояние возбуждения. Каждый человек имеет ограниченное количество этой энергии, и цель любой формы поведения является снятие напряжения, вызванного скоплением этой энергии в одном месте. Таким образом, мотивация человека полностью основана на энергии возбуждения, производимого телесными потребностями. Количество инстинктов неограниченно, но Фрейд делил их на две группы: инстинкты жизни и инстинкты смерти.

    Первая группа инстинктов (Эрос) включает в себя силы, служащие цели поддержания жизненно важных процессов и обеспечивающих размножение вида. Общеизвестно, что Фрейд считал сексуальный инстинкт одним из ведущих; энергия этого инстинкта получила название либидо (энергия либидо) - термин, употребляемый для обозначения энергии жизненных инстинктов в целом. Либидо может находить разрядку только в сексуальном поведении. Но т.к. сексуальные инстинкты разнообразны в проявлении, Фрейд предположил, что каждый из них связан с определенным участком тела, т.е. эрогенной зоной, и выделил четыре участка: рот, анус и половые органы.

    Вторая группа инстинктов - инстинкты смерти (Танатос), которые лежат в основе проявлений агрессивности, жестокости, убийств и самоубийств.

    Любой инстинкт имеет четыре характеристики: источник, цель, объект и стимул. Источник - это состояние организма или потребность, вызывающая это состояние. Цель инстинкта всегда состоит в устранении или редукции возбуждения. Объект означает любого человека, предмет в окружающей среде или в теле самого индивидуума, обеспечивающего цель инстинкта. Стимул представляет собой количество энергии, необходимой для достижения цели, удовлетворения инстинкта

    Либидо всегда течёт, создаёт напряжение/возбуждение: требует разрядки и если этого не происходит (существуют значительные препятствия), то повышается тревожность, неспособность справляться со своим возбуждением.
    С целью уменьшения тревоги ЭГО может применять так называемые защитные механизмы психики. Любой такой механизм — самообман, так как искажает восприятие реальности.
    Здоровый человекпо Фрейду сочетает в себе принцип удовольствия и принцип реальности. То есть он принимает и всегда следует своим инстинктам настолько, насколько позволяет обстановка. Цель общества – общественное благо, которое, по мнению Фрейда, заключается в уравновешивании шансов на удовлетворение желаний каждого из его членов.





    • Личность с точки зрения Г.Юнга: структура личности, движущие силы, понятие здоровой личности, процесс индивидуации, типология личности.


    Структура личности:



    Эго – это сознательный ум. Оно строится из сознательных перцепций, воспоминаний, мыслей и чувств. Эго отвечает за чувство идентичности и непрерывности и с точки индивидуального человека рассматривается как центр сознания.

    Личное бессознательное – это регион, примыкающий к Эго. Он состоит из переживаний, некогда бывших сознательными, но вытесненных, подавленных, забытых или игнорируемых, и из переживаний, которые при появлении своем были слишком слабы, чтобы произвести впечатление на уровне сознания. Содержание личного бессознательного доступно сознанию: между личным бессознательным и эго идет сильное «двустороннее движение».

    Коллективное (или трансперсональное) бессознательное – скрытых воспоминаний, унаследованных от предков; это наследуемое прошлое включает не только расовую историю людей как особого биологического вида, но и опыт дочеловеческих и животных предков. Оно почти полностью отделено от личного в жизни индивида. Структурные компоненты коллективного бессознательного называются архетипы.

    Архетип – это универсальная мыслительная форма (идея), содержащая значительный эмоциональный элемент. 

    Персона – это то, каким мы представляем себя миру. Она включает наши социальные роли, индивидуальный стиль выражения.

    Анимус, анима. К.Юнг постулирует бессознательные структуры, которые представляют интросексуальную связь в душе каждого. Фемининный архетип в мужчине называется Анима, маскулинный в женщине – Анимус. Эти архетипы не только являются причиной наличия у представителей каждого пола черт противоположного; они также действуют как коллективные образы, мотивирующие представителей каждого пола на то, чтобы понять представителей другого и ответить.

    Архетип Тень – центр личного бессознательного, фокус для материала, который был вытеснен из сознания. Он включает тенденции, желания, воспоминания, переживания, которые отрицаются индивидуумом как несовместимые с его персоной или противоречащие социальным стандартам и идеалам.

    Самость – это центр личности, вокруг которого группируются все остальные системы. Она удерживает эти системы вместе и обеспечивает личности единство, равновесие и стабильность. Самость – это цель, к которой люди постоянно стремятся, но которой редко достигают. Прежде, чем самость воплотится, необходимо, чтобы различные компоненты личности прошли полное развитие и индивидуализацию. По мнению К. Юнга личность может достичь равновесия лишь в результате длительного процесса психологического созревания, называемого им индивидуализацией

    Процесс индивидуации – развитие психологического индивида как существа отличного от общей коллективной психологии. Согласно Юнгу, у каждого человека есть тенденция к индивидуации или саморазвитию. Юнг считал, что психика имеет врожденное стремление к целостности. «Индивидуация означает становление единого, цельного существа, и так как „индивидуальность“ содержит в себе нашу сокровенную, совершенную и несравненную уникальность, индивидуация означает еще и ожидание нашей собственной самости. Мы, следовательно, могли бы интерпретировать индивидуацию как „путь к личности“ или „самореализацию“».

    Типология личности: К. Г. Юнг обратил внимание на существование двух типов психически больных людей. Один тип характеризовался жесткой направленностью сознания на внешний мир. Таких больных К. Г. Юнг назвал экстравертами. Сознание другого типа психически больных людей было направлено внутрь себя, на образы, приходящие из глубин бессознательного. Их К. Г. Юнг назвал интровертами. Для адаптации в мире человек нуждается в развитии того и другого механизма. Развитие одного механизма в ущерб другому приводит к психологической болезни. У психически здоровых людей развиты оба механизма. Экстраверты чаще всего представляют из себя людей внешне активных, общительных, доверчивых, дружелюбных, ищущих социального одобрения, изменчивых, любящих новое, беззаботных, поверхностных. Интроверты чаще всего люди замкнутые, недоверчивые, робкие, застенчивые, погруженные во внутренний мир, необщительные. 



    • Темперамент как основа характера: экстраверсия/интроверсия, устойчивость нервной системы, виды темперамента.

    • Характер: основные черты, типы характера, формирование характера, влияние социума на формирование и развитие характера.


    Характер (греч. «charaktety> - печать, чеканка) совокупность устойчивых психических черт личности, влияющая на все стороны ее поведения Обуславливающая ее устойчивое отношение к окружающему миру, другим людям, деятельности, самой себе и выражающая индивидуальное своебразие личности, проявляющееся в стиле деятельности и общении.

    Характер - стержневое психическое свойство личности, накладывающее отпечаток на все стороны жизнедеятельности человека.

    Понятие характера весьма различается в различных теоретических построениях. В современной зарубежной психологии можно выделить три основных направления характерологии:
    - констинституционно-биологическое - Э. Кречмер. Характер, по существу, сводится к совокупности внешнего вида, конституции и проявления темперамента. Различают астенический, атлетический, пикнические характера;
    - психоаналитическое - 3 HYPERLINK "https://psyera.ru/zigmund-freid-bio.htm"игмундт HYPERLINK "https://psyera.ru/zigmund-freid-bio.htm" HYPERLINK "https://psyera.ru/zigmund-freid-bio.htm"Фрейд, Карл HYPERLINK "https://psyera.ru/karl-yung-bio.htm" HYPERLINK "https://psyera.ru/karl-yung-bio.htm"Юнг, Альфред HYPERLINK "https://psyera.ru/alfred-adler-bio.htm" HYPERLINK "https://psyera.ru/alfred-adler-bio.htm"Адлер и др. Характер объясняется исходя из бессознательных влечений человека;
    - идеологическое - психоэтическая теория Робека. Характер заключается в торможении инстинктов, которое определяется этико-логическими санкциями. То. какие инстинкты и какими санкциями тормозятся, зависит от внутренних имманентных свойств личности.

    В русской психологии исследованием характера занимались Н.О. Лосский, П.Ф. Лесгафт, А.Ф. Лазурский, А.П. Нечаев, В.И. Страхов, Н. Д. Левитов и др. Здесь можно выделить следующие направления: идеалистическое, биологизаторское, материалистическое. Следует также отметить социально-оценочный оттенок при определении характера, значительную устойчивость психологических характеристик.

    Характер формируется на основе темперамента под влиянием условий жизни. В характере черты темперамента содержатся в преобразованном виде. Они поняты и приняты либо не приняты человеком.

    Особое значение для формирования характера имеют первые годы жизни человека (3. Фрейд, А. Адлер, К. Хорни, Б.Г. Ананьев).

    По мнению Б.Г. Ананьева, характер является выражением и условием цельности личности и к основным его свойствам следует относить направленность, привычки, коммуникативные свойства, эмоционально-динамические проявления, сформированные на основе темперамента.

    Структура и содержание характера определяются взаимосвязью компонентов (насколько они гармоничны или находятся в конфликте, то есть противоречат друг другу). Эта взаимосвязь определяет целостность или противоречивость характера.

    Характер тесно взаимосвязан с темпераментом. Темперамент выступает динамической стороной характера, но в отличие от темперамента характер в большей степени обусловлен социальными факторами. Поэтому характер оказывает сильное влияние на проявление темперамента. С одной стороны, правдивыми, лживыми, злыми, добрыми, грубымы, доброжелательными, тактичными бывают люди с любым темперамтом, а с другой - при определенном типе темперамента одни социальные качества формируются легче и быстрее, а другие медленнее и труднее, требуя больших затрат. Например, холерику, в отличие от флегматика, легче сформировать коммуникабельность, но труднее - дисциплинированность. Однако это не может служить оправданием негативных черт характера.

    Черты характера - это приобретенные, сформированные качества личности, заложенные в детском возрасте. Они формируются процессе жизнедеятельности человека на основе темперамента, влиянием как внешних (социальных), так и внутренних (психологических) факторов.

    Характер определяет:
    - линию поведения человека;
    - индивидуальные особенности психики;
    - особенности его поступков.

    Таким образом, характер подчеркивает индивидуальность HYPERLINK "https://psyera.ru/lichnost-i-individualnost-438.htm" HYPERLINK "https://psyera.ru/lichnost-i-individualnost-438.htm"личности. В нем наиболее полно отражаются ее волевые качества.

    В характере черты темперамента содержатся в преобразованном виде. Они либо понятны и приняты, либо не приняты человеком за основу своей деятельности.

    Под чертой характера понимают те или иные особенности личности. которые систематически проявляются в различных видах деятельности
    опека и по которым можно судить о его возможных поступках в определенных условиях.

    Таким образом, характер является своеобразным выражением психических познавательных, эмоционально-волевых процессов, направленности, темперамента, способностей человека. Направленность личности убеждения, интересы, потребности, мотивы деятельности определяют содержание характера, его цельность или противоречивость, устойчивость и т.д. От характера, в свою очередь, зависит, какие мотивы деятельности станут главными, ведущими. Способности определяют интеллетуальные черты характера. Темперамент является его динамической стороной. В то же время характер оказывает сильное влияние на проявление темперамента, на его изменение и выражение в деятельности.

    Существует тесная взаимосвязь между характером и привычками человека, представляющими собой автоматизированно выполняемые Действия, ставшие его потребностью. Отдельные действия и поступки. При их неоднократном повторении становятся привычками, роль котооых жизни и деятельности человека исключительно велика. Из привычки складывается характер, в них он и проявляется.

    Итак, характер не является врожденным свойством личности, формируется и развивается в процессе активной деятельности человека под воздействием социальной HYPERLINK "https://psyera.ru/lichnost-i-sreda-798.htm" HYPERLINK "https://psyera.ru/lichnost-i-sreda-798.htm"среды и воспитания.

    Характер человека проявляется в его деятельности, речи и во внешнем облике. В деятельности человека можно увидеть его отношения к окружающему, к труду, к своим товарищам, руководителям, к самому себе. Можно определить наличие положительных и отрицательных качеств характера, его силу, устойчивость и цельность.

    В речи проявляется общительность, духовная культура человека внимательность к собеседнику или, наоборот, самоуверенность, желание «порисоваться», навязчивость, самовлюбленность. Если человек подтянут, бодр, жизнерадостный, приветливый, имеет опрятный вид это говорит о его внутренней собранности, организованности, целеустремленности, воспитанности, доброжелательности но отношению к другим людям. Неопрятность, неряшливость, развязность, неприветливо характеризуют человека с отрицательной стороны. Это и есть основные черты характера.

    Совокупность тех или иных качеств и свойств, присущих характеру позволяет произвести соответствующую классификацию, или типологизацию. Но для этого необходимо выделить соответствующие основания. Возьмем за основание отношение человека к окружающей действительности, самому себе и деятельности.

    По отношению к окружающей действительности: убежденность и беспринципностъ.
    Убежденность определяет принципиальность поведения человека. наличие четких принципов, которых человек придерживается в процессе жизнедеятельности.
    Беспринципностъ - одна из причин непредсказуемости поведения человека. Предполагает преобладание личных, узкокорыстных интересов и потребностей, интересов и мотивов в деятельности человека.

    Система принципов должна быть подвижной, постоянно развиваться и совершенствоваться, но не меняться кардинально.

    По отношению к другим людям: общительность и замкнутость.
    Общительность необходима для установления товарищеских отношений, но предполагает принципиальность, способствует завоеванию доверия, авторитета.
    Замкнутость может быть следствием робости или привычки к одиночествy, или недоверия к людям, отрицательного отношения к ним. Она может быть следствием каких-либо жизненных осложнений и неудач, результатом недостатков воспитания в детстве.

    По отношению к самому себе: альтруистичность и замкнутость.
    Альтруизм - система ценностных ориентации личности, выражающаяся в готовности жертвовать собственными интересами в пользу другого человека или социальной общности. Этический принцип, выдвигается в качестве главного критерия нравственной оценки соблюдение интересов другого человека или социальной общности. Противоположный понятию эгоизм.
    Эгоизм - стремление к преувеличению своего «Я», своих возможностей, своих интересов, потребностей в ущерб другим. Наиболее яркая форма его проявления - эгоцентризм, проявляющийся в преувеличенном подчеркивании своего «Я», крайнем эгоизме, неспособности индивида изменить свою позицию по отношению к чужому мнению.

    По отношению к деятельности: деятельный и бездеятельный.
    Деятельный - трудолюбивый, настойчивый, инициативный тип характера.
    Бездеятельный - может быть обусловлен личностными качествами-ленностью, пассивностью, низкими волевыми качествами, а также внутренней противоречивостью личности.

    Мы рассмотрели крайние (биполярные) проявления характера, его черт и особенностей. В реальной жизни, в реальных характерах реальных множество оттенков и переходов. Это делает характер каждого человека неповторимым с одной стороны, а с другой он подчеркивает индивидуальность каждого человека.

    Основаниями для классификации характера можно также выделить силу, устойчивость и его структуру.

    Сильный - человек настойчиво, последовательно добивается своих целей. Поступает в соответствии со своими убеждениями, относительно независим в своих поступках и суждениях.

    Слабый - непоследовательность поступков и действий, подвержен влиянию других людей и внешних обстоятельств, боязнь трудностей.

    Устойчивый - иерархическая шкала ценностей, принципы и убеждения неизменны относительно длительного промежутка времени.

    Неустойчивый - иерархическая шкала ценностей, принципы и убеждения постоянно подвержены изменениям.

    Цельный- внутренний мир согласован, мысли, слова, поступки, чувства, взгляды отношения, поступки, мотивы совпадают с убеждениями,

    Противоречивый - несовместимые взгляды, отношения, поступки цели, мотивы, желания.

    Немецкий психолог К. Леонгард считает, что у 20-50% людей некоторые черты характера столь заострены (акцентуированы), что оказывают решающее влияние на их поведение, приводят к конфликтным формам взаимоотношений, нервным срывам.

    Акцентуация HYPERLINK "https://psyera.ru/akcentuacii-haraktera-118.htm" HYPERLINK "https://psyera.ru/akcentuacii-haraktera-118.htm"характера — преувеличенное развитие отдельных свойств характера в ущерб другим, что приводит к ухудшению процесса взаимодействия с другими людьми.

    Акцентуированная личность - это, как правило, личность с характерологическими отклонениями от нормы, выраженными в чрезмерном усилении отдельных черт характера, им присуща тенденция к особенному социально-положительному или социально-отрицательному развитию. Личностям с акцентуациями характера свойственны так называемые «места наименьшего сопротивления», особая уязвимость по отношению к некоторым факторам, которые для данных личностей являю психотравмирующими. Различают явные и скрытые (латентные) акцецентуции характера. Основными типами акцентуации характера являются:
    - гипертимический (гиперактивный);
    - дистемичный;
    - циклоидный;
    - эмотивный (эмоциональный);
    - демонстративный;
    - возбудимый;
    - застревающий;
    - педантичный;
    - тревожный (психостенический);
    - экзальтированный (лабильный); интровертированный (шизоидный);
    - экстравертированный (конформный).

    Однако чаще встречаются не чистые типы акцентуаций характера, а промежуточные, смешанные. Они чаще проявляются в подростковом и юношеском HYPERLINK "https://psyera.ru/yunosheskiy-vozrast-110.htm" HYPERLINK "https://psyera.ru/yunosheskiy-vozrast-110.htm"возрасте (50-80%). С годами они могут существенно сглаживаться, приближаться к норме. Но в старости они опять обостряются. Их выраженность может быть от легких форм (почти не заметных) до психопатии (серьезного психического заболевания требующего изоляции). Для выявления акцентуаций используются специальные методики и тесты (Шмишека, Кэттелаи др.)
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


    написать администратору сайта