Становление психологии как науки. Предмет, задачи, методы и структура современной психологии. Интерес к психологическим явлениям зародился еще в древние века. Психология
Скачать 1.17 Mb.
|
Этапы развития межличностных отношений (по лекции):
1. Позитивные межличностные отношения («навстречу людям»).
2. Нейтральные межличностные отношения («от людей»).
3. Негативные межличностные отношения («против других»).
Малая группа – небольшая по составу, члены которой объединены общей соц. деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов. признаки: 1) малочисленный состав; 2) пространственная близость членов; 3) длительность существования; 4) общность групповых ценностей, норм и образцов поведения; 5) добровольность вступления в группу; 6) неформальный контроль за поведением членов. Виды По общественному статусу:
По непосредственности взаимосвязей: 1) условная группа – общность людей, существующая номинально и выделенная по какому-либо признаку (пол, возраст, профессия и т. п.). Люди, включенные в такую группу, не имеют прямых межличностных отношений, могут не знать ничего друг о друге; 2) реальная группа – общность людей, существующая в общем пространстве и времени и объединенная реальными отношениями (учебный класс, производственная бригада). По значимости: 1) референтная группа – это реально существующая или воображаемая группа, нормы которой служат образцом. Референтные группы могут быть реальные или воображаемые, позитивные или негативные, могут совпадать или не совпадать с членством. Они выполняют нормативную функцию и функцию социального сравнения.
Социальный статус и роли. Определение статуса и роли. Ролевые ожидания. Виды социальных статусов: прирожденный, приписываемый, достигнутый; основные и неосновные статусы. Социальный статус – полож-е, занимаемое индивидом в системе межличностных отношений и определяемое его обязанности, права и привилегии. Виды статусов: 1. Прирожденный (приписываемый автоматически при рождении): -национальность; -пол; -раса; -статусы по системе родства; 2.Приписанный (неприрождённые стечения определенных обстоятельств) 3.Достигнутый: -должность; -звание(н-р, народный артист); -ученая степень; -проф. принадлежность; 4. Основной статус (доминирующий, определяет главное в жизни человека (чаще всего это статус, связанный с основным местом работы и семьей, например — хороший семьянин и незаменимый работник) 5. Неосновной (кратная ситуация, статусы, которые влияют на детали поведения человека (например — пешеход, пассажир, прохожий, пациент, участник демонстрации или забастовки, читатель, слушатель, телезритель и т. д) 6. Личный статус- положение индивида в группе, которая определяется индивидуальными качествами и зависит от того как человека воспринимают в конкретном сообществе (Какой он сын? Какой он студент?) 7. Соц-груп. статус- положение индивида в обществе как представителя большой социальной группы (раса, нация, класс, профессия, религия, семья). Этот статус зависит от положения самой социальной группы в общетве. Социальная роль- модель поведения личности, направленная на выполнение прав и обязанностей в соответствии с тем или иным статусов (н-р, Марья Ивановна –педагог и прийти в школу в мини-юбке- разрушение стереотипа)
Конформизм(от лат. conformis — подобный) — это изменение мнений, установок и поведения индивидов под влиянием окружающих. Групповое давление- это процесс влияния установок, норм, ценностей и поведения членов группы на мнения и поведение индивида. Различают внешнюю (публичную) конформность и внутреннюю (личную). При внешней конформности мнение группы принимается индивидом лишь внешне, а на деле он продолжает ему сопротивляться. Она представляет собой демонстративное подчинение навязываемому мнению группы с целью заслужить одобрение или избежать порицания, а возможно, и более жестких санкций со стороны входящих в группу лиц. Внутренняя конформность (иногда именно это и называется подлинным конформизмом) выражается в том, что индивид действительно усваивает мнение большинства. Это действительное преобразование индивидуальных установок в результате внутреннего принятия позиции окружающих, оцениваемой как более обоснованная и объективная, чем собственная точка зрения. При всех различиях обе формы конформности близки в том, что служат специфическим способом разрешения осознанного конфликта между личным и доминирующим в группе мнением в пользу последнего: зависимость человека от группы вынуждает искать подлинного или мнимого согласия с ней. Нонконформизм (несогласие) в широком смысле слова – активное неприятие общепринятого порядка, норм, ценностей, традиций или законов. Противоположность: конформизм – установка на то, чтобы быть «как все». Можно сказать, что нонконформизм – это негативизм в отношении порядков и законов, при том что в отношениях с себе подобными и просто в отношении к жизненным событиям нонконформист может быть вполне позитивным человеком. Нонконформизму часто противопоставляется конформизм, однако при более детальном разборе между этими видами поведения обнаруживается очень много общего. Нонконформная реакция, как и конформная, обусловлена и определена групповым давлением, является зависимой от него, хотя и осуществляется в логике «нет». Поведенческий негативизм нередко связан с тем, что конкретный индивид оказывается на стадии вхождения в группу, когда первостепенной личностной задачей для него выступает задача «быть и, главное, казаться не таким, как все». В значительно большей степени реакциям и конформизма, и нонконформизма противоположен феномен самоопределения личности в группе. Отмечается также, что и конформное, и нонконформное поведение чаще встречаются в группах низкого уровня социально-психологического развития, и, как правило, не свойственно членам высокоразвитых просоциальных сообществ. Ситуативные факторы конформности: 1) сложное задание или некомпетентность – чем меньше индивид уверен в своих силах, тем конформней его поведение; 2) количественный состав группы – конформизм выше при количестве членов группы от трех до семи. Увеличение численности группы более семи человек не ведет к увеличению степени конформизма; 3) качественный состав группы (их эрудиция и профессиональная принадлежность и пр.); 4) авторитетность человека, высказывающего противоположное мнение. При этом подчинение авторитету тем сильнее, чем ближе и легитимнее авторитет. Особенно высокую конформность вызывает институциализированный авторитет – авторитет формального статуса руководителя в данной организации; 5) сплоченность и единодушие группы. При этом, если в группе имеются люди поддерживающие испытуемого, то эффект давления группы снижается; Личностные факторы конформности: 1) возраст: наиболее подвержены конформизму люди в возрасте до 25 лет; 2) пол: у женщин конформизм несколько выше, чем у мужчин, что связано, как с выполняемыми ими социальными ролями в обществе и семье, так и со статусными различиями, стремлениями и потребностями; 3) культура: степень конформности населения в странах европейской и североамериканской культуры ниже, чем в странах азиатской культуры, утверждающей ценности коллективизма; 4) профессия: конформность зависит от необходимости в рамках профессиональной деятельности подчиняться начальству. Так высокий уровень конформности наблюдается у военных, участников оркестра и т. д.; 5) статус индивида: люди с высоким статусом обладают меньшей конформностью, чем люди с низким и средним статусом. Наиболее подвержены групповому влиянию индивиды со средним статусом.
Лидерство – доминирование одних членов группы над другими. Лидер – это лицо в какой-л. группе, пользующееся большим признанным авторитетом. Он обладает влиянием, которое проявляется как управляющее воздействие Признаки лидеров:
Функции лидера:
Типы лидерства:
Типология по Веберу:
Ситуационный и постоянный лидер: Ситуационный лидер - может проявляться по собственному желанию или по необходимости, зависит от ситуации Постоянный лидер – постоянно проявляющий качества лидера. Возрастная психология (5)
Возрастная периодизация — это периодизация развития человека от момента рождения и до момента смерти, и соответствующие этому определения возрастных границ этапов в жизни человека, принятая в обществе система возрастной стратификации. Возраст существует одновременно как абсолютное, количественное понятие (календарный возраст, время жизни от рождения или от момента зачатия) и как этап в процессе физического и психологического развития (условный возраст). Условный возраст определяется степенью развития, текущим этапом в процессе развития и зависит от принятой системы периодизации, от принципов разграничения этапов развития. Периодизации: Некоторые исторические и ныне используемые системы периодизации возрастных периодов в жизни человека: Периодизация Выготского Л. С. Выготский представлял процесс развития ребенка как переход между возрастными ступенями, на которых происходит плавное развитие, через периоды кризисов. Периоды стабильного и кризисного развития по Выготскому:
Периодизация Эльконина:
Периодизация Эльконина является наиболее общепринятой в российской возрастной психологии. Теория психосоциального развития Эрика Эриксона Э. Эриксон выделяет восемь фаз в психосоциальном развитии человека. Каждая из этих фаз имеет свои задачи и может разрешиться благоприятно или же неблагоприятно для будущего развития индивида. Примерное соответствие этих фаз возрасту:
Психологический кризис – состояние, при котором невозможно дальнейшее функционирование личности в рамках прежней модели поведения, даже если она целиком устраивала данного человека Кризисы возрастной психологии:
ЭрикЭриксон — последователь 3.Фрейда, расширивший психоаналитическую теорию. Он смог выйти за ее рамки благодаря тому, что начал рассматривать развитие ребенка в более широкой системе социальных отношений. Особенности становления личности зависят от экономического и культурного уровня развития общества, в котором растет ребенок, от того, какой, исторический этап этого развития он застал. Ребенок, живущий в Нью-Йорке в середине XX в., развивается не так, как маленький индеец из резервации, где во всей полноте сохранились старые культурные традиции и время как бы остановилось. Ценности и нормы общества передаются детям в процессе воспитания. Дети, принадлежащие к сообществам практически одинакового уровня социально-экономического развития, приобретают разные черты личности из-за разных культурных традиций, связанных с основным видом занятий, и принятых стилей воспитания. В разных индейских резервациях Э.Эриксон наблюдал два племени — Сиу, бывших охотников на бизонов, и Юрок — рыбаков и собирателей желудей. В племени Сиу детей не пеленают туго, долго кормят грудным молоком, не следят строго за опрятностью и вообще мало ограничивают свободу их действий. Дети ориентируются на исторически сложившийся идеал своего племени — сильного и отважного охотника в бескрайних прериях - и приобретают такие черты, как инициативность, решительность, смелость, щедрость в отношениях с соплеменниками и жестокость в отношении к врагам. В племени Юрок, наоборот, детей рано отучают от груди, туго пеленают, рано приучают к опрятности, сдержанны в общении с ними. Они вырастают молчаливыми, подозрительными, скупыми, склонными к накопительству. Развитие личности по своему содержанию определяется тем, что общество ожидает от человека, какие ценности и идеалы ему предлагает, какие задачи ставит перед ним на разных возрастных этапах. Но последовательность стадий развития ребенка зависит от биологического начала. Ребенок, созревая, с необходимостью проходит рад следующих друг за другом стадий. На каждой стадии он приобретает определенное качество (личностное новообразование), которое фиксируется в структуре личности и сохраняется в последующие периоды жизни. До 17—20 лет происходит медленное, постепенное становление главного ядерного образования — идентичностиличности. Личность развивается благодаря включению в различные социальные общности (нацию, социальный класс, профессиональную группу и т.д.) и переживанию своей неразрывной связи с ними. Идентичность — психосоциальная тождественность — позволяет личности принимать себя во всем богатстве своих отношений с окружающим миром и определяет ее систему ценностей, идеалы, жизненные планы, потребности, социальные роли с соответствующими формами поведения. Идентичность — условие психического здоровья: если она не сложится, человек не находит себя, своего места в обществе, оказывается "потерянным". Идентичность формируется в юношеском возрасте, это характеристика достаточно зрелой личности. До этого времени ребенок должен пройти через ряд идентификаций — отождествления себя с родителями, мальчиками или девочками (половая идентификация) и т.д. Этот процесс определяется воспитанием ребенка, поскольку с самого его рождения родители, а затем и более широкое социальное окружение приобщают его к своей социальной общности, группе, передают ребенку свойственное ей мировосприятие. Еще один важный для развития личности момент — кризисность. Кризисы присущи всем возрастным стадиям, это "поворотные пункты", моменты выбора между прогрессом и регрессом. В каждом личностном качестве, которое проявляется в определенном возрасте, заключено глубинное отношение человека к миру и к самому себе. Это отношение может быть позитивным, связанным с прогрессивным развитием личности, и негативным, вызывающим отрицательные сдвиги в развитии, его регресс. Ребенку и затем взрослому человеку приходится выбирать одно из двух полярных отношений — доверие или недоверие к миру, инициативу или пассивность, компетентность или неполноценность и т.д. Когда выбор сделан и закреплено соответствующее качество личности, скажем положительное, противоположный полюс отношения продолжает открыто существовать и может проявиться значительно позже, когда взрослый человек столкнется с серьезной жизненной неудачей. Таблица 1.4 Стадии развития личности по Э. Эриксону
На первой стадии развития (орально-сенсорной), соответствующей младенческому возрасту, возникает довериеилинедовериекмиру. При прогрессивном развитии личности ребенок "выбирает" доверительное отношение. Оно проявляется в легком кормлении, глубоком сне, ненапряженности внутренних органов, нормальной работе кишечника. Ребенок, с доверием относящийся к миру, который его окружает, без особой тревоги и гнева переносит исчезновение из его поля зрения матери: он уверен, что она вернется, что все его потребности будут удовлетворены. Младенец получает от матери не только молоко и необходимый ему уход, с ней связано и "питание" миром форм, красок, звуков, ласк, улыбок. Материнская любовь и нежность определяет "количество" веры и надежды, вынесенной из первого жизненного опыта ребенка. В это время ребенок как бы "вбирает" в себя образ матери (возникает механизм интроекции). Это первая ступень формирования идентичности развивающейся личности. Вторая стадия (мышечно-анальная) соответствует раннему возрасту. Резко возрастают возможности ребенка, он начинает ходить и отстаивать свою независимость. Но возрастающее чувство самостоятельности не должно подорвать сложившееся раньше доверие к миру. Родители помогают его сохранить, ограничивая появляющиеся у ребенка желания требовать, присваивать, разрушать, когда он проверяет свои силы. Требования и ограничения родителей в то же время создают основу для негативного чувствастыдаисомнений. Ребенок чувствует "глаза мира", следящие за ним с осуждением, стремится заставить мир не смотреть на него или хочет сам стать невидимым. Но это невозможно, и у ребенка появляются "внутренние глаза мира" — стыд за свои ошибки, неловкость, испачканные руки и т.д. Если взрослые предъявляют слишком суровые требования, часто порицают и наказывают ребенка, у него возникают страх "потерять лицо", постоянная настороженность, скованность, необщительность. Если стремление ребенка к независимости не подавляется, устанавливается соотношение между способностью сотрудничать с другими людьми и настаивать на своем, между свободой самовыражения и ее разумным ограничением. На третьей стадии (локомоторно-генитальной), совпадающей с дошкольным возрастом, ребенок активно познает окружающий мир, моделирует в игре отношения взрослых сложившиеся на производстве и в других сферах жизни, быстро и жадно учится всему, приобретая новые дела и обязанности. К самостоятельности добавляется инициатива. Когда поведение ребенка становится агрессивным- инициатива ограничивается, появляются чувства вины и тревожности; таким образом закладываются новые внутренние инстанции — совесть и моральная ответственность за свои действия, мысли и желания. Взрослые не должны перегружать совесть ребенка. Чрезмерное неодобрение, наказания за незначительные проступки и ошибки вызывают постоянное ощущение своей вины, страх перед наказанием за тайные мысли, мстительность. Тормозится инициатива, развивается пассивность. На этом возрастном этапе происходит половаяидентификация и ребенок осваивает определенную форму поведения мужскую или женскую. Младший школьный возраст — предпубертатный, т.е. предшествующий половому созреванию ребенка. В это время развертывается четвертая стадия (латентная), связанная с воспитанием у детей трудолюбия, необходимостью овладения новыми знаниями и умениями. Школа становится для них "культурой в себе", со своими особыми целями, достижениями и разочарованиями. Постижение основ трудового и социального опыта дает возможность ребенку получить признание окружающих и приобрести чувство компетентности. Если же достижения невелики, он остро переживает свою неумелость, неспособность, невыгодное положение среди сверстников и чувствует себя обреченным быть посредственностью. Вместо чувства компетентности образуется чувство неполноценности. Период начального школьного обучения — это также начало профессиональнойидентификации ощущения своей связи с представителями определенных профессий. Подростковыйвозрастиюность составляют пятую стадию развития личности, период самого глубокого кризиса. Детство подходит к концу, и этот большой этап жизненного пути, завершаясь, приводит к формированию иоентичности. В ней объединяются и преобразуются все предыдущие идентификации ребенка; к ним добавляются новые, поскольку повзрослевший, изменившийся внешне ребенок включается в новые социальные группы и приобретает другие представления о себе. Целостная идентичность личности, доверие к миру, самостоятельность, инициативность и компетентность позволяют юноше решить главную задачу, которую ставит перед ним общество, — задачу самоопределения выбора жизненного пути. Когда не удается осознать себя и свое место в мире, наблюдается диффузностьидентичности. Она связана с инфантильным желанием как можно дольше не вступать во взрослую жизнь, со смутным, устойчивым состоянием тревоги, чувством изоляции и опустошенности. Диффузноеть идентичности может проявляться во враждебном неприятии социальных ролей, желательных для семьи и ближайшего окружения юноши (мужской или женской, национальной, профессиональной, классовой и т.д.), в презрении ко всему отечественному и переоценке иностранного, в стремлении "стать ничем" (если это единственный оставшийся способ самоутверждения). Враннейзрелости, на шестой стадии, перед взрослым человеком встает проблема близости (интимности). Именно в это время проявляется истинная сексуальность. Но человек готов к близости с другим не только Б сексуальном, но и в социальном плане. После периода поисков и утверждения собственной идентичности он готов "слить" ее с идентичностью того, кого любит. Близкие отношения с другом или любимой женщиной требуют верности, самопожертвования и нравственной силы. Стремление к ним не должно заглушаться страхом потерять свое "Я". Третье десятилетие жизни — время создания семьи. Оно приносит любовь, понимаемую Э.Зриксоном в эротическом, романтическом и нравственном смысле. В браке любовь проявляется в заботе, уважении и ответственности за спутника жизни. Неспособность любить, устанавливать близкие доверительные отношения с другими людьми, предпочтение поверхностных контактов приводит к изоляции, чувству одиночества. Зрелость, или среднийвозраст, — седьмая стадия развития личности, необычайно длительная. Решающим здесь становится "отношение человека к продуктам своего труда и к своему потомству", забота о будущем человечества. Человек стремится к продуктивности и творчеству, к реализации своих возможностей передать что-то следующему поколению — собственный опыт, идеи, созданные произведения искусства и т.д. Желание внести свой вклад в жизнь будущих поколений является естественным, в этом возрасте оно реализуется, прежде всего, в отношениях с детьми. Э.Эриксон подчеркивает зависимость старшего поколения в семье от младшего. Зрелый человек нуждается в том, чтобы быть нужным. Если продуктивность не достигается, если нет потребности в заботе о других людях, делах или идеях, иоявляется безразличие, сосредоточенность на себе. Тот, кто балует себя как ребенка, приходит к застою, обеднению личной жизни. Последняя стадия, поздняязрелость, становится интегративной: в это время "созревают плоды семи предшествовавших стадий". Человек принимает пройденный им жизненный путь как должный и обретает целостностьличности. Только сейчас появляется мудрость. Взгляд в прошлое дает возможность сказать: "Я доволен". Дети и творческие достижения воспринимаются как продолжение себя, и страх смерти исчезает. Не ощущают целостность своего "Я" люди, недовольные прожитой жизнью, считающие ее цепью ошибок и нереализованных возможностей. Невозможность что-то изменить в прошлом, начать жить заново раздражает, собственные недостатки и неудачи кажутся следствием неблагоприятных обстоятельств, a приближение к последней границе жизни вызывает отчаяние.
Возрастная периодизация – это систематизация этапов развития личности человека от момента рождения до момента смерти. Для каждой возрастной периодизации характерно описание унифицированных для всего человечества этапов развития, их универсальность, а также наличие общих признаков и критериев для объективной оценки. По мнению Эльконина, особенности периодизации развития психики человека являются важнейшей фундаментальной проблемой не только возрастной, но и всей психологической науки в целом. Разработка этого вопроса имеет исключительно важное теоретическое значение, т.к. будет способствовать выделению движущих сил развития на каждом из этапов и построению оптимальной педагогической системы и структуры гармоничного воспитания в целом. В основе концепции Д.Б. Эльконина – особенности постепенной смены типов ведущей деятельности от одного этапа к другому, согласно этому положению он выделил содержательно различные стадии развития человека — эпохи, фазы и периоды. В свою очередь фазы могут быть:
Для характеристики каждого из этапов ученый ввел 4 основных критерия:
На каждом из возрастных этапов должно произойти два взаимосвязанных и взаимодополняющих процесса:
Периодизация Д.Б.Эльконина — наиболее распространенная в отечественной психологии. Возрастная периодизация этапов развития человека Д.Б. Эльконина: Раннее детство Период — Младенчество (от 2 до 12 месяцев)
Период: Ранний детский возраст (от 1 до 3 лет)
Детство Период — Дошкольный возраст (от 3 до 7 лет)
Период — Младше-школьный возраст (от 7 до 11 лет)
Подростковый возраст Период — Младший подростковый (от 12 до 15 лет)
Период — Старший подростковый (от 15 до 17 лет)
З. Фрейд большое значение придавал стремлению человека получать удовольствие от своего тела. Он называл это стремление либидоносным инстинктом, а саму энергию желания — либидо. Фрейд полагал, и в т.ч. этой предпосылкой пользуются современные психологи, что каждый человек рождается с определенным количеством сексуальной энергии (либидо). При чем, под сексуальной энергией мы будем подразумевать не только стремление получать удовольствие от секса, но и в принципе, получать удовольствие от любых своих телесных функций. В разные периоды жизни эта энергия в наибольшей степени проявляется в какой-то одной зоне организма, которая служит основным источником получения удовольствия. Именно по «месту» получения удовольствия и были названы стадии развития человека. Все они связаны с разными эрогенными зонами, т.е. особо чувствительными участками тела. К ним относятся глаза, уши, рот, анус, молочные железы, половые органы. Т.о. психологическое развитие человека в значительной степени определено его биологической логикой развития. Но индивидуальные черты и особенности характера будут зависеть от того, насколько благоприятно или нет протекала та или иная стадия, в каких социальных условиях это происходило, какие ценности и установки вкладывались родителями на той или иной стадии развития человека. |