Методика народного танца. Статья форматируется В. Ф. Матвеев "теория и методтка преподавания русского народного танца"
Скачать 243.5 Kb.
|
Проскальзывающий притоп во всех описанных видах этого шага можно заменить проскальзывающим ударом каблука. В этом случае нога, совершающая проскальзывающий удар каблуком, сильно сокращена в подъеме. Этот шаг придает движению задорный, озорной, игривый характер; его можно дополнить движением рук, наиболее характерным для него. Руки из подготовительного положения, сгибая в локтях, поднять впереди корпуса до уровня груди. Пальцы присогнуты или вытянуты, ладони повернуты к полу. Локти на одном уровне с кистями и направлены в стороны. В таком положении руки делают движение поочередно: одна — вперед-вверх, другая — назад-вниз. Так, при притопе (или ударе) левой ногой правая рука движется вперед-вверх, левая — назад-вниз, поднимаясь не выше уровня плеч. Корпус прямой, подтянут. Голова приподнята (взгляд направлен прямо) либо повернута вправо или влево. 4. На ребро каблука и с продвижением вперед Движение занимает 1/2 такта. Исходное положение ног — 1-е. Руки в 1-м положении. И (затакт) — небольшой взмах правой ногой с сильно сокращенной стопой вперед-вверх. Колени обеих ног вытянуты. У девушек взмах меньше, чем у юношей. Раз - правую ногу опустить на пол на ребро каблука и сразу же поставить на всю стопу. Центр тяжести перенести на правую ногу. Одновременно левая, отрывая пятку от пола, приподнимается на низкие полупальцы Движение повторяется с левой ноги. Этот шаг можно выполнять с небольшим приседанием на левой ноге, а также с подъемом на полупальцы. Приседание или подъем на полупальцы происходит на "затакт" одновременно с небольшим взмахом правой ногой вперед-вверх. Правая нога во всех вариантах шага остается сильно вытянутой в колене, подъем сокращен. 5. На ребро каблука с проскальзывающим ударом и продвижением вперед Движение занимает 1/2 такта. И (затакт) — взмах правой ногой вперед-вверх. Раз — правую ногу опустить на пол на ребро каблука и поставить на всю стопу. Центр тяжести перенести на правую ногу. Одновременно левая, поднимаясь на низкие полупальцы, отрывается от пола. И — проскальзывающий удар каблуком левой ноги у середины правой стопы с последующим взмахом вперед-вверх; подъем сильно сокращен. Колени обеих ног вытянуты. Этот шаг можно исполнять с небольшим полуприседанием на опорной ноге или с подъемом на полупальцы. Он требует более короткого костюма, нежели сарафан. Это не хороводный шаг. Юноши и девушки выполняют один и тот же шаг. но с различным характером, манерой исполнения, что достигается с помощью рук. корпуса и головы. У юношей левая рука согнута в локте и заведена за спину; правая, вытягиваясь в локте, делает взмах от корпуса; пальцы слегка сжаты в кулак. Взмах выполняется одновременно с проскальзывающим ударом каблука правой ноги насчет "и". Одновременно со следующим проскальзывающим ударом каблука левой ноги, также на счет "и", правая рука сгибается в локте перед грудью, не прикасаясь к корпусу. Пальцы остаются слегка сжатыми в кулак. Голова повернута вправо, в сторону девушки. Каждое движение и весь вид юноши говорят о смелости и решительности. Девушки идут таким же шагом, но с видом гордым и независимым, что достигается с помощью других движений рук. положения головы и корпуса. Корпус прямой, подтянут, голова поднята вверх и повернута в сторону юноши, влево. Локти направлены в стороны и находятся на одном уровне с кистями рук; пальцы вытянуты. И девушки, и юноши идут этим шагом в медленном темпе. 6. Шаг-притоп • С продвижением вперед Движение занимает 1/2 такта. Исходное положение ног — 1-е. Руки в 1-м положении. И (затакт) — небольшое приседание на обеих ногах, правая нога слегка отделяется от пола. Раз — одновременно с шагом сделать притоп всей стопой правой ноги — крепкий, уверенный у юношей и более мягкий, игривый у девушек. В момент притопа колени вы- тянуть. Левая нога остается сзади на низких полупальцах. У юношей одновременно с притопом руки резко, широко раскрываются в стороны, в 3-е положение. Грудь вперед, голова приподнята. Вся поза говорит о силе, удали. У девушек руки остаются в 1-м положении или переходят в 3-е или 4-е положение. В момент притопа правой ногой корпус либо прямой, либо правое плечо чуть-чуть поворачивается вперед-влево. Поза гордая и вместе с тем игривая. Этот шаг очень характерен для русской пляски. • С продвижением назад Из неглубокого полуприседания на обеих ногах сделать небольшой шаг правой ногой (стопа сокращена) назад и притоп. В момент притопа ноги в коленях вытянуть. Левая остается впереди на полной стопе или на низких полупальцах (в зависимости от длины шага). Руки открываются в 3-е положение или остаются в исходном положении. 7, С приставкой и продвижением вперед (женский) Движение занимает 1 такт. Исходное положение ног — 1-е. Руки в 1-м положении. Раз — небольшой шаг вперед правой ногой. И — левую ногу приставить к правой в 1-е положение с небольшим мягким полуприседанием на обеих ногах. Два-и — мягко подняться в исходное положение. Движение можно продолжать как с правой, так и с левой ноги. Этот шаг исполняется и с продвижением назад. Движение очень грациозно, женственно, как правили, исполняется в медленном темпе, плавно, с различными положениями рук и платочка. Руки во 2-м положении держат платочек за противоположные концы. Девушка любуется им. В конце движения на счет "два" можно сделать небольшой наклон корпуса и головы вправо или влево. 9. Мелкий шаг с продвижением вперед (хороводный) Движение занимает 1/4 такта. Исходное положение ног — 4-е. Руки в 1-м или в подготовительном положении. Начиная с правой ноги поочередно на каждую восьмую долю такта исполняются простые мелкие шаги. колени ног свободны. Юноши делают шаг на полную стопу, девушки — на полупальцы. Этот же шаг исполняется и с ПРодвижением назад. И юноши, и девушки делают шаги назад с низких полупальцев на расслабленных коленях. Этот шаг часто выполняется с небольшим проскальзыванием на невысоких полупальцах, и тогда создается ощущение, что девушки ""плывут". 10.С подбивкой и продвижением вперед Движение занимает 1/2 такта. Исходное положение ног — 1-е. Руки в 1-м положении. Раз — шаг левой ногой вперед. И — правую ногу подставить на низких полупальцах (с акцентом в пол) назад к левой ноге, около каблука, как бы подбивая ее. Правая нога присогнута в колене (колено направлено вперед), левая вытянута в колене. При продолжении движения шаг делается с той же ноги. Переменные шаги Переменный шаг — это комбинация из трех простых шагов, выполняемых на первые три восьмые такта, четвертая восьмая — пауза, служащая подготовкой к повторению движения, но уже с другой ноги. Меняется нога, отсюда и название "переменный шаг". В русском танце существуют переменные шаги с притопом, с подбивкой, с каблука и т. д. По технике исполнения различают 2 вида переменного шага: сочетание трех равных шагов и одного длинного и двух коротких шагов. 1. "С точками" — продвижением вперед и назад • С продвижением вперед Движение занимает 1 такт. Исходное положение ног — 1-е. Руки в 1-м положении. Раз — небольшой шаг правой ногой. И — такой же шаг левой. Два — такой же шаг правой ногой. И — ноги остаются на месте, центр тяжести перенести на правую ногу. Левую поднять на низкие полупальцы. Происходит как бы остановка движения (фиксация позы). Движение повторить с левой ноги. Переменные шаги выполняются так же, как при простом шаге с продвижением вперед. У девушек шаги короткие, выполняются свободно, без напряжения. Нога ставится на низкие полупальцы и затем мягко опускается на всю стопу. У юношей шаги широкие, уверенные: нога опускается на всю стопу. Руки в зависимости от характера музыкального сопровождения могут находиться во всех основных положениях. Корпус прямой, подтянут. Голова гордо поворачивается вправо или влево. • С продвижением назад Шаги ровные, но короче, чем при исполнении переменного шага с продвижением вперед. Выполняются на низких полупальцах как юношами, так и девушками: колени подтянуты. После шага назад правую (или левую) ногу оставить впереди корпуса, не отрывая от пола. • С продвижением назад Шаги ровные, но короче, чем при исполнении переменного шага с продвижением вперед. Выполняются на низких полупальцах как юношами, так и девушками: колени подтянуты. После шага назад правую (или левую) ногу оставить впереди корпуса, не отрывая от пола. 2. Один длинный — два коротких • С продвижением вперед Движение занимает 1 такт. Исходное положение ног — 1-е. Руки в 1-м положении. Раз — простой шаг вперед правой ногой. Колено левой ноги не сгибать. И небольшой шаг левой ногой; она как бы догоняет правую и ставится чуть впереди нее (каблук у середины стопы правой ноги). Два - небольшой шаг правой ногой вперед; нога ставится чуть впереди левой (каблук у середины стопы левой ноги). И — центр тяжести перенести на правую ногу. Левую ногу перевести к правой, не касаясь пола. Шаг повторить с левой ноги на 1/4 нового такта. • С продвижением назад Шаги короче, чем при движении вперед. Первый шаг выполняется с низких полупальцев на всю стопу, при этом колени обеих ног слегка сгибаются. Остальные два шага на низких полупальцах; колени подтянуты. 3. С притопом (ровными шагами) • С продвижением вперед Движение занимает 1 такт. Исходное положение ног — 1-е. Руки в 1-м положении. Раз — шаг правой ногой вперед. И — шаг левой ногой. Два — шаг правой ногой; одновременно левую с сокращенным подъемом слегка поднять над полом. И — удар всей стопой левой ноги в пол у середины правой стопы. Корпус плавно повернуть в сторону притопывающей ноги. Шаг повторить с левой ноги. У девушек притоп легкий, короткий, выполняется у правой ноги. У юношей — сильный, уверенный, выполняется на расстоянии стопы от правой ноги. Притопы можно заменить ударом каблука. После улара каблуком или притопа нога энергично, но невысоко поднимается вперед с сокращенным или вытянутым подъемом. Колени обеих ног вытянуты. Руки во время притопа или удара каблуком остаются в 1-м положении ("подбоченившись") или раскрываются в стороны (у девушек-— нешироко, между 2-м и 3-м положениями). Притопы и удары могут быть проскальзывающими. • С продвижением назад Выполняется так же. как и переменный шаг с продвижением назад: с низких полупальцев опуститься на всю стопу; шаги ровные. В момент притопа или удара каблуком корпус повернуть в сторону ударяющей или притопывающей ноги. Положение рук такое же, как в переменном шаге с притопом и продвижением вперед, или руки из 3-го положения на притоп закрываются в 1-е положение. 4. На ребро каблука с подбивкой (один длинный — два коротких шага) и продвижением вперед (мужской) Движение занимает 1 такт. Исходное положение ног — 1-е. Руки в подготовительном положении. Раз — шаг правой ногой вперед на ребро каблука; стопа сильно сокращена, колено вытянуто. Левую руку, согнув в локте, поднять до уровня груди: правая согнута в локте и заводится за спину, кисти обеих рук сжаты в кулаки. Голова одновременно с движением рук слегка поднимается вперед-вверх. И — левую ногу одновременно с небольшим шагом вперед приставить в невыворотное положение на низкие полупальцы позади правой, как бы подбивая ее. Колено левой ноги присогнуто и направлено вперед. Два — небольшой шаг правой ногой вперед на всю стопу, колено слегка присогнуто. Левая нога (колено се также присогнуто) остается сзади на полупальцах. И — пауза. Движение повторить с левой ноги, соответственно изменив положение рук. Переменный шаг на ребро каблука может исполняться как в медленном, так и в быстром темпе, но чаще всего это движение исполняется стремительно, энергично. Этот шаг иногда выполняют и девушки. ТАНЦЕВАЛЬНЫЙ БЕГ Простой шаг, как правило, исполняется в медленном или среднем темпе. При увеличении темпа шаг переходит в бег. Существует несколько видов танцевального бега: шаг бег (беговой шаг) с носка на всю стопу, с каблука на всю стопу, бег с отбрасыванием согнутых ног назад, бег с подъемом согнутых ног вперед, бег с последующим выносом ноги вперед на каблук и соскоком на обе ноги в 1-е положение на четвертую четверть. 1. Шаг-бег (беговой шаг) • С носка Движение занимает 1/4 такта. Исходное положение ног — 4-е. Руки в 1-м или 3-м положении. Начиная с правой ноги, на каждую четверть небольшой шаг вперед с низких полупальцев на всю стопу. Шаг-бег исполняется на небольшом полуприседании, т. е. на слегка присогнутых коленях. Юноши делают шаг на всю стопу с легко акцентированным ударом-притопом. Шаг-бег исполняется и на каждую восьмую долю такта, в ритме переменного шага, напоминая украинский "бегунец", а также с продвижением вперед, на месте, с небольшим продвижением назад. • С каблука Движение занимает 1/2 такта. Исходное положение ног — 4-е. Руки в 1-м или в 3-м положении. Раз — небольшой шаг правой ногой вперед на каблук, стопа сильно сокращена, колено слегка согнуто. И — правую ногу опустить на всю стопу, колено сгибается до полуприседания; левую ногу с сокращенной стопой приподнять от пола. Движение повторить с левой ноги. Характер движения веселый, озорной. 2. С отбрасыванием согнутых ног назад Исходное положение ног — 1-е. Руки в 3-м положении. Начиная с правой ноги на каждую четверть или восьмую долю такта, в зависимости от темпа, делается шаг перескок на низкие полупальцы или на всю стопу, колено слегка согнуто. Одновременно с перескоком левую ногу, согнув в колене, резко отбросить в невыворотном положении назад-вверх с вытянутой стопой. Корпус наклонен вперед, спина слегка прогнута, ноги как бы отстают от корпуса. Руки раскрыты в стороны и переходят из 3-го в 1-е положение. Бег с отбрасыванием ног назад исполняется с продвижением вперед, на месте и с небольшим продвижением назад. Этот вид бега хорошо сочетается с хлопком в ладоши перед собой, с фиксирующим ударом по щиколотке, с такими движениями, как "молоточки", "вращение". 3. С подъемом согнутых ног вперед Исходное положение ног - 4-е. Руки в 1-м положении. Начиная с правой ноги, на каждую четверть или восьмую долю такта, в зависимости от темпа, делается небольшой шаг-перескок на низкие полупальцы; колено присогнуто. Одновременно с перескоком левую ногу, согнув в колене и вытянув подъем, резко поднять в невыворотном положении вперед-вверх. Корпус прямой, подтянут, плечи расправлены. Руки в 1-м или в 3-м положении. Этот вид бега исполняется с небольшим продвижением вперед, на месте и продвижением назад. Бег с подъемом согнутых ног вперед хорошо сочетается с поочередными фиксирующими ударами правой и левой руки по бедру правой и левой ноги. Бег может исполняться в ритме переменного шага. В этом случае на четвертую восьмую деся скользящий удар по бедру (от себя или к себе). " Можно ритмически усложнить исполнение всех видов танцевального бега. Например, бег с подъемом согнутых ног вперед: два шага-перескока на каждую четверть и три шага-перескока на каждую восьмую, и четвертую восьмую — пауза. Бег с подъемом согнуты ног вперед можно выполнять в ритме переменного шага с притопом полупальцами или всей стопой на четвертую восьмую. Бег с отбрасыванием согнутых ног назад: два шага на каждую четверть и четыре шага на каждую восьмую долю такта. ХОДЫ! Шаг иди бег. имеющий специфические особенности, своеобразную манеру исполнения и характерный для определенного хоровода, пляски или исполняемый в определенных регионах, областях, называется ходом. Составной частью хода в той или иной пляске различных областей могут быть дробные движения, подскоки и другие элементы русского народного танца. Но при одном и том же движении ног своеобразные движения или положения рук, корпуса, особая манера держать голову и даже темп музыкального сопровождения вносят разнообразие в эти ходы, резко изменяя их характер. Ходы становятся непохожими друг на друга, приобретая особую манеру исполнения. Воронежский девичий плавный Это старинный плавный ход "уточкой" (девушки как будто "плывут"). Движение занимает 1/2 такта. Исходное положение ног — 4-е. Руки — в подготовительном положении. Раз — небольшой скользящий шаг правой ногой вперед на всю стопу, колено свободно. И — левую ногу согнуть в колене и скользящим шагом (на низких полупальцах) поставить на полупальцы к носку правой ноги. Руки плавно поднимаются в стороны, как крылья, опускаются, переводятся из стороны в сторону или остаются опущенными. Плечи чуть впереди корпуса, они как бы опережают его и ноги. Корпус не должен качать- ся вверх-вниз. Движение следует начинать каждый раз с одной и той же ноги. Ход выполняется только вперед; может исполняться в быстром темпе, с большим продвижением вперед, стремительно,но обязательно плавно, без рывков. Ход смоленской пляски "Гусачок" Состоит из переменных шагов (один длинный, два коротких), исполняется с поочередным поворотом корпуса то правым, то левым плечом по ходу движения (исполнители подражают повадкам гусей, их походке вперевалочку). Движение занимает 1 такт. Исходное положение ног — 1-е. Руки у юношей раскрыты в стороны и слегка заведены назад, изображая крылья; у девушек — левая в 1-м положении, а правая придерживает подол сарафана. Раз — небольшой шаг правой ногой вперед-вправо на всю стопу; колено свободно. Корпус правым плечом повернуть в сторону правой ноги; голова слегка поворачивается к правому плечу. Девушки при повороте корпуса почти утрированно обозначают движение бедрами вправо. И левую ногу с легким притопом приставить на всю стопу к правой ноге в 1-е положение; колени свободны. Два - правую ногу, отделив от пола, снова мягко, с легким притопом опустить на всю стопу рядом с левой ногой И — пауза. Ход выполняется вперед, по одному или попарно. При движении парами юноша идет немного позади своей партнерши. у ее левого плеча или кладет голову правым виском на левое плечо девушки. |