Главная страница

Методика народного танца. Статья форматируется В. Ф. Матвеев "теория и методтка преподавания русского народного танца"


Скачать 243.5 Kb.
НазваниеСтатья форматируется В. Ф. Матвеев "теория и методтка преподавания русского народного танца"
АнкорМетодика народного танца.doc
Дата28.05.2017
Размер243.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаМетодика народного танца.doc
ТипСтатья
#8205
страница5 из 6
1   2   3   4   5   6

И (затакт) — мягкий подъем на полупальцы левой ноги, колено выпрямить. Правую ногу слегка приподнять (стопа параллельна полу). Центр тяжести перенести на левую ногу.

Раз - правую ногу плавно всей стопой опустить на пол в исходное положение: колени согнуты и направлены вперед. Левую ногу приподнять над полом. Центр тяжести перенести на правую ногу.

И — пауза или повторить движение. Голова повернута чуть вправо и опущена вниз. Руки плавно переходят из подготовительного положения в первый или второй варианты 4-го положения. Припадание выполняется плавно, задумчиво, с незначительным продвижением вперед или в сторону; шаги небольшие, на полстопы (это зависит от костюма — длинный сарафан не позволяет делать больших, широких шагов). Очень часто этот вид припадания исполняется на месте или в медленном повороте вокруг себя.

Полный поворот совершается за 4 или 8 припаданий.

• В 3-м положении (с подъемом на полупальцы)

Движение занимает 1/2 такта. Исходное положение ног — 3-е, правая нога впереди.

Руки в 1-м положении.

И (затакт) — одновременно с небольшим подъемом на полупальцы левой ноги правую, отделив от пола. выворотно открыть в сторону вправо не выше 35°: носок вытянут и направлен в пол; колени обеих ног выпрямлены.

Голова повернута вправо, по ходу движения.

Раз — правую ногу опустить на пол (с носка на ВСЮ стопу) в небольшое полуприседание. Одновременно левуюсгибая в колене, отделить от пола и со свободной стопой подвести сзади к щиколотке правой.

И — пауза (или левую ногу, согнув в колене, опустит позади правой на полупальцы: центр тяжести перенести на левую ногу, колени выпрямить, и движение повторяется снова). Припадание можно выполнять в левую сторону, тогда движение следует начинать с левой ноги, которая находится впереди в 3-м положении. При выполнении движения необходимо следить за тем, чтобы корпус был прямым, плавно, без наклонов и бокового качания двигался вверх и вниз. Для этого шаги (особенно у девушек) должны быть небольшими, а нога, делающая шаг вправо или влево, сначала ставится на носок, а уже потом переходит на всю стопу.

"КОВЫРЯЛОЧКА"

Движение занимает I такт.

Исходное положение ног — 1-е.

Руки в 1-м положении.

• Без подскока

И (затакт) — одновременно с поворотом корпуса влево на низких полупальцах левой ноги правой ногой, согнув ее в колене и вытянув носок, сделать сильный взмах от колена назад-вправо. Голову повернуть вправо, взгляд через плечо на стопу правой ноги.

Раз — правую ногу, согнув в колене и направив его влево, опустить носком в пол; пятка направлена вправо. Положение корпуса и головы не меняется.

И — одновременно со скользящим движением на низких полупальцах левой ноги (колено свободно) корпус и голову повернуть к правой ноге. Одновременно с поворотом корпуса правую ногу, выпрямляя в колене, поднять вперед на 45°; стопа сокращена.

Два - правую ногу, выпрямив в колене, опустить на пол на ребро каблука в ту точку, где раньше находился носок; подъем сокращен, носок направлен вверх. Колено левой опорной ноги в этот момент выпрямлено или полусогнут. Взгляд на носок правой ноги или прямо перед собой.

И — пауза. При повторении движения с другой ноги центр тяжести перенести на правую ногу, которая переходит с ребра каблука на всю стопу. Левая, сгибаясь в колене, делает

взмах влево-назад.

• С подскоком

Раз — одновременно с легким подскоком на левой ноге, полусогнутой в колене, и поворотом корпуса влево сделать сильный взмах правой ногой (согнув в колене, носок вытянут) от колена назад-вправо. Голову повернуть вправо, взгляд через плечо на стопу правой ноги.

И — правую ногу, полусогнув в колене, опустить невыворотно носком в пол; колено направлено влево, стона — вправо. Корпус и голова сохраняют прежнее положение.

Два — одновременно с легким подскоком на левой ноге, полусогнутой в колене, корпус и голову повернуть вправо: правую ногу, выпрямляя в колене, поднять вперед на 45";стопа сильно сокращена, носок направлен вверх.

И — правую ногу, выпрямив в колене, опустить на полна ребро каблука в ту точку, где раньше находился носок: стопа сокращена, носок направлен вверх. Колено левой опорной ноги вытянуто или полусогнуто. Положение корпуса не меняется, Взгляд направлен на носок правой ноги (или голова поворачивается влево). Руки раскрываются в 3-е положение.

Повторяя движение с другой ноги, сделать легкий подскок на правой ноге; центр тяжести перенести на правую ногу, левая делает взмах от колена назад.

Девушки, исполняя "ковырялочку", ударяют носком и каблуком в пол ближе к опорной ноге, чем юноши. Очень часто оба вида "ковырялочки" исполняются стремя мягкими переступаниями или с тремя притопами.

Которые занимают еще 1 такт музыкального сопровождения.

Раз — мягкое переступание или притоп всей стопой правой ноги около левой в 4-м положении; колено присогнуто. Левую, согнув в колене, приподнять над полом; подъем свободный, колено направлено вперед.

И — мягкое персступание или притоп всей стопой левой ноги в 1-м положении; колено присогнуто. Правую, согнув в колене, приподнять над полом: подъем свободный, колено направлено вперед.

Два — мягкое переступание или притоп всей стопой правой ноги в 1-м положении; колено присогнуто. Руки переводятся из 3-го положения в 1-е.

И — пауза.

"Ковырялочка" хорошо комбинируется с "гармошкой", припаданием, "моталочкой", с различными дробями, присядками, другими основными элементами русского танца.

"ВЕРЕВОЧКА"

Название этого элемента произошло от манеры его исполнения: движения ног имитируют процесс завивания веревки. Исполнитель стоит на одном месте, не продвигаясь ни назад, ни вперед, корпус прямой и почти неподвижный.

1. Простая (одинарная)

Простая (одинарная) "веревочка" является основой для всех других видов "веревочки".

Движение занимает 1 такт.

Исходное положение ног — 3-е.

Руки в 1-м положении.

И (затакт) — из небольшого приседания (одновременно с проскальзыванием левой ноги вперед с низких полупальцев на всю стопу)правая нога, сгибаясь, поднимается с вытянутым подъемом впереди левой до колена, слегка прикасая

Раз - правую ногу опустить позади левой на низкие полупальцы в 3-е положение. Колени обеих ног присогнуты

И — одновременно с проскальзыванием правой ноги вперед с низких полупальцев на всю стопу левая нога, сгибаясь. поднимается с вытянутым подъемом впереди правой до колена, слегка прикасаясь к ней, и на этом уровне переводится назад.

Два — левую ногу опустить позади правой на всю стопу в 3-е положение. Колени обеих ног выпрямить. Движение исполняется с правой и левой ноги. Разновидностью простой "веревочки" является "косички" при энергичном движении ногами назад ("заплетении") в ней отсутствует проскальзывание на опорной ноге. Как и в простой "веревочке", на сильную долю такта ноги ставятся сзади с полупальцев на всю стопу в 3-е положение. Так как отсутствует проскальзывание, исполнитель продвигается назад.

2. С двойным ударом (двойная)

И (затакт) — из небольшого приседания (одновременно с проскальзыванием левой ноги вперед с низких полупальцев на всю стопу) правая сгибается и с вытянутым подъемом поднимается впереди левой до колена, слепа касаясь ее, и на том же уровне переводится назад, опускаясь сзади с ударом полупальцами в пол в 3-е положение.

Раз — второй удар полупальцами правой ноги позади левой в 3-м положении. Правая нога остается на полупальцах. Колени обеих ног присогнуты.

И — одновременно с проскальзыванием правой ноги вперед с низких полупальцев на всю стопу левая сгибается и с вытянутым подъемом поднимается впереди правой ноги до колена, слегка касаясь ее. и на том же уровне переводит ся назад, опускаясь с ударом полупальцами в пол позади правой ноги в 3-е положениесь к ней, и на этом же

Два — второй удар полупальцами левой ноги правой в 3-м положении. Левая нога опускается на всю стопу. Колени обеих ног выпрямляются.

И — пауза. При выполнении "веревочки необходимо следить затем, чтобы удары полупальцами в пол были четкими, сильными. Корпус прямой, спокойный; на проскальзывании

следует избегать приподнимания вверх-вниз. Колени выворотны; работающая нога, поднимаясь вверх, слегка касается опорной ноги мизинцем. Простая "веревочка" и "веревочка" с двойным ударом исполняются также с акцентом на слабую долю.

3. Простая (одинарная) с переступанием

Движение занимает 1 такт.

Исходное положение ног — 3-е.

Руки в 1-м положении. И (затакт) — из небольшого приседания (одновременно с проскальзыванием левой ноги вперед с низких полупальцев на всю стопу) правая, сгибаясь, с вытянутым подъемом поднимается впереди левой до колена, слегка касаясь ее, и на том же уровне переводится назад.

Раз — правую ногу опустить позади левой на низкие полупальцы в 3-е положение. Колени обеих ног присогнуты. Левую ногу со свободным подъемом слегка приподнять

над полом.

И — левую ногу опустить полупальцами на пол в 3-м положении впереди правой; колено левой ноги присогнуто. Правую ногу со свободным подъемом слегка приподнять над полом позади левой.

Два — правую ногу опустить полупальцами в пол в 3-м положении позади левой. Колени обеих ног присогнуты. Движение повторить с левой ноги.

"МОТАЛОЧКИ"

Эта группа элементов основана на движении ног от колена вперед-назад, вправо-влево, от себя к себе ("Мотать") , при этом полупальцы ударяют в пол.

Движение выполняется одной ногой или поочередно то одной, то другой ногой, без подскоков или с небольшими подскоками п. опорной ноге — на всей стопе или полупальцах.

На первом этапе обучения мы познакомимся с "маятником" — разновидностью "моталочек".

Это движение, исполняется только одной ногой, при этом нога "шаркает'

— движется от колена вперед-назад или вправо-влево, словно маятник у часов.

"Маятник" вперед-назад

Движение занимает 1 такт.

Исходное положение ног — 4-е.

Руки в 3-м положении.

• С подскоком на полупальцах

Раз — одновременно с небольшим подскоком на полупальцах присогнутой левой ноги правую, сгибая в колене, поднять б невыворотном положении назад со свободной стопой.

И — правая нога, опускаясь, делает в невыворотном положении скользящий удар полупальцами по полу у середины левой стопы и поднимается вверх не ниже 45" с

вытянутыми коленом и стопой.

Два — после небольшого подскока на полупальцах присогнутую левую ногу выпрямить в колене. Положение правой ноги не меняется.

И — правая нога, опускаясь в невыворотном положении, делает скользящий удар полупальцами по полу около носка левой и, сгибаясь в колене, поднимается в есвыворотном положении назад со свободной стопой. Движение повторить с той же ноги.

• С подскоком на всей стопе

Раз — небольшой подскок на присогнутой левой ноге, и резко, с акцентом, опуститься на всю стопу. Одновременно правую, сгибая в колене, поднять в невыворотном положении назад со свободной стопой.

И - правая нога, опускаясь, делает в невыворотном положении скользящий удар всей стопой или ребром каблука по полу у середины левой стопы и, выпрямляясь,

поднимается не ниже 45° с сокращенной стопой.

Два -- небольшой резкий подскок на всей стопе присогнутой левой ноги. Положение правой ноги не меняется.

И — правая нога, опускаясь в невыворотном положении, делает скользящий удар полупальцами по полу у носка левой ноги и, сгибаясь в колене, поднимается в невыворотном положении назад со свободной стопой.

Движение повторить с той же ноги. В описанном варианте "маятника" с подскоком на всей стопе одновременно с резким акцентом левой ноги в пол на счет "раз" руки резко раскрываются в 3-е положение.

"Маятник" можно закончить тремя притопами, выполнение которых займет еще I такт.

Раз — притоп правой ногой.

И— притоп левой ногой.

Два — притоп правой ногой.

И — пауза. В движении "маятник" нога делает взмахи не только вперед-назад, но и в стороны, как в перекрещенном, так и в открытом положениях, т. е. вправо-влево.

• В перекрещенном положении вправо-влево

Раз-и — одновременно с небольшим подскоком на полупальцах присогнутой левой ноги правую, выпрямляя в колене, вывести вперед-вправо. Два-и — с небольшим подскоком на полупальцах присогнутой левой ноги правую, свободную в колене и стопе, слегка приподнять и по воздуху перевести влево накрест (впереди левой ноги) полупальцами в пол. При повторении движения правая нога возвращается "право, затем —- в перекрещенное положение влево. Корпус во время исполнения этого вида "маятника чуть наклонен вперед; верхняя его часть слегка, а нижняя довольно энергично поворачивается вслед за движением ноги то вправо, то влево. Руки находятся в 1-м или 3-м положении. Голова направлена прямо или слегка поворачивается вправо-влево, синхронно с ногой.

"Маятник" и все его разновидности чаще всего исполняются на месте или с небольшим продвижением в сторону или вперед. Продвижение происходит в момент небольшого подскока.

"Маятник" можно исполнять и без подскока, стоя на всей стопе.
ПРИСЯДКИ

Это трудный элемент русского танца, требует большой физической подготовки, силы, выносливости, крепких мышц ног и исполняется только мужчинами. Если присядки разучивать постепенно, правильно, регулярно и систематически, то мышцы ног и связки коленного сустава станут крепче.

Присядки делятся на два вида;

полуприсядки (танцор после каждого глубокого приседания поднимается или же сочетает это движение с другим, исполняющимся в полный рост)

и

полные присядки (танцор находится в положении глубокого приседания и исполняет вес движение, не поднимаясь из этого положения).

Полготовка к присядке

Начинать подготовку к присядке необходимо держась за станок. Ноги на низких полупальцах находятся в 1-м положении (если они расположены шире, то танцор теряет Устойчивость) или в 4-м невыворотном (стопы ног соединены вместе).

Бедра параллельны полу. Мышцы бедра и голени упругие. В момент глубокого приседания сидеть надо легко и красиво,' корпус прямой, подтянут, без наклона впеРед (необходимо крепко держать спину). Для "выработки Для рук завести за спину и прижать вытянутые ладони к корпусу, направив локти в стороны. Посадка может быть мягкой или резкой.

• В 1-м положении ног

Движение занимает 1 такт. Исходное положение ног — 1-е. Руки на станке, позднее в 1-м или 3-м положении. И (затакт) — небольшой подскок на обеих ногах. Раз — глубокое, полное приседание на низких полупальцах в 1-м положении. И — не поднимаясь из глубокого приседания, небольшой подскок на обеих ногах в 1-м положении. Два — опуститься на низкие полупальцы в 1-е положение.

Движение исполняется от 4 до 8 раз.

• В 4-м положении ног

Движение занимает 1 такт.

Исходное положение ног — 4-е. Руки на станке, позднее в 1-м, 3-м или 4-м положении.

И (затакт) — небольшой подскок на обеих ногах.

При повторении движения ноги, перекрещиваясь, меняются — левая впереди, правая сзади. Во время подскока и приземления плечи расправлены, корпус не наклоняется вперед, а движение выполняется легко, напоминая движение мяча, упруго отскакивающего от пола. В глубоком приседании танцор подпрыгивает, не разгибая при этом ног; прыжок совершается за счет силы мышц ног, особенно стопы и пальцев.

Очень полезно для правильного выполнения этого движения начинать "мячик" не с полного приседания, а стоя во весь рост.

Движение занимает 1 такт.

Исходное положение ног — 1-е.

Руки в 3-м положении.

И (затакт) — одновременно с небольшим подскоком на левой ноге небольшой бросок правой ноги вперед-вправо на 25°. Раз — резкое и глубокое приседание. Руки переходят в 4-е положение.

И-два — продолжить присядку "мячик", как описано выше. При выполнении этого движения несколько раз подряд посадка на присядку или прыжок (соскок в полное приседание) исполняется только один раз — вначале, перед первой присядкой. Разучивание движения "мячик" лучше начинать с подскоков в 1-м положении в полный рост, затем в полном

приседании; положение ног сначала не менять.

По мере освоения вводить перекрещивание ног, а уже затем в полном приседании — смену ног в перекрещенном положении.

Раз — глубокое, полное приседание на низких полупальцах в 4-м положении; колени соединены вместе.

И — не поднимаясь из глубокого приседания, небольшой подскок на обеих ногах в 4-м положении.

Два — опуститься на низкие полупальцы в 4-е положение.

Движение исполняется от 4 до 8 раз.

• "Мячик"

Движение занимает 1/2 такта.

Исходное положение ног — на низких полупальцах глубокое, полное приседание в 1-м полол/сепии.

Руки в 1-м или 4-м положении.

И (затакт) — резко оттолкнувшись полупальцами. подскочить невысоко вверх. Во время подскока-прыжка ноги, согнув в коленях и вытянув в подъеме, перекрестить — правая впереди, левая сзади.

Раз — опуститься в глубокое приседание в исходном положении на сильные, крепкие полупальцы.

И — пауза
. Присядки 1-го вида

С выносом ноги на ребро каблука в пол — вперед-"-сторону Движение занимает 1 такт.

Исходное положение ног — 1-е. руки в 1-м положении.

И (затакт; — одновременно с небольшим подскоком на левой ноге правая, вытянутая в колене и подъеме, делает небольшой бросок вперед-вправо на 25°.

Раз - резкое и глубокое (или мягкое и глубокое) полное приседание на низких полупальцах в 1-е положение. Руки остаются в 1-м положении или опускаются в перекрещенное положение.
1   2   3   4   5   6


написать администратору сайта