Методика народного танца. Статья форматируется В. Ф. Матвеев "теория и методтка преподавания русского народного танца"
Скачать 243.5 Kb.
|
И — кисти рук повернуть ладонями вперед, локти подаются немного назад, возвращаясь в исходное положение. 2. Наклоны рук вправо-влево (в курских, белгородских танках) Обе руки согнуты в локтях, направлены в стороны и чуть вперед и подняты от локтя вверх параллельно корпусу. Кисти с раскрытыми и соединенными пальцами направлены вперед и находятся не ниже уровня головы. Раз — руки наклонить вправо, при этом локти остаются на том же исходном уровне. И — пауза. Два — руки, возвращаясь в исходное положение, наклоняются влево. И — пауза. 3. Прищелкивание пальцами в плясках и хороводах (Воронежская область) Руки находятся во 2-м положении, только локти слегка опущены вниз. Раз — щелчок большим и средним пальцами; одновременно локти обеих рук опустить параллельно корпусу; кисти движутся наружу и раскрываются "прикрытыми"Ладонями вверх. И — пауза. Два - щелчок большим и средним пальцами; одновременно локти обеих рук поднять немного вверх, в исходное положение: кисти движутся вовнутрь и как бы слегка провисают. И - пауза. 4. "Уральские кружочки" (в плясках Среднего Урала) Правая рука слегка согнута в локте и направлена вперед-в-сторону (между 2-м и 3-м положениями), кисть приподнята немного вверх. Левая рука в подготовительном или 1-м положении. Кисть правой руки движется по часовой стрелке справа налево, описывая небольшой круг, при этом рука слегка сгибается и вновь выпрямляется в локте. ИГРА С ПЛАТОЧКОМ 1. Руки в 4-м положении; правая рука сверху. Раз правую руку поднять вверх-вправо в вертикальное положение; кисть продолжает движение, поворачиваясь ладонью вверх. И - пауза. Два - правую руку вернуть в 4-е положение. И - пауза. 2. Правая рука во 2-м положении, ее кисть направлена ладонью вниз и немного приспущена; левая рука находится в 1-м положении. Раз правую руку поднять вправо-вверх в вертикальное положение п. продолжая движение вправо, опустить в 3-е положение. Кисть руки повернуть ладонью вверх. И — пауза. Два правую руку вернуть в исходное 2-е положение. И — пауза. 3. Правая рука согнута в локте и находится в вертикальном положении у правого плеча. Локоть не касается корпуса. Кисть повернута ладонью влево, немного приспущена и находится на уровне глаз. Левая рука в 1-м положении. Раз — кисть правой руки поднять вправо-вверх, поворачивая ладонью вверх. И — пауза. Два - кисть правой руки опустить влево-вниз в исходное положение. И — пауза. ПОЛОЖЕНИЕ КОРПУСА, ПЛЕЧ И ГОЛОВЫ Корпус. В русских женских танцах корпус чаще всего прямой и спокойный, без резких движений. Даже при исполнении дробей он остается прямым, свободным, ненапряженным. В медленном танце девушка ""плывет как пава", корпус подтянут, движения плавные, спокойные. Только изредка корпус слегка наклоняется вперед, на правый или левый бок пли. оставаясь прямым, поворачивается вправо-влево. У юношей корпус более подвижен. При исполнении "хлопушек" он резко наклоняется вперед, на правый или левый бок, поворачивается из стороны в сторону и так же резко выпрямляется. Во время присядок или прыжков он сильно наклоняется вперед или прогибается назад. В парном танце исполнители слегка отклоняют корпус друг от друга или наклоняют его вперед, например, походя в "воротца", приглашая к танцу или низко кланяясь широким русским поклоном. Плечи. Обычно прямые, спокойные. Иногда в женском танце девушка поводит плечом или. стоя подбоченившись, одновременно с притопом задорно-кокетливо поднимает и опускает одно или оба плеча. Голова. Положение головы определяется характером танца и подчеркивает его эмоциональное содержание. В медленном девичьем танце посадка головы прямая, спокойная, иногда голова скромно наклоняется и поворачивается к правому или левому плечу. В быстром танце мужском или женском — голова исполнителя слегка приподнята. Иногда девушка или юноша задорно вскидывают голову, вызывая другого исполнителя на танец или заканчивая ""колено" ударом ногив пол. Согласуясь с движениями ног. корпуса и рук. Голова также переводится и наклоняется то к правому, то к левом), плечу или вместе с корпусом наклоняется вперед. В массовых тайнах исполнители пли смотрят вперед по ходу движения, или поворачивают головы друг к другу""общаясь" между собой. Девушка может застенчиво или игриво отворачиваться, а юноша наклоняет голову вперед, как бы заглядывая на девушку. ПОДГОТОВКА К НАЧАЛУ ДВИЖЕНИЯ В подготовке помимо движения рук и корпуса создается общее настроение, необходимое для исполнения Движения в заданном темпе и в соответствии с характером музыкального сопровождения, т. е. дается заявка на танец. Движение рук из подготовительного в какое-либо другое положение выполняется на два такта музыкального вступления (проигрыш). Педагог вправе по своему усмотрению увеличить его. Музыкальное вступление исполняется медленно или быстро — в зависимости от характера музыки и танца. Зафиксированное положение рук к моменту начала движения может быть различным, но в любой позе должен чувствоваться характер исполняемого танца. Чаще всего руки из подготовительного положения переводятся в 1-е положение, т. е. "подбоченившись", но также могут раскрываться в 3-е. 4-е или какое-либо другое, по усмотрению педагога. Ниже приводится пример подготовки к движению. наиболее часто встречающийся в процессе учебы, а именно: из подготовительного положения в 1-е. I вариант (различный для девушек и юношей) Для девушек 1-й такт — обе руки в подготовительном положении, корпус подтянут, спокойный. Девушка как бы прислушивается к музыке, вникая в ее настроение, или общается со стоящими рядом, поворачивая корпус и голову вправо иливлево. 2-й такт Раз-и — руки, сгибаясь в локтях, поднимаются по корпусу вверх. Локти направлены в стороны. Два — руки приходят в 1 -с положение. И — пауза. Для юношей 1-й такт — руки в подготовительном положении. Юноша, стоя на месте, пританцовывает, слегка приподнимая от пола пятки в такт музыке, или общается со стоящими рядом. 2-й такт Раз-и — руки поднимаются в стороны-вверх — до уровня талии, кисти раскрыты, ладони направлены вперед. Два — руки резко сгибаются в локтях и. закругляясь, круговым движением закрываются в 1-е положение. И — пауза. II вариант (единый для девушек и юношей) 1-й такт — руки в подготовительном положении. Раз — сохраняя округлость, руки поднимаются вперед на высоту диафрагмы, кисти не соприкасаются и направлены к себе (положение 1-й позиции классического танца); взгляд на кисти рук. И кисти раскрываются ладонями вверх; локти, слегка смягчаясь, разворачиваются книзу (2-е положение). Два-и руки, широко раскрываясь, разводятся в стороны (3-е положение). У юношей руки раскрыты более широко и в локтях более вытянуты, чем у девушек. Взгляд вперед, голова приподнята. 2-й такт Раз - руки согнуть в локтях, кисти повернуть ладонями вниз. И - круговым движением руки перевести в 1-ю позицию классического танца; кисти не должны быть выше уровня локтей. Два руки, не задерживаясь, двигаются к корпусу на уровне диафрагмы. И - кисти рук. сжимаясь в кулачки или обхватывая талию четырьмя пальцами спереди и одним сзади, закрываются в 1-е положение. ПОКЛОНЫ Существуют различные виды поклонов. Наряду с общепринятыми имеются их областные разновидности. Форма или вид поклона зависят от его назначения. Поклон может означать приветствие друг друга, приглашение на танец, благодарность за танец как со стороны юноши, так и со стороны девушки. Занятия следует начинать поклоном-приветствием, а заканчивать поклоном, имеющим другое значение: выражение благодарности педагогу и концертмейстеру. Поклон выполняется на месте (без шагов, без подхода) и с шагами (с подходом). 1. Простой поклон друг другу (приветствие, приглашение) Движение занимает 2 такта. Исходное положение ног - 1-е. Руки в подготовительном или в 1-м положении, корпус подтянут, взгляд вперед. 1-й такт Раз — подбородок слегка приподнимается вверх. И — голова начинает опускаться вперед. Два - корпус постепенно наклоняется вперед. И —- корпус заканчивает небольшой наклон, голова заканчивает кивок. 2-й такт Раз — голова начинает медленно подниматься вверх. И - вслед за головой корпус начинает выпрямляться. Два — корпус и голова продолжают движение. И - корпус и голова приходят в исходное положение. Поклон исполняется очень спокойно, плавно, с достоинством. 2. Простой поясной поклон на месте Движение занимает 4 такта. Исходное положение ног — 1-е. Руки в подготовительном или в 1-м положении. 1—2-й такты — корпус от талии (пояса) плавно, без рывков сгибается вниз и вперед. 3—4-й такты — корпус так же плавно выпрямляется. Юноши исполняют поклон несколько ниже, чем девушки. 3. Простой поклон с продвижением (выход вперед и отход назад) Движение занимает 8 тактов. Исходное положение ног — 1-е. Руки в 1-м положении. 1-2-й такты — начиная с правой ноги три шага вперед на каждую четверть; на вторую четверть 2-го такта левую ногу приставить к правой в 1-е положение. Руки во время шагов остаются в 1-м положении. 3-4-й такты — простой поклон на месте. 5 —6-й такты — с правой ноги три шага назад на каждую четверть; на вторую четверть 6-го такта левую ногу приставить к правой в 1-е положение. Руки во время исполнения шагов переводятся из 1-го положения через 2-е в 3-е. Кисти рук во 2-м положении не сближаются. 7—8-й такты — поясной поклон на месте. У девушек руки одновременно с наклоном корпуса вперед опускаются из 3-го положения в подготовительное, а при выпрямлении корпуса поднимаются вдоль него и в конце 8-го такта приходят в 1-е положение ("подбоченившись"). Одновременно с движением рук в конце 8-го такта левую ногу слегка согнуть в колене, а правую отделить от пола на высоту щиколотки левой опорной ноги и на счет "два" мягко опустить всей стопой в 1-е или 3-е положение. Этот поклон имеет и несколько иную концовку. В 6-м такте на счет "два" правую руку с платочком согнуть в локте, ладонь прижать выше груди — у левого плеча, левая рука при этом опускается в подготовительное положение. Выполнить поясной поклон. После выпрямления корпуса правая рука не меняет положения и только в 8-м такте на счет "два-и" плавно опускается по корпусу вниз в подготовительное положение. У юношей в конце поклона руки одновременно с наклоном корпуса переходят из 3-го положения в 1-е. а в момент выпрямления корпуса на счет "раз-и", поднимаясь, скрещиваются на уровне груди (не прикасаясь к корпусу), на счет "два" резко раскрываются в 3-е положение с одновременным притопом правой ногой. В женском поклоне должна ощущаться грациозность, задушевность, в мужском — сила, удаль. Существуют и другие виды поклонов, сложные по исполнению, требующие музыкальности, танцевальности. пластичности рук. т. с. хорошей подготовки исполнителей. Ш А Г И ТАНЦЕВАЛЬНЫЙ БЕГ Шаги: В русском народном танце существуют самые разные виды шагов: с переступанием, на ребро каблука, переменный шаг с притопом и др. По технике исполнения все шаги делятся на простые и переменные. Шаги различаются и по характеру исполнения. Один и тот же шаг может быть выполнен в медленном или быстром темпе, с различным настроением, отчего меняется и общий характер движения: с помощью шагов можно передать удаль, задушевность, гордость, лихость. Характер и манера исполнения шагов в разных областях и регионах различаются. Характер шагов в мужском и женском танцах также различен. Девушка "плывет" в танце широким шагом или мелко переступая, при полном спокойствии корпуса. В других танцах она лихо отбивает каблучками ("дробит") или с силой "припечатывает" всей стопой. В мужских русских плясках преобладают шаги, подчеркивающие силу, ловкость, удаль исполнителя. Простые шаги 1. Основной • С продвижением вперед Движение занимает 1/2 такта или 1/8, 1/4, один такт в зависимости от характера танца. Исходное положение ног — 1-е. Руки в 1-м положении. Раз-и — шаг с правой ноги, колени и стопа свободны. Плечи горделиво расправлены, голова приподнята, корпус подтянут и во время шагов неподвижен. Движение повторяется с левой ноги. Юноши ставят ногу на всю стопу, шаги широкие, уверенные. Девушки сначала ставят ногу на низкие полупальцы, короче, чем у юношей. В хороводах девушки выполняют шаги только на низких полупальцах. (Это обусловлено длиной сарафана — нужно двигаться так, чтобы сарафан не шелохнулся, "'не бить ногами по подолу"'.) Руки во время шагов находятся в одном из основных положений, которые можно менять через один, два или четыре шага. • С продвижением назад Шаг назад делается на каждую четверть. Шаги короче, чем при исполнении шага вперед. И юноша, и девушка начинают шаг назад с низких полупальцев, стопа слегка сокращена. При выполнении этого шага с правой ноги колено левой слегка присогнуто. Правая нога ставится на низкие полупальцы, затем на всю стопу. Левая нога остается впереди на низких полупальцах, пятка приподнята над полом, подъем не напряжен, колено свободно. Движение повторяется с другой ноги. У девушек шаги короче, чем у юношей. Руки могут находиться во всех основных положениях. 2. С притопом • С продвижением вперед Движение занимает 1 такт. Исходное положение ног — 1-е. Руки в 1-м положении. Раз — шаг правой ногой. И — правую ногу слегка согнуть в колене; левая нога (согнута в колене, подъем свободный) приподнимается над полом; носок направлен чуть влево. Корпус незначительно поворачивается влево. Два — левую ногу опустить на пол с притопом на всю стопу рядом с правой, чуть впереди нее, в 3-е положение. Во время притопа колени обеих ног выпрямить, корпус слегка направить влево. Руки во время притопа раскрываются в 3-е положение или остаются в 1-м. И — пауза. Движение повторить с левой ноги. Юноши делают притоп громче; нога, делающая притоп, ставится дальше от опорной ноги. Руки раскрываются резче и шире, поворот корпуса влево можно увеличить. • С продвижением назад Движение занимает 1 такт. Раз__ шаг с правой ноги, с низких полупальцев на всю стопу. И__ - правую ногу согнуть в колене; левая (согнута в колене, подъем свободный) приподнимается над полом. Корпус направить влево, продолжая движение ноги. Два — притоп всей стопой левой ноги в 3-м положении. Руки в 1-м положении или раскрываются (в момент притопа) из 1-го в 3-е положение. И — пауза. Шаги вперед и назад можно выполнять и без поворота корпуса; в момент притопа корпус и носки ног направить вперед. Нога, делающая притоп, ставится впереди опорной в 3-е положение. В шагах с притопом и продвижением (как вперед, так и назад) притоп всей стопой можно заменить ударом каблука. • Притоп (удар каблуком) может выполняться не только на сильную, но и на слабую долю такта. Движение занимает 1/2 такта. Раз — шаг с правой ноги вперед или назад. И— притоп (или удар каблуком) левой ногой чуть впереди правой в 3-м положении и поворот корпуса влево. В момент притопа (или удара) колени обеих ног выпрямить. • Движение можно выполнять и в небольшом полуприседании на опорной ноге. Раз — шаг с правой ноги вперед или назад: нога слегка сгибается в колене. Одновременно левую ногу, сгибая в колене, приподнять над полом; подъем свободный. И— притоп (или удар каблуком) левой ногой чуть впереди правой в 3-м положении и поворот корпуса влево. В момент притопа (или удара) колени обеих ног выпрямить. 3. С проскальзывающим притоном и продвижением вперед Движение занимает 1 такт. Исходное положение ног — 1-е. Руки в 1-м положении. Раз — шаг правой ногой. И — левую ногу, сгибая в колене, приподнять над полом, стопа свободна. Два — проскальзывающий притоп всей стопой левой ноги у носка правой. Подъем левой ноги свободный. Носок и корпус направлены влево, центр тяжести на правой ноге. В момент притопа колени обеих ног выпрямить. И — левая нога, двигаясь вперед, приподнимается над полом и, не задерживаясь, опускается на всю стопу чуть впереди правой. Повторить движение с правой ноги. • Проскальзывающий притоп можно выполнять и с небольшим полуприседанием на опорной ноге: после шага правой ногой левую приподнять над полом. Одновременно с этим делается полуприседание на полной стопе правой ноги. В момент скользящего притопа левой ногой колено правой выпрямить. "В русских танцах широко распространен шаг с подъемом на полупальцы из небольшого полуприседания, описанного выше. После простого шага с проскальзывающим притопом опорная правая нога начинает выпрямляться в колене и переходит с полной стопы на низкие полупальцы- • Акцент-притоп может выполняться на слабую долютакта. Движение занимает 1/2 такта. Раз — небольшой шаг правой ногой. И — левой ногой, резко согнуть ее в колене, сделать скользящий притоп всей стопой у носка правой. Движение повторить с левой ноги. Таким образом, темп музыки остается прежним, а движение убыстряется: на один такт делается два шага (с правой и левой ноги) и два проскальзывающих притопа. От этого меняется и характер движения. Шаги с проскальзывающим притопом (акцентом) на слабую долю такта можно делать с выпрямленными коленями, с полуприседанием и с подъемом на полупальцы. |