Методика народного танца. Статья форматируется В. Ф. Матвеев "теория и методтка преподавания русского народного танца"
Скачать 243.5 Kb.
|
В.Ф.МАТВЕЕВ "ТЕОРИЯ И МЕТОДТКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО НАРОДНОГО ТАНЦА" статья форматируется В.Ф.МАТВЕЕВ "ТЕОРИЯ И МЕТОДТКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО НАРОДНОГО ТАНЦА" Под общей редакцией заслуженного деятеля искусств РФ, заведующего кафедрой хореографического искусства СПбГУП, профессора Ю. И. Громова Матвеев В. Ф. М33 Теория и методика преподавания русского народного танца: Учебное пособие. — СПб.: Изд-во СПбГУП, 1999. — 272 с. ISBN 5-7621-0087-1 Пособие знакомит с основными элементами русского народного танца, характером их исполнения, методикой преподавания. Курс рассчитан на три года обучения. Данное пособие адресовано педагогам-хореографам, балетмейстерам ансамблей народного танца, а также студентам, изучающим хореографическое искусство, режиссуру и педагогику хореографии. Введение ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ НОГ ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ РУК КОМБИНИРОВАННЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ РУК ОБРАЩЕНИЕ С ПЛАТОЧКОМ НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ РУК В ТАНЦАХ У ДЕВУШЕК (С ПЛАТОЧКОМ) НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ РУК В ТАНЦАХ У ЮНОШЕЙ НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ РУК В ПАРАХ НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ДВИЖЕНИЯ РУК В ХОРОВОДАХ И ПЛЯСКАХ РАЗЛИЧНЫХ ОБЛАСТЕЙ РОССИИ - ИГРА С ПЛАТОЧКОМ - ПОЛОЖЕНИЕ КОРПУСА, ПЛЕЧ И ГОЛОВЫ - ПОДГОТОВКА К НАЧАЛУ ДВИЖЕНИЯ - ПОКЛОНЫ - ШАГИ - ТАНЦЕВАЛЬНЫЙ БЕГ -ХОДЫ ПОДГОТОВКА К ДРОБЯМ ДРОБИ ПРИПАДАНИЯ "КОВЫРЯЛОЧКА" "ВЕРЕВОЧКА" "МОТАЛОЧКИ" "МОЛОТОЧКИ" ХЛОПУШКИ ПРИСЯДКИ ПРЫЖКИ ВЕРЧЕНИЯ ПОВОРОТЫ КРУЖЕНИЯ КОНЦНОВКА В РУССКОЙ ПЛЯСКЕ ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ КОМБИНАЦИИ ВВЕДЕНИЕ Русский народный танец является одним из наиболее популярных и любимых видов народного творчества. Даннос учебное пособие знакомит с основными элементами русского народного танца, характером их исполнения, методикой преподавания и состоит из трех частей, каждая из которых соответствует определенному этапу обучения. В первой части учебного пособия дано описание основных танцевальных движений, во второй и третьей их более сложные варианты. Элементы расположены по степени трудности — от простых к сложным, что позволяет изучать их постепенно. Разучивать и исполнять элементы русского народного танца, а также танцевальные комбинации, составленные из различных движений, нужно только на середине зала. На начальном этапе обучения рекомендуется все нижеописанные элементы русского народного танца исполнять в так называемом чистом виде от двух до восьми раз поочередно (не более восьми раз с каждой ноги). Упражнения на этом этапе изучения исполняются только ногами; руки, корпус и голова находятся в основных положениях, т. е. статичны. Для разучивания ряда трудных элементов (полных присядок, полуприсядок и некоторых прыжков) можно прибегнуть к помощи станка, держась за него одной или двумя руками, что служит подготовкой мышц и корпуса исполнителей к выполнению этих движений на середине зала. По мере освоения того или иного движения можно, добавляя различные положения рук, корпуса, головы, а также увеличивая темп музыкального сопровождения, усложнить его и разнообразить ритмический рисунок танца, обращая внимание на манеру и выразительность исполнения. Koгда элементы хорошо и правильно усвоены, их можно соединять в небольшие, затем в более сложные танцевальные комбинации. Желательно, чтобы часть танцевальных комбинаций была составлена из элементов, характерных для той или иной области, и исполнялась с соблюдением манеры и характера данного региона. Темп музыкального сопровождения на первоначальном этапе обучения не должен быть быстрым. Выполнение элементов в большинстве упражнений проходит на музыкальный размер 2/4 (на счет "раз-и", "два-и"), поэтому перед каждым элементом этот музыкальный размер не указывается. Использовать данный материал в хореографических коллективах следует дифференцированно, с учетом возможностей отдельных участников. Он рассчитан на изучение в течение трех учебных лет. однако в зависимости от конкретных условий сроки могут быть изменены. ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ НОГ Встречающихся в танце положений и сочетаний положений ног очень много. Из этого множества мы выделяем только те положения и сочетания, с которых исполнитель чаще всего начинает то или иное движение либо заканчивает его. Такие положения являются основными. В русском народном танце их четыре. 1-е положение: ноги свободно, без напряжения стоят на полу, пятки вместе, носки развернуты под небольшим углом, т. с. ставятся в естественное положение. 2-е положение: ноги стоят свободно, пятки находятся на расстоянии стопы друг от друга, носки развернуты в стороны под небольшим углом. 3-е положение: левая нога стоит свободно, носок развернут в сторону под небольшим углом, правая нога каблуком прикасается к середине стопы левой ноги: носок правой ноги развернут в сторону под небольшим углом. Это положение соответствует 3-й позиции ног в народно-сценическом танце. Существует вариант этого положения: обе ноги поставлены рядом и соприкасаются внутренними сторонами стоп, каблук правой ноги находится у середины стопы левой ноги. Это положение характерно для исполнения дробей. 4-е положение: обе ноги соприкасаются внутренними сторонами стоп, что соответствует 6-й позиции ног в народно-сценическом танце. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ РУК Руки в русском танце очень выразительны, и положения их разнообразны. В сочетании с движениями головы и корпуса они передают характер, настроение исполнителя. придают танцу национальную окраску и особую вырази- В хороводах, кадрилях, плясках и переплясах существует много различных положений и сочетаний движений, зависящих от характера танца и местных особенностей. Некоторые из них используются чаще и являются общими как для юношей, так и для девушек. В русском народном танце выделяют четыре основных положения рук и одно подготовительное. Подготовительное положение: обе руки свободно опущены вдоль корпуса, кисти направлены ладонями к корпусу (внутрь). 1-е положение ("подбочениться"'): обе руки согнуты в локтях и находятся на талии. Локти направлены в стороны и расположены на одной линии с плечами. Кисть руки не прогибается, пальцы сжаты в кулачки, тыльная сторона кисти направлена строго вперед, большой палец прижат к указательному. Существует вариант этого положения: кисти обхватывают талию — большой палец сзади, четыре других, сжатых вместе, спереди. Наиболее распространенная ошибка смещение (сдвиг) рук к животу. 2-е положение: обе руки, свободные в локтях, подняты вперед на уровне груди, кисти повернуты ладонями вверх, пальцы вытянуты и соединены друг с другом. Голова приподнята, взгляд открытый. Это положение характерно для приветствия с хлебом-солью, приглашения, соединения рук юношей и девушек, подачи их друг другу. 3-е положение: обе руки широко раскрыты в стороны на уровне груди, ладони направлены вверх, пальцы вытянуты и соединены друг с другом. У девушек локти свободны, руки мягкие. У юношей руки раскрыты широко, грудь расправлена, руки в локтях вытянуты больше, чем у девушек. 4-е положение: обе руки скрещены на уровне груди, сложены "'калачиком". У девушек левая рука лежит на правой, руки свободно касаются корпуса. Кисти рук как бы спрятаны под локоть, пальцы собраны вместе. Корпус подтянут, голова приподнята. У юношей левая рука лежит на правой на уровне груди. Руки к корпусу не прикасаются. Ладони рук лежат чуть выше локтя, пальцы собраны вместе. Корпус подтянут, голова приподнята. Вариант этого положения для девушек, руки скрещены чуть ниже груди (левая поверх правой), немного отведены от корпуса вперед. Ладонь правой поддерживает снизу локоть левой, а ладонь левой — локоть правой. Пальцы обеих рук собраны. Такое положение рук придает движению характер задумчивый, "с грустинкой". КОМБИНИРОВАННЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ РУК Комбинированные положения рук строятся из основных положений и представляют собой своеобразную импровизацию исполнителей. Например: правая рука в подготовительном положении, левая - в 1-м (или наоборот); правая рука — в 3-м основном положении, левая — в 1-м(или наоборот). В хороводах, плясках, кадрилях, переплясах существуют различные положения рук. присущие только девушкам либо только юношам. Мы рассмотрим лишь наиболее характерные из них, но вначале разучим, как держать платочек в руке во время танца. ОБРАЩЕНИЕ С ПЛАТОЧКОМ За конец • Левой рукой взять конец платочка и пропустить его со стороны ладони между указательным и средним пальцами правой руки от себя, затем вывести конец платочка между средним и безымянным пальцами в сторону ладони: пальцы сжимаются, и платочек удобно лежит в руке. • Левой рукой взять платочек за конец и пропустить его между указательным и средним пальцами в сторону ладони, затем вывести этот же конец между указательным и большим пальцами и крепко прижать его большим пальцем. За середину (все четыре конца платочка находятся на одном уровне и свисают вниз) • Платочек берется за середину двумя пальцами средним и указательным (пропускается между ними с тыльной стороны ладони). • Платочек берется за середину "щепоткой" – тремя пальцами: большим, указательным, средним. • Середина платочка пропускается между указательным и средним пальцами и прижимается большим пальцем к ладони. НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ РУК В ТАНЦАХ У ЛЕВУШЕК (С ПЛАТОЧКОМ) 1. Правая рука (с платочком) слегка согнутыми пальцами касается подбородка, ребро ладони направлено от себя. Левая согнута на уровне талии и поддерживает ладонью или тыльной стороной кисти локоть правой руки. Голова задумчиво наклонена к правому плечу или направлена прямо. 2. Руки согнуты в локтях и находятся перед корпусом, не касаясь его, на уровне груди (кисти рук и локти на одной высоте). Ладонь правой руки повернута к корпусу, ладонь левой - от корпуса. Присогнутые пальцы обеих рук соединены в "замок". 3. Руки подняты вверх, локти слегка округлены и направлены в стороны. Платочек держится за концы обеими руками. Взгляд на платочек: девушка любуется им. 4. Руки согнуты в локтях на уровне плеч, кисли соединены ладонями над правым плечом. Голова наклонена вправо и щекой чуть касается тыльной стороны левой кисти. 5. Корпус слегка развернут правым плечом вперед. Правая рука согнута в локте и находится в вертикальном положении у правого плеча, локоть не касается корпуса. Кисть с присогнутыми пальцами повернута ладонью влево и находится на уровне подбородка. Левая рука опущена вниз и немного отведена от корпуса назад. 6. Правая рука в 1-м положении (основном). Пальцы левой руки лежат на тыльной стороне правой кисти, локоть не прижимается к корпусу. НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ РУК В танцах У ЮНОШЕЙ 1. Правая рука согнута в локте на уровне груди, кисть сжата в кулак (тыльной стороной от корпуса). Левая рука согнута в локте, сжата в кулак и заведена за спину (тыльной стороной к корпусу). Голова повернута вправо, подбородок приподнят. 2. Левая рука в 3-м положении. Голова повернута по направлению руки. Правая рука согнута в локте и касается кончиками пальцев затылка, как бы поддерживая шапку или фуражку (картуз). 3. Руки заложены за спину на талии. Кисти раскрыты, пальцы вытянуты. Кисть левой руки тыльной стороной лежит на ладони правой. Плечи раскрыты, расправлены, локти направлены в стороны, голова приподнята. 4. Руки согнуты в локтях и заведены за голову. Локти направлены в стороны и находятся выше уровня плеч. Пальцы обеих рук вытянуты и касаются затылка. НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ РУК В ПАРАХ 1. В хороводах, плясках, кадрилях девушка и юноша стоят лицом к зрителю или по направлению движения в танце. Девушка находится справа от юноши. Ее левая рука и его правая согнуты в локтях и находятся на уровне плеча немного впереди корпуса. Пальцы левой руки девушки присогнуты и соединены, большой палец прижат к указательному. Юноша правой кистью подхватывает снизу левую кисть девушки. Правая рука девушки и левая у юноши опущены вниз вдоль корпуса, т.е. находятся в подготовительном положении. 2. "Пол крендель" - в плясках и кадрилях девушка и юноша стоят правым плечом друг к другу. Их правые руки скрещены и находятся на талии, левые также па талии, кис- ти обеих рук собраны б кулачок. Корпус подтянут и слегка отклонен влево, взгляд друг па друга; По внешнему виду это положение напоминает крендель. 3. В групповых плясках, кадрилях, хороводах две девушки стоят лицом по направлению движения, соприкасаясь плечами. Одна из них держит правой рукой за талию стоящую справа от нее девушку. Другая держит левой рукой за талию стоящую слева от нее девушку. Свободные руки находятся в 3-м положении. Корпус подтянут и слегка наклонен вперед. 4. В плясках, кадрилях, хороводах девушка и юноша стоят рядом друг с другом лицом по направлению движения. Девушка - справа от юноши. Правой рукой он держит ее за талию, в его левой руке (вытянутой вперед на уровне груди) лежит левая рука девушки. Ее правая рука в подготовительном положении. Корпус подтянут, взгляд друг на друга. 5. В плясках, кадрилях, хороводах (регион Сибири) девушка и юноша стоят рядом, лицом по направлению движения. Девушка — справа от юноши. Правой рукой он держит ее за талию, в левой руке (вытянутой вперед на уровне груди) лежит правая рука девушки. Их соединенные руки сохраняют округлость. Левая рука девушки на ее правом плече, локоть направлен вниз. Взгляд вперед или друг на друга. 6. В плясках и кадрилях (регион Сибири) девушка и юноша стоят лицом друг к другу. Левая рука девушки лежит на правом плече юноши, а левая рука юноши - на правом плече девушки. Их правые руки находятся на уровне талии и соединены как в рукопожатии, только юноша держит кисть девушки за копчики пальцев. 7. В плясках и кадрилях (регион Сибири) девушка и юноша стоят лицом друг к другу. Девушка. правым боком но направлению движения, юноша - левым. Ее левая рука -— на правом плече юноши, сто правая рука - на левом плече девушки, их свободные руки лежат на талии. 8. "Уральская свечка" — в кадрильной пляске "Шестера". Девушка и юноша стоят лицом друг к другу, немного сместившись влево так. чтобы правое плечо девушки находилось против правого плеча юноши. Их правые руки согнуты в локтях, направлены вперед и подняты от локтя вверх параллельно корпусу, как говорят на Урале, "свечкой". Кисти с согнутыми пальцами соединены и находятся на уровне глаз. Девушка левой ладонью поддерживает правый локоть юноши, а юноша левой ладонью поддерживает правый локоть девушки. 9. В северных кадрилях девушка и юноша стоят лицом друг к другу, немного сместившись влево так, чтобы правое плечо девушки находилось напротив правого плеча, юноши. Их правые руки согнуты в локтях и направлены вперед на уровне талии. При этом девушка кистью правой руки поддерживает правый локоть юноши, а юноша кистью правой руки поддерживает правый локоть девушки. Корпус слегка откинут назад, взгляд друг на друга. Левые руки танцоров — в подготовительном положении и слегка отведены от корпуса в сторону. 10. В групповых плясках и кадрилях девушка и юноша стоят лицом друг к другу. Руки девушки вытянуты вперед и скрещены чуть выше запястья (левая рука поверх правой). Руки юноши вытянуты вперед. Правой рукой юноша берет за кисть правую руку девушки, левой кисть ее левой руки. Корпус подтянут и слегка откинут назад. Взгляд друг на друга. ДВИЖЕНИЯ РУК • Из подготовительного положения в 1-е Юноши: руки поднять невысоко в стороны, кисти на уровне талии повернуть ладонями вперед, руки согнуть в локтях и круговым движением перевести в 1 -с положение. Девушки: руки поднимаются вдоль корпуса, кисти постепенно сжимаются в кулачки и переводятся в 1-е положение ( "подбоченившись"). • Из 1-го положения в 3-е (раскрывание рук в стороны). Руки вывести вперед до 2-го положения, сохраняя округлость в локтях (положение 1-й позиции рук классического танца), и. не задерживая, повернув кисти ладонями вверх, широко раскрыть в стороны, останавливаясь в 3-м положении. При движении рук вперед необходимо следить за тем, чтобы кисти не соприкасались друг с другом. Взгляд в момент 2-го положения направлен па кисти рук. при разведении рук в 3-е положение - вперед, голова приподнята, корпус подтянут. • Из 3-го положения в 4-е (женское) Руки мягко опустить ладонями вниз и через подготовительное положение поднять впереди корпуса вверх (скрестить ниже груди в 4-м положении - - 2-й вариант). Голова следует за движением правой или левой руки и заканчивает движение наклоном к правому или левому плечу, создавая впечатление задумчивости, грусти. • Из 3-го положения в 1-е ('"подбоченившись") Руки слегка согнуть в локтях, кисти двигаются по полукругу вперед, опускаясь ладонями вниз ниже уровня локтей, и кладутся кулачками или ладонями на талию, т. е. приводятся в 1-е положение. Локти при этом движении должны оставаться на одном уровне. Все переводы рук из одного основного положения в другое могут выполняться обеими руками одновременно или поочередно каждой рукой. Например, из 1-го положения "подбоченившись" — правая рука переходит в 3-е положение, голова следует за движением руки, а левая рука остается в 1-м положении. Затем движение повторяется левой рукой и т. д. НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ДВИЖЕНИЯ РУК В ХОРОВОДАХ И ПЛЯСКАХ РАЗЛИЧНЫХ ОБЛАСТЕЙ РОССИИ 1. Поворот кистей вправо-влево (в курских тапках и карагодах) Обе руки согнуты в локтях, разведены в стороны и чуть вперед, подняты от локтя вверх параллельно корпусу. Кисти с раскрытыми и соединенными пальцами направлены вперед и находятся на уровне глаз. Раз — кисти рук повернуть ладонями к себе, тыльной стороной вперед. Одновременно локти подаются немного вперед. |