курсовая Российский Университет Дружбы Народов 1111111. Студентка 1 курса филологического факультета
Скачать 35.79 Kb.
|
«Российский Университет Дружбы Народов Филологический факультет Специальность: Журналистика» Курсовая работа по учебной дисциплине: на тему: выполнила: студентка 1 курса филологического факультета очно-заочной формы обучения Научный руководитель: Кандидат исторических наук, доцент Москва 2018 год Содержание Введение 1.Характеристика СМИ
2.Сознание 2.1 Понятие о сознании 2.2 Функции и формирование сознания 2.3 Проблема сознания в истории философии 2.4 Особенности сознания: общие и частные характеристики 3.Влияние СМИ на сознание человека 3.1 Теории влияния СМИ 3.2 Гласность 3.3.Проблема общественного сознания Список использованной литературы 1.Характеристика средств массовой информации 1.1.Понятия и виды средств массовой информации СМИ представляют собой учреждения, созданные для открытой, публичной передачи с помощью специального технического инструментария различных сведений любым лицам. Их отличительные черты - публичность , т.е. неограниченный круг потребителей ; наличие специальных , технических приборов, аппаратуры ; непрямое , разделенное в пространстве и во времени взаимодействие коммуникационных партнеров ; однонаправленность взаимодействия от коммуникатора к реципиенту, невозможность перемены их ролей; непостоянный, дисперсивный характер их аудитории, которая образуется от случая к случаю в результате общего внимания, проявленного к той или иной передаче или статье. Не стоит путать СМИ и средства массовой коммуникации (СМК). К СМК мы относим те средства, через которые получаем информацию, некоторые технические средства. К СМК относят кино, театр, телевизор, цирк, радиоприёмник и т.д. К СМИ в первую очередь относят печатные периодические издания, радио, телевидение и Интернет. Подобные традиционные средства массовой информации подразделяются на визуальные (периодическая печать), аудиальные (радио) и аудиовизуальные (телевидение, кино). СМИ обладают различными возможностями и силой воздействия, которые зависят прежде всего от способа их восприятия реципиентами. Наиболее массовое и сильное влияние оказывают аудиовизуальные СМИ и прежде всего радио и телевидение. Рассмотрим основные три из них: Печать (газеты, еженедельники, журналы, альманахи, книги) приобрела особое место в системе СМИ. Вышедшая из-под печатного станка продукция несет информацию в виде напечатанного буквенного текста, фотографий, рисунков, плакатов, схем, графиков и других изобразительно-графических форм, которые воспринимаются читателем-зрителем без помощи каких-либо дополнительных средств (тогда как для получения радио - телевизионной информации нужны телевизор, радиоприемник, магнитофон и т.д.). Это обстоятельство способствует проявлению ряда важных свойств взаимоотношений прессы и аудитории. Во-первых, имеется возможность быстрого, обзорного ознакомления со всем репертуаром сообщений, включенных в номер или книгу. Благодаря этому можно составить общее впечатление о содержании выпуска и, далее, выбрав интересующий материал, определить характер извлечения (просмотр, выборочное ознакомление, подробное чтение, сохранение номера или вырезки из него для хранения и повторного ознакомления и т.д.). Кроме того, у человека есть возможность самому анализировать информацию. Во-вторых, можно пользоваться возможностями отложенного чтения" - после первичного ознакомления оставить материал для внимательного и подробного прочтения в удобное время и в подходящем месте (допустим, перенести знакомство с номером на вечер, прервать чтение книги, чтобы вернуться к нему позже и т.д.). Также издания можно иметь при себе. Радиовещание. Наиболее характерной его чертой является то, что носителем информации в данном случае оказывается только звук (включая и паузы). Радиосвязь (использующая радиоволны - эфирное вещание, осуществляемая по проводам - проводное вещание) позволяет мгновенно передавать информацию на неограниченные расстояния, причем получение сигнала происходит в момент передачи (или - при передаче на очень большие расстояния - с небольшой задержкой). Отсюда возможность такой оперативности радиовещания, когда сообщение поступает практически в момент свершения события, чего невозможно в принципе добиться в прессе. Кроме того, радио очень популярно среди автолюбителей, поскольку нет возможности обращаться к печатным изданиям и телевидению. Если первоначально радио было способно транслировать только речевые сообщения, то по мере совершенствования передающей и принимающей радиотехники стала возможной передача звука всех типов - звучащей речи, музыки, шумов. Благодаря этому радио способно создавать полноценную звуковую картину мира. Изобретение различных способов записи звука позволило широко использовать возможности монтажа, воспроизводить полностью или цитировать давно прошедшие передачи, и т.д. Телевидение вошло в жизнь в 30-х годах и стало, как и радио, равноправным участником «триумвирата» средств массовой информации в 60-х годах XX века. В дальнейшем оно развивалось опережающими темпами и по ряду параметров (событийная информация, культура, развлечение) выдвинулось на первое место. Телевизионная специфика родилась как бы на пересечении возможностей радио и кино. От радио телевидение взяло возможность передавать сигнал с помощью радиоволн на далекие расстояния - этот сигнал одновременно имеет звуковую и видеоинформацию, которая на экране телевизора в зависимости от характера передачи несет кинематографический характер или же характер фотокадра, схемы, графика и т.д. На экране телевизора может быть воспроизведен и печатный текст. Как и на радио, на телевидении возможна организация оперативных передач как из студии, так и с места событий (хотя прямое включение имеет ряд трудностей технического порядка, преодолеваемых с развитием видеотехники и каналов связи). Преимущества же такой оперативной «живой» передачи, идущей прямо в эфир с места события, в значительно большем, чем у радио, «эффекте присутствия», поскольку в органическом единстве находятся звуко- и видеоряд и задействованы оба важнейших типа рецепторов человека, что обеспечивает создание более прочных связей с аудиторией. На телевидении аудио и видео могут выступать и на равных, но в необходимых случаях передачи делаются с акцентом либо на звуковой ряд либо на видеоряд (как, например, передача из картинной галереи). Специфика телевидения определяет особенности всех типов программ - и публицистических, и художественных, и научно-популярных. Такая же (как и у радио) «принудительность» телепрограмм, т.е. невозможность для зрителя изменить время просмотра передач, их порядок и структуру, требует особенно тщательного подхода к составлению программ. 1.2 История Средств Массовой Информации 1.3 Функции СМИ СМИ являются неотъемлемой частью нашей повседневной жизни, не только потому, что мы получаем информацию, а и потому, что СМИ выполняют определённые общественно важные функции. Такие как: информационная, комментарийно-оценочная, образовательная, воздействия, развлекательная. На каждой из них я остановлюсь подробнее. Функция (лат. functio «обязанность, назначение, характер деятельности, исполнение обязанностей»). Рассмотрение и анализ функций любой системы социальной деятельности - важнейший момент ее теории. информационная - прямая функция донесения информации реципиенту; комментарийно-оценочная - также можно назвать аналитической функцией, то есть журналист или эксперт даёт оценку происходящему, анализируя факты; образовательная - просветительская функция несёт знание в массы, например, всем известные программы о путешествиях, животных и т.д.; функция воздействия - влияние на взгляды и поведение людей достаточно очевидно со стороны СМИ, особенно во время переломных периодов, кризисов и выборов; гедонистическая - здесь имеются в виду не только развлекательные передачи, но и то, что информация такого рода воспринимается намного легче и положительнее; [ 2. Сознание- состояние психической жизни человека, выражающееся в субъективном переживании событий внешнего мира и жизни самого индивида, а также в отчёте об этих событиях. 2.1.Понятие сознания Воспринимая какую-нибудь вещь, вспоминая событие, восхищаясь произведением искусства или стремясь к реализации какой-то цели, субъект может не знать о своей психической жизни, которая является условием возможности этих его действий или состояний. Эту психическую жизнь делает доступной рефлексивный поворот взгляда, осуществление внутреннего восприятия. То, что открывается благодаря рефлексии, имеет общее свойство — быть сознанием чего-то, сознанием, в котором что-то осознаётся. Так, в восприятии нечто воспринимается, в воспоминании — о чём-то вспоминается, и то же относится к боязни чего-то, любви к чему-то и т. д. Это свойство обозначают как интенциональность. 2.2 Функции и формирование сознания 1)Функции Структурные элементы сознания находятся во взаимосвязи и взаимодействии и обеспечивают выполнение сознанием ряда жизненно важных для человека функций. Познавательная- заключается в возможности сознания, на основе преобразующей материальной и идеальной деятельности человека, формировать знания о действительности. Аккумулятивная - суть ее в том, что с помощью памяти человек может накапливать знания, добытые им самим и предшествующими поколениями. Аксиологическая -заключается в возможности человека оценивать полученные знания и поступки людей с точки зрения своих потребностей и интересов. Целенаправленности - одной из главнейших сугубо человеческих способностей является способность к целеполаганию . Цель – это идеальное представление о результатах будущей деятельности. Целеполагание обеспечивается возможностями человека преобразовывать материальный мир в соответствии со своими историческими потребностями. Творческая - эта функция связана с достижением человеком свободы в процессе познания многообразия природного и социального мира и созданием многофункциональных средств труда, позволяющих ему творить «по законам красоты». Коммуникативная - сознание обеспечивает, с помощью различных коммуникативных систем (внутренние способности, языковые средства и электронные технические средства) общение людей между собой и актуально и в историческом плане. Регулятивная - человек с помощью сознания на основе учета и оценки различных факторов, в соответствии с поставленной целью, регулирует свое поведение и деятельность, а также коллективов и больших масс людей. 2)Формирование Возникновение сознания, как явления культурного, философского, связано, прежде всего, с формированием самой культуры на основе практически – преобразовательной общественной деятельности людей, с необходимостью закрепления, фиксации навыков, способов, норм этой деятельности в особых формах отражения. Так как неисчерпаемость понятия сознания столь огромна, и пределы его проникновения не очерчены никакими конкретными границами понимания, можно сказать, что это понятие до конца не изучено. Так или иначе начать изучение этой проблемы необходимо от генетических предпосылок возникновения сознания и в том числе от изучения подсознания. Изучение бессознательного (подсознания), наличие которого было экспериментально установлено знаменитым австрийским психиатром З. Фрейдом (1856—1939), представляет особую трудность и потому оно исследовано еще меньше, чем сознание. О бытии подсознательного также можно судить лишь по некоторым формам проявления, доступным нам, как правило, отрывочно, фрагментарно, что и усложняет задачу его познания. Речь идет, например, о сновидениях, навязчивых идеях, прозрениях, интуиции и т.п. Поэтому бессознательное, можно кратко определить как фрагмент сознания, который мы в данный момент не можем поставить под контроль сознания. Начало в научном понимании сознания обусловлено признанием того, что, несмотря на неразрывную связь с мозгом и физиологией человека, сознание является некоим особенным, принципиально не относящемся к неживой или живой природе вообще. Сознание, выступает как способность человеческого мозга отражать объективную реальность в идеальных образах и оперировать этими образами в процессе мышления. Оно недоступно непосредственному наблюдению и может быть исследовано лишь как результат работы, свойство человеческого мозга, а также через различные формы его проявления, выраженные в виде мыслей, идей, убеждений, ценностных установок и т.п. Таким образом, сознание может быть индивидуальным. Деятельность индивидуального сознания не поддается обычному описанию в координатах пространства и времени. Сознание существует только в настоящем времени, так как в прошлом его уже нет, а в будущем нет ещё . Но, в отличие от бытия материальных вещей, сознание обладает рядом характерных особенностей — способностью мгновенно перемещаться по временной шкале в любые глубины, как прошлого, так и будущего, мысленно воспроизводя и некогда существовавшие вещи, события и рисуя воображением то, что еще может стать, произойти. Однако, являясь идеальными образами прошлого или будущего, в своем настоящем бытии сознание сравнимо с вращающимся калейдоскопом, лишь меняющим изображения на своем экране. Говоря о деятельности отдельных людей, отметим, что оно не только функционально, как это имеет место для живых организмов вообще, но и проходит определенные стадии своего становления, когда наряду с развитием тела развивается и дух. И хотя эти оба процесса диалектически взаимосвязаны, развитие каждого из них идет своим путем и подчинено по большей части разным законам. Отсюда бесконечное многообразие и непохожесть друг на друга отдельных людей, которые проходят, хотя и каждый по-своему, но фактически одни и те же этапы своего становления: человек, индивид, личность. Личность — явление социальное, и формируется она только в обществе, когда человек общается с себе подобными, перенимая опыт и знания, накопленные предшествующими поколениями, усваивая выработанные до него ценности и нормы поведения. Все это характеризует различные состояния и процессы социального бытия, раскрыть которые полностью можно, только анализируя весь спектр проблем социальной философии. Если рассматривать специфику общественного бытия, то следует указать на его принципиальное отличие от всех других форм бытия, рассмотренных нами выше. Социальный «организм», взятый в целом, как нечто единое, по существу отличается от стада животных; и это главное, что отличает общество, придает ему неповторимое своеобразие, именуется в философии «общественным сознанием», «коллективным разумом», «объективированным духовным» и т.п. Формы его проявления различны, но в своей совокупности они дают основание полагать, что это коллективное или общественное сознание также обладает своим специфическим бытием, которое не сводится к сумме индивидуальных сознаний. Обратим теперь внимание на сходство и различие индивидуальной и коллективной (социальной, общественной) духовности, выражающейся в идеалах, нормах, ценностях, представлениях. О бытии общественной духовности, в отличие от индивидуальной, можно судить по ее проявлениям в виде науки, искусства, религии, этики, культуры в целом. Так, появление тех или иных научных идей всегда связано с конкретными учеными, однако наука как явление, как социальный феномен, к конкретным личностям не сводится, ибо являет собою нечто большее, чем совокупность теоретических положений, высказанных отдельными учеными. Она немыслима без печатных, аудиовизуальных и иных носителей информации, соответствующего оборудования и т.п. и как целое обладает самостоятельным бытием, став теперь, в эпоху научно-технической компьютерной революции, непосредственной производительной силой общества. То же можно сказать и о сфере искусства. Песни, танцы, музыка, имея своих конкретных исполнителей, живут, тем не менее, своей относительно самостоятельной жизнью в виде обычаев, традиций, идеалов и, таким образом, могут сохраняться, совершенствоваться, преумножаться, перемещаясь в социальном пространстве и времени. Завершая, таким образом, описание генезиса сознания в разрезе человеческого бытия приведу фрагмент высказывания Гельвеция, которое мне лично наиболее чётко и понятно раскрывает суть механизма осознания действительности: «...всякое наше ощущение влечет за собой суждение, существование которого, будучи неизвестным, когда оно не приковало к себе нашего внимания, тем не менее, реально”. Данный фрагмент может служить иллюстрацией теории ассоциаций, приверженцем которой являлся Гельвеций и на основе которой он объяснял природу сознания. Ее суть: последовательно возникающие в мозгу ощущения накладываются друг на друга и образуют “пучок ощущений”. Эти ощущения являются образами объективной действительности, а возникающий на их основе логический мыслительный процесс закономерно отражает объективную причинную связь вещей и явлений. 2.3 Проблема сознания в истории философии Проблема сознания всегда привлекала пристальное внимание философов, ибо определение места и роли человека в мире, специфики его взаимоотношений с окружающей его действительностью предполагает выяснение природы человеческого сознания. Для философии эта проблема важна и потому, что те или иные подходы к вопросу о сущности сознания, о характере его отношения к бытию затрагивают исходные мировоззренческие и методологические установки любого философского направления. Естественно, что подходы эти бывают разные, но все они по существу всегда имеют дело с единой проблемой: анализом сознания как специфически человеческой формы регуляции и управления взаимодействием человека с действительностью. Эта форма характеризуется, прежде всего, выделением человека как своеобразной реальности, как носителя особых способов взаимодействия с окружающим миром, включая и управление им. Такое понимание природы сознания предполагает очень широкий спектр вопросов, который становится предметом исследования не только философии, но и специальных гуманитарных и естественных наук: социологии, психологии, языкознания, педагогики, физиологии высшей нервной деятельности, а в настоящее время и семиотики, кибернетики, информатики. Рассмотрение отдельных аспектов сознания в рамках этих дисциплин всегда опирается на определенную философско-мировоззренческую позицию в трактовке сознания. С другой стороны, развитие специальных научных исследований стимулирует разработку и углубление собственно философской проблематики сознания. Так, скажем, развитие современной информатики, создание "думающих" машин, связанный с этим процесс компьютеризации человеческой деятельности заставили по-новому рассмотреть вопрос о сущности сознания, о специфически человеческих возможностях в работе сознания, об оптимальных способах взаимодействия человека и его сознания с современной компьютерной техникой. Острые и актуальные вопросы современного общественного развития, взаимодействия человека и техники, соотношения научно-технического прогресса и природы, проблемы воспитания, общения людей и т.д. - короче говоря, все проблемы современной общественной практики оказываются органически связанными с исследованием сознания. Важнейшим философским вопросом всегда был и остается вопрос об отношении сознания человека к его бытию, вопрос о включенности человека, обладающего сознанием, в мир, о тех возможностях, которые предоставляет человеку сознание, и о той ответственности, которую налагает сознание на человека. Известно, что практически-преобразовательная деятельность как специфическая форма человеческого отношения к миру с необходимостью предполагает в качестве своей предпосылки создание "идеального плана" этой реальной деятельности. Бытие человека в мире всегда связано с сознанием, "пронизано" им, короче говоря, не существует человеческого бытия без сознания, независимого от тех или иных его форм. Другое дело, что реальное бытие человека, его взаимоотношения с окружающей социальной и природной действительностью выступают как более широкая система, внутри которой сознание является специфическим условием, средством, предпосылкой, "механизмом" вписывания человека в эту целостную систему бытия. В контексте человеческой деятельности как целостной системы сознание является ее необходимым условием, предпосылкой, элементом. Таким образом, если исходить из понимания человеческой реальности как целого, то вторичность человеческого сознания по отношению к человеческому бытию выступает как вторичность элемента по отношению к объемлющей его и включающей его в себя системе. Разрабатываемые сознанием идеальные планы деятельности, его программы и проекты предшествуют деятельности, но их осуществление обнажает новые "незапрограммированные" слои реальности, открывает новую фактуру бытия, которая выходит за пределы исходных установок сознания. В этом смысле бытие человека постоянно выходит за пределы сознания как идеального плана, программы действия, оказывается богаче содержания исходных представлений сознания. Вместе с тем это расширение "бытийного горизонта" осуществляется в деятельности, стимулируемой и направляемой сознанием. Если исходить из органической включенности человека в целостность неживой и живой природы, то сознание выступает как свойство высокоорганизованной материи. Отсюда возникает необходимость проследить генетические истоки сознания в тех формах организации материи, которые предшествуют человеку в процессе его эволюции. Важнейшей предпосылкой такого подхода является анализ типов отношения живых существ к среде, в рамках которых в качестве их "обслуживающих механизмов" возникают соответствующие регуляторы поведения. Развитие последних предполагает формирование телесных органов, благодаря которым осуществляются процессы психики и сознания - нервной системы и ее наиболее высокоорганизованного отдела - головного мозга. Однако определяющим фактором в развитии этих телесных органов является та реальная жизненная функция, на которую работают эти органы. Человек сознает при помощи мозга, но сознание - не функция мозга самого по себе, а функция определенного, специфического типа взаимоотношения общественно развитого человека с миром. 2.4 Особенности сознания: общие и частные характеристики 1)Общие характеристики: Рефлексивная способность Представление и воображение действительности Способность к коммуникации 2)Частные характеристики Восприятие человеком себя как познающего субъекта Связь сознания с мышлением и речью Наличие интеллектуальных схем Связь воображения и представления человека с его волей Отражение в сознании сущностных характеристик явлений и предметов |