Главная страница
Навигация по странице:

  • Существует три точки зрения на их происхождение.

  • Дунгане. Дунгане.. Существует три точки зрения на их происхождение


    Скачать 20.96 Kb.
    НазваниеСуществует три точки зрения на их происхождение
    АнкорДунгане
    Дата07.09.2019
    Размер20.96 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаДунгане..docx
    ТипДокументы
    #86176

    В Казахстане, Кыргызстане, Китае проживает народ, известный под русским названием дунгане, а по-китайски – хуэй. В настоящее время в Китае дунган насчитывается 10,5 млн, в Казахстане – около 50 тысяч, в Кыргызстане – чуть более 60 тысяч.

    Постсоветские дунгане являются потомками примерно пяти тысяч беженцев, переселившихся на территорию Казахстана и Кыргызстана во второй половине XIX века в результате российско-китайских договоренностей. Причиной было поражение дунган и уйгур в войне с китайцами. Во время правления династии Цин они неоднократно участвовали в народных восстаниях, самым крупным из которых было Дунганско-уйгурское восстание 1862–1877 годов. После его подавления особо активные повстанцы, опасаясь расправ и наказаний со стороны китайцев, перешли в подданство российскому императору и переселились на территории современных  Южного Казахстана и Северного Кыргызстана. Таким образом, наши дунгане представляют собой лишь малую часть большого (по казахстанским, а не по китайским меркам) народа, проживающего в Китае.

    Происхождение дунган до недавних пор было покрыто мраком неизвестности. Их язык является одним из диалектов китайского, а исповедуют они ислам. Мусульманская вера помогла этому народу выжить и не раствориться среди многочисленных китайцев.

    Существует три точки зрения на их происхождение. Согласно первому мнению, дунгане – это потомки от смешанных браков арабов и персов с китаянками. Арабские и персидские купцы стали прибывать на территорию Китая начиная с VIII по XIII век. Приверженцы этой версии пытаются объяснить, почему среди дунган так явно выражена склонность к предпринимательству. Дунгане в большинстве своем являлись торговцами (в прошлом – богатыми купцами), банкирами и традиционно считались опытными бизнесменами. Данная версия доминирует среди самих дунган.

    Вторая версия называет дунган потомками тюрков-мусульман, которые оказались в Китае, но не были ассимилированы.

    Третья версия, объединяющая первые две, объявляет дунган потомками такого сословия монгольской империи, как сэмужэнь. Сэмужэнь (люди с цветными глазами) – это обозначение отдельной группы населения (сословия или класса) из людей разного происхождения при монгольской династии Юань. Монгольские правители с большим недоверием относились к своим подданным, этническим ханьцам. Поэтому на все административные должности они предпочитали набирать грамотных людей из некитайского населения.

    Дело не только в том, что в отличие от китайцев глаза этих людей могли быть разного цвета. Более точное название не предполагало отсылки к цвету радужной оболочки, а буквально означало «разные». Фактически сэмужэнь были прослойкой между правящей элитой (монголы) и подданными (ханьцы). К сэмужэнь относились все немонгольские и неханьские этнические группы, которые проживали в Китае и обладали достаточной квалификацией для управления ханьским населением. Это были супервайзеры степей, менеджеры среднего звена, специалисты широкого профиля и администраторы не менее широких просторов.

    Среди сэмужэнь можно было встретить русских, аланов (асов), кыпчаков, канглов, представителей других тюркских племен, потомков мусульман из Средней Азии, арабов, персов, тибетцев, кавказцев, европейцев и т. д. К этому сословию можно причислить и итальянца Марко Поло, служившего монгольскому императору Хубилаю.

    Стоит отметить, что фактически сэмужэнь представляли собой средний класс монгольской династии Юань. Большая их часть исповедовала ислам, но были и те, кто не придерживался мусульманства. Восточные славяне также были представлены среди сэмужэнь.

    В сословии сэмужэнь шли сильные процессы метисации. Примером может служить карлук Боянь Цзундао, который являлся карлуком только по отцу, а по материнской линии он был из тангутского клана Танъу-Ян, в то время как его жена была кереиткой. Представители сэмужэнь, служа монгольским императорам, перешли на монгольский язык, на котором тогда говорила вся элита.

    После падения династии Юань в XIV веке новыми китайскими властями был издан закон, по которому сэму (сэмужэнь) и монголы, оставшиеся в Китае, не имели права жениться на единоплеменниках, а могли вступать в брак только с китаянками. Начались медленные усилия по ассимиляции сэмужэнь. К концу династии Мин это привело к тому, что почти все дунгане перешли на китайский язык.

    Стоит отметить, что среди предков дунган отмечались и потомки пророка Мухаммеда. Одним из таких являлся Сеид Аджаль Шамсуддин Омар. Выходец из Бухары  был потомком халифа Али, двоюродного брата пророка Мухаммеда. Изначально он служил в Ханбалыке (Пекин), где отвечал за финансы Монгольской империи, но позже стал наместником монгольских императоров в провинции Юньнань (1259–1279) и был участником завоевания Бирмы.

    Его потомки пытались получить такой же статус в Китае, что и род Конфуция. Самым знаменитым потомком Сеид Аджаль Шамсуддина Омара был его праправнук Чжэн Хэ, знаменитый «китайский Колумб», живший как раз в эпоху свержения монгольского владычества. Отца Чжэн Хэ звали Мухаммед Хаджи (поскольку он совершил хадж в Мекку). Его родственники воевали против китайцев, Чжэн Хэ попал в плен и начал служить китайским императорам, достигнув высших политических вершин в империи Мин.

    Император Китая, опасаясь Чжэн Хэ и принимая в учет его мусульманскую веру, старался на долгое время высылать его в военные и торговые морские походы. В итоге Чжэн Хэ совершил семь крупномасштабных морских военно-торговых экспедиций в страны Индокитая, Индостана, Аравийского полуострова и Восточной Африки.

    На сегодня Чжэн Хэ является самым известным представителем дунган в мире. Многие китайские общины Малайзии и Индонезии рассматривают Чжэн Хэ как фигуру отца-основателя или как святого покровителя. В этих странах в его честь сооружены храмы и поставлены памятники.

    К сожалению, такие генетические исследования дунган довольно малочисленны.

    Первое, что бросается в глаза, – почти полное  отсутствие у монголоязычных дунсян и баоань гаплогруппы С3, столь широко распространенной среди всех монголоязычных народов. Это подтверждает версию о том, что дунсян и баоань являлись частями сословия сэмужэнь, которые не были ассимилированы в Китае и сохранили язык своих господ (монголов) в качестве разговорного.

    Генетические результаты тестирования дунган показали, что ни одна из гаплогрупп не доминирует среди них. Причем дунганские гаплогруппы присутствуют во многих популяциях Евразии, что косвенно свидетельствует в пользу версии о происхождении дунган не только от тюрков или арабов, но и от большого конгломерата самых разных народов, служивших монгольской династии Юань в XIII–XIV веках.

    Перед падением династии Юань большая часть сословия сэмужэнь была монголоязычной, так как монгольский был своего рода «лингва франка» (язык межнационального общения) для различных народов в составе сэмужэнь. После падения династии Юань династия Мин начала политику ассимиляции сэмужэнь. В языковом плане это удалось, но сэмужэнь, исповедовавшие ислам, стали предками дунган, которые сегодня говорят на китайском диалекте. Таким образом, современные дунгане являются потомками среднего класса монгольской империи Юань, исповедовавшего ислам и известного как сэмужэнь.


    написать администратору сайта