Сущность методов иллюстрирования и театрализации. Сущность методов иллюстрирования и театрализации
Скачать 24.42 Kb.
|
Сущность методов иллюстрирования и театрализации В решении проблемы обеспечения зрелищности представления особую роль играют такие родовые методы культурно – досуговой программы, как иллюстрирование и театрализация. Эти методы рассматривались в работах А. Аксёнова, В. Гагина, Д. Генкина, А. Коновича, О. Маркова, Е. Руденского, И. Шубиной В. Ерёменко, А. Рубба и др. Обращаясь к этой проблеме, они отмечали, что каждый из этих методов имеет свою сферу применения, свою специфику. Стирание границ или подмена одного метода другим приводит подчас к срыву культурно-досуговой программы. Простейший первичный метод использования искусства в художественной программе – иллюстрирование. Иллюстрирование – это внесение элементов искусства в ту или иную форму программы, не видоизменяющее самой этой формы, но усиливающее ее эмоциональное воздействие (номер художественной самодеятельности, отрывок видеофильма). Метод иллюстрирования не предполагает организации конфликтной борьбы, суть его уже несколько, по отношению к театрализации, и состоит в том, чтобы «сформировать на основе определенной цели, исходя из признака идейно-тематического замысла единство документального и художественного материала. Причем художественные средства, которые используются при иллюстрировании, выполняют роль эмоционального усилителя документальной информации». Сущность элемента художественности – в широком синтезированном использовании разнообразных эмоциональных средств: образного слова, музыкальной заставки, кинодокумента, театрального, хореографического, пантомимического действа, т.е. прежде всего, искусства. Особое место в культурно-досуговой деятельности занимает метод театрализации. «Несмотря на возрастающую роль театрализации, теория ее разработана недостаточно. По существу, сегодня нет единого понимания сущности театрализации, ее место во многих сферах культурно-досуговой деятельности, границы возможностей и принципы использования. В свою очередь, неразработанность теоретических вопросов театрализации отрицательно сказывается на практической деятельности культурно-просветительных учреждений». Театрализация понимается как «приспособление чего-нибудь для театра, придание чему-нибудь театральных свойств». Использование театрализации как всеобъемлющего универсального метода приводит к возникновению фальши, ложной ситуации, антихудожественности. «Такой подход принижает театрализацию, делает ее примитивной и в то же время размывает границы ее использования. Отсюда «появляется страсть к «тональной» театрализации, стремление театрализовать все подряд. Это - результат примитивного понимания социальных потребностей современного человека, его требований к общественному досугу, художественно-эстетических критериев». Театрализация может быть применена не всегда, не в любых, а только особых условиях, соотносящих то или иное событие, к которому причастна данная аудитория, с создаваемым аудиторией образом этого события, с его художественной интерпретацией. «Такая двойственность функций театрализации связана с любыми моментами в жизни людей, когда требуется осмыслить необыденное значение того или иного события, выразить и закрепить свои чувства по отношению к нему. В этих условиях особенно сильна тяга к художественному осмыслению, к символической обобщающей образности, к организации деятельности масс по законам театра». Таким образом, театрализация предстает как сложный творческий метод, имеющий глубокое социально – психологическое обоснование и наиболее близко стоящий к искусству. Разумеется, мало только видеть особый предмет театрализации. Нужно уметь и организовывать его. Здесь важнейшим инструментом выступает образность, составляющая главную сущность театрализации, позволяющая показать в действии тот или иной факт, событие, эпизод. Образность реальная и тесно связанная с ней художественная – это основа театрализации, позволяющая выстроить внутреннюю сценарную логику и отобрать средства художественной выразительности. Именно образность дает театрализации жизнь, создает водораздел между театрализованными и нетеатрализованными формами культурно-досуговой деятельности. Суть метода театрализации в современных театрализованных культурно-досуговых программах состоит в соединении звуков, цвета, мелодии в пространстве и времени, раскрывающих образ в разных вариациях, пронося их через единое «сквозное действие», которое объединяет и подчиняет себе все используемые компоненты по законам сценария. Следовательно, метод театрализации предстает не как один из методов в культурно-досуговых программах, используемый во всех ее вариантах, а как сложный творческий метод, наиболее близко стоящий к театру, имеющий глубокое социально-психологическое обоснование. Метод театрализации в силу двойственности своей функции «способствует превращению культурно-досуговой программы в бифункциональную утилитарно-художественную форму, в которой «первая и основная функция (то есть сила, вызывающая их к жизни) есть функция дидактическая, педагогическая, информационная, а художественный смысл и эстетическое наслаждение «прикладываются» здесь к этой внеэстетической, жизненно-практической, коммуникативной функции». Именно благодаря своей социально-педагогической и художественной бифункциональности театрализация и выступает одновременно как социальная художественная обработка жизненного материала и особая организация поведения и действия личности в условиях досуга. Метод театрализации наиболее органичен художественно-публицистическому типу программ, так как он призван, прежде всего, создать зрелищно-активную ситуацию, при которой каждый присутствующий будет уже не просто пассивным созерцателем, а активно реагирующим зрителем. В такой ситуации человек вместе с другими людьми проникается общим настроением, его увлекает единый порыв, коллективное устремление и действие. Таким образом, театрализация – «организация в рамках праздника материала (документального и художественного) и аудитории (вербальная, физическая и художественная активизация) по законам драматургии на основе конкретной событийности, рождающей психологическую потребность коллективной общности в реализации праздничной ситуации». Благодаря своей социально-педагогической и художественной бифункциональности, театрализация выступает одновременно и как художественная обработка, и как особая организация поведения и действия массы людей. Театрализовать материал – «значит выразить его содержание средствами театра, т.е. использовать два закона театра: 1. Организация сценического действия (зримое раскрытие драматического конфликта). Развитие действия происходит по сквозной линии. 2. Создание художественного образа спектакля, представления». Образное решение темы есть суть театрализации. Обогащая культурно-досуговые программы образностью, театрализация помогает возникновению у каждого его участника ассоциаций, близких к его собственным жизненным впечатлениям, его опыту, его мироощущению и тем самым активизирует, вызывает потребность к действию. Образ театрализованного действия – это продукт синтеза документального и художественного материала. Образ помогает вскрыть не только сущность явления, но и причины, ему предшествующие. При помощи образа создается динамичная картина реальной действительности, формируется социальная сущность фактического явления. Образ является и в то же время «своеобразным творческим сплавом фактического материала и мысли, которые он вызывает, точнее сплав факта и переживания, связанного с ним». Характерными признаками и особенностями образа являются эмоциональность и выразительность. Основная цель соединения документального и художественного материала – это формирование образа, через который осуществляется воздействие на аудиторию. Театрализация - это творческий способ приведения сценария к художественной образной форме представления, через систему изобразительных, выразительных и иносказательных средств. Когда говорят «театрализация», то имеют в виду явление, принадлежащее области искусства, обращение к эмоционально-образной сфере человеческого восприятия. Театрализация предполагает возможность преподнесения в художественной форме и именно театральными средствами той или иной идеи. Понятие «театрализация» может также означать органичное сочетание нетеатрального, жизненного, непосредственно связанного с производственной практикой и бытом людей материала и материала художественного, образного. Это сочетание, этот сплав документального и художественного создается с целью определенного воздействия на публику. Если театр требует от зрителя сочувствия, сопереживания, то драматургия театрализованных представлений требует их содействия, активного вовлечения зрителя в то или иное действие. Следовательно, сценарий театрализованной культурно-досуговой программы обязательно должен предусмотреть и способы выявления активности его зрителей и участников. Театрализованное представление – понятие объемное. С одной стороны, оно означает театр в самом широком смысле этого слова. С другой стороны, становится очевидным, что современные театрализованные представления развиваются в сторону формирования нового самостоятельного рода искусства. Об этом свидетельствуют и четко определившиеся виды театрализованных программ: - театрализованный концерт; - массовое театрализованное празднество; - литературно-драматическая композиция; - театрализованная конкурсно-игровая программа и т.д. Итак, если программа театрализована, значит, она должна иметь единый художественный образ, для создания которого используются выразительные средства, присущие театру: - сюжетный ход; - ролевая персонификация ведущего, т.е. наделение ведущего определенным характером и характерностью, иначе говоря, превращение «простого» ведущего в определенные персонажи; - сценография – специально созданное оформление, определяющее и выражающее образ всей программы, концерта и каждой его части. Таким образом, можно сделать следующие выводы. В театрализации, как особом виде искусства, выступает на передний план важнейший компонент массового представления - зритель, коллективный герой. Он жаждет такого массового действия, которое заставило бы его, ассоциативно восстанавливая в памяти факты и события собственной жизни, быть участником представления, включаться в него. Выделяют следующие виды театрализации: 1. Театрализация компилированного или комбинированного вида – тематический отбор и использование готовых художественных образов и различных видов искусства и соединение их между собой сценарно-режиссерским приемом или ходом. Компилированный метод используется в театрализованных культурно-досуговых программах, и главная задача сценариста в работе с этим методом является определение сценарно-смыслового стержня всей программы в целом, эпизода или блока, композиционная выстроенность всего сценария в целом, монтаж эпизода и блока, и всего сценария в целом. В использовании этого вида театрализации режиссеру важно помнить главный закон художественной целесообразности, которая требует оправданности появления номера, его жанрового соответствия теме. 2. Театрализация оригинального вида – создание режиссером новых художественных образов, согласно сценарно-режиссерскому замыслу. Применяется для создания сценариев документального жанра, в основе которых лежит инсценировка документа. Документальный ряд придает современное публицистическое звучание, если факт имеет общественную ценность. Основные требования: злободневность и актуальность. Здесь создается синтез документального и художественного материалов не только в тематическом отборе материала, но и в органичном слиянии по главному принципу эмоционального развития мысли и создания сценарно-смыслового стержня каждого эпизода и сценария в целом. Это более сложная форма создания сценария, требующая организаторского опыта, умение отбирать и монтировать готовый материал и поиска хода для готовых номеров, но и профессионального мастерства, режиссерского умения поставить новый номер, согласно сценарному замыслу, органично соединить в эпизоды художественный и документальный материал. Это самый сложный вид театрализации. Инсценированный документ, инсценированный стих, инсценированная песня - вот основные компоненты создания художественного образа эпизода. 3. Театрализация смешанного вида – использование первого и второго вида. Включает компиляцию готового и создание нового. Построена по принципу тематического отбора и сведение их в композицию с помощью сквозного сценарно-режиссерского хода и привнесение в эту основу своего авторского оригинального видения и решения. Включает в себя компиляцию готовых текстов и номеров и оригинальное создание готовых текстов и номеров. Театрализация смешенного вида открывает большие возможности для развития образного мышления режиссера - постановщика. Все три вида театрализации в первую очередь используются для организации театрализованных зрелищных программ. Метод театрализации изменяет природу формы, в которой он применяется, создает форму нового качества. Так, например, тематический вечер, решенный средствами театрализации (то есть театрализованный тематический вечер), превращается в массовое представление – новую драматургическую форму. Поэтому нельзя говорить о частичном её использовании, об элементе театрализации применительно ко всем зрелищным формам. Нельзя сказать, что театрализация – это только художественная обработка жизненного материала. Она представляет собой еще особую организацию поведения зрителя, активацию их действия. Своеобразие театрализации состоит в том, что эти две ее стороны неразрывно связаны, взаимодействуют и взаимообуславливают друг друга. Художественная организация материала в отрыве от организации деятельности масс превращает метод проведения такого мероприятия в иллюстрированный. Организация же театрализованного действия масс, неподкрепленная сценарной основой, лишает действие реальной почвы, превращает его в бесплодную игру. Анализ методов иллюстрирования и театрализации
|