Главная страница
Навигация по странице:

  • Правила и убеждения Давайте поближе рассмотрим описанные выше четыре правила и попробуем понять,какие скрытые убеждения их поддерживают.Правило 1. Распознавать опасность

  • Правило 2. Возводить опасность в катастрофическую степень

  • Правило 3. Контролировать ситуацию

  • выаыва. 1634902875_Р. Лихи - Свобода от тревоги (1). Свобода от тревоги. Справьсяс тревогой, пока она нерасправилась с тобой


    Скачать 3.16 Mb.
    НазваниеСвобода от тревоги. Справьсяс тревогой, пока она нерасправилась с тобой
    Анкорвыаыва
    Дата11.08.2022
    Размер3.16 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файла1634902875_Р. Лихи - Свобода от тревоги (1).pdf
    ТипДокументы
    #643948
    страница3 из 22
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22
    Глава 3
    Свод правил тревоги
    Выявляем правила
    Итак, теперь мы знаем, откуда берется тревога. Она не возникает без причины, не явля- ется следствием прошлых ошибок или дефектов характера. И детство ни в чем не виновато.
    Когда мы переживаем иррациональный страх – это может быть боязнь крушения самолета,
    рычащей собаки, заразного заболевания, отказа или чего угодно еще, – мы действуем по модели, заложенной в нас сотни тысяч или даже миллионы лет назад. Эта модель успешно убе- регала от опасностей наших далеких предков, но теперь она ни в чем не помогает нам, только вносит в жизнь хаос.
    Можно ли с этим что-то сделать? Можно ли стать менее невротичным? Если бы я перенес с собой в машине времени Стэнли из каменного века (к сожалению, в ней пока только одно место, но все же), был бы он достаточно гибок, чтобы адаптироваться к современной реально- сти? Сумел бы он преодолеть свои многочисленные неврозы и вести здоровую и продуктивную жизнь?
    Мой ответ: бесспорно, да. Стэнли мог бы сделать многое – и вы можете. Существует
    способ избавиться от тревожности – и самостоятельно, и с помощью специалистов. Более того,
    он применим для всех видов тревожных расстройств, вне зависимости от того, чего именно вы привыкли бояться. Методы лечения, которые я опишу в следующих главах, доказали свою эффективность у пациентов с широким спектром симптомов тревоги. Когда вы изучите этот подход, у вас появятся базовые инструменты, с помощью которых вы сможете преодолеть соб- ственную тревогу.
    Позвольте объяснить, как это работает. Описанные выше шесть типов тревожных рас- стройств – всего лишь общие категории. Эти недуги отличаются не так, как, скажем, различные болезни тела. Их скорее можно назвать частями общей программы тревоги, которую мы полу- чили в ходе эволюции. Поэтому, хотя тревожное расстройство и представляет собой довольно специфический феномен, все же оно – часть другого, более универсального явления. На самом деле большинству пациентов свойственны сразу несколько видов тревожных расстройств, а то и большая часть из них. Вот почему многие психологи сегодня говорят об общих механизмах тревоги, не используя специфические симптомы как основу диагностики.
    У различных видов тревоги общее происхождение – и механизмы их течения тоже сход- ные. Если мы поймем эти общие процессы, то сумеем лучше контролировать сам процесс воз- никновения тревоги. Наша эволюционная программа – то самое «программное обеспечение»
    мозга – дает нам вполне согласованный набор инструкций по тому, как поступать в риско- ванных ситуациях. Эти инструкции управляют сознанием даже «нормальных», не склонных к тревожности людей и обретают тем больше власти над человеком, чем больше его предраспо- ложенность к чрезмерной тревоге. Из предостерегающих сигналов они могут превратиться в незыблемые правила, захватив власть, заняв собой все мысли. И тогда нас парализует тревога,
    лишая способности мыслить и действовать рационально.
    Что же это за правила? Поведение человека слишком сложно устроено, чтобы его можно было свести к простым элементам. Но интересно, насколько простыми и универсальными на самом деле оказываются механизмы тревоги, стоит нам их обнаружить. Основываясь на страхе,
    мы можем выстраивать сложные мыслительные последовательности, разрабатывать скрупулез-

    Р. Лихи. «Свобода от тревоги. Справься с тревогой, пока она не расправилась с тобой»
    33
    ные стратегии реагирования и избегания, однако, действуя в ответ на пугающие ситуации, мы всегда следуем этим базовым правилам. Правила можно свести к следующему списку.
    1. Распознавать опасность.
    Первое правило требует от нас как можно быстрее опреде- лить, есть ли опасность, чтобы можно было устранить ее или сбежать. Если вы боитесь пауков,
    вы очень быстро почувствуете – или вам просто покажется, – что они где-то поблизости. Если вы боитесь отказа, вы тут же заметите, что собеседник нахмурился, а двусмысленные выра- жения лица всегда будут казаться вам враждебными. Если вы боитесь заразиться, вы будете убегать от каждого, кто хотя бы кашлянет, а самый обычный газетный очерк об эпидемии в какой-то далекой стране тут же привлечет ваше внимание. Живя с серьезным тревожным рас- стройством, вы будете всегда находиться в полной боевой готовности.
    2. Возводить опасность в катастрофическую степень.
    Следующий шаг – автоматически интерпретировать потенциальную опасность как настоящее происшествие. Если кто-то недру- желюбен на совещании, значит, вы жалкий неудачник. Темное пятнышко на коже указывает на рак. Если лифт едет медленно или трясется, вы вот-вот обязательно окажетесь в ловушке.
    Простых неудобств не бывает; любая кочка на дороге кажется вам миной, готовой взорваться.
    3. Контролировать ситуацию.
    Теперь, чтобы обрести контроль над тревогой, вам нужно контролировать все, что происходит вокруг. Если ваши руки потрогали что-то грязное, вы тут же бежите к раковине мыть их. Если вам кажется, что вы могли допустить ошибку в работе, вы возвращаетесь в офис и перепроверяете все сделанное за день. Если вас захватили навязчивые мысли, вы пытаетесь запретить себе думать о них (от чего становится только хуже, потому что сами по себе такие попытки – уже результат навязчивых мыслей).
    4. Избегать или убегать.
    Альтернативой последнему правилу может послужить избега- ние угрожающей ситуации (если она еще не произошла) или, если она произошла, немедлен- ный уход из нее. Если вы переживаете, что встретите кого-то на вечеринке, вы просто не идете на нее, а если вы уже встретились – немедленно уходите. Если вы боитесь панических атак, вы не посещаете места, где они могут возникнуть, будь то лифт, торговый центр или театр. Вы не ходите в зоопарк, потому что там можно увидеть змею. Ни при каких обстоятельствах вы не позволите себе лицом к лицу столкнуться со своими давними страхами.
    Это и есть универсальные правила тревоги. Я называю их сводом правил тревоги. Когда мы находимся в лапах страха, кажется, что эти правила обладают абсолютной властью, словно неоспоримые законы свыше. Однако если мы присмотримся поближе, то увидим, что каждое из них на самом деле поддерживается определенными убеждениями с нашей стороны, и именно эти убеждения наделяют каждое правило властью. Проверив истинность этих убеждений и допущений, мы сможем с другой точки зрения взглянуть на вопрос, насколько же сильна власть наших тревог над нами.

    Р. Лихи. «Свобода от тревоги. Справься с тревогой, пока она не расправилась с тобой»
    34
    Правила и убеждения
    Давайте поближе рассмотрим описанные выше четыре правила и попробуем понять,
    какие скрытые убеждения их поддерживают.
    Правило 1. Распознавать опасность
    Если вы находитесь в тревожном состоянии, вероятнее всего, вы убеждены, что нужно предусмотреть все, любые опасности. Убеждение говорит вам: если собрать всю информацию о том, что может пойти не так, это позволит вам влиять на ситуацию. Если, например, вам пред- стоит публичное выступление, вы постараетесь предвидеть все плохое, что может произойти:
    провал в памяти, враждебно настроенная аудитория, поломка проектора, наконец, вы просто забудете что-то важное. Получается, чем больше опасностей вы придумаете, тем вы подготов- леннее – и тем безопаснее ситуация. На самом же деле, конечно, зависимость иная: чем больше опасностей приходит в голову, тем тревожнее вы становитесь и тем труднее действовать. Вас подводит ваша же бдительность.
    Эта система убеждений частично построена на принципе «береженого Бог бережет»:
    лучше придумать побольше воображаемых опасностей, даже если в реальности они не вопло- тятся, чем пропустить одну настоящую. В конечном итоге, если вы не сядете на самолет, кото- рый не разобьется, на первый взгляд, никому от этого не будет никакого вреда. Продолжим рассуждать в том же духе: все же оказавшись в самолете, вы будете в большей безопасности,
    постоянно проверяя, не слышно ли каких-то необычных звуков, не видно ли в окне надвигаю- щуюся грозу, нет ли признаков того, что пилот скоро объявит о входе в зону турбулентности.
    Может, вы заметите что-то, что пропустит пилот и члены экипажа, предупредите их и спасете всех от катастрофы. Самое безопасное и предусмотрительное поведение – оставаться начеку,
    направляя всю свою умственную энергию на выявление скрытых угроз. Только так вы сможете эффективно с ними справляться.
    Несмотря на очевидную абсурдность, именно эти рассуждения движут нами, когда тре- вожность стоит у руля. Проблема в том, что доставшийся нам по наследству примитивный мозг во всем основывается на эмоциях – не на логике. А когда доминируют эмоции, отказывает наша способность определять, что опасно, а что нет. Как только мозг открывает папку «Страх»,
    начинается поиск всех «что, если…», и дальше – словно бильярдные шары бьются друг об друга, запуская цепную реакцию страха. И просто пропускаются «рациональные» файлы, хра- нящиеся в новой коре головного мозга, – те самые скучные таблицы и графики, из которых видно, как редко на самом деле падают самолеты и что в подавляющем большинстве случаев людям с головной болью нужен аспирин, а не МРТ.
    При этом поиск опасностей кажется вполне рациональным делом. Ум вроде как занят
    «аргументацией», проверкой доказательств, но видит он – способен видеть – только эмоцио- нальные аргументы. Человек в состоянии тревоги может искать только доказательства того,
    что он в опасности. И чем больше ищет – тем страшнее ему становится. Поэтому, даже если риск заразиться чем-то, дотронувшись до крана в ванной, кажется мне серьезным, это вовсе не значит, что я действительно обнаружил исходящую от крана опасность. Это всего лишь мое иррациональное ощущение грязи и заразности – именно оно ищет самому себе обоснования,
    запуская цепную реакцию страха. Или давайте разберем пример с осмотром у врача. Доктор говорит мне, что я здоров, но стоит немного понизить уровень холестерина. Ой-ей. Высокий холестерин? То есть меня ждет сердечный приступ? Как доктор может быть уверен, что это не так? Я звоню ему, и он говорит, что никаких предвестников сердечного приступа нет: анализ крови в норме, никаких факторов риска и т. д. Но уже слишком поздно, я начал волноваться.
    Всю абстрактную информацию я просто пропускаю мимо ушей и вместо этого сосредотачи-

    Р. Лихи. «Свобода от тревоги. Справься с тревогой, пока она не расправилась с тобой»
    35
    ваюсь на красочной фантазии: вот я лежу на полу, хватаю ртом воздух, тянусь за телефоном.
    Для миндалевидного тела – отдела мозга, отвечающего за эмоции, – одна такая картинка стоит тысячи графиков и таблиц.
    И я верю себе. Вместо того чтобы объективно оценить факты, полагаюсь на свой разум,
    находящийся под властью страха.
    Правило 2. Возводить опасность в катастрофическую степень
    Здесь ключевое убеждение заключается в том, что любые ваши негативные прогнозы ока- жутся невыносимыми, если воплотятся в жизнь. Любая ноша будет нестерпимо тяжелой. Если вас уволят, вашей карьере конец. Наступив на гвоздь, вы обязательно заразитесь столбняком.
    Небольшой набор веса подорвет здоровье. Сексуальная неудача ознаменует крах вашей лич- ной жизни. Мелких неприятностей просто не бывает – только полномасштабные катастрофы.
    Даже повседневные события могут быть окрашены предчувствием самых страшных сценариев.
    Проходя мимо рычащей собаки, вы представляете, как она отрывает вам руку. Ехать по мосту вам страшно, потому что перед глазами встает картина: сметая перила, машина падает в воду и тонет. Если кто-то отклоняет ваше предложение поужинать вместе, это лишь подтверждает,
    что вы отвергнуты обществом.
    В тени прячется и еще одно родственное убеждение: все угрозы неизбежно воплотятся в реальность. Поэтому нельзя подождать и посмотреть, что на самом деле произойдет, – с любой потенциально опасной ситуацией нужно разбираться незамедлительно. Нет времени обдумы- вать, собирать информацию, просить совета или формулировать осторожный ответ. Даже если пугающая ситуация лежит в далеком будущем, что-то внутри вас требует, чтобы вы занялись ею прямо сейчас. Это чувство прекрасно знакомо тревожным людям. С момента, когда потен- циальная угроза определена, и до того, как она будет устранена, о покое не может быть и речи
    – никакого отдыха, никаких наслаждений, ни капли внимания другим (возможно, даже более серьезным) вопросам. С рациональной точки зрения, во всем этом нет нужды, но с эмоцио- нальной – кажется, что несчастья произойдут сию же минуту, обрушатся на вас, как саблезу- бый тигр, выпрыгнувший из кустов. Конечно, эти импульсы основаны на уже знакомой нам примитивной реакции страха, унаследованной от предков.
    Еще одна неочевидная, но оттого не менее мощная разновидность убеждений относится к восприятию тревожных мыслей, когда они сами становятся частью опасности. Если тревож- ные мысли закрутились в голове – значит, мы уже в беде. Это связано с глубоким убеждением,
    что сами мысли способны нам навредить. Легко представить, к чему может привести подоб- ное убеждение. Нам придется бояться собственных мыслей; их нужно будет контролировать и изменять, чтобы избежать катастрофы. Если же неправильные мысли продолжат появляться –
    все потеряно. Так первичным объектом страха становится сама идея панической атаки, даже если вы не понимаете, с каким событием из реальной жизни она может быть связана. Любое ощущение затрудненности дыхания, потливости или головокружения воспринимается как без- условный признак приближающегося обморока, из-за чего становится – что бы вы думали? –
    трудно дышать, жарко, голова начинает кружиться. Паническая атака генерирует сама себя,
    становясь и причиной, и следствием.
    Как мы увидим в дальнейшем, каждое тревожное расстройство, описанное в этой книге,
    по крайней мере частично включает в себя страх самой тревоги. Человек представляет себя тикающей бомбой, готовой взорваться в любой момент. Если бы он знал, что мысли, которыми он одержим, никак не относятся к реальному миру, если бы воспринимал их как фоновый шум
    – было бы труднее попасть под их влияние. Ощущение нехватки кислорода оставалось бы тем,
    чем оно и является, – всего лишь ощущением, у которого не будет никаких реальных послед- ствий. Именно убежденность в катастрофической власти тревоги, которая будто бы способна полностью овладеть нами, бросает мрачную тень на наш разум.

    Р. Лихи. «Свобода от тревоги. Справься с тревогой, пока она не расправилась с тобой»
    36
    Правило 3. Контролировать ситуацию
    Опять же нетрудно понять, на каком убеждении основано это правило: вы якобы можете сделать так, чтобы плохое не случалось. Ваш разум считает, что если вы не будете контролиро- вать ход событий, все развалится, а потому ваша безопасность зависит от способности влиять на все факторы окружающей среды. Конечно, с реальностью это плохо соотносится: контроли- ровать все просто невозможно. Однако даже само осознание этого тревожит вас. Вы убеждены,
    что все вокруг необходимо контролировать, – и снова и снова отчаянно пытаетесь это делать.
    Вы совершаете какие-то действия – какие угодно, – и вашему сознанию кажется, что опасность снижается. «Пока я контролирую ситуацию, мне ничто не угрожает».
    Одно из последствий этого сомнительного убеждения – склонность к «магическому мышлению»: вера в то, что два близких по времени явления имеют причинно-следственную связь. Например, крик петуха «заставляет» солнце вставать. Тревожные люди часто прибегают к магическому мышлению, пытаясь доказать, что контролируют происходящее: «Пока мои руки на столе, надо мной не станут смеяться» или «Если я хорошенько нажму на кнопку, лифт не застрянет». Так возникают суеверия, идентичные тем, что были у наших предков. Они наде- вали маски, раскрашивали себя и танцевали, чтобы задобрить богов. Если беда не случается,
    можно благодарить бога или шамана. А если случается, нужно проводить больше ритуалов и приносить жертв – ведь того, что вы делали раньше, очевидно, недостаточно.
    Типичный пример: женщина, которая боится летать в самолете. Она ступает на борт и тут же понимает, что ситуация зависит от исправности механизмов и профессионализма пилота. Но для нее это неприемлемо: нужно найти что-то, что позволит ей чувствовать себя в большей безопасности, что-то, что она может контролировать. Одной рукой она хватает подлокотник, другой крепко сжимает сиденье. Почему-то так ей спокойнее. В таком положе- нии она остается до посадки; самолет же спокойно приземляется. Теперь женщине кажется,
    что катастрофы не случилось именно благодаря ее маленькому ритуалу. Отныне она воспро- изводит его каждый раз, когда куда-то летит. Это бессмысленно, но она не может противосто- ять импульсу. Конечно, если спросить ее: «Неужели то, что ты держишься за сиденье, не даст самолету упасть?» – она ответит: «Конечно нет, что за глупости». Но, если вы спросите, почему тогда она продолжает это делать, она ответит: «Потому что так я чувствую себя в большей безопасности». Мы называем это «охранительным поведением», потому что благодаря маги- ческому мышлению ритуалы усиливают ощущение безопасности. Позже мы узнаем, как охра- нительное поведение проявляется при разных видах тревожных расстройств – и как по иронии судьбы именно оно усиливает ощущение опасности.
    Когда сами по себе тревожные мысли становятся источником страха, человек часто направляет магическое мышление на самого себя. Если я ужасно боюсь выставить себя дура- ком перед людьми, я начинаю следить за собой, словно ястреб, стараясь прогнать тревожные мысли, из-за которых могу глупо себя повести. Я пытаюсь подавить любые признаки тревоги:
    не дрожать, не потеть, не краснеть. Но сильнее всего я стараюсь не пустить в голову тревож- ные мысли. Конечно, контроля над ситуацией у меня от этого не прибавляется – наоборот,
    только сильнее кажется, что могу в любой момент сорваться. Нежелательные мысли все равно
    приходят; я чувствую потребность закричать или сказать что-то ужасное. Вряд ли я поддамся импульсу, но почему-то мне кажется невероятно важным прогнать эти мысли из головы. Чем дольше я повторяю, что от них нужно избавиться, тем мне становится страшнее, ведь сделать этого я не могу. Мои попытки самоконтроля оканчиваются иллюзией его потери.
    В итоге поведение, направленное на внутренний и внешний контроль, может стать без- надежно запутанным. У женщины случается паническая атака, вроде бы без повода. Она начи- нает переживать: вдруг такое повторится на людях. Она обязательно просит кого-то пойти с ней вместе в магазин, придумывая отговорки наподобие «Одной закупаться неинтересно». Они

    Р. Лихи. «Свобода от тревоги. Справься с тревогой, пока она не расправилась с тобой»
    37
    зовет с собой мать, надеясь, что, если случится еще одна атака, та сможет отвезти ее домой или вызвать врача. Но это не помогает. В магазине у женщины кружится голова, она опирается на прилавок, чтобы не упасть. Вскоре она уже не может ходить по магазину, не придержива- ясь за что-нибудь. Она придумывает бесконечные маленькие ритуалы, просто чтобы сходить в магазин. Каждая поездка в торговый центр ужасает и выматывает ее. Во всем этом есть один любопытный парадокс: убеждение, что человек способен взять все под контроль, тесно связано с другим убеждением – что он по сути своей бессилен. Как ребенок, который боится утонуть,
    неистово бьет руками по воде – и тонет. Просто лечь на спину и держаться на воде тяжело.
    Часто, когда человек испуган, сложнее всего просто ничего не делать и будто сдаться надвига- ющейся гибели. Вот мы и барахтаемся еще сильнее, погружаясь все глубже в тревогу.
    Скрывающееся за активной деятельностью ощущение бессилия заставляет нас хвататься за фантазию об абсолютном контроле. Это поведение также тесно связано с кажущейся неспо- собностью пережить неудобства, тревогу, проблему и конфликты. Тревожный человек может,
    не смыкая глаз, лежать в кровати, погрузившись в размышления о недавних сокращениях на работе, и волноваться: что случится, если и он потеряет место. При этом свою работу он может даже не любить. Более того, он может быть достаточно компетентным сотрудником, чтобы,
    даже если его сократят, без проблем найти другую, вероятно, даже более интересную работу.
    Но он в это не верит. Если он не может точно предсказать исход событий, если есть хоть какая- то неопределенность, его захлестывает тревога. Он не верит в свою способность справиться с чем бы то ни было, даже если раньше у него всегда получалось.
    Люди, склонные постоянно волноваться, могут по мере возникновения справляться с проблемами успешно или не очень, но они всегда недооценивают свою способность спра- виться с чем-либо в будущем. Они могут давать другим полезные советы, но, когда дело дохо- дит до собственной жизни, оказываются в тупике. Глубоко в них живет твердое убеждение в неспособности перенести любое жизненное испытание: разочарование, отвержение, конфликт,
    болезнь, новые обязанности, одиночество, поиск новой работы или любимого – все те про- блемы, из которых состоит нормальная жизнь любого человека. Им кажется, что они не кон- тролируют все это, – и оттого они чувствуют себя беспомощными. Но эффективно управлять обстоятельствами можно только с пониманием, что наш контроль ограничен и часто прихо- дится иметь дело с данностью, которую невозможно изменить. Несовершенства, сомнения,
    непредсказуемость и препятствия – это нормально. Если вы признаете это глубоко внутри и будете готовы с этим жить, станет намного легче.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22


    написать администратору сайта