Главная страница

Практика. практическое (2). Татуировки в системе ценностей криминальной среды несовершеннолетних


Скачать 28.09 Kb.
НазваниеТатуировки в системе ценностей криминальной среды несовершеннолетних
АнкорПрактика
Дата28.06.2020
Размер28.09 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлапрактическое (2).docx
ТипГлава
#132974

Глава.

Татуировки в системе ценностей криминальной среды несовершеннолетних

1. Распространенность татуировок в подростковой среде

Составным элементом криминальной субкультуры являются татуировки. Явление татуирования известно давно и встречается не только в преступных сообществах, но и в законопослушных группах несовершеннолетних, но имеет другое психологическое значение. В отроческом возрасте обычно делают наколки безнад­зорные дети и лица, склонные к бродяжничеству, научившись этому в приемниках-распределителях. В подростковом возрасте случаи нанесения татуировок встречаются чаще, особенно когда требуется демонстрация самостоятельности, бравады своими по­хождениями. В криминогенных группах татуировки имеют более сложное психологическое значение. Здесь они становятся симво­лом приобщения к уголовной субкультуре. По нашим данным, свыше 70% правонарушителей имеют татуировки. Как правило, татуировками увлекаются подростки в 12-15 лет. С увеличением возраста частота нанесения татуировок уменьшается. Татуировки распространены как среди лиц мужского, так и женского пола. Особенно часто их наносят лица с психическими отклонениями, а также лица, принадлежащие к устойчивым преступным груп­пам. Однако устоять против общего поветрия порой не могут и законопослушные подростки и юноши, следуя распространенной в стране моде. Например, в Москве открыты и действуют десят­ки кабинетов по нанесению татуировок, куда существуют боль­шие очереди. Как правило, несовершеннолетние, побывавшие в нескольких приемниках-распределителях, следственных изоляторах, специальных школах и исправительных колониях имеют множество татуировок.

Мотивы нанесения татуировок. В криминогенной среде нанесе­ние татуировок — явление обычное. Сам процесс их нанесения на­столько заразителен, что основная масса подростков соглашается на это добровольно. Мотивы добровольного татуирования весьма разно­образны. Здесь и желание следовать сложившимся традициям и нормам уголовного мира; конформизм («бьггь, как все», не выделя­ясь из своего сообщества) и, наоборот, «быть не как все» (ниги­лизм): выделиться из группы, показать свою неординарность, свое­образие; понравиться лицам противоположного пола; подтвердить свой высокий статус в криминальном сообществе или посредством татуировок ввести членов новой группы в заблуждение относитель­но своего прежнего статуса; продемонстрировать свою самостоя­тельность и независимость, твердость и способность переносить боль. Нередко подростки и молодежь прибегают к татуировкам на спор, под настроение, чтобы бросить вызов взрослым, а тогда — и по глупости. Вот как они сами определили свои мотивы.

В мотивах про­сматривается сильная внутригрупповая зависимость подростков. Так, по мотиву «нанес потому, что делали другие» нанесли та­туировки 31,6% обследованных. Здесь действует не один мотив, а целая группа разных мотивов: из-за бравады, вздорного тще­славия, стремления показать себя бывалым, выносливым. Под этим мотивом может скрываться живучесть «воровских тради­ций», прессинг (психологическое давление группы). Все это по­буждает новичка искать неадекватные способы самоутвержде­ния в преступном мире и своей группе. Зачастую нанесение та­туировок в криминальных сообществах принимает характер эпидемии. Неискушенному бывает трудно устоять перед таким давлением группы, быть обвиненным в трусости, неспособнос­ти переносить боль и т.п. Тем более отсутствие татуировок в преступной среде считается чем-то недозволенным, постыдным делом.

К татуировкам чаще всего прибегают несовершеннолетние и молодежь в условиях бездеятельности и неорганизованного отды­ха. Не случайно 30,0% указали, что нанесли татуировки «от скуки», чтобы быстрее прошло время, «от нечего делать». Это по­казательно для закрытых учреждений и для «тусовок» в городах; 21,7% наносили татуировки для того, чтобы «быть красивым, нравиться другим»; 10,7% хотели «показать свою причастность к уголовному миру». Татуировки распространены в группах лиц мужского и женского пола. Значительная часть обследованных была подвергнута татуированию насильно или после соответст­вующей психологической обработки.

Насильственные татуировки. Обычно наносятся: 1) проиграв­шимся в карты и не отдавшим вовремя долги; 2) ворующим у своих (крысятников); 3) осужденным за изнасилование несовер­шеннолетних; 4) гомосексуалистам; 5) растлителям несовершеннолетних; 6) стукачам.

Отказ от нанесения татуировок, и прежде всего, статусных знаков различия — это серьезное нарушение уголовных традиций, влекущее за собой суровые санкции. Так возникает психотравмирующая ситуация, из которой личность ищет выход посредством нанесения себе «умеренных» татуиро­вок. Татуировки используются и в качестве талисмана — знака, спасающего от неприятностей, если подросток попадает в новую среду.

Татуирование — процесс групповой. Одному делать татуи­ровки неинтересно, да и не всегда сподручно: трудно найти ин­струменты, красители, неудобно самому наносить рисунки на тыльные части тела. Процесс татуирования в преступной группе обставляется соответствующими ритуалами, способствующими сближению и сплочению группы, выработке общих моральных принципов поведения, которые отражаются в сюжетах рисунков и надписях.

Поэтому можно рассматривать татуировки не столько как личностные, сколько как групповые ценности, подчеркивающие принадлежность подростка к конкретной преступной группе. Следовательно, в татуировках унифицируются групповые уста­новки, идеалы, что способствует выработке единого для всех чле­нов группы типа поведения.

Таким образом, татуировки влияют на сплоченность преступ­ной группы с двух сторон: во-первых, со стороны процессуаль­ной (деятельностной), объединяя и сплачивая группу на основе совместной деятельности — татуирования; во-вторых, со стороны содержательной (идейным и нравственным содержанием, отража­ющимся в рисунках и надписях на теле), преломляющейся в групповом сознании несовершеннолетних. Оба эти аспекта необ­ходимо рассматривать в единстве при изучении групповой пре­ступности подростков и юношей.

Возникла и существует целая индустрия нанесения татуиро­вок. Даже в «зонах» традиционные средства и способы нанесения татуировок (иголка, чернильные перья, циркули, струны гитары, механические бритвы, заранее изготовленные клише), подручные красители (тушь, жженый каучук, кирпичная пыль, паста шари­ковых ручек и т.п.) отходят в прошлое. Если нужно, то выписы­вают и доставляют, хоть в «Бутырку», за солидные деньги совре­менные красители, автоматизированные средства нанесения ри­сунков. Как свидетельствует история мест социальной изоляции, для нанесения татуировок элите преступного мира «выписывают» и доставляют в «зоны» классных художников. Если преступный мир сумел организовать «воровскую сходку» в той же «Бутырке», наделавшую много шума2, то «протащить» в «зону» на время ху­дожника, перевести его из «зоны» в «зону» труда не представляет. «После посвящения в «воры в законе» Варяг сделался грандом преступного мира и поднялся на самую верхнюю ступень. В одной из воркутинских зон за хулиганство и дебош отбывал свой срок известный художник, который за пайку делал трафареты и накалывал осужденным пальцы. Правдами и неправдами, вос­пользовавшись деньгами общаКа, Варяг добился того, чтобы ху­дожника перевели к ним на зону, который тотчас получил могу­чее покровительство. Именно, он сотворил самую главную накол­ку в его жизни, которая возвысила его над прочими зеками: крест, а над ним два парящих ангела»3.

«На воле» нанесение любых татуировок не представляет труда, поскольку во многих городах официально существуют тат-кабинеты, где в стерильных условиях мастера своего дела «творят красоту» на человеческом теле. Однако это требует су­щественных денежных затрат. Поэтому в стихийных крими­нальных группах, дворовых компаниях по-прежнему использу­ются кустарные способы и средства нанесения татуировок. Ши­роко используются способы перевода на тело сюжетов и карти­нок из иллюстрированных журналов. Подросток, делающий на­колку самостоятельно, использует в этих целях зеркало. Однако наиболее распространено взаимное татуирование в группе. Объ­ясняется это тем, что не все способны в одиночку переносить эту болезненную пр (одим пример других, элемент состязатель­ности, подбадривание, помогающее преодолеть страх. Кроме того, одному трудно найти и изготовить орудие татуирования, раздобыть красители. Не все умеют рисовать. Невозможно также нанести себе татуировку на спину, бока, ягодицы. Следу­ет учесть и то, что одному делать татуировку просто неинтерес­но.

Татуировки используются в органах милиции для идентифи­кации личности, в процессе расследования — для опознания. При этом учитывается не только содержание рисунков, надпи­сей, знаков, но и качество нанесенных татуировок. Чем выше их качество, тем выше положение правонарушителя в группо­вой иерархии.

Мотивы удаления татуировок. Несовершеннолетние по-разному относятся к нанесенным татуировкам. Вначале они испы­тывают чувство превосходства над другими, гордятся своими та­туировками, затем привыкают к ним. Это относится к лицам, добровольно нанесшим татуировки. Понимание вреда, причи­ненного этой процедурой, обычно приходит слишком поздно. Многие же, кто сделал наколки «по глупости» и жалеет об этом, быстрее приходят к выводу о необходимости избавиться от них. Те же, кто был татуирован насильно, с самого начала озабочены тем, как избавиться от позорного клейма. Все это требует изучения и знания мотивов, по которым подростки хотят избавиться от татуировок

20% подростков хотят избавиться от татуировок по моральным соображениям. Они испытывают чувство стыда или состояние дискомфорта, попадая в новую среду и оказавшись в центре внимания окружающих. Для этих людей татуировки становятся серьезным препятствием при адаптации в новом учебном или трудовом коллективе. Их сторонятся окружающие, им не доверяют. Это вызывает кон­фликты, протесты, грубость, тяжелые переживания.

Несовершеннолетние пытаются избавиться от татуировок и потому, что они вызывают не просто настороженность, а на­смешки окружающих, особенно если татуировки носят унизи­тельный и оскорбительный характер (татуировкй-клейма). Если невозможно избавиться от таких татуировок, то их переделыва­ют, пытаясь скрыть их унизительный характер.

Свыше 24% несовершеннолетних стремятся убрать татуи­ровки потому, что они демаскируют (милиция сразу «рисует») и мешают дальнейшей криминальной деятельности. Выводя тату­ировки, несовершеннолетние и молодежь стремятся избавиться от такой явной и очевидной улики, свидетельствующей о принад­лежности ее носителя к криминальному миру.

Следует особо сказать о тех, кто недоволен качеством (20%) и содержанием (13,3%) татуировок. Каждый третий из обследован­ных пытался свести «неудачные» татуировки и нанести новые, более яркие, модные, оригинальные или же «подправить» старые с учетом изменившегося статуса в преступной группе.

22,8% обследованных затруднились указать конкретные мо­тивы удаления татуировок. Однако беседы с ними показывают, что таких мотивов несколько, они как бы выступают в ком­плексе. Мы уже рассмотрели выше эти мотивы (запоздалое чув­ство стыда, неудобство, понимание вреда от нанесенных татуи­ровок и желание исправить положение, недовольство качеством нанесенных татуировок, желание смыть позор от нанесенных «нахалок», недовольство качеством и содержанием татуировок и др.). Зная отношение несовершеннолетних к нанесенным тату­ировкам, можно более эффективно вести профилактическую работу. Так, публичный рассказ человека, испытывающего мо­ральные и бытовые страдания от татуировок, может предостере­ гающе подействовать на подростков, пытающихся нанести себе татуировки. Классификация несовершеннолетних и молодежи по отношению к нанесенным татуировкам позволяет вести дифференцированную работу по пропаганде удаления татуиро­вок, предупреждать применение методов их выведения, опасных для здоровья.

Способы удаления татуировок. Существуют три «классичес­ких» группы способов удаления татуировок:

  1. Хирургические (различные способы иссечения соответст­вующих участков кожи).

  2. Электрические (погружение в кожу иглы, соединенной с отрицательным полюсом батареи).

  3. Химические (натирание кожи различными химическими веществами и др.).

В настоящее время для удаления татуировок используются лучи лазера, другие щадящие методы и средства.

Решив удалить татуировку, несовершеннолетние и моло­дежь редко, к сожалению, обращаются за квалифицированной ме­дицинской помощью. Прежде всего они не знают, куда можно обратиться. Кроме того, не во всех медицинских учреждениях такие операции выполняются. Поэтому подростки и молодежь возлагают свои надежды на «друзей» и знакомых, прибегая к варварским (без обезболивания) способам выведения татуиро­вок. Нередко они пытаются выжечь (!) татуировки с помощью каленого железа, головок спичек, горящей папиросы; натирают татуированные места марганцовкой, каустической содой, трих- лоруксусной кислотой, танином, вырезают лезвием бритвы, шлифуют кожу наждачной бумагой и др. Все эти способы ос­тавляют заметные рубцы, обезображивают тело.

Связано это с тем, что среди населения широко распро­странены способы самолечения, при этом молодые несерьезно относятся к своему здоровью, а в закрытых исправительных и воспитательных учреждениях есть и еще одна причина — недо­верие подростков и молодежи к администрации учреждения. Интересен тот факт, что в московский институт красоты обра­щаются мужчины, которых более всего беспокоят облысение и наличие татуировок. Прозрение приходит с опозданием.

Все это свидетельствует о том, что недостаточно ведется ра­бота по разъяснению опасности самостоятельного выведения татуировок для здоровья человека. Это относится не только к колониям и специальным образовательным учреждениям, но и к общеобразовательным школам, армейским подразделениям, где молодежь тоже наносит и выводит татуировки.

Нельзя сбрасывать со счетов и такой психологический фак­тор, как привыкание человека к своей наколке. У части людей возникает, развивается и начинает действовать механизм психо­логической защиты, своеобразная «броня», делающая их недо­ступными насмешкам и любопытным взглядам окружающих. Такие люди не реагируют на различные воспитательные меры. Чтобы не быть одинокими в этом отношении, эти подростки и молодежь побуждают других повторять их ошибки.




написать администратору сайта